Битва при слейсе 1340 кратко

Обновлено: 03.07.2024

Битва при Слейсе — первое крупное морское сражение Столетней войны 1337—1453 гг., победа в котором обеспечила англичанам и их союзникам полное превосходство на море.

Содержание

Предыстория

С началом в 1337 г. крупного военно-политического конфликта между Англией и её союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками, с другой, который вошёл в историю как Столетняя война, английский король Эдуард III был заинтересован в обладании гаванью Слейса торгового города Брюгге, так как данный город был крупным центром европейской торговли. Собрав крупные силы в июне 1340 года, король собрался занять гавань, как неожиданно получил известие, что французы предупредили его, захватив бухту и закрепившись там. Король принял решение атаковать французский флот.

Ход битвы

22 июня 1340 года Эдуард вышел море, собрав максимально возможное количество кораблей (около 200). У берегов Фландрии к английским силам присоединилась эскадра адмирала Роберта Морли, тем самым пополнив силы англичан до 250 кораблей. Вскоре 23 июня английский флот подошёл к бухте Слейса, где стоял французский флот численностью до 400 кораблей (из них боеспособными были лишь 190, большинство из которых было нанято у генуэзцев). Английским флотом командовали адмиралы Роберт Морли и Ричард Фицаман под общим руководством короля Эдуарда III. Французским флотом, состоящим из трёх эскадр, командовали адмиралы Гуго (Юго) Кирье, Николай Бегюше и генуэзец Барбавера под общим руководством адмирала Кирье. Французский флот выстроился в 4 линии, первая из которых состояла из наиболее крупных и мощных кораблей, на которых находились генуэзские арбалетчики. Английская эскадра построилась в 2 линии, в первой из которых, как и во французской эскадре, находились наиболее крупные корабли.

Итоги

В результате битвы при Слейсе англичане обеспечили себе полное превосходство на море, одновременно лишив французов возможности высадить десант на территории Англии.

BattleofSluys.jpg

Битва при Слёйсе — первое крупное морское сражение Столетней войны 1337—1453 годов, победа в котором обеспечила англичанам и их союзникам полное превосходство на море.

Предыстория

С началом в 1337 г. крупного военно-политического конфликта между Англией и её союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками, с другой, который вошёл в историю как Столетняя война, английский король Эдуард III был заинтересован в обладании гаванью Слёйса торгового города Брюгге, так как данный город был крупным центром европейской торговли. Собрав крупные силы в июне 1340 года, король собрался занять гавань, как неожиданно получил известие, что французы предупредили его, захватив бухту и закрепившись там. Король принял решение атаковать французский флот.

Ход битвы

22 июня 1340 года Эдуард вышел в море, собрав максимально возможное количество кораблей (около 200). У берегов Фландрии к английским силам присоединилась эскадра адмирала Роберта Морли, тем самым пополнив силы англичан до 250 кораблей. 23 июня английский флот подошёл к бухте Слёйса, где стоял французский флот численностью до 400 кораблей (боеспособными были лишь 190, большинство из которых было нанято у генуэзцев). Английским флотом командовали адмиралы Роберт Морли и Ричард Фицаман под общим руководством короля Эдуарда III. Французским флотом, состоящим из трёх эскадр, командовали адмиралы Гуго (Юго) Кирье, Николя Бегюше и генуэзец Барбавера (исп.) под общим руководством адмирала Кирье. Французский флот выстроился в 4 линии, первая из которых состояла из наиболее крупных и мощных кораблей, на которых находились генуэзские арбалетчики. Английская эскадра построилась в 2 линии, в первой из которых, как и во французской эскадре, находились наиболее крупные корабли.

Итоги

В результате битвы при Слёйсе англичане обеспечили себе полное превосходство на море, одновременно лишив французов возможности высадить десант на территории Англии.

В 1328 году пресеклась мужская линия династии французских королей династии Капетингов. Пока знать и духовенство Франции решала вопрос о дальнейшем престолонаследии, права на французский трон заявил английский король Эдуард III . Дело в том, что его мать Изабелла была дочерью французского короля Филиппа IV Красивого.

Обе страны уже давно имели взаимные территориальные претензии друг к другу. Торгово-экономические интересы Франции и Англии постоянно сталкивались на европейских рынках и акватории Атлантического океана. По этой и другим причинам династический спор скоро перерос в открытое вооружённое противостояние.

Для предстоящего масштабного вторжения во Францию английский король весной 1340 года собрал внушительные по меркам Средневековья силы. Свыше 12 000 пеших и конных воинов погрузились на 200 транспортных и боевых кораблей. Всего же с учётом матросов под началом английского монарха собралось до 20 000 человек.

Исходя из данных английских источников (средневековых и более поздних), флот Эдуарда III непосредственно насчитывал 120-160 кораблей типа когги (ког). Помимо моряков английская флотилия несла на своих судах 3000-4000 стрелков-лучников и до 1500 тяжеловооружённых пехотинцев из состава абордажных команд.

Эдуард III планировал первым делом захватить порт Брюгге – важнейший центр европейской торговли и богатейший город Фландрии, выступавшей в роли союзницы английской короны. По пути к берегам Фландрии флотилия Эдуарда III усилилась эскадрой сэра Роберта Морли, приведшего 50 кораблей.

Уже близ рейда Брюгге стал известно, что мощный вражеский флот находится на якорной стоянке в бухте близ гавани городка Слёйс (сегодня этот голландский городок из-за гидротехнических работ находится на удалении от береговой полосы).

Когги эпохи Столетней войны. Когг представлял собой одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом.

Когги эпохи Столетней войны. Когг представлял собой одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом.

24 июня 1340 года английский король приказал начать атаку противника. Согласно средневековым хроникам, французский флот насчитывал до 400 кораблей. Однако на самом деле под стягами Филиппа VI собралось 190 боевых судов, преимущественно наёмных – генуэзских и кастильских.

Исходя из данных французских и итальянских источников (средневековых и более поздних), флот Филиппа VI состоял из 46 боевых единиц – 28 галер, 11 фламандских галер и 7 королевских парусных кораблей, а также 167 транспортных и торговых парусных судов. Общая численность экипажей и абордажных команд составляла свыше 19 000 человек (в их числе 500 арбалетчиков и лишь 150 тяжеловооружённых пехотинцев).

Общее руководство французскими силами осуществляли адмирал Гуго Кирье и королевский казначей Николя Бегюше. Генуэзцами командовал известный флотоводец и пират Эджидио Барбавера (Эгидио Бокканегра). Перед боем Кирье выстроил свой флот в четыре линии, поместив в первую наиболее крупные и мощные суда, на которых находились 500 генуэзских арбалетчиков.

Для устойчивости корабли между собой скрепили цепями. Генуэзские галеры составляли резерв. Барбавера, настойчиво требовавший вывести флот в открытое море, был удалён в тыл. У Кирье было около 30 000 матросов и солдат, но на корабли он смог поместить около 20 000 из них.

Отмечая слабые стороны французского флота, С. Ю. Данилов указал три основных фактора. Первый – слабая подготовка экипажей, наспех укомплектованных рыбаками и горожанами из прибрежных территорий. Второй – отсутствие лучников (500 арбалетчиков и несколько первых примитивных пушек не могли обеспечить необходимую стрелковую поддержку). Третий – решение сражаться не на внешнем рейде, а близ якорной стоянки на обмелевшем фарватере.

Имея солнце за спиной, англичане пошли в наступление. Сблизившись на дистанцию полёта стрелы, обе флотилии приступили к перестрелке. Тысячи английских стрел били дальше, быстрее, точнее, а главное значительно гуще и чаще металлических болтов, посылаемых арбалетами.

Применяя специальные стрелы с широким наконечником, англичане пробивали вражеские паруса, рвали канаты, истребляли экипажи и десанты. Залпы генуэзцев обладали значительной пробивной мощью, но для перезарядки арбалета требовалось слишком много времени.

Экипажи кораблей Кирье не имели лучников, поэтому были вынуждены отвечать градом камней. Метатели камней сидели на мачтах и специальных мачтовых площадках. Французские артиллеристы дали залп из пушек, от которого сильно пострадало несколько ближайших судов, в том числе и флагман Эдуарда.

От зарядов пороха и града каменных ядер на дно пошла английская галера и транспорт. Однако более французы из пушек не били, поскольку вражеские лучники перебили артиллеристов и прислугу, а простые моряки обращаться с орудиями не умели. Таким образом, в пристрелочной дуэли на встречных курсах вверх взяли англичане с примерным коэффициентом 5:1.

Следом за этим первая английская линия стала таранить французские корабли, связанные цепями. Осыпанные дождём стрел, французские суда быстро обросли массой абордажных крюков. Несмотря на отчаянную схватку и упорное вражеское сопротивление, англичане стали быстро одолевать.

Многие из них из-за поспешности и неразберихи опрокидывались. А ближе к вечеру на море показались отряды фламандских рыбаков, которые не упустили возможность напасть на бегущих французов, чтобы разжиться трофеями и пленными. Когда три линии французского флота были смяты, суда взяты на абордаж, а команды перебиты, Барбавера смело повёл свои 25 галер прямо на врага.

Удар генуэзцев был столь внезапным и мощным, что англичане были вынуждены расступиться. В пробитую брешь успели проскользнуть несколько французских судов, своевременно избавившихся от цепей. Даже на одних только вёслах генуэзские моряки сумели уйти от преследования.

Несмотря на успешный прорыв отряда Барбаверы, итог сражения для Франции оказался катастрофическим: 70 кораблей было захвачено, ещё около 85 пошли на дно. Англичане утверждали, что истребили и пленили 20 000 французов. В средневековых хрониках эта цифра снижена до 16 000. Современные историки исчисляют общий урон французской стороны в 6000-8000 человек. Урон Англии составил два корабля и около 1000 человек (по завышенным французским данным – 4000).

Блестящая победа при Слёйсе позволила Эдуарду III полностью завладеть стратегической инициативой. Французский король лишился своего флота и возможности высадить десант на английском берегу. В свою очередь сам Эдуард вскоре переправил на вражескую территорию 32-тысячную армию, которой предстояло одержать серию великолепных побед, вошедших в золотой фонд военного искусства Средневековья.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

СЛЕЙС - французский флот идет ко дну

Battle of Sluys

В 1340 году конфликт между королем Франции и королем Англии еще не носит ярко выраженного характера, и война, которую впоследствии назовут Столетней (1337— 1453), только начиналась. Король Франции Филипп VI (1328—1350) видит, что на его трон претендует Эдуард III Английский (1327— 1377), который, будучи герцогом Гиени, уже владеет юго-западной частью королевства.

Однако в первые три года военные действия остаются ограниченными. Оба правителя видят свою задачу в том, чтобы ослабить противника, а не предложить ему открытый бой. Поэтому Эдуард III поддерживает восстание фламандцев против вассала Филиппа IV Людовика Невера. В 1340 году, после того как буржуа и жители фламандских городов признали его единственным законным королем Франции, он собирает огромный флот и намеревается высадиться в Слёйсе, аванпорту города Брюгге, чтобы оказать восставшим военную помощь.

Корабли короля Франции
Для короля Франции эта высадка неприемлема. Фландрия — богатый район, и контроль над ней является главным фактором в процветании всего королевства. Флот Филиппа базируется в Нормандии. Он находится под командованием адмиралов Николя Беюше и Юго Киере, достойных людей, хороших военачальников и рыцарей, но не имеющих опыта в морских делах. К французским кораблям присоединяются итальянские суда, на борту которых находятся прекрасные морские офицеры из Генуи. Генуя, ставшая союзником Франции, была известна искусством морского боя, в то время как французы и даже англичане вели себя на море словно новички.

В мае 1340 года могучий флот — 200 кораблей, 20000 человек — покидает порты приписки Гарфлер и Кротуа и начинает продвигаться к Слёйсу, куда приходит раньше, чем флот противника. В фарватере Цвин французы и генуэзцы блокируют фламандское побережье.

24 июня английский флот под командованием Эдуарда III намеревается разорвать блокаду. Чтобы помешать этому, Беюше располагает свои корабли плотными рядами. Для создания непреодолимой преграды он решает соединить корабли друг с другом цепью, поставив их в три ряда от одного берега до другого. Опытные генуэзцы предупреждают его, что такая боевая диспозиция лишит флот всякой возможности маневрирования. Утром англичане, которым благоприятствуют прилив и попутный ветер, оказываются перед неподвижным флотом врага.

Непоправимые тактические ошибки
Крупные французские корабли, которые могли двигаться, первыми встречаются лицом к лицу с врагом. Французы сначала стремятся держать врага на расстоянии, применяя артиллерийский огонь, а затем пытаются навязать противнику ближний бой. Арбалетчики Филиппа засыпают англичан градом стрел, многих ранят и убивают, но сами теряют еще больше; лучники противника значительно превосходят их в скорости, поскольку требуется гораздо больше времени, чтобы зарядить арбалет, чем лук. Кораблям Эдуарда удается продвинуться вперед и вплотную подойти к французским судам. Прикованные друг к другу, они не могут развернуться.

Те корабли, которые сохранили свободу передвижения, подошли слишком близко к берегу и попали под обстрел фламандцев с берега. Моряки, сумевшие добраться до берега, жестоко истребляются. Из 200 французских кораблей только нескольким удается вырваться на свободу. Беюше и Киере, столкнувшись с адмиральским кораблем Эдуарда III “Томасом”, наносят англичанам значительный урон, но, в конце концов, попадают в плен. Тяжелораненый Эдуард казнит их. К вечеру англичане одерживают полную победу. Разгромленный французский флот уже не представляет серьезной угрозы для продвижения англичан в Ла-Манше и Атлантике. У Эдуарда III появляется реальная возможность перенести войну в сердце Франции.


Военная история стран и народов. В XIV веке море также стало местом ожесточенных сражений, причем самая большая военная активность имела место в Ла-Манше, хотя многие сражения произошли также в бурном Бискайском заливе. Причем самое интересное, что корабли начала XIV века не были предназначены для боя, в особенности оборонительного. Военные корабли, если их можно назвать таковыми, были устроены таким образом, чтобы с их помощью можно было бы нападать на торговые суда, а также перевозить войска для рейдов на прибрежные земли противника. Очень широко было распространено каперство и пиратство, а также нападения на одиночные суда или же на небольшие группы неприятельских кораблей, стоявших на якоре.

Рыцари и тактика Столетней войны: битвы на море

И французы, и их союзники-испанцы плавали также на галерах – более мощных парусно-гребных боевых судах, которые, однако, не были приспособлены для плавания в условиях суровых северных морей. В знаменитом Кло де Гале в Руане занимались еще и строительством многих видов кораблей, таких как батели, бателины, баржи, коки и когги.


Естественно, что все члены экипажа судна того времени так или иначе были вооружены. Например, доспехи и вооружение экипажа небольшого галиота в 1330 году могло состоять из кольчуг, гамбезонов, щитов разной формы, шлемов-бацинетов, ну, и конечно, у него были арбалеты со стрелами, луки и копья. Экипажи более крупных судов-нефов имели похожее вооружение. На галерах у воинов имелись и тяжелые шлемы бацинеты, и шлемы-капелины. Надевать все это требовалось быстро, равно как и снимать, поскольку, оказавшись в воде, будучи облаченным в доспехи, воин не имел ни малейшего шанса спастись и камнем шел на дно.


Сражение на море. Иллюстрация из неаполитанской рукописи начала XIV века, Италия. Анонимный художник. На данной иллюстрации обращает на себя внимание любопытный факт: рыцари в полностью закрытых шлемах стреляют из луков. Помимо того, что это неудобно, пользоваться луком в бою против христиан считалось для рыцаря делом позорным. Или на море это допускалось? Но тогда почему бы им не снять с головы шлемы? Скорее всего, иллюстратор рыцарей видел, а вот как они сражаются на море – не представлял. Британская библиотека, Лондон

Сражение при Слёйсе

Самым известным, пожалуй, в истории морских битв Столетней войны стало морское сражение при Слёйсе, случившееся 22 июня 1340 года.

Тут надо учитывать, что в первой половине XIV века Англия не была морской державой, а ее флот сильно уступал и испанскому, и французскому, и также фламандскому.

Собственно, это сборище реквизированных каботажных судов и флотом-то не было, к тому же еще и состояло из небольших одномачтовых рыболовных и торговых судов. В боевые корабли они переоборудовались очень просто: ярко раскрашивались, а на носу и на корме устраивались кастли и боевые марсы на мачтах.

Кроме судов типа когг, у союзников было около четырех десятков генуэзских галер, составлявших вторую линию. Что же касается численности, то Фруассар определял ее, включая нормандцев, пикардийцев и генуэзцев, в 40 000 человек, но, скорее всего, это преувеличение.


Во главе английского флота стоял сам король Эдуард III, а также два адмирала Роберт Морли и Ричард Фицалан. Французским флотом, в котором было три эскадры, руководил адмирал Гуго Кирье, а также адмиралы Николя Бегюше и генуэзец Барбавера.

Сражение началось 24 июня.


Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.

Адмирал Кирье был обезглавлен, Бегюше взяли в плен и… повесили, словно разбойника, на мачте, а Барбавере убили, а труп выбросили с корабля в море.

– шутили после этой битвы англичане! Хотя победа досталась им тоже отнюдь не дешево. Тяжело ранен был даже сам король Эдуард III.


Тем не менее даже такая рутинная служба могла привести к морским боевым столкновениям. Хотя встречи неприятельских кораблей на море в то время практически всегда происходила случайно. Бой начинался с перестрелки из арбалетов, после чего корабли шли на абордаж. Обычно арбалетчики и лучники занимали позиции на высоких кастлях, на носу и на корме, поскольку оттуда было удобно вести огонь по противнику. Тут преимущество получали те, чьи кастли были выше, а их деревянные борта – толще.

Кроме того, с высоких кастлей было легче оказать сопротивление противнику, захватившему корабельную палубу, ведь подниматься на них требовалось по высоким лестницам. Из-за плохой связи между несколькими кораблями ими трудно было управлять, а уж о проведении сложных маневров всем флотом нечего было и думать. К 1377 году стало считаться необходимым иметь на борту любого крупного суда по крайней мере два больших орудия, которые должны были стрелять уже не каменными, а свинцовыми ядрами. При этом орудия были обычно казнозарядными и имели в запасе сразу по несколько уже заряженных сменных камор, что позволяло поддерживать достаточно высокий темп стрельбы и не требовало выдвигать пушки из портов для заряжания. А вот камнеметные машины из-за тесноты кастлей на них практически никогда не устанавливались.

Обычной тактикой англичан были крупномасштабные рейды на французскую территорию, на что французы, со своей стороны, отвечали им набегами с моря на отдельные прибрежные города. При этом вглубь территории французы, как правило, не углублялись.

Так, в 1338 году были совершены успешные набеговые операции портив города Портсмут и острова Уайт, в 1360 году – нападение на Уинчелси, затем опять на Портсмут в 1369 году, на несколько портов между Портсмутом и Реем – в 1377 году, а также на Грейвсенд в 1380 году. Кроме того, французские и шотландские корабли действовали против англичан и на Северном море, и вдоль всего западного побережья Британии.


В целом из-за ветров, господствующих в Ла-Манше, и расположенных в проливе гаваней, французы не могли серьезным образом угрожать английским коммуникациям. Свою роль в этом также сыграло и поражение при Слёйсе, и особенно захват англичанами Кале в 1347 году.

Но Франция по-прежнему продолжала оставаться крупной морской державой и даже посылала морские экспедиции. Например, такой экспедицией стало плавание Жана IV де Бетанкура с целью завоевания Канарских островов в 1402 году.

Читайте также: