Искусство бальзамирования история 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Миссия нашего журнала:
донести как можно интереснее информацию о всемирной истории.
История миров - это электронный журнал нового формата.

Искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение. Впервые его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды, духовно воскресившему отца.
Слово "мумия" — арабского происхождения и обозначает, по словам арабского путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон, или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для обработки трупов и бывший предметом бойкой торговли в средние века даже в Европе. Раньше различали искусственные и естественные мумии, которые сохранялись без какой-либо специальной обработки. Сегодня считается, что поразительная сохранность египетских мумий лишь отчасти зависела от совершенной техники бальзамирования, главная же причина заключалась в чрезвычайно сухом климате Египта, мешающем развитию бактерий в воздухе и в песке. Благодаря барельефам и росписям, найденным в гробницах, мы знаем, как проходили погребальные церемонии в древнем Египте.
Во главе похоронной процессии группа рабов несла пожертвования и личные вещи усопшего: если это был воин — оружие и его лошадь; крестьянин — его орудия труда. Они пели похоронные гимны. За распорядителем похорон и жрецом на быках двигался катафалк в виде солнечной ладьи Богов, в которой боги оплывают по небу все подвластные им миры, а затем и умерший поплывет к последующей жизни в духовном воплощении. За катафалком шла семья, родственники и друзья умершего в трауре, они плакали и испускали жалобные крики. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Процессию сопровождала толпа любопытных зевак. Если кладбище находилось на другом берегу Нила, кортеж останавливался, чтобы погрузиться на баржи и переплыть реку. На другом берегу мумия снова водружалась на сани, и группы сопровождающих выстраивались в прежнем порядке. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяния мумии. Затем приступали к "церемонии открытия глаз и рта", которая символически возвращала умершему способность чувствовать. И, наконец, мумия обретала покой в своей гробнице, которую предварительно подготавливали и украшали, в зависимости от уровня достатка ушедшего.
Процесс подготовки тела фараона к погребению занимал в Древнем Царстве около 270 дней. Теперь рассмотрим, как протекало бальзамирование трупа. Тело только что умершего человека передавалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась в извлечении мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента в виде крючка. После этого череп заполнялся составом на основе жидкого гудрона, который, охлаждаясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо глаз вставляли искусственные глаза из эмали. Затем извлекали кишечник и внутренности через разрез в левом боку, сделанный с помощью острого камня. Внутренности после обработки в кипящем битумном составе вместе с печенью и мозгом запечатывались в четыре канопы (специальные сосуды) из глины, известняка или алебастра, а также из камня или металла— в зависимости от социального положения умершего. Четыре разные головы — человека, шакала, ястреба и павиана — образы четырех загробных духов венчали крышки этих урн, которые помещали все вместе в один ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно промывалась пальмовым вином и высушивалась ароматическими порошками. Затем ее набивали толченой миррой или ароматизированными древесными опилками. После такой подго¬товки тело погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона (карбоната натрия). Таким образом плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли, а женщинам оставляли их длинные роскошные прически. Узкими бинтами, пропитанными смолами, бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец, тело. Голову обрабатывали еще более тщательно. Непосредственно на кожу накладывали ткань типа муслина. Лицо последовательно покрывали несколькими слоями этой ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. И наконец, вытянутое забинтованное тело с руками, скрещенными на груди или лежа¬щими вдоль бедер, обертывали лентами ткани по всей длине. Тела фараонов и верховных жрецов заворачивали в саван или покрывали чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их тел.
Мумии, хранящиеся в египетских музеях Каира и Александрии или в других музеях мира, находятся в состоянии почти совершенной консервации. Самая древняя из известных мумий — это мумия Секкерам-Саэфа, одного из сыновей Пепи I (VI династия). Она найдена в 1881 году в Саккара, около Мемфиса и сейчас хранится в Каирском музее. Искусство бальзамировщиков донесло до наших дней лики великих фараонов: на морщинистом лице Мернефта (многие относят его правление к эпохе исхода евреев) можно еще различить характерный фамиль¬ный нос и густые брови; рентгеновский снимок показал, что великий Рамсес II страдал зубной болью.

Оцените статью, поддержите автора: Нравится
0

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Родители Тутанхамона

Родители Тутанхамона

Древние перуанцы не расстались с чаем и после смерти

Древние перуанцы не расстались с чаем и

Мумии со всего мира приедут в Италию

Мумии со всего мира приедут в Италию

В Египте найдена мумия женщины-фараона

В Египте найдена мумия женщины-фараона

АНУБИС

АНУБИС


Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

Бальзамирование

Бальзамирование Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

Практика сохранения человеческого тела после его смерти известна с древних времен. На протяжении мировой истории люди пытались остановить время и увековечить облик человека в различных изображениях, скульптурах и прочих произведениях искусства. Бальзамирование в своей основе имеет схожий смысл: так же как древние люди, считая сохранение тела условием благополучной жизни души на том свете, пытались позаботиться о своих родных, современный человек старается отсрочить прощание с умершим, используя химические растворы для предохранения его прижизненного вида.

Культура Чинчорро

Вопреки широко распространенному мнению, бальзамирование не является изобретением египтян. Хотя жрецы Древнего Египта в совершенстве для своего времени овладели искусством мумификации, самой древней культурой, практиковавшей ритуальное предохранение тел умерших, является южноамериканская культура Чинчорро, проживающая на территориях современных Перу и Чили 9 – 4 тысяч лет до н.э. Возраст древнейшей из искусственных мумий Чинчорро составляет около 7 тысяч лет (5050 тыс. до н.э), что на 2 тысячелетия больше, чем самая ранняя мумия, обнаруженная на территории Египта (3000 до н.э.).

У Чинчорро существовало несколько способов мумификации, однако процесс подготовки тела на протяжении тысячелетий изменялся не сильно. Чинчорро расчленяли труп, отделяя конечности и голову. С тела снимали кожу и каменными скребками отделяли от костей мягкие ткани, мышцы и органы, включая мозг. Кости затем высушивались с помощью горячего пепла или углей. Затем тело восстанавливали: скелет укрепляли ветками, набивали травой, животной шерстью землей, песком и пр., после чего, прикрепив конечности, покрывали собранного конструкта белым пепельным составом или глиной. Тот же состав использовали для того, чтобы воссоздать облик умершего. На тело надевали кожу, при необходимости сшивая отдельные куски или заменяя отсутствующие шкурой животных, а также парик из человеческих волос. В конце этой многодневной процедуры получившуюся мумию окрашивали черным марганцем.

Впоследствии Чинчорро усовершенствовали эту технику: вместо расчленения для удаления внутренних органов и высушивания трупа в нижней и верхней части корпуса стали делать специальные надрезы. Набив тело растительным материалом для придания ему человеческого вида, они сшивали на нем кожу с помощью красных водорослей, и закрывали лицо глиняной маской. Мумию окрашивали в красную охру или полностью покрывали смесью из глины, песка и рыбьего жира.

Древний Египет

Самые древние из обнаруженных на территории Древнего Египта забальзамированных мумий относятся к 3 тысячелетию до н.э. и выполнены достаточно примитивно: из тел вынимали внутренние органы и заполняли образовавшиеся полости пропитанными благовониями льняными тряпками. К середине 1-го тысячелетия египетские бальзамировщики значительно усовершенствовали свое мастерство, превратив мумификацию в сложную многоступенчатую процедуру.

Процесс бальзамирования начинали с извлечения головного мозга. Для этого, как правило, использовали острый крючок, который вставляли в ноздри, и с его помощью вычищали черепную коробку. Оставшуюся ткань растворяли различными настоями и сливали. Затем на левом боку тела делался надрез ритуальным кремниевым ножом и вынимали из тела все внутренности за исключением почек и сердца. Легкие, печень, желудок и кишки тщательно промывали пальмовым маслом и, если их не возвращали обратно в тело, погружали в сосуды-канопы с пальмовым вином, которые впоследствии хоронили вместе с покойником. Тело тщательно промывали вином и различными специями, а затем наполняли его пахучими смолами или природным битумом. Затем его в течение многих дней вымачивали в растворах натриевых солей. Мумии особенно богатых египтян перед пеленанием также золотили.

По окончании всех подготовительных процедур, бальзамировщики приступали к пеленанию мумии. Пальцы на руках и ногах, конечности, голову и тело тщательно забинтовывали специальными льняными или виссонными тканями, пропитанными камедью и клеем. Весь этот процесс мог длиться от 40 до 70 дней.

Существовали и более дешевые методы бальзамирования с использованием селитры, кедрового масла, настоя александрийского листа и кассии, которые были доступны даже довольно бедным семьям.

Древнейшая из европейских мумий, подвергнутых процедурам для предотвращения разложения, была обнаружена в захоронении неподалеку от города Осорно в Испании: труп возрастом около 5 тысяч лет был тщательно обработан составом киновари, обеспечившим его сохранение на многие столетия. Однако как таковая практика бальзамирования долгое время не имела распространения в Европе, хотя и была известна жителям Древней Греции и Рима вероятно за счет контакта с египтянами.

Согласно трудам средневековых ученых, бальзамирование в Европе начало распространяться только в V веке н.э., однако вплоть до XIII века бальзамировали в основном трупы выдающихся правителей или богачей, чтобы сохранить их тело в склепах. Разработкой методов предохранения трупа занимался Леонардо да Винчи, который использовал для этого смесь скипидара, камфоры, лавандового масла, киновари, канифоли, нитрата натрия и нитрата калия, а также инъекции жидкого воска во внутренние органы. Впоследствии анатомы предлагали альтернативные составы и процедуры. Например, Питер ван Форест (XVв.) так производил процесс бальзамирования. Из тела извлекались органы, а затем его изнутри промывали холодной водой и смесью aqua vitae (водный раствор этилового спирта) с уксусом, полынью алоэ, колонцинта и поваренной соли. Затем его наполняли пудрой из толченных благовонных трав и специй, и пропитанными вышеприведенным средством хлопковыми тряпками, после чего оборачивали покрытой воском или пропитанными смолой тканью.

Большую известность у медиков эпохи Возрождения также заработал и liquor balsamicum Фридриха Рюйша, который использовал для бальзамирования свернувшуюся свиную кровь и оксид ртути. Коллекцию забальзамированных частей тела и животных у Рюйша в 1717 году приобрел Петр I.

Предшественники современных патологоанатомов

Развитие медицины позволило использовать для бальзамирования артериальную сеть тела, что позволило значительно увеличить срок сохранения тела от разложения. Пионером в этом направлении стал английский врач Уильям Гарвей, сформулировавший современную теорию кровообращения, и его тезка, шотландский ученый Уильям Хантер, который первым стал использовать методы артериального и полостного бальзамирования для предохранения трупов.

До начала XX столетия в качестве основного химиката при бальзамировании использовали мышьяк. Открытие формальдегида немецким ученым Августом Вильгельмом фон Гофманов в 1869 вывело эту процедуру на новый уровень. Его исследования легли в основу современных способов сохранения трупов, а формальдегид до сих пор считается одним из лучших консервантов, который предотвращает процессы разложения и уничтожает практически все микроорганизмы, грибки и плесень.

Бальзамирование как сфера развлечения и педагогики

Древние египтяне обнаружили, что похороненные в пустыне нередко сохранялись в сухом песке. Их тела высыхали и мумифицировались. Со временем египтяне создали целую науку по сохранению тела путем его бальзамирования. Они верили, что умершему потребуется его тело в загробной жизни.

Методы мумификации менялись с течением времени. Весь процесс обычно занимал около 70 дней. Мозг извлекался крючками через ноздри, а другие органы удалялись и помещались в специальные сосуды. Только сердце оставлялось на месте, с тем чтобы оно могло быть взвешено в загробной жизни. Бальзамирование состояло в высушивании тела с помощью соляных кристаллов натрона. После чего его заполняли и натирали маслами и составами, а затем заворачивали в бинты. После этого мумию клали во вставляющиеся один в другой саркофаги, изготовленные в форме человеческого тела.

Футляр мумии

В этом красивом золотом футляре находится мумия жрицы. После того как забальзамированное тело заворачивали в бинты, его помещали в богато украшенный саркофаг. Как изнутри, так и снаружи саркофаг покрывался магическими заклинаниями, которые должны были помочь умершему в загробном мире. Иногда использовали более одного саркофага. Внутренние саркофаги делались из ярко раскрашенной или позолоченной древесины, а внешний саркофаг был каменным.

Канопы

Для хранения органов умершего использовались специальные сосуды (канопы). В сосуде с человеческой головой хранилась печень. В сосуде с головой павиана находились легкие. Желудок помещался в сосуд с головой шакала, а кишки – в сосуд с головой сокола.

Под бинтами

Разворачивание мумии – деликатная операция. Сегодня археологи могут применять сканирование или рентген для обследования тел мумий. С помощью такого оборудования возможно определить, что они когда-то ели, какую работу выполняли и какими болезнями страдали. Рентген также показывает то, чем были заменены внутренние органы.

Рамсес II

Это освобожденная от бинтов голова мумии Рамсеса II. В его глазницы были вставлены шарики, чтобы натрон (консервирующие соли) не разрушал черты его лица.

Церемония размыкания уст

Последний ритуал перед погребением проводился жрецом, облаченным в маску бога Анубиса. Саркофаг в виде человека ставился вертикально, и до его лица дотрагивались магическими инструментами. Эта церемония позволяла мумии говорить, видеть и слышать в загробном мире.

Читайте также: