Интересы работников и работодателей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трудовая деятельность сопряжена с тем, что работник имеет определенные права и обязанности по отношению к работодателю.

Основополагающие отношения между субъектами трудового права урегулированы трудовым законодательством.

Например, организация труда и управление трудом, трудоустройство, социальное партнерство, ответственность сторон трудовых отношений и т.д.

Для защиты прав и интересов сторон трудовых отношений существует такой институт, как социальное партнерство, то есть представители работников и работодателей.

Согласно статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда – это, в первую очередь, система правоотношений между работниками и работодателями, а также между органами государственной власти, органами местного самоуправления посредством института представительства.

Основная задача социального партнерства заключается в обеспечении согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

Стороны социального партнерства

П редставители работников и работодателей являются сторонами социального партнерства. Они представляют интересы своих доверителей.

Деятельность представителей во многом зависит от соблюдения порядка оформления представительства, его правильности и соблюдения требований законодательства.

Представители работников и работодателей в социальном партнерстве могут быть:

  • профессиональные союзы,
  • иные представители, избираемые работниками,
  • объединения профессиональных союзов, иные профсоюзные организации, которые предусмотрены учредительными документами общероссийских и межрегиональных профсоюзов.

На локальном уровне интересы работников представляют первичные профсоюзные организации либо иные представители, которые избираются работниками.

Иные представители, избираемые работниками, могут быть представители, которые избираются в соответствии с гражданским законодательством.

Представители работников

П редставителями работников, в соответствии сс ст. 29 ТК РФ являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов, а также иные представители предусмотренных ТК РФ.

Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюза, которые работают в одной организации, предприятии, учреждении. Такое объединение работников должно осуществлять свою деятельность на основании общего положение о первичной профсоюзной организации. Первичная профсоюзная организация создаётся вне зависимости от форм собственности организации, где работники осуществляют трудовую деятельность.

Первичные профсоюзные организации, а также их органы представляют интересы работников работодателя, где создан такой профсоюз. Членами первичной профсоюзной организации могут быть только работники данного работодателя. Соответственно, такой профсоюз представляет интересы всех работников организации вне зависимости от того являются они членами первичной профсоюзной организации или нет.

Работники, не являющиеся членами профсоюзной организации вправе уполномочить последнюю представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем. Первичная профсоюзная организация, как правило, представляет интересы работников на локальном уровне. Интересы работников на иных уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы. Это могут быть объединения первичных профсоюзных организаций у различных работодателей, объединения профсоюзов и объединения территориальных отделений профсоюзов.

Представители работодателей

П редставители работников и работодателей исполняют функцию представительства при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, участие при разрешении трудовых споров.

Представителем работодателей на локальном уровне является руководитель организации, работодатель – или индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ.

Представителями работодателей на остальных уровнях являются объединения работодателей, которые созданы на добровольной основе работодателей для целей представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношении с профсоюзными организациями.

Правовое положение объединения работодателей, их виды, порядок, условия их создания, а также принципы их деятельности устанавливаются Федеральным законом (Об объединениях работодателей. В данном законе четко определяются права и обязанности объединений работодателей, создание, реорганизация и ликвидация таких структур.

Объединения работодателей представляют интересы своих членов на различных уровнях (региональном, межрегиональном, федеральном). Они участвуют при формировании определенных органов по урегулированию трудовых споров, например, трудовые комиссии по разрешению трудовых споров. Как правило подобные объединения имеют свои исполнительные органы, которые являются основным инструментом осуществления представительских функций.

Объединение работодателей не отвечает по обязательствам своих членов, а также выполнение ими определенных обязанностей. Но последствия действий объединения работодателей может затронуть его членов.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, которые финансируются из соответствующих бюджетов являются соответствующие органы исполнительной власти, как на федеральном и региональном уровне, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Представители работников и работодателей: трехсторонние комиссии

К ак видно из того материала, которое было представлено выше, представители работников и работодателей состоят из нескольких уровней. Это связано с тем, что при принятии определенных решений они могут касаться различного уровня охвата.

Например, на локальном уровне – это первичная профсоюзная организация, руководитель организации: на региональном уровне – объединение профсоюзов, объединение работодателей и т.д.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут формироваться свои комиссии по урегулированию трудовых споров. Они могут образовываться, как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Основная задача таких организаций заключается:

  • проведение коллективных переговоров,
  • подготовка проектов и
  • заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Трудовым законодательством предусматривается, что такие комиссии привлекаются для предварительного рассмотрения проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам труда.


Стороны социального партнерства в сфере труда — это представители работников и работодателей, взаимодействующие, соответственно, в интересах каждой из сторон в области их взаимного сотрудничества. Рассмотрим более подробно, что они собой представляют.

Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).

Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:

  • к согласованию действий сторон по вопросам трудового права;
  • обеспечению соблюдения норм трудового законодательства;
  • поиску решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации-работодателя и заинтересованности работников в более производительном труде, не ущемляющих интересов ни одной из сторон.

Осуществляется это путем:

  • ведения коллективных переговоров и создания коллективно разработанных документов;
  • формирования постоянно функционирующих комиссий, которые могут быть как 2-сторонними, так и 3-сторонними;
  • осуществления взаимных консультаций и обмена информацией;
  • привлечения работников к участию в процессе управления деятельностью работодателя;
  • участия представителей сторон в процедуре разрешения индивидуальных и коллективных споров по трудовым вопросам.

Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

  • уважении;
  • заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;
  • обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

  • разработка документов;
  • принятие решений;
  • переговоры;
  • консультации;
  • обмен сведениями;
  • создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

  • Правительство РФ;
  • Минтруд РФ;
  • правительство или администрация региона;
  • орган службы занятости.

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

  • закона;
  • другого нормативного акта;
  • учредительных документов;
  • специального решения.

Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

  • работу примирительной комиссии;
  • привлечение посредника;
  • обращение в трудовой арбитраж.

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Представители работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;
  • трудовой арбитраж;
  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;
  • регионального;
  • отраслевого или межотраслевого;
  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Трудовой арбитраж - представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;
  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

  • руководителем организации;
  • работодателем-ИП;
  • уполномоченными ими на это лицами.

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

  • членами правления или совета директоров;
  • управляющей организацией;
  • внешним или конкурсным управляющим;
  • руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;
  • государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

  • общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);
  • межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

  • всех членов этого объединения;
  • работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;
  • работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Участие государства в соцпартнерстве

Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:

  • к содействию в укреплении и развитии этого процесса;
  • участию в работе 3-сторонних комиссий.

Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:

  • для регулирования вопросов взаимодействия сторон в соцпартнерстве;
  • обеспечения наличия гарантий для лиц, участвующих в коллективных переговорах;
  • установления ответственности для нарушителей процедур взаимодействия и невыполняющих коллективные соглашения.

При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).

Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:

  • защита интересов общества в целом;
  • учет различных мнений при разработке политики государства;
  • принятие мотивированных законодательных и управленческих решений.

Гарантии для представителей работников

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

  • помещением, подходящим для офисной работы в нем;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

  • освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
  • сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
  • компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.

Ответственность за неисполнение функций представителями

ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:

  • при уклонении от участия в переговорах по коллективному договору или срыве сроков его заключения — до 3 000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);
  • при неправомерном отказе от подписания разработанного в результате переговоров документа — до 5 000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);
  • при непредставлении необходимой для переговоров или контроля за выполнением принятого коллективного документа информации — до 3 000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ);
  • при нарушении обязательств, возложенных на представителей принятым коллективным документом, — до 5 000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).

Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.

Итоги

Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 29. Представители работников

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 29 ТК РФ

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.


Должность администратора в магазине детских игрушек и учёбу в университете Анастасии Пономарёвой удавалось совмещать в течение четырёх лет. Каждый раз, когда наступало время сдачи экзаменов, девушка брала отпуск и ехала из Москвы в родной Калининград на сессию. Этот семестр девушка рискует завалить. Руководство заявило о появлении нового внутреннего приказа, согласно которому отпуск по учёбе предоставлять не будут, а ежегодный, в горячем с точки зрения продаж декабре, тоже придётся пропустить. Поставили перед выбором: знания или работа.

Анастасия знает о своих правах, понимает она и то, что уволить её из-за сдачи учебной сессии не могут, ведь закон на её стороне. Однако из телефонного разговора с руководством стало понятно: причины для расторжения трудового договора начальство найдёт. Любой, даже самый мелкий огрех в виде минутного опоздания будет караться выговором, далее последует строгий, а после — ожидаемое увольнение по статье. На новой работе последнюю запись в трудовой книжке могут воспринять неоднозначно. Не многим нужен работник, который нарушает дисциплину.

Свидетельства коллег и запись телефонного разговора с руководством о том, что стало истинной причиной увольнения, могут послужить доказательством правоты в суде. Но даже если иск сотрудника будет удовлетворён, а ответчику придётся принять сотрудника на работу вновь, восстановив в правах и выплатив компенсацию, рассчитывать на карьерный рост или продолжительный стаж придётся едва ли. Таких работников не слишком ценят, потому доводят ситуацию до того момента, когда будет написано заявление об увольнении по собственному желанию.

Читайте также: