Интересные факты о бане кратко

Обновлено: 03.07.2024


1. Правильный пар Вначале на камни надо плеснуть просто горячую воду (это слегка их остудит). Затем — разведенный настой, а после — снова воду. Настоем можно сбрызнуть также стены и пол. Но не стоит поливать присутствующих. Смешавшись с потом, пар даст неприятный запах.

2. Техника безопасности Ароматические масла летучи и легко воспламеняются. Поэтому их надо использовать только в водном растворе (7—8 капель на ковшик воды). Его готовят перед заходом в парную. Но только не прямо в ней.

3. Целебный дух Эвкалиптовый пар содержит 40 полезнейших компонентов. Мятный улучшает настроение и успокаивает нервы. Липа усиливает потоотделение и лечит простуду. Можжевельник повышает иммунитет. Существуют любители пивного, квасного и даже табачного пара. Сигаретный дым вреден для здоровья, но в виде пара табак лечит проблемную кожу.

4. До седьмого Пот охлаждает нашу кожу. Если он не появляется, температура тела и давление крови повышаются. А это плохо. Чтобы активизировать потоотделение, кожу массируют рукавичкой или полотенцем. Помогают отшелушивающие процедуры (предварительный пилинг под душем и т.д.), а также потогонные чаи. Хорошо действует мед. Фруктовые кислоты в его составе отшелушивают кожу и освобождают поры.


5. Токсины С потом из организма выводится более сотни вредных веществ. Поэтому его лучше не вытирать, а счищать специальным скребком, чтобы токсины не впитались обратно.

6. Убрать лишнее Перед заходом в парную нужно основательно очистить кожу. Снять макияж, принять душ без мыла и ополоснуть лицо (из-за жары остатки очищающего молочка будут раздражать кожу). Для душа надо запастись натуральной мочалкой или щеткой (синтетические оставляют на коже микротрещины и плохо полируют ее поверхность). Также стоит удалить лак с ногтей (жар все равно его погубит) и тщательно расчесать волосы, чтобы убрать укладочные средства.

7. По маслу Масла просто созданы для бани. В отличие от кремов они содержат мало химических добавок, которые разрушаются при высокой температуре. Поэтому масло можно смело наносить на кожу, особенно если она склонна к сухости. Также масло втирают в волосы и ногти. Оно будет их укреплять, питать и защищать от перегрева, предотвращая потерю влаги.

8. Правила поведения В парной можно провести в целом не более 35 минут, независимо от количества заходов. Перед каждым из них нужно отдохнуть 10—20 минут.
Тело в парной должно быть сухим, иначе можно испортить жар и навредить здоровью. Из-за мокрой кожи пар становится тяжелым.
Зайдя в парилку, закройте глаза: если вы не сможете определить, где находится печка (тепло обволакивает, а не пышет с одной стороны), вам повезло.
Все синтетические материалы (шапочки, полотенца, купальники) в бане противопоказаны. Не нужны здесь и готовые косметические средства (их консерванты в жаре разлагаются, нанося вред коже).

10. Выпить лишнего
В бане нужно много пить. Но только минеральную воду или травяной чай. Тогда вся поступившая жидкость выйдет наружу, прихватив токсины. От черного чая и кофе лучше отказаться: они возбуждают нервную систему, что расслабленному организму ни к чему. Презирается бывалыми банщиками и пиво: алкоголь и тяжелое сусло этого напитка усиливают обезвоживание и блокируют вывод шлаков.

11. Осторожность
Самая большая банная ошибка — терпеть до последнего. Чтобы баня вместо пользы не принесла вреда, надо покидать ее при малейших признаках дискомфорта. В первый заход лучше не подниматься высоко и побыть в парной недолго. Тело будет постепенно адаптироваться к жаре без вреда для сосудов и нервной системы. Чувствительным натурам стоит взять с собой влажное прохладное полотенце. При малейших признаках головокружения приложить его ко лбу, к затылку или на область сердца. И осторожно покинуть парную.

12. Букет мечты
Создать пышный, легкий, ароматный веник — целое искусство. Ветки для него срезаются в определенные дни, в сухую погоду. В деревнях раньше это делали в соответствии с религиозными праздниками, а при сборе читали специальные молитвы и заговоры. Сушат веники в тени, на ветерке. Тогда они не теряют целебных свойств со временем и не облетают даже после десятка заходов.

15. Генеральная уборка
Парение с веником стимулирует кровообращение, усиливая потоотделение, и заряжает энергией. Движения должны быть мягкими, а веник поначалу лишь слегка касаться тела, нагнетая жар. Интенсивность действий определяет температура в парной. Если она высокая, хлещут мягко, если не очень — размашисто. Начинают обычно с поглаживающих движений от стоп к бедрам, животу, груди и шее. Затем энергично постегивают в том же порядке. Заканчивают растиранием: одной рукой придерживают рукоять веника, другой — прижимают листву к телу. Нужно почаще вдыхать ее аромат, он станет своеобразным массажем и для легких.

16. Действия после
Купель, прорубь, сугроб, бассейн — контрастные процедуры отлично действуют на сердце, сосуды, повышают иммунитет и омолаживают кожу. Но многие, наоборот, любят насладиться пропаренно-блаженным состоянием и помедитировать, завернувшись в полотенце. Каждый выбирает по себе. Важно, чтобы баня была в удовольствие. Если предстоит массаж, переохлаждаться не стоит: расслабленные жаром мышцы вновь войдут в тонус и разминать их будет сложней.


17. Маскарад
Баня — раздолье для масок. Лицо, тело, волосы, руки, ступни — любая распаренная часть нашего тела с благодарностью примет компоненты этих средств, активность которых возрастает вдвое.
Маски и масла для шевелюры надо оставлять на максимально возможный срок, спрятав волосы под войлочный колпак. Никаких пластиковых шапочек! При высокой температуре они выделяют вредные вещества.
На лицо после первого захода наносят очищающую маску, а после второго или третьего — увлажняющую или подтягивающую.
После всех ритуалов на кожу нужно нанести крем. Лучше с насыщенной текстурой. Он не даст распаренной коже расстаться с полученной влагой.

18. Не худо бы
После однократного посещения бани мы теряем до 2 литров воды. Но сниженный таким образом вес, увы, компенсируется уже через сутки. С другой стороны, на потоотделение организм расходует немало энергии, что приводит к похудению. Чтобы максимально усилить этот процесс, необходимо:
Заходить в парную часто, сидеть недолго, а потом завернуться в простыню и ждать, когда потоотделение прекратится само.
Исключить контрастные процедуры. Перепад температур тренирует сосуды и иммунитет, но также вызывает закрытие пор и прекращение потоотделения, при котором расходуются лишние калории. Ведь на производство и испарение пота организм расходует немало энергии.
Пить горячие напитки, стимулирующие потоотделение.
Париться лежа, в не очень влажной парной.
Тот, кто парится на голодный желудок, худеет, а на сытый — тучнеет.

19. Спозаранок
На Востоке в баню принято ходить с утра. Считается, что после захода солнца тело накапливает усталость и менее охотно расстается с болезнями. Утренняя баня действительно заряжает энергией и дает легкость мышления.

Русская баня считается самой влажной, поскольку прогревается до высоких температур (60 С и выше) при 100-процентной влажности. Из-за этого пульс достигает до 200 ударов в минуту, повышается давление, и в парной не следует находиться больше 5-7 минут.

При постройке русскую баню внутри обшивают “банными” породами дерева, такими как: береза, сосна, липа, дуб, которые при растопке бани начинают выделять лечебные масла и смолы.


На Руси в бани ходили все, от мала до велика, а вот в просвещенной Европе предпочитали забивать ароматы тела духами, а не мыться.

Во время пребывания Петра I в Париже в 1717 г. по приказу царя Петра баня для русских солдат была возведена прямо на берегу Сены. В ней они парились, а затем бросались купаться в реку. Когда французы поинтересовались не простудятся ли солдаты, царь ответил, что французский воздух их размягчает, а русская баня делает сильнее.

Баня по черному, одна из разновидностей русской бани. Отличается она тем, что в печи нет дымохода и дым идет внутрь бани осаждаясь на стенах, прогревая и дезинфецируя их. Оказывается, в старину детишек рожали именно в таких вот банях, потому что считали баню по-черному самым стерильным местом!

Веник для бани – исконно русское изобретение. Только в русской бане парящиеся стегают друг друга веником, чтобы выгнать шлаки.

Первые общественные бани для горожан стали строиться по указу царя Алексея Михайловича в XVII в. Принадлежали они частным лицам.

Бывалые банщики не пьют пиво и другие спиртные напитки: алкоголь и тяжелое сусло усиливают обезвоживание и блокируют вывод шлаков.

Иностранцы всегда удивлялись, как русские после бани, особенно зимой, выбегают и окунаются в проруби. Оказывается такое купание сжигает до 1000 каллорий.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха. Та смотрела, насколько здорова и девственна ли будущая невестка.

После хорошей парилки человек, правильно выполняющий все банные процедуры, теряет в весе до 2 кг за одно посещение.

О пользе Русской Бани и говорить можно много и долго, но это итак все знают..

Помимо гигиены, баня способствует профилактике многих болезней, помогает выводить шлаки и токсины.

На Руси это назвали " выгоняет хворь"

Выражение "С лёгким паром " - это приветствие и пожелание доброго здоровья тому, кто только что попарился или помылся.

Есть две версии возникновения этого оборота:

1. В русских банях самое жаркое место было почти под самым потолком, где находился полок-помост, на котором парились. Пар поднимался от раскаленных камней, политых водой. Шедшему в баню желали легкого пару, т. е. такого пару, который быстро поднимается от раскаленных камней вверх.

2. В банях пар мог смешиваться с угарным газом, от которого люди нередко угорали. Этот пар, в отличие от легкого, хорошего пара, называли тяжелым. Поэтому желали легкого пару.

Идем в баню, несколько важных правил

Ни для кого не секрет, что баня обладает оздоровительным эффектом.

Чтобы этого не произошло, рассмотрим, для начала несколько простых правил:

☀ Перед баней не стоит перегружать свой организм пищей. Для подавления аппетита – съешьте что-нибудь легкое.

☀ В гигиенических целях перед началом банных процедур – примите душ, но не мочите голову, иначе, вы рискуете вызвать ее перегрев.

☀ По возможности снять с себя все аксессуары

--Заходя в парную не забывайте надевать на голову шапку или колпак, что так же предотвратит вероятность перегрева.

☀ Лучшее время для банных процедур индивидуально и зависит от ваших биологических часов. Однако считается, что с утра организм наиболее подготовлен для такого рода процедур. Не забывайте, что баня, при правильном подходе может стоять рядом с такими физическими нагрузками как бег и ходьба.

Веники

В настоящий момент, существует много разновидностей веников для бани: липовые, березовые, дубовые, эвкалиптовые, хвойные. И все они отличаются своим воздействием. Например:

Для этого в таз наливается достаточное количество горячей воды, куда кладется веник для замачивания. Как только ваш веник размяк – он готов к работе.

☀ На баню нужно отводить достаточное время, чтобы, находясь в парилке, не спешить и получить удовольствие от нескольких заходов.

☀ Заходить в парилку по 2-3 раза с небольшими паузами, после чего обязательно нужен продолжительный отдых.

☀ Если не здоровится, баню лучше перенести на следующий раз.

☀ Крайне не рекомендуется посещать баню после плотного приема пищи, а тем более после употребления какого-либо алкоголя.

☀ В бане главное - это постепенная нагрузка, поэтому сразу же подкидывать на раскаленные камни по половине тазика воды не следует.

☀ Если кто-либо получает удовольствие от контраста температур, он может окунуться в бассейне или растереться снегом.

☀ Приветствуется естественное высыхание, то есть, сидя в предбаннике, не пользуясь полотенцем, вы должны обсохнуть сами по себе.

☀ Выйдя из парилки, должно пройти не менее 20 минут прежде, чем вы выйдите на свежий воздух. За это время вы можете, не торопясь, помыться, принять душ, собрать свои вещи.

☀ Продолжительность оптимального захода в парилку при температуре 90 градусов и влажности 10 процентов составляет 10 минут, после чего следует 10-минутный отдых.

☀ Веник берут с собой во второй заход в парную.

☀ На камни воду льют специальным черпаком по 0,2 литра. Важно не переусердствовать, так как если увеличивается влажность воздуха, становится тяжело дышать.

☀ У многих после парилки возникает чувство жажды. Поэтому можно пить квас, минералку. Очень полезным в таких случаях является зеленый чай. Но тем, кто хочет похудеть, после бани следует не употреблять жидкости в течение 2 часов.

Как правильно париться

Поглаживание, постегивание, похлестывание веником сродни настоящему массажу, который стимулирует кровообращение, усиливает потоотделение и заряжает энергией. Движения должны быть мягкими, гибкими, а веник — слегка касаться тела, лишь нагнетая жар. Важно, чтобы он всегда был влажным и пушистым.

Интенсивность парения определяет температура в парной. Если она высокая, веником похлестывают мягко, если не очень — размашисто. Начинают обычно с поглаживающих движений от стоп к бедрам и животу, груди и шее. Затем энергично постегивают ноги, живот, грудь и руки. Заканчивают растиранием: одной рукой придерживают рукоять веника, другой — прижимают листву к телу. Почаще вдыхайте ее аромат, он станет истинным массажем для легких.

Пот выводит из организма максимум ненужного и вредного. Кстати, поэтому опытные банщики его не вытирают, а счищают специальными скребками, чтобы пот не впитался обратно.

И именно поэтому в бане нужно много пить: вся поступившая жидкость выйдет наружу, прихватив с собой токсины, загрязнения и прочую грязь. Кроме того, жар снимает напряжение, расслабляет мышцы, успокаивает.

Что и как подавать в парилке

Травяные настои дают не только приятный запах, но и благотворно влияют на организм. Разогретые эфирные молекулы растений многократно увеличивают свою активность, благодаря чему мы выходим из парной в буквальном смысле пропитанные пользой.

Например, эвкалиптовый пар содержит 40 полезнейших компонентов. Мятный улучшает настроение и успокаивает нервы. Липа многократно усиливает потоотделение и лечит простуду. Существуют любители пивного, квасного и даже табачного пара. Сигаретный дым вреден для здоровья, но заваренный табак лечит проблемную кожу.

Вначале на камни плещут горячую воду, чтобы слегка их остудить. Затем — разведенный настой, а после — снова воду. Настоем можно сбрызнуть также стены и пол. Но не стоит поливать присутствующих — смешавшись с потом, он даст неприятный запах.

На заметку

Перегрев часто происходит из-за низкого потоотделения.

Дело в том, что пот охлаждает нашу кожу, входя в так называемую цепочку терморегуляции.

Если он не появляется, температура тела и давление крови резко повышаются. И организм сигнализирует об этом головокружением.

Чтобы активизировать потоотделение, помассируйте тело мягкой рукавичкой или полотенцем. Хорошо помогает и мед.

В принципе помогают любые отшелушивающие процедуры (проще всего сделать пилинг под душем прямо перед заходом), а также потогонные чаи.

Черный чай и кофе в бане лучше не пить: они возбуждают нервную систему, что расслабленному организму абсолютно ни к чему.

Презирается бывалыми банщиками и пиво: алкоголь и тяжелое сусло этого напитка усиливают обезвоживание организма и блокируют вывод токсинов. В бане лучше пить минеральную воду или травяной чай.

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих -
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор -
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

То, что мучит тебя, - испарится
И поднимется вверх, к небесам,-
Ты ж, очистившись, должен спуститься -
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье,-
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Исцеленье от язв и уродства -
Этот душ из живительных вод,-
Это - словно возврат первородства,
Или нет - осушенье болот.

Здесь нет голых - стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь - подобие райского сада,-
Пропуск всем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь -
Одинаково веничек хлещет.
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару,-
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди,-
Лей на нас свою воду святую -
И от варварства освободи!

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих -
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

В.Выслцкий. Баллада о бане

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

Про грязную европу любят говорить, но забывают уточнить, что это относится у "темному средневековью", когда просвещенная католическая церковь объявила, что все болезни (чума и т.д.) от того, что народ смывает благодать). А в старые времена бани в Европах были очень даже распространены, как бы не так же, как в России (тяжелое римское наследие). Причем это не в каких-то поздних книжках написано, а вполне себе можно пошшупать сохранившиеся здания общественных бань римских времен в Испании, Италии или Германии. Ну а про скандинавские страны и говорить не буду - думаю, сами в курсе)).

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

20 фактов о русской бане, ставшей частью русской культуры и истории

"Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! [Существует вариант "В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны" - примечание radio_rhodesia]
Ты говорил: французы умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи неймут науку, и все тут. "Мадам, говорят, это невозможно". Я отвечаю: "Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах". А они мне: "Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!" Я им поклялась. Они говорят: "Вы, рюссы, варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!"
А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.
У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. "Анкор! кричит. Еще!" Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: "Анкор!" Я ему: "Желудок заболит!" Он: "Кес-кё-сэ? Что это такое?" Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: "Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит".
В другой раз я Генриху говорю: "Давай научу твоих шутов "Александрию" ставить". Он: "А что это такое?" Я говорю: "История войн Александра Македонского". "А кто он такой?" Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: "О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!" Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: "Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!" Вот такая жизнь тут, тятенька.
А еще приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной. Иное страшно. Эти сарацины изобрели аль кугль, он покрепче даже нашей браги и медовухи, не то что польской водки
Вот за этим тебе, тятенька, и пишу, чтобы этого аль кугля на Русь даже и одного бочонка не пришло. Ни Боженьки! А то погибель будет русскому человеку. За сим кланяюсь тебе прощавательно, будучи верная дочь твоя Анна Ярославна Рюрикович, а по мужу Anna Regina Francorum"

Нажористое письмецо, да. Причём явная ж бредятина! А нет, всё равно форсят и верят. Ну, пройдём тогда пойдём по пунктам.

1.) Общий стиль письма. Явно не XI век. "Здравствуй, разлюбезный мой тятенька" - покажите мне хоть один документ эпохи раннего Средневековья, который начинался бы такими словами. Документы того времени редко отличались таким красноречием. Для примера обратимся к тексту свода законодательства, принятого отцом Анны князем Ярославом Мудрым - к знаменитой Русской Правде: "Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен"; "Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого)" - нелегко прочитать без дополнительных, разъясняющих слов в скобках, подставленных для удобства чтения уже в наше время. Никаким высоким штилем тут и не пахнет, а это, между прочим, основополагающий законодательный акт Руси, эдакая смесь Конституции, уголовного, гражданского и административного (который КоАП) кодексов. Так что стиль "письма Анны Ярославны" скорее можно отнести к концу XIX - XX веку, но никак не к XI веку.

2.) Второе предложение письма: ". Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович. ". Обращение явно современное. Во-первых, сразу бросается в глаза обращение к Ярославу Мудрому как к "князю всея Руси". Начнём с того, что приставка "всея Руси" которая заключала в себе претензию на верховную власть в пределах всех русских земель, впервые была применена к Всеволоду Ярославичу - СЫНУ Ярослава Мудрого. После упадка Киева одним из церковных и политических центров Руси стал город Владимир, и князья Владимирские стали именоваться князьями "всея Руси". В частности, так именовали себя обладавший титулом Великого князя Владимирского тверской князь Михаил Ярославич (так обращался к нему в официальном письме константинопольский патриарх Нифонт I) и московские князья от Ивана Калиты и далее.
"дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович" - это вообще без комментариев. Какая ещё Анечка в XI веке. Ещё б Нюркой назвалась! Да и ни один из правителей Руси никогда, если мне не изменяет память, не подписывался своей "фамилией" Рюририкович, более того, в эпох Ярослава Мудрого фамилий на Руси попросту не существовало! Первыми фамилии приобрели граждане Господина Великого Новгорода приблизительно в XIII веке. Например, в 1240 году среди новгородцев, павших в Невской битве, летописец упоминает имена: "Костянтинъ Луготиниць, Гурята Пинещиничь, Намѣстъ", в 1268 году в летописи можно узнать про "посадника Михаила, и Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Ивача, Бориса Илдятинича, брата его Лазоря, Ратшу, Василя Воиборзовича, Осипа, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского, Полюда, и много добрыхъ бояръ". Очередной минус в копилку фактов против подлинности "письма Анны Ярославны".

3.) Переходим теперь к описываемым особенностям быта во Франции.
Начнём с вопля раненого бегемота. "В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны" - это предложение цельнотянуто из книги знаменитого Мориса Дрюона "Париж от Цезаря до Людовика Святого". Псоле такого дальше вообще можно не разбирать и вопить на каждом углу, что письмецо состряпано в ХХ веке!
"Ты говорил: французы умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки" - я, конечно, не спец по печному делу, но всё-таки камин - вещь, вполне себе дающая тепло в потребных для отопления объёмах. В конце концов, Лувр и Версаль с их огромными залами ещё даже не планировались к строительству в качестве резиденций короля Франции, а для отопления небольших залов и комнат средневековых крепостей каминов и очагов было вполне достаточно. К тому же на Руси в те годы основным средством отопления была печь-каменка без трубы, топилась она по-чёрному (весь тёплый дым оставался в помещении). Такие печи были известны ещё в древности, так что попытка автора "письма" выставить французов отсталыми, а русских - гениями технической мысли, смешна и безудержно отдаёт квасным патриотизмом.
"Чертила, чертила им чертежи - неймут науку, и все тут" - начнём с того, что первые сведения об употреблении чертежей на Руси относятся к XVI веку, а без некоего хотя бы приблизительно нарисованного плана ни один каменщик не стал бы строить ни замок, ни дворец - ни в Среднике Века, ни сейчас. Ещё один минус.

4.) "Они говорят: "Вы, рюссы, варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!", "Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит" - что-то не припомню я, чтобы население Руси в Средние Века называли "рюссами". Скорее, на латинский манер, "рутенами". А про костёр вообще смешно: церковный суд католической церкви под названием "Инквизиция" (полное название - Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, Святой отдел расследований еретической греховности) был создан в только 1215 году папой Иннокентием III, а "Охота на ведьм" получила широкое распространение в ХV-XVII веках

5.) "А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают" - тут я долго валялся пацтолом. Впервые о лягушках как об изысканном блюде написал Александр Дюма в своём труде "Большой кулинарный словарь" ("Le grand dictionnaire de cuisine") 1873 года. Он упомянул, что уже в XVI веке лягушками лакомились в лучших французских домах. Однако в голодные годы этими земноводными, думается, питались все и везде - и во Франции, и на Руси. Так что весьма сомнительно, что Анну Ярославну шокировало бы поедание лягушек.

6.) "А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят" - слово котлета (фр. côtelette) происходит от французского слова "côtele" - "ребристый" или "côte" - "ребро". В первоначальном значении приготовленный кусок мяса на кости: бедренной или (преимущественно) рёберной. Слово, как и блюдо, пришло в Россию из европейской кухни и первоначально означало кусок мяса с рёберной костью. Только в конце XIX века появляются рубленые котлеты и постепенно современное значение вытесняет изначальное. Автор "письма" вообще не разбирается в кулинарии.

7.) "У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали" - ложки по всей Европе известны с Античности. А вот вилки в XI веке для Западной Европы действительно были в диковинку (и привезены были как раз из Византии). Но в России вилка впервые появляется в начале XVII в. По некоторым сведениям Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I, в своё время сильно шокировала московское общество, начав есть вилкой на пиру.

8.) "Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник" - пирог "курник" с начинками из нескольких видов мяса впервые упоминается в XVI веке во время царствования Ивана Грозного. Неоткуда было Знать об этом пироге Анне Ярославне, а если б и знала, то "взять да приготовить" просто так не могла: курник был блюдом обрядовым, его готовили на свадьбу и разламывали над головами жениха и невесты.

9.) "Я ему: "Желудок заболит!" Он: "Кес-кё-сэ? Что это такое?" Я ему растолковала по Клавдию Галену". Слабо верится, чтобы король Франции Генрих I был настолько дремуч, чтобы не знать о внутреннем устройстве тела. Всё-таки охота и свежевание добычи дают представление о "богатом внутреннем мире". К тому же за 14 лет до свадьбы Генриха и Анны Ярославны скончался великий лекарь и учёный Ибн Сина - знаменитый Авиценна. Его медицинские труды в Средние Века были достаточно известны в Европе.
Пару слов о Клавдии Галене. Не стану касаться его известности в Средние Века (наверняка такой титан римской медицины был на слуху у лекарей того времени). Отмечу лишь для особо пытливых, что произношение его имени на старославянском, скорее всего, несколько отличалось от современного. Дело в том, что в XV веке Кирилл Белозерский перевёл с греческого комментарии Клавдия Галена к трудам Гиппократа. Получившийся медцинский трактат монах назвал "Галиново на Иппократа". Видимо, достаточно долгое время в Русском государстве Гален был известен именно как Галин.

10.) "В другой раз я Генриху говорю: "Давай научу твоих шутов "Александрию" ставить". Он: "А что это такое?" Я говорю: "История войн Александра Македонского". "А кто он такой?" Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему". Что, простите? Драмкружок при дворе Ярослава Мудрого в XI веке? Это даже не фантастика, это бред сивой кобылы в лунную ночь. Ну и Александр Македонский был весьма популярным персонажем в культуре Европы даже в Средние Века. Что до Антисфена. Он был древнегреческим философом, придерживался сократических взглядов (если не ошибаюсь, последователей учения Сократа называли "младшие сократики") и основал философскую школу кинизма (современное слово "цинизм" пошло как раз от названия школы Антисфена). Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: "Аякс" и "Одиссей". Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна и, как можно догадаться, цинична. И никаких упоминаний об Александре Македонском. Жирнющий минус в копилку фактов против письма.

11.) "Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!" - очередная ура-патриотическая сентенция о "дикой Европе" и "просвещённой России". Книги в средневековой Европе имелись у каждого короля, монархи в большинстве своём были грамотными и вполне себе умели читать. Одним из наиболее образованных и начитанных королей средневековой Франции считается Людовик IX Святой (1214-1270), а рукописный "Великолепный часослов герцога Беррийского" (1410 1490) даёт яркое представление о книжной культуре того времени.

12.) "А еще приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной. Иное страшно. Эти сарацины изобрели аль кугль (араб. спирт), он покрепче даже нашей браги и медовухи, не то что польской воды" - дичайший термояд, однако! Во-первых, откуда Анна Ярославна, выросшая в Киеве, знала язык народа, кочевавшего в пределах современной Сирии. И почему "переводчицей", а не более уместным в те времена ТОЛМАЧОМ. Во-вторых, какой, блджадъ, аль кугль. Если под этим идиотским названием понимается спирт, то на арабском он называется "ал-кахул" ("كحول") и в переводе означает "сурьма". В XI веке в трудах вышеупомянутого Авиценны дистилляция упоминается как метод получения эфирных масел, однако не существует исторических свидетельств дистилляции алкоголя в мусульманских странах в этот период. Даже если бы в Арабском халифате XI века гнали спирт, слабо верится, чтобы правоверные употребляли первач - харам шописец!
Упоминаемая далее польская водка тоже не существовала во времена Анны Ярославны. В Польшу технология дистилляции спирта пришла, скорее всего, из Священной Римской империи лишь в XIV веке. Сведения о винокурении в Русском государстве появляются со второй половины XV века.
"Вот за этим тебе, тятенька, и пишу, чтобы этого аль кугля на Русь даже и одного бочонка не пришло. Ни Боженьки! А то погибель будет русскому человеку" - самая мякотка. Пир духа и вот это вот всё. Без комментариев.

Подобьём бабки. Я думаю, даже самому скептически настроенному читателю на основании изложенных мною фактов станет понятно, что "письмо Анны Ярославны" - обыкновенная подделка, литературная и историческая мистификация, коряво и бездарно написанная в гораздо более поздние времена (по моему мнению, годах эдак в 80-х, в Перестройку). Ни по стилистической, ни по лексической, ни по исторической составляющим этот текст совершенно нельзя отнести к XI веку.


Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.


Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.


И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.


Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.


Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Читайте также: