Искусство франции второй половины 19 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Середина 19 в. ознаменована нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции. Революционная волна 1830 г. потрясла политическую систему государства. Еще большее этапное значение имели революция 1848 г., когда впервые на историческую арену вышел рабочий класс, как огромная самостоятельная сила, и, наконец, Парижская коммуна 1871 г. - величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века.

Развернувшиеся классовые битвы, обострившиеся социальные проблемы вызвали рост новых тенденций во всех областях культурной жизни. В этот период создается теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях графики и живописи, а несколько позже — в скульптуре. Менее плодотворным оказалось это время для развития архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

С распространением частной капиталистической застройки городские ансамбли утрачивают художественную цельность. Резко снижается качество архитектурных композиций, их объемно-пространственное решение. Характерным становится тип доходного дома, в котором украшается только фасад. Облик здания утрачивает былую цельность, внешний вид перестает выражать его назначение. Безвкусная роскошь особняков имущих классов, населяющих центр города, вступает в резкий контраст с ужасающей бедностью и убогостью рабочих кварталов. В этот же период делаются попытки создания архитектуры разумной и простой. Использование железа, стекла, позже железобетона и цемента открывает огромные возможности. Промышленное строительство оказывает влияние на жилую архитектуру. Однако на первых порах и в инженерных постройках проявляются тенденции эклектизма, новые конструкции сочетаются с элементами старых стилей.

Большое значение в формировании нового направления имел читальный зал Библиотеки св. Женевьевы в Париже, построенный в 1843— 1850 гг. Анри Лабрустом. Его высокий свод опирается на железный каркас с тонкими чугунными колоннами посредине. Фасад отличается благородной простотой, но логически ясная конструкция сочетается с мотивами старых стилей. Лишь постепенно вырабатывается специфический язык, основанный на применении инженерно-конструктивных форм.

Революционные события вызвали пристальное внимание передовых художников к явлениям повседневной действительности, к жизни народа, к поэтическому пейзажу родной страны, способствуя как изживанию романтических иллюзий, так и еще более решительному размежеванию прогрессивных и реакционных сил в искусстве.

Домье. С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Его острое, отточенное искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, и прежде всего сатирической графики и карикатуры. Но Домье не только разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство и взяточничество, всю гнилость существующего буржуазного строя, он дал образ положительного героя — рабочего, сознательного борца за свои классовые интересы. Художник работал главным образом в сатирической графике и карикатуре, но он оставил замечательные произведения живописи, иногда обращался и к скульптуре, везде находя новые средства и формы для воплощения своих замыслов.

В период революции 1848 г. Домье вновь обращается к политической карикатуре. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.

С 1848 г. внимание его все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.

Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Подчас художник применяет особый прием — помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов. Он сообщает обыденным жизненным сценам особую значительность. Цельная, тонко сгармонированная красочная гамма насыщается многочисленными оттенками, отсветами. Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий, свободный мазок кисти художника.

Обращаясь к повседневной жизни современного города, к образам людей труда, Домье своей живописью, так же как и графикой, пролагает новые пути реалистическому искусству.

Одновременно с Домье выступает группа художников, работавших главным образом в области национального пейзажа. Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Эти художники начали изображать родную природу своей страны, воспевая красоту и поэтичность окружающего мира, в котором живет и трудится простой человек. Своими картинами они воспитывали чувства и пробуждали интерес к реальной действительности. В этом огромное значение творчества Коро и художников-пейзажистов, получивших название барбизонцев, по имени деревушки Барбизон, где они жили и работали.

Коро. Особое место в пейзажной живописи Франции занимал Камиль Коро (1796—1875). Он был значительно старше барбизонцев, творчество его получило более ярко выраженную лирико-поэтическую направленность. Стремясь к созданию эмоционально насыщенного, реалистического обобщенного образа природы, Коро выражал в нем свои чувства и настроения. Главным средством, дающим произведению жизнь, он считал свет — спокойно-рассеянный, тончайший свет пасмурных дней, который царит в его пейзажах зрелого и позднего периода.

Барбизонцы Иной характер носила живопись художников-барбизонцев, изображавших сельскую природу Франции и утверждавших национальный реалистический пейзаж. Обратившись непосредственно к обыденным мотивам природы своей родины, эти художники начали писать все то, что видели перед собой,— поля и леса, речки и деревни. После многочисленных поездок по стране они избрали местом постоянного пребывания небольшую деревушку Барбизон, в лесу Фонтенбло, близ Парижа. Там поселились Руссо и Милле, туда приезжали работать другие художники. В числе барбизонцев были Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз. Каждый из них имел свое творческое лицо, излюбленные мотивы, свою манеру письма. Но всех их объединяли настоящая искренность и энтузиазм, любовь к родной природе, которую они стремились запечатлеть во всем ее многообразии.

Общепризнанным главой барбизонцев был Теодор Руссо (1812—1867), утверждавший обыденное как значительное, монументальное. Его привлекало в природе все устойчивое, могучее, материальное; он подчеркивал конкретную осязаемость предметов.

Милле. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью. Крестьянин-труженик становится героем его произведений.

В последние годы жизни Милле искал в природе гармонию, недоступную, по его мнению, человеческому обществу. Все более значительное место в его творчестве занимал пейзаж. К нему обратился художник, выехавший в Шербур в период осады Парижа и славных дней Коммуны. Но, оставшись чуждым общественно-политической борьбе своего времени, Милле до конца дней сохранил свои демократические убеждения.

Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 в.

Последняя треть 19 в.

Господствующим направлениям буржуазного искусства противостояло реалистическое искусство, продолжающее развиваться в условиях идеологической борьбы, преследований и жесточайшей цензуры.

Со временем в искусстве Дега все заметнее нарастают черты скепсиса, горечи, разочарования, что приводит к более одностороннему изображению явлений, к усилению в его произведениях формально-декоративных черт.

Дега был одним из организаторов и участников почти всех выставок группы художников, получивших название импрессионистов, хотя его искусство с ярко выраженными самобытными чертами и отличалось от работ его друзей.

Обращение импрессионистов к различным сторонам действительности, к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, к образам современников различных сословий, профессий и общественных слоев, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. А стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к поискам новых средств художественной выразительности, особой свежести и остроте восприятия, к освобождению палитры от музейной черноты, к просветленной красочной гамме. Со временем, однако, ясно обозначились и черты ограниченности творческого метода и мировоззрения импрессионистов. Погоня за точностью передачи мгновенного зрительного ощущения вытесняет в их искусстве глубину и всесторонность познания мира, этюд — картину, случайно схваченные эпизоды окружающего — темы высокого общественного значения, критической остроты. С середины 1880-х гг. импрессионизм изживает себя. Пленэр в пейзажах импрессионистов превращается в самоцель. После выставки 1886 г. группа распадается, хотя именно с этого времени возрастает воздействие импрессионизма на развитие искусства других стран, а спустя десятилетие начинает расти слава импрессионистов, получающих официальное признание.

Клод Моне. С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма были разработаны в творчестве Клода Моне (1840—1926), пленэрные открытия которого несли обновление всей системе живописи. Искусство Моне с наибольшей наглядностью демонстрирует и завоевания этого направления, и черты ограниченности, В лучших своих произведениях оно выражало глубокое восхищение художника поэзией вечно обновляющейся природы, омытой дождями, сверкающей блеском красок, пронизанной воздухом и светом.

Писсарро и Сислей. Вечно изменчивый мир природы привлекал и других художников-импрессионистов, работавших с натуры на открытом воздухе,— Камиля Писсарро (1830—1903) и Альфреда Сислея (1839—1899). Пейзажи Писсарро, самого старшего по возрасту из импрессионистов, давали живое и непосредственное изображение природы, отличались правдивостью, композиционной законченностью, большой сдержанностью цвета. Картины природы у Сислея интимнее по мотивам, гармоничны, лирически нежны.

Франция | Bienvenue

Коронавирус во Франции: 29 813 умерших с начала эпидемии

Social Connect

Живопись и архитектура

Эжен Делакруа

Французская живопись 19 века берет свое начало на рубеже 18 века, когда взгляды французского общества меняются под влиянием энциклопедистов, и оно начинает активно интересоваться историей и вопросами наилучшего устройства социальной жизни. Дух того времени отразился в работах Ж.-М. Вина и Ж.-Ф. Пейрона, которые стали подготовителями и предшественниками живописцев новой художественной эпохи, наступившей в конце XVIII века.

В эту эпоху, три направления идей, каждая из которых исходила из особого источника, давали материал и содержание для французской живописи, в результате чего появились три школы.

Французский классицизм в живописи 19 века

Французский романтизм в живописи 19 века

В начале, в романтической школе базовыми были сюжеты только из истории и быта средних веков, но затем она стала обращаться за ними также и к жизни последних трех столетий, причем главной задачей считалось соблюдение археологической точности в изображении малейших деталей. Пренебрегая академическим рисованием с натуры, романтики тем усерднее пустились изучать историю костюмов и превратили историческую живопись в пояснительное иллюстрирование повествований о былых временах и произведений старинных и новейших поэтов. В противоположность историческому роду живописи, прочие ее отрасли достигли в романтической школе небывалой важности и надолго завоевали себе расположение публики.

Французский реализм в живописи 19 века

Во французской живописи 19 века преобладали Бытовой, Античный и Характерный жанры, Паркетная живопись, Пейзажная живопись, Импрессионисты, Жанр натюрморта, Монументальный жанр, последователи которого из всех трех школ подарили миру массу дивных образов.

You May Also Like


Эдгар Дега
Поль Гоген

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции

Recommended For You

Бульвар Капуцинок

Современная французская живопись


Эдуард Мане

Площадь Согласия в Париже

Неоклассицизм в архитектуре Франции

Добавить комментарий Отменить ответ

Современная архитектура Франции 0 2397


Широкомасштабные работы, предпринятые с начала 80-х гг. XX века, отвечают стремлению дать стимул творческому воображению архитекторов Парижа. Так, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду построен в 70-е гг. по совместному англофранкоитальнскому проекту. Бывший вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры конца прошлого века, был переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний XIX века по плану трех французских и одного итальянского архитектора.

В свою очередь, самый знаменитый из парижских музеев, обновленный по случаю двухсотлетия, — Большой Лувр — был полностью перестроен американским архитектором Пеем. Этот ансамбль, cимволом которого стала стеклянная пирамида, формирует ось великолепной перспективы, проходящую через сад Тюильри, Елисейские поля и заканчивающаяся у Большой арки Дефанс, которая была сооружена по проекту датского архитектора Шпрекельсена.

Наконец, обращают на себя внимание набережные Сены вверх по течению от Собора Парижской Богоматери — они окаймлены Институтом Арабских стран и новым комплексом Министерства финансов на набережной Берси. В глубине просматриваются здание оперы на площади Бастилии и четыре башни Национальной библиотеки Франции.

Французская живопись 20 века 0 10495

Ван Гог

Последние двадцать лет XIX века, французскую живопись называют периодом постимпрессионизма. Этот термин, в равной мере обнаруживает историческую значительность живописи импрессионизма, а также тот факт, что именно художественные принципы предшественников стали основой для дальнейших поисков живописцев конца столетия в развитии и преодолении этих принципов. Свойственная импрессионистам интерпретация мира уже не удовлетворяет художников 20-го века.

Явления эмпирического мира в живописи постимпрессионизма являются первым планом образа. Формы действительности наблюдаемой зрительно, творчески преображаются. Художники, в основном прикладывают усилия для активизации и символизацию художественных средств и осуществляют воссоздание целостной картины мира. Постимпрессионизм неразрывно связан с движением молодых художников, представляющих новое поколение. Среди них Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) и Винсент Ван Гог (Vincent Willem van Gogh), в творчестве которых, к середине творческого пути произошел перелом, что придает выбору этих художников выражение глубоко осознанного убеждения в постимпрессионизме.

Цель последователей неоимпрессионизма — достижение максимума света, красочности и гармонии. Прежде всего, они стремятся придать творчеству систематичность, во имя объективности научных законов.

Искусство во Франции развивалось и приобретало все боле новые направления и ответвления. В результате появились новые течения, в числе которых Экспрессионизм — авангардистское течение в искусстве, которое характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной состояния художников или эмоциональной характеристики образов. Экспрессионизм бывает представлен в живописи, литературе, театре, кинематографе, архитектуре и музыке.

Во второй половине 20 века, французская живопись порождала новые направления. Из одного жанра, появлялись несколько новых видов, из которых, в свою очередь, вырастали другие формы искусства. Модернизм, абстракционизм, кубизм, техницизм, оп-арт и прочие направления, которые впоследствии стали общеевропейским, а затем и всемирным искусством.

Поделитесь с друзьями

Искусство Франции второй половины XIX — начала XX века


Живопись Франции. От импрессионистов до Пикассо

Коллекция французской живописи второй половины XIX века в Эрмитаже

Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари

Анри Матисс. Арабская кофейня

Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих)

Андре Дерен. Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье Х)

Печатная графика Анри де Тулуз-Лотрека

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. (Eu haere ia oe)

Морис Дени. Фигуры в весеннем пейзаже (Священная роща)

IN BREVI. Париж в Эрмитаже

Кес ван Донген. Femme fatale

Царевна Вавилонская. Кес ван Донген

Бронзовый век. Огюст Роден

Юлия Позднякова

Юлия Позднякова

Юлия Позднякова

Читайте также: