Демократия при путине кратко

Обновлено: 05.07.2024

В феврале 2006 года В. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества [2] [3] .

Содержание

Внутриэкономическая ситуация в период правления В. Путина

Установление контроля над рычагами власти

Отношения с олигархами

Дело ЮКОСа

Изменения политической системы

Первым серьёзным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.

Через несколько дней после событий в Беслане в сентябре 2004 года Путин под предлогом усиления борьбы с терроризмом объявил о своём намерении ликвидировать выборы глав регионов, что было осуществлено вопреки мнению большинства граждан страны [44] ; также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам.

Оценки внутренней политики Путина

В качестве положительного результата политики Путина обычно отмечается укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательного — подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, всевластие бюрократии.

Это интервью было расценено рядом СМИ как острый выпад против Путина; отмечалось также, что оно было опубликовано в России с большой задержкой. [47] [54] [55]

Британский историк Норман Стоун [56] считал в декабре 2007 года, что основой высокой популярности Путина является то, что ему удалось вырвать Россию из исторической тенденции, которая при ее продолжении могла привести к распаду России как государства. По мнению Нормана Стоуна, налицо и более общее настроение:

Критика

Как минимум с 2004 года внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими западными СМИ (и некоторыми российскими), так и политическими деятелями, особенно за пределами России.

Путину ставят в вину систематическое нарушение государственными органами прав человека и подавление оппозиционных организаций, нарушения свободы слова [58] , поворот вспять демократических перемен в пост-советской России [59] .

Ранее в открытом письме, адресованном главам государств и правительств стран-членов НАТО и ЕС, ряд ведущих политиков западных стран заявили, что Россия находится на пути к авторитарному режиму. О Путине они заявили следующее [64] :

Он систематически урезал свободу и независимость прессы, разрушал механизмы взаимного контроля в федеральной системе России, самовольно заключал в тюрьму реальных и мнимых соперников, вычеркивал легитимных кандидатов из избирательных бюллетеней, запугивал и арестовывал лидеров неправительственных организаций и ослаблял политические партии в России

В ноябре 2006 года было подано 47 574 заявки в Европейский суд по правам человека. В первом полугодии 2006 года Россия обязана была выплатить своим гражданам по решению суда 12 миллионов рублей. [72] [73]

Цензура и нарушение свободы слова в России

После прихода Владимира Путина к власти произошло множество событий, трактуемых критиками как ущемление свободы слова. К таким событиям относятся как давление на СМИ, так и насилие в отношении отдельных журналистов. Комитет защиты журналистов утверждает, что во время правления Путина было убито 133 журналиста и убийцы до сих пор не найдены. [78] [79]

Как отмечал Леонид Парфенов, если при Ельцине случаи возбуждения уголовных дел против журналистов и СМИ носили единичный характер и сопровождались большим скандалом, то при Путине они быстро вошли в практику; по подсчетам Центра Экстремальной Журналистики в 2000 году конфликтов, связанных с обвинениями журналистов в уголовных преступлениях, было 19, в 2001 году — 31, в 2002 — 49, в первой половине 2003 — более 20. [81]

Путина и контролируемые им силовые структуры обвиняют в похищении журналиста Андрея Бабицкого в начале 2000 года. [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91]

Среди акций против журналистов, проведённых при Путине — арест грузинской журналистки Наны Лежава в Беслане в сентябре 2004 году. [102]

Оценки хода и итогов выборы

Разгоны демонстраций

Правосудие

Факты фабрикации доказательств российскими правоохранительными органами и выставления лжесвидетелей и лжесвидетельств, в том числе выбиваемых пытками, были судебно установлены во время процесса по экстрадиции Ахмеда Закаева в Лондонe (российские власти предъявляли Закаеву обвинения в организации похищений и убийств, но суд установил их недостоверность [136] ). Фальсификация производилась на уровне Генеральной Прокуратуры и осталась (как и пытки) совершенно безнаказанной.

Ситуацию в области правосудия, сложившуюся к концу второго срока Путина, советник председателя Конституционного суда Тамара Морщакова прокомментировала так [145] :

Первое, что не обеспечивает наша судебная система, — она по-прежнему не обеспечивает независимого правосудия. Речь идёт не о том, что каждое решение, которое принимается судами, продиктовано кем-нибудь, но речь идёт о том, что любое решение по любому делу может быть продиктовано

Дела против учёных

В годы президентства Путина некоторые российские учёные были обвинены в передаче секретных сведений иностранным государствам (Валентин Данилов, Игорь Сутягин, Оскар Кайбышев и многие другие). По мнению академиков РАН, международных наблюдателей, правозащитников и юристов, следствие по данным делам велось с грубыми нарушениями, а сами дела были сфабрикованы ФСБ. Представленные прокуратурой доказательства вины подсудимых ставились под сомнение независимыми экспертами [146] [147] [148] [неавторитетный источник?] . Однако президент и его подчиненные (в том числе министр юстиции Чайка) не отреагировали на просьбы о пересмотре уголовных дел осуждённых учёных, исходившие со стороны известных деятелей науки и правозащитников [источник не указан 265 дней] .

В свою очередь международными организациями Михаил Трепашкин и Игорь Сутягин были признаны политическими заключенными.

Предполагаемые убийства и внесудебные расправы с политиками и оппозиционными деятелями

Закрытие Британских советов

В 2006 году были закрыты все отделения некоммерческой организации Британский совет в России (кроме московского).

Закрытие архивов

Был вновь закрыт или усложнен доступ к ряду дел, в том числе по репрессиям сталинского периода, которые уже были открыты или даже напечатаны в 1990-е годы.

Деятельность силовых структур

Массовое избиение в Благовещенске

По мнению критиков, выражением произвола милиции стали массовые избиения населения, самое известное из которых — события в Благовещенске в декабре 2004 года, когда милицией были задержаны от 500 до 1000 человек [157] и избиты сотни мужчин и подростков.

Правозащитник Лев Пономарёв утверждает, волна массовых избиений поднялась именно после избрания Путина на второй срок [168] .

По утверждению уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина зачистка в Благовещенске являлась самым вопиющим фактом беззакония, с которым ему пришлось столкнуться за последние 8 лет. Он также подчеркнул, что ответственность должны нести руководители, а не стрелочники [169] [170] .

Права человека в Чечне

Ситуация с коррупцией

Согласно исследованию фонда ИНДЕМ, за 2001—2005 годы объём коррупции в сфере отношений власти и бизнеса возрос почти в 10 раз (по количеству денег), а бытовая коррупция — в 4 раза [174] [175] .

По данным международного агентства Transparency International, опубликованным в сентябре 2007 года [183] [184] , в индексе восприятия коррупции (с точки зрения внутренних и иностранных экспертов) Россия за последний год правления В. В. Путина сместилась к концу списка на 17 пунктов (143-м место в мире): Россия оказалась по уровню коррупции на одном уровне с такими странами как Индонезия, Гамбия и Того. В СНГ, по данным агентства, хуже ситуация с коррупцией в Азербайджане и всей Средней Азии.

Деятель СПС Б. Немцов и Вл. Милов в феврале 2008 года утверждали [185] :

Возвращение отчетов о встрече с иностранцами

В 2008 году в госорганах, госВУЗах и на предприятиях с государственным участием была восстановлена советская практика написания отчетов об итогах визитов иностранных делегаций и отчетов о зарубежных служебных командировках для передачи их в ФСБ.

Восстановление погранзон

В 2007 году ФСБ значительно скорректировало размеры погранзон, убрав самые одиозные моменты. В частности за всю историю наблюдений впервые для свободного посещения стал открыт северный берег Ладоги, а также другие значительные территории в Республике Карелия.

Итоги реформ и президентства

Президент Института энергетической политики Владимир Милов считает [192] , что практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. К таким реформам политолог причисляет в первую очередь пенсионную реформу, реформу государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения. Такая же участь постигла судебную реформу, реформу местного самоуправления, а также военную реформу. Особенно болезненной для населения была реформа ЖКХ: произошёл рост тарифов, но сервис не улучшился. Милов также указывает на явные минусы нового Трудового кодекса и банковской реформы, при которой доля госбанков поднялась выше метки в 50 %.

Мы видим протофашизм, обострённый национализм, запугивание слабых, культ сильного лидера, поиск внутреннего врага и ненависть к иностранцам. Кроме всего прочего, Россия — это государство, обладающее ядерным оружием и обладающее огромными энергетическими ресурсами. В свете всех описанных событий это не только беспокоит — это приводит в ужас. Россия выбрала не стремление к свободе, а строительство государства страха. Путин — не успешный политик. Путин — неудачник. Мало того, он опасный неудачник. Созданный им режим непредсказуем. Никто не знает, как будет работать дуумвират, который образуется в России после выборов, но в любом случае он вряд ли принесет своему народу стабильное улучшение благосостояния.

Уровень поддержки Путина

Является самым популярным политиком в России с 1999 года (по данным социологических опросов, число россиян, поддерживающих Путина, выросло с 14 % в 1999 до 79 % в 2007). [198] [199] [200] [201] [202] [203]

По данным Левада-Центра, уровень одобрения деятельности Владимира Путина на посту президента РФ в 2007—2008 колебался в диапазоне от 79 до 87 %. Не одобряли деятельность президента от 12 до 19 % населения России. [203] Согласно опросу ВЦИОМ, в феврале 2005 года деятельность Путина одобряли 68 % населения. [204] По данным того же ВЦИОМ, на июль 2006 года Владимир Путин пользовался поддержкой 87 % процентов населения России, причём 60 % на момент проведения исследования доверяли ему полностью. [205]

демо

На чем основана российская концепция демократии.

В интервью немецкому изданию Bild президент России Владимир Путин изложил свое видение демократии. Как оно соотносится с российской политической реальностью?

Марксистская демократия

С точки зрения Путина.

Главная проблема с таким механизмом состоит в том, что он почти не работает без внешнего по отношению к правящему классу арбитра. Внутри правящего класса всегда есть самый сильный игрок, и это именно тот, у кого власть. Если дело дошло до крайности, то устранить его можно, скажем, путем государственного переворота — если не говорить о более радикальных средствах, — но такие методы чреваты колоссальным риском как для исполнителей, так и для правящего класса в целом, и идут на них крайне неохотно. Гораздо проще переложить бремя обязывающего решения о том, кто останется у власти, а кому пора уходить, на народ, то есть на всю массу граждан, подавляющее большинство которых к правящему классу не принадлежит. В этом и состоит суть либеральной демократии, которую Путин не видит или не называет.

С точки зрения народа

Вопрос лишь в том, действительно ли эти самые партии и выборы служат средствами влияния. До сих пор мы смотрели на демократию с точки зрения правящего класса. Теперь посмотрим с точки зрения народа. Понятно, что для среднестатистического россиянина ни партии, ни выборы ничего не значат. Демократические институты не превращаются в формальность только при условии, что на выборы всерьез выносится вопрос о власти. Ведь это единственный вопрос, по которому народ способен высказаться ясно и обязывающим образом, а тем самым на деле повлиять на власть. Ничего иного народу не может предложить даже самая лучшая демократия. Но современная российская система этого не предлагает.

Проблема не в том, что во главе страны находится человек, который как-то неправильно трактует демократию. Он не философ. В реальной жизни демократии — если они остаются демократиями — функционируют по сходным правилам, публичное оспаривание которых не способствует политической карьере. В основе этих правил — идея сменяемости власти. Реальная проблема России состоит в том, что в нашей стране утвердились другие правила, которые к реальной демократии никакого отношения не имеют.

Баранов Н.А. Политический режим В.Путина // Перспективы политического развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. Саратов, 19-20 апреля 2007 г. / Отв. Ред И.Н.Тарасов. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С.3-6.

Политический режим В.Путина

Как прагматичный политик, В.Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудаленности он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.

Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.

- резкое ослабление политического влияния региональных элит и боль­шого бизнеса;

- установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны;

- фактическая ликвидация системы разделения властей;

- формирование непубличного стиля политического поведения. (8; 26-27)

Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, как отмечает А.Соловьев, особую настороженность вызывает тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического рынка всех сколько-нибудь значимых форм политического протеста.

Стремление режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.

1. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. №3.

2. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.

3. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника // Полис. 2006. №2.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

7. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. №6.

8. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005.

9. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1.

10. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. №1.

11. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2.

Политический режим как элемент формы государства выражает совокупность приёмов и методов реализации государственной власти, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, состояние законности.

Актуальность данного исследования обусловливается поиском парадигмы развития российского общества, так как эволюция политического режима неизбежно ведёт за собой эволюцию основных сфер общественной жизни. Политическая трансформация затрагивает жизненно-важные вопросы модернизации, выбора пути развития, роли и места России в мировом сообществе.

Два десятилетия постсоветской России ознаменовались глубокими переменами в политических и социально-экономических отношениях. Нас интересует политико-правой аспект.

Произошёл поворот и в отношениях со СМИ. Правящему режиму удалось превратить СМИ в контролируемого и вспомогательного игрока, в инструмент пропаганды. Например, такие каналы, как ОРТ, НТВ, ТВ-6. Президентство Путина подают в СМИ как феноменальный успех. Кроме того, изображение Запада, в особенности США, в качестве главного врага России – классический пример использования пропаганды для консолидации и упрочнения режима.

Таким образом, руководству страны удалось решить главные политические задачи: на смену центробежным тенденциям пришли центростремительные тенденции, Кремль вернул положение реального центра власти, ядра политической системы.

Социальную опору путинского режима составили представители трёх категорий населения: силовики, т.е. выходцы из силовых структур МВД, армии, ФСБ (впрочем, как и сам Путин), петербургская бюрократия и бюджетополучатели.

Учитывая всё выше сказанное, можно утверждать, что политический режим, созданный В.В.Путиным оказался амбивалентным. С одной стороны, он демократичен, так как ему присущи основные признаки демократии: всеобщие выборы, разделение властей, двухпалатный парламент, многопартийность, комплекс гражданских прав и свобод, гласность. С другой стороны, налицо авторитарные признаки: огромные полномочия президента, опора на силовые структуры, желание не допустить реальной конкуренции, теневые отношения в различных сферах общественной жизни.

Таким образом, политический режим Путина представляет авторитарно-демократический гибрид, включающий патримониальные, традиционалистские, архаичные, технократические и советские элементы.

Дмитрий Орлов

Тогда мало кто мог предположить, что этот человек поднимет Россию и изменит нашу жизнь в лучшую сторону.

Россия 20 лет назад: до правления Путина

Анализу двух десятилей правления Владимира Путина посвящены десятки статей и научных докладов. Но подробно главные моменты работы обозначает сам Президент — в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию. По сути, это главный документ, где обозначаются направления внутренней и внешней политики государства.

Время, когда Путин еще не был президентом

Владимир Владимирович Путин на данный момент находится у власти больше 20 лет. Он закончил юридический факультет ЛГУ, а с 1977 года работал на линии контразведки в Ленинградском КГБ, после чего 5 лет служил в советской внешней разведки в ГДР под прикрытием.

По возвращении в Ленинград стал помошником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем советником Анатолия Собчака. Как видите пред-президентские годы у В.В. Путина были довольно насыщены, пока в 1991 неуволился из КГБ в должности подполковника. В последющие годы возглавлял Комитет по внешним связям в мэрии Санкт-Петербурга и дорос до первого заместителя мэра.

С 1996 года работал в должности помощника управляющего делами Президента РФ, сменив еще несколько должностей в августе 1999 года был назначен председателем правительства.

И вот мы подходим к самому главному — 31 декабря 1999 года Президент России Борис Ельцин объявляет Владимира Путина своим преемником после ухода в отставку. Таким образом, Владимир Владимирович становится исполняющим обязаности президента РФ. А после выборов в марте 2000 года становится Президентом России.

Начало правления Путина: фантастика в 2000-м — реальные результаты сегодня

Свое первое обращение Владимир Путин в статусе Президента огласил 8 июля 2000 года.

До этого послание традиционно заслушивалось в начале года. Борис Ельцин выступал перед палатами парламента шесть раз: четыре раза в феврале и дважды в марте. Последнее послание состоялось в марте 1999 года, спустя семь месяцев после начала кризиса 1998 года.

Изменение даты было связано с проведением президентских выборов, которые потребовались после отставки Ельцина в канун нового 2000 года.

Борьба с теневым сектором экономики

Построение сильного государства

Демография

В 2001 году принята концепция демографического развития до 2015 года. Эффект от принимаемых мер проявился уже в 2009 году — тогда падение численности населения остановилось, прирост составил 96 тыс. человек. А в 2013 году, по данным Росстата, впервые был зафиксирован естественный прирост (на 24 тыс. человек).

Экономическая ситуация

Рост ВВП России в 2000 году составлял 0%. В 2007 году темпы роста российской экономики составили 8,5%. Снижение произошло после кризиса 2008 года: в 2009 году был зафиксирован отрицательный показатель в 7,8%, но уже в 2010 году ВВП вырос на 4,5%.

Приоритеты во внешней политики

Борьба с терроризмом

Режим контртеррористической операции (КТО) в Чечне был введён 30 сентября 1999 года в ответ на вторжение с территории неподконтрольной тогда республики отряда боевиков под командованием Басаева и Хаттаба в соседний Дагестан. Режим КТО официально отменен 16 апреля 2009 года.

Гражданское общество

Сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека, поэтому Президент подчеркнул значимость политических партий и исправил недостатки партийной системы.

Экономические приоритеты

Владимир Путин указал на излишнее участие государства в вопросах собственности, предпринимательстве. Одновременно государство оставалось пассивным в создании единого экономического пространства страны, защите прав собственности, обязательном исполнении законов.

Сегодня мы видим в действии защиту частной инициативы и всех форм собственности, а также обеспечение равенства условий конкуренции. Все необоснованные льготы и преференции были отменены. Президент освободил бизнес от административного гнёта — чиновники опасаются действовать по своему усмотрению.

Социальная сфера

Президент реформировал здравоохранение, образование и культуру, эти сферы в приоритете государства. Владимир Путин обеспечил устойчивость пенсионной системы и внедрил накопительное финансирование пенсии.

Соблюдение законов

Что сделал Путина для России за 20 лет

Что сделал Путин: результаты правления Владимира Путина за 20 лет

Что планирует сделать Путин: главное достижение еще впереди

На каждой прямой линии с Президентом освящаются проблемные вопросы и раскрываются планы. На последней прямой линии, которая оказалась весьма содержательной, рассуждая о том, какую страну он хочет видеть в будущем, Владимир Путин через анализ истории тысячелетней России пришел к выводу о том, что он не видит ее восстановление именно в формате Советского Союза с федеративным устройством, а предполагает именно формат Централизованного унитарного государства. Первоочередной целью он ставит задачу исключить конфликты среди русских, восстановив в составе многонационального русского народа помимо славян, этнические группы не славянского происхождения, которые составляют в нем почти половину от общего числа этносов. Анализ, что сделал Путин и дальнейших планов президента великолепно изложил в интервью депутат Государственной Думы Евгений Алексеевич Федоров.

Таким образом, в самом ближайшем будущем мы приступим к практической реализации вопроса восстановления нашего великого Отечества. И если в диалоге с народом Президент сам поднял эти вопросы на обсуждение, это означает что размышляя о будущей большой России, Путин мысленно уже прошел этап референдума прошлого года по изменениям в Конституцию и будущей победы национально-освободительного движения России, то сейчас он уже думает о практической реализации планов по восстановлению исторических законных границ нашего Отечества и формирования в его основе многонациональной русской общности.

Читайте также: