Иосиф тимченко киноаппарат кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иосиф Андреевич Тимченко родился 26 ноября 1852 года в деревне Окоп Харьковской губернии, в семье крепостного крестьянина. Ещё учась во втором классе церковно-приходской школы, талантливый мальчик самостоятельно спроектировал мельницу и помог её обустроить деревенским умельцам. Мукомольное производство в XIX веке имело огромное значение, а потому нужно ли говорить, что авторитет Иосифа в родной деревне поднялся на невероятные высоты.

В 1861 году Александр II отменил крепостное право, и у родителей мальчика появилась возможность отдать своего смышлёного отпрыска учеником в механическую мастерскую купца 3-й гильдии Александра Эдельберга — оптика и механика, поставщика Харьковского императорского университета. Это были времена, когда люди быстрей учились естественным наукам, не протирая штаны в аудиториях, а занимаясь ими на практике в лабораториях и мастерских. Так и получилось, что не имевший высшего образования 15-летний деревенский парнишка за семь лет работы в мастерских вырос в настоящего, хоть и не дипломированного инженера.

Загоревшись в 22 года идеями известного русского этнографа, гуманиста и путешественника Николая Миклухо-Маклая, Иосиф вместе с группой своих сверстников-единомышленников оставил Харьков и отправился в Одессу.

Уже через год слобожанский Кулибин изобрёл и сконструировал устройство для проверки манометров судовых паровых котлов, которые до этого времени для контроля отвозили… в Глазго. Владельцы предприятия посчитали сбережённые барыши — и решили и дальше поддерживать творческие изыскания своего талантливого наёмного работника.

Результаты не заставили себя долго ждать.

Иосиф Тимченко с женой Евдокией Павловной и дочерью Тамарой. 1905 г.Иосиф Тимченко с женой и дочерью. 1905 год

Вскоре Тимченко создал первые в стране электрические часы и вручил их губернатору Новороссийского края. Тот посчитал, что такой необычный подарок полезнее не держать у себя, а презентовать императору. Однако потом кто-то неизвестный подумал, что ещё более полезным оригинальный хронометр окажется в его личном пользовании… и умыкнул уникальный прибор, пока тот путешествовал из Одессы в Петербург.

Так одновременно с изобретением первых отечественных электрических часов был совершён и первый отечественный акт кражи электрических часов — что отодвинуло срок запуска электрических часов в массовое производство в России минимум на полвека.

В марте 1880 года Иосиф Андреевич принял участие в конкурсе на место механика Императорского Новороссийского университета (так тогда назывался Одесский университет). На место претендовали ещё три человека, но администрация посчитала именно Тимченко наиболее достойным кандидатом и не прогадала.

Университету требовалось новое помещение для механических мастерских. Иосиф Андреевич предложил свою бескорыстную помощь. Он обязался построить отдельное здание за счёт собственных средств, с условием их возврата университетом на протяжении 15 лет, при этом оно сразу становилось собственностью университета. Но денег не было и у самого механика.

Взяв в банке ссуду размером 15 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги), Тимченко построил на улице Преображенской, 24, новый двухэтажный дом. За ссуду он следующие 25 лет выплачивал проценты, которых набежало до 9 тысяч рублей.

Новоселье справили 15 октября 1886 года. На первом этаже разместились непосредственно сами мастерские, а на втором — стремительно разраставшееся семейство Тимченко. Дело в том, что судьба наделила Иосифа Андреевича не только золотыми руками, а и большой семьей — к исходу XIX века у него было восемь детей. Несмотря на это, находилось время и для работы.

По заказу Одесской обсерватории Тимченко создал механическое программное устройство для слежения за движением небесных тел. Также он сконструировал ещё целый ряд полезнейших механизмов, устройств и измерительных приборов собственной конструкции: микрохирурические инструменты для операции на глазе, медицинскую аппаратуру для Kуяльницкого грязевого санатория, плювиограф (осадкомер), анеморумбограф (ветромер) и пишущий ртутный барометр. Гонорар, полученный от Метеорологической обсерватории, Тимченко передал на постройку подземного павильона, необходимого для магнитных наблюдений. Выполнял он заказы и для армии, и для морского ведомства.

Совместно с другим одесским изобретателем — Михаилом Филипповичем Фрейденбергом Тимченко принимал участие в создании первой в мире автоматической телефонной станции (АТС) с предыскателем на 10 тысяч номеров и линейными групповыми машинными искателями на 1 тысячу номеров каждый.

К сожалению, дальше благодарности дело не пошло.

Вполне возможно, что на какие-то решения братьев Люмьер натолкнули именно изобретения одесского Кулибина. Созданные Тимченко приборы и аппараты были постоянными участниками отечественных промышленных выставок и Всемирной выставки в Париже, серебряную медаль которой Иосиф Андреевич получил в 1889 году, а золотую — в 1900-м. За это достижение изобретателя правительство наградило его орденом Святого Станислава 3-й степени.

Тимченко пришлось снять на Херсонской улице, рядом с медицинским институтом, маленькое помещение, куда он перевёз семью и оборудование. Чтобы прокормить близких, он был вынужден выполнять частные заказы. При этом Иосиф Андреевич продолжал бороться за своё детище.

Долго проработать при новой власти Иосифу Андреевичу, однако, было не суждено.

Он умер в Одессе 20 мая 1924 года в возрасте 72 лет, окруженный уважением и почётом. Стараниями настоящих патриотов города в наши дни на месте захоронения его семьи на Втором Христианском кладбище установили памятник, а на доме по адресу Преображенская, 24, открыли мемориальную доску.

Так, благодаря приступу клептомании, случившемуся полтора века назад у неизвестного нам персонажа, Одесса получила увлекательную историю о том, как её талантливый механик и изобретатель на целых два года опередил самих братьев Люмьер.

Не всё то кино, что рождено во Франции

Считается, что кинематограф родился в 1895 году во Франции. Мол, именно тогда братья Люмьер первыми зарегистрировали патент на киноаппарат и провели первые коммерческие показы фильмов в кафе на бульваре Капуцинов. Все это, конечно, так. Но есть одно но…

В киноаппарате главный узел — это скачковый механизм. Это такое устройство, которое обеспечивает прерывистое движение ленты. Такой механизм необходим для того, чтобы изображение при проецировании останавливалось на некоторое время перед тем, как не его место переместится следующий кадр. Ведь, если просто быстро крутить изображения, то глаз ничего не успеет рассмотреть. Ныне существует несколько разновидностей таких механизмов. Однако было время, когда таких устройств еще не существовало. Так вот, первый скачковый механизм был придуман и сделан в России несколько раньше, чем за границей.

Вообще в XIX веке над созданием киноаппарата бились независимо друг от друга разные ученые и изобретатели во всем мире. Естественно, шли такие разработки и в России. И вот на рубеже 1892-93 годов механик Одесского университета Иосиф Андреевич Тимченко (1852 —1924) придумал и сделал конструктивно очень простой, но эффективный механизм, позволяющий прерывисто менять кадры в аппарате его же конструкции. Это, собственно и был первый скачковый механизм в истории кинотехники.

Хитрая улитка


Благодарность и не более

В январе 1894 года И.А. Тимченко принял участие в IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, который проходил в Москве. Здесь он представил свое изобретение уже ученой публике и делегатам съезда. Вот что было записано в итоговой резолюции секции физики:

Дальнейшего развития идеи Тимченко в России не получили. К тому же он не запатентовал свое изобретение. Тем временем другими изобретателями в других странах были придуманы другие скачковые механизмы. Придумали и сделали свой аппарат и братья Люмьер.


В России же через год после парижского показа французских братьев инженерами-изобретателями А. Д. Самарским и А. И. Акимовым были разработаны более совершенные киноаппараты, но и они не получили распространения, хотя содержали идеи, которые позже были использованы в кинотехнике. Поэтому в начале XX века наша страна стала закупать киноаппараты за границей.

А работающий киноаппарат Тимченко до сих пор хранится в московском Политехническом музее. И каждый желающий может его увидеть.


Принято считать, что дата рождения кинематографа хорошо известна – 1895 год. Именно в том году состоялись два главных в истории “десятой музы” события: 13 февраля братья Луи и Огюст Люмьеры впервые официально объявили об изобретении киноаппарата и получили на него патент, а 28 декабря они устроили первый в мире платный публичный киносеанс в подвале парижского “Гран кафе”, расположенного на бульваре Капуцинок.

Менее известно, что украинский изобретатель Иосиф Тимченко, механик Одесского университета, создал киноаппарат собственной конструкции двумя годами ранее – еще в 1893-м. А 9 января 1894 г. на шестом заседании секции физики ІХ съезда российских природоведов и врачей в Москве киноаппарат И. Тимченко был впервые представлен публике – изумленные зрители увидели на экране скачущих кавалеристов и метателей копья. Спустя два дня, 11 января 1894 г., был опубликован протокол этого, без преувеличения, исторического заседания, зафиксировавшего сам факт и дату публичной демонстрации первого в истории кинофильма…

Слава о талантливом механике-самоучке довольно быстро распространилась по Одессе. Ему предложили принять участие в конкурсе на замещение ставшей вакантной должности механика Одесского университета. 24 марта 1880 г. на заседании физико-математического факультета закрытым голосованием из числа четырех претендентов был избран И. Тимченко. 1 мая 1880 г. он приступил к работе.

Мастерская, в которой он получил должность, располагалась в непригодном по-мещении, а денег для нового здания университет не имел. И Тимченко от чистого сердца предложил свою помощь – он предоставит в распоряжение университета собственные 15 000 рублей с возвратом их на протяжении 15 лет без каких-либо процентов. Здание новой мастерской, которое университет построит на эти деньги, не будет принадлежать Тимченко, а будет собственностью университета. Од¬нако самое любопытное заключалось в том, что денег для строительства мастерской не было не только у университета, но и у… самого кредитора! На самом же деле упомянутые 15 000 рублей он взял взаймы, возвращая ростовщикам не только саму астрономическую сумму, но и дополнительно 7 тысяч рублей процентов из собственного кармана. И это при том, что его жалованье составляло. всего 36 рублей в месяц!

Новоселье в новом помещении отпраздновали 15 октября 1886 года. Здание было двухэтажным: на первом этаже – собственно мастерская, на втором – кабинет Тимченко, квартира его семьи и жилые помещения для учеников. В своей мастерской Тимченко сделал немало интересных изобретений. Он сконструировал прибор, который помогал ученым исследовать климат Земли и астрономические явления. Он создал оборудование для хирургических клиник и точную измерительную аппаратуру, на которой, в частности, еще долгие годы работала университетская магнитно-метеорологическая обсерватория. Он спроектировал приспособления для Куяльницкого грязелечебного учреждения.
Но самое главное изобретение Иосифа Тимченко – это, конечно, киноаппарат. Несколько лет напряженной работы предшествовали тому, что в 1893 году киноаппарат был, наконец, создан. В следующем 1894 году, как уже отмечалось, киноаппарат был продемонстрирован на секции физики ІХ съезда природоведов и врачей. В работе этой секции принимали участие известнейшие ученые того времени. Вот отрывок из резолюции секции физики: “На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом [прибором ]… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованными профессорами Умовым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность…”. Итак, изобретение было фактически признано и одобрено авторитетной комиссией!

Заметим, что киносеанс, проведенный с помощью киноаппарата И. Тимченко, состоялся за два года до демонстрации своего изобретения в Париже братьями Люмьерами…
Невольно напрашивается вопрос: а что же, в таком случае, изобрели знаменитые Луи и Огюст Люмьеры?

Предоставим слово старшему из них – Огюсту. Вот что он пишет в своих воспоминаниях: “Однажды утром в конце 1894 года я зашел к моему брату. Он со-общил мне, что придумал такой аппарат, который обеспечит все необходимые условия, чтобы пленка двигалась прерывисто. Это несомненно было открытием. Мой брат за одну ночь изобрел кинематограф”. Парадокс заключается в том, что упомянутое прерывистое движение пленки являлось, если воспользоваться современной терминологией, ноу-хау И. Тимченко! Именно в создании механизма для показа “стробоскопических иллюзий прерывистого движения” и состояло его открытие, за которое секция физики выразила ему свою благодарность… Понятно, Люмьеры ничего не знали о киноаппарате И. Тимченко (да и фамилии такой, скорее всего, никогда не слышали) – они создали свое кинопроекционное устройство, основанное на ином, нежели у одесского коллеги, принципе действия, совершенно самостоятельно и независимо ни от кого.
Но – позже, чем украинский изобретатель…

Иосиф Андреевич Тимченко умер в Одессе в 1924 году в возрасте 72 лет. Он застал расцвет немого кинематографа, ставшего ещё при жизни изобретателя одним из самых популярных развлечений жителей его родной Одессы. Можно лишь догадываться, сколь сложные чувства испытывал он, радуясь, что у кинематографа ока-залось действительно большое будущее, и огорчаясь, что слава досталась не ему…

Киноаппарат, изобретенный И. Тимченко, хранится нынче в знаменитом Политехническом музее в Москве. Между прочим, сопроводительная табличка, которая представляет посетителям музея этот аппарат, довольно недвусмысленно гласит: “Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты” (!).

А дом, в котором родился кинематограф за два года до общепринятой, официальной даты его рождения, до сих пор сохранился в Одессе. Современный его адрес – Французский бульвар, 89. Рядом с роскошным зданием университетской библиотеки, этот вроде бы невзрачный домик похож на Золушку. Сегодня здесь размещаются учебно-экспериментальные мастерские Одесского университета. Время почти стерло приметы былой славы этого неприметного сооружения. Но на первом этаже среди современных станков и оборудования еще можно видеть старые металлические колонны-сопротивления – с капительными завитушками сверху, посередине круглые, внизу граненные, узорчатые… Эти колонны помнят Иосифа Тимченко, они – молчаливые свидетели его блестящих изобретений. В том числе – первого в истории киноаппарата.

Сегодня имя этого ученого известно только узкому кругу специалистов- А ведь Иосиф Тимченко, сын крепостного крестьянина, был автором множества изобретений в области механики, метеорологии, микрохирургии, киносъемки…


Человек от сохи

Видя, как он управляется в работе с техникой, родители направили его с рекомендательным письмом в механическую мастерскую Харьковского университета. Он быстро овладел необходимыми навыками, но очень скоро воодушевился идеями Миклухо-Маклая и в 1874-м вместе с друзьями направился в Одессу, собираясь оттуда уплыть в Океанию. Но планы провалились, друзья уехали домой, а Тимченко с женой остались в Одессе, где он пошел работать в Российское общество пароходства и торговли. С 1880 года Тимченко работал механиком физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Здесь он сконструировал устройство для проверки манометров, изобрел первые в мире электронные часы, изобрел ртутный барометр. Длительное время работал над созданием автоматической телефонной станции (АТС), изобрел прибор, который помогал исследовать климат Земли и астрономические явления, разработал и внедрил в производство инструменты для глазных хирургических операций, спроектировал приспособления для Куяльницкого грязелечебного учреждения, создал модель артезианского колодца с ветряным двигателем.

Кино будет, но не у нас!

После своего открытия он поехал в Москву искать спонсора для дальнейшего усовершенствования своего аппарата. Но там ему дважды отказали. Изобретатель был вынужден постоянно искать разные частные заказы, чтобы заработать денег для семьи и поддержания нормальных условий в университетской мастерской. В стенах университета нашлись откровенные недруги и завистники, которые подвергали откровенной травле ученого и его единомышленников. Так или иначе, но время было упущено, и предприимчивые парижане успели быстро наладить серийный выпуск своих аппаратов и захватить рынок. Это привело к тому, что история мирового кинематографа началась не в России, а во Франции.

Иосиф Тимченко умер в Одессе в 1924 году в возрасте 72 лет и был похоронен на Втором Христианском кладбище.

Иосиф Андреевич Тимченко – механик, изобретатель, ученый.

Родился 26 ноября 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии, в многодетной семье крепостного крестьянина – сапожника. Окончив с отличием четыре класса церковно-приходской школы в селе Уды, с пятнадцати лет стал учеником механика, оптика императора Александра II и поставщика Импера­тор­ского Харьковского Университета А.Н. Эдельберга, в Харькове.

И.А.Тимченко

В апреле 1874 года, увлеченный передовыми идеями, вместе с друзьями собрался эмигрировать в Америку, чтобы создать там поселение, в котором люди жили бы по принципам равенства и справедливости. С этой целью Тимченко в апреле этого же года приезжает в Одессу. Однако скоро друзья возвратились в Харьков, Тимченко же и его первая супруга Анастасия остались в Одессе. Здесь он поступает работать на “Завод Российского Общества Пароходства и Торговли”.

С 1880 года выиграв конкурс на замещение должности механика, начал работать в мастерских Императорского Новороссийского университета (ныне – Одесский Национальный Университет). Именно здесь всегда тянувшийся к науке Иосиф получил уникальную возможность сотрудничать с передовыми учеными университета И.И. Мечниковым, И.М. Сеченовым, А.В. Клоссовским, Ф.Н. Шве­до­вым, Н.А. Умовым, А.О. Ковалевским, А.К. Кононовичем, А.Я. Орловым, Н.Д. Пиль­чиковым и другими.

В 1886 году на ссуду в 15 000 рублей построил новое двухэтажное здание мастерских Императорского Новороссийского Университета на улице Преображенской, 24 (ныне – улица Преображенская, 22).

И.А.Тимченко
Иосиф Тимченко с женой Евдокией Павловной и дочерью Тамарой. 1905 г.

И.А.Тимченко
улица Преображенская, 22

В течение всего времени работы механиком Тимченко вынужден был брать частные заказы, чтобы заработать средства для поддержания в надлежащем виде университетской мастерской и выплачивать ссуду, взятую под постройку дома. Он писал ректору университета 3 ноября 1909 года: “Я потратил не только 25 лет упорного труда, но и 19 000 рублей – стоимость всех станков и приспособлений”.

Когда после поражения революции 1905 года из университета стала изгоняться прогрессивная профессура, ее верный и постоянный помощник Иосиф Андреевич Тимченко был выброшен на улицу вместе со своей мастерской, любимым своим детищем, главным и основным условием существования талантливого изобретателя. Предлог для этой фельдфебельской акции университетское командование нашло поразительный: оказывается, именно дом И. Тимченко был единственным местом, где могла расположиться противочумная лаборатория университета.

В еще одном письме на имя ректора 6 июля 1910 года, продолжая безнадежную борьбу с разбушевавшимся начальством, И. Тимченко писал: “. не вижу причины, по которой в данный момент должен нести столь тяжелое и, смею думать, незаслуженное наказание, как полное разорение моей мастерской и всего моего дела, созданного упорным, долгим и добросовестным трудом. ” И “…при моем малом казенном содержании (36 рублей в месяц)”.

Снова на свои деньги И. Тимченко снял маленькое помещение на Херсонской улице, рядом с медицинским институтом, перевез туда и семью, и оборудование мастерской.

Только через пять лет экстренное заседание Совета университета решило “изыскать средства на оборудование университетской мастерской, имея в виду, что механик университета И.А. Тимченко взял на себя важный заказ по военному ведомству, имеющий срочный характер. ”.

Сороковую годовщину своего прихода в Одесский университет Иосиф Андреевич Тимченко отмечал уже при Советской власти. В день своего зачисления на должность механика – 14 мая 1920 года он получил приветствие:

И.А.Тимченко
И.А. Тимченко возле анеморумбографа.
Из архива И.А. Тимченко.

“Глубокоуважаемый Иосиф Андреевич!

Правление Новороссийского университета, высоко ценя Вашу деятельность в Новороссийском университете, Ваши творческие труды в области техники и признавая за ними громадное практическое значение, выходящее далеко за рамки повседневных университетских нужд, приветствует Вас с 40-летием Вашей службы и просит принять пожелания, чтобы и в будущем Ваше творчество проявлялось с такой же, как и раньше, честью для Вас и пользой для родного университета и науки. ”.

Иосифу Тимченко принадлежит целый ряд конструкторских разработок. Так, в 1875 году он разработал устройство для проверки манометров паровых котлов. В том же году изготовил первые в мире электрические часы, которые были подарены императору Александру II, а затем отправлены в Санкт-Петербург. Часы потерялись в дороге. Сконструировал программное механическое устройство для слежения за движением небесных тел по орбитам, которое было использовано в Одесской обсерватории. Тимченко разработал также микрохирургические инструменты для глазных операций. Принимал активное участие над разработкой и созданием аппаратуры магнитно-метеорологической обсерватории на Малом Фонтане, близ Одессы, среди них такие как: анемограф, плювиограф, анеморумбограф и пишущий ртутный барометр.

И.А.Тимченко

Обладатель четырех Золотых и четырех Серебряных медалей крупнейших российских и зарубежных выставок Иосиф Тимченко решал самые сложные технические задачи гениально простым и эффективным способом. Даже в тех случаях, когда И.А. Тимченко получал от ученых заказы, которые сопровождались их теоретическими рекомендациями, он всегда находил свой, оригинальный способ реализации замысла.

Однако наибольший резонанс в прессе получило изобретение Тимченко, связанное с кинематографом. Десятки вышедших за три последних десятилетия “сенсационных” статей, как правило, с неуточненной информацией, были посвящены двум изобретениям 1893 года – “снаряду для анализа стробоскопических явлений” Тимченко-Любимова и “кинетоскопу” Тимченко-Фрейденберга.

В 1893 году Тимченко совместно с профессором Московского университета физиком Н.А. Любимовым разработал “улитку” – скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе. Этот же механизм использовался и в “кинетоскопе”, спроектированном совместно с М.Ф. Фрейденбергом. “Снаряд для анализа стробоскопических явлений” был впервые продемонстрирован 9 января 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей.

И.А.Тимченко

Иосиф Тимченко также принимал участие в разработке автоматической телефонной станции Фрейденберга.

“Снаряд для анализа стробоскопических явлений”, и “кинетоскоп”, созданный И. Тимченко, были впоследствии переданы в Московский музей прикладных знаний, к сожалению, они были утеряны.

Ошибочно мнение, что И.А. Тимченко создал первый в мире киноаппарат. Он создал прототип киноаппарата, основанный на оригинальном скачковом механизме прерывистого движения изображений, что позволило улучшить качество демонстрации “движущихся картинок” и доказал необходимость использования подобных механизмов в дальнейшем для получения эффекта движения на экране.

И.А.Тимченко

Иосиф Андреевич Тимченко умер в Одессе 20 мая 1924 года. Похоронен на Втором Христианском кладбище.

По ходатайству Национального союза кинематографистов Украины, распоряжением Одесского городского головы было принято решение увековечить в Одессе память изобретателя. Согласно этого распоряжения установлен памятник Тимченко и его семье на Втором Христианском кладбище, а также мемориальная доска на фасаде дома № 24 по улице Преображенской. К сожалению, мемориальная доска содержит несколько ошибок. Во-первых, год начала проживания И.А. Тимченко в этом здании указан как 1896, а не 1886, как значится в документах. Во-вторых, Иосиф Андреевич не является изобретателем первого в мире киноаппарата, он создал прототип кинопроекционного и съемочного аппарата, который фиксировал ряд изображений на стеклянном диске покрытым фотоэмульсией. И в-третьих, “Метатель копья” и “Всадники-кавалеристы” не являлись кинокартинами в полном понимании этого слова. Точных сведений о съемке этих сюжетов исследователи пока не нашли, а если предположить, что они действительно были сняты, то без использования кинопленки, т.к. это было невозможным на тот момент по финансовым причинам.

И.А.Тимченко
Нестер Кисленко, механик

В 2014 году группа ученых и механиков из Киева под руководством историка кино Сергей Гавриленко реконструировала “снаряд для анализа стробоскопических явлений”, а также создала рабочую модель камеры, основанную на принципе действия механизма “улитка”. Камера была создана с целью доказать, что оригинальный скачковый механизм изобретенный И.А.Тимченко действительно мог быть использован при благоприятных условиях для проведения киносъемки. Экспериментальные съемки были проведены в Одессе 2 сентября 2014 года на кинопленку формата 35 мм. Полученный результат по качеству изображения не отличался от первых съемок братьев Люмьер в 1895 году.

Жизнь и деятельность этого гениального механика, изобретателя и ученого окружена загадками, которые привлекают отечественных и зарубежных исследователей. За последние пять лет в печать и реализацию вышли две книги на тему исследования жизни и творчества И.А. Тимченко: “Механик – изобретатель Иосиф Тимченко в документах и воспоминаниях”, авторы В. Миславский и В. Гергеша, Харьков, Издательский дом “Харьков”, 2012 г. и историко-биографический роман “Человек с Преображенской”, С. Гав­ри­ленко, Полтава, Издательство “Копи-Принт”, 2017 г.

Сергей Гавриленко, историк киноискусства,
археолог кино, доктор философии, профессор.
По материалам исследований историка кино
В. Миславского и личного архива С. Гавриленко.

Читайте также: