Искусство и художественная рефлексия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Приветствую всех, заглянувших на мой канал. Сегодня я хочу поговорить о рефлексии. В книгах она встречается часто, но играет довольно неоднозначную роль. С одной стороны, без неё художественной произведение лишается души, а с другой – рефлексия в тексте иногда откровенно не к месту. Поэтому попробуем разобраться в этой умной штуке.

Что такое рефлексия

Впрочем, всё это психология, поэтому вернёмся к художественной литературе. Зачем рефлексия нужна там? В художественном тексте присутствует три вида рефлексии. Не всегда, конечно, но в идеале они там должны быть.

Рефлексия автора

Во-первых, автор как бы проецирует результаты своей рефлексии на героя, делая это иногда неосознанно. Вообще, каждый главный герой несёт в себе частицу автора. Но, бывает, писатель намеренно заставляет героя решать свои собственные проблемы, используя его как своеобразный ментальный тренажёр. Автор вкладывает в уста героя свои мысли о себе самом, принуждая ни в чём не повинный персонаж мучиться рефлексивными переживаниями, мало связанными с сюжетом.

Такие переживания не всегда нравятся читателю. Подобный герой может быть непонятен, чужд и даже неприятен, как бывает неприятен случайный знакомый, изливающий перед вами свою душу.

Второй путь передачи авторской рефлексии – прямой. Это разнообразные философские интерлюдии, отступления, размышления о сущности бытия и т. д. Хорошо, когда к месту и в меру. Странно выглядят заумные размышления автора о превратностях судьбы в суматохе боя или в разгар любовной сцены.

К тому же следует учитывать, что любая авторская рефлексия – это личные мысли и переживания, и они могут быть совершенно неинтересны читателю.

Рефлексия героя

Это очень важный вид рефлексии и выражается он в описании переживаний героя, его размышлениях о себе, поисках наиболее верного решения, переосмыслении своих ценностей и т. д. Такая рефлексия необходима, чтобы показать духовное развитие персонажа, изменения его внутреннего мира.

Но, опять же, следует соблюдать правило времени и места. Если герой сидит в тюрьме, то здесь самое время порефлексировать, поразмышлять, как дошёл до такой жизни. А в ситуации конфликта, в активном общении с другими персонажами времени для рефлексии нет.

Ну, и меру тоже надо знать. Постоянно рефлектирующий герой скучен, быстро утомляет и начинает раздражать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РЕФЛЕКСИЯ на уроках изобразительного искусства

Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить поставленную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем младшему школьнику необходимо выполнить следующие операции:
Выделить в задаче условия:
·
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия;
·
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
·
Указать на это противоречие взрослому;
·
Определить, какие средства (ЗУ, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
1.
рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.
рефлексия деятельности

3.
рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

·
обмен информацией

·
взаимодействие

·
взаимопонимание

·
были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

·
недостаток информации

·
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

·
трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

·
ориентированный на человека

·
ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

·
в группе сохранилось единство и партнерские отношения

·
единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

·
лидер, выдвинувшийся в ходе работы

·
нежелание наладить контакт большинства участников группы

·
непонимание задачи, поставленной для совместной работы

6.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

Художник, претворяющий своё чувство мира в материале, способен органично репрезентировать себя в качестве части мира и одновременно - как принцип мира , ибо в завершенных продуктах творчества прочитываются онтологические характеристики современной ему реальности. Его индивидуальные суждения и жесты несут в себе надиндивидуальную символику. Художественная рефлексия, поэтому, не порывает с миром вне художника, поскольку всегда сохраняет в себе момент непосредственного мышления в мире, восприятия в мире.

Когда художник оставляет работу над произведением, считая его законченным, он тем самым делает недвусмысленное заявление о собственном ретроспективном намерении . Реконструируя творческий акт, его чрезвычайно трудно расщепить на отдельные фазы, этапы, последовательности. Любой исследователь осуществляет эту операцию интуитивно и в значительной мере гипотетически. И тем не менее готовую картину можно рассматривать как определенный образец завершенного действия. Образный строй, композиция, живописная вещность произведения, словом, вся её материальная и символическая фактура даёт возможность внимательному глазу увидеть: любое произведение искусства воплощает в своей структуре угаснувший в нём творческий процесс . Это и позволяет рассматривать уже существующее произведение как способ создания этого произведения, делать предметом изучения рефлексию художника, его мыслительные ходы, способы решения им смысловых, живописных проблем 43 .
Если попытаться дифференцировать представление о механизмах художнической рефлексии, можно наметить её две стороны, которые в творческом акте действую слитно, переплетаясь. Речь идёт о рефлексии, сопровождающей общий замысел картины, часто ещё не вполне отчётливый, и рефлексии, проявляющей себя непосредственно в момент художественного претворения, на стадии решения собственно живописных задач. В первом случае - это ощущение особой тональности будущего произведения, заставляющей автора всматриваться в требующее выражения чувство, думать о нём, пробуя и примеряя к нему отдельные пластические образы. Во втором случае - это рефлексия, протекающая в структуре реального произведения, творческие усилия в русле уже найденной стилистики.

Примечания

1 Ван Гог. Письма. М.1966. С.55.

2 Ницше Ф. Веселая наука. // Ницше Ф. Избранные работы. Спб. 1994. С.192.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Согласно ФГОС второго поколения проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает изменение структуры урока. Теперь рефлексия становится полноправной и обязательной частью урока и, причем, она может осуществляться на любом этапе урока, а не только в конце его. А что же такое рефлексия?

Главная заповедь учителя – заметить продвижение вперед и поддержать успех ученика. Решение этой проблемы я вижу и в организации рефлексивной деятельности.

В первом классе организация рефлексивной деятельности идет по трем направлениям:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Данную рефлексию я провожу с целью установления эмоционального контакта с учениками класса. Инструментами, влияющими на сферу чувств, являются: музыка, картины выдающихся художников, репродукции, отражающие разные спектры эмоций.

Какую пользу приносит этот прием? Во-первых, ребенок учится анализировать прошедший урок. Во-вторых, я отслеживаю тех детей, которые выбрали черный или фиолетовый цвет и на следующем уроке с большим вниманием отношусь к этим детям. В-третьих, учителю всегда приятнее работать, если на нотном стане или на карточках преобладают красный, оранжевый или желтый цвета.

2. Рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные из них. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, выполнении самостоятельной работы на доске и т. п. Дети очень любят этот прием рефлексии. Применение данной рефлексии в конце урока позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Овладевая учебными действиями, ребята самостоятельно планируют, анализируют, оценивают свою деятельность, производят ее коррекцию, ставят перед собой новые учебные задачи и находят пути их решения.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

- Своей работой на уроке я. (доволен, не совсем доволен, не доволен, потому что. )

- У меня получилось.

У ребенка есть возможность выбора той фразы, которая необходима в данный момент. Наряду с этим идет и развитие речи, отрабатывается умение правильно строить фразу.

Из всего сказанного могу сказать, что рефлексия – это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Приемы рефлексии, о некоторых из которых я рассказала, могут показаться несколько наивными и вызвать улыбку. Но мы только начали работать по ФГОС второго поколения с маленькими детьми, начали с маленького дела, но дела !

1. Богомолова Е.Н. Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе. – Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

2. Голиевская М.П. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе. – Фестиваль педагогических идей, 2009/2010.

3. Калачёва И.Ю. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе. – Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

4. Макарова Е.В. Различные приемы рефлексии на уроках в начальной школе. – Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

5. Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. – Ж-л Наука и школьная практика № 1, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес.

статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован.

"Формирование УУД на уроках открытия нового знания в деятельностном методе обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Формирование УУД на уроках по технологии деятельностного метода обучения.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа .



ДОКЛАД СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ДОКЛАДСОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОССовременный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен колледжа искусств, .


ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в кон.

Читайте также: