Инструментальная музыка 18 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

    ,
  • укрепление абсолютизма,
  • окончательное закрепощение крестьян,
  • введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –

все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Положение народной музыки до Петра I

А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса

Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке

Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.

Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы. Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества. Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.

Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:

  • на исполнителей оперно-симфонической
  • и бальной музыки.

Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

Запись нот музыки в 18 веке

Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.

Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века

Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций – часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.

Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века. (Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке. Русской музыке 18 века требовался новый жанр — национальная опера.

Первые русские национальные оперы

Другие первые русские оперы – это

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века

Концертная жизнь постепенно приобрела все более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки имели огромный успех у самой разной публики.

Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А. Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей. Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.

Значение периода 18 века для русской музыки

Музыка в России 18 века – особое явление в истории отечественной музыки. В этот период произошли имевшие большое значение события:

  • Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,
  • Широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов,
  • Возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,
  • Становление системы музыкального образование,
  • Большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности,
  • Созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Оркестры крепостных театров

Большое значение в культурной жизни России играл и крепостной театр. В стране и за рубежом был известен крепостной театр графа Нарышкина, конкурирующий по качеству исполнения не только с отечественными, но и европейскими театрами. Особенностью крепостных театров было использование роговых оркестров. Оркестры насчитывали десятки исполнителей. У каждого из них был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность исполнительских средств, роговые оркестры исполняли множество произведений из репертуара современной тогда музыки, включая симфонии Гайдна и Моцарта, а иногда принимали участие в оперных спектаклях.

К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.

Эпоха классицизма

Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Эстетические установки классицизма

Классицизм в музыке – венские классики

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики .

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

венские классики

Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Жанры музыкального классицизма

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
  2. второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
  3. и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт

Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Доклад на тему классицизм

Между барокко и романтизмом

Классицизм в музыке кратко

Эпоха классицизма в музыке начинается с реформы оперного искусства, которую провёл композитор из Баварии Кристоф Глюк, заложив мировоззренческие основы нового направления. Сочинения должны быть правдивы, просты и естественны. Классическая музыка строится по определённым канонам. В структуре произведения необходимы пропорциональность и уравновешенность. Всё второстепенное и лишнее отбрасывается.

Становление классицизма в музыке делится на два этапа, которые проходили под влиянием двух творческих и исполнительских направлений. Искусствоведы именуют их школами — мангеймской и венской.

Композиторы, работавшие в Мангейме, начали использовать в симфонии четырёхчастную структуру. Музыканты стремились избегать монотонного звучания. Большое внимание уделялось выделению мелодических оборотов. Диапазон громкости расширился от максимального фортиссимо (очень громко) до еле слышимого пианиссимо (очень тихо). Яркими представителями мангеймской школы являются Ян Стамиц, Франц Рихтер, Антон Фильс.

Венская школа

Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.

Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн

В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.

Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.

Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.

Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.

В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.

Музыкальные жанры классики

Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:

  • инструментальная музыка;
  • камерные ансамбли;
  • опера;
  • церковная музыка.

Классицизм в музыке

В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.

Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:

Что такое классицизм в музыке

  1. Структурированность каждой части осуществляется в сонатной форме.
  2. Симметричность требует обрамления медленных фрагментов быстрыми частями. Периодичность подразумевает систематическую повторяемость музыкальных тем.
  3. Контрастное противопоставление проявляется в смене темпов и тональностей.
  4. Мелодике симфонии придаётся определённый ритмический рисунок.

Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.

В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.

Эпоха классицизма в музыке

Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.

Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.

Прощаясь с барокко, нельзя не сказать, что интерес к музыке этой эпохи крепнет с каждым днем. В мире огромное количество музыкальных ансамблей, которые специализируются именно на барочной музыке, и все чаще она звучит в так называемом аутентичном исполнении, то есть на старых инструментах, в тех темпах (более медленных, чем принято в наше время) и так далее.

Музыка XVIII века: какой она была?

За кадром пока остались Испания и Англия — о них нужны отдельные рассказы в силу некоторых особенностей развития музыкальной культуры в этих странах.

Самое интересное, что почти вся музыка ХХ века определяется просто как музыка XX века — слишком большое разнообразие стилей. Слов пока не нашлось.

Но лучше забыть все эти узкоспециальные вещи и просто поговорить о музыке. Для того чтобы ее понимать и любить, не обязательно вдаваться в технические детали, расставлять все по полочкам и навешивать ярлычки.

Сыновья

Итальянцы

Двух крупных итальянских композиторов связала любовь к опере и жизнь в Санкт-Петербурге.

И еще подготовила вступление классицизма в права — песня. Для Гайдна это была преимущественно крестьянская песня, для Моцарта — городская. Окружающий слуховой опыт включает в себя и то, что слышно непосредственно с улиц, на проселочных дорогах, в селах

И последнее: в недрах этого века все более крепло желание дистанцироваться от власти (светской или церковной). О том, как сложились судьбы у Гайдна и у Моцарта, и об их шедеврах можно прочитать в следующий раз.

Читайте также: