Искусство и творение мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

Под философией я понимаю продуктивное мышление, производящее новые смыслы. Если это так, то философию можно считать первичным творческим актом. Мне думается, что без продуктивного мышления невозможно возникновение искусства вообще, впрочем, доказать это утверждение будет крайне затруднительно. В данной статье мы попробуем показать, что философия, понятая как продуктивное мышление, является фундаментом для любого зрелого искусства.

Философия как творчество

Философия, если мы называем её продуктивным мышлением, является сердцем любого подлинного творчества. Творчество – это создание нового. Притом, чем качественно новее произведение, тем оно более творческое. За качество нередко отвечает философия, потому что философия – это ядро любой культуры, любой эстетики и, как следствие, любого произведения. Тот, кто способен создать свою философию (или религию), тот производит изначальный творческий акт, меняющий сами основания культуры, и, как следствие, основополагающие качественные аспекты творчества.

Философия и эстетика

Эстетика – это не столько философская дисциплина, изучающая красоту, сколько создающая её. Именно продуктивное эстетическое мышление задает новые определения красоты и формирует новые взгляды на нее. Деятель искусства, не способный создавать новые эстетические установки, полностью повинуется эстетическим установкам прошлого, что в значительной степени ограничивает его творческий потенциал. Из этого следует, что творец, перевернувший эстетические установки своего времени, является более значительным в творческом плане, чем деятели искусства, ничего не изменившие, и сааме великие творцы всех времен обычно связаны с подобными изменениями. Они влияли на изменение эстетического восприятия и своими работами продвигали новые формы эстетизма. Впоследствии их адепты принимали эти философские достижения как должное, а не как продукт продуктивного эстетического мышления.

Искусство и философская спекуляция

Так что делает искусство искусством? Техническое мастерское исполнение? К сожалению, нет. Известны многие мастера, которые технически превосходят и наших почитаемых классиков, и современных высоко оцененных творцов. Тут дело определенно не в технике, впрочем, технические требования в любом искусстве обыкновенно имеются. Дело в смысле? Отнюдь, нередко довольно банальные, глупые и не приносящие ничего нового творения становились классикой. Смысл – далеко не самый важный критерий. Так, может быть, в искусстве важна новизна? Подавляющее большинство людей не может оценить новизну произведения, и нередко классическими становятся совершенно банальные работы, вплоть до очевидного плагиата.

Так чего же общего у всех признанных произведений искусств? Вокруг них идут непрекращающиеся околофилософские спекуляции, во время которых создаются новые смыслы, формируются новые точки зрения, а иногда укрепляются старые. В некоторых случаях авторов может оказать внимание на ход спекуляции, но чаще всего, особенно после смерти, он становится бессилен, и его работа вместе с разговорами о ней живут отдельно. Произведение является ценным не по факту своих выдающихся качеств, а по количеству спекуляций, происходящих вокруг него.

Философия и поэзия

Поэзия – одно из частных искусств. Его история уходит в древность, а вместе с ней во всевозможные религиозные культы. Отмечу, что в рамках моей системы у всякой религии есть своя философия, как следствие, религиозные стихи, в особенности описывающие сотворение мира, бытие богов и все тому подобное – философские. Кроме того, не будем забывать о том, что многие философские произведения ранних греческих философов написаны в стихах. Это говорит нам о том, что с помощью стихов в древности продуктивное мышление реализовывало себя в мифах и непосредственно рассуждениях. Также зафиксируем, что значительную роль в создании и осмыслении тропов сыграли Горгий и другие софисты, без которых, вполне возможно, у поэзии было бы намного меньше риторических приемов.

Однако история очень сильно ограничила поэзию, которая отдалилась от продуктивного мышления и начала повторять одни и те же вещи: описание природы, описание стандартных эмоций, восхваление военных событий – в поэзии появилось большое количество тем, которые возобновляются вновь и вновь на протяжении уже многих веков. Однако поэтическая деградация не является сутью поэзии, которая благодаря продуктивному мышлению может добиться подлинного разнообразия.

Философия и проза

Любые тексты всегда пронизаны идеей и, как следствие, философией, просто некоторые из идей настолько банальны, что мы воспринимаем их как должное. Проза не является исключением. Любая осмысленная проза включает в себя философию, и чем лучше проза, тем сложнее и нестандартнее идеи, изложенные в ней.

Философия и музыка

Как известно, Пифагор благодаря своей философии реформировал математику и создал для музыки тоническую систему. Также он обосновал философию гармонии, которая до сих пор используется музыкантами. Слушающий музыку, может принимать её, только понимая её философию. Стройный порядок и гармония западных музыкальных произведений может не производить никакого эффекта на людей, не понимающих философского фундамента западного подхода к музыке. К примеру, далеко не все люди могут воспринимать классическую музыку. Я знаю многих, у кого она вызывает отвращение, несмотря на все её преимущество, стройность, сложность и гармоничность. Получается, что даже музыка причастна к определенной философии.

ВЫВОД

Философия и искусство тесно связаны. Продуктивное мышление, являясь ядром мышления творческого, создает искусства, реформирует их, формирует эстетические, этические и прочие установки, что, безусловно, важно для искусства вообще. Однако обыкновенно люди недооценивают связь философии и искусства. Это связано с тем, что многие не имеют достаточных знаний в области философии. Даже люди, занимающиеся искусствоведением, обыкновенно зацикливаются на тех или иных частных искусства, игнорируя картину в целом. Здесь же мы попытались ответ на важный общий вопрос, лежащий в основании культурогенеза. Предложенная модель не является окончательной, но отвечает на многие вопросы, на которые не могут ответить другие модели.

Содержание

Введение 3
Основные функции искусства 8 Творение мира 12 Заключение 16 Список литературы 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

готовая работа по философии.docx

Введение 3
Основные функции искусства 8 Творение мира 12 Заключение 16 Список литературы 17

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон. Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия , Родена , спектакли Станиславского и Мейерхольда, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие.

Нередко искусство рассматривается как атрибут избранных социальных слоев, чуждый другим слоям населения. В этом смысле занятие искусством обычно считают свойственным высшим классам, его ассоциируют с богатством, способностью покупать красивые, но бесполезные вещи и склонностью к роскоши. В качестве примера сторонники подобных взглядов могут привести Версальский дворец или Эрмитаж в Санкт-Петербурге с их обширными коллекциями, собранными богатейшими монархами Европы. Подобные коллекции могут позволить себе только очень богатые люди, правительства или организации.

В понимании Фрейда, искусство представляет собой своеобразный способ примирения принципа удовольствия и принципа реальности путем вытеснения из сознания человека социально и культурно неприемлемых импульсов. В этом смысле искусство как бы способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, которая снижает степень возможности возникновения симптомов психических расстройств или ведет к их устранению. В психике художника это достигается путем реализации его творческого потенциала или творческого самоочищения благодаря сублимации, переключению бессознательных влечений на социально приемлемую художественную деятельность. По своему смыслу такая терапия напоминает собой катарсис Аристотеля. Но если у древнегреческого философа средством духовного очищения выступала трагедия как одна из форм художественной деятельности, то основатель психоанализа усматривал в этом специфику всего искусства.

Основные функции искусства

Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из функций искусства перечислены ниже:

1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция предвосхищения (искусство как предсказание). В искусстве всегда живет "кассандровское начало" – способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных. Со времен Юма утвердилось мнение, что мышление человека индуктивно, склонно к логическим выводам на основе обобщения повторяющихся фактов. Однако современные нейрофизиология и психология указывают на скачкообразность мышления, которое приходит к выводам не только индуктивным путем, но и на основе однократного наблюдения, или путем экстраполяции (вероятностного продолжения в будущее линии развития существующего). Ученый делает умозаключения о будущем, а художник – образно представляет его.

5. Воспитательная функция. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека: воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.

Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучением и осуществляется через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.

Искусство, как и наука, "сокращает нам опыты быстротекущей жизни" (Пушкин). Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Искусство передает опыт отношения к миру, умножая и расширяя реальный жизненный опыт личности, хронологически ограниченный рамками определенной исторической эпохи, и человек обретает исторически многообразный опыт человечества; личность получает художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам.

6. Внушающая функция. Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В "час мужества" (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова "Жди меня":

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

7. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства. Только оно может:

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления. Понимание – это знание общего и того, как это общее определяет бытие вещи.

Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:

- объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия.

- изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.

Понятие искусства.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

4) Воспитательная функция. (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства:

- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

7) Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

Структура явления искусства.

1) Искусство – это форма общественного сознания, выраженная в отражении общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть формой отражения людьми общественного производства жизни с помощью творческого процесса в соответствии с формой общественного сознания.

2) Общественное производство жизни составляет реальную основу, над которой возвышается надстройка, которой соответствует творческий процесс.

3) Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание.

4) На известном этапе развития формы общественного сознания приходят в противоречие с отражением общественного производства жизни. С изменением общественного производства жизни изменяется искусство.

Диалектика искусства.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики является развитие, объектом – природа, общество, мышление.

Искусство, как форма отражения, объединяет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное. Формы искусства являют собой формы вещей, каковы они в сознании или каковы они сами по себе. Таким образом рассматривается соответствие материального и идеального.

Единичные вещи – есть суть, всеобщая материя всех искусств. Воспроизводящая форма искусства изображает особенное частное во всеобщем.

Так как исходным процессом познания является живое созерцание, абстрактное мышление, оперирование вещами в соответствии с понятиями, то это суть диалектического познания. И она же суть искусства. Именно поэтому искусство – это способ познания окружающего мира.

Современная проблематика.

В ХIХ и ХХ вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т.е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее.

Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Итак, синтезирующая мысль искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного прогресса культуры.

В заключение подчеркнем, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.


Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.


Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

  • Философия и искусство базируются на очевидности и интуиции: для философии – это интеллектуальная интуиция, а для искусства – интуиция эмпирического восприятия;
  • Для философии и искусства необходимо наличие целостной связи человека и мира, о которой философия твердит в контексте бытия, а искусство – в контексте красоты. Таковая целостность – эквиваленция искусства и философии.
  • Интересы философии и искусства, которые выступают в самых разнообразных формах самосознания культуры, в итоге, сходятся в единой точке и проблеме – что собою являет человеческая сущность, какое место отведено индивиду в этом мире.

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Читайте также: