Интеллектуальный навык это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Навык — Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

интеллектуальный навык — intelektinis įgūdis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Automatizuotas anksčiau spręsto uždavinio sprendimo veiksmas, būdas. atitikmenys: angl. intellectual skill vok. intelektuelle Fertigkeit, f rus. интеллектуальный навык … Sporto terminų žodynas

Навык — действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное … Педагогический терминологический словарь

НАВЫКИ — действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все же каждое новое умение всегда продукт осмысленного… … Профессиональное образование. Словарь

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора

Нейропсихология (neuropsychology) — Н. это клиническая и эксперим. дисциплина, занимающаяся изучением, объяснением, оценкой и коррекцией форм поведения, непосредственно связанных с функционированием головного мозга. Несмотря на то что Н. преимущественно занимается людьми с… … Психологическая энциклопедия

Технология — У этого термина существуют и другие значения, см. Технология (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авто … Википедия

Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.

Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.

Определение интеллекта

Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.

Что характеризуют интеллектуальные навыки:

  • объем памяти;
  • навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
  • логику;
  • внимательность;
  • усердие;
  • воспроизведение;
  • гибкость, глубину, пытливость ума;
  • любопытство.

До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:

  1. Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
  2. Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
  3. Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
  4. Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
  5. Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
  6. Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
  7. Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
  8. Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.

Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.

что такое интеллект

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека.

Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией.

Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта.

Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет.

Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет.

Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.

Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни.

Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде.

Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

По мнению А. Бине, человек обладающий интеллектом – это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет, и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни . Эту точку зрения разделял так же американский психолог Д. Векслер – ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Ф. Фримен строит теорию, в соответствии с которой интеллект состоит из 6 компонентов:

Способность к цифровым операциям.

Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами.

Способность к рассуждению.

Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Перейдем к рассмотрению и анализу результатов педагогических исследований по проблеме формирования интеллектуальной сферы школьников. Как показали исследования, в педагогике чаще всего интеллектуальное развитие сводится к развитию интеллектуальных умений.

В современной педагогической литературе нет единого подхода к классификации интеллектуальных умений. Одни ученые отождествляют их с учебными умениями. Другие отмечают, что интеллектуальные умения значительно шире, чем учебные.

Б.Ф. Ломов отмечает, что умение представляет собой сложное психическое образование; умение включает не только двигательные, но и умственные действия.

Как отмечает И.И. Левина, умение - это совокупность операций, направленных на выполнение определенной задачи. При решении учебно-познавательных задач каждый школьник должен владеть интеллектуальными, мыслительными умениями, независимо от характера изучаемого им учебного материала. Поэтому такие умения часто называют общеинтеллектуальными .

Под умением подразумевают способность владения сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющихся у субъекта знаниями и навыками.

Общеучебные умения младших школьников рассматриваются как возможность освоения способов выполнения конкретных учебных и социально-значимых действий на основе усвоенных (приобретенных) знаний и жизненного опыта.

Некоторые ученые считают, что умения и навыки подразделяются на: обобщенные (межпредметные) и частные (специфические для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие.

Однако деление умений на виды является в определенной степени условным, т.к. часто нет резкой границы, различающей их. Поэтому мы решили, что более точной является следующая классификация, предложенная Н.А. Лошкаревой. Согласно этой классификации, учебный труд школьников обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Такую же классификацию дает Ю.К. Бабанский. Мы остановимся подробнее только на учебно-интеллектуальных умениях. В своей работе Ю.К. Бабанский выделяет следующие группы интеллектуальных умений:

мотивировать свою деятельность;

внимательно воспринимать информацию;

логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

решать проблемные познавательные задачи;

самостоятельно выполнять упражнения;

осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Под интеллектуальными умениями понимается подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий. Интеллектуальными умениями здесь являются следующие умения:

Проанализировав различные классификации интеллектуальных умений, взяв за основу исследования Л.В. Ворониной, мы выделили следующие интеллектуальные умения младших школьников, которые являются для нашего исследования приоритетными:

Умения расчленять предметы или явления на образующие его части, выделять в нём отдельные части, признаки и свойства, и мысленно соединять отдельные элементы, части, признаки и свойства предметов (анализ и синтез).

Умения сопоставлять предметы и явления с целью найти сходство и различие между ними (сравнение).

Умения мысленно выделять существенные свойства и признаки явлений и предметов при одновременном отключении от несущественных (обобщение).

Умения выделять признаки предметов и установление между ними сходства и различия (классификация).

В исследованиях педагогов отмечается, что знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качество умений определяется характером и содержанием знаний о предполагаемом действии. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний, развитию интеллектуальных способностей детей.

Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующего целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого-нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, только сходных с данным. Вместе с тем умение совершенствуется по мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность пользования разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия.

По определению И.И. Левиной, интеллектуальные умения - это умения, которые обеспечивают развитие продуктивного мышления, т.е. способствуют сдвигу в умственном развитии школьников, повышению их уровня познавательной активности, возможности решать противоречия и обнаруживать новые.

Понимание интеллектуального умения как умения ориентироваться в задании, планировать и контролировать ход своей деятельности предлагает Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер под интеллектуальными умениями понимает овладение способами, приемами, действиями на основе усвоенных знаний.

Мы разделяем точку зрения Н.К. Нурихановой, которая рассматривает интеллектуальные умения как осознанные учебные действия младшего школьника умственного характера, выполняемые в соответствии с целями и условиями образовательного процесса .

Данные определения с одной стороны фиксируют состояние определенной сформированности мыслительных действий и операций, с другой стороны – указывают на пути и способы их развития.

Среди основных мыслительных операций мы, вслед за А.И. Раевым, выделяем те умения, без которых невозможно научить учащихся рассуждать, доказывать, делать аргументированные выводы, продуктивно читать: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, что согласуется с концепцией формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова.

- учебно-интеллектуальные умения (Ю.К. Бабанский, Н.В. Мотылева, Н.А. Лошкарева, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова);

- интеллектуальные умения (приобретать и перерабатывать информацию) (Т.Н. Шамова и др.);

- умения классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения) (Н.Я. Чутко);

- логические (Г.В. Александрова);

- информационно-интеллектуальные умения (С.А. Сапон);

- умения мыслительной деятельности (осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, аргументирование, доказательство, формулирование выводов, умозаключений, решение проблем) (Г.К. Селевко).

Таким образом, общим в понимании сущности интеллектуальных умений является рассмотрение их как особых действий, которые формируются в процессе активной учебной деятельности, являются ее результатом и отражают успешность преобразования информации на основе мыслительных операций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека.

Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией.

Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта.

Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет.

Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет.

Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.

Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни.

Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде.

Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

По мнению А. Бине, человек обладающий интеллектом – это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет, и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни . Эту точку зрения разделял так же американский психолог Д. Векслер – ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Ф. Фримен строит теорию, в соответствии с которой интеллект состоит из 6 компонентов:

Способность к цифровым операциям.

Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами.

Способность к рассуждению.

Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Перейдем к рассмотрению и анализу результатов педагогических исследований по проблеме формирования интеллектуальной сферы школьников. Как показали исследования, в педагогике чаще всего интеллектуальное развитие сводится к развитию интеллектуальных умений.

В современной педагогической литературе нет единого подхода к классификации интеллектуальных умений. Одни ученые отождествляют их с учебными умениями. Другие отмечают, что интеллектуальные умения значительно шире, чем учебные.

Б.Ф. Ломов отмечает, что умение представляет собой сложное психическое образование; умение включает не только двигательные, но и умственные действия.

Как отмечает И.И. Левина, умение - это совокупность операций, направленных на выполнение определенной задачи. При решении учебно-познавательных задач каждый школьник должен владеть интеллектуальными, мыслительными умениями, независимо от характера изучаемого им учебного материала. Поэтому такие умения часто называют общеинтеллектуальными .

Под умением подразумевают способность владения сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющихся у субъекта знаниями и навыками.

Общеучебные умения младших школьников рассматриваются как возможность освоения способов выполнения конкретных учебных и социально-значимых действий на основе усвоенных (приобретенных) знаний и жизненного опыта.

Некоторые ученые считают, что умения и навыки подразделяются на: обобщенные (межпредметные) и частные (специфические для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие.

Однако деление умений на виды является в определенной степени условным, т.к. часто нет резкой границы, различающей их. Поэтому мы решили, что более точной является следующая классификация, предложенная Н.А. Лошкаревой. Согласно этой классификации, учебный труд школьников обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Такую же классификацию дает Ю.К. Бабанский. Мы остановимся подробнее только на учебно-интеллектуальных умениях. В своей работе Ю.К. Бабанский выделяет следующие группы интеллектуальных умений:

мотивировать свою деятельность;

внимательно воспринимать информацию;

логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

решать проблемные познавательные задачи;

самостоятельно выполнять упражнения;

осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Под интеллектуальными умениями понимается подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий. Интеллектуальными умениями здесь являются следующие умения:

Проанализировав различные классификации интеллектуальных умений, взяв за основу исследования Л.В. Ворониной, мы выделили следующие интеллектуальные умения младших школьников, которые являются для нашего исследования приоритетными:

Умения расчленять предметы или явления на образующие его части, выделять в нём отдельные части, признаки и свойства, и мысленно соединять отдельные элементы, части, признаки и свойства предметов (анализ и синтез).

Умения сопоставлять предметы и явления с целью найти сходство и различие между ними (сравнение).

Умения мысленно выделять существенные свойства и признаки явлений и предметов при одновременном отключении от несущественных (обобщение).

Умения выделять признаки предметов и установление между ними сходства и различия (классификация).

В исследованиях педагогов отмечается, что знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качество умений определяется характером и содержанием знаний о предполагаемом действии. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний, развитию интеллектуальных способностей детей.

Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующего целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого-нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, только сходных с данным. Вместе с тем умение совершенствуется по мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность пользования разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия.

По определению И.И. Левиной, интеллектуальные умения - это умения, которые обеспечивают развитие продуктивного мышления, т.е. способствуют сдвигу в умственном развитии школьников, повышению их уровня познавательной активности, возможности решать противоречия и обнаруживать новые.

Понимание интеллектуального умения как умения ориентироваться в задании, планировать и контролировать ход своей деятельности предлагает Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер под интеллектуальными умениями понимает овладение способами, приемами, действиями на основе усвоенных знаний.

Мы разделяем точку зрения Н.К. Нурихановой, которая рассматривает интеллектуальные умения как осознанные учебные действия младшего школьника умственного характера, выполняемые в соответствии с целями и условиями образовательного процесса .

Данные определения с одной стороны фиксируют состояние определенной сформированности мыслительных действий и операций, с другой стороны – указывают на пути и способы их развития.

Среди основных мыслительных операций мы, вслед за А.И. Раевым, выделяем те умения, без которых невозможно научить учащихся рассуждать, доказывать, делать аргументированные выводы, продуктивно читать: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, что согласуется с концепцией формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова.

- учебно-интеллектуальные умения (Ю.К. Бабанский, Н.В. Мотылева, Н.А. Лошкарева, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова);

- интеллектуальные умения (приобретать и перерабатывать информацию) (Т.Н. Шамова и др.);

- умения классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения) (Н.Я. Чутко);

- логические (Г.В. Александрова);

- информационно-интеллектуальные умения (С.А. Сапон);

- умения мыслительной деятельности (осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, аргументирование, доказательство, формулирование выводов, умозаключений, решение проблем) (Г.К. Селевко).

Таким образом, общим в понимании сущности интеллектуальных умений является рассмотрение их как особых действий, которые формируются в процессе активной учебной деятельности, являются ее результатом и отражают успешность преобразования информации на основе мыслительных операций.

Читайте также: