Ирокезы и алгонкины это кратко

Обновлено: 06.07.2024

К онфедерация (Лига) племен Ирокезов была известна в истории и под другими названиями: Союз Пяти Племен, включающих Кайюга, Могавк, Онайдо, Онондага и Сенека. Их самоназвание как политического органа было: Ходеношони – люди длинного дома. В племенах Ирокезов родство передавалось по женской линии, в первую очередь, родство подразумевало быть членом семьи, что, в свою очередь, обеспечивало “гражданство” в племени, дающее определенные социальные, политические и религиозные привилегии, обязанности и права, в которых отказывали людям чужой крови; но, согласно закону племени, чужая кровь в ряде случаев могла считаться смесью с кровью Ирокезов и, таким образом, человек чужой крови мог быть принят в племя. В племени Ирокезов законодательная, исполнительная и судебная функции обычно выполнялись одной и той же группой людей, именуемые вождями и организованными в советы.

Существовали вожди трех уровней. Функции вождей каждого уровня были определены избирательной системой, состоящей из избирателей – замужних женщин племени. Руководство племенем передавалось по наследству. Когда пять племен были организованы в конфедерацию, то управление конфедерацией было разработано с учетом систем управления этих племен, точно так же, как управление племенами основывалось на правлении кланов, входящих в состав племени.

Ирокезы середины 16 века

Ирокезы середины 16 века

Руководили кланами члены полных семей, потомки только по женской линии; следовательно, клан может быть определен как нечто цельное, состоящее из родственников, социально и политически организованное, в котором родство передавалось только по женской линии. Мелкие единицы подчинялись более крупным таким образом, что клан был единым, целым и независимым. Появление высших единиц порождало новые права, привилегии и обязанности. Таковыми были принципы организации конфедерации пяти племен Ирокезов. Что касается даты образования конфедерации, то несколько племен были объединены в цельную организацию не ранее 1570 года.

Северные и западные Алгонкины прозвали их Надова, то есть “гадюки”. Для Поухатанов они были Massawomekes. Англичанам конфедерация была известна как Конфедерация Пяти Племен, а после присоединения в 1722 году племени Тускарора, как Конфедерация Шести Племен. Лига Ирокезов, когда они впервые стали известны европейцам, состояла из пяти племен и занимала территорию от южного побережья озера Шамплейн до западного берега реки Джинези и от южногосклона хребта Адирондак до территории Конестога.

Территория ирокезов

Дата образования лиги не определена, но очевидно, что это произошло примерно в 1570 году, вследствие войны с Алгонкинами и Гуронами. Власть объединенных племен Ирокезов стала ощущаться немедленно. После прихода голландцев, у которых Ирокезы раздобыли огнестрельное оружие, они начали нападать на все соседние племена, пока их власть не была признана от реки Оттава до Теннесси и от реки Кеннебек до рек Иллинойса и озера Мичиган. Их продвижение на запад было остановлено племенем Чиппева; на юге барьером для дальнейшего продвижения Лиги Ирокезов являлись Чероки и Катавба, в то время, как на севере им препятствовали операции французов. Шамплен во время одной из своих ранних экспедиций вместе с канадскими индейцами воевал против Ирокезов.

Это сделало ирокезов ярыми противниками французов, против которых они позже выступали на каждом шагу, поскольку они являлись верными союзниками Британии вплоть до окончания французского режима в Канаде в 1763 году. Французы предприняли несколько попыток завоевать Ирокезов через своих миссионеров, и были настолько успешны, что значительное число индейцев, преимущественно из племен Могавк и Онондага, образовали католические поселения в Каугнавага, Сент-Реджис и Ока на реке Св. Лаврентия. Племена Лиги неоднократно пытались вернуть их обратно, но безуспешно и, в конце концов, в 1684 году, объявили этих индейцев предателями. В последующих войнах католики-ирокезы воевали на стороне французов против своих бывших собратьев.

Ирокезы середины 17 века

Ирокезы середины 17 века

Когда вспыхнула Американская Революция Лига Ирокезов решила не принимать участие в конфликте, но у каждого племени было право самим решить, какие действия предпринять. Все племена, за исключением племени Онейда и половины Тускарора, присоединились к англичанам. После революции Могавки и Каюга вкупе с другими племенами, которые были на стороне англичан, были определены канадским правительством в резервации на реке Гранд, Онтарио, где они по сей день и обитают, хотя некоторые и переселились в Гибсон, Бухта Квинти и в Сент-Томас, Онтарио.

Все Ирокезы США, за исключением Онейда, находятся в резервациях в штате Нью-Йорк. Онейда осели неподалеку от Грин-Бей, штат Висконсин. Так называемые Оклахомские Сенека состоят из остатков многих племен, среди которых можно отметить Конестога и Гуронов, а также эмигрантов из всех племен ирокезской конфедерации. Вполне возможно, что ядро Оклахомских Сенека составляют остатки древнего племени Эри. Католические Ирокезы, хотя и не имели связи с конфедерацией, привлекли много новых членов к торговле мехом и многие их них оказались в составе северо-западных племен США и Канады.

Алгонкины

Индейцы-алгонкины жили на северо-востоке, на территории современных штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью Джерси и Дэлавэр. На этих землях был и океан, и пляжи, также как и болота, леса, реки, долины и горы. Племена Великих Озер жили вблизи Великих озер. Некоторые местные племена включали Саук, Шони и Виннебаго.

Алгонкины и племена Великих Озер жили в деревнях по 800-900 человек. В деревне они строили куполообразные вигвамы, которые изготовлялись из черенков березы, каштана, дуба или вяза. Индейцы крыли крышу вигвамов корой и шкурами животных. В качестве дверей использовались шкуры лося. К низу шкуры привязывали шест для того, чтобы держать дверь закрытой.

Жилище алгонкинов

Пол выстилали циновками из кедровых веток и тростника. Кровати были сделаны из еловых ветвей и покрыты шкурами. Сидели Алгонкины на свернутых шкурах. Также строились и большие дома, которые могли вместить более одной семьи. Вигвамы по своей форме напоминали раскрытую книгу, корешком вверх. Во многих деревнях были ограды вокруг так называемых палисадников. Когда индейцы уходили из деревень на охоту, они разбивали вигвамы из жердей и коры конусообразной формы.

Алконгины немного занимались сельским хозяйством, но преимущественно были охотниками. Они удобряли кукурузные поля рыбой, измельчали кленовые деревья, чтобы получить сахар. Алгонгины, живущие на побережье, устраивали так называемые пикники, когда они ели моллюсков, устрицы, омаров, мидии и других ракообразных. Во время таких пикников индейцы заворачивали рыбу в морские водоросли и пекли ее на костре.

Деревня алгонкинов, фото

Деревня алгонкинов, фото

Племена Великих озер были превосходными охотниками, фермерами и преуспели в собирательстве, ели диких птиц и дичь. Индейцы охотились на оленей, карибу, бобров, выдр и других мелких животных. Женщины собирали орехи и ягоды, выращивали кукурузу, бобы и кабачки. Чуть ли не основной пищей индейцев был дикий рис, который они собирали на болотах вокруг Великих Озер. Индейцы сбивали зерна палкой таким образом, что рис падал в каноэ.

Алголкины

Шамплен исследовал реку Оттава в мае 1613 года и достиг укрепленной деревни Кичисипирини на острове Моррисон. В отличие от других племен, эти не меняли места обитания со сменой времен года. Они заняли стратегическую точку на торговом пути между Великими озерами и рекой Св. Лаврентия и процветали за счет сбора бобровых шкур с торговцев, проходящих через их территорию. Они с гордостью показывали свои кукурузные поля, обрабатывать которые они научились, кажется, как раз перед появлением французов. Поначалу, термин “Алгонкины” использовался только для второй группы индейцев, Wàwàckeciriniwak. Но к 1615 году этот термин применялся уже ко всем племенам, живущим вдоль реки Оттава.

Воин-алгонкин

Племена Kitcisìpiriniwak и Wàwàckeciriniwak из-за контроля за устьем реки Оттава начали враждовать. Они примирились под влиянием Чарльза Парчарини, получив равные территории. В 1632 году, после того, как Сэр Дэвид Кирк завоевал Новую Францию, французы начали продавать Алгонгинам и их союзникам оружие. Французские иезуиты стали активно проповедовать обращать алгонкинов в католицизм, открыв горький разрыв между приверженцами традиционных верований и неофитами.

Никогда ранее Ирокезы не осмеливались напасть на крепость Kitcisìpirinik, но зимой 1642 года произошло неожиданное нападение, то время когда большинство воинов отсутствовали, алгонкины понесли тяжелые потери.

6 марта 1647 года большая группа воинов племени Могавк напала на Кичисипириник и практически истребила их. В 1680 году Кичисипиринивак, еще проживали на озере Моррисон, и внушали уважение с их 400 воинами.

Когда французы отступали с территории Гуронов, объявили, что предводитель Алгонкинов запретил Иезуитскую миссию, поскольку те отказались давать ему обычные дары за право приходить по территории Алгонкинов. Некоторые присоединились к миссии, но умерли от эпидемии в 1676 году. Другие, по призыву французов, остались в Труа-Ривер и их поселение просуществовало до 1830 года, когда последние 14 семей, состоящие из 50 человек, переселились на территорию Оклахомы.


Ирокезы – народ, который проживает в центральных районах США и Канады. Этот этнос знаменит не только своим необычным внешним видом, но и интересной историей и традициями. Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в глубинные районы Великих Озер и узнать больше о том, как живет коренной американский индеец ирокез.

Что такое Лига ирокезов?

Предположительно в 1570 году возник союз ирокезов под названием Лига Ходеносауни. Изначально это образование включало 5 племен: онейда, мохоки, кайюга, онондага и сенека. Позже, в 1770 году, к Лиге Ходеносауни присоединось племя тускарора, изгнанное из южных районов США (ныне Восточная Каролина).

Вследствие тесных этнокультурных и социальных контактов всех этих групп и появились индейцы ирокезы. Описание этноса невозможно составить без характеристики племен, которые вошли в состав Лиги Ходеносауни. Поэтому остановимся на каждом племени подробнее.

Американский индеец ирокез

Племя онейда

Племя мохоки

Первые контакты племени мохоки с европейцами состоялись в 1634 году, когда на американские земли ступили голландцы. Могавки ранее других ирокезов начали вести торговлю с европейцами.

Из племени мохоки вышли такие знаменитые личности, как Джозеф Брант (офицер английской армии, отличившийся во времена Войны за независимость США), Катери Текаквита (святая Римско-католической церкви) и Полин Джонсон (знаменитая канадская актриса и писательница).

Индеец ирокез

Племя кайюга

Изначально племя кайюга проживало в районе озера Кайюга между народами сенека и онондага. Сегодня их потомки проживают в провинции Онтарио (Канада) и в городе Перрисбург (Нью-Йорк, США).

Племя онондага

Племя сенека

Из истории племени

С XI века ирокезы занимали обширную территорию между рекой Св. Лаврентия и озером Онтарио. Длительное время они проживали в окружении алгонкиноязычных племен (оджибва, отава, алгонкины) и вели постоянные войны за свои земли.

Наиболее тесные контакты Лига ирокезов поддерживала с голландцами. Европейские купцы покупали у местных племен бобровые шкуры и взамен снабжали их огнестрельным оружием. После того как все бобры на территории между рекой Св. Лаврентия и озером Онтарио были истреблены, голландцы подтолкнули ирокезов к захвату новых земель. Это привело к началу так называемых Бобровых войн. В 1660 году ирокезы стали совершать набеги на Новую Францию. Метрополия оказала поддержку своим колониям, вследствие чего североамериканские племена стали терпеть поражения. Тем временем английские войска захватили голландскую колонию Новые Нидерланды, отрезав тем самым ирокезов от главных торговых партнеров.

В 1688 году началась война за английское наследство между Францией и Британией. В этом конфликте ирокезы выступили на стороне англичан. Кроме того, североамериканские племена поддержали их в франко-индейской войне. Эти два конфликта полностью изменили расстановку сил на континенте. Ирокезы стали полностью зависимы от поставок оружия из Англии.

Ирокез народ

Ирокезы в Войне за независимость США

В 1775 году началась Война за независимость США. В этом конфликте принимали участие, с одной стороны, Великобритания и лоялисты (т. е. лояльные британскому правительству), а с другой - 13 английских колоний. Большинство индейцев во время войны отстаивали позиции нейтралитета. Великий Совет Лиги Ходеносауни также изначально сохранял нейтралитет. Однако в 1777 году ирокезы выступили на стороне Великобритании. Основной причиной этого было то, что Англия являлась главным поставщиком оружия для североамериканских племен. Кроме того, колониальные власти запрещали своим выходцам занимать территории западнее Аппалачских гор во избежание конфликтов с индейцами.

После окончания войны Великобритания передала земли ирокезов под контроль США. В этот период Лига Ходеносауни прекратила свое существование. Часть ирокезов отошла на север – на земли, дарованные Британской короной за поддержку в войне. Другая половина племен Лиги Ходеносауни осталась на территории Нью-Йорка.

Хозяйство и быт американских ирокезов

Итак, как же жил и вел быт простой индеец-ирокез? Особенности культуры североамериканских племен, проживавших в районе Великих Озер, формировались под влиянием внешних факторов. Территории, заселенные ирокезами, лежали фактически на гребнях гор. Эти земли были укрыты густыми лесами и окружены реками и озерами. Природно-климатические условия обусловили особенности хозяйства североамериканских племен.

Ирокезы проживали в больших просторных домах – овачирах. Они представляли собой постройки прямоугольной формы с бочкообразными крышами.

Индеец ирокез история

Главной сельскохозяйственной культурой племен был маис. Кукурузные поля занимали огромные территории (до 9 км в радиусе). Кроме того, ирокезы возделывали бобы и тыкву.

С 18 века активно развивается военный и пушной промысел. Это было связано с тесными контактами и торговлей с колонистами. Североамериканские племена поставляли европейцам бобровые шкуры, которые использовались для производства меховых головных уборов. Сельскохозяйственными работами, как правило, занимались исключительно женщины.

Политическая жизнь ирокезов

В политической жизни североамериканских племен главенствующее положение занимала Лига Ходеносауни. Ее члены были обязаны сохранять мир между собой. Возглавлял Лигу Совет вождей, состоящий из 50 сахемов. Его члены избирались матерями родов. Постановления Совета обсуждались каждым племенем отдельно, а затем принималось единогласное решение. Каждый вождь мог наложить вето на какой-либо вердикт. Первыми решения Совета обсуждали мохоки, затем – сенеки и онейда, а последними – кайюга и онондага.

Индеец ирокез особенности

Общественное устройство североамериканских племен

Главной единицей общественного устройства ирокезов был род, который возглавлялся женщиной. Его члены обладали коллективной собственностью на земли и сельскохозяйственные угодья. Каждый род носил определенное родовое имя. Как правило, оно было связано с названием животного. Все женщины рода принимали активное участие в родовом совете. На его заседаниях избирали сахемов – членов Совета вождей.

В состав племен могло входить от 10 до 3 родов. Так, у сенека, онондага и каюга их насчитывалось по 8, а у мохоки и онейда – по 3.

Внешний вид ирокезов

Воинственный вид ирокезы принимали лишь во время военных походов и важнейших религиозных празднеств. Прически, которые лишь немного напоминали популярные сегодня укладки, носили воины племени онондага. Они полностью сбривали волосы, оставляя лишь небольшую полоску по центру головы, которую затем заплетали в косу.

Индеец ирокез фото

Религиозные представления

Изначально основой религии ирокезов был тотемизм – вера в сверхъестественные силы животных. Животные выступали в качестве эпонимов род, выполняли функции защиты во время военных действий, покровительствовали земледелию и охоте. Так, например, мохоки, идя на битву, несли с собой герб с изображением главного тотема племени.

Эти культы в более позднее время приобрели промышленное значение. Ирокезы считали, что племени необходимо охотиться на свое тотемное животное. В связи с этим особой популярностью среди североамериканских индейцев пользовался культ медведя.

Следует отметить, что ирокезы раньше других североамериканских племен столкнулись с христианским учением. Европейская религия со временем стала неотъемлемой частью их жизни. В настоящее время ирокезы исповедуют христианство.

Военное искусство ирокезов

После образования Лиги Ходеносауни военная мощь ранее разобщенных племен сильно возросла. До контакта с европейцами вооружение ирокеза состояло из лука и стрел, копья и дубинку. Кроме того, они использовали деревянные щиты, которые защищали тело, голову и ноги воина. Начало оживленной торговли с голландцами повлекло изменения в военной сфере жизни североамериканских племен.

Индеец ирокез особенности культуры

Европейцы поставляли им огнестрельное оружие и кинжалы. Однако эти новинки не сразу вытеснили привычные для ирокезов средства обороны (лук и стрелы). Внедрение огнестрельного оружия повлекло за собой отказ от деревянных щитов. С этих пор ирокезы также начали применять новую тактику ведения битвы – технику рассеивания по полю боя.

Ирокезы были более продвинутыми в использовании новинок вооружения, чем другие североамериканские племена. Этому во многом способствовали тесные торговые контакты с европейцами.

ирокезы.jpg

Первоначально Лига ирокезов состояла из пяти племен, известных как Пять наций с востока на запад: могавки, онайда, онондага, каюга и сенека. В 1712 к ним присоединились их родственное племя тускарора, уходившее на север от каролинов. Пять (а после 1712 шесть) наций существовали в окружении других ирокезских племен, говоривших на родственных языках и ведших похожий образ жизни. На севере в Канаде существовала сильная конфедерация гуронов: торговцев, союзников французов и врагов Пяти наций. Западнее Пяти наций проживали индейцы тобакко и нейтралы, которых называли так из-за их стремления оставаться в стороне от ирокезско-гуронских войн; в центральной Пенсильвании жили саскеханна или конестога; далее на Запад эри. Хотя чероки юга говорили на одном из ирокезских языков, их обычно рассматривают отдельно. Взятые вместе, ирокезские племена насчитывали в самые лучшие для них времена до 40 тысяч человек, из которых от десяти до семнадцати тысяч принадлежали к Пяти нациям.

Ирокезы жили в огороженных деревнях, насчитывавших до трех тысяч жителей. По мере того, как земледелие истощало почву и с охотой уменьшалась масса зверей, деревня переселялась на новое место по крайней мере дважды за жизнь одного поколения. Мужчины занимались охотой, рыболовством и войнами, а женщины ухаживали за 2 посевами. Мясо давали олени и другие местные животные, а чуть подпорченная рыба дополняла диету.

ирокезз13.jpg


Жилище ирокезов.

Жители деревни жили в длинных домах, представлявших собой прямоугольные строения с бочкообразными крышами длиной 18 м, с бревенчатыми срубами и крышами из коры вяза. В каждом из длинных домов размещались группа женщин, связанных между собой по женской линии родства, их мужья и дети. Именно эта группа женщин-родственниц (называемая овачира) составляла основную общественную единицу у ирокезов. Мужчины не обладали большим правом голоса в управлении домашним хозяйством: ирокезская женщина могла развестись со своим мужем, просто выставив его пожитки из дома. Руководящая роль в овачире принадлежала старейшей женщине, которая управляла земледельческими работами и совместной работой женщин, решала споры и назначала мужчин, представлявших группу в родовых и племенных советах и в совете Лиги. У ирокезов женщины практически единолично управляли, ни в одном другом обществе женщины не обладали настолько большой такой полнотой власти.

ирокезз12.jpg

Помимо охоты основным занятием мужчин была война, которую они могли вести с такой энергией, которая делала ирокезов грозой для соседей индейцев. Вероятно, наихудшей чертой ирокезских военных действий была их практика истязания пленников, которые могли оставлять живыми в течение многих дней, подвергая одновременно самым изощренным пыткам, какие возможно придумать. Затем их поедали. Странно, но это был садизм без ненависти: ирокезы относились к жертве с уважением, которого заслуживал храбрый воитель; часто за день до начала пытки ему давали женщину; поощряли его к проявлению храбрости, бросая вызов своим мучителям, и съедали его с тем, чтобы обрести достоинство уважаемого человека. Пленных женщин и детей, и тех воинов, которых не подвергали пыткам, обычно принимали в свое племя.

ирокез_скальп.jpg


Ирокезский воин снимает скальп с живого пленника.

Ирокезы верили в высшее существо, Хозяина жизни, который постоянно боролся со своим злым братом, Каменным Плащом. Они верили также в существование сверхъестественной силы по имени оренда, которая пронизывала весь мир и наделяла мужчин духовной силой и способностью совершать великие подвиги. Тайные общества занимались лечением больных. Наиболее известным было общество маски. Его члены носили гротескные маски, представлявшие духов болезни с лицами, избитыми в соревновании с Хозяином жизни. Главный религиозный ритуал проводился в середине зимы с тем, чтобы помочь Хозяину жизни вернуть обратно весну.

ирокезз11.JPG

Ирокезы_вожди.jpg


Вожди Лиги. Фото сделано около 1870 года.

ирокезз6_Сагоевата.jpg


Красный мундир, Сагоевата, или Не дающий заснуть.

В своей истории ирокезы дали много известных личностей. Тайенданеги или Джозеф Брант, воин племени могавк и полковник британской армии, возглавлял ирокезов против американцев в революционной войне; его шурин, сэр Уилльям Джонсон был главным британским эмиссаром у ирокезов и был ими принят в свое племя. Другими важными фигурами были Красный Камзол, пламенный оратор племени сенека; его соперник вождь племени сенека Корнплантер, который воевал против американцев, стал позже их другом и, в конечном счете, был вынужден уступить им землю своего народа; Хэндсам Лейк, пророк новой ирокезской религии; Катерина Текаквита, девушка из племени могавков, одна из первых обратившаяся в католическую веру.

ирокезз15.jpg

Современный флаг Лиги Пяти Наций.

В начале 21 в. ирокезы насчитывают примерно 23 тыс. человек. Живут в нескольких резервациях в США и Канаде: шесть резерваций в штате Нью-Йорк, три в Канаде, одна в штате Оклахома и одна в штате Висконсин. Остатки совета Лиги все еще сохраняются в Нью-Йорке и Канаде. Вне резерваций наиболее известной ирокезской группой является могавикская колония в городе Нью-Йорк, чьи члены специализируются в области строительства высотных стальных конструкций.

Дополнительно об ирокезах:

Ещё изображения ирокезов:

ирокезы_шампольен.jpg

ирокезы_соврем.jpg

2. Жилище ирокезов. Современная реконструкция.

ирокезы1.jpg

3. Ирокезский воин и английские солдаты времён Войны за независимость США.

ирокезз3.jpg

4. Сайхем проводит собрание.

ирокезз5.JPG

5. Ирокезские воины.

ирокезз4.jpg

6. Ирокезский воин.

ирокезз1.JPG

7. Слева - Деганавида Миротворец, один из создателей Лиги Пяти наций.

ирокезз7.JPG

8. Справа старая женщина - глава овачиры.

Фенимор Купер не любил ирокезов и считал их плохими индейцами. На самом деле он плохо знал пятисотлетнюю славную историю этого гордого племени.

Археологи нашли самые ранние следы племени ирокезов на территории современной Канады. Как рассказывают древнейшие предания самих индейцев, записанные христианскими миссионерами, давным-давно, предки ирокезов проиграли войну на севере, и были вынуждены уйти с обжитых земель к великим американским озерам — Верхнему, Гурону, Мичигану, Эри и Онтарио. О том, что происходило с ирокезами до прихода европейцев, известно мало.

Индейцы до прихода белых.

Государство под руководством совета пятидесяти вождей быстро расширялось. На своей территории установился мир и строго запрещались любые вооруженные конфликты между племенами, входившими в Лигу. Совет вождей заведовал общими делами, но при этом племена сами по себе могли самостоятельно торговать с соседями, или даже вести войны за пределами Лиги. Враждовало с соседями и всё государство целиком — ирокезам постоянно нужны были новые пахотные земли под пшеницу, бобовые и тыквы. К началу XVII века Лига Ирокезов была одной из доминирующих сил в северной части Америки.

Приход бледнолицых поначалу не сильно взволновал вождей. Когда спала первая настороженность, индейцы развернули торговлю, обменивая британские и голландские ружья на продовольствие и шкуры зверей (в первую очередь бобров). Новое вооружение позволило государству индейцев занять ещё больше земель.

Индейцы против индейцев, бобров и воинской дисциплины

Война индейских племен в начале XVII века.

В свободное от военных действий время, племена старались добыть как можно больше бобровых шкурок. В 1640 году это привело к полному истреблению бобров на северо-востоке Америки, и война сама собой утихла. Тогда ирокезы стали поставлять европейцам бобровые шкурки из более отдалённых мест.

После войны Лига оказалась самым могущественным индейским государством севера. Её власть признавали 12 тысяч человек, населявших огромную территорию. Чтобы закрепить наступивший мир, в 1658 году представителей французских колоний пригласили в Лигу, но конференция закончилась печально: кто-то из европейцев заразил индейцев оспой. Эта болезнь в Америке была неизвестна, и несколько сот человек погибли. Подписать окончательный мир удалось лишь девять лет спустя — в 1667 году. Индейские вожди так расщедрились, что даже разрешили европейским миссионерам открыть приходы в крупных поселениях индейцев. Правда, это не помешало потом выселить тех, кто решил перейти в веру бледнолицых в отдельное поселение.

В 1677 году совет вождей принял решение заключить союз с англичанами. Они жили ближе и были готовы поставлять огнестрельное оружие и патроны для войны с французами и их союзниками гуронами. Началась новая война, шедшая с переменным успехом. Индейцы с английскими ружьями приходили и сжигали французский форт. В ответ на это французы отправляли карательную экспедицию, которая сжигала индейскую деревню, порой не особо разбираясь, какую именно. Потом всё повторялось. Иногда, для разнообразия, роли менялись — гуроны сжигали английский форт, а британцы шли в карательные экспедиции.

Под руководством нового военачальника и губернатора Фронтенака, французам удалось приспособиться к американским реалиям. Новый губернатор, в знак примирения, даже вернул домой вождей, выживших во французском рабстве. В 1701 году, после долгих переговоров был подписан мир в Монреале. Ирокезы стали соблюдать нейтралитет в войнах между французами и англичанами, хоть и помогали британцам проводниками и продовольствием.

Постепенно размывалась сама индейская культура. В середине XVIII века те из индейцев, кто сумели сделать себе капитал на торговле с европейцами, предпочитали перенимать и обычаи бледнолицых. Они жили в домах, построенных по английскому образцу, носили европейскую одежду и вообще старались жить как колонисты, даже детей называли английскими именами. Не удивительно, что в 1753 году с началом Франко-Индейской войны ирокезы встали на сторону англичан.

Ирокезы 3.jpg

В этом конфликте наглядно проявилась разница между европейскими и американскими методами ведения войны. Индейцы впервые оказались под прямым командованием заморских генералов. Европейцы намного меньше считались с потерями, чем коренные американцы. В таком мощном государстве как Лига Ирокезов насчитывалось всего около 15 тысяч жителей, и большие потери могли превратить победу в пиррову. Индейские вожди ставили выживание своих воинов выше победы, в то время как европейские военачальники считали ровно наоборот. Ирокезы старались воевать не с французами, а с другими племенами, причем так, как это водилось у индейцев. Но в итоге всё равно оказались в числе победителей и верных союзников Британской короны.

Война за независимость США: с кем вы, воины-ирокезы?

Ирокезы помогли британцам в войне, но колонисты всё равно продолжали заселять земли, которые индейцы считали своими. Даже королевские указы не помогали — хоть король и запретил селиться за Аппалачами, колонисты, в поисках новых земель основывали свои поселения, где хотели. Пока краснокожие думали, как найти управу на бледнолицых, заселявших земли, началась Война за независимость.

Поначалу ирокезы предпочли не влезать в распрю англичан с англичанами, но когда сражения подошли к их границам, пришлось выбирать, кого поддерживать. В совете вождей разгорались споры. Одни утверждали, что великий вождь белых людей находится за сотни и тысячи миль отсюда, и ни на что не может повлиять, другие же говорили, что только он хоть как-то сдерживает аппетиты бледнолицых захватчиков. Но все стороны сходились во мнении, что ирокезы не должны оказаться на стороне проигравших — их осталось слишком мало, и поражение грозило бы всей Лиге полным уничтожением. В конечном итоге совет вождей не смог ничего решить, и государство, просуществовавшее несколько веков, развалилось. Часть племен предпочла поддержать королевскую власть, с которой они сотрудничали долгие годы, а другая часть встала на сторону борцов за независимость. Среди последних особо выделился Джозеф Луис Кук — ирокез, дослужившийся в армии США до подполковника.

После войны стало понятно, что опасения вождей сбываются. Жители новообразованного государства не хотели уважать заключенные британцами договоры, и просто забирали себе земли индейцев. Хоть американские власти и подписывали соглашения с вождями племен, они оставались лишь бумажками, которые никто и не думал соблюдать. Судьба тех племен, что поддержали королевских солдат, сложилась более удачно: они ушли на север, в контролируемую британцами часть Канады и жили там на выделенных землях достаточно спокойно, постепенно ассимилируясь и переходя в христианство.

Ирокезы 4.jpg

В Штатах же индейцы оказывались в резервациях, где постепенно спивались. Новые хозяева страны смотрели на них как на людей второго сорта. Могущественная Лига Ирокезов осталась лишь в устных преданиях, а входившие в неё племена оказались на обочине мирового прогресса. В 1950-х годах американское правительство попыталось уничтожить систему резерваций, чтобы индейцы слезли с шеи государства, стали обычными гражданами США, работающими налогоплательщиками, не имеющими особых льгот. Из-за различных юридических тонкостей и бюрократических проволочек эта попытка ни к чему не привела. Система индейских резерваций и поныне остается действующей. С недавних пор ирокезы пытаются вернуть себе независимость. Их требования гуляют по коридорам администраций разных штатов.

Читайте также: