Интернет и выборы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Электронное голосование (ЭГ) – это дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление граждан к фактическому месту их нахождения. В силу того, что интернет-технологии не только развиваются с невероятной скоростью, но и становятся все более неотъемлемой частью жизни для простого обывателя, их применение в политических процессах более чем обоснованно и естественно. Однако, как и любое другое техническое решение, электронное голосование создает ряд трудностей и проблем, которые необходимо преодолеть. В данной работе мы не только обсудим достоинства и недостатки ЭГ, но также заострим особое внимание на реализацию алгоритмов, обеспечивающих главный критерий избирательной системы – тайну волеизъявления, и обсудим уязвимые с сточки зрения защиты информации в них места.

Немного из истории электронного голосования. Опыт разных стран

Первое в мире электронное голосование было проведено в США в 2000 году. Недостаток системы в Америке заключался в отсутствии федеральных стандартов избирательных технологий, то есть в стране не была подготовлена законодательная база, учитывающее эту принципиально новую технологию.

В 2002 году ЭГ проводилось в Швейцарии. Здесь уже правительство заранее озаботилось созданием правовой базы. Кроме того, голосование проводилось с использованием универсальных и стандартизированных ID-карт. С одной стороны, они не позволяли голосовать одному человеку дважды. С другой стороны, списки голосовавших состояли не из имен, а из номеров этих карт, что обеспечивало анонимность голосования. Благодаря ЭГ явка повысилась, а 90% швейцарцев сказали, что хотели бы снова принять участие в подобных выборах.

Рис.1. ID-карта избирателя в Швейцарии

Рис.1. ID-карта избирателя в Швейцарии

Нечто подобное было внедрено и в Эстонии: для участия в голосовании избиратель должен был иметь компьютер с доступом в интернет, уникальное бумажное персональное удостоверении и специальный считыватель этого удостоверения.

Достоинства и недостатки ЭГ

Из опыта стран-пионеров ЭГ можно выделить как ряд очевидных достоинств.

Граждане могут участвовать в политической жизни страны где бы они не находились – достаточно просто иметь гаджет под рукой.

Время проведения выборов и подсчета голосов происходит на порядок быстрее. А затраты на проведение процедуры значительно уменьшаются.

ЭГ повышает привлекает молодых избирателей.

Выборы становятся прозрачными – сложнее устроить “вбросы” и фальсификацию.

И, разумеется, недостатки тоже имеют место быть. Помимо каких-то юридических моментов (например, частичное или полное отсутствие законодательной базы для регулирования процедуры) есть ряд вопросов по информационной безопасности этого процесса, которые и представляют для нас главный интерес.

Информация, передаваемая по интернету, очевидно, гораздо уязвимее с точки зрения потенциальных хакерских атак или же банальных компьютерных сбоев – то есть возможно внешнее вмешательство в ход выборов.

Есть риск получения и использования злоумышленниками в корыстных целях персональных данных избирателей.

Из-за того, что каждый избиратель обладает уникальным номером, то не составляет труда идентифицировать личность конкретного голосовавшего по этому самому номеру, что уничтожает тайну волеизъявления.

Сосредоточимся на последнем недостатке и рассмотрим решение проблемы, которое он вызывает.

Идеальное решение: протокол двух независимых агентств

Будем называть валидным избирателем, во-первых, человека, который является избирателем в прямом смысле этого слова, а, во-вторых, человека, который еще не голосовал. Тогда, когда к нам приходит избиратель, мы проверяем его на валидность, если он не является таковым, то не даем ему право голоса, если является, то даем ему бюллетень, после принимаем его обратно и заносим результат в базу, параллельно забывая имя избирателя, давшего нам этот бюллетень. Собственно говоря, именно так и реализованы классические очные выборы: избиратель приходит на участок, идентифицируется по паспорту, получает бюллетень, заходит в закрытую кабинку и делает свой выбор – проголосовать два раза он не может, да и нарушить тайну волеизъявления тоже практически невозможно.

Рис.2. Блок-схема алгоритма действия протокола двух независимых агентств

Рис.2. Блок-схема алгоритма действия протокола двух независимых агентств

В результате размышлений над реализацией такой процедуры было выдвинуто “идеальное” решение – так называемый протокол двух независимых агентств. Согласно задумке, первое агентство идентифицирует личность избирателя и присваивает ему некий индикатор, по которому второе агентство понимает – является человек валидным избирателем или нет. Идеальным такое решение называется по одной простой причине: в реальной жизни воплотить такое невозможно. Агентства должны быть независимыми и при этом подконтрольными государству (т.е. быть госструктурой), а это два взаимоисключающих понятия. А возлагать полномочия одного из агентств на какую-то коммерческую компанию, или тем более на иностранное государство, никто не будет, поскольку это прямая угроза национальной безопасности. Кроме того, даже если хотя бы одно из агентств будет сливать информацию третьему лицу, то определить кто за что голосовал тоже не составит труда.

Реальное решение: слепая подпись

Поскольку описанное выше решение невозможно реализовать на практике, а решать проблему все-таки нужно, в отечественной системе ЭГ был внедрен более сложный алгоритм, который называется слепой подписью. По сути идея там такая же, как и в случае протокола двух агентств, но с одной оговоркой – агентства могут быть не независимыми.

Для начала стоит ненадолго отвлечься от нашей темы и поговорить про слепую более детально.

1) Алиса пишет послание и запечатывает его в конверт.

2) Алиса отдает конверт Бобу, чтобы тот убедился в достоверности источника.

3) Боб понимает, кто такая Алиса, и клеит на письмо марку, тем самым подтверждая достоверность источника.

4) Алиса забирает письмо с маркой у Боба и отправляет послание Василию (разумеется, без обратного адреса).

5) Василий, получив письмо, видит на нем марку, убеждается в достоверности источника и читает содержимое, не зная при этом отправителя.

Если перевести эти рассуждения на математический язык, то получим следующее:

2) Алиса отправляет шифротекст Бобу.

3) Боб подписывает полученный шифротекст, не зная его содержания, т.к.известна только Алисе, функциейполучая

Рис.3. Блок-схема слепой подписи

Рис.3. Блок-схема слепой подписи

Таким образом, заменив Алису на Избирателя, послание – на бюллетень, Боба – на систему ЭГ, а Василия – на ЦИК, мы получим отлично работающую процедуру тайного голосования.

Стандарт слепой подписи и его криптостойкость

Существует множество стандартов электронных цифровых подписей (ЭЦП). Самый последний из них (ГОСТ_34.10-2018) был принят 1 июня 2019 года и применяется в том числе и в отечественной системе электронного голосования. Именно его мы и рассмотрим.

Обговорим параметры, фигурирующие в данном стандарте:

Длина секретного ключа составляет 256 бит.

Модуль эллиптической кривой удовлетворяет двум условиям: , простое число.

Эллиптическая кривая задается своим инвариантом на конечном поле , состоящим из элементов, по формуле

Порядок группы точек эллиптической кривой - это целое число, отличное от

Порядок (простое число) некоторой циклической подгруппы группы точек эллиптической кривой, удовлетворяющей следующим условиям:

Так называемый генератор подгруппы точка , для которой имеют место равенства , где нейтральный элемент.

Целое число ключ шифрование, которым обладает любой пользователь, использующий цифровую подпись, и которое лежит в пределах

Точка ключ расшифрования, которым также обладает любой пользователь, использующий цифровую подпись, и который равен

Кроме того, для математической корректности алгоритма (в нюансы которой мы не будем погружаться), необходимо выполнение условий

Обратим внимание на хеш-функцию. Она представляет из себя двоичный вектор из 256 компонент: Двоичные векторы можно “сшивать” (операция конкатенации):

А также между ними и целыми числами можно построить биективное отображение по следующему правилу

Биективное оно потому, что формула, его задающая, есть ни что иное, как представление числа в двоичном виде

Итак, мы ввели все требуемые параметры и величины, поэтому теперь можем рассмотреть алгоритм действия стандарта.

Начнем с формирования ЭЦП. Наглядная блок-схема представлена на рисунке (см. рис. 4), поэтому распишем только формулы, которые мы применяем на каждом шаге.

Если , то возвращаемся к шагу 3).

Если , то возвращаемся к шагу 3).

Ставим векторы в соответствие числам

Теперь проверим ЭЦП. Также сошлемся на наглядную блок-схему (см. рис.5), а каждый шаг опишем сухой формулой.

подпись верна, иначе - нет.

Что же касается криптостойкости данного стандарта, то она определяется, во-первых, стойкостью алгоритма шифрования, а во-вторых, стойкостью хеш-функции.

Стойкость алгоритма шифрования: она определяется проблемой дискретного логарифмирования в группе точек эллиптической кривой. Поскольку пока не существует алгоритмов этой оценки, обратимся к наибыстрейшему – методу Полларда. Для него вычислительная сложность оценивается как Следовательно, если положить, чтоимеет 256 разрядов, это обеспечит криптостойкость в операций.

Реализация слепой подписи на практике

В предыдущем параграфе был рассмотрен конкретный стандарт, в соответствии с которым функционирует российская система электронного голосования. Теперь обсудим, как именно происходит процесс голосования по этапам.

Порядок действий будет следующим:

1) Избиратель авторизуется на официальном портале. В нашем случае это “Госуслуги”. По сути гражданин просто сообщает свои персональные данные.

2) Система электронного голосования, обращаясь к этим персональным данным, определяет, является избиратель валидным или нет, после чего при положительном ответе выдает бюллетень. Последний, кстати, является абсолютно одинаковым для всех голосующих.

3) На устройстве избирателя генерируются секретный ключ и публичный ключ. Это происходит в браузере.

4) Ключ маскируется случайным образом, в результате чего получаем замаскированный ключ , по которому определить исходный возможно, только зная параметры данной маскировки.

5) Ключ отсылается на сервер, который выдает бюллетени.

6) Сервер подписываетсвоим ключом (назовем эту подпись), после чего отсылает ее обратно на устройство голосующего вместе со своим публичным ключом, который абсолютно одинаков для всех пользователей.

7) Бюллетень с выбранным вариантом шифруется публичным ключом с сервера и подписывается ключом.

8) На устройстве избирателя снимается маскировка с подписии ключа. Надо заметить, что процесс устроен таким образом, чтобы получилась действительная для ключа подпись .

9) Зашифрованный бюллетень с подписью (вместе с и ) отсылается на сервер приема бюллетеней.

10) Сервер по приему бюллетеней не знает публичного ключа, так как он был сгенерирован на устройстве голосующего, но проверяет подпись и то, что бюллетень был подписан секретной частью публичного ключа. Таким образом, сервер определяет, что бюллетень был выдан настоящему избирателю, правда, уже непонятно, какому именно.

11) После этой проверки сервер отправляет бюллетень в базу.

Получается, что сервера не владеют ни одним общим параметром, что, с одной стороны, допускает только валидных избирателей, с другой же, - сохраняет тайну волеизъявления.

Более наглядно алгоритм можно представить в виде блок-схемы (см. рис. 6).

Рис. 6. Блок-схема процесса голосования

Рис. 6. Блок-схема процесса голосования

Резюме и выводы

Подведем итоги обзора систем электронного голосования. Мы кратко обсудили историю создания и внедрения систем ЭГ в различных зарубежных странах. Отдельно проговорили положительные моменты ЭГ:

Нет привязки к определенному месту.

Затраты значительно ниже, а скорость обработки результатов выше.

Также обсудили и отрицательные стороны ЭГ:

Угроза хакерских атак

Утечка данных избирателей

Сложность в обеспечении тайности голосования

Далее мы сосредоточились на алгоритме реализации процесса голосования. Было рассмотрено как идеальное решение “протокол двух независимых агентств”, не реализуемое на практике, так и более сложное – “слепая подпись”, которое успешно воплощено в жизни. Мы обсудили ее главные положительные качества, а именно:

Валидность голосующего. Голосовать может только человек, обладающий избирательным правом и еще не принимавший участия в данных выборах.

Анонимность. Определить по бюллетеню личность избирателя не представляется возможном, что обеспечивает выполнение закона о тайне волеизъявления.

Невозможность фальсификаций. Голоса избирателей невозможно удалить из системы, равно как и изменить их.

После того, как мы поняли, что такое решение нам подходит, мы подробно разобрали один из действующих стандартов, а именно ГОСТ_34.10-2018. И, как показала оценка вероятности его взлома, поняли, что этот стандарт обеспечивает очень высокую надежность.

Наконец, мы на пальцах обсудили процедуру электронных выборов – как именно происходит тайное голосование.

Подводя итого, можно сказать, что рассмотренные алгоритмы и стандарты удовлетворяют всем требованиям к системе голосования, обеспечивая ей верифицируемость избирателей, анонимность, конфиденциальность голосов и надежность.

Свойства и возможности сети Internet в политической жизни. Перспективы распространения устройств посткомпьютерной эры. Граница между двумя лагерями пользователей. Приобщение молодежи к выборам. Социальные сети как средство продвижения политических сил.

Рубрика Политология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 29.10.2017
Размер файла 33,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Прогрессирующие информационные технологии стали новым началом процесса глобализации в 20-ом веке. После появления телевидения и беспроводной связи в мир явилось новое детище прогресса интернет. Военная разработка, призванная обеспечить коммуникацию армии США стала использоваться учеными по всему миру и эволюционировала в гигантскую сеть с открытым доступом. Обойдя конкурентов и став самой массовой площадкой для коммуникации, интернет заинтересовал сегодняшних гигантов новой индустрии.

На сегодняшний день постоянное подключение к интернету имеют более 1,5 млрд. человек. Это идеальная площадка для распространения информации. Возможности сети позволяют мгновенно распространять и получать необходимые сведения. Однако развиться утопии было не дано: техническая сложность и тогдашняя не распространенность знаний определили посетителей сети интернет. Сформировалась новая виртуальная реальность, в которой не было места государственному суверенитету, социальной иерархии и политическим партиям. Развитие информационных технологий имеет двойственное значение для политики. С одной стороны интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность. Более того, в известной мере развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности.

Целью данной работы является анализ темы интернет и выборы.

Задачи данной работы:

1. Провести отбор литературы.

4. Предмет исследования: возможность проведения голосования через интернет, и его последствия.

Глава 1. Свойства и возможности сети Internet в политической жизни

Появление сети обозначило новый этап исторического развития, - Интернет-революцию. Из технического изобретения интернет превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Процесс распространения информационных технологий обещает качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен Интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.

Между тем, очевидно, что трансформационные процессы современного общества пошли совершенно по иному пути, нежели предсказывали ведущие теоретики информационного общества. Сегодняшняя действительность во многом предопределила отчуждение индивида от институтов и перемещение его интересов в область виртуального, которая постепенно охватывает всю большую часть повседневности, предполагая общение человека с образами, симуляциями, а не с реальными объектами. Интернет выступает уже в качестве особой среды взаимодействия людей, поведение которых регулируется этикой и нормами морали, отличными от традиционно принятых в обществе. Во многом это связано с доступностью информации, и возможностью анонимно распространять ее среди большого числа получателей.

Развитие web-технологий в современном мире совпадает с распространением других сетевых форм организации человеческой жизнедеятельности, “ползучее разрастание” которых представляет собой безусловную угрозу традиционному пониманию политики как совокупности отношений по поводу власти. Власть пытается вписаться в культурные коды, с помощью которых люди определяют свои отношения на новом информационном поле.

Таким образом, широкое использование Интернета способно коренным образом изменить окружающую действительность: не только уничтожить ту часть современной культуры, морали, политики и науки, которая базируется на “статусе” как основе человеческих отношений, но и трансформировать восприятие времени и пространства.

1.1 Мировой опыт проведения выборов в интернете

Ни одна страна в мире не смогла опередить Эстонию и ее инновационные первые парламентские Интернет-выборы, которые прошли 4 марта 2007г. и были признаны состоявшимися. Система электронного голосования в Эстонии состояла в следующем - чтобы проголосовать через Интернет, гражданин должен был использовать свою личную идентификационную смарт-карту, а также специальный кард-ридер. Для голосования нужно было вставить карту в кард-ридер и запустить веб-программу голосования, голос избирателя в зашифрованном виде отправлялся на сервер голосования, где его расшифровывали в строго определенное время. Таким образом каждый такой голос можно отследить и проверить.

В 2009 году прошли местные муниципальные выборы, 104,415 человек проголосовали через интернет. Это значит, что около 9,5% человек, имеющих право голосовать, отдали свой голос через интернет. На прошедших в 2011 году выборах в парламент Эстонии через интернет было подано рекордное количество голосов - 150,846, то есть 24,5% от общего числа. Голосование через интернет проводилось с 24 февраля по 2 марта.

Удача Эстонии обусловлена несколькими факторами. Среди них небольшое население (порядка 1,3 млн. человек) и наличие у каждого гражданина электронного паспорта (ID-карты). С каждым разом количество проголосовавших увеличивается в геометрической прогрессии. Предполагается, что в дальнейшем и другие страны Евросоюза введут интернет-голосование и для граждан, проживающих на территории своего государства. Сейчас такая возможность есть только у тех, кто вынужденно покинул пределы страны.

1.2. Технические аспекты проведения выборов в интернете

1. Осуществление авторизации участников. Нужно не дать возможности проголосовать одному человеку несколько раз.

2. Использование криптографии для анонимизации голосующих.

3. Участник голосования или третья сторона должны иметь возможность убедиться, что результаты не подделаны.

4. Возможность голосования с мобильного телефона или другого портативного устройства.

Эстония смогла достигнуть соответствия по первым трем пунктам. Мобильные телефоны не позволяют в полной мере произвести идентификацию личности.

молодежь выборы internet политический

Глава 2. Проблемы продвижения политических сил в интернете

Политические власти слишком поздно осознали необходимость агитации в сети. Первыми эту нишу заняли амбициозные деятели - оппозиционеры. Потенциальные избиратели, которые являются активными пользователями сети, имеют возможность получать больше информации и свободны выражать свое, не навязанное другими мнение. Это создает угрозу популярности известных политиков. В интернете борьба за признание и авторитет проходит другим образом. Не словом, а делом яркие политики пробивают себе дорогу. Новое поколение деятелей обещает сдвинуть нынешнее положение дел с мертвой точки. Поэтому сегодняшней политической элите придется побороться за внимание аудитории интернета.

2.1 Граница между двумя лагерями пользователей. Социальные сети, как средство продвижения политических сил

Новостные сайты и политические организации стоят особняком от основной массы интернет-ресурсов, коими являются блоги и имджборды. две этих территории называются "интернет" и "интернеты". Такое название появилось в результате оговорки Джорджа Буша Младшего:

Для продвижения своих кандидатур политикам придется подстраиваться под существующее устройство сети интернет. Именно доверие к политикам у неформальной территории сети сулит первым большую популярность в интернете. Важнейшим инструментом агитации становятся социальные сети. Вести предвыборную агитацию в соцсетях уже не мода, а необходимость - это осознают и власть и оппозиция.

2.2. Основная аудитория сети интернет. Приобщение молодежи к выборам

- Отсутствие интереса молодежи к политике (47%)

- Неверие молодежи в честность выборов (43%)

- Неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области, города (43%)

- Результаты выборов слишком предсказуемы. Все заранее знают, какая партия победит (42%)

Еще четыре имеют меньшую выраженность:

- Молодежь не доверяет политикам (25%)

- Отсутствие четких и понятных программ партий и кандидатов (14%)

- Отсутствие ярких политиков и малая доля молодых людей среди кандидатов (9-10%)

- Выборы проводятся слишком часто (8%)

Это политика. О ней можно говорить много. Большая часть причин имеют абстрактный характер и при сегодняшнем устройстве с трудом поддадутся корректировке со стороны. Но на одну из них стоит обратить внимание - это отсутствие ярких политиков и малая доля молодых людей среди кандидатов.

Сейчас такие люди имеют малый шанс победить на выборах. Молодежь обозначила их отсутствие в качестве причины, по которой они не идут голосовать, но это всего 10% от общей массы мнений в опросе. Однако если выборы будут проводиться в интернете, каждый молодой избиратель сможет не выходя из дома и даже не вставая из-за стола проголосовать за понравившегося кандидата. Это безусловно поможет продвинуться молодым политикам, но главное то, что молодежь пожелает выполнить гражданский долг.

Глава 3. Интернет в политической жизни России

2. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвинуть своего кандидата может каждый участник сети. Затем его должны поддержать не менее 5000 других участников сети. После этого фамилия кандидата вносится в анкету для голосования

3. Проведение дебатов. В рамках сети создаются специальные сообщества сторонников каждого кандидата. На площадках этих сообществ сторонники кандидатов отвечают на вопросы оппонентов.

4. Проведение голосования. Участники сети голосуют за кандидатов. Подводятся итоги выборов, оглашаются результаты.

Таким образом можно узнать реальную популярность существующей политической элиты и отобрать амбициозных кандидатов, которые будут заинтересованы не только в собственном благосостоянии.

3.1 Потенциальная опасность дезинформации и Ddos атак

Услуги такого плана можно заказать как самостоятельно, так и на уровне государства. Цена и масштаб будут разными, последствия естественно тоже.

3.2 Борьба за интернет в 2012 году

Одним из результатов активности Медведева в сети стала известная легализация существовавшей в онлайне политической оппозиции Путину, Навального и ему подобных. Это привело и еще в избирательный год приведет к столкновению в интернете позиций двух членов тандема.

Глава 4. Перспективы распространения устройств посткомпьютерной эры. Интеграция выборных технологий в посткомпьютерные устройства

PC - Personal Computer на платформе Windows, разработанной фирмой Microsoft© действительно является сложным в освоении и поэтому Apple предложила принципиально новый тип интернет-устройства.

iPad 2 Устройство (далее планшет) размером с небольшой журнал и толщиной меньше сантиметра. Из элементов управления имеет только большой экран. Отличается простотой в использовании и наличием только необходимого для обычного человека набора функций. Все устройства такого типа оборудованы несколькими каналами связи: GSM, wi-fi, 3G, Bluetooth. Их наличие позволяет в любой момент времени подключиться к сети интернет. Несомненно, большим плюсом является меньшая по сравнению с обычным компьютером цена. Планшет имеет вес меньше одного килограмма и может работать до девяти часов без подзарядки.

Главной особенностью, которая определяет возможность проведения выборов в интернете с помощью этих устройств, является простота разработки нового программного обеспечения и наличие камеры, что позволяет произвести идентификацию личности на расстоянии. На планшеты устанавливается операционная система закрытого типа, что исключает попытки взлома и подмены данных.

Будущее информационных и коммуникативных технологий стоит за такими устройствами и, несомненно, их доступность и массовость обеспечат возможность проведения Интернет-выборов.

Подводя итоги анализа взаимодействия Интернета и выборов в современном мире, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день Интернет технологии предоставляют избирательной сфере грандиозные возможности, которые, однако, требуют от последней не менее грандиозной перестройки.

Причины, по которым выборы в интернете невозможно проводить сейчас:

- Нежелание властей проводить выборы в интернете.

- Наличие легких способов влияния на общественное мнение.

Распространить мнение, или информацию (даже заведомо ложную) в интернете можно за считанные часы.

- Развитое движение оппозиции.

Неизвестно, какие политические лидеры окажутся действительно популярными.

Далеко не каждый имеет подключение к интернету

- Невозможность анонимного голосования.

Пользователь должен пройти авторизацию, а это сразу раскрывает его данные.

- Любой интернет-ресурс можно заблокировать с помощью Ddos - атаки.

Ddos-атака является грозным оружием, способным навсегда закрыть доступ к интернет-ресурсу.

Специфические возможности интернета определяют выгоду, которую могут получить политические партии:

- На сайтах кандидатов или избирательных объединений можно разместить информацию, объемом во много раз превышающую предвыборные листовки или телевизионные передачи, и при этом не тратить денежные средства на размножение и раздачу (размещение в эфире) этих материалов.

- Информацию на сайтах можно легко обновлять, т.е. поддерживать ее актуальность.

- Доступ к информации в сети можно получить в удобном месте и в удобное время, независимо от телевизионной программы и наличия листовки в почтовом ящике.

- Ссылки на страницы конкретных кандидатов или объединений можно размещать в виде баннеров на любых сайтах, что позволяет пользователю, даже не искавшему данный сайт специально, узнать о его существовании и получить возможность к доступу.

- Для создания сайта можно применить все наиболее современные технологии (видео, аудио, Flash), информация в данном случае представляется в более наглядном виде.

- Возможно создание интерактивных сайтов, вовлекающих пользователей в какой-нибудь процесс (например, прогулка с кандидатом по округу).

- Очень выигрышным является общение кандидатов с избирателями посредством e-mail, форумов и опросов с быстрыми ответами на вопросы, с рассылкой интересующей избирателя информации, включая программу, биографию, звуковые обращения и видеоролики.

Интернет это новый шаг общества к информатизации, это способ быстрого получения информации, быстрых услуг, это новая сфера взаимодействия между людьми, так почему бы не перенести в эту сферу всего лишь часть тех действий которые так распространены в повседневной жизни - будь то покупки, развлечения или участие в выборной деятельности.

1. Эйдман. И.В. Прорыв в будущее. Социология интернет-революции. 2007

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Свойства и возможности сети Internet. Интернет и политический процесс. Опыт электронного правительства. Государственное регулирование сети Интернет. Интернет в политической жизни России. Российский Интернет, как инструмент политических технологий.

курсовая работа [78,9 K], добавлен 17.05.2004

Современные политические партии России. Общая характеристика молодежи как субъекта электорального процесса. Проблема молодежи в программах политических партий. Участие в избирательном процессе. Формы и методы привлечения российской молодежи к выборам.

курсовая работа [91,0 K], добавлен 01.08.2016

Избирательное право в России. Позиция молодежи в политическом процессе современной России. Молодежная палата при городском Совете депутатов муниципального образования города Бузулук. Отношение молодежи к выборам и политическая ситуация в стране.

презентация [237,6 K], добавлен 19.09.2013

Теоретический анализ научных концепций и подходов к определению политических технологий. Интернет как фактор трансформации политической коммуникации. Социальные сети и медиа в президентской компании 2012 г. Краткая характеристика интернет-аудитории.

дипломная работа [218,5 K], добавлен 28.04.2015

Определение отношения молодежи Липецка и области к выборам в целом. Электоральный опыт участия молодежи в выборах. Избирательные планы и мотивы участия молодежи на выборах. Необходимость вовлечения и работы с молодежью в сфере выборов, ее направления.

контрольная работа [26,1 K], добавлен 04.01.2011

Выборы как процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление граждан путем голосования. Социальные функции, виды выборов. Основные демократические принципы избирательного права. Избирательная система как главный регулятор выборов.

реферат [20,4 K], добавлен 28.03.2010

Сибирское областничество - попытка формирования регионального политического сознания жителей этих территорий в дореволюционный период. Региональный патриотизм как фактор политической жизни Красноярского края. Избирательная кампания по выборам Губернатора.

Интернет-выборы — один из способов электронного голосования, представляющий собой проведение части или полностью голосования на выборах и референдуме с использованием сети Интернет.

В мире идут споры о возможности практического проведения Интернет-выборов и их безопасности для тайности волеизъявления граждан и достоверности, полученных в результате таких выборов результатов.

Содержание

Мировой опыт

Ряд стран, такие как Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Эстония, уже применяли технологию Интернет-голосования на выборах различных уровней (от местных до парламентских). Наиболее крупным политическим событием, на которых применялась возможность Интернет-голосования, стали выборы Парламента Эстонии в марте 2011 года (подробнее см. статью Электронное голосование в Эстонии).

Россия

Одним из первых эксперимент по внедрению Интернет-голосования был проведён Избирательной комиссией Волгоградской области на голосовании в Урюпинске в 2009 году [1] .

См. также

Примечания

Литература

  • Борисов И. Б. Голосование с помощью Интернета // Журнал о выборах. 2006. № 3.
    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Выборы
  • Электронная демократия
  • Социальный веб

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Интернет-выборы" в других словарях:

Выборы по жребию — существовали в прошлом у некоторых народов, но наибольшую известность получили выборы по жребию, применяемые в демократическом устройстве древних Афин. В Афинах классического периода (V век до н. э.) большинство должностных лиц и члены… … Википедия

Выборы — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Выборы Президента России (2008) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй Конституц … Википедия

Выборы президента России (2008) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Интернет Тольятти — Основная статья: Тольятти Интернет Тольятти история появления и развития Интернет в Тольятти. Содержание 1 Преамбула 2 1980 1990 годы 2.1 1986 … Википедия

Выборы мэра и вице-мэра Москвы (1999) — Выборы мэра вице мэра Москвы 1999 года выборы, состоявшиеся 19 декабря 1999 года на территории города Москвы. По их результатам в первом туре с 69,2 % голосов избирателей одержал победу тандем Юрия Лужкова (на должность мэра) и Валерия … Википедия

Выборы в Госдуму: новый ЦИК - новые правила — 5 сентября указом президента РФ дан официальный старт думской избирательной кампании. Выборы депутатов Госдумы состоятся 2 декабря этого года. С этого дня начался отсчет предусмотренных законом 30 дней: за это время партии оформили списки… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Интернет-активизм — Интернет активизм (также известный как информационно пропагандистская работа, киберактивность, электронная агитация и электронная активность) представляет собой использование электронных технологий связи, таких как электронная почта,… … Википедия

Интернет активизм — (также известный как информационно пропагандистская работа, киберактивность, электронная агитация и электронная активность) представляет собой использование электронных технологий связи, таких как электронная почта, Всемирная паутина, и подкастов … Википедия


Коротко о главном:

Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры

МОСКВА, 29 мая 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр политической конъюнктуры (ЦПК) представляют данные исследования об отношении россиян к электронному голосованию, технологических и репутационных барьерах данного формата, а также перспективах внедрения электронного голосования в будущем.

1. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию . При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем.

2. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия. В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным.

3. Новым технологиям потребуется время для внедрения . В ближайшие несколько лет, выбирая между дистанционным и традиционным голосованием, большинство россиян явно отдаст предпочтение в пользу последнего как привычного и знакомого способа. Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти.

4. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры . Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения .

5. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие . Граждане обладают устойчивыми привычками использования электронных устройств, поэтому для успешного внедрения электронного голосования потребуется проработка сразу двух-трех сценариев (голосование на сайте через ПК и мобильный телефон / смартфон, голосование через мобильное приложение).

6. Чем проще — тем лучше . В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения.

Актуальность вопроса

Новый вид голосования может быть апробирован уже в 2020 году. По словам главы Центризбиркома Э. Памфиловой, электронное голосование будет использовано в одном-двух пилотных регионах в рамках Единого дня голосования, который назначен на 13 сентября 2020 года. Также, по ее мнению, электронный формат будет применен в нескольких регионах и на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию.

Внедрение дистанционного электронного голосования значительно расширяет перечень сценариев поведения избирателей в день выборов. Традиционный способ волеизъявления имеет только один базовый сценарий с небольшими вариациями: так или иначе избиратель опускает бюллетень в урну для голосования, делает он это досрочно или в день выборов, у себя дома или на избирательном участке — все это радикально не меняет сам процесс голосования. Электронное голосование и современные технологии позволяют гражданам отдать свои голоса одним из нескольких способов, которые значительно отличаются друг от друга. Соответственно, должны и будут меняться подходы организаторов и участников избирательных кампаний к информированию и мобилизации избирателей.

Повышенная вариативность, а также новизна дистанционного электронного голосования актуализируют множество вопросов. Как гражданам удобнее голосовать в интернете? При помощи каких инструментов им удобнее получать информацию о выборах? Нужны ли им дополнительные функции, которые может привнести с собой цифровизация электоральных процессов (например, возможность изменить свой голос до завершения дня голосования)?

ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через интернет, а также изучили сценарии применения новой технологии.

Опрос проводился 19 мая, уже после принятия Государственной Думой соответствующих поправок в ФЗ № 67, но еще до подписания их президентом.

По итогам исследования подготовлен доклад, в котором рассматриваются вопросы восприятия института электронного голосования в обществе, а также технологические особенности электронного голосования и пользовательские предпочтения россиян.

Результаты исследования

1. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. При этом существует значительный потенциал для повышения информированности

Подавляющее большинство респондентов (86%) либо плохо информированы (42%) о том, что Госдума приняла соответствующий законопроект, либо вообще не слышали об этом (44%). Хорошо знают о нововведениях лишь 14% опрошенных.

Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться.

В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК (информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием), у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования.

2. Большинство россиян готовы принять участие в голосовании через интернет, если им представится такая возможность

Чуть больше половины респондентов (51%) проголосовали бы на выборах через интернет, если бы им представилась такая возможность, 46% не стали бы голосовать таким способом (рис. 1).


При этом, выбирая между разными способами голосования, большинство россиян отдают предпочтение традиционному способу волеизъявления (69%). Практически четверть опрошенных (23%) выбрали бы электронное голосование, лишь 2% проголосовали бы при помощи почты (рис. 2).


3. Портреты сторонников и противников электронного голосования

Ожидаемо голосование через интернет чаще всего поддерживают представители молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%), а также респонденты, которые периодически ходят на выборы (53%) [1] .

Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю . Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений.

Если говорить о социально-демографическом портрете тех, кто не одобряет обеспечение возможности дистанционного голосования на выборах, то, как правило, это мужчины (55%), респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (53%) или же старше 60 лет (53%), а также оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (55%).

4. Технологические и репутационные барьеры

Респондентов, предпочитающих традиционное голосование (69%) или голосование по почте (2%), попросили назвать причины, по которым они не одобрили бы электронное голосование. Эти причины условно можно объединить в две группы ограничений:

Технологические ограничения : 11% опрошенных не имеют доступа к необходимой инфраструктуре, у них нет компьютера, телефона или интернета, чтобы проголосовать онлайн. К тому же 14% опрошенных не умеют пользоваться компьютером, телефоном или интернетом. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон.

Репутационные ограничения: сомнения в надежности системы электронного голосования (28%), в сохранении тайны голосования (21%). Также 60% граждан опасаются умышленных манипуляций и мошенничества (рис. 3). При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России.


5. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования

У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Так, 30% опрошенных голосовали бы при помощи компьютера или ноутбука, 21% выбрали бы мобильное приложение на смартфоне, 20% предпочли бы проголосовать с помощью мобильного телефона, зайдя на официальный сайт для голосования, 5% воспользовались бы компьютером на почте или в МФЦ (рис. 4).


6. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации


7. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия

В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления.

Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Россияне пока не видят смысл в таком функционале: 28% считают, что это полезная возможность, 65% придерживаются обратной точки зрения.

ПРОГНОЗЫ

1. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах.

2. В первое время инструмент будет больше востребован среди молодежи и жителей крупных российских городов с высоким уровнем проникновения интернета и компьютеризации населения. Однако в связи с естественными демографическими процессами возраст электронной электоральной активности будет постепенно повышаться.

3. В обозримом будущем (5-10 лет) при активной разъяснительной работе властей и политических акторов дистанционное голосование имеет перспективы стать как минимум равноценным традиционному способом волеизъявления.

4. Доверие к институту электронного голосования будет зависеть от степени прозрачности системы и наличия возможности гражданского контроля за всеми этапами внедрения нового вида голосования. В этой связи важное значение приобретет качество дискуссии о будущем электронного голосования сразу же после принятия легитимирующего его закона и после первого применения на голосовании 13 сентября 2020 г.

5. Наиболее востребованной площадкой для электронного голосования в ближайшие 5-10 лет может стать интернет-сайт, а самыми популярными инструментами для электронного голосования — домашний компьютер или ноутбук. Однако динамика внедрения новых мобильных технологий и усовершенствование программного обеспечения постепенно поменяют предпочтения в пользу мобильных устройств.

Читайте также: