Интересные факты о казаках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Украинское казачество чрезвычайно интересное и важное явление в истории как страны, так и мира. Казаки удивляли, и захватывали, вдохновляли художников и литераторов на создание своих шедевров, берегли родную культуру и обычаи. Упоминания о казаках встречаются и в зарубежных источниках. Однако казаки были не просто воинами, ведь рядом с силой, мужеством, умом, хитростью тесно переплетаются элемент загадочности и мистики.

Так возможно запорожские казаки были не такими уж и простыми обычными рыцарями?

Предлагаем окунуться в захватывающий мир казачества с подборкой интересных фактов о них.

Одним из важных преимуществ казаков, кроме силы, оружия и непревзойденной боевого мастерства были хитрость и не абы какая сообразительность. Практически всегда запорожцы незаметно подкрадывались к своим врагам, и заставали их врасплох, обеспечивая себе тем самым больше шансов на победу.

Нельзя не упомянуть и об уникальных и оригинальных казацких лодках, которые использовались для походов. Как это ни странно, но казацкие судна можно смело назвать прообразом современных подводных лодок, ведь они были построены особым образом, с использованием двойного дна. Между двумя днищами лодки размещали груз-балласт, благодаря которому судно погружалось в воду, это давало возможность незаметно подплыть к недругам. Перед боем же этот балласт выбрасывался, а лодка неожиданно для врага появлялся на поверхности, это становилось настоящим шоком для врагов, ведь никто даже и предположить не мог, что лодка с казаками может вынырнуть из морских глубин. Для достижения такого же эффекта неожиданности часто использовали и другой метод, а именно переворачивали чайки вверх дном. Казацкие чайки были и остаются непревзойденными образцами судостроения, эти лодки были чрезвычайно прочные, но в то же время легкие и маневренные.

Интересно, что первым демократическим объединением в мире принято считать именно Запорожскую Сечь. Все вопросы относительно жизни, быта и деятельности решались на общем собрании-раде, путем голосования. И если учитывать обстоятельства побудивших к приходу людей на Сечь, а именно социальная несправедливость, то этот факт не кажется таким уж странным.

Также Сечь по праву считают первыми полноценным политическим образованием на территории современной Украины. Сечь имела все признаки республики, была полностью независима и большинство европейских стран пытались наладить с ней дипломатические связи.

Ошибочно бытует мнение, что в мирное время основной забавой казаков была пьянка. Конечно без крепких напитков обходилось не всегда, но все же казаки любили культурный отдых, они играли на различных музыкальных инструментах, танцевали, пели песни и устраивали разнообразные показательные поединки в удовольствие себе и окружающим. Также довольно много дел у казаков было и по хозяйству, ведь женщин на Сечи не было вообще.

В походах пить спитрное было категорически запрещено, а нарушение этого запрета приравнивалось к предательству, измене и могло караться смертью.

Конечно семейная жизнь казаков, была сложной, а иногда ее и вовсе не было, но казаки находили собратьев на Сечи, для которых были готовы на все. Существуют мнения, что у казаков был особый обряд-ритуал, во время которого воины-побратимы обменивались своими нательными крестиками, что олицетворяло верность друг другу.

Правила и законы на Сечи были строгими, а иногда и жестокими. Так за кражу или убийство, виновник не только расплачивался своей жизнью, но и делал это в довольно жестокой форме: его могли бить дубинками или даже похоронить живьем вместе с покойником. Возможно это было совсем не гуманно, но дисциплина у казаков была отличная.

Казаки не только пользовались своими собственными знаниями, они обогащали и заимствовали умения и достижениями и других народов. Так существуют упоминания что на Сечи жили иностранные гости и представители около двадцати национальностей. Кроме гостей, казаки их старшина и гетманы довольно много путешествовали, знакомясь с культурой, научными достижениями и обычаями других наций, тем самым обогащая свою.

Одного общего флага у казаков не было, каждая сотня или полк имели свои собственные флаги, однако начиная с 17 века появляются упоминания о главном флаге запорожской сечи. На этом флаге был изображен Архангел Михаил на ярком, красном фоне с одной стороны, а с обратной - белый крест, золотистое солнце, полумесяц и звезды. А своеобразным символом-гербом стал образ казака с мушкетом.

Необычно и интересно что на казацких флагах довольно часто изображали шестиугольную звезду. Согласно древних убеждений и верований, это был знак гармонии, который мог символизировать отдельный род или быть символом магии.

У запорожских казаков был интересный обычай, держать курень (жилье казаков) всегда открытыми, так путешественник или прохожий мог зайти туда, отдохнуть, поесть, погостить и двинуться дальше в путь, даже если хозяина не было дома. В противовес такой гостеприимности, существовало строгое правило, выносить из куреня ничего нельзя, в противном случае суровое наказание. Также если кто-то находил какую-то вещь на Сечи, ее привязывали к высокой палке или столбу и если за 3 дня собственник не находился, эта вещь переходила в личную собственность того, кто ее нашел.

Говорят, что на острове Хортица до сих пор растет дуб, воспетый казацкими легендами, думами и песнями. В некоторых из них рассказывается об обрядах и ритуалах, которые проводили перед боем. Местные жители убеждены, что дубу уже 700 лет.

Не менее интересным историческим фактом является и то, что украинские казаки добрались и до Америки. Так Джон Смит, основатель одного из первых поселений британцев на американском континенте, участвовал в борьбе с турками и татарами и попал в плен. Смита из плена спасли запорожские казаки, он гостил на Сечи, откуда и вернулся в Англию, куда и пригласил своих спасителей. Именно в это время англичане решили основать первую колонию в Америке. Джон Смит отправился в это путешествие прихватив с собой нескольких казаков, изъявивших желание путешествовать вместе с ним. Именно так Украинцы помогали основывать Америку.

Мнение и желание родителей для казаков почти что священны. Ни одно дело, никакая работа не начинались без их благословения. Неуважение к родителям и к старшим считалось большим грехом.

2. Отношение к женщинам, женской чести

По поведению женщины измерялось достоинство мужчины — её мужа, отца или брата.

3. Женитьба и продолжение рода

Поскольку продолжению рода в казачестве придавалось большое значение, таких юношей старались беречь. При этом были казаки, принявшие обет безбрачия.

4. Езда на лошади и военные навыки

Как только у ребёнка прорезался первый зуб, его усаживали на лошадь. Трёхлетние дети казаков могли спокойно ездить на лошади во дворе, а пятилетние вовсю скакали по степи.

С юных лет казаки оттачивали своё умение владеть оружием, а также совершенствовались в приёмах джигитовки.

5. Культ боевого коня

Перед отъездом казака на войну жена кланялась в ноги коню, чтобы он уберёг супруга, а затем — его родителям. При похоронах казака за гробом шёл сначала его конь под чёрным чепраком, а за конём — его ближайшие родственники.

6. Гостеприимность

Гость у казаков считался посланцем от Бога. При этом самый желанный гость — это незнакомец, которому необходим отдых, крыша над головой, всесторонняя забота и опека.

Гостям, независимо от возраста, выделялось лучшее место для отдыха, их угощали лучшими яствами.

Она имела 2 днища, между которыми укладывался груз. Лодка слегка погружалась воду, и незаметно приближалась к врагам. В нужный момент балласт выкидывался, лодка подымалась на поверхность воды, а казаки атаковали своих противников.

8. Отношение к пьянству

Казаки известны своими шумными хмельными празднествами. Однако к настоящим пьяницам относились резко негативно. Человека, умершего от перепоя, хоронили на кладбище рядом с самоубийцами, а вместо креста устанавливали осиновый кол.

9. Самый страшный порок

Самый презираемый казаками порок — обман. Казаку, который не выполнил своё обещание (или просто забыл о данном слове), уже никто не доверял.

10. Казаки-первопроходцы

Освоение новых земель в XVI и XVII веках происходило в основном силами казачьих войск. Самые известные атаманы-первопроходцы — Ермак Тимофеевич, Василий Поярков, Семен Дежнёв, Владимир Атласов.

11. Национальный состав

Казачьи полки формировались не только из славянских народов, но и калмыков, бурят, литовцев, адыгейцев, черкесов и многих других.

Ещё раньше, во времена татаро-монгольского владычества, казаки несколько ассимилировались с татарами. В быт казаков перешло много тюркских понятий — атаман, караул, юрт, майдан, станица, кош.

Тем не менее у казаков сохранилась православная вера и русский язык.

Интересно, что мужчины-казаки предпочитали проводить своё свободное время вместе с мужчинами. Женщины, в свою очередь, общались между собой. На больших праздниках, куда приглашалась и те и другие, мужчины занимали одну сторону стола, а женщины — другую.

На правах рекламы

Транснациональные репрессии Китая должны прекратиться

Триплекс и закалённое стекло. Что лучше?

Триплекс и закалённое стекло. Что лучше?

Как работают современные типографии

Как работают современные типографии

Почему Стив Джобс не разрешал своим детям использовать айфоны и айпады?

Почему Стив Джобс не разрешал своим детям использовать айфоны и айпады?

Многофункциональные квадрокоптеры в 2017 году — проще, лучше и безопаснее

Многофункциональные квадрокоптеры в 2017 году — проще, лучше и безопаснее

Про металл и обработку

Про металл и обработку

Недвижимость в Майами пользуется растущим спросом

Недвижимость в Майами пользуется растущим спросом


Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки - "…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства".

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

1. Территории

Посмотрим, где же прятались крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков. В течение двух столетий сотни тысяч беглых крестьян прячутся на самых крупных, центральных реках России — по сути на торговых и политических магистралях. Это ДНЕПР, ДОН, ВОЛГА, УРАЛ и ТЕРЕК. Сложно придумать более неудачное место для того, чтобы спрятаться.

Именно здесь постоянно проходят торговые и иные караваны, так именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени (Иван Грозный, Юрьев, Шереметев, Ноздреватый, Ржев, Адашев, Серебряный, Вишневецкий и др.). Здесь нет лесов, гор, непроходимых болот в которых, например, стремились прятаться староверы от никоновской реформы. Все эти области преимущественно степь, которая просматривается на многие километры вокруг и где поиск беглецов максимально упрощен.

Историки уверяют, что все эти области были незаселенной, ненужной никому окраиной, захолустьем. Но беглым крестьянам достаются из самых благодатных в климатически-географическом плане мест. Удивительно ровный теплый климат, черноземные почвы, дающие два урожая в год, обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами.

И за гораздо более скромные места на земле велись долгие кровопролитные войны. Здравый смысл подсказывает, что такие территории доставались только самым сильным и удачливым, а не беглым крестьянам и холопам.

2. Налоги

Беглые крестьяне освобождаются от налогов. Причём за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов. Оба утверждения противоречат здравому смыслу – зачем беглецам защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? И откуда такая теплота, вплоть до налоговых льгот, у государства к беглецам, которых по логике нужно вернуть, а не просить их платить налоги и спать спокойно.

3. Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

4. Казаки-татары и казаки-басурмане

Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами.

Казачьи войны 17 века против Романовых названы крестьянскими бунтами.

Казачьи атаки на Москву, Серпухов, Калугу 15-16 веков названы татарскими набегами.

Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается нерусское и басурманское Астраханское Ханство, как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России здесь волшебным образом появляется Астраханское казачье войско.

На месте Большой Орды появляется надпись Донские казаки. На месте Едисанской Орды — Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды — Ногайские и Яицкие казаки.

Вообще у татар и казаков общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств.

Татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы. Никто толком не может объяснить, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки.

6. Знаменитые казаки

Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.

Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.

7. Альтернативная версия

Казачество - старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.

Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.

В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.

Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.

Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.

Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.

Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.

В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.

Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.

В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.

kaz842

Промыслы

Казаки

Казачьи поселения располагались по берегам рек (Днепр, Дон, Хопер, Терек, Волга, Яик). Основными промыслами в них были рыболовля, охота, коневодство, военные походы по рекам и морям. У донских казаков на реке Ворона и в низовьях Дона были верфи для строительства парусно — гребных лодок (стругов). Струги были беспалубными, имели заостренные корму и нос, рули на обоих концах, что позволяло без разворота менять направление движения судна при необходимости.

В морских походах казаки громили турецкие корабли и прибрежные города побеждая и числом, и умением. Случалось, запорожцы на чайках доходили до Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив). В Европе к ним относились с уважением.

Начало службы

Одинокий казак

В XVI веке Золотая орда перестала существовать, но выросло и окрепло Московское царство. Царь Иван IV Васильевич Грозный, заботясь о безопасности и целостности царства предложил казачеству государственную службу в обмен на свое покровительство, привилегии и жалованье. В соответствии с этим договором земли казачьих войск вошли в состав Русского царства. При этом казаки продолжали жить на своих землях, сохраняли общинный уклад, имели социальную автономию, освобождались от налогов. Но, обещали беглых не принимать, были обязаны служить охраной царю и по первому зову выходить в поход со своей амуницией.

Московскому царю стали служить и казаки, жившие на левом берегу Днепра. На правом берегу реки Днепр появились войска реестровых казаков, нанявшихся на службу польскому королю.

Первопроходцы

В XVI — XVII веках приращение новых территорий для Русского государства происходило с помощью казачьих войск. Освоение зауральских земель начал казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Ермак Тимофеевич

В 1645 году русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру со своими людьми, вышел в Охотское море и открыл северный Сахалин.

Василий Поярков

Семен Дежнев спустившись к устью Колымы, вышел в Ледовитый океан, обогнул мыс, названный впоследствии его именем, и доплыл до устья реки Анадырь. Так был открыт Берингов пролив. Исследованием Камчатки занимался казак Владимир Атласов в 1697 — 1699 годах.

Семен Дежнев

По мере освоения Сибири и Дальнего востока создавались новые казачьи города и крепости, организовывались новые казачьи войска с привлечением местного населения. Так появились Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское войска. Это был надежный способ освоения и охраны территорий государства.

Земледелие

Правительство старалось заинтересовать казаков заниматься земледелием. Это удавалось в районах, имеющих плодородные земли. У терских казаков развитие получили только виноградарство, бахчеводство и огородничество. В Яицком войске землю обрабатывать было сложно и приоритетным промыслом оставалась рыбная ловля.

Земледелие

Назначение

Казаки на службе

Казаки всегда считали себя воинами и главным своим назначением — военную службу. Занятие хозяйством рассматривалось как возможность иметь хороших коней, качественное снаряжение и служить достойно. Каждый казак с юности оттачивал умение владеть холодным и огнестрельным оружием, совершенствовал приемы джигитовки. Женились казаки рано, до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на войну или на службу. Если казак носил серьгу в ухе, это значило, что он единственный сын в своем роду. Таких берегли: возможность продолжить род очень ценилась у казачества.

С весны до осени запорожцы жили в Сечи, где занимались ремеслами, военной и физической подготовкой. Дети казаков учились в школах, действующих при церквях.

Читайте также: