Ипполит тэн биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 616.

Сочинения: Philosophic de l'art, 1865, в рус. пер.: Философия искусства, 1933; Английский позитивизм. СПб., 1866; De intelligence, 1870, в рус. пер.: Об уме и познании. СПб., 1872; Les origines dela France contemporaine. V. 1-6, 1877-1894; Французская философия первой половины XIX века. СПб., 1896; Sa vie et sa correspondance. V. 1-2.

Литература: Cresson A. Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. P., 1951.

Тэн (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 120-121.

Тэн (Taine), Ипполит (21.IV.1828 - 5.III.1893) - французский литературовед, философ и историк. Профессор истории искусств в Школе изящных искусств в Париже (1864-1884). Член Французской академии (с 1878 года). Труды Тэна 50-60-х годах были посвящены вопросам историографии ("Опыт о Тите Ливии", Р., 1856, рус. пер., СПБ, 1900) и особенно литературоведения (важнейшее сочинение "История английской литературы", v. 1-4, Р., 1863-64, рус. пер., т. 1-5, СПВ, 1871-1904) и философии ("Французская философия первой половины XIX в.", Р., 1857, рус. пер., СПБ, 1896; "Английский позитивизм", Р., 1864, рус. пер., СПБ, 1866; "Философия искусства", Р., 1865, рус. пер., Воронеж, 1869; "Об уме", v. 1-2, Р., 1870, рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1872 и др.). Тэн представитель культурно-исторической школы в литературоведении, был одним из наиболее влиятельных литературоведов своего времени.

Исходя из методологии позитивизма, он попытался дать причинное объяснение явлений художественной жизни. Наибольшее значение Тэн придавал общественной психологии, которая, в свою очередь, определяется, согласно Тэну, 3 основными факторами: "расой" (т. е. врожденными национальными особенностями), "средой" (климатом, а также политическими и социальными обстоятельствами) и историческим "моментом" (влиянием традиции). Свой "психологический метод" Тэн попытался применить и в основном историческом труде - "Происхождение современной Франции" (v. 1-3, Р., 1876-93, рус. пер., т. 1-5, СПБ, 1907), посвященном Великой французской революции. Однако этот труд оказался полностью подчиненным реакционной политической тенденции, отразив перелом в мировоззрении Тэна от умеренного либерализма к крайней реакции под влиянием Парижской Коммуны 1871 года, к которой он отнесся резко враждебно. В этой книге Тэн грубо извращал сущность революции, тенденциозно подбирая источники и интерпретируя события. Этот злобный памфлет проникнут ненавистью к народу, который изображается, как "дикое стадо", как "чернь", развращенная просветительской философией и выступающая в ходе революции как "страшная разрушительная сила", подогреваемая демагогической агитацией якобинцев. Якобинцы (которые для Тэна не политическое направление, а особый "психологический тип" - демагоги, фанатики, помешанные на отвлеченных идеях) - объект особой ненависти Тэна.

Книга Тэна, выдержавшая много изданий, была одобрительно встречена в кругах реакционеров, но вызвала резкие нападки историков либерального и демократического направлений. А. Олар выпустил в 1907 году специальный труд, в котором подверг ее критике, убедительно доказав, что Тэн фальсифицировал сущность революции и оклеветал ее передовых деятелей. Споры по этому вопросу, разгоревшиеся не только во Франции, но и в других странах (в том числе в России), долго не затихали. Последователем ультрареакционной концепции Тэна в новейшее время во Франции был П. Гаксот.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература: Aulard A., Taine historien de la révolution française, P., 1907; Matiez A., Taine historien, "Revue d'histoire moderne et contemporaine", 1906-07, v. 8; Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, "Рус. богатство", 1908, No 7; Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны,—5.3.1893, Париж), французский философ, историк, психолог, эстетик. Тэн испытал влияние античной философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, французского материализма 18 века, особенно Кондильяка, а также французского и английского позитивизма.

Социологически ориентированная эстетика Тэна — первая попытка изучения функционирования искусства в общественном организме, хотя Тэн не смог преодолеть идеалистического понимания истории. Основные факторы развития искусства — раса, среда и исторический момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Тэна в установлении причинно-следственной связи между общественным строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.

Литература: Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; Lасоmbе P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Далее читайте:

Сочинения:

Pages choisies. P., 1909; Philosophie de l'art, v. 1—2. P., 1948; в рус. пер.: Новейшая английская литература в современных ее представителях. СПб., 1876;

Философия искусства. М., 1996.

Литература:

Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, "Рус. богатство", 1908, No 7;

Barzellotti С. La philosophie de Н. Taine. P., 1900;

AulardA. Taine, historien de la revolution fran?aise. P., 1907;

Chevrillon A. H. Taine, formation de sa pensee. P., 1932; Cresson A. H. Taine. P., 1951.

Matiez A., Taine historien, "Revue d'histoire moderne et contemporaine", 1906-07, v. 8;

Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958;

Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967;

Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965;

Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967;

Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976;

Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323;

Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Ипполи́т Адольф Тэн (фр. Hippolyte Adolphe Taine ; 1828, Вузье, Арденны —1893, Париж) — французский философ-позитивист, эстетик, писатель, историк, психолог. Создатель культурно-исторической школы в искусствознании.

Стремясь найти формулу, охватывающую в единое целое хаос индивидуальных и неповторимых явлений культуры, Тэн выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Он рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы, определяющие своеобразие искусства в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции. Такими факторами, по мнению Тэна, являются:

    как совокупность врождённых и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конституции; , включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления её народа, быт и форму политического устройства;
  • исторический момент как определённый этап существования данной культуры во времени.

В 1871 году совместно с Эмилем Бутми и другими основал Частную школу политических наук (Ecole Libre des Sciences Politiques, Paris).

Ссылки

Примечания

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 апреля
  • Родившиеся в 1828 году
  • Умершие 5 марта
  • Умершие в 1893 году
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники лицея Кондорсе
  • Философы Франции
  • Историки Франции
  • Позитивизм
  • Философы XIX века
  • Члены Французской академии
  • Эстетики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Тэн, Ипполит" в других словарях:

Тэн Ипполит — (Taine) Тэн, Ипполит Адольф (Taine, Hyppolite) (1827 1893) Французский философ, писатель, историк, критик, социолог искусства. Выступал против Великой французской революции и якобинцев. Являлся родоначальником культурно исторической школы.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Тэн, Ипполит — ТЭН (Taine) Ипполит (1828 93), французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно исторической школы. Рассматривал искусство как выражение “господствующих типов” разных исторических эпох. Расцвет и упадок искусств,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тэн, Ипполит — (1828 1893) известный французский историк. Знаток французского и, вообще, европейского искусства. Его перу принадлежит ряд выдающихся сочинений, в которых он старается доказать зависимость художественного творчества от расы, среды и исторического … Исторический справочник русского марксиста

Тэн Ипполит — (1828 18093) французский историк, литературовед и искусствовед … Словарь литературных типов

Тэн Ипполит Адольф — Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, ‒ 5.3.1893, Париж), французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848‒51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории… … Большая советская энциклопедия

Французский философ-позитивист, эстетик, писатель, историк, психолог. Создатель культурно-исторической школы в искусствознании.

Стремясь найти формулу, охватывающую в единое целое хаос индивидуальных и неповторимых явлений культуры, Тэн выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Он рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы, определяющие своеобразие искусства в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции. Такими факторами, по мнению Тэна, являются:

* раса как совокупность врождённых и передаваемых по наследству…

Французский философ-позитивист, эстетик, писатель, историк, психолог. Создатель культурно-исторической школы в искусствознании.

Стремясь найти формулу, охватывающую в единое целое хаос индивидуальных и неповторимых явлений культуры, Тэн выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Он рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы, определяющие своеобразие искусства в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции. Такими факторами, по мнению Тэна, являются:

* раса как совокупность врождённых и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конституции;
* среда обитания, включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления её народа, быт и форму политического устройства;
* исторический момент как определённый этап существования данной культуры во времени.


Ипполит Адольф Тэн (фр. Hippolyte Adolphe Taine; 1828, Вузье, Арденны —1893, Париж) — французский философ-позитивист, теоретик искусства и литературы, историк, психолог, публицист. Основатель культурно-исторической школы в искусствознании. Член Французской академии (1878).

Биография

В 1871 году совместно с Эмилем Бутми и другими основал Свободную школу политических наук.

Научные интересы

Стремясь найти формулу, охватывающую в единое целое хаос индивидуальных и неповторимых явлений культуры, Тэн выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Он рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы, определяющие своеобразие искусства в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции. Такими факторами, по мнению Тэна, являются:

  • раса (национальные особенности) как совокупность врождённых и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конституции;
  • среда обитания (особенности местности), включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления её народа, быт и форму политического устройства;
  • исторический момент как определённый этап существования данной культуры во времени.

Основу научного подхода Тэна к искусству, истории, явлениям литературы составляет приверженность к фактам. Он является одним из представителей позитивистской теории.

Научные труды

Философия искусства

Тэн формулирует исходный пункт понимания произведений искусства, который заключается в том, что художественное произведение не является особняком стоящим явлением. Во-первых, оно находится в ряду других творений автора, все они объединены общим стилем художника. Во-вторых, сам художник принадлежит к той или иной школе, семье художников определённой страны и определённого времени. Наконец, семья художников существует в современном ей окружающем мире. Отсюда Тэн выводит правило: чтобы понять какое-нибудь художественное произведение, художника или школу художников, необходимо ясно представлять себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат. Подтверждением тому служит опыт, Тэн обращается к истории и показывает, как произведения человеческого ума, подобно произведениям живой природы, объясняются характерной для них средой. По этой причине с обновлением среды обновляется и искусство.

Таким путём он исследует итальянскую живопись, живопись в Нидерландах и греческую скульптуру, применяет и проверяет установленный им закон. Согласно мысли Тэна, если такое исследование осуществить по отношению к другим векам, странам, в сфере различных родов искусства, вследствие чего ясно обозначатся сущность и условия процветания каждого искусства, то мы получим философию искусства, которую он иначе называет эстетикой, смешивая эти понятия. Именно к такой эстетике стремится Тэн, которая отличается от предшествующей своим историческим, а не догматическим характером, то есть тем, что она не предписывает правил, а только выясняет законы. Он рассматривает художественные произведения как факты и явления, характерные черты которых можно обозначить и причины которых можно выяснить. Тэн занимает позицию такого подхода в области искусства, который приближается к методу, применяемому в естественных науках.

Открывается курс его лекций, после обозначения метода, с вопроса о сущности искусства. Отвечая на него, он обращается к фактам, исследует общие черты, принадлежащие произведениям искусства, а также отличительные особенности, выделяющие их из других произведений человеческого ума. Согласно Тэну, цель искусства состоит в том, чтобы обнаруживать существенный характер вещей, преобладающую идею, то, что философы называют сущностью, яснее и полнее, чем она проявляется в действительных предметах. Таким образом, искусство пополняет недостающее в природе. Задача художника заключается в усмотрении и выражении существенных характеров. Он также исследует образ чувства, характер изобретательности и творчества самого художника. Необходимый дар для него — самобытная восприимчивость, благодаря которой он способен проникать вглубь предмета и быть прозорливее других людей. Такая деятельная восприимчивость и составляет гений того или иного творца. Помимо сущности искусства, Тэн говорит о его важности. Искусство особенно тем, что изображает самое высокое, делая его доступным для всех.

Ипполит Адольф Тэн

Фредерик-Томас Грейндорж

Офицер
Открытого конкурса Почетного легиона ( 1847 г. )
Почетный доктор Оксфордского университета ( 1871 г. )

Истоки современной Франции ( г )

Ипполит Тэн , родился 21 апреля 1828 г. в Вузье и умерла 5 марта 1893 г. в Париже , философ и француз- историк . Он также является членом Французской академии .

Резюме

биография

Он родился в довольно зажиточной семье ткачей в Арденнах. Он был сыном Жана-Батиста Тэна, юриста, который поощрял его к эклектическому чтению и предлагал ему уроки искусства и музыки.

Тэн принял позитивистские и научные идеи , возникшие в то время.

После представления докторской степени он был автоматически переведен в Безансон и отказался от этого назначения. Сначала он поселился в Париже, где поступил в медицинский институт, а затем уехал на лечение в Пиренеи в 1855 году , в конце которого он написал свое знаменитое путешествие к Пиренеям . Затем он написал множество философских, литературных и исторических статей для двух крупнейших газет того времени, Revue des deux Mondes и Journal des Debates .

В 1868 году он женился на Терезе Денуэль, дочери Александра Денуэля . У них двое детей: Женевьева, жена Луи Поля-Дюбуа , и Эмиль.

Огромный успех его работ позволяет ему не только жить за счет пера, но и быть назначенным профессором истории искусств и эстетики в Школе изящных искусств в 1865 году и в Сен-Сире . Он даже имеет докторскую степень в Оксфорде (1871 г.). Он был избран членом Французской академии в 1878 году 20 голосами из 26 избирателей.

В 1885 году , посетив больницу Сальпетриер , Тэн посетил вместе с Жозефом Дельбёфом сеанс гипноза, на котором Жан-Мартен Шарко получил волдыри путем внушения.

В 1872 году Тэн купил недвижимость Борингов в Ментон-Сен-Бернар (Верхняя Савойя), где он был муниципальным советником , чтобы приезжать туда работать каждое лето .

Он умер на 5 марта 1893 г. . Он был похоронен в Ментон-Сен-Бернар, на Рок-де-Шер .

Стиль и резонанс

Историографическая рефлексия


Следовательно, события в истории будут определяться законами, эквивалентными законам естественного мира, и каждый исторический факт будет зависеть от трех условий: окружающей среды (география, климат); раса (физическое состояние человека: его тело и его место в биологической эволюции); момент (состояние интеллектуального развития человека). Можно создать экспериментальный метод их изучения, как в медицине (см. Клод Бернар), где есть не только изучение симптомов, но и лабораторные работы с физическими и химическими экспериментами на живых животных, чтобы лучше понять человека и его болезни. и для проверки реакции организмов на различные химические вещества.

Тэн знает, что невозможно провести лабораторные эксперименты для истории, но можно подвергнуть источники научным операциям. Он определяет четыре этапа:

  • Анализ: находите исторические факты в документах;
  • Классификация: классифицируйте исторические факты по категориям: произведения человеческого разума (искусство, религия, наука); произведения человеческого сообщества (политические и социальные структуры); произведения человеческого труда (экономические факты);
  • Определение: резюмировать эти категории, эти серии схожих фактов простой формулой, например: капиталистическая система для серии экономических фактов;
  • Связывание: установление логических отношений между этими категориями, этими сериями фактов для синтеза: произведенная история - это история.

Он пропагандирует научный характер истории и ставит свой писательский талант на службу своей работе в качестве историка. Он использует историю для создания натуралистического повествования . Он обращается к архивам, но для того, чтобы иметь возможность рассказать историю повседневной жизни тех, кого он изучает. Кроме того, последний шаг (синтез, рассказ) - это тот, который почти исключительно его интересует.

Для него сила истории такова, что желание изменить общество иллюзорно. Таким образом, после поражения Седана и Коммуны он обвиняет Французскую революцию в том, что она является матрицей всех зол, поскольку она ввела бы Францию ​​в цикл упадка. Отвергается, в частности, абстракция философии Просвещения: депутаты, которые, как полагают, могут изменить социальный порядок, или этот может быть сформирован только в течение долгого исторического периода.

Потомство

Работает


Читайте также: