Искусство италии 16 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

3. Литература, музыка и театр.

Европейские страны внесли огромный вклад в культуру Возрождения. Лучшие произведения этой эпохи вошли в мировую культуру. Особенности исторического, социально-экономического, политического и духовного развития этих стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них.
Культура Возрождения возникла в Италии, которая стала классическим очагом ренессансной культуры. Искусство итальянского Возрождения XVI века нельзя назвать безрелигиозным. Создавались произведения на религиозные сюжеты, было и религиозное чувство, но оно обрело новое содержание. Для людей Возрождения дистанция между Богом и людьми по сравнению со средневековым человеком сократилась. Все, что люди любили в жизни, чем они любовались - мужская доблесть, мудрость стариков, нежность детей, красота женщин, красота природы и то, что человек создал своим трудом, - все это становилось достоянием и атрибутом священной истории.
И вместе с тем все виды художественного творчества эпохи Возрождения - изобразительное искусство, литература, архитектура, музыка, театр и другие прониклись светским духом. Отказавшись от канонов средневековой культуры, от символики Средневековья, искусство Возрождения ощутило дыхание жизни.
Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. И, обращаясь к эпохе итальянского Ренессанса, мы прежде всего представляем эти виды искусства.
Очень трудно выбрать отдельные имена, говоря о творчестве художников итальянского Возрождения. И не только потому, что их было очень много, но и главным образом потому, что даже средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.
Список литературы.

1. Введение в культурологию. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1993.
2. Всемирная история в 24 т. Т. 10. Возрождение и реформация. – Минск: Литература, 1998.
3. Гарди Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.: Прогресс, 1986.
4. Ильина Т. В. История искусств. - М.: Высшая школа, 1994.
5. История Европы в 8 т. Т.3. – М.: Наука, 1992.
6. История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. – М.: Инфра-М., 2000.
7. Кратна Л.М. Итальянский гуманизм. - М.: Просвещение, 1977.
8. Культурология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Власова. – М.: Проспект, 1998.
9. Лосев Л. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Гардарика, 1993.
10. Мировая художественная культура / Под ред. Проф. Б.А.Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2001.
11. Поликарпов В.М. Культурология. – М.: Гардарика, 1997.
12. Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1997.
13. Розин В.М. Введение в культурологию. – М.: Форум, 1997.
14. Хрестоматия по истории Средних веков. Т. II. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. М., 1950.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Раньше всего культура Возрождения стала развиваться в Италии. Это объясняется тем, что в богатых итальянских городах уже в XIV веке возникали первые мануфактуры, зарождалась буржуазия.

На важном торговом пути из Рима к Альпам находился большой и красивый город Флоренция. Улицы города оглашались шумом суконных мастерских. Конторы ростовщиков посещало множество людей. Флорентийские богачи давали в долг большие суммы денег не только купцам и феодалам, но даже папам и королям.

Флоренция стала культурным центром Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы обучали здесь своему искусству талантливых юношей. Славились замечательными мастерами также Рим, Милан, Венеция.

Но Италия была в то время раздробленной и слабой страной. В начале XVI века она стала добычей чужеземных захватчиков - испанцев и французов. Иностранные армии опустошали цветущую страну. Поэтому расцвет искусства в Италии был кратковременным.

2. Леонардо да Винчи.

 флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)

Одним из наиболее великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать - простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.

В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался понять строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его, на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности.

Джоконда Леонардо да Винчи.

С полотна на нас смотрит спокойное, задумчивое лицо молодой женщины, тронутое чуть заметной улыбкой. Когда в него всматриваешься, оно как бы на глазах меняет своё выражение. Глаза женщины внимательны и пытливы. Она изображена на фоне природы. Пейзаж с большой силой передаёт глубину пространства, наполненного светом.

Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь и металлорежущие и ткацкие станки, и прялка, и землечерпалка. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолёта.

Леонардо да Винчи выступал против учения церкви. За это духовенство преследовало его. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

Великим деятелем Возрождения был Микеланд-

3. Микеланджело

Микеланджело (1475-1564) - скульптор, художник, архитектор, военный инженер и поэт.

Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале XVI века. В статуях и картинах отразилась его мечта о человеке - борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины. Он изображал людей с могучим телом и сильной волей.

Давид - Микеланджело.

Давид - Микеланджело.

Давид показан в момент, когда все силы его собраны, вся воля напряжена перед решающей схваткой. Правой рукой юноша сжимает конец пращи, висящей на его спине, левой нащупывает зажатый в ней камень. Несмотря на внешнее спокойствие, в фигуре юноши чувствуется огромное внутреннее напряжение. Кажется, что сейчас левая рука выпустит камень, правая рванёт пращу, закружит её в воздухе, и нехитрый снаряд полетит, чтобы насмерть поразить врага.

собора св. Петра в Риме

Микеланджело принял участие в сооружении собора св. Петра в Риме. Этот собор в течение нескольких десятилетий строили самые знаменитые итальянские архитекторы. Микеланджело разработал проект главной части храма - его огромного купола. Храм св. Петра является лучшим образцом архитектуры Возрождения.

В творчестве Микеланджело проявились лучшие черты культуры Возрождения: прославление силы и мужества человека, вера в его разум.

4 Рафаэль.

Рафаэль автопортрет

Одним из величайших художников Возрождения Рафаэль (1483-1520). Он стремился изобразить человека, в котором всё прекрасно: красивое тело, развитой ум, добрый характер.

В молодости Рафаэль жил и работал во Флоренции, где создал многие из своих лучших картин. Вскоре его пригласили в Рим. Здесь Рафаэль писал портреты, руководил постройкой собора св. Петра, проводил археологические раскопки.

Сохранилось много картин Рафаэля с изображением мадонн. Но мадонны Рафаэля - не иконы. Художник рисовал женщину -мать, нежно любящую своё дитя.

Сикстинская мадонна.

Сикстинская мадонна.

Рафаэль. По облаку босыми ногами ступает высокая, стройная женщина. У неё прекрасное, вдохновенное лицо. В широко раскрытых глазах светятся мягкость и доброта и в то же время печаль, тревога за судьбу сына. Она несёт его людям, с любовью прижимая к себе.

Искусство Возрождения резко отливается от церковного искусства своим интересом к человеку.

Искусство Италии от проторенессанса до маньеризма
Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией. Речь идет не только о внешнем следовании античности, о своего рода цитировании античных художественных форм, примеры которого встречаются в отдельных произведениях итальянского средневековья. Более важно то внутреннее родство с образами античного искусства, которое – при всей специфичности средневековых форм художественного языка – можно уловить во многих памятниках итальянского искусства.

Лотто Лоренцо Портрет дамы в образе Лукреции


Лотто Лоренцо
Портрет дамы в образе Лукреции,
1533, Национальная галерея, Лондон

Лотто Лоренцо Портрет Андреа Одони


Лотто Лоренцо
Портрет Андреа Одони, 1527,
Королевское собрание, Хэмптон Корт

Лотто Лоренцо Мадонна с младенцем ангелом и святыми


Лотто Лоренцо
Мадонна с младенцем, ангелом и
святыми, 1528, Музей истории, Вена

В произведениях архитектуры это сказывается в соразмерности человеку их масштабов и пропорций, в спокойном равновесии тектонического построения, в том чувстве меры, которое присуще им, начиная от общего композиционного замысла вплоть до отдельных деталей архитектурного декора. В скульптуре итальянские мастера унаследовали от античности естественность и жизненность своих пластических образов в сочетании с тем чувством величественной и благородной красоты, которое осталось характерным качеством итальянского искусства на протяжении многих столетий.

Одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса. Этот величайший культурный переворот был вызван ранним зарождением в Италии капиталистических отношений, а в искусстве был облегчен наличием античных памятников, которыми изобиловала древняя италийская земля. Раздробленность Италии на ряд независимых друг от друга областей имела своим последствием разделение Италии на ряд локальных художественных школ. Эти школы не были строго обособленными, они нередко вступали во взаимодействие между собой, но все же каждая из них обладала чертами яркого своеобразия, и эволюция их была во многом различной. Поэтому рассмотрение искусства Италии целесообразнее вести по отдельным школам.

Эволюция искусства раннего Возрождения в Италии представляет картину исключительной сложности и многообразия. Это время возникновения и подъема многих территориальных художественных школ, активного взаимодействия и борьбы различных направлений. Но в этих сложных условиях четко обрисовывается магистральная линия развития раннеренессансного искусства, представленная в первую очередь замечательными мастерами Флоренции.

С первых десятилетий 15 века Флоренция заняла ведущее положение не только в социальном и политическом развитии Италии, но и в области культуры и изобразительного искусства. Преодолевая средневековые традиции, крупнейшие флорентийские мастера совершили революционную художественную реформу, повлекшую за собой стремительное созревание нового, реалистического искусства. Флоренция 15 столетия стала очагом формирования светского мировоззрения; здесь выковывались новые творческие методы и навыки.

Одним из ярких выражений характерного для этого периода общего духовного подъема было широкое развитие во Флоренции гуманистической мысли. Преклоняясь перед античной культурой, собирая манускрипты с текстами древних классиков, флорентийские гуманисты 15 века были широкообразованными людьми, превосходно знавшими и ценившими искусство. Их главная заслуга заключалась в том, что они способствовали формированию светского мировосприятия, подрывая этим авторитет церкви. Среди блестящих представителей различных направлений флорентийского гуманизма 15 столетия мы встречаем такие имена, как Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Пикколо Никколи, зодчих и теоретиков искусства Филиппе Брунеллески и Леона Альберти, а позднее – философов Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэта Анджело Полициано. Но главным проявлением мощного роста новой культуры был величайший расцвет пластических искусств.

Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию всей этой великой культуры. Хронологическая его протяженность невелика и охватывает всего лишь около трех десятилетий. Однако даже в количественном отношении – в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом значении, об этих десятилетиях можно было бы сказать, что они стоят иных веков.

Пришедший на смену Высокому Ренессансу период позднего Возрождения нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Середина и вторая половина 16 века были временем нарастающей общественной реакции. Дальнейший упадок экономики Италии в условиях иноземного господства, распространившегося на большую часть страны, сопровождался ликвидацией прежних социальных завоеваний. На реформационное движение, развернувшееся во многих странах Европы, римский католицизм ответил контрреформацией, означавшей резкое усиление церковного гнета. Длительный кризис охватил не только государства Средней Италии, стонавшие под пятой итальянских и иноземных деспотов, – он затронул и Венецию, которая, будучи сильно ослабленной, сохранила все же государственную независимость, немалую часть своих огромных богатств и блеск своей культуры. Кризис этот тяжело отразился также и на искусстве. Прогрессивная гуманистическая идеология, возникшая на демократической основе городских республик, была во многих центрах страны вытеснена придворной культурой, очагами для формирования которой явились дворы мелких абсолютистских правителей. Но даже в этих тяжелых условиях прогрессивные художественные силы, представлявшие линию реалистического ренессансного искусства данного периода, отнюдь не были сокрушены. Их главной опорой стала Венеция. Те же причины, которые продлили здесь период Высокого Ренессанса до конца 1530–х годов, содействовали плодотворному развитию венецианского искусства позднего Возрождения. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свидетельствуют о новом подъеме искусства этой части Северной Италии. Напротив, Тоскана и Папская область (куда входила, в частности, Парма) явились главными очагами другой, по существу своему антиренессансной линии, которую представляло искусство маньеризма. Утрата гуманистических идеалов, уход от реальной действительности в мир субъективных переживаний, зависимость от реакционных придворных кругов привели к тому, что в маньеристическом искусстве на первый план выступили ощущение дисгармонии, внутреннего смятения, черты субъективистского произвола – качества, которые вскоре вырождаются в бесплодную пустоту вычурных и манерных образов. Над общей массой задавленных художественной реакцией мастеров Средней Италии возвышается только одна титаническая фигура – Микеланджело Буонарроти, пронесшего через всю свою жизнь верность возвышенным этическим идеалам. Сохранив всю полноту своей творческой активности, он сумел в иных исторических условиях наметить новые пути в различных видах пластических искусств – в архитектуре, скульптуре, живописи и графике. Его позднее творчество наряду с искусством венецианских мастеров составляет другой важный пласт художественной культуры позднего Возрождения.

Залогом творческого успеха прогрессивных мастеров позднего Возрождения было не покорное следование принципам, выработанным на протяжении предшествующего периода ренессансного искусства, а глубоко творческое претворение их в соответствии с требованиями нового исторического этапа. Сохранив основу ренессансного мировосприятия – веру в человека, в его значительность и красоту, они смело вторглись в его духовный мир, раскрыв его во всей его сложности и подчас противоречивости. От образа отдельной личности они перешли к образу человеческого коллектива; более широко и развернуто показали они активную взаимосвязь между героями и реальной средой, в которой они действуют. Сама реальная действительность получила в их произведениях более конкретное воплощение, нежели в идеально обобщенных образах мастеров Высокого Возрождения. Соответственно данным задачам они выработали новые художественные средства, новые изобразительные решения.

Читайте также: