Интересные факты о малевиче кратко

Обновлено: 17.05.2024

Родители Малевича были поляками. Отец, Северин Антонович Малевич, работал управляющим на сахароваренном заводе. Мать семейства, Людвига Александровна, в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. В семье Малевичей воспитали пятерых сыновей и четверых дочерей. Всего у супругов родились четырнадцать детей, но только девять из них дожили до взрослого возраста. Казимир был старшим.

Сильное впечатление

Отец хотел передать первенцу свои знания о сахароварении, поэтому часто брал Казимира на завод и под грохот машин красочно описывал индустриальное будущее человечества. Думается, что Северин Антонович в некотором роде достиг своего: очарование двигающейся геометрии Казимир пронёс через всю жизнь.

Первый опыт рисования

Первым учителем рисования в жизни Малевича стал маляр, красивший крышу дома в зелёный цвет. Мальчик подметил, что цвет краски чудесно совпадает с цветом деревьев, дождался, когда рабочий уйдёт на обед, и забрался на крышу. Деревья удались не вполне, однако ощущение скольжения кисти по горячей крыше навсегда захватило его воображение. Он готовил самодельные краски, рисовал чернилами, карандашом, бегал подглядывать за настоящими художниками, расписывающими местный собор, словом потерял всякий интерес к реальности.

Портреты кисти Казимира Малевича: отца 1902 года, третьей жены художника, Натальи Андреевны Малевич, урожденной Манченко, и матери ( оба 1932 года)

Портреты кисти Казимира Малевича: отца 1902 года, третьей жены художника, Натальи Андреевны Малевич, урожденной Манченко, и матери ( оба 1932 года)

Курский период

Когда Казимиру исполнилось семнадцать лет, его отец нашёл работу в Курске в железнодорожном управлении. Северин Антонович ещё не потерял надежду на то, что сын освоит приличную профессию, и устроил его чертёжником. Странным образом Казимир Малевич сплотил вокруг себя людей, увлекающихся рисованием. Начальство железнодорожного управления было вынуждено выделить помещение для их импровизированного союза. Рисование в Курске стало модным, и даже видные чиновники заказывали себе из Москвы этюдники, краски и гипсы.

Семейная жизнь

Казимир Малевич первый раз женился в возрасте 22 лет. Что интересно, его жену тоже звали Казимирой.

Внезапно в 1904 году художник, вместо того чтобы наслаждаться семейной жизнью, засобирался в Москву. Малевич был хрестоматийным примером голодного художника, ему не только не хватало денег на переезд семьи, но и на собственное повседневное пропитание. Мать снова пришла на помощь: перевезла дочерей, внуков и невестку в Москву и открыла столовую. Однако ни этот брак, ни два следующих не сделали Малевича примерным семьянином.

Эволюция творчества

Логика квадрата

Авторские права

Впрочем общественность отреагировала на работы Казимира Малевича резко отрицательно и запретила ему нарекать супрематизм одним из течений футуризма.

Преподавание и последователи

Как Казимир Малевич представлял свои похороны

По завещанию художника он должен был лежать в супрематическом гробу в виде креста с раскинутыми руками. В действительности на это никто не решился, однако на могиле Казимира Малевича всё же был поставлен деревянный монумент с изображением чёрного квадрата. Ныне место захоронения утеряно, но примерно в двух километрах от настоящего места погребения поставлен бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне.

Влияние Малевича на другие сферы жизни


1.Казимир Северинович Малевич – знаменитый художник 20 века.

2.Он российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, сценограф и философ.

4.Малевич вошел в историю как родоначальник и основоположник супрематизма – одного из ключевых и крупнейших направлений в абстракционизме.


6. Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Хотя о дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Одни считали, что художник родился 23 февраля 1878 года, другие – что на год позже, 1879 года. Историки больше склоняются ко второй версии, так как имеется запись в приходской книге костела святого Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году.

7.Его отец, Северин Антонович, служил управляющим на сахароваренных фабриках, а мать, Людвига Александровна, занималась домашним хозяйством.

8.У родителей будущего художника, которые являлись поляками по происхождению, родилось 14 детей, пятеро из которых не дожили до зрелого возраста.

9.Казимир был первым из 14 детей, а до старости дожили только девятеро: 4 брата — Казимир, Мечислав, Бронислав, Болеслав, Антон и 4 сестры — Виктория, Северина, Ванда и Мария.

10.В детстве Казимир ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст — портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти. С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию.


11.Заметив интерес к рисованию, мама подарила ему на 15-летие набор красок. Уже к 17 годам Казимир научился рисовать.

12.В 1895 Казимир убедил отца разрешить поступить в Киевскую художественную школу. В период 1895-1896 годов он обучался в Киевской рисовальной школе.

15.В детстве и юности Казимир вместе с семьей сменил не одно место жительства, что было связано с работой отца. Он успел проучиться в Киевской рисовальной школе 1 год: семья переехала в Россию.


16.В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске.Здесь Казимир устроился чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. Одновременно с этим он продолжал увлекаться живописью.

17. В Курске у Казимира Малевича появилось немало друзей, имевших такие же взгляды на художественное искусство. Это привело к тому, что ребята открыли художественный кружок, в котором могли реализовать свои творческие амбиции.

19.В 1905 году он безуспешно пытался поступить в столичное училище живописи, ваяния и зодчества Попытка Малевича добиться успеха в Москве не увенчалась успехом. Его прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества отклонили. Он отсылал документы в училище еще несколько раз и каждый раз получать отказ. Испытывая материальные трудности, Казимир был вынужден со временем вернуться домой.


1 — Я ЖЕНА МАЛЕВИЧА — КАЗИМИРА

20. В 1899 году Малевич женился на дочери курского пекаря… Казимире Зглейц. Кстати, свадьба была двойной: одновременно также женился младший брат Казимира — Мечислав, который брал в жены сестру Казимиры Марию. В 1901 году у Казимира и Казимиры родился первенец — Анатолий (умер в 15-летнем возрасте от тифа). А в 1905 году у них родилась дочь Галина.


21. Вскоре после рождения детей супруги начали отдаляться друг от друга. Казимира не разделяла творческих планов мужа и считала творчество несерьезным занятием, баловством. Вскоре он, оставив жену и детей в Курске, переехал в Москву. Это наметило раскол в семье.

22.Возвращаться к жене и детям в Курск Казимир не хотел. Он снял недорогую комнату в художественной коммуне в Лефортово, где прожил полгода. Когда деньги закончились, он вернулся в семью.

23.Со временем размолвки между супругами участились, и, в конце концов, Казимира ушла от мужа и забрала детей. Она переехала в село Мещерское и устроилась фельдшерицей в психиатрическую больницу. Там она влюбилась во врача и, оставив детей на сотрудницу, уехала вместе с ним из Мещерского.


2 -Я ЖЕНА МАЛЕВИЧА — СОФЬЯ РАФАЛОВИЧ

24.Когда Малевич отправился за детьми в село Мещерское, куда перевезла их Казимира, он познакомился с Софьей Рафалович, с дочерью завхоза, которая временно присматривала за Галиной и Анатолием. В результате, художник начал ухаживать за Софьей. Сначала влюбленные жили гражданским браком, а со временем художник сделал ей предложение, и в 1909 году они сыграли свадьбу.


С 3 -ЕЙ ЖЕНОЙ — НАТАЛЬЕЙ МАНЧЕНКО

26.Через несколько лет Софья умерла, оставив мужа с малолетней дочерью на руках. Примерно через 2 года Казимир Малевич в 3-й раз отправился под венец с Натальей Андреевной Манченко, от которой он был старше на 23 года.

27.София поддерживала желание Казимира заниматься творчеством, всячески опекая мужа, брала на себя бытовые проблемы и приносила основную часть заработка семьи. Казимир же это время совершенствовал свое умение рисовать.

28.В 1907 году в Москву отправилась мать Малевича. Там ей удалось устроиться заведующей столовой и снять 5-комнатную квартиру. Вскоре женщина продолжила Казимиру и его жене переехать к ней, что и было сделано.

29.Позднее Людвига Александровна арендовала столовую, которую ограбили в начале 1908 года. Это привело к финансовым трудностям Малевичей, которым пришлось переехать в более скромное жилище. К тому моменту Казимир был работником студии художника Федора Рерберга. Здесь мужчине удалось получить новые навыки и набраться опыта.


30. В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

32.Малевич стал принимать участие в других выставках, был членом разных творческих объединений, представляя одну за другой свои работы. Большинство из них дошли до наших дней и выставляются в музеях Нью-Йорка, Амстердама. Также их показывали в Лондоне.

33.Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А года через 2 в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.



38.По замыслу Казимира цвет брал верх над остальными свойствами живописи. Краска на картинах начинала играть основную, а не второстепенную роль. На супрематических полотнах он стремился уровнять творческую силу человека и Природы.



47. Малевич увез с собой весь свой архив, который сегодня храниться в Германии. Ряд своих работ он оставил на попечение архитектора Гуго Херинга и семейству фон Ризен. Практически все картины, которые остались в Германии, сохранились до наших дней и находятся в Амстердамском городском музее. Исчезли лишь около 15 полотен (во время войны).

49.Советское правительство не простило ему поездок за границу, а тем более того, что там он получил большое признание. Когда Малевич приехал на родину, его обвинили в измене как немецкого шпиона. Однако благодаря заступничеству западных коллег и прессы, через пару месяцев Казимир был выпущен на свободу. Ему даже разрешили организовать выставку в Третьяковской галерее. Так как многие картины остались за границей, художнику пришлось воссоздать свои работы разных периодов.


52.Известно, что однажды Малевич изобрел граненый стакан. Так, якобы в 1930 году, когда он второй раз сидел в тюрьме, он обратил внимание на хрупкость круглых стаканов. Тогда художник решил создать более жесткий стакан-многогранник. После своего освобождения он рассказал о своей идее скульптору Верой Мухиной, которая при помощи знакомых смогла запустить производство граненых стаканов.

54.В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать — чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Вскоре ему пришлось переехать в Ленинград. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.


55.Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

56.Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде в возрасте 56 лет. По завещанию, после кончины кубиста его тело предстояло поместить в гроб в форме креста. Однако вопреки волеизъявлению усопшего, гроб был прямоугольной формы, но выполненный в духе супрематизма. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

58.Казимир Малевич лидирует среди художников, шедевры которых подделывают чаще всего. Этому способствуют высокий спрос и, соответственно, цены на авангардные творения.

59.Даже в крупных солидных музеях попадаются поддельные картины Малевича. Например, в 2017 году в одном из музеев Германии среди подлинников в результате экспертизы была обнаружена копия, которая хранились в учреждении с 1950-х годов.

60.Многие коллекционеры уверены, что обладать картинами Малевича очень престижно.

Казимир Малевич — известный всему миру художник-авангардист, теоретик искусства, философ, дизайнер. Он творил в противоречивое время, и само его творчество было таким же — парадоксальным, неоднозначным и бросающим вызов всему, что было до него. Неслучайно именно этим выдающимся человеком и именно в эту эпоху было предложено новое направление в искусстве — супрематизм, которое стало одним из важнейших направлений в авангардном искусстве и абстракционизме.

Был старшим из 14 братьев и сестер

По происхождению родители Малевича были поляками. Казимир — 1-й ребенок в семье. Он родился в 1879 году в Киеве, его детство прошло в селе в относительно спокойные годы, когда огромной страной управлял царь-миротворец Александр III, и до того, как весь привычный уклад жизни должен будет перевернуться вверх тормашками, оставалось еще немало лет.

У мамы и папы Казимира в общей сложности родилось 14 детей, но только 9 из них дожили до зрелого возраста

Его первая картина бесследно исчезла

Его забраковали в училище живописи. 2 раза

В 1904 году Малевич решил круто изменить свою судьбу и переехал в Москву. Его жена и дети остались в Курске (туда молодой художник перебрался с родителями 8 годами ранее).

В Москве Казимир подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — ему отказали. Год спустя попробовал еще раз, и снова его постигла неудача.

Пел одну и ту же песню во время работы

Назвал дочку в честь своего творческого объединения

В это время у Казимира Севериновича родилась дочь, которую в честь объединения он назвал Уной.

Дружил с Сергеем Есениным

По словам Е. В. Полуэктовой, художник был дружен с Сергеем Есениным. Малевич даже создал потрет приятеля, выполнив его тушью. Эта работа пропала после войны.

И сам писал стихи

Когда разрывает вашу камеру чувство Неизвестная тревога, ищите в нем нового когда от формы страх поразит ваше сознание Немедленно делайте в страхе.

Стихи Малевич писал на протяжении почти всей творческой жизни. Наибольшее число белых стихов художника приходится на супрематический период его творчества. Поэзия Малевича так же необычна, нова и революционна, как и стиль живописи художника.

Был дизайнером

Казимиру Малевичу пришла мысль о замене традиционного декора абсолютными геометрическими формами. Еще до революции супрематисты стали пытаться внедрить новый декор в повседневный обиход. Вообще, пожалуй, именно авангардистов можно считать первыми дизайнерами в Советском Союзе.

В 1920 году в Витебске эти попытки наконец получили логическое завершение: супрематизм пришел в обиход в виде плоского орнамента на стенах, посуде, тканях и одежде. В мастерских стали изготавливать образцы тканей по эскизам Малевича.

Малевич и другие супрематисты обогатили историю мирового фарфора оригинальными геометрическими формами и подходом к росписи. В результате творческой находки художника Императорский фарфоровый завод выпустил серию получашек. С точки зрения Малевича, чашкам незачем быть непременно круглыми.

Казимир Малевич

Малевич, а есть ли смысл?

Даже художница Ольга Чекотовская и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Творчество протеста

Супрематизм

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг из этой подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

Геометрия Малевича

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Красный квадрат

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Торжество неба

Весна

Девушка






Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

Эскизы тканей

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

Вышивки

Костюмы

Чем вдохновлялся Малевич?

Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

Народная вышивка

ТОП-10 интересных фактов про Малевича

1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

Сервиз

Одеколон

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

Кабинет Малевича

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Памятник черному квадрату

Памятник творчеству Малевича:

Памятник Малевичу

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

Шрифт Малевича


Квадрат под рентгеном

Ученики Малевича

Выставка в Петербурге

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

Биография Малевича Казимира Севериновича (1879–1935 гг.) , русского и советского художника-авангардиста, достаточно интересна. Он жил и творил в очень смутное время, и, наверное, не случайно, что именно в это время им было предложено совершенно новое направление в искусстве – супрематизм, предтеча современного авангарда.


Ранние годы

Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.

До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).

В 1896 году Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.

Первая поездка в Москву

В 1905 году Малевич уехал в Москву. Он попытался поступить в Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году он предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.

Окончательный переезд в Москву

В 1907 году вся семья перебралась в Москву. Казимир стал посещать занятия по художественному творчеству.

В 1909 году он развелся и женился на Софье Рафалович, полячке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в краткой биографии Казимира Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).

Признание и творческая карьера

Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.

В 1920-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.

В 1930-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.

В 1933 году он тяжело заболел, а в 1935 скончался. Похоронен недалеко от села Немчиновка, где долгое время жил и работал.

Читайте также: