Инвенция в риторике кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Инвенция как один из первых этапов построения речи.

3. Диспозиция или композиционное построение текста.

4.Элокуция: совершенствование и правка языкового и стилевого рисунка текста.

5.Мемория – этап запоминания и подготовки речи к

Риторическая гимнастика

Выучите данное стихотворение и при его декламации на занятии придумайте, как с помощью невербальных средств общения привлечь внимание аудитории.

Античный канон по традиции

Имеет свою композицию:

Сначала Инвеция,

Затем Диспозиция,

На смену Элокуции -

Меморио-репетиция,

Акцио – последняя в схеме дефиниция.

Первые буквы из слов вы сложите

И имя ИДЕМА вы заучите.

Публичное выступление

Подготовьте один из вариантов публичного выступления на тему:

1. Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу

Энтони Иден

2. Слово - самое сильное оружие человека. Аристотель

3. Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор. Конфуций

Классический риторический канон

Публичные выступления всегда играли очень важную роль в человеческом обществе. Они меняли судьбы людей и даже целых государств. Публичное выступление – лучший способ вызвать эмоции по какому-либо поводу. Например, давайте вспомним феерические презентации Стива Джобса на Macword. iPhone, конечно, сам по себе замечательный гаджет. Но те, кто видели выступления Стива, наверняка согласятся – удивительно, какой ажиотаж по поводу продукта может создать умелый ритор.

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Если бы сделать удачное выступление было так легко, то люди бы лезли на трибуны по любому поводу. Но мы с вами видим противоположную картину – большинство испытывают дискомфорт, когда приходится говорить на публике [93].

В наше время – время компьютеров и Интернета – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, – сбор информации, ее хранение, обработку, распечатку и т. п. Но остается одна важная функция, которую не может выполнить ни одна суперсовременная машина, – формулирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами. Это основное требование к публичной речи определилось еще в античной риторике.

Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного). Знание этой модели необходимо педагогу, поскольку позволяет оперативно и эффективно решать задачи построения текста.


Античный риторический канон, с боль-шим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, дает пяти частное деление схемы риторических действий.

Терминологическое обозначение понятий сложилось в античности таким образом:

Каждый из этапов – это определенное действие, помогающее лучше, точнее, эффективнее выразить мысль.

Проверенный веками риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, расположению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре.

Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тексту, едины. Разной является лишь форма изложения.

Логично вернуться к истокам, к тому, что было создано и эффективно функционировало на протяжении огромного количества времени. Риторическая модель построения текста помогает в творчестве, способствует тому, что текст соответствует стилю той сферы деятельности, в которой этот текст создается, позволяет найти отклик аудитории, которая будет воспринимать речевое произведение. Естественно, что для педагога, постоянно работающего со словом, освоить механизм создания текста с опорой на традиции классической риторики – и означает овладеть традиционной и проверенной схемой создания текста (Кашкарева Е. А. [ 88]).

Инвенция как один из первых этапов построения речи

Так что же представляет собой каждый из этапов? Чтобы выявить основное содержание каждого из них, рассмотрим последовательно три первых этапа риторического канона – те действия, которые непосредственно связаны с созданием текста любого жанра.

Инвенция: что сказать?

Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Первоочередной задачей построения речи (текста) является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы (Антонова Ю. А. [8]).

При создании текста проявляются общая культура оратора, глубина знаний, оригинальность мышления, языковое мастерство. Включая период создания текста в процесс подготовки к выступлению, мы учитываем, прежде всего, то, что никакое выступление не бывает безадресным. Предполагая донести информацию до других людей, мы ориентируемся на тех, кому она необходима, полезна, интересна. Другими словами, подготовка к выступлению начинается задолго до того, как мы выходим к аудитории, с момента возникновения потребности в нашем выступлении. Значение имеет и цель выступления, поскольку от этого будет зависеть вид речи.

Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

В инвенции описываются риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений (аргументы), например, такие, как:

1) силлогизм (две явно выраженные посылки, один вывод):

Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации: говорящий – информация (речь) – адресат.

Третья часть инвенции – наука о страстях (патетика), она учит оратора, как вызывать у аудитории необходимые эмоции и чувства. При этом рекомендуется осторожное обращение с патетикой, высмеивается злоупотребление страстями [167].

То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных положений, которые и позволят оформить высказывание как рассуждение.

Таким образом, топосы можно определить как смысловые структурные элементы, на основании которых создаются мини-тексты, служащие раскрытию темы высказывания.

Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некоторое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.

Прежде всего, задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.

1. Титулы, звания, названия должностей.

2. Исторические справки.

3. Цифровые данные.

4. Биографические справки.

5. Свидетельства очевидцев, специалистов.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.

Таким образом, первый этап подготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Еще в античной риторике были разработаны этапы, правила создания устной и письменной речи. Эти особенности были изучены Аристотелем, Квинтилианом, Цицероном и отражены в их работах.

Традиционная риторика выделяла пять этапов подготовки оратора:

  1. инвенцию (выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста), ( работа над композицией текста, его планом ), (собственно создание текста, его написание), (запоминание устного текста)
  2. и акцио (непосредственное произнесение текста оратором).

Многие открытия античных ученых остаются актуальными и сейчас, теория античной риторики уже в нашей время была дополнена работами по стилистике, культуре речи, теории текста, теории коммуникации, психо- и социолингвистике.

Что такое инвенция в риторике


Этапы инвенции

Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Она включает в себя:

  • осмысленный выбор темы,
  • определение ее объема,
  • сбор и накопление материала,

Выбор темы

Он, прежде всего, зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Определение жанра

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

  • соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

Ошибки в инвенции

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую он не может разрешить

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Взаимодействие между людьми в сфере бизнеса невозможно без умения убедительно, красиво и ясно излагать свои мысли. Произнесение речи со знанием дела, стройно и изящно – признак образованного человека. Каждому, перед кем встаёт необходимость публичных выступлений, приходит на помощь риторика.

Риторические приёмы, такие как анафора, аналогия, триады, метафоры и сравнения помогут обосновать и защитить собственную точку зрения, мотивируют слушателей.

Что такое риторика

Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.

Конечная цель риторики – воздействие на людей. Здесь особую значимость приобретает выразительность речи и изобразительно-выразительные средства. Создание оратором яркого образа способствует закреплению информации в умах слушателей. Это ещё не означает убедить, но создаёт благоприятные условия для убеждения аудитории.

Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.

  1. Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
  2. Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
  3. Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
  4. Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории. Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.

Оратор

Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.

Жанры красноречия

В ораторском искусстве выделяют следующие риторические жанры:

  • Лекция (публичная, в учебном заведении).
  • Доклад (научный, отчётный).
  • Беседа – свободное обсуждение тем.
  • Диспут – обсуждение вопроса.
  • Дискуссия – обмен мнениями с соблюдением регламента.

Три главных правила риторики

Правила риторики отличаются разнообразием, при этом фундаментальных всего три:

  1. Тезис и лозунг.
  2. Формула Цицерона.
  3. План и эпистема.

Основные правила риторики следует знать и активно использовать в процессе работы над речью.

Этапы работы оратора

Каждый этап ораторской деятельности рассматривает определённые разделы риторики.

Инвенция

Это первый раздел науки красноречия. На этом этапе разрабатывается предмет речи, стратегия, формируется замысел, подбирается материал.

Так как впечатляющая речь основывается на глубокой и яркой мысли, то инвенция представляет собой своеобразный центр риторики. Оратор ничего не изобретает на этом этапе, инвенция предполагает применение правил и приёмов, позволяющих собрать материал для выступления. Инвенция – это поиск и нахождение замысла речи. С одной стороны, инвенция подразумевает поиск способов убедить слушателей. С другой, когда выступление не преследует цель убеждения, оратору нужно говорить по существу, логично излагая мысли. Инвенция даёт шанс подумать, установить связь между мыслями.

При подборе материала используются 4 источника:

  1. Собственный опыт.
  2. Чтение литературы.
  3. Наблюдения и рассуждения.
  4. Опросы и беседы.

Чаще всего материала оказывается больше чем нужно. В этом случае подбор тем, тезисов и цель служат помощниками в отборе главного.

Основы риторики

Инвенция делится на две части: топика и аргументация.

  • Топика. Топы (топосы) – это смысловые модели речи или её общие места, определяющие содержание. Бывают внутренние, которые опираются на предмет, его качества, структуру и внешние, отталкивающиеся от знаний о предмете.
  • Определения. Речевые топосы определения помещаются в начале выступления, обозначают сущность предмета, о котором пойдёт речь. Иногда их называют топы сущности. Определение в риторике отличается от научного, содержит оценку, помогает созданию образа.
  • Рядом с определением стоит топ имени. Имя подталкивает слушателей присмотреться и проанализировать ключевые слова. При этом объект и его имя не одно и то же. Имя важно, потому что наделяет предмет конкретностью, определённостью. Имя заключает в себе понимание и оценку.
  • Отношения. Места, с точки зрения которых, анализируются взаимосвязанные предметы и явления представляют собой топосы отношений.
  • Сравнения. Топы сравнения употребляются в речи как средство описания, повествования или доказательства. Применяются сравнения и противопоставления.
  • Обстоятельственные.Обстоятельственные топы характеризуют возможный или реальный факт, значимы при описании и рассказе. На основании топов обстоятельства строятся речи адвокатов и обвинителей.

Комбинирование смысловых видов, которые совместно выражают слияние и пропорции ценностей определённого мировоззрения или традиций – это внешние топосы. Они бывают:

  • Ссылка на авторитетные источники (цитаты).
  • Ссылка на собственный опыт, свидетельства очевидцев либо на опыт аудитории.
  • Топосы-ссылки на существующие в общественном сознании мнения (поговорки, традиции, пословицы, предрассудки).
  • Слухи – топы, в соответствии с которыми оратор ссылается на сведения из неподтверждённых источников.
  • Свидетельства, полученные под присягой. Это топы, существующие в сфере юриспруденции.
  • Документы. Оратор подтверждает тезисы письменными источниками.
  • Закон – топосы, которые предполагают подтверждение слов ссылкой на законодательство.
  • Прецедент. Топы, в соответствии с которыми оратор подтверждает тезис похожими случаями из прошлого.

Аргументация

Инвенция предполагает обдумывание оратором приводимых в речи аргументов. Предлагаются аргументы, поддерживающие либо опровергающие определённое мнение. Иногда для обоснования представляемых положений выступающий использует другие положения, истинность которых не вызывает сомнений.

Применение аргументов в риторике напоминает логическую аргументацию. Однако логика и риторика не совпадают полностью, их похожесть только внешняя. Логика и риторика имеют следующие различия:

  • Риторика направлена на изменение точки зрения людей, логика – на доказательство положения.
  • Риторика использует вероятные утверждения, значимыми оказываются мнения. Логика служит для получения наукой знаний, потому её утверждения истинны.
  • Использование аргументов в риторике шире, чем в логике, приводятся случаи из жизни, примеры.
  • В логике сначала обоснование, затем вывод. В риторике – наоборот.
  • Риторика доказывает значимые для общественности положения.

Логика и риторика тесно переплетаются: без научно доказанных тезисов невозможно грамотно аргументировать выступление, произвести впечатление, убедить слушателя. Логика и риторика – взаимодополняющие дисциплины.

Инвенция определяет, о чём будет говорить оратор, рассматривает предмет речи, выделяет основные моменты, рассматривает их детально, подбирает доказательства тезисов. Инвенция и диспозиция не имеют отчётливых границ, собирая материал, автор обдумывает структуру его преподнесения и воплощение идеи.

Выступление

Диспозиция

В этом разделе рассматривается структура выступления, композиция речи, собранный материал организовывается, что обеспечивает последовательность изложения.

Диспозиция делит выступление на микрожанры или речевые акты. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя. При этом композиция тесно связана с содержанием – с её помощью автор объединяет или расчленяет речь.

Композиционное построение включает три этапа:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Самыми информативными являются начало и конец предложения или текста. Для лёгкости восприятия диспозиция выделяет важные мысли с помощью схемы выдвижения (намеренного выделения части речи).

Диспозиция как раздел риторики изучает крупные жанры, такие как:

  • Обращение.
  • Именование тем или вступление.
  • Повествование – история вопроса.
  • Описание – как обстоят дела на момент выступления.
  • Доказательство – перечисляются аргументы.
  • Опровержение – приводятся контраргументы.
  • Воззвание к чувствам.
  • Заключение.

Более мелкие жанры, такие как клятва, обещание, угрозы и многие другие комбинируются в речи, именно к подобным сплетениям сводится выступление.

Элокуция

Раздел посвящён выразительности и эффектности выступления. Элокуция подразумевает воплощение замысла, и оформление построенного в определённой последовательности содержания в текст.

Элокуция поддерживает тесную связь с понятием стиля, так как стиль – это специально отобранные речевые средства, отражающие смысловые модели. С помощью стиля происходит создание образа реальности, словами (слогом) формируется образ речи. Слог – часть стиля. Специфичными для риторики качествами являются лёгкость, живость и гармоничность слога.

Воплощая замысел словами, элокуция преследует цели:

  • Уместность употребляемых средств лексики.
  • Грамотная конструкция фразы.
  • Совершенствование мыслей выступления.
  • Построение структуры текста и его частей.

Элокуция при работе над лексикой речи рассматривает языковой статус слов (общелитературная, профессиональная лексика), как употребляется слово в настоящее время, отношения слов в языке по смыслу.

При конструировании фразы элокуция учит оратора преподносить мысли в виде модели, которой последует аудитория или чтобы слушатели сформировали собственные умозаключения на основе этой модели. Элокуция представляет равномерное и неравномерное построение фразы. Равномерность предполагает монотонность, поэтому нужно разнообразить длину фраз. Неравномерное построение создаёт впечатление напряжённости речи, привлекает внимание, но чрезмерное увлечение приёмом утомляет аудиторию.

Выступление перед аудиторией

Элокуция для усиления эффекта использует слитность и прерывность передачи замысла (период), прогрессии, связанность, объёмность речи, моноцентричность и полицентричность фраз.

Для придания выразительности выступлению элокуция предлагает употреблять риторические тропы – переносное значение слов и выражений. При этом в риторике эти слова и выражения сохраняют свою выразительность и образность.

Усилить образность и экспрессивность элокуция рекомендует с помощью риторических фигур прибавления, убавления и размещения.

Риторический вопрос, восклицание или риторическое обращение служат для создания диалога между оратором и слушателем, поэтому они называются фигурами диалогизации.

Мемория

В разделе изложены приёмы запоминания речи.

Акция

Рассматриваются аспекты произнесения речи перед слушателями.

Типы и виды аудиторий

Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.

Однородность и разнородность аудитории

Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.

Значение возраста

Успешное выступление

Доброжелательность аудитории

Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.

Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).

Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.

Подготовленность аудитории

Ригидность слушателей

Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.

Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.

Манипуляция в науке красноречия

В психологии манипуляция – это скрытое влияние на человека с целью побуждения к действиям, не совпадающим с его реальными намерениями. Другими словами, манипуляция – это внушение, так как объект не осознаёт, что на него оказывается влияние.

В психологических и философских изысканиях манипуляция имеет два признака:

  • Скрытое воздействие на человека. При этом объект пребывает в твёрдой уверенности, что решение он принял самостоятельно.
  • Использование недостоверных сведений, обмана, искажения действительности.

Такие речевые воздействия, как манипуляция имеют количественный характер. То есть, влияние производится явно и скрыто, одновременно затрагиваются разные стороны личности объекта. Явное воздействие маскирует скрытое влияние.

Манипуляция представляет собой риторический приём в виде тонкой игры на человеческих слабостях с целью получения выгоды в одностороннем порядке.

Изучением искусства управления поведением человека с помощью слов занимается агональная риторика. Эта область риторики описывает навык встраивания в человеческое сознание и управление им словами (устно или письменно).

Распознать и нейтрализовать манипулирование, психологическое давление поможет жёсткая риторика.

Что такое жёсткая риторика

Конфликтные, грубые, беспардонные, дерзкие модели поведения аудитории способны нейтрализовать специальные приёмы, которые использует жёсткая риторика. В обычной жизни умение управлять конфликтной аудиторией приходит с годами благодаря накопленному опыту. Существует ещё один путь – специальное изучение приёмов на тренингах.

Основы риторики появились в античности и совершенствуются до сих пор. Знание правил и законов, действующих в науке красноречия, этапов работы над выступлением, тонкостей воздействия на умы и чувства слушателей сделает речь оратора убедительной, результативной и впечатляющей аудиторию.


Однако каждая тема имеет широкий аспект проблем, поэтому ее необходимо конкретизировать и выделить круг актуальных вопросов, которые выступающий будет освещать в лекции.

Какими же критериями руководствоваться при выборе темы? Желательно учитывать рекомендации, сложившиеся в риторике на протяжении ее многовекового развития. Следует выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора; знание темы оратором должно значительно превышать осведомленность аудитории; тема должна быть интересной и актуальной для слушателей.

Оратору необходимо учитывать конкретную обстановку, в которой он будет выступать. Перед людьми, собравшимися на банкет, юбилей, не имеет смысла произносить серьезные или нравоучительные речи, они неуместны в торжественной обстановке. Но если тема вызывает отклик у слушателей, то они будут внимательны.

Интерес аудитории обычно вызывают проблемы здоровья и материального благополучия, улучшения семейных отношений и социального престижа. С пони- манием воспринимаются темы, рассчитанные на профессиональные интересы слушателей, так как повышение квалификации весьма значимо для многих: в наше время люди хотят иметь хорошую, высокооплачиваемую работу. Необходимо, чтобы оратор, определяя тему выступления, знал, что волнует его будущих слушателей.

Тема выступления отражает его суть, передавая в лаконичной форме основную идею. Кроме того, она нередко носит рекламный характер, чем привлекает внимание слушателей, заставляет работать их воображение. Хорошо, если тема пробуждает любопытство; для этого можно сформулировать ее в виде вопроса или прибегнуть к острой постановке проблемы.


Общая цель может состоять в том, чтобы сообщать, разъяснять что-то слушателям, убеждать их, побуждать к тем или иным действиям. В зависимости от этого определяется тип речи, которая должна быть произнесена. Частные цели носят конкретный характер, они связаны с тезисом речи. Частная цель может состоять, например, в том, чтобы побудить присутствующих проголосовать за депутата Якушева. Порой слушателей надо убеждать в том, что следует принимать участие в выборах органов власти и т.п.

В зависимости от основной цели выступления различают типы ораторских речей:

  • информационные (повествовательные, описательные, объясни- тельные);
  • агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию);
  • празвлекательные.

Примером информационного выступления может быть лекция из- вестного историка профессора В.О. Ключевского (приведем отрывок из нее). Елизавета царствовала 20 лет, с 1741 по 1761 год, и царствование ее было не без славы. Это была веселая и набожная царица: от вечерни ездила на бал и с бала к заутрене…

Цель убеждающей речи — заставить слушателей поверить в правильность точки зрения оратора, логическими доводами доказать истинность или ложность какой-либо идеи, мировоззрения. Убеждение — это интеллектуальное воздействие на сознание человека. Убедить в чем-то одного человека или группу людей оратор сможет лишь в том случае, если приведет весомые аргументы в поддержку определенной идеи (тезиса). Пример убеждающей речи — Нобелевская лекция академика А. Сахарова.

Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции. …Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания.

Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым — основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества…

Побуждающая речь — это призыв к конкретному, активному действию. Назовем типичные примеры таких речей: политические призывы голосовать за то или иное предложение в Думе, призывы оказать поддержку школам, организациям по борьбе с терроризмом и т.д. К сожалению, жизнь убеждает, что нередко побуждение предполагает императивное (силовое, насильственное) воздействие. Речевая агрессия не одобряется риторикой как наукой этической.


Развлекательная речь должна доставить слушателям удовольствие. Эту речь произносят на юбилейных вечерах, банкетах, по случаю дня рождения. В ней уместны шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Речь любого типа должна отвечать основной целевой установке оратора.

Успех выступления зависит от того, насколько оратор учел состав слушателей. Лучше иметь перед собой партнеров и собеседников, чем слушателей-экзаменаторов. Требования будущих слушателей оратор пытается представить себе задолго до выступления. Необходимо учитывать ряд существенных факторов, например повод собрания.

Ведь люди обычно собираются по какому-то поводу: школьники приходят на уроки, представители политических партий выходят на митинги, книголюбов объединяют юбилейные вечера писателей, их выступления. Конкретный повод сбора слушателей снимает неопределенность для оратора.

В студенческой среде, например, следует говорить по существу предложенной лекции; на производственном совещании в автоколонне — о проблемах обновления автобусного парка и повышения качества обслуживания пассажиров. В таких случаях у людей есть общий интерес, он объединяет слушателей как единомышленников.

В более сложной ситуации оказывается оратор, когда перед ним группы людей, не имеющих общих интересов. Такие скопления людей называются толпами . Толпы, как порождение тоталитарных режимов, всегда легко управляемы, поскольку они безлики. На призывы вождей, неприемлемые в цивилизованном мире (коллективное вы- несение смертных приговоров, массовые репрессии), толпа реагирует в заданном курсе, она игрушка в руках вождя.

Идеальной для оратора является однородная аудитория — люди одного возраста, одного социального положения или уровня образования. В молодежной аудитории предпочтительны темы профессиональной карьеры, современной эстрадной музыки, проблемы любви и долга. В неоднородной аудитории нужно обсуждать только нейтральные темы, чтобы не вызвать смущения или раздражения присутствующих.

Оратору необходимо считаться с такими понятиями, как национальность, возраст, пол, вероисповедание, социальное положение слушателей. У каждой национальности есть свои культурные традиции, обычаи и стереотипы поведения. Южанину импонирует ускоренный темп речи, а северянину — спокойный.


Обдумывая содержание предстоящего выступления, оратор, подобно художнику слова, в непрерывном поиске сюжетов и фактов. Источники пополнения материала для оратора — его личный опыт, размышления и наблюдения, беседы со знающими людьми и чтение. Сегодня незаменимыми помощниками в работе становятся компьютер и Интернет, но все-таки значение книги трудно переоценить: Чте­ние — вот лучшее учение.


Подготовка оратора к речи начинается в библиотеке, где он должен уметь работать с алфавитным и систематическим каталогом, быстро ориентироваться в поисках нужной литературы. Какие методы работы с книгой должен освоить оратор? Охарактеризуем их.

Методика чтения различна. Выборочное чтение применяется в том случае, если необходимо изучить отдельные главы, определенные разделы исследуемого материала. Такое чтение позволяет акценти- ровать внимание в рамках заданной темы.

Сплошное чтение всего текста требуется при углубленном изучении книги. Нередко этот процесс сопровождается перечитыванием отдельных страниц, абзацев; рекомендуется выписывать отдельные фразы или составлять конспекты по всему тексту, книге.

Чтение – сканирование является удобным способом накопления необходимого материала: можно быстро выбирать из текста цифры, факты, примеры. Материал сканируется, ксерокопируется и сортируется в соответствии с намеченным планом выступления по разделам, главам, параграфам, папкам, файлам. Отбираемый материал обязательно снабжается пометками о том, откуда он заимствован.

Удобнее всего делать записи на карточках; желательно, что- бы карточки были одинакового размера, на каждой должно быть не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записать выходные данные источника. На карточке следует писать только с одной стороны, это облегчит поисковую работу. Собранный материал вы сможете сразу осмотреть и разложить по темам на столе.

Как создается архив? Оратор должен всегда находиться в состоянии мобилизационной готовности, даже в часы отдыха. Вы смотрите спектакль, кинофильм, читаете газету и невольно все интересное, важное, нужное берете на заметку. Если это афоризм, интересный факт, вы записываете их! Все мы знаем, какую большую роль играет записная книжка в творчестве писателя. Это источник вдохновения, основа сюжета, откуда иногда рождаются замечательные художественные произведения. Не меньшее значение имеет записная книжка и в работе оратора.


Речь нужно писать всю, от начала до конца, причем первая запись представляет собой черновой вариант. Затем начинается его отделка: исправляются неточные выражения, стилистические шероховатости, уточняются факты, примеры.

Написав текст и придав ему литературно обработанную форму, оратор не должен считать, что готов выйти к микрофону. Мастерство требует постоянного, упорного, целеустремленного труда. Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса.

Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах, и президент быстро исправил формулировки. Черчилль тщательно готовил свои парламентские речи, обдумывая каждое слово, а важнейшие части выступления заучивал наизусть.

Читайте также: