Искусство и идеология кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одним из главных явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Мировая научная инфор­мация сегодня удваивается примерно за 10 лет.

С середины ХХ в. начинается научно-техническая революция (НТР). Если раньше научные и промышленные революции не совпадали по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические изобретения, техноло­гические прикладные разработки и их внедрение происходят почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу.

Помимо экономических последствий НТР вызвала и серьезные изменения в социальной сфере. Например, если сегодня в Африке занимаются сельским хозяйством 2/3 населения, то в США в нем занято менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве участвуют 1/3, а в сфере услуг около 2/3 трудоспособных американцев.

Без НТР была бы невозможна вторая эпидемиологическая революция, существенно изменившая приоритеты в области здравоохранения в последней трети ХХ в.

НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распро­странения информации: аудио- и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый её тип – экранная культура.

В ХХ в. достаточно интенсивно развивались и гумани­тарные науки, изучающие человека и общество: история, экономическая теория, политология, социология, психология и др. Появились и новые науки, например культурология.

Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в XX – XXI вв. представляет пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения условно можно разделить на консервативные (направленные на сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя).

Реальная политическая картина гораздо сложнее. По разным основаниям в ней можно выделить следующие политические теории и организации:

- консервативные, реформистские и радикальные;

- право-радикальные (например, фашистские), буржуазно-консерва­тивные, буржуазно-либеральные, умеренно-социалистические и радикально-социалистические (например, коммунистические).

В деятельности конкретных партий могут сочетаться разные сос­тавляющие. Например, в т.н. исламском фундаментализме присутствуют элементы консерватизма, правого и левого радикализма. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость обычно порождает консерватизм и радикализм. Крайний радикализм в век НТР и современного оружия весьма опасен. Крайний консерватизм, стремясь к стабильности общества, нередко выступает в качестве тормоза общественного прогресса. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных политических теорий и готовности людей к их восприятию (политической грамотности, политической культуры).

Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в диалоге религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение её структуры и роли. В индустриальном обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена её внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека).




Крайняя форма секуляризации – атеизм. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 1980-х гг. в США их было лишь 6% (в других странах еще меньше). Исключение составлял СССР, где к верующим себя относили лишь 15% граждан.

В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.

Религиозность – это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения, присущий в той или иной мере любому человеку (в т.ч. и атеисту). К сожалению, снижение роли традиционных мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и сложившихся веками конфессий (устойчивых церковных организаций) приводит к тому, что многие люди сегодня попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью) сект, таких как церковь Сайентологии (в России больше известная как дианетика) и др., становятся фанатичными поклонниками радикально-экстремистских идеологий и лидеров.

На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается явный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.

Дляфилософии XX – XXI вв. характерен поворот к проблемам человека.

Все философские школы в XX – XXI вв. можно разделить на четыре крупных направления. 1. Аналитическая (научная) философия. Марксизм продолжает материалистическую линию в познании природы и общества. Позитивизм XX – XXI вв. (неопозитивизм, постпозитивизм) основное внимание уделяет формам и методам научного познания. 2. Философия культуры (герменевтика, структурная лингвистика, постмодернизм и другие направления) сосредотачивает внимание на познании символического мира культуры, анализе текстов. 3. Собственно антропологическая философия представлена такими направлениями, как персонализм, фрейдизм, экзистен­циализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) и др. 4. Для религиозной философии ХХ в. (неотомизм, русская религиозная философия и др.) также характерен антропологический поворот.

В целом можно говорить о рождении в ХХ в. нового типа философии. На смену традиционной и современной приходит антропологическая философия– философия человека.

Одним из первых модернистских направлений стал экспрессионизм (от лат. expressio – выражение), родившийся в начале ХХ в. в Германии (Ж. Грос, П. Клее и др.). Резкими тонами, искаженными формами он пытался отразить дисгармонию буржуазного мира, страх перед войной и т.д. Экспрессионисты считали единственной реальностью внутрен­ний мир человека, а искусство – способом выражения этой реальности. Поиск новых форм нашел определенное логическое завершение в кубизме (П. Пикассо и др.), в котором предметы и люди изображались с помощью геометрических фигур (куб, конус и т.д.). В абстракционизме, основателем которого стал бывший экспрессионист В. Кандинский, вообще нет предме­тов – только цвета. Это не помешало ему быть модным до 1970-х гг. Разумеется, модернизм – это не просто формалистические эксперименты. Художники пытаются на уровне подсознания, на языке символов передать свои мысли и ощущения. Однако их произведения становятся слишком элитарными, оторванными от жизни и массового зрителя.

Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях.

Конечно, противопоставление реализма и модерна достаточно условно. Например, бывший экспрессионист Р. Гуттузо стал одной из ярких фигур итальянского реализма. Границы направлений и течений в искусстве достаточно подвижны. Борьба реализма и модернизма взаимообогащала их, правда, нередко в очень своеобразной форме. В 1920-х гг. появляется сюрреализм – искусство неправдоподобной реальности (С. Дали). Здесь все почти как в жизни – в деталях, но абсурдно – в целом. Сюрреализм – это сверхреальность, точнее – реальность воображаемая, такая, как во сне.

Итак, во всех областях культуры в ХХ в. происходят быстрые, революционные перемены. Наука и техника сущест­венно меняют духовную жизнь, и прежде всего в странах, относящихся к индустриальному типу общества. В связи с глобализацией это влияние все больше сказывается и на обществах традиционного и переходного типов. Стремление индустриальной цивилизации к безудержному прогрессу ока­залось агрессивным и разрушительным для традиционных культур и, как показал опыт ХХ в., для самой индустриальной цивилизации. Сегодня налицо черты глобального кризиса цивилизации и культуры.

Одним из главных явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Мировая научная инфор­мация сегодня удваивается примерно за 10 лет.

С середины ХХ в. начинается научно-техническая революция (НТР). Если раньше научные и промышленные революции не совпадали по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические изобретения, техноло­гические прикладные разработки и их внедрение происходят почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу.

Помимо экономических последствий НТР вызвала и серьезные изменения в социальной сфере. Например, если сегодня в Африке занимаются сельским хозяйством 2/3 населения, то в США в нем занято менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве участвуют 1/3, а в сфере услуг около 2/3 трудоспособных американцев.

Без НТР была бы невозможна вторая эпидемиологическая революция, существенно изменившая приоритеты в области здравоохранения в последней трети ХХ в.

НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распро­странения информации: аудио- и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый её тип – экранная культура.

В ХХ в. достаточно интенсивно развивались и гумани­тарные науки, изучающие человека и общество: история, экономическая теория, политология, социология, психология и др. Появились и новые науки, например культурология.

Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в XX – XXI вв. представляет пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения условно можно разделить на консервативные (направленные на сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя).

Реальная политическая картина гораздо сложнее. По разным основаниям в ней можно выделить следующие политические теории и организации:

- консервативные, реформистские и радикальные;

- право-радикальные (например, фашистские), буржуазно-консерва­тивные, буржуазно-либеральные, умеренно-социалистические и радикально-социалистические (например, коммунистические).

В деятельности конкретных партий могут сочетаться разные сос­тавляющие. Например, в т.н. исламском фундаментализме присутствуют элементы консерватизма, правого и левого радикализма. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость обычно порождает консерватизм и радикализм. Крайний радикализм в век НТР и современного оружия весьма опасен. Крайний консерватизм, стремясь к стабильности общества, нередко выступает в качестве тормоза общественного прогресса. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных политических теорий и готовности людей к их восприятию (политической грамотности, политической культуры).

Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в диалоге религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение её структуры и роли. В индустриальном обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена её внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека).

Крайняя форма секуляризации – атеизм. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 1980-х гг. в США их было лишь 6% (в других странах еще меньше). Исключение составлял СССР, где к верующим себя относили лишь 15% граждан.

В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.

Религиозность – это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения, присущий в той или иной мере любому человеку (в т.ч. и атеисту). К сожалению, снижение роли традиционных мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и сложившихся веками конфессий (устойчивых церковных организаций) приводит к тому, что многие люди сегодня попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью) сект, таких как церковь Сайентологии (в России больше известная как дианетика) и др., становятся фанатичными поклонниками радикально-экстремистских идеологий и лидеров.

На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается явный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.

Дляфилософии XX – XXI вв. характерен поворот к проблемам человека.

Все философские школы в XX – XXI вв. можно разделить на четыре крупных направления. 1. Аналитическая (научная) философия. Марксизм продолжает материалистическую линию в познании природы и общества. Позитивизм XX – XXI вв. (неопозитивизм, постпозитивизм) основное внимание уделяет формам и методам научного познания. 2. Философия культуры (герменевтика, структурная лингвистика, постмодернизм и другие направления) сосредотачивает внимание на познании символического мира культуры, анализе текстов. 3. Собственно антропологическая философия представлена такими направлениями, как персонализм, фрейдизм, экзистен­циализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) и др. 4. Для религиозной философии ХХ в. (неотомизм, русская религиозная философия и др.) также характерен антропологический поворот.

В целом можно говорить о рождении в ХХ в. нового типа философии. На смену традиционной и современной приходит антропологическая философия– философия человека.

Одним из первых модернистских направлений стал экспрессионизм (от лат. expressio – выражение), родившийся в начале ХХ в. в Германии (Ж. Грос, П. Клее и др.). Резкими тонами, искаженными формами он пытался отразить дисгармонию буржуазного мира, страх перед войной и т.д. Экспрессионисты считали единственной реальностью внутрен­ний мир человека, а искусство – способом выражения этой реальности. Поиск новых форм нашел определенное логическое завершение в кубизме (П. Пикассо и др.), в котором предметы и люди изображались с помощью геометрических фигур (куб, конус и т.д.). В абстракционизме, основателем которого стал бывший экспрессионист В. Кандинский, вообще нет предме­тов – только цвета. Это не помешало ему быть модным до 1970-х гг. Разумеется, модернизм – это не просто формалистические эксперименты. Художники пытаются на уровне подсознания, на языке символов передать свои мысли и ощущения. Однако их произведения становятся слишком элитарными, оторванными от жизни и массового зрителя.

Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях.

Конечно, противопоставление реализма и модерна достаточно условно. Например, бывший экспрессионист Р. Гуттузо стал одной из ярких фигур итальянского реализма. Границы направлений и течений в искусстве достаточно подвижны. Борьба реализма и модернизма взаимообогащала их, правда, нередко в очень своеобразной форме. В 1920-х гг. появляется сюрреализм – искусство неправдоподобной реальности (С. Дали). Здесь все почти как в жизни – в деталях, но абсурдно – в целом. Сюрреализм – это сверхреальность, точнее – реальность воображаемая, такая, как во сне.

Итак, во всех областях культуры в ХХ в. происходят быстрые, революционные перемены. Наука и техника сущест­венно меняют духовную жизнь, и прежде всего в странах, относящихся к индустриальному типу общества. В связи с глобализацией это влияние все больше сказывается и на обществах традиционного и переходного типов. Стремление индустриальной цивилизации к безудержному прогрессу ока­залось агрессивным и разрушительным для традиционных культур и, как показал опыт ХХ в., для самой индустриальной цивилизации. Сегодня налицо черты глобального кризиса цивилизации и культуры.

Испокон веков сложились весьма непростые отношения у искусства и идеологии. Что я подразумеваю под словом искусство ? Это музыка , танец , живопись , литература и все производные жанры творческого выражения мыслей и эмоций человека.

Краткий экскурс в историю вопроса. В рамках традиционного музыкального образования мы знакомились с музыкой различных эпох. Если верить учебникам истории, то самые древние цивилизации - египетская, ацтеки, майя, инки должны были по идее иметь какую-то свою музыкальную культуру. Но как нам было сказано каких-то значимых образцов музыкальных не сохранилось с тех пор.То есть какая была у них музыка . я лично не знаю .

С чего же начинается европейская музыка ? Опять же принято считать что музыка в привычном для нас виде берет начало в Древней Греции. До нас дошли не конкретные музыкальные образцы , а лады - лидийский , фригийский , дорийский и т.д. И вот на основе этих ладов и начала свое существование европейская музыка.

В Древней Греции были сильны языческие традиции -существовали храмы различных богов.И соответственно там видно исполнялась музыка отвечающая запросам жрецов с целью религиозной агитации. Скорее всего существовал и местный фольклор.

Меня всегда интересовал вопрос по теме случайно ли мы ничего не знаем про музыку древних цивилизаций "из пирамид" или же эта музыка была заботливо уничтожена адептами новых религиозных течений ?

Наиболее хорошо изучена история развития музыки в Европе с момента прихода христистианства.Существовала народная фольклорная музыка - музыкальная культура дохристианская ,языческая, связанная с земледельческими культами.Это были танцы и песни, поэзия и творчество в различных проявлениях . Христианство стремилось занять лидирующие положение в сфере идеологии -открывались церкви, монастыри. С момента укрепления его позиций в идеологической сфере фольклор подвергался планомерному уничтожению, происходила замена местных национальных культур одной всеобще-христианской музыкальной религиозной музыкальной культурой. В раннехристианской традиции была разрешена только чисто вокальная музыка ,григорианские хоралы ( https://www.youtube.com/watch?v=Ismdhz0RJOE) .Музыка исполняемая на музыкальных интрументах считалась дьявольской , "бесовской" и греховной. И с того момента становления христианства происходит очень прочное внедрение контроля над музыкой и искусством в целом. Музыка и искусство преимущественно раскрывает и пропагандирует библейские сюжеты. Потом и вовсе эпоха инквизиции ярко отражает попытки тотального контроля над культурными запросами населения. А неугодные музыканты . они могли быть поджарены на костер или они просто потихоньку исчезали. Мне иногда становится не себе от мысли ,что все христиане , изучающие Библию при нужном ключе ведения проповедей опять начнут видеть в красивых женщинах ведьм, а в струнных интрументах музыкальных - "бесовские" голоса из ада, подлежащие истреблению. Ко мне приходили Свидетели Иеговы проповедовать , они так и сказали, что все неверные религия и мировые правительства будут истреблены . (цитата из проповеди за 2014 год. Место прослушивания США Массачусетс - оплот мирововой демократии, земля первых поселенцев ).

Одна третья часть мира считает себя христианами , препочитая забыть о инквизиции и крестовых походах. При всем том что занятия музыкой развивают память и мышления и непонятен вообще ажиотаж именно вокруг гитарного искусства.

И к слову сказать строгие правила церковные относительно музыки и искусства продержались до 1500 года.Пожалуй строгие рамки в искусстве особенно были характерны для эпохи крестовых походов с 1096 по 1444. Пока проходили крестовые походы , то в искусстве была довольно таки заметна цензура .Очевидно что это было выгодно в идеологических целях. А вот потом ВДРУГ происходит Ренессанс в искусстве.Вдруг начинается развитие живописи (изображение обнаженной женской натуры что раньше строго-категорически возбранялось) , развитие музыки и искусства исполнения на струнных музыкальных инструментах.И даже Мадонн в католических церквях начинают изображать в слегки приобнаженном виде , или традиционных сюжет с фресок сюжет про обнаженных Адама и Еву в райском саду . Для ислама скажем такое изображение было бы явно недопустимым .Такое ощущение что эти изображения делают что ли назло исламскому миру в противовес.

А почему и зачем? Кто вкладывает деньги в этот проект ? А по ходу дела в Османской империи во времена 1500 годов развивается нестабильная обстановка с мятежами. Но вот забавно как выходит .В исламе насколько мне известно было запрещено играть на струнных инстурментах (за весь ислам не скажу , но в каких -то ответлениях его точно струнная музыка нежелательна) . И вот в Европе как назло исламу развивают струнную музыку и украшать храмы человеческими изображениями со слегка обнаженным телом. Странно все это выглядит. Как будто древние идеологи христианских движений сами верили в то что музыка исполняемая на струнных инструментах в одной части глобуса -может спровоцировать беспорядки в другой части глобуса.И в Европе музыка тогда достигает значительных высот в развитии-а на востое идут волнения . Находятся богатые мецентами способные вложить финансы с театр, оперу , оркестру (струнные) и их недешевое содержание. В своем роде такое довольно странное идеологическое оружие управления сознанием народных масс .

Ну это меня очень далеко занесло вглубь веков .Лучше я опишу личный опыт взаимодействия с идеологией в различных проявлениях.Той идеологией от которой невозможно уйти в сторону

Мое детство пришлось на закат коммунизма в советском союзе.В "коммунистический" период в советском союзе музыканты и деятели искусства находились в довольно строгих идеологических рамках. Чтобы стихи поэта печатали , надо было разместить несколько произведений про Ленина , партию в самом начале сборника , а лучше с картинками.

Чтобы концерт прошел какой-либо , тоже обязательно должны были присуствовать коммунистичечкий "идейные" произведения - обязательно.Что то слишком резко уходящее в сторону от официальной партийной линии попросту тихо не замечали, не печатали, не исполняли.Гоcударство было главным заказчиком и финансировало какой-либо проект или же просто неугодного автора потихоньку задвигали куда-то на второй план не давая ролей, не печатая произведений и т.д.Государство могло "раскрутить" какого-либо исполнителя или же подвергнуть травле неугодного. Выбора не оставалось ибо частная музыкальная деятельность не приветстовалась в союзе. Полный контроль над аудио и видео ресурсами -записью и концертными залами давал полную власть над музыкантами. Это сейчас можно купить видео камеру и выложить свои музыкальные записи в сеть - раньше такое сложно было представить.

Примеры из жизни коммунистической обязаловки. Мы добровольно принудительно вступали в октябрята и пионеры -отказаться было почти невозможно да и жива в народе память было о сталинских репрессиях.Отказываться было непринято. Так вот во 2 классе нам в школе обязательно велели купить 2 томник сочинений о Ленине(очень глубоко идеологизированная книга). Такое указание было спущено сверху директору школы, а там классным руководителям . И у нас собирали деньги на покупки 2 томов чистой "мукулатуры",которую читать по сути детям было не интересно. Весь класс сдал деньги и купил этот 2 томник, отказаться было невозможно никак. Купили -на полку положили и забыли про этот 2 томник историй о Ленине. А вот хотя почему школа заставляла покупать нас эту литературу совсем не ясно.Это просто элемент идеологической работы . И мне до сих пор неясно как было в той ситуации остаться все коммунистической идеологии и покупки книг-да и невозможно видно было. Мы как дети не обладали возможностью что-либо изменить при принятии в пионерию или покупки продаже Ленина-за отсутствем жизненного опыта в таких широких философских понятиях как марксизм-ленинизм.

В школьных концертах были песни патриотического содержания равно как на радио и телевидении.Четкая коммунистическая пропаганда продолжалась до 90 годов.

Потом вдруг резко распался союз и пришли новые реалии в видео "свежей" волны в идеологии. Вдруг исчез коммунизм -начисто и сразу -резко как по взмаху волшебной палочки (после путча в 91 году).Разворот строго в противоположную сторону на 180 градусов в мышлении.

Теперь был взят курс на возрождение национальной истории и православия. Печатают тоннами учебники по истории Беларуси на "родной" мове, которые мы проходим в бешеном темпе по 2 -3 учебника за год. И начинают открываться церкви. Бывшие партийные деятели прячут партбилеты в шкаф и становятся православными священниками -это одно из характерных явлений того периода.

С приходом эпохи возрождения национальных идей в 90 годы и возрождения православия почему -то вдруг резко разоряются и многие научно-исследовательские институты.В советсике времена науку еще как-то поддерживали финансово, а тут наступает финансовый кризис. И бывшие инженеры и научные сотрудники уходят торговать на рынки , а наиболее успешные уезжают на Запад.Таким образом разрушается интеллектуальный потенциал страны именно в 90 годы.

И тут как раз в музыке происходит всплеск по фольклорной теме .Выходят сборники с обработками народных песен .

Теперь в музыкальных конкурсах обязательными становятся пьесы -обработки народных песен. А в академии музыки проводятся поездки в монастыри с целью знакомства с христианством.

И появляется одна очень интересная постановка на сцене минского оперного театра "Страсти" ("Рогнеда") Мдивани.

Краткий сюжет можно почитать в википедии -довольно занятно.

В сфере музыкальных образов в этом балете намешаны образы неких мрачных языческих богов и христианства.

Вообще сейчас балет вышедший в 1995 году на сцену минского оперного театра служит мрачным предвестником событий на Украине .Несколько пугающе выглядит хор "Господи помилуй" в финале на 1-27. Слишком христианский финал балета наводит на мысли на новом средневековии потенциально возможном в 3 тысячелетии с инквизицей в придачу .Хотя это опять же чисто личные ощущения.

Таким образом на моей памяти произошла резкая "полярная" смена идеологии в искусстве с коммунистической на национально-православную.

И вот меня все терзает вопрос современные музыканты насколько они "свободнее" по сравнению с эпохой средних веков.Ну вроде как свобода - выражай свои мысли в виде музыки как угодно. Но во 2 классе надо было купить 2 томник Ленина :) - а потом на конкурсе Жиновича в 1999 обязательно! надо было исполнить обработку белорусской фольклорной песни .

Суть всего в том , что разные эпохи навязывают деятелям искусства определенную идеологию . Гитарная музыка и музыка исполняемая на струнных инструмента почему-то занимает особую нишу в искусства. Ей то начинают интересоваться , ее развивают и вкладывают в не финансы, то запрещают , то пропагандируют когда это выгодно даже по политическим мотивам и ситуации, то о ней забывают . как будто сам Дьявол заключен в струнах :)

И в завершении видео Страстей Мдивани

Когда я смотрю видео , то передо мной вместо образа девушки является собирательный образ гитары как инструмента пережившего непростую историю. Это образ Рогнеды-это само искусство , сама Музыка (она ведь тоже женского рода)-являющася невольницей в руках всех персонажей балета .


Примеры идеологического искусства можно обнаружить с древних времен.

Уже в 20-м веке, после Октябрьской революции, искусство в России устремилось к построению идеала нового коммунистического общества и воплощению человека совершенно иной, социалистической формации: модернистская поэзия (В. Маяковский, В. Брюсов), смелые авангардные проекты (В. Татлин и его башня), которые позже сменились эрой соцреализма, воспевшего человека труда в советской литературе (М. Шолохов, Н. Островский), живописи (М. Дайнека, А. Герасимов), скульптуре (В. Мухина) и др.

Свое идеологическое искусство было и в Третьем Рейхе. Так, в знаменитом документальном фильме Лени Рифеншталь, рассказывающем о XI летних Олимпийских играх, прошедших в Берлине, показан эталон нацистских идеологов – мускулистые атлеты, настоящие арийцы и сверхлюди, которые превозмогают человеческие возможности.

Казалось бы, по прошествии 20-го столетия, когда тоталитарные общества остались в прошлом, а господствующей в мире политической моделью стала либерально-демократическая, – культура должна была сбросить гнет идеологии.


Картина "Большевик". Пётр Горбань


"Великий эксперимент". Илья Глазунов, 1990 год

Таким образом, можно сказать, что идеологическое искусство – это не явление сугубо 20-го века. Перо, глина, кинокамера всегда служили правителям и их приближенным как средство укрепления своей власти.


Атлант решил подзаработать

Но все же О. Робски и подобные ей скорее относятся к быстро преходящему масскульту, который всегда поспешно, в ущерб качеству самого произведения, откликается на тенденции, существующие в обществе, а что насчет подлинной культуры?

Существуют противоположные мнения по этому поводу. К примеру, “идеология убивает искусство” или “искусство остается искусством, независимо от того, каким целям служит”.
Могут быть такие варианты развития событий.
1. Государство решило для продвижения своих неких целей идологизировать искусство. Художники, поэты и талантливые люди делают всё в угоду идеологии. Как выводж, искусство чахнет. Это нельзя будет называть искусством.
2. Некие революционеры-талантища всё же противостоят и пробиваются, сохраняя искусство. Более того, создают свою идеологию, находят кучу сторонников и делают идеологию искусством, оставляя жить искусство! )))
И тут дай-то бог цели будут благими, поскольку увлечь посредством искусства можно большие массы! )))
Итак, искусство - мощный инструмент для манипуляции массами ))))

Это были мои мысли)))) )

А вот просто взятое из поисковика до кучи )))

В XIX и XX веках на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, что при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (то есть уже псевдоискусством) и самой идеологией.
Немецкий философ Карл Ясперс — человек высокой культуры — мучительно реагировал на фашитизацию своей страны. Нараставший на глазах ученого фашистский разгул вседозволенности обострял неприятие им современной ему национал-социалистической государственности (по выражению Ясперса “государственного социализма”), подавлявшей личность и деформировавшей культуру. Очевидная деградация художественной культуры, ее огрубление и измельчание, в плохом смысле слова “омассовление” — низведение до продукта бездушного и бездумного потребления — вызвала у философа не стремление к элитарности искусства, а ностальгию по немецкому искусству прошлого, гуманистически воплощавшему высокие идеалы, создававшемуся лучшими, уникальными выходцами из народа и тесно с ним связанными.
Аналогично можно провести сравнение с нашим государством, когда искусство как оружие идеологии было положено в основу официальной эстетической доктрины государства. Некоторые авторы считают, что соцреализм сыграл в развитии искусства такую же роль, как “лысенковщина” в биологии. На долгие года мы были лишены произведений искусства создававшихся не в “духе соцреализма”, когда ценности обыкновенной человеческой жизни подменялись “высокими целями”.
Другая крайность “искусство для искусства” о которой немецкий философ Жак Маритен пишет так. “По правде говоря, искусство стало в XIX веке укрываться в своей знаменитой башне из слоновой кости только вследствие обескураживающей деградации культурной среды с ее позитивистским, социологическим и марксистским состоянием умов. Но нормальные условия для искусства совершенно иные. Эсхил, Данте, Шекспир или Достоевский не работали под пневматическим колоколом. У них были великие гуманистические предначертания. Я хочу сказать, что чем богаче у всех истинных художников и писателей человеческий материал, тем крепче все связано на благо произведения и подчинено внутренней автономии этого замкнутого в себе космоса”.

Читайте также: