Искусство древнего двуречья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.



Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.


Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.


В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.

Белый храм в Уруке.


Белый храм в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.

Реконструкция белого храма.


Реконструкция белого храма.
Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.

Полуколонны Красного здания в Уруке


Полуколонны Красного здания в Уруке.

На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.

Эбих-иль из г. Мари.


Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.

Дворец в Мари.


Дворец в Мари.

Аб-У божество из г. Эшнунна.


Аб-У божество из г. Эшнунна.
Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).

Богиня Инана


Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей

Арфа из царской гробницы в Уре


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.

резонатор арфы из царской гробницы в Уре


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.

Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.


Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.
Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.

Голова Саргона Древнего (Аккадского).


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).


Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.

Статуэтка Гудеа из Лагаша.


Статуэтка Гудеа из Лагаша.

Голова Гудеа.


Голова Гудеа.

Статуя Гудеа.


Статуя Гудеа.

Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.



Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.
Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.

Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.


Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.

Стелла Хаммурапи


Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.

Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II


Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.

Ниневия


Ниневия

Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.

Сцены большой царской охоты


Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.

Фрагмент. Царь на охоте.


Фрагмент. Царь на охоте.



Фрагмент. Убитый лев.


Фрагмент. Убитый лев.

Фрагмент. Раненый лев.


Фрагмент. Раненый лев.

Фрагмент. Умирающая львица.


Фрагмент. Умирающая львица.

Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

Вавилонская башня.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.

Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)


Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)

Вавилонская башня. Художник 18 в.


Вавилонская башня. Художник 18 в.

Вавилонская башня


Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.

Ворота Иштар. Реконструкция.


Ворота Иштар. Реконструкция. Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.


Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Орнамент стен дороги Мардука


Орнамент стен дороги Мардука

Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.

Портрет Дария.


Портрет Дария.
Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.

Фрагмент колосса. Голова Дария


Фрагмент колосса. Голова Дария

Дарий, Ксеркс и мидиец.


Дарий, Ксеркс и мидиец.

Военачальники Дария.


Военачальники Дария.

мидийская и персидская гвардии


мидийская и персидская гвардии

Воины из стоколонного зала.


Воины из стоколонного зала.

Голова воина Дария.


Голова воина Дария.

Древнее Двуречье имеет кардинальное отличие от памятников искусства неолита, так как идет отказ от условных фигур и геометризма. Только кое-где их можно встретить. С другой стороны появляется возможность как можно точнее передать изображение, особенно это касается животного мира. Художники создают маленькие фигурки из камня. Речь идет о телятах, бычках, баранчиках, козах. Камень, который используется для работы, обычно мягкий. Мы говорим о серпентине, песчанике. Можно изобразить самые разные сцены, которые связаны с этой домашней живностью. Все представляется в рельефах, изображается на печатях и культовых сосудах.

Такие изображения получались у некоторых художников так правдоподобно, что даже нельзя было сказать, это настоящее животное или просто скульптура. Подчинялись изображения магическим целям. Правда, мало кто мог досконально определить, что боги имели в виду в том или ином случае. Так как жрецы в своем мнении часто расходились друг с другом. Не то, что пророки у израильтян. Их Бог Иегова всегда говорил то, что собирается сделать, своим пророкам. А они уже передавали израильтянам. И все всегда сбывалось.

Самым многочисленным памятником старины являются печати. Глиптика на юге Двуречья появляется позже, чем на севере. Это происходит в период Убайд, примерно в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. В следующем периоде Уруке, то есть в конце четвертого тысячелетия до нашей эры, это искусство полностью расцветает. Это связано с тем, что появилась цилиндрическая печать. В то время как в Древнем Египте глиптика не получает распространения.

Но до нашего времени дошли только руины. Поэтому в полной мере представить себе, какими были эти храмы, можно только по рисункам на стенах, посуде и прочей утвари. Такое случилось из-за влажного климата в Двуречье. Так же материал, который использовался, был не самым прочным. Так как строили из глины.

Ведь все сооружения в Древней Месопотамии возводились из кирпича, который делали из глины и тростника. Каждый год постройки нужно было реставрировать. Поэтому ремонт храма и домов был неизбежен круглогодично.

В центре святилища, который находился в храме, был престол бога. Его нужно было особенно тщательно реставрировать, чтобы бог не потерял своего внешнего вида. Это и было самым нелепым. Ведь он бог! Зачем его реставрировать? Что он сам не может за собой посмотреть? Но люди были настолько невежественны в этом вопросе, что становились рабами камня и глины. Чего не скажешь об израильтянах, у которых был живой Бог. Он не нуждался в реставрации. Так как не требовалось его изображений. Бога никто из людей никогда не видел, поэтому изобразить его как-то было невозможно.

Храм у шумеров представлял собой высокую башню, у которой было много ступеней. Каждый этаж – это сужающаяся кверху пирамида или параллелепипед. Количество этажей доходило часто до семи.

Ученые высказывают предположения, как получилось, что появились у шумеров многоярусные храмы. Это связано с тем, что шумерские храмы были недолговечны, строились они из сырцового кирпича. Поэтому требовалась постоянная реконструкция. На месте прежних стен храма возводились новые. Над старой платформой возвышался новый ярус. Число семь, столько могло быть ярусов, символизировало семь светил у шумеров.

В начале третьего тысячелетия до нашей эры появились классовые различия, которые привели к образованию в Месопотамии небольших рабовладельческих государств.

Строились храмы наравне с домами. Так был сооружен храм в 2600 году до нашей эры. Речь идет об Эль-Убайде. Он посвящен богине плодородия, которую звали Нин-Хурсаг. Стоял храм на высокой платформе. Ее площадь 32 на 25 метров. Сложена она из глины, которую плотно утромбовали. Стены расчленены вертикальными выступами, которые были соответственно и побелены. Получалась красивая конструкция, покрытая вертикальными сечениями стен.

Здание было украшено скульптурой и рельефом. Например, у входа стояли львы. Это самая древняя скульптура при вратах. Украшения Эль-Убайда выполнялись из дерева. Покрывалось оно потом битумом с медным прочеканенным листом. Глаза инкрустировались. Также язык, который торчал из пасти, был отделан цветными камнями. Так львы смотрелись красочно и устрашающе.

Вдоль стен стояли фигуры быков. Наверху стены украшались горельефом, которые изображал лежащих бычков. Это была сцена их жизни пастухов, которые занимались скотоводством. Также изображались на стенах другие животные и птицы. Для этого использовался белый перламутр на фоне черных шиферных пластин. Получалась переливающаяся цветовая гамма.

Древнее искусство Месопотамии развивали Шумеры, Аккад, Вавилон и Ассирия до шестого века до нашей эры, когда Вавилон пал перед персами. Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 гг. до н.э.) включает в себя множество керамических произведений, разновидностей каменной скульптуры в виде статуй и рельефов, стелл, мозаики, резных цилиндрических печатей и монументальной архитектуры, примером которой являются зиккураты, построенные в Уре, Вавилонском Уруке, Сиалке, Нимруде и в других местах (3200-500 гг. до н.э.) и легендарные Висячие сады Вавилона , построенные в древнем городе-государстве Вавилон, царем Навуходоносором II. Месопотамия была также домом для мегалитического искусства, такого как искусство Каталхоя в Малой Азии. Смотрите также: Искусство Египта (3100-395 гг. н.э.). Для сравнения с дальневосточной глиняной посудой и скульптурой, см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики. Для сравнения с хронологией искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).

Происхождение

Археологические раскопки показывают, что Месопотамия была впервые заселена около 10 000 г. до н.э. неизвестными племенами палеолитических охотников-собирателей. Около 7000 г. до н.э., после короткого промежуточного периода эпипалеолита, культура изменилась от примитивного полукочевого стиля охоты и сбора пищи к более оседлому образу жизни, основанному на выращивании и содержании домашних животных. В течение этой так называемой эпохи "неолита" формирование оседлых общин (деревень, а позже и городов) привело к ряду новых видов деятельности, включая быстрый рост торговли, строительство лодок для перевозки грузов, рост религиозных верований и церемоний. Все это привело непосредственно к улучшению поставок продовольствия и, как следствие, к быстрому росту населения. Возникли новые города, в том числе Эриду, Урук и Ур, а затем Ниневия, Ниппур, Ассур и Вавилон.

ПРИМЕЧАНИЕ. До 1990-х годов предполагалось, что гончарное ремесло появилось только в период неолита (8000-7000 гг. до н.э.), то есть до тех пор, пока люди не сменили кочевой охотничий промысел на более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и животноводстве. Кроме того, плодородный полумесяц Месопотамии был замечен как один из самых ранних центров керамики. Однако недавние открытия китайской керамики в палеолите доказывают, что люди делали горшки за 10 000 лет до появления земледелия. Самые старые в мире горшки можно найти в пещере Сяньрендон (около 18000 г. до н.э.).

История

Самая ранняя из известных цивилизаций Месопотамии выросла около Шумера, на юге современного Ирака, примерно с 5000 г. до н.э. Выросла серия культур, отличающихся своей расписной глиняной посудой. Статуэтки из глины и алебастра с прожилками, амулеты и гербовые печати становились все более изощренными. В Арпачии – круглые сооружения, в Тель-ас-Саване – Т-образные дома, в то время как в Эриду археологи раскопали последовательность святынь – из раннего глиняного кирпича, хижины у сложного поднятого здания с укрепленными стенами. Эти опоры были как декоративными, так и структурными и стали характерной чертой шумерской архитектуры. К концу 4-го тысячелетия произошел ряд культурных инноваций. Появляется гончарная посуда, а также монументальная архитектура, характеризующаяся в Уруке огромными святынями со сложными планами и тщательно продуманными нишевыми стенами, или с углубленными или отдельно стоящими колоннами, усеянными мозаикой из цветных глиняных конусов с геометрическими узорами. В Укаире весь храм был украшен росписью. На цилиндрических печатях вырезали рисунки и это наш основной источник знаний об иконографии разных периодов. Кроме того, мы знаем, что первое использование меди произошло в Шумере еще в 5000 году, как и первое свидетельство иероглифических систем письма (в 3400), первый в истории колесный транспорт (в 3200) и первый клинописный текст. Все эти культурные события являются явными признаками грамотного, организованного общества. Для получения дополнительной информации см. Шумерское искусство (ок. 455-2270 до н.э.).

К 3000 г. до н.э. в результате этих нововведений мы находим обширное развитие городов и создание по меньшей мере 12 городов-государств, каждое из которых управляется царем. Среди них: Киш, Ур, Эрех, Акшак, Сиппар, Ниппур, Адаб, Умма, Ларак, Бад-Тибира, Лагаш и Ларса. Усиливающееся соперничество между этими государствами сделало их уязвимыми для захватчиков, таких как эламиты (ок. 2530-2450), а затем аккадцы (2334-2154) при их основателе Саргоне Аккаде (2334–2279). После падения Аккадской империи, около 2154 года, опустошения гутиан и возрождения шумерской культуры под предводительством Ура, Месопотамия в конечном итоге превратилась в две отдельные нации: Ассирию на севере, и Вавилонию на юге, под предводительством Хаммурапи (1792-1750). Около 934 г. ассирийцы завоевали Вавилон и ко времени Тиглата-Пилезера III они были самой могущественной нацией на земле, контролируя Вавилонию, Египет, Малую Азию, Кавказ, Северную Африку и бассейн Восточного Средиземноморья. Эта нео-ассирийская империя была окончательно разрушена во время падения Ниневии в 612 году альянсом вавилонян, скифов, мидийцев, парфян и других. После падения Вавилона в 539 году Месопотамия стала провинцией Персидской империи Ахеменидов.

Месопотамское искусство

Ранний период (c.4500-3000)

В период ок. 500-3000 гг. основным средством неолитического искусства в Месопотомии была керамическая посуда – такого типа и качества, что она намного превосходила любой тип греческой керамики, произведенной до этого момента, – лучшие примеры которой, как правило, были украшены геометрическими узорами или растительными и животными мотивами. Кроме того, различные артефакты и произведения искусства стали украшать драгоценными металлами. Около 3200 г. до н.э. в Вавилоне был создан самый ранний из известных примеров маникюрного искусства, когда мужчины красили ногти колем , древним косметическим средством, содержащим сульфид свинца.

Для сравнения с Древним Египтом, см.: Раннеегипетская Архитектура. Для сравнения с Дальним Востоком, см.: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).

Третье тысячелетие (c.3000-2000)

В течение 3-го тысячелетия появилась скульптура из камня и дерева, отдельно стоящая, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными личными украшениями и декоративными узорами на различных артефактах. Последовательности святынь, раскопанных в долине Дияла, содержали примеры скульптур в круге и свидетельства передовых методов литья меди и бронзы, а некоторые бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса перетаскивания . Медный рельефный декор фасада храма в Аль-Убайд также сохранился. В Уре многие богатые захоронения, некоторые из которых находились в сводчатых гробницах, содержали прекрасное золото, серебро, лазурит, цветные известняки и предметы из ракушек, ювелирные изделия, игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. См., Например, изысканный баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э., раскопанный в Большой яме смерти в Уре), одну из самых захватывающих композиций в истории скульптуры. Глиняные рельефы или стеллы, используемые образованными классами для повествования историй, были другой популярной формой искусства, как и цилиндрические или кубические статуи: см., Например, император Гудея с вазой (c.2150, Лувр, Париж).

В течение этого богатого раннего династического периода Месопотамия была объединена на некоторое время (2334-2154) под семитскими царями династии Аккад, чье искусство иллюстрируется некоторыми интересными рельефами, очень мелкими фрагментарными фигурами в натуральную величину в камне и меди, и некоторыми из самых красивых цилиндрических фигур, из когда-либо вырезанных – работы, которые указывают на присутствие там лучших скульпторов и мастеров металлообработки в регионе. После периода хаоса произошло неошумерское возрождение во главе с Уром. До наших дней дожили бесчисленные статуи – см., например, статуэтку Гудеи из Лагаша (2141-2122 гг. до н.э., Детройтский институт искусств ). Многие из зданий, построенных правителями 3-й династии Ур, раскопаны и первая настоящая зиккуратная или ступенчатая пирамида храма датируется этим периодом. Сравните также: Египетская архитектура Среднего царства.

Второе тысячелетие (c.2000-1000)

Третья династия Ур пала в 2003 году до н.э. до Аморитов, которые переехали из пустыни и основали серию семитских династий. К 1750 году Северная Месопотамия находилась под влиянием Ассирии, а юг контролировался Вавилоном. Касситы из Ирана постепенно приобрели влияние на юге, но сохранили традиционные архитектурные формы, некоторые предметы в Акар-Куфе и кирпичный фасад, украшенный фигурами в натуральную величину в Уруке, показывают некоторую оригинальность. Великим новшеством 15-го века до нашей эры было использование стекла и остекления. Есть несколько примеров многоцветного, непрозрачного стекла из Тель-эль-Римы и Средней Ассирии, например, глазурованного кирпича. Смотрите также: Архитектура Египта Нового Царства.

Ассирийская империя и падение Вавилона (934-539)

Другими известными примерами трехмерного искусства, созданного в Месопотамии, являются: Голова (800-700 до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Черный обелиск Шалманезера III (860-825 до н.э., Британский музей), известняковая статуя Крылатого Быка (ок. 720 г. до н.э., Лувр, Париж), которая охраняла ворота Хорсабадского дворца Саргона II и Быка у Иштарских ворот Вавилона (605-560 г. до н. э., Музей Пергама, Берлин). Кроме того, археологи обнаружили шедевры резьбы по слоновой кости, а также исключительные бронзовые сосуды, украшенные в ассирийском стиле, которые были созданы финикийскими и арамейскими мастерами.

Коллекции месопотамского искусства

Произведения древних культур Шумеров, Аккадской империи, Ассирии, Вавилона и неоассирийской империи можно найти в постоянных коллекциях нескольких лучших мировых художественных музеев. Вот краткий список известных произведений искусства, не упомянутых выше.

Самаррская плита (5000 г. до н.э.), Музей Вордерасиатиш, Берлин.
Блюда халафа (4900, период халафа) Британский музей.
Ящик для хранения Сиалк (3500, Сиалк III периода), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Священник царя, статуэтка из известняка (3300, урукский период), Лувр, Париж.
Ваза Варка в алебастре (3200, период Урука), Музей Ирака, Багдад.
Колени Булл, серебряная статуэтка (3000, прото-эламский период), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Львица, известняковая статуэтка (2900, прото-эламский период), Бруклинский музей.
Шумерские Вотивные статуи, гипс/известняк (2600), Музей Ирака, Багдад.
Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф (2500), Британский музей.
Стандарт Ур, известняк, мозаика из лазурита (2500), Британский музей.
Царь Аккада, медная голова (2250, Аккадская Империя), Музей Ирака, Багдад.
Стелла Нарам-Син, известняковый рельеф (2230, Аккадская империя), Лувр, Париж.
Гудея из Лагаша, бюст диорита (2075, нео-шумерский период), Лувр, Париж.
Чаша для козерога, бронза, золото, лазурит (1970, династия Симашки), Лувр, Париж.
Королева ночи, терракотовая скульптура (1775, вавилонский период) Британский музей.
Ассирийский царь со свитой, полихромная плитка (870, Ассирийская Империя), Британский музей.
Львица, пожирающая мальчика, рельеф из слоновой кости (800, финикийский стиль), Британский музей.
Бронзово-серебряный шар из Нимруда (800, период Ашурнасирпаль II), Британский музей.
Умирающий лев, алебастровый рельеф (635, Нео-Ассирийская империя), Британский музей.
Барельеф со львом , Вавилон (585) Лувр, Париж.

Чтобы увидеть, как месопотамская керамика вписывается в эволюцию гончарного дела по всему миру, смотрите: Керамика Хронология (26000 до н.э. – 1900).

Месопотамская архитектура

Наиболее важные из сохранившихся архитектурных памятников Месопотамии в грубом хронологическом порядке:
(1) храмовые комплексы в Уруке (4-е тысячелетие до н.э.);
(2) храмы и дворцы Хафаджа и Телль Асмар в долине реки Дияла, относящиеся к раннему династическому периоду;
(3) Святилище Энлиля в Ниппуре и Святилище Нанны в Уре;
(4) города среднего бронзового века Алалах, Алеппо, Эбла, Мари и Култепе;
(5) дворцы позднего бронзового века в Ашуре, Богазкой, Нузи и Угарите;
(6) Дворцы и храмы железного века: Нимруд, Хорсабад, Ниневия (Ассирия), Вавилон (Вавилония), Тушпа, Ван Калеси, Кавустеп, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам (Урартян), Каркамис, Телль-Халаф и Каратеп. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).

Знаменитые архитектурные работы в Месопотамии

Белый храм в Уруке, Ирак (3200-3000 гг. до н.э.)
Зиккурат в Сиалке, Иран (2900 г. до н.э.)
Зиккурат в Уре (c.2113-2096 до н.э.)
Зиккурат Агаргуф, Ирак (ок. 1500 г. до н.э.)
Ассирийский город Ашур, Ирак (1400-900 до н.э.)
Зиккурат Чока Занбил, Суза (1250 г. до н.э.)
Дворец Ашур-Насир-Пал II в Нимруде, Ирак (879 г. до н.э.)
Нергалские ворота в Ниневии (ок. 700 г. до н.э.)
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (605-562 гг. до н.э.)
Ворота Иштар, Вавилон (ок. 600 г. до н.э.)
Гробница Кира Великого, Пасаргады (ок. 530 г. до н.э.)

Дополнительные ресурсы

Чтобы узнать больше об эволюции древнего искусства, посмотрите эти ресурсы:

В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье ). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства , и в первую очередь – архитектуры.

Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец , который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.

До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре , посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.

В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки , как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.

Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.

Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.

Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы , украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).

В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.

В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон , который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.

Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Месопотамия — это район между Тигром и Евфратом. Двуречье – район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.

Основной источник знаний о странах Древнего Востока – это написанные клинописью тексты различного характера. Это религиозные, поэтические, эпические, научные тексты, государственные документы, и даже дошедшие до нас художественные произведения.

Шумеры поселились в районе Месопотамии около 3600 г. до н.э. Этот народ создал оригинальную и могущественную цивилизацию. Они создавали сложные ирригационные (оросительные) системы, воздвигали хорошо укреплённые города. Шумерская культура достигла высокого уровня в следующих областях:

  • астрономия;
  • математика;
  • инженерия;
  • медицина;
  • музыка;
  • литература;
  • изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до н.э. шумеры изобрели клинопись (протопись), которую позднее переняли аккадцы, и другие народы Древней Месопотамии.

Из-за постоянно ведущихся войн, архитектура Месопотамии была архитектурой крепостей.

Готовые работы на аналогичную тему

Глиптика – яркий жанр древневосточного искусства. Глиптика – это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Глиптика стран Древнего Востока хорошо сохранилась. Этот жанр искусства доказывает, что ранняя шумерская культура была пронизана мифологическими представлениями и ритуальным содержанием.

В шумерской мифологии правители мира называются антропоморфическими богами. Вот некоторые из них:

  • центральное божество шумерского пантеона, главный правитель богов – Энлиль;
  • владычица неба, богиня войны, любви и плодородия – Инана (в Вавилонском варианте – Иштар);
  • бог солнца Уту (в Вавилоне – Шамаш) и другие.

Ключевое свойство художника стран Древнего Востока – знание правил канона и умение на них опираться в процессе творчества. Оригинальность и индивидуальность находились под запретом. С течением времени сформировался оригинальный шумерский эстетический канон, который предписывал изображать фигуру человека определённым образом. Этот канон встречается в плохо сохранившихся произведениях глиптики. На них человеческий нос изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги –сбоку. Человеческое тело изображается не таким, какое оно есть на самом деле, а каким оно должно выглядеть по строгим правилам канона, согласно определённым традициям художественной культуры. Деревья, горы, волны вода в рельефе и глиптике изображаются условно, но при этом учитывалась симметрия и отношения ритма.

Большая часть эстетических правил и стилистических особенностей шумерского искусства, незначительно изменившись, перешли в вавилонскую культуру. Все крупные города Вавилонского государства имели свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приносили сюда дары богу. Зиккураты, как главные религиозные сооружения, постоянно восстанавливали и украшали. В дни торжественных событий и праздников тысячи зрителей смотрели на процессии жрецов, которые поднимались по лестницам к храму под звуки музыки.

Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, на строительство которого было использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей.

Исследуя археологические находки стран Древней Месопотамии, учёные установили, что множество явлений и вещей в истории человечества были изобретены здесь. Это право, книги законов, школы, литература, книга рецептов лечения, календарь земледелия, и многое другое. Кроме того, цивилизации Древней Месопотамии внесли значимый вклад в развитии искусства и науки.

Изобразительное искусство Древней Месопотамии

Произведений изобразительного искусства Древнего Востока сохранилось немного. Рассмотрим художественную культуру Ассирии. В росписях и рельефах дворцов ассирийского царства преобладают не культовые, а светские сюжеты. В основном это прославление верховного правителя и его дел. Лицо царя всюду изображено сурово и величаво, но без индивидуальных черт. Правитель одинаково грозен и величественен в любой ситуации, и на охоте, и в бою, и когда пирует с царицей. Мускулы царя, его вельмож и воинов тоже заслуживают внимания. Они огромные, пудовые, как будто сделаны из железа.

Ключевая задача художника – показать величественную роскошь царских облачений, утвари и украшений. Нужно также изобразить жестокость правителя: вырывания языка у пленников, сажание на кол, сдирание кожи, и всё это в присутствии владыки.

В царской охоте и сражениях внимания заслуживают изображения животных. Это вершина ассирийского искусства. Мчащиеся верблюды, которые пластично сгибаются под тяжестью всадников. Яростный конский бег и гордая злость льва. Специалисты отмечают, что искусство ещё никогда не достигало такой силы в изображении сцен, где ключевыми героями становятся верблюд, лев или конь. Ассирийцы переняли религиозные представления, культуры и искусство Вавилонии.

В вавилонском искусстве нельзя встретить погребальных сцен. Все помыслы и устремления жителя Вавилона в земной жизни. Но эта жизнь не сияет радостью и красотой, это жизнь вечно тревожная, наполненная загадками, это жизнь, заключённая в борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, злых и добрых духов.

Интересно отметить и собственно шумерское искусство. Стены шумерских храмов украшались рельефами, которые повествовали как об исторических событиях в жизни города (закладке храма, военном походе), так и о каждодневных бытовых заботах (сбивании масла из молока, доении коров, и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались последовательно от яруса к ярусу. Все изображённые люди и персонажи были одинакового рост, лишь правителя всегда изображали крупнее других. Яркий пример шумерского рельефа – стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (датирована около 2470 г. до н.э.), которая была посвящена его победе над городом Уммой.

Искусство Древнего Востока было оригинальным и самобытным. Одна древневосточная цивилизация сменяла другую, культурные традиции и стилистические особенности искусства переходили от одной стране к другой.

Читайте также: