Интересные факты об опере кармен кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Большом театре состоялась премьера еще одной версии "Кармен" - знаменитой оперы Бизе в интерпретации режиссера Алексея Бородина. По этому случаю напомним некоторые любопытные факты, связанные с рождением и постановками этой оперы.

1. Как известно, в основе сюжета оперы - новелла Проспера Мериме. Либретто писали драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви - широко известные авторы сюжетов многих оперетт Оффенбаха. Они основательно поработали над образами Кармен и Хозе: первую сильно романтизировали, убрали ее склонность к воровству и, сделав упор на ее независимом свободолюбивом нраве, второго лишили мрачного ореола преступника и тоже поставили на котурны, сделав пылким романтическим героем.

2. Бизе определял "Кармен" как "комическую оперу". Это связано с тем, что в "серьезных" операх чаще действовали либо царствующие особы, либо боги. Веризм еще только брезжил в операх Пуччини, и хотя первая куртизанка уже появилась у Верди в "Травиате" - но это случилось в менее консервативной и музыкально более продвинутой Италии. Провал парижской премьеры был обусловлен еще и тем, что ожидания публики, настроившейся на красивое легкое зрелище, были обмануты: перед нею предстала, в сущности, первая в истории реалистическая музыкальная драма.

3. Мелодию "Хабанеры" Жорж Бизе заимствовал, как он полагал, из испанского фольклора. На самом деле это была песня El Arreglito, написанная испанским композитором Себастьяном Ирадьером, автором знаменитой La Paloma. Обнаружив ошибку, Бизе честно внес имя Ирадьера в свою партитуру.

4. Премьера оперы состоялась в 1875 году в парижском театре "Опера-комик", прошла без особого успеха, спектакль был быстро снят с репертуара. Первых критиков оперы бесила сама мысль, что куртизанка Кармен оказывалась на голову выше ее благопорядочного окружения. Она умирала как героиня, непобежденной, и публика ей должна была сочувствовать. Но плотская страсть, так откровенно выраженная в музыке, шокировала светскую публику, дамы стыдливо опускали глаза. К тому же сам факт смерти героини на сцене "Опера-комик" был немыслимым, беспрецедентным скандалом. Но уже премьера в Венской опере все круто изменила: успех был громовым. Брамс заявил, что готов ехать на край света, чтобы обнять Бизе. Чайковский в письме к фон Мекк назвал "Кармен" "шедевром, которому суждено отразить в себе. музыкальные стремления целой эпохи". Вена и дала первый толчок триумфальному шествию оперы по театрам мира. К 1878 году она добралась до Америки и России. Но Бизе так и не узнал о ее триумфах - умер в 36 лет, вскоре после парижской премьеры.

5. По традициям комических опер, "Кармен" поначалу шла с прозаическими диалогами, которые перебивались развернутыми музыкальными сценами. Уже после смерти Бизе, готовя премьеру в Вене, его друг Эрнест Гиро заменил диалоги речитативами и ввел в ткань оперы танцевальные сцены, использовав музыку к провалившейся раньше "Арлезианке".

6. Первая постановка "Кармен" в Большом театре относится к 1898 году. Образ героини в исполнении Елизаветы Азерской был еще более приподнят над грешной землей, и газеты того времени писали об испанской грандессе, попавшей в романтическую историю с благородным офицером из обедневших дворян. С разными отклонениями эта традиция видеть в Кармен героиню безусловно и стопроцентно положительную сохранялась и в советские времена. Среди выдающихся исполнительниц партии Кармен в ГАБТе были Вера Давыдова, Надежда Обухова, Елена Образцова, Тамара Синявская. Ирина Архипова в молодости блистала в этой партии на сцене Свердловского театра оперы и балета, затем была приглашена в труппу Большого.

Фото: Пресс-служба театра

7. Легендарная Мария Каллас никогда не пела Кармен на сцене, но сохранилась аудиозапись в ее исполнении. Эта запись легла в основу фильма Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда". По его сюжету, лирический герой, режиссер, уговаривает потерявшую голос диву сняться в фильме-опере "Кармен" под собственную фонограмму, дав таким образом возможность поклонникам певицы увидеть наяву ее не осуществленную на сцене роль. После долгих увещевания Каллас соглашается, фильм снят, но по требованию певицы он никогда не увидит экранов.

8. Работая над новой постановкой "Кармен" в Большом, режиссер Алексей Бородин вернулся к некоторым мотивам, заложенным Мериме: в спектакле, как и в новелле, Севилья обделена солнцем и радостью. Относительная неудача спектакля связана именно с этим противоречием: музыка Бизе прямо-таки брызжет жизнелюбием и ослепительным светом.

9. Экстравагантных версий этой оперы на сценах мира было довольно много, вот некоторые. В Московском театре "Геликон-опера" на сцене царил ХХ век с автомобилями, плащами и юбками с разрезом, Кармен была уличной проституткой (1996). В предпоследней, 2008 года, постановке ГАБТа герои по воле британского режиссера Дэвида Паунтни выясняли отношения у барной стойки. В интерпретации режиссера Оливье Пи в Лионской опере Кармен была певицей кабаре "Потерянный рай" (2012). Будапештский Эркель-театр в постановке 2014 года частично перевел музыку Бизе в регистры джаза, хор изображал современную молодежь. В балете "Кар Мен" британского хореографа Мэттью Бурна сюжет оперы скрещен с сюжетом фильма "Почтальон всегда звонит дважды"; действие происходило на автозаправочной станции где-то в Америке.

Кармен

Действующие лица

Голос

Описание

опера Кармен

Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.

А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.


На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.

Фото:

Бизе опера Кармен
Кармен краткое содержание



Интересные факты


Опера Комик

Популярные арии и номера

Жорж Бизе

Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.

Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия. Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.

Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.

Осенью 1875 года опера была поставлена в Вене на немецком языке. Однако то, что было показано зрителям, кардинально отличалось от того, что задумывал Бизе – это была самая настоящая опера-балет со множеством танцевальных номеров. Венский театр решил удивить публику ярким зрелищем – на сцену были выведены всадники на настоящих лошадях и целый кортеж тореадоров.

смерть Кармен

А вот в 1882 году другую постановку спектакля зрители встретили с восторгом, и, наконец-то, сочинение Бизе получило заслуженное признание. Ее инициатором стал новый директор императорских театров И.А. Всеволожский. Вырезанные отрывки опять появились на сцене, был выбран новый актерский состав, а все хореографические номера поставил Мариус Петипа .

Мариус Петипа

В 1885 году текст либретто перевели на русский язык, и в таком варианте опера впервые прозвучала в Мариинском театре,

Одним из первых русских композиторов, познакомившихся с этим сочинением Бизе , стал П.И. Чайковский . Оно настолько ему полюбилось, что Пётр Ильич даже выучил весь клавир наизусть. И когда СМИ то и дело публиковали негативные отзывы и разгромные рецензии, он твердил, что однажды эта опера станет самой популярной в мире. И русский гений не ошибся. Сегодня трагическая история о жизни вольнолюбивой цыганки в интерпретации великого французского маэстро считается одной из вершин оперной музыки – гениальным, эталонным и неподражаемым творением.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Народная артистка СССР Елена Образцова в роли Кармен. Большой театр, 1979 г. Фото: Валерий Генде-Роте

Народная артистка СССР Елена Образцова в роли Кармен. Большой театр, 1979 г. Фото: Валерий Генде-Роте

3 марта 1875 года в Париже состоялась премьера оперы Жоржа Бизе “Кармен”.

По этому случаю напомним некоторые любопытные факты, связанные с рождением и постановками этой оперы.

1.

Как известно, в основе сюжета оперы – новелла Проспера Мериме. Либретто писали драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви – широко известные авторы сюжетов многих оперетт Оффенбаха.

Они основательно поработали над образами Кармен и Хозе: первую сильно романтизировали, убрали ее склонность к воровству и, сделав упор на ее независимом свободолюбивом нраве, второго лишили мрачного ореола преступника и тоже поставили на котурны, сделав пылким романтическим героем.

2.

Бизе определял “Кармен” как “комическую оперу”. Это связано с тем, что в “серьезных” операх чаще действовали либо царствующие особы, либо боги. Веризм еще только брезжил в операх Пуччини, и хотя первая куртизанка уже появилась у Верди в “Травиате” – но это случилось в менее консервативной и музыкально более продвинутой Италии.

Провал парижской премьеры был обусловлен еще и тем, что ожидания публики, настроившейся на красивое легкое зрелище, были обмануты: перед нею предстала, в сущности, первая в истории реалистическая музыкальная драма.

3.

Мелодию “Хабанеры” Жорж Бизе заимствовал, как он полагал, из испанского фольклора. На самом деле это была песня El Arreglito, написанная испанским композитором Себастьяном Ирадьером, автором знаменитой La Paloma. Обнаружив ошибку, Бизе честно внес имя Ирадьера в свою партитуру.

4.

Премьера оперы состоялась в 1875 году в парижском театре “Опера-комик”, прошла без особого успеха, спектакль был быстро снят с репертуара. Первых критиков оперы бесила сама мысль, что куртизанка Кармен оказывалась на голову выше ее благопорядочного окружения.

Она умирала как героиня, непобежденной, и публика ей должна была сочувствовать. Но плотская страсть, так откровенно выраженная в музыке, шокировала светскую публику, дамы стыдливо опускали глаза. К тому же сам факт смерти героини на сцене “Опера-комик” был немыслимым, беспрецедентным скандалом.

Но уже премьера в Венской опере все круто изменила: успех был громовым. Брамс заявил, что готов ехать на край света, чтобы обнять Бизе. Чайковский в письме к фон Мекк назвал “Кармен” “шедевром, которому суждено отразить в себе… музыкальные стремления целой эпохи”. Вена и дала первый толчок триумфальному шествию оперы по театрам мира. К 1878 году она добралась до Америки и России.

Но Бизе так и не узнал о ее триумфах – умер в 36 лет, вскоре после парижской премьеры.

5.

По традициям комических опер, “Кармен” поначалу шла с прозаическими диалогами, которые перебивались развернутыми музыкальными сценами. Уже после смерти Бизе, готовя премьеру в Вене, его друг Эрнест Гиро заменил диалоги речитативами и ввел в ткань оперы танцевальные сцены, использовав музыку к провалившейся раньше “Арлезианке”.

6.

Первая постановка “Кармен” в Большом театре относится к 1898 году. Образ героини в исполнении Елизаветы Азерской был еще более приподнят над грешной землей, и газеты того времени писали об испанской грандессе, попавшей в романтическую историю с благородным офицером из обедневших дворян.

С разными отклонениями эта традиция видеть в Кармен героиню безусловно и стопроцентно положительную сохранялась и в советские времена. Среди выдающихся исполнительниц партии Кармен в ГАБТе были Вера Давыдова, Надежда Обухова, Елена Образцова, Тамара Синявская.

Ирина Архипова в молодости блистала в этой партии на сцене Свердловского театра оперы и балета, затем была приглашена в труппу Большого.

7.

Легендарная Мария Каллас никогда не пела Кармен на сцене, но сохранилась аудиозапись в ее исполнении. Эта запись легла в основу фильма Франко Дзеффирелли “Каллас навсегда”.

По его сюжету, лирический герой, режиссер, уговаривает потерявшую голос диву сняться в фильме-опере “Кармен” под собственную фонограмму, дав таким образом возможность поклонникам певицы увидеть наяву ее не осуществленную на сцене роль.

После долгих увещевания Каллас соглашается, фильм снят, но по требованию певицы он никогда не увидит экранов…

8.

Работая над новой постановкой “Кармен” в Большом, режиссер Алексей Бородин вернулся к некоторым мотивам, заложенным Мериме: в спектакле, как и в новелле, Севилья обделена солнцем и радостью. Относительная неудача спектакля связана именно с этим противоречием: музыка Бизе прямо-таки брызжет жизнелюбием и ослепительным светом.

9.

Экстравагантных версий этой оперы на сценах мира было довольно много, вот некоторые. В Московском театре “Геликон-опера” на сцене царил ХХ век с автомобилями, плащами и юбками с разрезом, Кармен была уличной проституткой (1996).

В предпоследней, 2008 года, постановке ГАБТа герои по воле британского режиссера Дэвида Паунтни выясняли отношения у барной стойки. В интерпретации режиссера Оливье Пи в Лионской опере Кармен была певицей кабаре “Потерянный рай” (2012).

Будапештский Эркель-театр в постановке 2014 года частично перевел музыку Бизе в регистры джаза, хор изображал современную молодежь. В балете “Кар Мен” британского хореографа Мэттью Бурна сюжет оперы скрещен с сюжетом фильма “Почтальон всегда звонит дважды”; действие происходило на автозаправочной станции где-то в Америке.

История создания оперы

Жорж Бизе

Тематику предложил сам автор. При этом, во время создания оперы, Бизе несколько раз менял музыку к произведению и либретто.

Интересный факт! Сюжет к опере взят из новеллы Проспера Мериме. Причем Испания в произведении Мериме была наполнена мрачными трущобами и дикими горными ущельями. Тогда как в опере Бизе Испания – страна с оживленными улицами и площадями.

Поначалу опера не была популярной, т. к. парижане с неохотой шли смотреть постановку, а первый показ и вовсе провалился. А спустя два месяца Жорж Бизе скончался. Смерть автора вызвала ажиотаж у населения, и все больше людей стремились увидеть историю о вольной цыганке и драгуне, преступившем закон ради любви.

Главные герои и их характеристика

Кармен

Посмотрим на главные действующие лица оперы:

Кармен – это олицетворение страсти, свободолюбия, независимости и женской неотразимости. В литературном произведении персонажу были свойственны вороватость и хитрость. Автор избавил образ цыганки от того обыденного, что не позволяло ей раскрыться во всей красе. Она не любит ограничений и получает удовольствие, играя на мужских чувствах. Кроме того, у Кармен неустойчивые взгляды и нетерпимость к тем, кого она перестала любить. Она была влюблена в Хозе и ждала его возвращения. Но как только чувства девушки к бывшему сержанту пропали, он стал ей не нужен, и она избавилась от него. Сразу после этого она призналась в любви тореадору. Все это говорит о влюбчивости и свободолюбии цыганки. За свою любовь к свободе она поплатилась жизнью.

Хозе – это простой и слабохарактерный человек. Он вспыльчивый и легко поддается дамским чарам. Ради любви он предал службу и даже оголил шпагу против своего капитана. Его вспыльчивость также проявляется в том, что в порыве ярости он убил любимую женщину, т. к. та предпочла другого и предала его чувства (да и вряд ли Кармен в полной мере его любила).

Эскамильо – сильный и уверенный в себе мужчина. Он влюблен в Кармен и искренне готов сражаться за нее. Партии Эскамильо наполнены уверенностью и энергией. Можно посмотреть видео его противостояния с Хозе, где хорошо прослеживается энергичность и сила Эскамильо.

Микаэла – тихая и нежная девушка, полная противоположность Кармен. В поисках Хозе она идет к фабрике и на предложение драгуна провести время вместе отвечает отказом. Когда мать Хозе была на пороге смерти, Микаэла сквозь страх отправляется к контрабандистам и умоляет его вернуться.

Второстепенные персонажи

Из действующих лиц также представлены:

контрабандисты Данкайро и Ремендано;

цыганки Фраскита и Мерседес, подруги главной героини;

Лильяс Пастья, хозяин таверны;

проводник, мальчишки, солдаты и народ.

Постановка состоит из 4 действий.

Действие первое

Танец Кармен

События разворачиваются в Севилье (Испания) рядом с табачной фабрики. Неподалеку остановился отряд драгунов, солдаты которого то и дело любуются молодыми работницами театра.

Вдруг приходит Микаэла, которая ищет сержанта Хозе, но Моралес отвечает ей, что он придет со следующей сменой, и та уходит. На смену прежнему эскадрону приходит Дон Хозе и вступает в беседу с капитаном Цунигой, который открыто восхищается местными красавицами. Но Хозе они неинтересны, ведь у него уже есть невеста.

Из стен фабрики слышится звон, и все девушки выходят на улицу. Появляется и Кармен, та, ради внимания которой мужчины готовы пойти на все. Однако цыганка к ним равнодушна, и она получает истинное удовольствие от насмешек над чужими чувствами.

Она исполняет Хабанеру, но ей не нравится равнодушное поведение Хозе. Девушка бросает цветок под его ноги, и все работницы возвращаются на фабрику.

Микаэла возвращается и передает сержанту письмо и поцелуй от матери, между парой происходит симпатия. Он читает письмо и соглашается с желанием матери, намереваясь жениться на Микаэле по возвращении.

После ухода девушки, с фабрики доносятся громкие звуки. Оказалось, что цыганка напала на одну из работниц. Цунига приказывает сержанту стеречь Кармен, а сам идет за ордером на арест. Девушка исполняет Сегидилью и влюбляет в себя Хозе. Он помогает ей сбежать и сам попадает под стражу.

Действие второе

Кармен в таверне

Спустя два месяца Кармен вместе с подругами работает на развлечение публики в таверне. В числе зрителей и Цунига, который рассказывает девушке, что Хозе отбыл наказание и был разжалован в солдаты, и пара сможет вновь увидеться.

В таверне под шум поклонников появляется тореадор Эскамильо. Он полюбил Кармен и пытается ее обольстить, исполняя песню. Но девушка отмахивается от него, т. к. она ждет возвращения Хозе.

Таверна закрывается, и внутри остаются лишь контрабандисты Данкайро и Ремендано и цыганки – Мерседес, Фраскита и Кармен. Первые намереваются скрыть контрабанду, а девушки должны им помочь. Но последняя отказывается, желая встретить возлюбленного.

Заходит Хозе, и цыганка исполняет ему танец. Позже раздается сигнал о необходимости вернуться в казарму. Мужчина выбирает между воинским долгом и любовью, но вдруг приходит Цунига и требует его возвратиться в лагерь. На что первый обнажает шпагу и вступает в бой с капитаном. Отныне он – дезертир, который не сможет вернуться.

Контрабандисты обезвредили Цунигу и увезли подальше, т. к. тот мог помешать их планам.

Действие третье

Хозе присоединился к Данкайро и Ремендано, и они вышли на очередное дело близ границы. К этому времени Кармен к нему охладела и относится к нему с презрением. Контрабандисты отправляются на разведку и встречают там солдат.

Несмотря на страх, в ущелье появляется Микаэла, она разыскивает Хозе и видит, что тот целится в кого-то. Его целью оказался Эскамильо, который пришел за Кармен. Между мужчинами начинается стычка, и их разнимает цыганка. Тореадор приглашает всех на свое выступление.

Контрабандисты планируют уйти, но встречают Микаэлу. Та просит Хозе вернуться и заявляет, что его мать на пороге смерти. Цыганка с презрением ему говорит, что он должен уйти. Он соглашается, но обещает обязательно вернуться к этому разговору.

Действие четвертое

Смерть Кармен

На севильской площади идут приготовления к бою быков. Здесь толпа зрителей, включая Цунигу, Кармен и ее подруг. Затем приходит Эскамильо, и пара клянется в любви друг другу. Тореадор уходит, и цыганки предупреждают девушку об опасности, т. к. рядом может быть Хозе. Но она не боится этой встречи.

Зрители следуют к арене, и на пути ее появляется Хозе. Бывший сержант напоминает девушке о прошлом и просит ее вернуться. Хозе умоляет ее быть с ним и угрожает, но та остается непреклонной и бросает к его ногам подаренное им кольцо.

Она пытается пройти, но он не позволяет ей это сделать и убивает девушку. Толпа приветствует тореадора, победившего быка, а преступник признается в убийстве любимой женщины, и его сажают под стражу.

Анализ произведения

Хозе и Кармен

Несмотря на то, что постановка носит имя девушки-цыганки, наибольший интерес вызывает судьба Дона Хозе. Когда-то он был законопослушным солдатом, любящим свою невесту, а в кого он превратился сейчас? В разбойника и дезертира. Он оголил шпагу против своего капитана. Вот на что способен человеческий разум во имя любви.

А что же Кармен? Похоже, что она вовсе не любила Хозе, и он скорее был для нее игрушкой, которая заинтересовала ее своим равнодушием. Мы всегда хотим обладать тем, чего у нас нет. Это двигало и цыганкой, такова ее психология.


Читайте также: