Искусство древних шумеров кратко

Обновлено: 04.07.2024

В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота.

Раньше других на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства Ур, Урук, Лагаш и др. В дальнейшем экономические причины вызвали тенденцию к объединению в более крупные государственные образования, что обычно совершалось при помощи военной силы. Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель которого, Саргон I, объединил под своей властью большую часть Двуречья, создав единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство. Царская власть, представлявшая интересы рабовладельческой верхушки, в особенности со времени Аккада, стала деспотической. Жречество, являвшееся одной из опор древневосточной деспотии, разработало сложный культ богов, обожествило власть царя. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.


О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции (впрочем, не бесспорной), храм стоял на высокой платформе (площадью 32x25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонт
ентами фризов.

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа (древнейшая привратная скульптура) были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.


Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны.

В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье ). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства , и в первую очередь – архитектуры.

Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец , который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.

До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре , посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.

В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки , как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.

Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.

Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.

Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы , украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).

В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.

В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон , который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.

Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Сумеры (также известные как Шумеры) – представители раннего искусства античности. Шумеры были первыми цивилизованными людьми, которые поселились в землях южной Месопотамии , осушая болота для сельского хозяйства, начиная торговлю и устанавливая новые формы древней глиняной посуды (первые массово-произведенные чаши, сделанные в Уруке, около 4000 г. до н.э.), наряду с ремеслами, такими как ткачество, изготовление изделий из кожи и металла. Эти поздние формы неолитического искусства значительно выиграли от прироста населения, вызванного стабильным снабжением продовольствием и оседлой природой шумерской жизни. Шумерская цивилизация затмевает все остальные в этом регионе, в том числе египетскую культуру, благодаря своим передовым законам, изобретениям и искусству. Можно сказать, что уже древние анатолийские места, такие как Гобекли тепе (ок. 500 г. до н.э.), относящиеся к эпохе мезолитического искусства, дали более ранние признаки существенной цивилизации. Шумерская культура процветала в течение 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры, а затем была захвачена семитоязычными царями Аккадской империи около 2270 года до н.э.

Примерно до 3500 г. до н.э. шумерское искусство действительно отличалось только гончарным ремеслом – хотя по типу и качеству оно намного превосходило любые формы греческой керамики, произведенные до этого момента. После этого мы видим появление свободно стоящей скульптуры, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными типами личных украшений и декоративными узорами на широком спектре артефактов. Доказательства продвинутых методов литья меди и бронзы появляются в третьем тысячелетии, когда некоторые сложные бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса литья утраченным воском (cire-perdue). Раскопки в Уре выявили огромное количество богатых гробниц, содержащих золото, серебро, лазурит и украшенные предметы из ракушек, а также игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. Образованные слои шумерского населения использовали глиняные стелы (таблички с рельефной скульптурой) для повествования историй.

Характеристика шумерской культуры

Профессор К. Леонард Вулли, который, как археолог и писатель, сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы вытащить шумеров из безвестности и поставить их на первый план в первом эпизоде ​​истории человеческой цивилизации, готов дать им преимущество над некогда хвалеными аккадцами, или настоящими вавилонянами, как основателям месопотамского искусства и культуры. Затем он идет дальше, ставя их перед египтянами, как первопроходцев-законодателей, изобретателей и художников. Он указывает на то, что в период расцвета общин Шумера, скажем, с 3500 г. до н.э., в Египте еще не было металлов, там еще не изобрели и не использовали гончарный круг и не имели письменного языка.

Шумерское искусство

Стоит помнить, что в то время как шумерская цивилизация процветала, Европа оставалась в темноте каменного века, охваченная дикостью и мраком.

Стела Стервятников (ок. 2800 г. до н.э.)

Шумерская архитектура

Для сравнения с Египтом см. текст о Древнеегипетской Архитектуре, а также Египетской Пирамидальной Архитектуре (ок. 2650-1800 гг. до н.э.).

Шумерская рельефная скульптура

Низко-рельефная скульптура свободно использовалась на стенах зданий и, из материалов, менее тяжелых, чем камень, в качестве украшения на роскошной мебели. Отдельные таблички-памятники, или стелы , постепенно стали частым явлением. Вполне вероятно, что мировое сокровище скульптурных произведений из Шумера будет значительно увеличено, поскольку до настоящего времени раскопано лишь несколько мест, наиболее важные из которых находятся в Уре, Лагаше, Эриду, Кише и Ниппуре, но из этих примеров, уже можно сформировать картину обществ, которые восхищаются утонченным искусством обработки металла, камня и ракушки, а также красочными украшениями и замысловатыми узорами. И есть несколько примеров, которые указывают на имеющийся значительный смысл чисто пластического искусства.

В то время как монументальные работы с более ранними датами отсутствуют, есть некоторые признаки того, что этому искусству предшествовало длительное развитие зрелого рисунка и резьбы. Таблички с ракушками, прикрепленные к игровым доскам, музыкальным инструментам и мебели, свидетельствуют о необычайно резком орнаменте с фигурами, одновременно характерными и хитроумно декорированными для геральдического эффекта. Иногда они вырезаны в низком рельефе на контрастном фоне. Есть также квадратная плитка, с ракушками с резкими линейными формами, выгравированными или вырезанными. Линии были заполнены красной или иногда черной пастой, чтобы сделать рисунок четким и выразительным, благодаря процессу, повторенному сорок столетий спустя в Европе (ниелло, niello-work).

Статуэтки

Есть объемные статуи истинного шумерского периода, которые свидетельствуют о способности к полной скульптурной среде, хотя нет ничего, что приближалось бы к благородству и тонкой эстетической выразительности образной египетской скульптуры периода Старого Царства. Действительно, начиная с тридцать первого века, вплоть до времен царя Гудеи, примерно в двадцать пятом веке, в конвенциях искусства, по-видимому, мало что изменилось и, конечно же, не произошло значительного улучшения навыков. Некоторые из более поздних полнометражных статуй царя Гудеи являются массивными, эффективно упрощенными и покоящимися, но во внутренней скульптурной жизни, в пластической выразительности мало что выделяет наскальную живопись вдоль Нила.

Как и в случае с Древней Грецией, почти вся шумерская живопись была потеряна из-за вандализма или недолговечности. К счастью, некоторые настенные росписи сохранились, но нет никаких известных примеров энкаустической живописи или темперной живописи по образцу египетских портретов мумий Фаюм (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).

Декоративное искусство

Скорее всего, в области фигурок, особенно когда речь идет о животных, достигается выдающееся превосходство. Есть, например, фигура осла (датированная 3100 г. до н.э.), которую царица Шуб-ад прикрепила в качестве талисмана к поводку на хомуте ослов своей колесницы. Это довольно реалистичная скульптура, демонстрирующая хитрый ракурс, но с должным учетом использования и расположения фигур. Скульптурно привлекательны также головы некоторых быков из серебра и меди. Некоторые из них были украшениями на лирах и, возможно, не должны оцениваться независимо. Но значение имеет тот случай, когда фрагменты эффективны, даже когда вырваны из исходного контекста.

Между прочим, современный мир обязан своим знанием осла царицы Шуб-ад и голов этих быков, а также ракушек с игровых досоки их сохранности одной богатой находке в Уре и обычаю, принятому в ранней человеческой цивилизации. Согласно этикету Первой династии, около 3100 г. до н.э., когда царица умерала, большое количество ее фрейлин также хоронились в ее погребальной камере на царском кладбище, чтобы дать ей помощь и утешение в загробной жизни. С ними замуровывались также такие земные сокровища, как колесница, арфы, венки и предметы туалета.

Искусство головных уборов, ювелирных украшений, золотых сосудов и статуй в целом связано с чрезмерным орнаментом и отсутствием вкуса при адаптации наблюдаемых природных деталей к декоративным целям. Фактически, это уже декадентский стандарт искусства, который мы имеем сейчас, в то время, когда способность красиво оформлять, свойственная столь многим примитивным народам, переросла в излишнее изобилие и в стремление к максимально точному представлению. Некоторые из обнаруженных венков похожи на венки с цветами, скопированные непосредственно из природы в золоте с другими драгоценными материалами. Каждый лист верен своей ботанической модели; каждая вена показана. Искусство больше не творчество и не избирательная адаптация, а имитация природной красоты.

Сумер считается родиной искусства украшения ногтей – примерно в 3200 году до н.э. мужчины начали красить ногти лосьоном, содержащим сульфид свинца.

Цилиндрические печати

Самые ранние примеры могли содержать простые геометрические рисунки или изображения солнца, а также есть примитивные пиктографические надписи. Конечно, вскоре после 3500 г. до н.э. фигурные печати начинают отражать значительный навык в построении рельефа и высокое чувство стилизации. Появляется резкость, четкое разграничение отдельных фигур на отвлеченных фонах, что идеально относит их к изящному искусству лапидар.

Статьи по искусству античности

Для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (250000 до н.э. – 400 н.э.). О ранних цивилизациях греко-римской эры, пожалуйста, смотрите: Классическая Античность (ок. 800 г. до н.э.)

В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой характеристикой фигуры человека оказался полный или в три четверти поворот плеч, изображение ног и лица в профиль, глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично передавался волнистыми линиями, птица — в профиль, но с двумя крыльями, животные — также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога).

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра — изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез — их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно повторяющие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской. Размером эта голова была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, большой рот с тонкими губами, маленький подбородок и глазницы, в которых некогда были инкрустированы огромные глаза — символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.

Шумерский рельеф середины III тысячелетия представлял собой небольшого размера палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровое повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависел от степени общественной значимости персонажа. Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне — четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Повествование начинается с печального события — оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя во главе легковооруженного, а затем тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия родов войск в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) — коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа, возможно, выполнены по одному трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В. К. Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц, — этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.

Но вернемся к шумерской скульптуре. Свой подлинный расцвет она переживает только после Аккадской династии. От времени лагашского правителя Гудеа (умер ок. 2123 г.), вставшего во главе города через три столетия после Эанатума, дошло множество его монументальных статуй, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. Они изображают человека в круглой шапочке, сидящего со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков — за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения.

Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, ок. XXVI в.). Создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигли такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства. Там же, в гробницах Ура, найдена прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой — украшение одного из музыкальных инструментов. Полагают, что в ювелирном искусстве и инкрустациях музыкальных инструментов мастера были свободны от идеологической сверхзадачи, и эти памятники можно отнести к проявлениям свободного творчества. Вероятно, это все же не так. Ведь невинный бычок, украшавший урскую арфу, был символом потрясающей, устрашающей мощи и долготы звука, что вполне соответствует общешумерским представлениям о быке как символе могущества и непрерывного воспроизводства.

1. 3. Пример: хронология шумеров

1. 3. Пример: хронология шумеров Еще более сложная ситуация сложилась вокруг списка царей, составленного шумерийскими жрецами. «Это был своего рода костяк истории, похожий на наши хронологические таблицы… Но, к сожалению, толку от такого списка было немного… Хронология

Внешний облик и быт шумеров

Внешний облик и быт шумеров Об антропологическом типе шумеров можно в известной степени судить по костным остаткам: они принадлежали к средиземноморской малой расе европеоидной большой расы. Шумерский тип и по сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди невысокого

Мир и человек в представлениях шумеров

2.3. Хронология шумеров

2.3. Хронология шумеров Одним из древнейших очагов цивилизации считается Месопотамия (Междуречье). Однако вокруг списка царей, составленного шумерийскими жрецами, сложилась ещё более сложная ситуация, чем с римской хронологией. «Это был своего рода костяк истории,

Загадка происхождения шумеров

Загадка происхождения шумеров Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались всё же сущим пустяком по сравнению с теми осложнениями, которые возникли при чтении третьей части надписи, заполненной, как выяснилось, вавилонским идеографически–слоговым

Мир шумеров. Лугальаннемунду

Мир шумеров. Лугальаннемунду Шумеро-аккадская цивилизация Нижней Месопотамии не была изолированным островком высокой культуры, окруженным периферийными варварскими племенами. Напротив, многочисленными нитями торговых, дипломатических и культурных контактов она была

ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ШУМЕРОВ

ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ШУМЕРОВ Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались все же сущим пустяком по сравнению с теми осложнениями, которые возникли при чтении третьей части надписи, заполненной, как выяснилось, вавилонским идеографически-слоговым

ГДЕ РОДИНА ШУМЕРОВ?

ГДЕ РОДИНА ШУМЕРОВ? В 1837 г. во время одной из служебных командировок английский дипломат и лингвист Генри Роулинсон увидел на отвесной скале Бехистун, у древней дороги на Вавилон, какой?то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон срисовал и рельефы, и

Космическая родина шумеров?

Космическая родина шумеров? О шумерах – пожалуй, самом загадочном народе Древнего мира – известно лишь то, что пришли они на свое историческое место обитания неизвестно откуда и превосходили по уровню развития аборигенные народы. А главное – до сих пор неясно, откуда

Открытие шумеров

Открытие шумеров Опираясь на результаты анализа ассиро-вавилонской клинописи, филологи все больше убеждались в том, что за спиной могущественных царств Вавилонии и Ассирии существовал когда-то более древний и высоко развитый народ, который и создал клинописное письмо,

От Колумба до шумеров

От Колумба до шумеров Итак, представление о земном рае, находящемся на востоке, разделял Христофор Колумб, и оно сыграло свою роль в открытии Америки. Как отмечает академик Крачковский, гениальный Данте, «многим обязанный мусульманской традиции, как выяснилось в XX в.,

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРОВ В III ТЫС. ДО Р. Х.

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРОВ В III ТЫС. ДО Р. Х. 1а. Население Южной Месопотамии; общий облик. 2. Протописьменный период (2900-2750). 2а. Письменность. 2б. Социальная структура. 2в. Экономические отношения. 2г. Религия и культура. 3. Раннединастический период I (2750—2600).

Религия древних шумеров

Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.



Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.


Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.


В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.

Белый храм в Уруке.


Белый храм в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.

Реконструкция белого храма.


Реконструкция белого храма.
Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.

Полуколонны Красного здания в Уруке


Полуколонны Красного здания в Уруке.

На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.

Эбих-иль из г. Мари.


Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.

Дворец в Мари.


Дворец в Мари.

Аб-У божество из г. Эшнунна.


Аб-У божество из г. Эшнунна.
Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).

Богиня Инана


Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей

Арфа из царской гробницы в Уре


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.

резонатор арфы из царской гробницы в Уре


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.

Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.


Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.
Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.

Голова Саргона Древнего (Аккадского).


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).


Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.

Статуэтка Гудеа из Лагаша.


Статуэтка Гудеа из Лагаша.

Голова Гудеа.


Голова Гудеа.

Статуя Гудеа.


Статуя Гудеа.

Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.



Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.
Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.

Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.

Стелла Хаммурапи


Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.

Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II


Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.

Ниневия


Ниневия

Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.

Сцены большой царской охоты


Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.

Фрагмент. Царь на охоте.


Фрагмент. Царь на охоте.



Фрагмент. Убитый лев.


Фрагмент. Убитый лев.

Фрагмент. Раненый лев.


Фрагмент. Раненый лев.

Фрагмент. Умирающая львица.


Фрагмент. Умирающая львица.

Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

Вавилонская башня.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.

Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)


Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)

Вавилонская башня. Художник 18 в.


Вавилонская башня. Художник 18 в.

Вавилонская башня


Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.

Ворота Иштар. Реконструкция.


Ворота Иштар. Реконструкция. Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.

Портрет Дария.


Портрет Дария.
Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.

Фрагмент колосса. Голова Дария


Фрагмент колосса. Голова Дария

Дарий, Ксеркс и мидиец.


Дарий, Ксеркс и мидиец.

Военачальники Дария.


Военачальники Дария.

мидийская и персидская гвардии


мидийская и персидская гвардии

Воины из стоколонного зала.


Воины из стоколонного зала.

Голова воина Дария.


Голова воина Дария.

Читайте также: