Ипполит римский о христе и антихристе кратко

Обновлено: 05.07.2024

О жизни святого Ипполита уже в IV в. знали мало [2].

Патриарх Фотий Константинопольский называет его учеником святителя Иринея Лионского. Сам святой Ипполит называет себя "преемником Апостолов" и участником в благодати Святого Духа по преемству ("Философумены").

Блаженный Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что Ипполит родился ок. 170 или 175 года и происходил из римского сословия всадников. До поставления во священника был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Святитель Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит, обвинив папу в послаблении церковной дисциплины, отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима [3]. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане. В 235 году святые Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния, равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по другой версии, Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви 13 августа установлена их совместная память. Восточная Церковь почитает святого Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме священмученику Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551 году).

Были попытки отождествления со святым Ипполитом тех, кто носил такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Использованные материалы

[2] блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

[3] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его "епископом православного меньшинства римских христиан"

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

2. Блаженные пророки были для нас очами, посколько прозирали верою тайны Слова, которые послужили и после бывшим родам, говорили не только о прошедшем, но и о настоящем, и возвещали будущее, чтобы пророк не являлся только пророком для своего времени, но, предрекая будущее для всех родов, был признаваем действительно за пророка. Ибо сии отцы, уготованные духом пророческим и достойно почитаемые от Самого Слова, наподобие музыкальных органов в себе заключенные, имели в себе всегда Слово, как ударяющее орудие, и движимые им пророки возвещали то, что было угодно Богу. Не своею силою они говорили (не обманывайся), и не то, что сами хотели, возвещали другим ( 2Петр. 1, 21 ), но во-первых, прямо были умудряемы Словом, потом в видениях хорошо преднаучаемы о будущем, и, таким образом, с твердою уверенностью говорили то, что им одним открыто было от Бога. Иначе как бы пророк мог именоваться пророком, если бы духом не провидел будущего? Если бы о чем прошедшем говорил пророк, то не был бы пророком, говоря о том, что у всех находится пред глазами; но возвещающий будущее по справедливости нарицается пророком, посему благоразумно пророки издревле называются видящими ( 1Цар. 9,9, 29,29 ). Потому и мы, хорошо изучивши их предсказания, говорим не от своего собственно измышления и не позволяем себе другими новыми словами заменять древле сказанное пророками, коих писания, предлагая (в церкви), читаем могущим право веровать: поелику отсюда бывает общая для тех и других польза: для говорящего та, что он, удерживая в памяти предлагаемое, правильно изъясняет оное, а для слушающего та, что он прилагает ум свой к тому, что говорится. И так, когда и теперь предлежит общий нам обоим труд, – говорящему безошибочно передать, а слушающему, верно услышав, принять предлагаемое, то прошу тебя вместе со мною вознести о сем молитву Богу.

3. Ты желаешь знать: как же древле блаженным пророкам открывало Себя Слово Божие, которое есть Сын Божий, древле именуемый Словом? Именно так, что Слово чрез всех святых показывает свое милосердие и нелицеприятие, просвещая их и направляя, как опытный врач, к тому, что для нас спасительно, потому что Оно знает человеческую немощь. Неверующих Оно старается научить, заблуждающихся обращает на истинный путь Свой, теми, кои с верою ищут Его, легко обретается, а коли с светлым взором и чистым сердцем усильно желают стучать в дверь, тотчас отверзает ее ( Мф. 7, 7–8 ). Никого из Своих рабов не отвергает Он, как недостойного Божественных Тайн, не предпочитает богатого бедному, ни уничижая бедного за его скудость, ни порицая варвара, ни отлучая скопца, как не человека, ни ненавидя жены, за ее вначале бывшее преслушание, но всех приемлет и всех желает спасти, всех хочет сделать сынами Божиими и всех святых призывает в единого совершенного человека. Ибо едино есть Слово и Сын Божий, чрез которое и мы, получив возрождение Духом Святым, все желаем прийти в единого совершенного и небесного человека ( Ефес. 4, 13 ).

4. поелику Слово Божие было бесплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, как жених, искав Себе одежду в крестном страдании, дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека.

Таким образом крест, на котором совершалось страдание Господа, есть ткацкий стан, основа на нем – сила Духа Святаго, уток – святая плоть, сотканная Духом, ниченки * – благодать, любовию Христовою скрепляющая и соединяющая то и другое воедино, челноки – Слово, а трудящиеся ткачи – патриархи и пророки, исткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон: проходя чрез (ряд) их, Слово, как челнок, ткет то, что хочет Отец.

5. Но как время уже нам приступить к самому предмету нашему, так довольно того, что доселе в предисловии сказано во славу Божию, то прилично нам теперь, взявши священное писание, показать из него: что такое и каково будет пришествие антихриста? в какое время и в каких годах явится сей беззаконник? откуда он будет и из какого племени и какое его имя, числом (букв) указываемое в писании? каким образом произведет он в людях обольщение, собрав их от конец земли? как воздвигнет скорбь и гонение на святых и будет величать себя, как Бога? каков будет конец его? каким образом следует с небес явление Господа, и как сгорит весь мир? каково будет славное и небесное царство святых, царствующих со Христом, и каково будет мучение в огне нечистых?

6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев ( Апок. 5, 5 ); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист; царь Христос ( Иоан. 18, 37 ), царь и антихрист; Спаситель показал Себя агнцем ( Иоан. 1, 29 ), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком ( Мф. 7, 15 ). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он придет; Господь послал Апостолов во все языки, подобным образом пошлет и он лжеапостолов. Спаситель собрал расточенные овцы ( Иоан. 11, 52 ), и он также соберет расточенный народ. Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Иоан. 2, 19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм. Обольстительные хитрости его мы покажем далее, а теперь обратимся к рассмотрению того, что следует.

27. Когда же сбудется то, что и десять пальцев (у ног) истукана образуются в народные державы, и десять рогов четвертого зверя разделятся на десять царств: тогда яснее увидели бы мы все вышеуказанное и усмотрели бы это наглядно.

28. Глава тела златая и (по другому видению) львица были вавилоняне; плеча и мышцы сребряные и медведица – персы и мидяне; чрево и стегна медные и рысь – эллины, приявшие власть со времен Александра; голени железные и зверь страшный и ужасный – римляне, ныне обладающие; ступни ног из глины и железа и десять рогов означали имеющие быть (царства); рог один малый, возникающий в них – антихрист; камень, поражающий (тело и наполняющий) землю и несущий суд миру – Христос.

31. Кого же из вас более возлюблю, тебя ли? но и Иеремия камением побивается. Если более Иеремию, то и Даниил свидетельствует мученически. Даниил, – больше всех похвалю тебя; но и Иоанн не лжет. Какими устами и языком прославляю вас, паче же говорившее в вас Слово? Умерли вы со Христом, но и оживете со Христом. Послушайте и возрадуйтесь: вот сказанное вами по времени сбылось. Вы видели это сперва и возвестили потом всем родам, словесами Божиими послужили всем родам. Вы наречены пророками, дабы могли спасти всех. Ибо тогда подлинно пророк (является пророком), когда, предвозвестивши будущее, наконец покажет это исполнившимся. Вы были ученики доброго Учителя. Сие по достоинству возглашаю вам, как живым: ибо вы уже имеете соблюдаемый вам на небесах венец жизни нетления ( 2Тим. 4,8 ).

Вот что предсказывает тебе Исайя; посмотрим, не подобное ли что сказал и Иоанн.

55. Делу нашему не повредит, если мы покажем и хитрость этой птицы, и что не напрасно пророк так выразил свою мысль, употребив сравнение с животным. Ибо куропатка, будучи тщеславным животным, когда увидит вблизи гнездо другой куропатки, имеющей птенцов, как скоро отец их отлетает для добытия корму, подражая чужому голосу, призывает к себе птенцов. А сии, думая, что это есть их подлинный отец, сбегаются к ней. И она гордится чужими детьми как своими. Когда возвратится действительный отец и закричит собственным голосом, узнав оный, птенцы, оставив обманщицу, идут к истинному отцу. Таким же точно образом, прилагая это к антихристу, пророк говорит о нем, что он призовет к себе род человеческий, стараясь чужих сделать своими и обещая всем освобождение, тогда как сам себя не может спасти.

67. Сие тебе вкратце изложил я, Феофил, почерпнув (из Священного Писания), дабы ты, с верою соблюдая написанное и предварительно зная будущее, хранил себя непреткновенным пред Богом и человеками, ждуще блаженного упования и явления Бога и Спаса нашего ( Тит. 2, 13 ), в котором воздвигший святых наших с ними возвеселится, прославляя Отца. Ему же слава в бесконечные веки веков. Аминь.

Наследие этого святого мужа включает тексты где обличается лукавое подражание антихриста Господу Иисусу Христу:
«Как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его Царской и славной природы был предвозвещен как лев, подобно этому. Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильственной природы. В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос – лев, лев и антихрист. Христос – Царь небесного и земного, царем же [но только] на земле будет и антихрист.


Явлен Спаситель как агнец – и тот предстанет как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель – и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам – и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец – и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный Крест – и тот подобным же образом даст знамение свое. В образе человеческом явился Господь – и тот. придет во образе человека.

При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвертого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7, 1–28), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времен, и не мы ли, напротив, – прямые ее свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.

Описывая личность и деятельность антихриста, святой подчеркивает его духовное родство с сатаной, под влиянием которого он и будет действовать как не боящийся ни Бога, ни людей. Выходец из иудеев, этот всесветный лжец к ним первым обратится за поддержкой и, как сведущий в Писании, при всемерном содействии сатаны постарается убедить их, что в нем одном – исполнение всех ветхозаветных предсказаний об избавителе-мессии. Поэтому и пришествие его будет во всем по видимости напоминать Пришествие Господне.

«Спаситель мира. родился от непорочной и девственной Марии чистой. также и диавол родится в обольщении от девицы. И как Христос избрал апостолов, так и он изберет себе целый народ в качестве учеников, которые будут подобны его злодеянию. Вместе со всем. совершит знамения и страшные чудеса, но не истинные, а ложные, для того, чтобы обольстить подобных ему нечестивцев.

Появлению антихриста предшествует небывалый духовно-нравственный упадок, сопровождаемый нарушением природного порядка вещей, что изображается святым мужем с выдающейся силой и убедительностью:

«Все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей; жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведет жену свою, как виновную, на судилище; господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги к господам будут питать дух неповиновения; никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть; храмы Божии будут обращены в обыкновенные дома, и всюду последует разрушение церквей;

Писания будут в пренебрежении, а песни врага всюду будут распеваться; блудодеяния, прелюбодеяния и клятвонарушения наполнят землю, и чародеяния, волшебства и прорицания. за ними. Вообще, со стороны тех, которые будут только казаться христианами, будут воздвигнуты лжепророки, лжеапостолы, колдуны, губители, злодеи, обманывающие друг друга, прелюбодеи, блудники, хищники, корыстолюбцы, клятвопреступники, клеветники, ненавидящие друг друга. Пастыри будут как волки. Священники будут любить ложь.

И вот что говорит святой о правлении антихриста, этого вдохновляемого сатаной зверя:
«Смотрите же, боголюбцы, какая скорбь будет в те дни – такая, какой не было от сложения мира, никогда не может быть, а будет только в те дни. Тогда-то. беззаконник, возгордившись сердцем, соберет своих демонов в образе человеческом, и отвратится от тех, которые призвали его на царство, и осквернит много душ.

В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всем будет суровым, жестоким, гневливым, лютым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным. А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он преумножит ложные знамения. В самом деле, когда все народы будут вне себя от радости ввиду его наваждений, он могучим голосом воззовет столь сильно, что поколеблется место, где будут предстоять ему толпы народа: «Познайте, народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства!

Затем, после всего этого, небо не даст росы своей, земля откажется от плодов своих, море наполнится зловонием, реки пересохнут, морские рыбы перемрут, люди от голода и жажды погибнут; отец, обнявши сына, а мать – дочь, вместе умрут. И не окажется никого, кто бы похоронил их. Вследствие этого вся земля наполнится зловонием от мертвых тел, разбросанных всюду.

Он пошлет, наконец, целые полчища демонов в горы, пещеры и расселины земные. чтобы отыскать скрывшихся от взоров его и привести их на поклонение ему. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям и всевозможным ухищрениям, каких никогда не было, какие никогда не достигали человеческого слуха и каких никогда не видели взоры смертных.

Завершатся эти лютые времена славным Пришествием Господним, когда наступит конец торжеству века сего и каждый получит воздаяние по делам своим. Блаженны те, кто сохранил совесть свою и обещание верности Богу; кто не дал увлечь себя многовидной ложью и обольщениями суетного мира и не изменил доброму исповеданию.

Итак, на основе Священного Писания отцы Церкви утверждают, что антихрист будет средоточием всей силы, злобы и лукавства сатаны, а господство его – огненным испытанием для верных. И то, что в лице его совершится пришествие и воплощение исконного врага человеческого рода, отнюдь не метафора, а доподлинный факт. Но владычество антихриста есть вместе с тем время окончательного разделения людей на сынов Божиих и сынов погибели. И если в самые мрачные и мучительные дни остаток верных не предаст богооткровенную истину, как оправдаются пред Богом те, кто был безразличен к ней в нынешние, сравнительно мирные времена?

Учение двенадцати апостолов. XVI, 1–8 Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 59–62.
Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее – Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

Тема статьи.
Моё доказательство, что Ипполит Римский не является автором книги "Слово о Христе и антихристе". Афанаситы объявили его автором этой книги по идеологическим соображениям.

История статуи Ипполиту – тайна. Некие люди увековечили имя Ипполита в мраморе. А другие уничтожили статую. Учёные не знают об этом конфликте: письменных свидетельств не сохранилось.

В 1551 году около Рима нашли статую неизвестного лица, сидящего в кресле, без головы и рук. На боковых стенках кресла были перечислены сочинения. По этим сочинениям определили, что статуя изображает Ипполита.

Для древних христиан увековечивание памяти статуей – случай уникальный. Учёные удивились. Они узнали о статуе впервые.

Как я предполагаю, статую уничтожили оппоненты почитателей Ипполита. Если бы статую разбили хулиганы, её, наверное, восстановили бы. Оппоненты не только разбили статую, но и уничтожили все письменные свидетельства о ней.

Автор откровенно лжёт, ссылаясь на несуществующих пророков, – якобы на утерянные апокрифы, по версии нынешних афанаситов. Его ненависть к евреям привела к тому, что он договорился до абсурда: согласно его логике, римский император, сославший Иоанна Богослова на остров Патмос, был евреем, дальним родственником Иисуса Христа.

Ипполит объявил, что настало, наконец, время перейти к существу дела (5). Тема сочинения – Христос и антихрист. Он расскажет о родословных Иисуса Христа и антихриста; а также, – когда придёт антихрист, его национальность, имя, как он обольстит людей, как организует террор, и как Бог уничтожит мир и людей, как святые буду жить в Царстве Небесном, а нечестивые – вечно мучиться в аду.

Ипполит охарактеризовал Христа и антихриста одними и теми же словами, которые нужно толковать противоположно.

Христос – Царь (небесный). Антихрист – царь (земной). Христос – Лев (по царскому достоинству). Антихрист – лев (по тирании и насилию). Христос – Агнец (отдал себя на растерзание). Антихрист – агнец (волк в овечьей шкуре).

Национальность антихриста, – грек, итальянец, германец, галл? Ипполит решил, что антихристом будет еврей (6)! Иисус – обрезанный. Антихрист тоже будет обрезанным (Ипполит знает). Иисус собрал своих рассеянных овец – апостолов. Антихрист соберёт рассеянный народ иудейский. Иисус воскрес из мертвых: восстановил храм (тело) за три дня, – как обещал. Антихрист восстановит каменный храм в Иерусалиме.

Родословная Иисуса Христа. Иосиф (муж Марии, которая родила Иисуса) потомок Иуды и Давида царя (Мат. 1: 2). Иисус родился не от семени Иуды, Давида царя и Иосифа. Иисус – зачат от Духа Святого.

Родословная антихриста. По мнению Ипполита, для того чтобы стать антихристом, нужно соблюсти два условия – быть из рода Дана и устроить злодеяние вселенского масштаба. Он сослался на Моисея, Иеремию и анонимного пророка.

Как звали пророка, на которого сослался Ипполит?

Комбефиз издал сочинение Ипполита в 1672 году. По его мнению, Ипполит сослался на неизвестный апокриф. А ещё можно объяснить тем, что Ипполит солгал.

Иоанн Богослов зашифровал под числом зверя имя антихриста. По мнению афанаситов, он подразумевал Клавдия, Нерона, Тита, Домициана, Траяна – одного из этих императоров.

Ипполит не назвал Клавдия, Нерона, Тита, Домициана, Траяна. Наверное, не знал. Он не назвал бы, даже если бы знал! Если антихристом был римский император, тогда он, по исследованию Ипполита, должен быть евреем, – дальним родственником Иисуса. Ибо антихрист произойдет из рода Дана. А Дан – родной брат Иуды. А Иуда – пращур Иосифа. А Иосиф – муж Марии, которая родила Иисуса.

Клавдий, Нерон, Тит, Домициан, Траян – один из этих римских императоров был, оказывается, евреем, дальним родственником Иисуса Христа.

Машиах – это Царь, потомок Иуды, царя Давида, посланник Бога. Одна из задач Машиаха – восстановить царство Израиля.

По мнению Рамбама, Иисус Назорей – лжемессия. Он не стал царём, не восстановил царство, не соблюдал субботу, – исцелял иудеев по субботам силой князя бесовского. А Машиах будет соблюдать субботу, восстановит царство, и станет царем.

Ипполит говорил не по Писанию. Он – лжесвидетель? Не лжесвидетель! Он – ссылался на неизвестный апокриф, шутил, рассказывал анекдоты.

6. Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был, как лев; подобным же образом и антихриста предуказало Писание, как льва, за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель желает уподобляться Сыну Божию. Лев — Христос, лев и антихрист; царь — Христос, царь — хотя земной — и антихрист. Явился Спаситель, как агнец; подобным же образом и тот покажется, как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец, подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм, восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме.

14. Итак, Писание провозгласило Христа львом и скимном львовым; подобное же сказано и об антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: Дан — скимен львов, и искочит от Васана (Втор.33:22). Но чтобы кто-нибудь не погрешил, признавши данные слова сказанными в приложении ко Христу, пусть он обратит внимание на следующее. Дан, — говорит (Писание), — скимен львов: назвавши колено, происходящее от Дана, оно сделало собственно указание на (колено), от которого имеет родиться антихрист. Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист. А что это действительно так, на это отчасти указывает и Иаков: да будет Дан змий, на пути седяй, угрызая пяту конску (Быт.49:17). Итак, какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится еще в книге Бытия и который обольстил Еву и запнул Адама?

27. Впрочем, только тогда, когда сбудется все то, что и десять пальцев истукана превратятся в демократические царства (εἰς δημοκρατίας) и десять рогов зверя разделятся на десять царств, — мы будем иметь возможность видеть более ясным образом все предложенное, а также и размышлять об этом с достаточною очевидностью.

28. (Итак), золотой главой истукана, а также львицей, были Вавилоняне; плечами и мышцами серебряными, а также медведицей — Персы и Мидяне; чревом и стегнами медными, и в то же время рысью — Греки, получившие силу со времён Александра; голенями железными и зверем страшным и ужасным являются Римляне, властвующие и до сих пор. Ступни же ног из глины и железа, а также десять рогов — это (царства) имеющие возникнуть в будущем. Рог совершенно отдельный, малый, возрастающий, — это антихрист, (возникающий) среди них. Камень, поражающий и ниспровергающий истукана, наполняющий землю — это Христос, грядущий с небес и несущий суд миру.

Обманутые дети вернутся к отцу, когда он позовет их

11 Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем.

Согласно св. Ипполиту народ Иудейский, да и вообше “народ пребывающий неверным Богу”, соберется вокруг Антихриста и будет пребывать в состоянии обмана “думая, что пред ними находится их собственный отец”, который в это время отсутствует. “Когда же возвращается действительный отец и начинает звать их настоящим голосом, то птенцы, узнавши (этот голос), оставляют обманщика и устремляются к истинному отцу.” Таким образом, согласно св. Ипполиту, народы вернутся из заблуждения тогда, когда они услышат глас Отца.

54. После того как мы, таким образом, показали эти изречения (по вопросу) о колене, явлении и убиении антихриста, а также о его имени, прикровенно показанном, мы рассмотрим также и деяние его. Он призовет к себе весь народ (Иудейский) из всех стран, в которых он рассеян: он присвоит их себе, как своих собственных детей; возвестит им, что он восстановит страну и восставит их царство и храм, — и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как богу, ‹…› И Иеремия, пользуясь в приложении к антихристу приточной формой, говорит так: Возгласи ряб, собра, ихже не роди, творяй богатство свое не с судом, в преполовении дней оставит е, и на последок свой будет безумен (Иер.17:11).

55. ‹…› В самом деле, куропатка, будучи тщеславным животным, когда видит вблизи себя гнездо другой куропатки с птенцами, находящимися в нем, то в том случае, если отец их отлетел на добычу, подражая чужому голосу, созывает их к себе. Птенцы же, думая, что пред ними находится их собственный отец, устремляются к нему. И вот он тщеславится среди чужих детей как бы среди своих собственных. Когда же возвращается действительный отец и начинает звать их настоящим голосом, то птенцы, узнавши (этот голос), оставляют обманщика и устремляются к истинному отцу. Этим именно подобием во всех его чертах и воспользовался пророк, высказавшись относительно антихриста, который призовет к себе человечество, желая чуждое сделать своим; который возвестит всем тщетное избавление, тогда как на самом деле и себя самого не может спасти.

56. Он присоединит к себе народ, всегда пребывающий неверным Богу, и, по его просьбам, начнет преследовать святых, как врагов и их противников, …

Читайте также: