Искусство эпохи мезолита кратко

Обновлено: 30.06.2024

Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников.
В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении.
Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления.
Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.
Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.

Хронология мезолита

В Северной и Западной Европе мезолит длился от 10 000 до 4 000 лет до нашей эры.
В Центральной Европе он продолжался от 10000 до 5500 лет до н.э.
В Восточной Азии – от 10000 до 6000 лет до н.э.
В Юго-Восточной Европе – это период между 10 000 до 7000 лет до н.э.
На Ближнем Востоке и в других местах – с 10 000 до 8 000 лет до нашей эры.

Характеристики мезолитического искусства

Наскальные рисунки

Во-первых, из-за более тёплого климата, мезолитические наскальные изображения перемещаются из пещер на открытые площадки, такие как вертикальные скалы или отвесные стены естественной скалы, часто защищённые выходами на поверхность или выступами. Эти наскальные рисунки эпохи мезолита были обнаружены во многих местах Испании, Азии, Африки, Австралии и Америки. Самая большая группа этого древнего искусства находится на востоке Испании, в то время как другие известные примеры перечислены в хронологическом порядке ниже:

Рисунки в виде лучей, до периода эстуария (около 9000 лет до н.э.) Убирр, Арнемленд, Австралия.
Наскальные рисунки Бхимбетки (9000 лет до н.э.) Индия. См. Индия, живопись и скульптура.
Картины холмов Пачмархи (9000 лет до н.э.), центральная Индия.
Петроглифы Тадрарта Акака (около 9000 лет до н.э.), Ливия.
Наскальные рисунки Тассили-н-Аджер (ок. 8000 лет до н.э.), Алжирская Сахара. См.: Африканское искусство.
Наскальные рисунки сан-бушменов (около 8000 лет до н.э.), район Уотерберг, Южная Африка.
Наскальные рисунки Пиренейского Средиземноморья (8000 лет до н.э.).

Ещё одна особенность мезолитической наскальной живописи касалась сюжета. В то время как палеолитические наскальные рисунки и гравюры в основном изображали животных, мезолитические художники и граверы, как правило, сосредотачивались на людях – обычно группах людей, занимающихся охотой, танцами и различными другими ритуалами, а также повседневной деятельностью. Техника рисования варьировалась – как в использованных инструментах для рисования (перья, тростник, подушечки, кисти), так и в цветовых пигментах, подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра – но, в целом, изображения были ненатуралистическим и сильно стилизованным. Люди больше походили на фигурок из палочек или спичечных человечков. Фактически, многие мужчины и женщины на наскальных рисунках мезолита больше похожи на пиктограммы или петрограммы, чем картинки. Другие фигуры, которые можно увидеть в мезолитическом племенном искусстве, включают различные антропоморфные гибридные фигуры, а также фигуры в стиле рентгеновских лучей, характерные для наскального искусства аборигенов позднего каменного века. Для получения дополнительной информации см. Пиктограммы наскального искусства Убирра (около 30 000 лет до н.э., но не подтверждено) и наскального искусства Кимберли (около 30 000 лет до н.э. также не подтверждено).

Мезолитическая наскальная живопись

Не все мезолитические наскальные изображения и петроглифы выполнены на открытых площадках. Художники продолжали украшать пещеры, которые служили основным убежищем или были постоянными местами проживания. Мезолитические наскальные рисунки в пещере Вандерверк (8200 лет до н.э.), например, находятся в жилище, где люди жили около 2 миллионов лет назад. Трафаретные ручные рисунки (8000 лет до н.э.) в пещерах Калимантан и Гуа Хам Масри II (8000 лет до н.э.) в Индонезии были созданы в каменных убежищах посреди негостеприимных джунглей. Обратите внимание также на трафареты рук в пещере Папоротника (10000 лет до н.э.) в Северном Квинсленде, Австралия. См. Также: Океаническое искусство.

Самым известным примером мезолитической наскальной живописи, несомненно, является аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) в долине реки Пинтурас, Патагония, которая содержит множество ручных трафаретов и отпечатков ладоней, датированных при помощи углеродного анализа 7300 лет до н.э. Другие изображения включают доисторические абстрактные знаки, такие как геометрические фигуры и зигзагообразные мотивы.

Мезолитическая скульптура

Эпоха мезолита также характеризовалась пластическим искусством, хотя палеолитические симпатии к статуэткам Венеры не просматриваются. Мезолитические художники, как правило, создавали в основном рельефные скульптуры, такие как рельефы животных в Гобекли-Тёпе, хотя они также вырезали небольшое количество отдельно стоящих скульптур, таких как антропоморфные фигурки, обнаруженные в Невали-Кори и Гобекли-Тёпе, датируемые восьмым и девятым тысячелетиями до нашей эры. Вдобавок, кажется вероятным, что с отрастанием лесов по всей Европе после ледникового периода, резьба по дереву также широко практиковалась – рассмотрите, в частности, тонкого Шигирского идола (7500 лет до н.э., Екатеринбургский музей, Средний Урал, Россия) – хотя сохранилось очень мало экземпляров такой резьбы.

Мезолитические декоративные ремесла

По мере того, как количество и размер мезолитических поселений начали расти, росла и потребность в личном и домашнем декоративном искусстве, включая украшения, такие как браслеты и ожерелья, а также декоративную гравировку на функциональных объектах, таких как весла и оружие. Керамическое искусство также было развито, особенно в культуре Дзёмон – первой вершине японского искусства, – чьи сложные горшки датируются 11-м тысячелетием до нашей эры. Их глиняные сосуды были украшены узорами, полученными путём вдавливания верёвки и палочек по мокрой глиняной заготовке. Китайская керамика, обжигаемая на кострах и украшенная тиснением, также была характерной чертой того периода в Сяньрэндуне в провинции Цзянси и в других местах вдоль долин рек Хуанхэ и Янцзы. Также справедливо предположить, что и рисование лица и роспись тела продолжали широко практиковаться.

Архитектура и мегалитическое искусство

Возможно, наиболее важным и определяющим археологическим открытием эпохи мезолита является монументальный храмовый комплекс Гобекли-Тёпе, расположенный на хребте недалеко от города Шанлыурфа на юго-востоке Турции. Считается, что Гёбекли-Тёпе, датируемый примерно 9500 годом до нашей эры, был религиозным центром или святилищем, служившим процветающим, хорошо организованным поселениям (или ряду поселений), о чем свидетельствует его разнообразный диапазон мегалитического искусства, а также большое количество мегалитов, используемых при строительстве святынь (около 9500–7500 гг. до н.э.). Вплоть до его раскопок в 1990-х годах специалисты полагали, что только правильно обоснованные фермерские общины способны построить монументальный комплекс, подобный Гобекли-тепе.

Во всяком случае, Гобекли-Тёпе содержит древнейшие произведения искусства с каменными сооружениями, включая многочисленные рельефы с изображением животных, таких как кабаны, быки, лисы, львы, газели, грифы и рептилии, а также множество пиктограмм и петрограмм. Человеческие образы скудны, хотя уже попадаются поразительные рельефные скульптуры женских форм.

Подобное святилище эпохи мезолита было обнаружено в Невали Кори, также в провинции Шанлыурфа. Этот каменный храм и храмовый комплекс, датированный 9000 годом до нашей эры, также содержал большое количество каменных скульптур, в том числе многочисленные статуи, человеческую голову больше, чем в натуральную величину и резную статую птицы. Было обнаружено несколько сотен человеческих фигурок высотой 5 см, сделанных из обожжённой глины, а также несколько антропоморфных фигур из известняка, которые считаются самыми ранними известными скульптурами в натуральную величину.

Вместе с Невали Кори, Гобекли Тёпе произвёл революцию в археологическом и антропологическом понимании мезолита Ближнего Востока. Это демонстрирует, что строительство монументального комплекса было в пределах возможностей общества охотников-собирателей, хотя учёные ещё не понимают, как именно его строителям удалось мобилизовать и накормить силы, необходимые для завершения проекта. Стоит отметить, например, что на первых двух этапах строительства было возведено более двухсот больших столбов, каждый весом до 20 тонн и увенчанных огромными плитами из известняка. Ни одно другое общество охотников-собирателей не могло сравниться с этим подвигом.

Статьи по Теме

О последнем периоде палеолита см.: Мадленская культура.

О самой древней живописи и скульптуре см.: Раннее искусство.

Чтобы узнать о 100 самых древних произведениях, см.: Искусство древнейшего каменного века.

ХРОНОЛОГИЯ ИСКУССТВА КАМЕННОГО ВЕКА
Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.)
Граветтская культура (25 000-20 000 до н.э.)
Солютрейская культура (20 000-15 000 до н.э.)
Мадленская культура (15-10 000 до н.э.)
Искусство мезолита (от 10 000 до н.э.) – Неолитическое искусство (заканчивается около 2000 лет до н.э.)
Искусство бронзового века (около 3500–1100 гг. до н.э.)
Искусство железного века (около 1100-200 гг. до н.э.)

Эпоха мезолита — это своеобразный расцвет и прогресс в эволюции человечества. Именно в это время усовершенствовались быт человека, появлялись новые орудия труда, менялся образ жизни и духовная жизнь первобытных людей.

Что такое мезолит

Мезолит – это эпоха, которая была между палеолитом и неолитом. Кроме своего термина эпоха имеет другие названия: среднекаменный век, эпипалеолит и голоценовый палеолит.

Эпохи человечества

Если взглянуть на таблицу различных эпох, можно заметить, что относительно других эпох, мезолит – не длительная эра. Длился около 14-ти тысяч лет.

Хронологические рамки эры: от XX до VI тысячелетия до н. э.

Общая характеристика и основные черты мезолита

Мезолит – эра, которая была после ледникового периода, а точнее после наступления глобального потепления и таяния льдов. Климат в этот период был уже теплым.

Из-за растаявших льдов количество воды увеличилось, вместе с этим изменилась поверхность Земли первобытного мира.

Природные условия

Одомашнивание волка

Во время мезолита произошли следующие изменения в природе:

Сформировались новые зоны в природе: тундра на севере, в южных широтах образовались широколиственные и хвойные леса.

Появились новые виды растений.

Произошли знакомые всем современным людям очертания рек, озер и морей.

Вымерли холодолюбивые животные: мамонты, овцебыки и шерстистые носороги. Однако появилось множество других разнообразных животных: волки, олени, медведи, зайцы, бобры, лисы, лоси.

Холодные территории России тоже меняют свой вид. Территории, охватывающие юг России, меняют свою скудную растительность на более пышную и разнообразную.

Хозяйство и быт человека

В поздний ледниковый период, который пришелся на эру мезолита, люди стали заселять освободившиеся от растаявшего льда территории. Именно в этот период человек заселил территории Кольского полуострова и Дальнего Востока.

Карта памятников мезолита

Люди стали собираться в более крупные племена, называемые родовой общиной. Это помогало более успешно отбиваться от врагов и добывать пищу.

Появление новых видов растительности, животных и рыб поспособствовало распространению у людей охоты, рыболовства и собирательства. Именно в этот период зародились новые виды ремесел, изменилась вся культура ведения хозяйства людей.

Охота

Человек усовершенствовал тактику ведения охоты. Теперь ее проводили с помощью метательных орудий: дротиков, стрел и копьев.

Многочисленные археологические находки, обнаруженные на стоянке первобытных плен и датируемые эпохой мезолита, подтверждают это.

Родовая община

Люди стали жить в шалашах, так как вели кочевой образ жизни и часто передвигались. Для упрощения рыболовства были придуманы сооружения наподобие лодок, которые делались из цельных стволов деревьев.

Орудия труда в эпоху мезолита

Так как основными занятиями в эпоху мезолита были рыболовство и охота, необходимо было усовершенствовать орудия труда. Многочисленные фото орудий труда эпох палеолита и мезолита, найденные при раскопках, показывают, как усовершенствовалась техника создания и обработки материалов.

Орудия труда мезолита

После палеолита и в эру мезолита люди продолжали создавать орудия труда из камня. Однако именно в период мезолита техника создания орудий из камней достигла наивысшего уровня.

Орудия стали более тонкими и острыми. Острые пластины прикреплялись на наконечники копий и стрел, чтобы улучшить охоту.

Мезолит

В эту эру были придуманы специальные орудия для обработки дерева: топор, струг, долото и тесло. Для обработки земли использовались первые мотыги. Все орудия создавались не только с помощью ретуширования, как в эпоху палеолита.

Кроме дерева обрабатывались кости и рога животных, из них тоже делались наконечники для стрел. Для изготовления орудий, материалы и ресурсы пилились, сверлились, шлифовались и полировались.

Искусство и культура среднего каменного века

В эту эпоху начала развиваться духовная жизнь людей, изменились погребальные ритуалы. Найдено множество археологических памятников, подтверждающих это.

Наскальные рисунки эпохи мезолита

Развивалось изобразительное искусство – наскальные рисунки, на которых обычно изображались сцены охоты. Рисунки стали более красочными, применялись различные узоры.

Люди теперь изображались с копьями и луками со стрелами. Наскальные рисунки рисовались и в своеобразных могилах-погребальных.

Скульптура мезолита

Для мезолита характерен такой вид искусства, как мелкая пластика. Маленькие фигурки фантастических существ люди создавали из костей, рогов, дерева, зубов и различных ярких камней, среди которых были и драгоценные камни. Эти фигурки крепились на деревьях и других возвышениях.

Погребения создавались недалеко от стоянок родовых общин. Могила могла быть одиночной и парной. Погребения обкладывались камнями и в них клались фигурки и формы, созданные из различных ресурсов.

Чуть позже в эпоху мезолита хоронить людей стали в специальных могильниках, где хоронили всех умерших из определенной родовой общины. Такое явление показывает, что связи в племени среди родственников стали укрепляться, появился культ предков.



Мезолит или средний каменный век представляет собой временной отрезок между палеолитом (древнекаменный век) и неолитом (новокаменный век). Данную эпоху связывают с завершением Ледникового периода на территории Европы и исчезновением привычных для древних людей животных и раститений. Необходимость перестраивать весь свой уклад под изменившиеся условия оказала большое влияние на эволюцию наших далеких предков.

Природно-климатические условия мезолита

Переход от палеолита к мезолиту сопровождался серьезными климатическими изменениями. 13 тысяч лет назад на территории Европы началось глобальное потепление. Земли, покрытые толстым ледяным слоем, постепенно освобождались от оков, а огромные объемы растаявшей воды неизменно меняли формы и очертания первобытного рельефа.

В IX-VIII тыс. до н. э. уровень воды в Мировом океане достиг наивысшей отметки за всю историю своего существования. Наиболее сильно поднялись Балтийское, Черное и Каспийское моря. Процесс изменения ландшафтов был длительным, и закончился лишь в V тыс. до н.э., с приходом эпохи неолита.

В послеледниковый период в природе произошли следующие глобальные изменения:

  • Формирование новых природных зон. Северные земли были отданы во власть тундры, к югу от них обширные территории заняли хвойные лесные массивы, а южнее – широколиственные леса.
  • Изменение климата и растительности существенно повлияло на животный мир. С установлением стабильной теплой погоды стали вымирать такие холодолюбивые животные как овцебык, мамонт, шерстистый носорог. Они были вынуждены передвигаться ближе к тайге и тундре, однако глобальное потепление стало причиной их гибели. Их место заняли иные представители фауны: медведи, кабаны, волки, лисы, бобры, лоси, олени.

Вслед за холодолюбивыми животными, служившими основным источником пищи, на север двинулись и люди. Достаточно быстро они достигли берегов Балтийского моря, верховьев крупнейших рек – Волги и Днепра. Поселения древних людей были найдены на побережьях Дальнего Востока, Заполярья и Кольского полуострова.

Человек в период мезолита

Изменения в жизни людей в эпоху мезолита напрямую связаны с масштабной переменой природно-климатических условий. Широкое распространение различных видов животных, значительное увеличение количества рыбы и морских животных, водоплавающей птицы, разнообразных видов растительности требовало от первобытного человека решительных шагов.

которые читают вместе с этой





  • Изменение тактики охоты. Вымирание крупных стадных животных повлекло за собой изменение охотничьей стратегии. Чтобы убить более мелких и подвижных животных, охотники должны были собираться в небольшие группы и использовать принципиально новый тип оружия.

Охота в эпоху мезолита могла быть успешной только при использовании метательного оружия. На смену копьям и дротикам пришло более эффективное оружие – лук и стрелы, которое позволяло охотиться не только на крупных и мелких животных, но и на птиц.

  • Рыболовство. С увеличением водных пространств и уменьшением количества стадных животных, древние люди стали больше внимания уделять рыболовству. Для этих целей они использовали различные крючки, остроги, гарпуны. Важным достижением в рыболовстве того периода стало применение сетей.
  • Использование собак для охоты и охраны жилья.
  • Одомашнивание диких животных.
  • Изготовление орудий труда из кремня. Они по-прежнему представляли собой пластины геометрических форм или мелкие острия для составных орудий.
  • Производство плетеной и деревянной утвари.

Хозяйство мезолита характеризовалось постепенным переходом к земледелию. Этому способствовало появление больших безлесных пространств, пригодных для выращивания культур. Однако основными занятиями людей по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство.

Искусство мезолита

Свою тягу к искусству человек эпохи мезолита воплощал в наскальных рисунках, изображавших людей, животных, растения, сцены сражений или охоты. В таких рисунках древние художники делали акцент на действии изображаемых фигур: нанесение удара копьем, стрельбу из лука, преследование добычи.

В период мезолита большой популярностью стали пользоваться различные вариации орнамента, схематичность, знаковость в изображениях. Основными материалами для прикладного искусства служили кости, рыбьи зубы, галька, янтарь, дерево.

Что мы узнали?


Изменения климата в эпоху мезолита серьезно отразились на всех сферах жизни человека. Примерно в десятом тысячелетии до нашей эры ледники начинают отступать. Территории, на которых раньше были пастбища для бизонов и лошадей, стремительно превращаются в леса. Травоядные животные перебираются на север. Наши предки охотятся на кабанов, зубров, оленей, ловят рыбу и собирают устриц. Места для поселений выбирают рядом с водоемами. Появляются новые орудия труда, развиваются скотоводство и земледелие. Все эти изменения отразились и на живописи эпохи мезолита.

История открытия

Первые находки эпохи раннего мезолита сделаны в Пиренейских горах во Франции – в пещере Мас д’Азиль, исследовать которую в 1887 году начал археолог Эдуард Пьетт. В честь этого места была названа азиальская культура, занимающая промежуточное положение между мадленской и мезолитом. Раскопки продолжались до середины двадцатого века. Тут были обнаружены наскальные изображения лошадей, бизонов, оленей, фигурки, вырезанные из кости, расписанная галька.

Следующая археологическая находка сделана в начале двадцатого века – исследователь Рокафорт обнаружил образцы живописи эпохи мезолита в 1908 году в Испании. В долине реки Эбро он нашел древние рисунки, выполненные красным и черным цветами. На скале изображена группа женщин с тонкими талиями в оригинальных юбках. Между Барселоной и Валенсией в долинах и горных ущельях обнаружено немало живописных сцен. Тут можно увидеть изображения людей и животных, которые не превышают в высоту 75 сантиметров.

Чаще всего художники эпохи мезолита изображали сцены охоты. Люди преследуют оленей, баранов, козлов. Целая галерея с такими композициями обнаружена в ущелье Валлторта. Кроме сцен военных сражений тут можно увидеть казнь человека соплеменниками.

С живописью эпохи мезолита можно познакомиться в разных странах. В Узбекистане в ущелье Зараут-Сая найдены монохромные рисунки размером от 4 до 30 сантиметров. В основном тут представлены сцены охоты на быка, джейранов, козлов и баранов. Тела животных, спасающихся бегством от охотников, пронзают стрелы. В Азербайджане на верхней террасе Беюк-Даша тоже много изображений охотников. Фигуры тут крупные, некоторые из них в высоту составляют полтора метра. Руки переданы гравированными линиями, а тела и ноги выполнены в известняке в технике протирания.


Наскальные рисунки Зараут-Сая

Особенности живописи

Первое, что бросается в глаза, — размер рисунков стал значительно меньше. Например, животные, изображенные на скалах в местах археологических находок на Пиренейском полуострове, едва достигают в высоту четырнадцати сантиметров, а фигуры людей не больше десяти.

Черный и красный — основные цвета, с которыми работали художники эпохи мезолита. Иногда в рисунках они использовали сразу оба цвета, что помогало выделять детали на контрасте – тело человека закрашивали красным, а ноги – черным. Но все-таки чаще рисунки были монохромными.

Для изготовления красок начали использовать новые ингредиенты – яичный белок, мед и даже кровь.

Исчезает объем, характерный для живописи палеолита. Многие детали изображаются схематично. Древний художник все еще с большим трудом передает в своих рисунках пропорции. У героев его изображений могут быть, например, огромные ноги и голова, а вот тело – непропорционально длинное и вытянутое.

Животных изображают в движении, они словно летят по воздуху. Люди тоже полны энергии и заняты привычными делами. Появляется немало групп взаимосвязанных между собой объектов – наскальные рисунки больше не хаотично размещенные отдельные изображения. Под сводами пещер можно увидеть целые истории, где каждая новая деталь взаимосвязана с предыдущей.

Шедевром живописи эпохи мезолита признан рисунок, обнаруженный в ущелье Гасулья в Испании. Два стрелка замерли невдалеке от горного козла в выразительных позах: опираясь на одно колено и вытянув назад вторую ногу, они слегка наклонились вперед и натянули луки.


Рисунок охотников в ущелье Гасулья

Нередко в пещерах встречаются наслоения рисунков. Исследователи объясняют это так: из-за многочисленных войн территории регулярно переходили к разным племенам. С помощью живописи древние художники пытались сохранить за собой право на новую местность, покрывая старые рисунки новыми.

Живопись в эпоху мелозита существенно изменилась. Если раньше фигура человека была второстепенной, то теперь он – главный герой большинства наскальных историй. Изображения объединены в группы, которые правдоподобно передают сцены из жизни. Каждая деталь продумана, однако некоторые из них нанесены схематично и как будто не до конца проработаны древними художниками.

Читайте также: