Иордан неморарий вклад в науку кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Западной Европе математика не имеет столь древнего происхождения, как в странах Ближнего и Дальнего Востока. Заметные успехи появились тут лишь в эпоху позднего Средневековья и особенно Возрождения. А основной организационной предпосылкой развития математики в Европе стало открытие учебных заведений. Одно из первых организовал во французском городе Реймсе Герберт (940-1003), позже ставший римским папой с именем Сильвестр II.

Французский монах Герберт из Орильяка – первый профессиональный ученый католической Европы. В 970-е годы он поселился в Барселоне, выучил арабский язык и начал беседовать с учеными иноверцами обо всем на свете. Астрономия и арифметика, изготовление бумаги и музыкальных инструментов – во всем этом жители Андалузии превосходили лучших мастеров Франции или Италии, и все это Герберт старался перенять. Через пять лет он сделал очередной шаг: направился в центр Андалузии – Кордову и три года учился у местных мудрецов. Ему не раз предлагали принять ислам. Но у него была другая цель: соединить арабскую мудрость, ученость древних греков и римлян с христианским богословием; сделать этот сплав достоянием всех католиков.

Вернувшись во Францию, Герберт устроил в городе Реймсе училище по своему вкусу. В нем юноши обучались латыни и греческому, а желающие – также арабскому и древнееврейскому языкам. Кроме этого, преподавались астрономия и музыка, арифметика на основе арабских цифр. Все необходимые приборы строил сам Герберт с помощью учеников. Герберт привез с собой много книг из-за Пиренеев; это были Платон и Аристотель, Евклид и Птолемей, множество арабских рукописей.

В реймсской школе Герберта, кроме прочих наук, учили счету с применением счетной доски – абака, которую усовершенствовали путем замены пустых жетонов, каждый из которых имел значение единицы, на жетоны с написанными на них цифрами.

В то время существовало много способов счета. Были даже две враждующие партии: абакистов и алгоритмиков. Первые отличались требованием обязательного использования абака и двенадцатиричной римской нумерации. Алгоритмики пользовались индусскими цифрами, некоторые вводили знак нуля, счет вели на бумаге, применяли шестидесятиричные дроби. В спорах формировались системы счисления и приемы арифметического счета, все более близкие к привычным нам системам и приемам.

Многие европейские правители стремились отдать своих сыновей в учение к Герберту. В 996 году один из его питомцев (Роберт II) получил корону Франции; Герберт был назначен епископом Реймса, и этот город на века стал церковным центром Франции. В 999 году другой его ученик (Оттон III) стал императором Священной Римской империи. Тут уж Герберту пришлось стать римским папой.

В Риме нового папу многие восприняли как чернокнижника. Ведь он удивительно быстро считает с помощью арабской доски – абака и не пользуется римскими цифрами! Да еще умеет предсказать исход бросания костей в игре! Он сам следит за движением звезд, строит благозвучные оргбны, а богословских споров избегает. Небывалый человек на престоле святого Петра.

В XII–XIII веках появились в Европе университеты. Самыми первыми были итальянские в Болонье и Салерно. Вслед за ними открылись университеты в Оксфорде и Париже (1167), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Праге (1347), Вене (1367).

Время, протекшее после работ Леонардо Фибоначчи вплоть до эпохи Возрождения, в историю математики не внесло ярких идей и больших открытий. Однако в эти столетия в математике происходил интересный и малоизученный процесс накапливания предпосылок. Но что более важно, шла подготовка собственных кадров. Математические знания распространялись среди все более широких кругов ученых, а наличие большого числа поставленных и осознанных, но еще не решенных теоретических и практических задач влекло к новому научному подъему.

В этих условиях наметились два главных направления развития математики: серьезное усовершенствование алгебраической символики и оформление тригонометрии как особой науки.

Еще современник Фибоначчи генерал доминиканского монашеского ордена Иордан Неморарий (род. 1237) изображал с помощью букв произвольные числа. Впрочем, буквенного исчисления из этого не получилось, так как результат любой операции над двумя буквами обязательно обозначался третьей буквой (a+b=c, ab=d и т. д.).

Профессор Парижского университета Николай Орезм (1328–1382) обобщил понятие степени, введя дробные показатели степени, правила производства операций над ними и специальную символику, предваряя фактически идею логарифма.

В конце XV века бакалавр Парижского университета Н. Шюке, помимо дробного показателя степени, ввел также отрицательные и нулевые показатели, отрицательные числа, а также внес усовершенствования в алгебраическую символику. В этой символике нет еще специального символа для неизвестного, а большинство символов образовано путем сокращения слов. Например, m – сокращение слова minus. Знаком корня служит R x от слова radix, корень, знаком сложения – р.

Гросетест считал, что античных классиков (особенно Аристотеля) нужно изучать в подлиннике, а не по дурным переводам на латынь, сделанным к тому же с арабских переводов. Поэтому Гросетест пригласил в Англию ученых греков – беглецов из Константинополя, разоренного крестоносцами в 1204 году. Так в Оксфорде и Кембридже появились первые греческие профессора.

Среди учеников Гросетеста оказались выдающийся алхимик Роджер Бэкон (один из изобретателей пороха) и граф Симон де Монфор – организатор первого выборного парламента в Англии. Коллегой и соперником Роберта Гросетеста был Фома Аквинский (1225–1274), решивший следовать Аристотелю и Евклиду, чтобы изложить всю христианскую ученость в виде цепи определений, аксиом и теорем.

Жан Буридан (1300–1358) был профессором Парижского университета (Сорбонны). Многим известны рассказы о буридановом осле. Этот осел из теории ученого стоял между двух одинаковых кормушек с сеном и не мог решить, откуда поесть. И сдох. Эти мысленные эксперименты дают представление о попытках развития принципов доказательства.

Еще один профессор Сорбонны, Раймонд Луллий (1235–1315), прочел книги Аристотеля и Евклида глазами инженера; в результате появилась идея машины, автоматически выполняющей все арифметические действия с числами и логические операции над любыми утверждениями. Это был первый проект механического счетного устройства. Построить его Луллию не удалось: слишком низок был тогда уровень механического ремесла во всем мире.

Большой вклад в формально-символическое усовершенствование алгебры внесли в XV и XVI веках математики Южной Германии. Они разработали несколько систем символов, более удобных для записи математических действий, а некоторые из них высказали в своих сочинениях идеи, близкие к понятию логарифма.

Так же были очевидны успехи тригонометрии, явившиеся следствием развития астрономии. Факты тригонометрии были восприняты, как и другие факты математики, в большинстве при переводе научных трактатов с арабского языка. При этом в поле зрения европейских математиков оказывались достижения астрономов и математиков как Византии, так и более поздней арабской науки.

В этой книге систематически рассмотрены все задачи на определение треугольников, плоских и сферических, по заданным элементам. При этом Региомонтан расширил понятие числа, включив в него иррациональность, возникающую в случае геометрических несоизмеримостей, и прилагая алгебру к решению геометрических задач. Тем самым было открыто новое понимание предмета тригонометрии и ее задач.

Региомонтан продолжил начатую ранее другими учеными работу по составлению таблиц тригонометрических функций. Его таблица синусов имела частоту через каждую минуту и точность до седьмого знака. Для этого величину радиуса образующей окружности он брал равной 107, так как десятичные дроби еще не были известны. Он ввел в европейскую практику тригонометрические функции, получившие в XVII веке названия тангенса и котангенса, составив таблицу их значений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Наглядная математика

Шутка математика

Шутка математика Американский математик и криптограф Лоурен Смитлайн сумел расшифровать письмо, отправленное двести лет назад профессором математики Робертом Паттерсоном своему другу, президенту США Томасу Джефферсону. Смитлайн совершил то, что не смогли сделать до

МАШИНЫ И МАТЕМАТИКА

Нам поможет математика

Нам поможет математика А сейчас давайте подробнее ознакомимся с маршрутом и, главное, сроками путешествия Карпини, благо он периодически привязывает пункты своего путешествия к датам католических праздников.4 февраля. Выезд из Киева.19 февраля. Выезд из Канева (120

Византийская математика

Византийская математика Основным достижением математической мысли, характеризующим начало византийской математики, было возникновение и развитие понятия о доказательстве. Первым из философов, применившим в математике метод доказательства, считается греческий ученый

Математика арабоязычного мира

Математика арабоязычного мира На обширных территориях, от северо-запада Индийского полуострова до северного побережья Африки и юга Испании, существовали многочисленные восточные государства. Созданные нередко путем завоеваний, огромные, но не связанные в единый

Исчисление и математика

Исчисление и математика Одной из неожиданностей, с которой столкнулись ученые-ассириологи, когда стали доступными самые разные клинописные тексты, была продвинутая стадия, которой достигла вавилонская математика в самый ранний период.Зарождение письма было связано не

B и C. Математика и метафизика

B и C. Математика и метафизика Аристотель связал свою трехчастную схему с проблемой причинности и использовал ее как план для изложения истории существовавшей до него научной мысли. Представители материалистической традиции, в том числе атомисты, имели склонность

Математика и практика

Математика и практика Математика носила сугубо прикладной характер. Поэтому составлялось огромное количество вычислительных таблиц (наподобие нашей таблицы умножения) на все случаи жизни, заучивавшихся наизусть. Большое внимание уделялось геометрическим задачам,

Математика

Математика Насущные потребности повседневной жизни заставляли людей даже на самых ранних стадиях развития человеческого общества обращаться к счету, то есть к азам математики. За несколько тысяч лет до нашей эры в Индии, Китае, Месопотамии и Египте применялись

5.1. Общая характеристика европейского средневековья

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Изображение в информационном окне.

Дата неизвестна
Боргентрайх

В направлении 1235

Иордан Неморариус ( Германия , 1225 - 1260 ), также известный как Иордан де Немор и Джордано из Неми , - математик и ученый, вероятно итальянского происхождения , автор Liber de ratione ponderis . Он имел большое влияние в Средние века и в эпоху Возрождения, хотя в это время он стал анонимным.

Резюме

биография

В Oxfordians начал предмет Аристотеля тезисы математической обработки и уже изменил некоторые важные данные. В парижских номиналистов взял все свои знания по другим основаниям, в том числе наблюдения за природой и явлениями повседневной жизни. В своей Liber de ratione ponderis (обычно называемой De ponderibus ) Йорданус Неморариус относится к этому последнему течению, смешивая научные интересы и проблемы практической техники.

Большой поклонник Евклида , Иордан Неморарий привязан к демонстрации механических теорем с помощью геометрических доказательств, вытекающих из некоторых явных постулатов физического характера. Он улучшает теорию наклонной плоскости из Аристотеля , оставаясь при этом расплывчатым в его демонстрации, и дает формулу многозначительность Secundum situm , в результате чего в игру понятие момента . Наконец, он применил принцип виртуальных перемещений к равновесию согнутых рычагов .

Переходя от статики к динамике , Иордан Неморариус сформулировал в своей книге IV целый ряд утверждений, причем некоторые из них неточны, в которых чувствуется его несомненный интерес к работе инженера.

Проблемное происхождение


Предполагаемое место рождения, Германия, и даже век, в котором он родился, неизвестны.

Геодезист Мишель Шаль утверждал в своих письмах Boncompagni автор Algorismus Jordani жил в конце XII - го века.

Немецкий историк науки Морриц Бенедикт Кантор , со своей стороны, подтвердил германское происхождение Иордана Немориария, в результате чего он родился около 1225 года в Германии. Однако это сомнительно. История этой награды является иллюстрацией трудностей медиевистов: сроки это опознавательный обратно к XIV - го века. Это был доминиканец Николас Тривет , который первым приписал De ponderibus Jordani и De lineis datis Jordani Иордану Саксонскому или Иордану Саксонскому , магистру своего ордена, который в 1222 году сменил Сен-Доминика во главе братья-проповедники.

Математические работы



Репутация и становление

Английский Роджер Бэкон и Томас Брэдвардин, а также представители шотландской школы сделали большую часть работ Джордана де Немора. В эпоху Возрождения его De ponderibus оказал большое влияние на зарождение статики.

Джордано Неми был одним из первых переводчиков алгебры на Западе и одним из первых, кто обозначал неизвестное с помощью символов. На самом деле он кажется современником Леонардо Фибоначчи .


Содержание

Жизнь

Предполагается, что Иордан действительно работал в первой половине тринадцатого века (или даже в конце двенадцатого), поскольку его работы содержатся в списке книг, Библиономия из Ричард де Фурниваль, составленный между 1246 и 1260 годами. [3]

Сочинения

Механика: scientia de ponderibus (наука о весах)

В Liber de ponderibus объединяет семь аксиом и девять положений Elementa к четырем предложениям De canonio. Есть по крайней мере две традиции комментариев к Liber de ponderibus которые улучшают некоторые демонстрации и лучше интегрируют два источника.

В De ratione ponderis искусно исправленная и расширенная версия (45 предложений) Elementa. Обычно это приписывают Иордану, но более вероятно, что это работа неизвестного математика, потому что цитаты Иордана из других его работ удалены.

Алгорисми трактаты

Есть 5 алгоритмы трактаты в этой категории, рассмотренные Густав Энестрем в начале двадцатого века, имея дело с практическими арифметика.

В Communis et Consuetus (его первые слова), по-видимому, является самой ранней формой работы, тесно связанной со значительно расширенным Demonstratio de algorismo. Энестрем считал, что Communis et Consuetus был определенно Иорданом.

Позже Demonstratio de algorismo содержит 21 определение и 34 предложения. Вероятно, это более поздняя версия Communis et Consuetus, созданный либо самим Иорданом, либо каким-то другим математиком XIII века.

В Tractatus minutiarum на фракции кажется, вторая часть Communis et Consuetus - они часто встречаются в рукописях вместе.

В Demonstratio de minutiius аналогично связано с Demonstratio de algorismo, и содержит и расширяет предложения, содержащиеся в Tractatus minutiarum - снова переиздание оригинального текста.

В Алгоризм демонстрационный - ложная атрибуция, хотя долгое время этот предмет приписывали Иордану. До тех пор, пока Энестрем не начал разбирать различные трактаты, Алгоризм демонстрационный - поскольку он был единственным опубликованным (ред. Йоханнес Шёнер, Нюрнберг, 1543) - это заголовок, под которым сгруппированы все трактаты. Однако Энестрем считал крайне маловероятным, что эта версия была работой Иордана, поскольку ни одна рукопись не приписывает ее ему (если они указывают автора, то обычно это магистр Гернарус, Герхард или Гернандус). Первая часть этого трактата (также известная как Algorismus de integris) содержит определения, аксиомы и 43 предложения. Вторая часть ( Algorismus de Minutiis) содержит определения и 42 предложения. Энестрем показывает, что, хотя и отличается от трактатов Иордана по алгоритмам, Алгоризм демонстрационный до сих пор тесно с ними связан.

Арифметика: De elementis arismetice artis


Этот трактат о арифметика содержит более 400 предложений, разделенных на десять книг. Есть три версии или издания в форме рукописи, вторая с другими или расширенными доказательствами, чем в первой, и с рядом предложений, добавленных в конце; третья версия вставляет добавленные предложения в их логическое положение в тексте и снова изменяет некоторые доказательства. Целью Иордана было написать полное изложение арифметики, подобное тому, что Евклид сделал для геометрия. [4]

Иордан собрал и организовал целую область арифметики, основываясь как на трудах Евклида, так и на работах Боэций. Определения, аксиомы и постулаты приводят к предложениям с доказательствами, которые временами бывают несколько схематичными, оставляя читателя для завершения аргументации. Здесь также Иорданус использует буквы для обозначения чисел, но числовые примеры того типа, который можно найти в De numeris datis, не даны. [5]

Алгебра: De numeris datis

Редактор этого трактата о алгебраБарнабас Хьюз нашел два набора рукописей для этого текста, один из которых содержит 95 предложений, а другой 113. Кроме того, некоторые из общих утверждений имеют разные доказательства. Есть также 4 дайджеста или редакции в рукописной форме.

Джорданус De numeris datis был первым трактатом по продвинутой алгебре, составленным в Западной Европе на основе элементарной алгебры, представленной в переводах XII века с арабский источники. Он предвосхищает к 350 годам введение алгебраического анализа Франсуа Виет в эпоха Возрождения математика. Йорданус использовал систему, аналогичную системе Виэта (хотя и сформулированную на несимволических терминах), для формулировки уравнения (постановки проблемы в терминах того, что известно и того, что должно быть найдено), преобразования исходного данного уравнения в решение и введение конкретных чисел, которые удовлетворяют условиям, установленным задачей.

Геометрия: Liber Philotegni и De Triangulis

Это средневековье геометрия в лучшем. Он содержит предложения по таким темам, как отношения сторон и углов треугольников; разделение прямых, треугольников и четырехугольников в разных условиях; соотношение дуг и сегментов плоскости в одной или в разных окружностях; деление угла на три; площадь треугольников с учетом длины сторон; квадрат круга.

Опять же, есть две версии этого текста: более короткое и предположительно первое издание ( Liber philotegni Iordani de Nemore) и более длинная версия (Liber de triangulis Iordani), который делит текст на книги, переупорядочивает и расширяет книгу 2 и добавляет предложения с 4-12 по 4-28. Этот последний набор из 17 предложений также распространялся отдельно. Хотя более длинная версия, возможно, не принадлежит Иордану, она определенно была завершена к концу тринадцатого века.

Стереографическая проекция: Demonstratio de plana spera


В этом трактате из пяти предложений рассматриваются различные аспекты стереографическая проекция (используется в Planispheric астролябия). Первое и исторически наиболее важное утверждение для всех случаев доказывает, что круги на поверхности сферы при стереографической проекции на плоскость остаются кругами (или кругом бесконечного радиуса, т. Е. Прямой линией). Хотя это свойство было известно задолго до Иордана, оно никогда не было доказано.

Существует три версии трактата: основной текст, вторая версия с введением и сильно расширенным текстом и третья, лишь немного расширенная. Введение иногда встречается в версиях 1 и 3, но очевидно, что оно было написано кем-то другим.

Сомнительные и фальшивые работы

Историческая фантастика

Книга "Eresia Pura", автор это: Адриано Петта Это художественная литература на итальянском языке, основанная на исторических исследованиях, посвященных жизни Йордана де Немора. [8]

Издания произведений Джордануса

Большинство работ Джордануса были опубликованы в критических изданиях в двадцатом веке. [9]

2. Программа Алгорисми трактаты: статьи Густава Энестрёма, содержащие латинский текст введений, определений и предложений, но только некоторые доказательства, были опубликованы в Biblioteca Mathematica, сер 3, т. 7 (1906–07), 24–37; 8 (1907–08), 135–153; 13 (1912–13), 289–332; 14 (1913–14) 41–54 и 99–149.

3. Арифметика ( De elementis arithmetice artis): Жак Лефевр д'Этапль (1455–1536) опубликовал версию (со своими демонстрациями и комментариями) в Париже в 1496 году; это было переиздано в Париже, 1514. Современное издание: H. L. L. Busard, Джорданус де Немор, De elementis arithmetice artis. Средневековый трактат по теории чисел (Штутгарт: Franz Steiner Verlag, 1991), 2 части.

4. Алгебра (De numeris data): Текст был опубликован в 19 веке, но теперь существует критическое издание: Jordanus de Nemore, De numeris datis, изд. Барнабас Б. Хьюз (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1981).

6. Стереографическая проекция: текст версии 3 Demonstratio de plana spera и введение были опубликованы в шестнадцатом веке - Базель, 1536 и Венеция, 1558. Все версии отредактированы и переведены на: Ron B. Thomson, Йорданус де Немор и математика астролябий: De Plana Spera (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1978).

Последние материалы

Самое популярное

Манускрипты - галерея

Галёрка

Поиск по сайту

Мир Леонардо да Винчи - Leonardi Academia

Главное, с чего начать?

Леонардо да Винчи (автопортрет), 1514г.

Леонардо да Винчи (автопортрет), 1514г.

Леонардо да Винчи (автопортрет)

С чего начать знакомство с Леонардо да Винчи (наши рекомендации):
В разделе Биография - представлена наиболее полная биография Леонардо да Винчи написанная Гуковским М.А., а так же Лазаревым В.Н и современником Леонардо да Винчи - ВАЗАРИ Джорджо.

В разделе Картины - представлено описание художественных работ Леонардо да Винчи, работы выложены по годам их написания.

Очень большой раздел, серьёзные исследования Гуковским М.А. о механике Леонардо да Винчи

РАЗДЕЛ - Манускрипты - или фолиант, рукопись, записная книжка или просто записи, зарисовки и наброски - труды Леонардо да Винчи. Это главное достояние человечества, которое оставил после себя учёный муж. Без высокопарных фраз, именно они показывают каким был этот человек, его ум, наблюдательность, стремление объять необъятное и классифицировать. Их можно рассматривать как первую у человечества энциклопедию в которой имеются все основные разделы для его дальнейшего развития, как показала история, так оно и произошло, не смотря на то, что рукописи не являлись общим достоянием.


Принято считать, что такие крупные учёные, как Моммсен, а за ним Ваттенбах, склонялись к признанию Иордана аланом 4. На наш взгляд, они этого в категорической форме не высказывали, и ни один из них не пропустил общеизвестного замечания Иордана (316), что он гот.

Такому уклону в сторону аланского происхождения Иордана косвенно способствовал Моммсен 7. Он доказывал, что Иордан, объявивший себя готом, мог быть тем не менее одновременно и аланом. Для объяснения такого странного положения Моммсен в качестве примера приводит полководца по имени Бесса (Bessa, ??). По Иордану, Бесса был сарматом ( 265), а по Прокопию — готом (Bell. Goth., . 16, 2; Bell. Vand., I, 8, 3). Моммсен пришёл к неожиданному заключению, что Иордан в отношении Бессы прав, а Прокопий ошибается, но ошибка последнего объясняется тем, что в широком смысле Бесса мог всё же причислять себя к готам 8 как представитель племени, тесно связанного с готами 9. По такой же причине, думал Моммсен, и Иордан, алан по происхождению 10, мог назвать себя готом ( 316) только потому, что находился среди готов, вне исконной родины аланов 11.

Надо думать, что Пария состоял нотарием при аланском вожде Кандаке долгое время, во всяком случае до смерти последнего. По стопам деда пошёл и внук. Иордан был нотарием у крупного военачальника Гунтигиса Базы, который по матери приходился племянником Кандаку. По отцу Гунтигис База был готом из знатнейшего рода Амалов. Иордан указывает имена двух Амалов: отца Гунтигиса звали Андагом (Andagis, Andag), деда — Анделой (Andela).

У Иордана Бесса также упомянут почти рядом с Гунтигисом и также назван происходящим из тех готов 22, которые после смерти Аттилы поселились в Паннонии, а впоследствии имели предводителем Теодериха. Кроме Прокопия Гунтигиса, но уже под именем Базы, упоминает Марцеллин Комит под 536 г. как полководца, воевавшего на евфратской границе; у того же автора База назван в числе других военачальников, приведших в 538 г. византийские войска в Италию в помощь осажденному готами Риму 23.

Вполне вероятно и то, что дед Иордана был нотарием в Малой Скифии и Нижней Мезии, правителем которых был Кандак, получивший эти области при всеобщем перемещении племён и распределении земель в 453-454 гг. после смерти Аттилы.

Моммсен твёрдо стоял на том, что Иордан был монахом (Prooem., р. XIII, п. 32), писавшим во Фракии (ibid., p. XV) 27.

Итак, для окончательного решения вопроса о том, в чём состояло conversio Иордана, нет исчерпывающих данных, но более другого убеждает предположение Фридриха, что Иордан скорее всего был religiosus, причем — добавим и подчеркнем это! — переменивший арианство на православие. В силу последнего он и проявил резкость в своих суждениях об арианстве, когда по ходу событий в его рассказе ему пришлось о нём говорить.


Примечания:

18 Так у И. Фридриха (J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 381) со ссылкой на Гринбергера (Th. Grienberger, Die Vorfahren des Jordanes, S. 406).
19 J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 381.
20 Ф. А. Браун, Разыскания в области гото-славянских отношений, I, стр. 98, прим. 2.
21 См.: J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 390-391 (о возможной идентичности имен Godidisclus — Godigisclus — Gunthigis).
22 См.: Get., 265 и прим. 653.
23 Marcell. Comit., а. 536, 538; J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 391-392.

24 См.: J. Friedrich, Ьber die kontroversen Fragen…, S. 392-393. Хронологические расчеты И. Фридриха принял и Фр. Джунта (см.: Fr. Giunta, Jordanes e la cultura dell’alto Medioevo…, p. 150-151). В. В. Смирнов, наоборот, склонен думать, что Иордан сопровождал Гунтигиса Базу в походах на Восток и что в то время сложились политические убеждения Иордана: «Служба в составе вооруженных сил Византийской империи, даже на таких отдаленных рубежах, как Евфрат, и порожденное ею непосредственное ощущение обширности империи, мощи её государственного и военного аппарата, военные успехи крупного полководца Велизария, под командой которого находился Гунтигис, повелитель Иордана, породили в последнем глубокую веру в могущество империи Юстиниана. Переход Восточной империи в наступление против варварских королевств Запада, восстановление императорской власти в Северной Африке, на испанском побережье, разгром остготского королевства, увенчанный возвратом Рима, — всё это совершилось на глазах Иордана и сделало из него ярого сторонника византийской ориентации« (В. В. Смирнов, Готский историк Иордан, стр. 156).

Читайте также: