Интегральная социология п сорокина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интегральная социология – раздел социологии, изучающий: сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкой межгосударственной общности. Интегральная социология разработанная П. Сорокиным – это интегральная система социологии, предметом которой являются социальные и культурные системы в их структурных и динамических аспектах.

Прошло уже 40 лет со дня смерти и более 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, и не будет никаким преувеличением сейчас, на исходе XX в., сказать, что Питирим Александрович Сорокин, пожалуй, самая примечательная фигура на социологическом небосклоне нашего столетия. В обществознании он энциклопедист, вобравший в себя практически все достижения гуманитарных наук, а его жизнь, со всеми крутыми виражами и подчас невероятными сюжетами, совершенно нетипична для обычной карьеры академического ученого. Словом, Сорокин, по выражению одного из его самых талантливых учеников, Эдварда Тириакьяна, был der Mensch – человек с большой буквы.

Жизни и творчеству Сорокина посвящено много исследовательских работ в отечественной и зарубежной историко-социологической литературе. Традиционно, принято разграничивать два периода в его творчестве – русский и американский. Конечно же, русский Сорокин и Сорокин – американец довольно непохожи друг на друга по кругу идей, по характеру анализируемых проблем и использования материала, по степени зрелости и самостоятельности. Однако очевидно, что интегральная сущность всех его работ всегда оставалась неизменной. На интегрализме мне хотелось бы сконцентрировать свое основное внимание в контрольной работе, тем более что и все мировоззрение, политические взгляды и даже жизненная философия Сорокина были пронизаны стремлением к интегрализму.

Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889 г. в селе Турья Ярсенского уезда Вологодской губернии и окрещен был Питиримом в честь епископа Питирима, одного из местных святых, чей праздник по церковному календарю приходится на январь. Отец Сорокина – Александр Прокопьевич – был ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать – Пелагея Васильевна – крестьянка. Питирим был средним по возрасту мальчиком в семье. С детства вместе со старшим братом Василием он работал с отцом и вел бродячий образ жизни. В возрасте десяти лет Питирим вместе со старшим братом бросили страдающего запоями отца и продолжили путь бродячих мастеровых самостоятельно и, судя по всему, довольно успешно.

В 1909 г. П.А. Сорокин поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт, в котором незадолго до этого по приглашению ректора института В.М. Бехтерева два всемирно известных социолога начала века – Е.В. Де Роберти и М.М. Ковалевский – открыли первую кафедру социологии. Оба оказали значительное влияние на формирование творческой индивидуальности ученого; с обоими он поддерживал довольно тесные отношения и во время учебы и после, некоторое время он даже был личным секретарем М.М. Ковалевского. Через год он переводится на юридический факультет университета, где обучается под руководством выдающегося русского правоведа начала века Л.И. Петражицкого. Стремление синтезировать криминологию и социологию определило научные интересы раннего Сорокина, но не исчерпывало при этом всего круга интересующих его проблем.

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни

В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете.

Основные труды:

Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал свои методы.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

2. Важнейшие многосвязные группы (Комбинация двух или более). Каждая группа в приведенной классификации, в свою очередь, может быть подразделена и охарактеризована с точки зрения нескольких вторичных черт. Например, группы могут различаться размерами: большие и маленькие. Они также могут отличаться по протяженности их организации, по типам социального контроля и на основе их стратификационных систем. Продолжительность жизни групп, способ, при помощи которого индивиды входят в группу и выходят из нее, также могут служить в качестве разграничителя групп односвязных ценностей).

  1. Сорокин как создатель интегральной социологии

В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации ((от лат. fluctuatio = колебание), случайные отклонения наблюдаемых физических величин от их средних значений.) социокультурных систем.

Историческое развитие, по Сорокину, представляет собой циклическую флюктуацию указанных типов культур, гносеологически связанных с тремя способами познания – рациональным, чувственным и интуитивным. Поскольку ими ограничиваются возможности человеческого познания, постольку в истории культуры и общества не возникает, и не может возникнуть чего-либо принципиально нового, и поэтому она обречена на постоянное повторение пройденного в главном, на флюктуацию циклов, хотя и отличается каждый раз в частностях, деталях, подробностях.

Интегралистский подход П.А. Сорокина был в последние десятилетия его творчества тесно связан с глобализмом. Это рельефно проявилось не только в приведенном фрагменте, но и во многих других вопросах, в том числе, особенно, в вопросах войны и мира. Он верил в возможность утверждения прочного и длительного мира на всей Земле. Для этого им выдвигалось четыре необходимых условия:

а) основательный пересмотр и переоценка большинства современных культурных ценностей;

б) действительное распространение и внедрение во все государства, народы и общественные группы систем основных норм и ценностей, связующих всех без различия;

в) явное ограничение суверенности всех государств в отношении войны и мира;

г) учреждение высшей международной власти, обладающей правом обязательных и принудительных решений во всех международных конфликтах.

Именно преодоление изолированности в мире, становление и развитие массовых и глубоких взаимосвязей в нем, его целостности, с одной стороны, и преодоление суверенности государств с другой, делают, по мнению П.А. Сорокина, построение Храма Вечного Мира теперь вполне возможным, в отличие от прошлого. (см.: П.А. Сорокин. Причины войны и условия мира. – Социс, 1993, №1).

Заключение

Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

Питирим Сорокин (1889-1968) – выдающий социолог XX века, живший в России и США. На взгляды Сорокина большое влияние оказали труды социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, М. М. Ковалевского и других.Сам Сорокин считал себя учеником М. М. Ковалевского, в последние годы его жизни Сорокин был его личным секретарем.

Интегральная социология Питирима Сорокина. Социальная стратификация и социальная мобильность.Типы общностей и культурные системы

Питирим Сорокин является автором 40 книг, которые много раз переиздавались в Европе и Америке. Также его труду принадлежит большое количество статей и очерков. Работы Сорокина были переведены на 48 языков мира.
Знаменитыми работами русского периода жизни Сорокина были "Главнейшие теории прогресса в современной социологии" (1911), "Границы и предмет социологии" (1913), "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Национальность, национальный вопрос и социальное равенство" (1917), "Социальная аналитика и социальная механика: краткое содержание цикла лекций" (1919), "Общедоступный учебник по социологии" (1920), двухтомная "Система социологии" (1920) и другие.
Величайшими трудами американского периода были работы "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928),"Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947), "Американская сексуальная революция" (1956) и другие.

Общество как надорганическая система

Всю существующую реальность Сорокин разделил на три мира:

  • неорганический;
  • органический;
  • надорганический.

В надорганическом мире, по мнению Сорокина, сознание и мышление находятся в своей "развитой форме".Общество – это надорганическая система, которая представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом".

Главная задача социолога – изучать статистические и динамические стороны взаимодействия людей, а также явления, которые вытекают из этого процесса. Основой теории социокультурной динамики Сорокина являются аксиологические (ценностные) социальные взаимодействия людей.

Сорокин считал, что социология достаточно близка к естественным наукам по своей объективности, и он определил ее как "социальную химию", в отличие от О. Конта, который называл социологию - "социальной физикой", и Г. Спенсера, который предложил считать социологию - "социальной биологией".

Объективизм, опора на факты при изучении социальных явлений и процессов, по мнению Сорокина, должны стать постоянными составляющими социологического метода.
Сорокин стал одним из первых американских социологов, который стал использовать количественные методы обработки эмпирических данных.

Направления интегральной социологии

Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы. От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию, в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

"Интегрализм" социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

  • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;
  • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;
  • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;
  • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

  • "космосоциологическое" направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;
  • "биосоциологическое" направление, рассматривающее общество как биологический организм;
  • "социомеханическое" направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;
  • "социопсихологическое" направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;
  • "социокультурное" направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса "цикличности" или "круговорота" различных культуры.

Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно "дает нам действительную социологию в точном значении понятия".

Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

  • теоретическая (общая) социология;
  • практическая (прикладная).

Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

  • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);
  • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);
  • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни).

Социальное взаимодействие

Сорокин трактовал социологию как науку о поведении людей, находящихся в социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие, по Сорокину, представляет собой социальную связь между индивидами и социальными группами, которая имеет психическую природу.

Социальное взаимодействие имеет следующие компоненты:

  • субъекты взаимодействия (индивиды, социальные группы);
  • объективированные ценности (предметы материальной культуры);
  • ценностные значения и нормы (образцы поведения индивидуального или группового сознания);
  • "проводники" взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, деньги, произведения искусства и т.д.

Сорокин классифицировал социальные взаимодействия по следующим основаниям:

1. По субъекту взаимодействия:

  • между двумя индивидами;
  • между индивидом и социальной группой;
  • между социальными группами.

2. По характеру взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;
  • индивидуальные и массовые;
  • организованные и спонтанные;
  • простые и сложные;
  • стандартные и шаблонные;
  • мгновенные и продолжительные;
  • слабые и интенсивные;
  • солидаристические и антагонистические;
  • идейные и волевые.

3.В зависимости от природы проводника:

  • механические, тепловые;
  • звуковые,светозвуковые.

Сорокин считал, что социальные взаимодействия позволяют объяснять социальные отношения, социальные явления и процессы. В основе социального взаимодействия находятся социальные акты. Социальные акты определяются базовыми инстинктами людей (сексуальными, пищеварительными, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения).

Сорокин разделил социальные акты на:

Сорокин изучал различные поступки и поведение людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах в различные исторические эпохи оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда прямо противоположных. Общественным санкциям Сорокин отводил одну из главных ролей в социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

Сорокин полагал, что понять причины возникновения социального целого можно только при непосредственном учете факторов, которые объединяют людей в целое общество. Наиболее важными механизмами социальной интеграции являются следующие факторы:

  • биолого-физиологическая социализация (импульсы, инстинкты, потребности и стимулы). Эта социализация заставляет людей вступать во взаимодействие;
  • космическо-географическая социализация индивидов (климат, территория), которая является определяющей в отношении человеческого взаимодействия в обществе;
  • психологическая социализация (подражание, внушение, эмоционально-интеллектуальные контакты).

По мнению Сорокина данные факторы в своей совокупности представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений. Но в некоторых случаях приводят к распаду коллективов. Основой социальной интеграции является единство вокруг норм, группового разума, ценностей, национального духа, целей, сознания рода и др.

Типы общностей

Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

  • Первый тип - "элементарные" группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
  • Второй тип - комбинации элементарных групп. Это взаимодействия, которые обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
  • Третий тип - "кумулятивные" группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

  • закрытые (пол, раса, нация);
  • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
  • полузакрытыми (класс, сословие).

Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность через борьбу классов за власть.
На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой "кумулятивную" группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

Сорокин выделил четыре основных класса:

  • крестьяне;
  • пролетариат;
  • землевладельцы;
  • капиталисты.

Классы он объединил в две кумулятивные группы:

  1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
  2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).

Социальную мобильность регулируют социальные "ситы" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп:

  • простые - объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный, правовой и т.д.).

Социальные революции и реформы

Под социальной революцией Сорокиным понимается быстрое развитие общества, которое основывается на процессе насилия одного класса над другим.

Он проанализировал социологический феномен революции, изучив 70 революций, в том числе Февральскую и Октябрьскую революции (1917 г.) в России. Социолог считал революцию худшим способом изменения жизни. Революция несет разрушения, способствует дезинтеграции общества, культивирует вражду и агрессию, идеалы революции иллюзорны. Сорокин сформулировал закон "социального иллюзионизма", который свойственен социальной революции (Пример: В революциях 1917 года в России выдвинутый лозунг "ликвидировать социальное неравенство" не осуществили, обещание всем хлеба обернулось голодом и вымиранием населения).

Революция, по Сорокину, имеет две стадии: революционную и контрреволюционную.

Социальные реформы - более приемлемый способ изменений общественной жизни, по мнению Сорокина. Социальные реформы – это мирные способы осуществления изменений социальной жизни, имеющие созидательную направленность. Социолог утверждает, что только социальные реформы могут привести к прогрессу, революции же, наоборот, несут в себе разрушающий характер.

Культурные системы

Социолог противопоставлял культуру природе, считая, что все природные явления социально значимы только при наличии у них культурных качеств. Главным культурным качеством являются ценности, среди которых универсальными являются истина, красота, добро и польза (по Платону).

Сорокин выделял три типа доминантных культурных сверхсистем:

  1. Чувственная культурная сверхсистема. В основе формирования культурных качеств лежит чувственное познание, господствуют "истины чувств" и материальные потребности, атеизм, прагматизм и гедонизм.
  2. Идеациональная (рациональная) культурная сверхсистема. В основе лежит - рациональное познание, господствуют разум и Бог, духовность, аскетизм и альтруизм.
  3. Идеалистическая (интегральная) культурная сверхсистема - синтез двух предыдущих систем.

В каждый исторический период какая-то сверхсистема занимает лидирующее положение:

Исторические периоды Тип культурной сверхсистемы
до VIII в. до н.э. Чувственная
с VIII в. до н.э. по IV в. до н.э. Рациональная
с IV в. до н.э. по III в. до н.э. Интегральная
со II в. до н.э. по V в. н.э. Чувственная
с VI в. по XII в. Рациональная
с XIII в. по ХIVв. Интегральная
с XV в. по XX в. Чувственная

К чувственному типу Сорокин относил современную Западную культуру, которая находилась в состоянии кризиса.

Таким образом, суть интегральной социологии Сорокина заключается в следующем:

Интегральная социология Сорокина – это социология, предмет изучения которой – социальные и культурные системы, рассматриваемые в своих структурных и динамических аспектах.

Питирим Сорокин – известный социолог ХХ века, живший и работавший в России и в США. Большое влияние на взгляды Сорокина оказали работы таких социологов, как Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Г. Тард, Н.К. Михайловский, Л.И. Петражицкий, М.М. Кавалевский и др. Сам Сорокин называл себя учеником М.М. Ковалевского, так как в последние годы его жизни Сорокин занимал должность его личного секретаря.

Сорокин стремился к созданию интегральной социологии, определению ее предмета и границ. У социолога О. Конта Сорокин позаимствовал мысль о законах функционирования и динамики, а у Г. Зиммеля – идею социологии, рассматриваемой как самостоятельная дисциплина, занимающаяся изучением родовых свойств явлений взаимодействия в социуме. Так им была создана интегральная социология, в которой общество выступало как процесс и результат социального взаимодействия.

Интегральность социологии, по мнению Сорокина, проявляется следующими аспектами:

  • интегральная социология обобщает знания, касающееся социокультурных явлений и процессов, имея собственную методологию и отражая своим содержанием открытия, сделанные в других социальных науках;
  • интегральная социология занимается изучением всех сфер социокультурного пространства, исследую отдельные их элементы;
  • в интегральной социологии учтена масса факторов, объясняющих социальную реальность;
  • интегральная социология занимается исследованием статику и динамики жизни социума.

Интегральная социология Питирима Сорокина характеризуется следующими ведущими направлениями работы:

Готовые работы на аналогичную тему

Сорокин предпочитал рассматривать подробнее социокультурное направление, так как оно представляет действительную социологию в точном значении понятия.

Социальное взаимодействие

Сорокин объяснял социологию как науку, занимающуюся поведением людей, находящихся в социальном взаимодействии.

По Сорокину социальное взаимодействие – это социальная связь индивидов и социальных групп, имеющая психическую природу.

Социальное взаимодействие выстраивается из следующих компонентов:

  • субъекты взаимодействия – индивиды, социальные группы;
  • объективированные ценности – предметы материальной культуры;
  • ценностные значения и нормы – образцы поведения индивидуального или группового сознания;
  • проводники взаимодействия – язык устный и письменный, орудия труда, деньги, произведения искусства и пр.

Сорокин разработал классификацию социального взаимодействия на основании следующих критериев:

  • два индивида;
  • индивид и социальная группа;
  • социальные группы.
  • механические и тепловые;
  • звуковые и светозвуковые.

Сорокин считает, что социальные взаимодействия позволяют объяснить социальные отношения, явления и процессы. Основой социального взаимодействия выступают социальные акты. Социальные акты определены базовыми инстинктами людей – пищевыми, сексуальными, самосохранения, самовыражения, инстинктом собственника).

Сорокиным все социальные акты были разделены на:

  • должные – дозволенные – в обществе отмечается эмоционально нейтральная реакция;
  • должные – рекомендуемые – в обществе реагируют эмоционально положительно и требуют за них поощрение;
  • запрещенные – это преступления, реакция общества на них – эмоционально отрицательная, за эти поступки требуют наказания.

Сорокин занимался изучением различных поступков и поведения людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах разных исторических эпох оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда совершенно противоположных. Сорокин отводил общественным санкциям одну из первостепенных ролей в процессе социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

Сорокин выдвинул предположение, что понимать причины возникновения социального целого можно только непосредственно учитывая факторы, объединяющие людей в целое общество. К наиболее важным механизмам социальной интеграции выступают следующие факторы:

  • биолого-физиологическая социализация состоит из импульсов, инстинктов, потребностей и стимулов. Данный тип социализации подталкивает людей к вступлению во взаимодействие;
  • космическо-географическая социализация индивидов состоит из климата и территории, которые выступают как определяющая относительно человеческого взаимодействия внутри общества;
  • психологическая социализация состоит из подражания, внушения, эмоционально-интеллектуальных контактов.

Сорокин считал названные факторы в своей совокупности объединяющей силой для всех общественных явлений. Однако в отдельных случаях это приводит к разрушению коллективов. Основа социальной интеграции – единство вокруг норм, группового разума, ценностей, целей, сознания рода и пр.

Иными словами, главным было то, что в Сорокин в своих концепциях говорил о необходимости построения интегрального общества. Он не только описал и обосновал его построение, но и исследовал стратегию, которая этому способствовала. Основой такой стратегии выступает распространение идей об альтруистической любви, которой и были посвящены последние годы его жизни в Гарвардском центре изучения творческого альтруизма.

Результатов мирового признания в социологии добился Сорокин. Он создал интегральную социологию. Она изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп с обществом с позиций сосуществования множества социокультурных систем. Они движутся при этом по горизонтали, вертикали, совершают флуктации (колебания).

Сорокин разработал интегральную социологию на основе представлений как известных российских социологов Петражицского, Ковалевского, Де-Роберти, так и западных – Дюркгейма, Вебера. Его теория – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество. Суть его сам автор характеризовал как интегрализм.

- людей (субъектов действий);

- мысли и нормы (значения действий). Кусок дешевой материи на палке, благодаря смыслу превращается в национальный флаг;

- предметы (материальные носители значений). Через них значения выражаются и переносятся.

Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт. Его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. Культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, на нее влияют некоторые социальные факторы.

При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Социокультурные его характеристики приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образовании. Интегральное существо человека проявляется в том, что он не только эмпирический наблюдатель и экспериментатор, рациональный мыслитель, но и активный участник создания творческого начала во вселенной.

В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этого есть три социокультурные суперсистемы. Они характерны для всей истории человеческой цивилизации: религиозная или идеальная, чувственная и интегральная.

До XVI века была религиозная цивилизация. С XVI в. и до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура. Она акцентирует такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажду власти и славы. Это определяет преобладающий тип личности, образ групп, характер институтов. С XX века на смену чувственной идет интегральная культура. Ее доминирующая ценность – бесконечное разнообразие.

По Сорокину, революции и соответствующие им войны усиливают дезинтеграцию чувственного общества. Повышается смертность, падает рождаемость, резко качественно меняется состав населения. В такие периоды флуктуируют тоже ценности и идеалы.

Возможность выхода из кризиса Сорокин связывал с интегральной сущностью человека. Его историческое назначение творить истину, красоту и добро, трансформировать общество.




Реформы по Сорокину не должны препятствовать базовым инстинктам человека. Для этого необходимо, чтобы:

- сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ;

- государство стимулировало творческую активность населения;

- утвердился морально правовой порядок, единый для власти и населения.

Должен быть личный интерес, право собственности, налоги должны гарантировать права на результаты хозяйственной деятельности. Государство не должно подавлять субъективность индивида. Реформы призваны обеспечить и надлежащий правовой порядок. Нужен независимый суд, уважение чужих, исполнение своих личных прав и обязанностей, соблюдение общественного мира.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите факторы, обусловившие развитие социологической мысли в России.

2. Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала ХХ века?

3. Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца ХIХ - начала XX века?

4. В чем суть субъективистского направления в российской социологии? Кто его основные представители?

5. Каковы основные концептуальные моменты интегральной социологии П. Сорокина?

6. Охарактеризуйте развитие социологии в СССР и в современной России.

Результатов мирового признания в социологии добился Сорокин. Он создал интегральную социологию. Она изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп с обществом с позиций сосуществования множества социокультурных систем. Они движутся при этом по горизонтали, вертикали, совершают флуктации (колебания).

Сорокин разработал интегральную социологию на основе представлений как известных российских социологов Петражицского, Ковалевского, Де-Роберти, так и западных – Дюркгейма, Вебера. Его теория – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество. Суть его сам автор характеризовал как интегрализм.

- людей (субъектов действий);

- мысли и нормы (значения действий). Кусок дешевой материи на палке, благодаря смыслу превращается в национальный флаг;

- предметы (материальные носители значений). Через них значения выражаются и переносятся.

Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт. Его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. Культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, на нее влияют некоторые социальные факторы.

При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Социокультурные его характеристики приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образовании. Интегральное существо человека проявляется в том, что он не только эмпирический наблюдатель и экспериментатор, рациональный мыслитель, но и активный участник создания творческого начала во вселенной.

В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этого есть три социокультурные суперсистемы. Они характерны для всей истории человеческой цивилизации: религиозная или идеальная, чувственная и интегральная.

До XVI века была религиозная цивилизация. С XVI в. и до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура. Она акцентирует такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажду власти и славы. Это определяет преобладающий тип личности, образ групп, характер институтов. С XX века на смену чувственной идет интегральная культура. Ее доминирующая ценность – бесконечное разнообразие.

По Сорокину, революции и соответствующие им войны усиливают дезинтеграцию чувственного общества. Повышается смертность, падает рождаемость, резко качественно меняется состав населения. В такие периоды флуктуируют тоже ценности и идеалы.

Возможность выхода из кризиса Сорокин связывал с интегральной сущностью человека. Его историческое назначение творить истину, красоту и добро, трансформировать общество.

Реформы по Сорокину не должны препятствовать базовым инстинктам человека. Для этого необходимо, чтобы:

- сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ;

- государство стимулировало творческую активность населения;

- утвердился морально правовой порядок, единый для власти и населения.

Должен быть личный интерес, право собственности, налоги должны гарантировать права на результаты хозяйственной деятельности. Государство не должно подавлять субъективность индивида. Реформы призваны обеспечить и надлежащий правовой порядок. Нужен независимый суд, уважение чужих, исполнение своих личных прав и обязанностей, соблюдение общественного мира.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите факторы, обусловившие развитие социологической мысли в России.

2. Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала ХХ века?

3. Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца ХIХ - начала XX века?

4. В чем суть субъективистского направления в российской социологии? Кто его основные представители?

5. Каковы основные концептуальные моменты интегральной социологии П. Сорокина?

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Читайте также: