Интерпретация моды это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной постулат социологии в действительности состоит в том, что созданный людьми институт не может основываться на ошибке и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которое не смог бы преодолеть.
Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни

Для того, чтобы распознавать социальную функцию костюмов, необходимо научиться читать эти знаки (костюмы) так же, как мы учимся читать на других языках и понимать их.
П. Г. Богатырев. Функции национального костюма в Моравской Словакии

1) безобидной игры фантазии и каприза;
2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;
4) демонстрации и выставления напоказ своего я;
5) замаскированного выражения сексуальных интересов;
6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов;
7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами 1 .

2. Еще о четырех социальных функциях моды

Если мы вынуждены выбрать одно число для замены любого из значений, то совпадение было бы максимальное число раз, если бы выбранное число было модой группы.

Другие меры центральной тенденции

Среднее геометрическое n положительных чисел Х1, …, Хn определяется выражением

Гармоническое среднее n положительных значений Х1, …, Хn определяется выражением

Размах

Размах измеряет на числовой шкале расстояние, в пределах которого изменяются оценки. Разграничивают два его типа: включающий и исключающий.

Включающий размах – это разность между естественной верхней границей интервала, содержащего максимальное значение, и естественной нижней границей интервала, включающего минимальное значение.

Например, рост пяти мальчиков измеряют с точностью до ближайшего сантиметра. Получены следующие значения: 150, 155, 157, 165, 168 см. Фактический рост самого низкого мальчика находится где-то между 149,5 и 150,5 см и действительная нижняя граница равна 149,5 см. Верхняя граница интервала, содержащего максимальное значение, составляет 168,5 см. Таким образом, включающий размах равен разности 168,5 – 149,5 = 19.

Исключающий размах – это разность максимального и минимального значений в группе (168 – 150 = 18), что позволяет исключить возможное значение, находящееся выше максимального или ниже минимального.

Дисперсия

Для сравнения изменчивости двух совокупностей, которые отличаются по объему, используют меру изменчивости, называемую дисперсией

Иногда вычисления проще выполнить по формуле

Если результат Хі повторяется с частотой fi, то дисперсию можно вычислить по формуле

где k – количество разных значений, а .

Если мы вынуждены выбрать одно число для замены любого из значений, то совпадение было бы максимальное число раз, если бы выбранное число было модой группы.

Другие меры центральной тенденции

Среднее геометрическое n положительных чисел Х1, …, Хn определяется выражением

Гармоническое среднее n положительных значений Х1, …, Хn определяется выражением

Размах

Размах измеряет на числовой шкале расстояние, в пределах которого изменяются оценки. Разграничивают два его типа: включающий и исключающий.

Включающий размах – это разность между естественной верхней границей интервала, содержащего максимальное значение, и естественной нижней границей интервала, включающего минимальное значение.

Например, рост пяти мальчиков измеряют с точностью до ближайшего сантиметра. Получены следующие значения: 150, 155, 157, 165, 168 см. Фактический рост самого низкого мальчика находится где-то между 149,5 и 150,5 см и действительная нижняя граница равна 149,5 см. Верхняя граница интервала, содержащего максимальное значение, составляет 168,5 см. Таким образом, включающий размах равен разности 168,5 – 149,5 = 19.

Исключающий размах – это разность максимального и минимального значений в группе (168 – 150 = 18), что позволяет исключить возможное значение, находящееся выше максимального или ниже минимального.




Дисперсия

Для сравнения изменчивости двух совокупностей, которые отличаются по объему, используют меру изменчивости, называемую дисперсией

Иногда вычисления проще выполнить по формуле

Если результат Хі повторяется с частотой fi, то дисперсию можно вычислить по формуле

Среднее выборочной совокупности пзначений определяется как



. (3.2)

Если даны значения и частоты их повторения, то среднее значение определяется формулой:


. (3.3)

Найдем, например, среднее для значений из задачи 3.1:


Если даны значения в интервале, тогда за xi берутся середины интервалов.

Соответствующим параметром генеральной совокупности будет средняя генеральной совокупности , которая вычисляется по формуле (3.4), аналогичной формуле (3.2):


, (3.4)

где N– численность или объем генеральной совокупности.

Свойства среднего

Сумма всех отклонений от среднего значения равна нулю:


. (3.5)

Если константу прибавить к каждому значению, то среднее увеличится ровно на эту константу:


. (3.6)

Если каждое значение умножить на константу с, то среднее увеличится всраз:


. (3.7)

Сумма квадратов отношений значений от их среднего значения меньше суммы квадратов отклонений от любой другой точки:


. (3.8)


3.4 Мода, медиана и среднее значение объединенных групп

Мы можем знать средние, медианы и моды для трех разных классов школы и желать найти те же характеристики для объ­единения всех трех классов. Пусть известны средние и числа учащихся для трех классов А, В и С:


Среднее объединенных групп находится по формуле:


. (3.9)

В нашем случае среднее групп А, Bи С будет


.

Мода и медиана для объединенных групп вычисляется заново.


3.5 Интерпретация моды, медианы и среднего значения

Каждая мера центральной тенденции имеет интересную ин­терпретацию в терминах ошибок, возникающих из-за того, что единственная статистическая характеристика заменяет все значения в группе. Приведем интерпретацию для моды, медианы и среднего.

Интерпретация медианы группы не столь очевидна.

Медиана представляет собой такую точку на числовой оси, для которой сумма абсолютных (тоесть без учета знака) разностей всех значений меньше суммы разностей для любой другой точки:


(3.10)


3.6 Выбор мер центральной тенденции

Выбор меры центральной тенденции требует некоторых размышлений:

1. Мода наиболее просто вычисляется. Для очень больших групп данных это до­статочно стабильная мера центра распределения. Во многих распределениях значительного числа измерений, используемых в педагогике и психологии, мода близка к двум другим мерам – медиане и среднему.

В малых группах мода может быть совершенно нестабиль­ной. Мода группы (1, 1, 1, 3, 5, 7, 7, 8) равна 1; но если одна из единиц превратится в нуль, а другая – в два, то мода станет равной 7.

2. Медиана занимает промежуточное положение между модой и средним с точки зрения ее вычисления, если последнее осуще­ствляется вручную.

3. На величину среднего влияют значения всех результатов, медиана и мода не требуют для определения всех значений.


Если одно какое-нибудь значение меняется на сединиц, изменится в том же направлении нас/пединиц.

5. Центральная тенденция групп данных, содержащих край­ние значения, возможно, наилучшим образом измеряется ме­дианой, когда гистограмма унимодальна. Одно крайнее значение может сместить среднее группы гораздо дальше того места, кото­рое вообще стоит рассматривать как центральную область.

6. В унимодальных выборках, которые симметричны, среднее, медиана и мода совпадают. На рисунке 3.2 полигон частот показывает, что среднее, медиана и мода равны 50.


Рис.3.2. Симметричная унимодальная группа данных

Отсутствие полной симметрии в полигоне частот или гистограмме обычно оказывает определенное влияние на соотношение между средним, медианой и модой. Предположим, что преобладающее большинство данных некоторой группы расположено выше вершины полигона частот, как, например, на рисунке 3.3:






Mo Md

Рис.3.3. Несимметричный полигон частот


На рисунке 3.3 мода (Мо) равна 100, медиана (Md) составляет 105, а среднее = 107,2. Если большинство оценок окажется ниже вершины полигона частот, то среднее станет минималь­ным, медиана больше, а мода максимальной.

Среднее геометрическое находится по формуле:


.

Среднее гармоническое используется иногда для усреднения группы отношений:


.

Среднее геометрическое и среднее гармоническое редко встречаются в литературе по педагогике и психологии.


? ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Дайте определение моде, медиане и среднему значению.

Найдите среднее, медиану и моду следующих множеств:

3, 1, 0, 7, 2, 6, 2, 6;

1, 7, 3, 8, 3, 3, 9, 11, 9, 12, 9, 12, 13

22, 15, 16, 21, 24, 24, 27, 28, 30, 30, 31 , 31, 31, 34, 36.

Пусть к каждому из 15 значений последнего множества из упражнения 2 прибавлено 4. Чему будут равны среднее и медиана этих увеличенных значений?

В классе А – 10 учащихся, среднее и медиана результатов контрольной работы равны соответственно 4,2 и 4. В классе Б – 20 учащихся, среднее и медиана результатов контрольной работы которых равны 4,3 и 4,5 соответственно. Чему равны среднее и медиана 30 значений , полученных в результате объединения оценок в классах А и Б?

Настоящая статья показывает моду как научный и объективный факт, а также фактор социальных изменений. В социально-гуманитарных дисциплинах в качестве объекта познания выступает способность моды являться одновременно фактом, отражающим различные общественные процессы, и фактором, предопределяющим их появление. Мода является, до известной степени, вектором развития общества. Переломные исторические события, знаковые проявления культуры, экономические перемены запечатлены в модных образах и принципах модного поведения. Вместе с тем многие из них протекают под знаковым влиянием моды. Это сказывается на возникновении тех или иных взглядов на феномен моды и концепций ее научного понимания исследователями в тот или иной период. Инновационный характер рассматриваемого феномена становится залогом постоянного интереса исследователей к нему.


2. Жилина А. А., Моор С. М. Современное понимание сущности моды // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 6(50). – С. 101 – 109.

3. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни / глав. ред. С. Я. Левит. – М.: Юристъ, 1996. – С. 266 –291.

5. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды: пер. И. М. Ильинской, А. А. Лосевой. – Прага: Артия, 1988. – 608 c.

7. Родионова Д. Д. Феномен моды в зеркале философии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 18. – С. 33–41.

Мода как идеальный объект является реальным и действующим фактом и фактором социальных трансформаций. Мода всегда современна, поэтому как объективный факт она отражает актуальные фрагменты действительности, событий и процессов. При этом мода является фактором, который предопределяет многие изменения в различных сферах общественной жизни и влияет на характер и отдельные черты деятельности человека. Играя роль регулятора социального поведения индивидов и групп, мода сама может выступать в качестве формы социального действия, что также является предметом анализа. Мода как социальный факт отражает определенные общественные процессы и как социальный фактор представляет собой процесс, обусловливающий те или иные изменения.

В ретроспективе можно отследить, как общественные преобразования влияли на изменение и распространение моды и, наоборот, как модные стандарты выступали фактором определенных социальных тенденций. История европейской моды наглядно иллюстрирует особенность указанного феномена выступать одновременно в качестве фактора и движущей силы развития общества. Являясь сложным и многогранным явлением, мода в каждый период может быть подробно описана с учетом разнообразных предпосылок и последствий.

Мода ренессанса отражает культурное и идейное развитие эпохи. Гуманизм, красота человека и духа, творчество, изобретения - преобладающие ценности культуры и моды этого периода. Возникает феномен индивидуальной моды, когда отдельные влиятельные персоны при дворе демонстрируют новые детали одежды, подражая которым окружение формирует модные стандарты. Это же в равной степени распространяется и на поведенческие модели. Мода теперь обозначает не только индивидуальную принадлежность к определенной социальной группе, но и притязания человека на какую-либо социальную роль.

До тех пор, пока социальное положение человека определяется по большей части его происхождением, мода развивается как способ четкой дифференциации социальных групп. Элементы модного костюма, выполняя функцию визуальной идентификации представителя высшего сословия, являются исключительно предметом роскоши. Механизм подражания распространяет моду как единственно возможный способ приобщиться к высшему сословию. Чем быстрее распространяется мода, тем быстрее сменяются образцы подражания. На вершине социальной иерархии проявление модных тенденций носит индивидуализированный характер - это способ проявления превосходства в своем кругу, где наиболее влиятельные персоны становятся законодателями моды. Модные импульсы запускает влияние личности внутри группы, развивает доминирование отдельной группы среди прочих, распространяет превосходство того или иного общества.

Великая французская революция производит радикальные перемены в социальных ценностях и, как следствие, революцию в отношении моды и модного поведения. Социальные идеалы отражаются во внешней возвышенной простоте образов. Каноны вкуса заимствуются у античности. Мода, неразрывно привязанная к общему социокультурному контексту, подвергается процессам демократизации. Противоположные идейные основания приводят к расслоению модных тенденций. Вместе с развитием общественно-политической мысли, мода последовательно заимствует культурные ценности романтизма и классицизма.

Социокультурные и экономические особенности общества постмодерна меняют характер потребления и его функции. Плюрализм взглядов отражается в характере моды, синтезирующей в себе множество течений и тенденций. Социальные, культурные, политические события, происходящие в обществе, предопределяют процесс зарождения и развития молодежной культуры, и, как следствие, - молодежной моды, основанной на ее взглядах, потребностях и ценностях. Направление моды меняется: каноны вкуса распространяются от низшего к высшему. Характерной особенностью развития моды данного периода является ее полистилизм и размытость. Индустрия моды не производит ничего уникального, воссоздавая в новых вариациях и комбинациях известные образцы. Креативное использование существующих предметов в новом качестве становится одним из вариантов проявления моды. Нелинейность и цикличность, свойственная многим социокультурным процессам, ярко представлена и в моде. Историческая преемственность, возвращение к утратившим актуальность модным формам и устремленность в будущее формируют модные циклы, которые пересекаются во времени и пространстве, накладываются друг на друга, но никогда не повторяются [2].

В постиндустриальном обществе мода становится катализатором потребительского поведения. Модные объекты, не относящиеся к предметам роскоши, доступны каждому. Масс-медиа мгновенно распространяют новые правила модного поведения. Образцы стремительно сменяют друг друга. С одной стороны, это вызвано высокой интенсивностью общественных трансформаций, с другой - коммерческой составляющей модной индустрии. Престижно обладание модными объектами в числе первых, в большей степени в масштабах массового общества, в меньшей - в рамках социальной группы. Мода теперь это не просто разделяемые большинством правила использования культурных объектов, принимаемых за ценные, это заданные образцы потребления, формирующие культуру потребления и образ жизни. Чтобы вызвать одобрение в некоторой социальной группе, уже не достаточно иметь новое платье модного фасона, это должно быть платье модного фасона определенного бренда. Обладая набором константных характеристик объекта, наделяемого модными значениями, бренды дополняют модные предметы символическими смыслами, идентифицируются с той или иной общностью людей и организуют контекст восприятия.

Социальные трансформации помещают человека в меняющийся социальный контекст, побуждая вырабатывать новые способы поведения. Приведенный краткий обзор показывает, что взаимозависимость причин и следствий происходящих изменений в культуре и социальной структуре обществе, ярко отражается в феномене моды. При этом движение моды в социальном времени и пространстве не только обусловлено существующими тенденциями, но само корректирует их направление.

Массовый характер моды отвечает специфике массового общества. Следование моды всеохватывающе и может приобретать глобальный масштаб. В процессе социализации человек выбирает культуру (массовая или субкультура) и её модные стандарты, формируя и дополняя свою собственную картину мира. Личностные ориентации переплетаются с общественными ценностями. Высокая социальная мобильность влияет на частую смену ориентиров и модных образцов. Атрибуты моды и правила модного поведения призваны выделить стиль жизни отдельного человека в общем социокультурном контексте.

Феномен моды приобретает свойство парадигмы (буквально - пример, образец). Это своего рода концептуальная модель, включающая устоявшиеся принципы отбора и использования материальных форм и способов поведения, в результате следования которым эти формы и способы воспринимаются как модные и наделяются модными значениями.

Рецензенты:

Читайте также: