Реальные исторические личности в романе евгений онегин кратко

Обновлено: 07.07.2024

2 ИСТОМИНА Авдотья Ильинична ( ) ИСТОМИНА Авдотья Ильинична ( ), российская артистка балета. С 1816 ведущая танцовщица балетной труппы С.- Петербурга. Исполнительница ведущих партий в балетах Ш. Дидло. Первая создала пушкинские образы на балетной сцене ("Кавказский пленник, или Тень невесты", "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника"). Искусство Истоминой воспето А. С. Пушкиным в "Евгении Онегине".

3 Пьер Корнель Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

6 Катенин Павел Александрович ( ), поэт, критик. Родился 11 декабря (22 н.с.) в имении Шаёво Костромской губернии в дворянской семье. Получил домашнее образование. Детские годы прошли в родительском имении. Поэтическая деятельность Катенина началась перед Отечественной войной 1812 стихотворениями, связанными с гражданской темой: "Отечество наше страдает. ", "Рассказ Цинны" и др. С началом войны уходит воевать, с русской армией вступает в Париж. В Катенин написал баллады "Певец", "Наташа", "Убийца", "Леший". В 1816 опубликовал балладу "Ольга", противопоставленную поэтическим принципам В.Жуковского (школе Карамзина-Жуковского). В возникшей полемике с поддержкой позиции Катенина выступил А.Грибоедов. Катенин оказал влияние на литературные взгляды Грибоедова, Кюхельбекера, А.Одоевского, а в и на Пушкина. Боевой офицер, Катенин становится членом "Союза спасения", а в одним из руководителей Военного общества - тайной декабристской организации. В 1820, будучи полковником лейб- гвардии Преображенского полка, по политическим мотивам отправлен в отставку, в 1822 выслан из Петербурга. Долгие годы он провел в деревне, оторванный от литературной и общественной жизни, после разгрома декабристов лишенный единомышленников. В начале 1830-х Катенин пытался при содействии Пушкина вновь вернуться к литературной деятельности; писал стихи и статьи, стремясь решить проблемы народной жизни (идиллии "Дура", "Инвалид Горев"). Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик и режиссер. Умер в родном имении Шаёво 23 мая (4 июня н.с.) 1853.

7 Шарль (Карл) Луи Дидло (Didelot) Шарль (Карл) Луи Дидло (Didelot) [1767, Стокгольм, - 7(19) , Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 - начала 19 веков. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани. Работал как танцовщик с Ж. Добервалем, Ж. Ж. Новером. Танцевал и ставил балеты в театрах Лондона, Парижа. В 1801 году был приглашён в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1831 года (с перерывом, ), поставил более 40 балетов. Круг сюжетов, представленных в балетах Дидло, разнообразен, - анакреонтические ("Зефир и Флора", "Амур и Психея" Кавоса, 1804, 1809), трагические ("Тезей и Арианна, или Поражение минотавра" Антонолини, 1817; "Федра" Кавоса и др., 1825), историко- романтические ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа, 1817), комедийные ("Карл и Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820). Дидло стремился углубить драматическую содержательность балета, усилить эмоциональную и психологическую выразительность образов. В 1823 году Дидло инсценировал для балета (раньше оперы и драмы) "Кавказского пленника" Пушкина. С 1804 года руководил Петербургской театральной школой (ученики - М. И. Данилова, А. И. Истомина и др.).

8 Шаховский Александр Александрович, князь, драматический писатель; родился в 1777 году в Смоленской губернии; образование получил в московском университетском пансионе; служил в Преображенский полку; в 1801 году был причислен к театральному ведомству. В 1812 году Шаховский вступил в тверское ополчение, после роспуска которого вернулся в Петербург. В 1824 году поступил во вновь учреждённый комитет главной театральной дирекции. В 1826 году вышел в отставку, а через год переехал в Москву, где и умер в 1846 году. Шаховским написано и переведено более 100 пьес. Первой пьесой его была комедия в стихах "Женская шутка" (1795). Лучшими считаются: "Новый Стерн" (1805), "Полубарские затеи" (1806), "Урок кокеткам или Липецкие воды" (1815) и "Пустодумы" (1819). В сотрудничестве с Грибоедовым и Хмельницким им была написана долго исполняющаяся на сцене комедия "Своя семья или замужняя невеста". Шаховский имел значительное влияние на развитие русского театра. Он работал для театра в продолжение всего царствования императора Александра I и был одним из наиболее популярных драматических писателей этой эпохи.

9 ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ( ) Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В годах учился в Московском университете, дружил с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 года участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом. В 1816 был переведён в Гусарский лейб- гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н. М. Карамзина Чаадаев познакомился с А. С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина.Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего в 1820 году Семёновского полка, Чаадаев отказался от блестящей карьеры и в 1821 году вышел в отставку. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Евгений Онегин.
Александр Пушкин называл главного героя своего романа в стихах Евгения своим приятелем. Поэт даже оставил рисунок, на нем поэт изобразил на фоне Петропавловской крепости себя вместе с Онегиным. На вид Евгений старше Пушкина на несколько лет, не худой, носит усы, на нем боливар, виден стоячий воротник.
Прототип образа главного героя в романе "Евгений Онегин" - это поэт-декабрист Катенин. Он перевел "Божественную комедию" Данте. Состоял в Союзе Спасения. Его песня о свободе стала гимном декабристов, за это был уволен в отставку.

Татьяна Ларина.
Оказывается и у Татьяны Лариной был в современном Пушкину обществе - живой прототип. , за которым волочился один из его друзей - прототип Евгения Онегина.
Пушкин писал этот образ с известной светской дамы, красавицы - жены известного генерала. Ореол её нравственности, был известен публике.

Владимир Ленский
«Энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведенное Ю. Н. Тыняновым.

Няня Татьяны.
Вероятный прототип — Арина Родионовна, няня Пушкина.

Зарецкий.
Секундант, в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источниковая база. При написании исследовательской работы использовались как доступные в электронном виде архивные источники, так и опубликованные материалы. Особую ценность представляли материалы:

Научно-исследовательская работа

Шайхутдинова Айсылу Алмазовна,

учащаяся 10 класса

МБОУ «Шахмайкинская СОШ

Научный руководитель:

Гибадуллина Гульгена Шамиловна,

учительница русского языка и литературы

МБОУ «Шахмайкинская СОШ

Почти у каждого литературного персонажа есть свой прототип - реально существовавший человек. Иногда это сам автор, иногда - историческая личность, иногда - знакомый или родственник автора. Часто прочитав то или иное произведение, впечатлившись событиями и героями, описанными автором, хочется знать, а действительно ли существовала эта личность, кем был этот человек на самом деле без вымысла писателя, и какие черты характера приписал ему автор?

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Значение исследования Прототипа зависит от характера самого Прототипа. Чем более ярким явлением общества и истории является Прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

Определение прототипов тех или иных персонажей романа занимало как читателей-современников, так и исследователей. В научной литературе накопился обширный материал, посвящённый попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами.

Многие современники Пушкина находили в героях произведения черты своих знакомых, иногда даже себя самих, среди возможных прототипов Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги назывались самые различные люди той эпохи.

Такие попытки неоднократно делались, причём не только в пушкинскую эпоху: ведь та творческая лаборатория писателя, которая позволяет ему создавать поистине живые образы, по-прежнему остаётся для нас загадкой.
Условно можно разделить предположения о прототипах героев романа на две группы. К первой относятся весьма наивные высказывания современников Пушкина, а иногда и более поздние свидетельства, о том, что он нарисовал портрет того или иного человека. Ко второй — серьёзные исследования и глубокие суждения знатоков творчества Пушкина о том, что в основу каких-то отдельных черт его героев могли быть положены характерные особенности конкретной личности.

Прототипы Евгения Онегина.

Изучив большой объём материалов историков–литературоведов, я столкнулась с тем, что нет единого мнения о личности прототипа главного героя романа – Евгения Онегина. Это даёт повод согласиться с мнением о том, что образ героя собирательный. Приведу лишь самые часто встречающиеся имена возможных прототипов Евгения Онегина.

Александр Пушкин называл главного героя своего романа в стихах – Евгения - своим приятелем. Поэт даже оставил рисунок, известный многим, на нем поэт изобразил на фоне Петропавловской крепости себя вместе с Онегиным. На вид Евгений старше Пушкина на несколько лет, не худой, носит усы, на нём боливар, виден стоячий воротник. Этот рисованный образ явно не похож на того Онегина, который считается классическим. Рисунок должен был, по замыслу автора, стать основой портрета, который был бы помещён на обложке первой главы романа. Значит, он придавал особое значение этому изображению.

1.1. Павел Александрович Катенин.

Дружба Катенина и Пушкина была хорошей подпиткой для творчества Александра Сергеевича.

П.А. Катенин славился неуживчивым характером и порвал с декабристами, поэтому на Сенатскую площадь не вышел. Был выслан из Петербурга в 1822 году и поселился в своем имении в Костромской губернии, где вёл одинокую жизнь, занимаясь литературной деятельностью.


1.2. Пётр Яковлевич Чаадаев.

Другим, ещё более известным прототипом Евгения Онегина считают Петра Яковлевича Чаадаева, друга Пушкина, упомянутого поэтом в первой главе романа. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.

Русский философ, публицист, П. Чаадаев родился в Москве в дворянской семье. Его дедом по линии матери был известный историк и публицист князь М. М. Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тётя и дядя. В 1808 году он поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А. С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым и другими в последующем видными деятелями своего времени. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. В 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу. Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу.

«Он вышней волею небес

Рождён в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

1.3. Александр Александрович Полторацкий.

Что мы ещё знаем о Полторацком? Он был красив и высок (гвардеец), нравился женщинам, был богат и прекрасно воспитан. В 1820 году оставил службу и пару лет вёл вольную холостяцкую жизнь в Петербурге. В него безответно была влюблена Екатерина Бакунина, а небезответно – его кузина А.П. Керн. Более того, та самая Бакунина, которую тайно боготворил 16-летний лицеист Александр Пушкин, через 15 лет дождалась того счастливого дня, когда вдовец А. Полторацкий предложил ей руку и сердце. Правда, это было уже в 1834 году, после окончания знаменитого романа в стихах.

Александр Сергеевич Грибоедов.

Ещё одним возможным прототипом образа Евгения Онегина можно считать А.С. Грибоедова. Если сравнить портрет Онегина, нарисованный Пушкиным и портрет А.С. Грибоедова, то можно сделать вывод, что совпадают почти совершенно не только черты лица, но и даже одежда. Схожесть была бы ещё больше, если бы не разница в возрасте.

Заимствование речевых оборотов А.С. Грибоедова: "с корабля на бал", "и вот общественное мненье!" ещё раз свидетельствует о том, что он мог являться прототипом образа Евгения Онегина.

1.5. Александр Николаевич Раевский.

2. Прототипы Татьяны Лариной.

2.1. Авдотья Сергеевна Норова.

Одним из прототипов Татьяны Лариной можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины.

2.2. Анна Петровна Керн.

2.3. Наталья Дмитриевна Фонвизина.

2.4. Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

2.5. Мария Николаевна Волконская.

2.6. Анна Николаевна Вульф.

2.7. Ольга Сергеевна Пушкина.

3. Прототипы Владимира Ленского.

3.1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Прототипы Ольги Лариной.

4.1. Евпраксия Николаевна Вульф.

Список использованной литературы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Историзм, как основная характеристика произведения, многопланов. История, в.

Историзм, как основная характеристика произведения, многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века Зимний дворец в Петербурге

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века Зимний дворец в Петербурге

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа? 1. «Вто.

Большой театр в Петербурге

Большой театр в Петербурге

Театр пушкинской эпохи Александринский театр. Рисунок А.Ф.Чернышова. 1851 г.

Театр пушкинской эпохи Александринский театр. Рисунок А.Ф.Чернышова. 1851 г.

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин.

Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой дели.

Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской.

Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой… КАТЕНИН Павел Александрович (1792-1853), русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля. ШАХОВСКОЙ Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии.

Там и Дидло венчался славой… Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Там и Дидло венчался славой… Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись. ДИДЛО Шарль Луи (1767-1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 — нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе.

Пушкин и балет Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, То.

Пушкин и балет Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Авдотья Истомина Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Т.

Авдотья Истомина Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Выводы Театр и балет во времена А.С.Пушкина был неотъемлемой частью образа жи.

Выводы Театр и балет во времена А.С.Пушкина был неотъемлемой частью образа жизни дворян. Посещение тетра было одним из правил хорошего тона. Пушкин любил русский театр, прекрасно знал его особенности. Евгений Онегин посещал театр только потому, что так было принято в светском обществе


Прототипом Дубровского был белорусский дворянин Островский.

В 1812 году во время войны сгорели все документы на владение имением. Богатый сосед Островского не растерялся и присвоил себе его имущество. Ведь доказать свои права тот не имел возможности. Однако крестьяне не приняли нового хозяина и подняли бунт. Большая часть из них подалась в разбойники. У юного хозяина не получилось начать жизнь сначала, поэтому он примкнул к своим крестьянам-разбойникам. Банда грабила только зажиточных и нечестных помещиков. Так 22-летний юноша хотел восстановить справедливость в обществе. Островского сдал помещик, в доме которого тот присутствовал в качестве учителя. Его арестовали, но он сумел бежать и скрыться.

Пушкина возмущала эта несправедливость, и он написал историю о Дубровском. / Фото:infourok.ru

Пушкина до глубины души поразила эта необычная история. Писатель начал работать над произведением в 1832 году, а при написании главный герой получил иную фамилию. Пушкин отобразил и другую историю в романе, которая произошла в Тамбовской губернии. В суде рассматривалось дело полковника Крюкова и поручика Мартынова. Состоятельный Крюков отобрал имение у небогатого Мартынова. Суд оказался на стороне богача.

Претендентом на главного героя мог быть Петр Плетнев. Он был профессором словесности, а со временем стал ректором Петербургского университета. Но самое главное – Плетнев по-дружески помогал Пушкину издавать его произведения. Профессор считал Александра Сергеевича гениальным поэтом, поэтому помочь такому человеку было для него делом чести. Благодаря помощи Плетнева Пушкину удалось издать около 20 книг. Сам писатель называл его благодетелем и кормильцем. Поэтому не удивительно, что он мог посвятить Петру Плетневу сначала несколько глав, а затем и целый роман.

Известно, что у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему народные сказки. Один из сюжетов сказки стал идеей к написанию нового произведения в стихах. Конечно, писатель доработал все услышанное, добавив новых ярких героев. Получилась увлекательная и многими любимая сказка для детей.

Она повествует о женитьбе русского царя Салтана на молодой и красивой девушке. Та родила ему сына-богатыря. Но злые и завистливые тетушки решили убить молодую жену и ее малыша, бросив их в бочке в море. Волею Судьбы они остались живы, а волны выбросили их на необитаемый остров. Благодаря заколдованной царевне-лебедь молодой князь Гвидон не только воссоединился с отцом, но и восстановил справедливость.

Игра в карты в обществе была привычным делом. / Фото: dmitry48.livejournal.com

Бабка не дала денег внуку, но поделилась одним очень ценным советом. Когда-то она тоже поигрывала в карты. И сам граф Сен-Жермен раскрыл ей тайну выигрышных карт. Это не раз ей приносило выигрыш. Действительно, когда князь Сергей Голицын поставил деньги на эти 3 карты, то с легкостью сумел отыграться.

Читайте также: