Институт власти это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политология - это наука о политической власти и управлении.

Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Политические элиты - небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Политический институт - это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления.

Власть - это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей.

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.

Политическая власть - это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 216 – 225.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы::

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политология- это наука о политической власти и управлении. Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Рассмотрим подробнее политическую деятельность. Нам знакомо уже понятие деятельность. Вспомним, что в структуре любой деятельности выделяют субъекты и объекты. Субъектом политики могут стать отдельные люди, индивиды. Немецкий ученый Макс Вебер выделял три группы политиков в зависимости от степени их вовлеченности в политику:

Кроме индивидов, субъектом политики могут стать целые социальные группы, например, классы, народы, сословия и другие. Вы можете вспомнить из истории, какую роль сыграла буржуазия в буржуазных революциях в Европе 17-18 веков, рабочий класс в октябрьских событиях 1917 года в России.

Следующим субъектом политики являются политические организации, среди которых важнейшими являются государство и политические партии.

Политические элиты, то есть небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

В зависимости от объекта политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодежная, экологическая и другие.

Важнейшее место в структуре политической сферы общества занимают политические институты. Политический институт- это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, общественной безопасности и порядке. Основными политическими институтами являются государство и партии.

В процессе политической деятельности люди вступают в различные взаимосвязи взаимодействия, которые называются политическими отношениями. Это могут быть отношения между государством и гражданами; между различными государствами; между государством и негосударственными институтами, например, церковью; между государственными органами, например парламентом и правительством и другие.

Сразу на ум приходит власть родителей в семье, власть командира в военной части, руководителя в учреждении, президента в стране. Так что же общего между этими видами власти? Очевидно, что это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей. Выделяют основные виды власти: это экономическая (контроль над экономическими ресурсами); социальная (возможность влиять на положение социальных слоев); информационная (контроль над СМИ); принудительная (контроль над людьми с помощью физической силы: армии, полиции, судов); и наконец, власть политическая. о ней поговорим подробнее.

Политическая власть - это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Отличительные признаки политической власти:

  1. Распространяется на все общество;
  2. Действует на основе права от имени всего общества;
  3. Только ей принадлежит право на легальное использование силы в пределах страны;
  4. Для нее характерно существование единого центра принятия политических решений;
  5. Имеет возможность использовать самые разнообразные средства: и принудительные, и экономические, и информационные, и социальные.

Типы политической власти (по М.Веберу)

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Законодательную власть осуществляет парламент. В России это Федеральное собрание. Исполнительную - Правительство РФ. И, наконец, судебную - суды РФ, среди которых высшими судебными органами являются Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Выберите верные суждения о политической деятельности:

1)Политической деятельностью в демократическом государстве должны заниматься только профессиональные политики;

2)Деятельность, в том числе и политическая, присуща всем живым существам;

3) В политической деятельности люди могут проявить свою гражданскую позицию;

4)В переломные моменты истории большие социальные группы часто становились активным субъектом политики

Правильные ответы: 3; 4.

2. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1. В зависимости от _______ политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодёжная, экологическая и другие.

2. Политические _________ — различные взаимосвязи взаимодействия, в которые вступают люди в процессе политической деятельности.

Институты государственной власти представляют собой социальные образования, осуществляющие власть и управление обществом.

В современном социуме государственная власть реализуется следующими институтами:

  • парламент – высший законотворческий и представительный властный орган;
  • правительство – главный орган исполнительной власти;
  • президент страны – единоличный государственный лидер, получивший свои полномочия посредством избрания народом;
  • судебная система.

Роль государственных институтов

Механизм страны состоит из системы государственных органов и их функционирования, включая принципы деятельности и ресурсы, обеспечивающие их работу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов. В отличие от этих органов власти, способных как появляться, так и ликвидироваться, институционные образования характеризуются большей стабильностью.

Это свойство определяет роль институтов в механизме государства. Рассматриваемые социальные образования соответствуют важным направлениям деятельности страны, не относясь при этом к сфере этой деятельности. Данная категория дает более абстрактное представление о функционировании государственной власти.

На чем основан конституционный строй

Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.

Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.

Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:

  • приоритет прав и свобод человека;
  • демократический режим (участие народа в политической жизни страны);
  • полная независимость Российской Федерации во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах;
  • правовое равенство субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство вне зависимости от оснований его получения;
  • экономическая свобода;
  • раздельная организация власти на ветви;
  • гарантии муниципального самоуправления;
  • многообразие идеологий;
  • принцип многопартийности (политический плюрализм);
  • приоритет закона;
  • преобладание общепризнанных международных нормативно-правовых документов над национальным правом;
  • закрепленные правила внесения поправок в Конституцию, которые касаются положений, составляющих основы конституционного строя.

В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.

Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.

Структура государственных институтов и основа разделения

Принцип разделения власти на ветви является важным компонентом существования демократического государства. Он исключает сосредоточение всех видов власти (законотворческой, исполнительной и судебной) в руках одного человека.

В основе разделения властей на ветви лежит теория, разработкой которой занимался ряд ученых и политических деятелей: Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и др.

В соответствии с этой теорией:

  1. Правотворческая, исполнительная и судебная власть должны выполняться разными людьми и органами, согласно Конституции.
  2. Утверждается равенство всех ветвей власти перед законом.
  3. Правомочия одной ветви не могут осуществляться представителями другой ветви.
  4. Суды не зависят от политического влияния, судьи независимы, они не сменяются, имеют неприкосновенность и исполняют лишь закон.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Каждый властный орган обладает автономностью.

Глава государства

Президент России является государственным лидером, не входящим в систему ни одной ветви власти. Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента РФ, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.

Правительство РФ – исполнительный орган власти

Правительство Российской Федерации включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.

К правомочиям Правительства относятся:

  1. Разработка и исполнение федерального бюджета, отчетность перед Госдумой.
  2. Реализация в России единой государственной экономической, культурной, научной, образовательной, социальной, экологической политики, а также политики здравоохранения.
  3. Управленческая деятельность над федеральной собственностью.
  4. Принятие оборонительных мер, мероприятий по обеспечению безопасности государства и осуществление внешней политики России.
  5. Деятельность в области соблюдения общественного порядка, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбы с неправомерными действиями преступников.
  6. Иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган

Федеральное собрание представляет собой парламент, состоящий из Совета Федераций (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Верхняя палата включает по два представителя (по одному от представительного и исполнительного властного органа) от каждого региона страны. Всего в составе Совета Федераций 178 человек. К полномочиям верхней палаты Федерального Собрания относятся:

  • закрепление корректировок относительно границ между регионами РФ;
  • признание президентского указа о вводе военного/чрезвычайного положения в стране;
  • решение вопроса о возможности применения вооруженных сил РФ;
  • назначение президентских выборов;
  • объявление импичмента главе государства;
  • должностное назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

В Госдуму входят 450 депутатов. Их избирают по смешанной избирательной системе. К ведению Государственной Думы относятся полномочия:

  1. Предоставление согласия главе страны на назначения Председателя Правительства России.
  2. Решение вопроса о доверии Правительству страны.
  3. Должностное назначение и отстранение от занимаемой должности Председателя Центрального банка РФ.
  4. Объявление амнистии.
  5. Предъявление обвинений президенту для отрешения его от должности.

Судебная власть в России осуществляется с помощью нескольких видов судопроизводств:

  • конституционного;
  • гражданского;
  • административного;
  • уголовного.
  • независимость от политического воздействия;
  • подчинение Конституции РФ и федеральным законам;
  • единство и неделимость судебной власти;
  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность судей;
  • бюджетное финансирование;
  • назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Советом Федерации по представлению президенту страны;
  • назначение судей иных федеральных судов главой государства в законодательной установленном порядке.

Конституционный Суд

В ведении данного органа:

  1. Рассмотрение федеральных законов и иных нормативно правовых актов, международных договоров и других документов на всех уровнях на предмет соответствия положениям Конституции.
  2. Трактовка основного закона Российской Федерации – Конституции.

Верховный Суд

Данный судебный орган стоит во главе судов общей юрисдикции субъектов государства (районные суды, мировые суды) и военных судов округов и флотов (гарнизонные военные суды).

Высший Арбитражный Суд

В компетенции этого органа находятся разногласия на экономической почве и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, которые возглавляются Высшим Арбитражным судом.


Институты государственной власти разделены на несколько частей. Каждая имеет относительную самостоятельность. К примеру, ветви законодательной, исполнительной и судебной власти. От имени народа, как его голос и представитель, действует высший орган - парламент и законодательная власть. Этот термин позаимствовали институты государственной власти у англичан, а само явление появилось в Исландии. Древние викинги собирались обособленно, чтобы решать вопросы, касающиеся государственного управления и выразить отношение жителей по отдельным законодательным проблемам. Современная Россия и ее властные органы подчинены основному закону - Конституции РФ. Она определила, используя всенародное голосование, государственный строй с республиканской формой правления и президентским Правительством.

Клятва Путина

На чем основан конституционный строй?

Любой сборник имеет свои главы и параграфы. Конституция РФ состоит из статей, которые объясняют каждое законодательное положение. Институты государственной власти опираются на конституционный строй в России. Он основан на основополагающих частях:

  • народовластии;
  • федерализме;
  • социальном статусе;
  • светскости;
  • политическом и идеологическом многообразии.

С народовластием все ясно. Статья 3 гласит о том, что на многонациональном народе держится суверенитет, он служит единственным источником для институтов государственной власти в РФ. Граждане властвуют с помощью разных органов и местного самоуправления. Федеральные законы контролируют, чтобы никто не присвоил или не захватил управление страной. Как быть с федерализмом и демократией, если таких понятий в Конституцию не включено? Но унитарному государству принадлежат признаки:

  • целостности;
  • суверенитета;
  • единство системы;
  • централизация структур для управления страной.

Здание суда

Конституционные нюансы

Для федерации характерно, что институты государственной власти используют самостоятельное управление в субъектах для образования собственных органов с наличием разграниченных правомочий. В их решения никто не должен вмешиваться. Относительно этих проблем Конституционный суд высказывался в своих постановлениях с соответствующими аргументациями, но они ни на что не повлияли.

Конституционный институт государственной власти в соответствии с нормами по ссылкам суда можно рассмотреть с другой стороны, где нет унитарного властвования. В России действуют две системы с собственными полномочиями – федеральные органы и государственная власть субъектов. Статья 7 в Конституции раскрывает государственную социальную политику, с ее помощью создаются такие условия для людей, чтобы они достойно жили и свободно развивались. По отношению к светскому государству имеется упоминание в статье 14, где даются ограничительные возможности для религий. Ни одна из них не может стать главной, все религиозные образования существуют отдельно от государственных структур и подчинены законам РФ. Статья 13 обозначила для России признание политических институтов государственной власти с многопартийностью и равенством перед законодательством. Они не могут установить свое главенство, чтобы трактовать направление деятельности как единственно правильное.

Конституция РФ

Основные запреты

Идеологическую направленность для институтов государственной власти в РФ никто не может утвердить как обязательную. Запрещено в стране создавать общества, которые намеренно подрывают государственную целостность и стараются силой изменить конституционный строй. Нельзя в России организовывать незаконные вооруженные формирования, с их помощью разжигать конфликты:

  • социальные;
  • расовые;
  • национальные;
  • религиозные.

Главный законодательный акт в ст. 1 ч. 1 вынес определение для России как демократического федеративного правового государства, у которого республиканская форма правления. Полномочия институтов государственной власти сбалансированы таким образом, что РФ можно принять за смешанную республику. В ней сочетаются президентские и парламентские формы с республиканским управлением страной.

Структура и основа разделения

Полномочия институтов государственной власти, если опираться на утверждения статьи 10 Конституции, действуют самостоятельно в законодательных, исполнительных и судебных структурах. Значит, главный закон признал принцип властного разделения. Об этом говорится в статье 11, где указаны основные государственные институты власти:

  1. Президента РФ.
  2. Федерального Собрания, Совета Федерации и Государственной Думы.
  3. Правительства РФ.
  4. Судов РФ.

Разделяй и властвуй

Кто властвует в регионах?

Следует отдельно подчеркнуть, что государственные институты власти Российской Федерации не включили в свою систему местное самоуправление. Субъектам дано право создавать свои властные органы. Это положение включено в статью 12 Конституции. Они могут действовать самостоятельно, ограничиваясь собственными полномочиями, а государство признает их и дает гарантию местному самоуправлению. В главе 8 основного закона описано, как в регионах местной властью решаются вопросы с населением относительно:

  • владения;
  • пользования;
  • распоряжения имуществом, которое принадлежит к муниципальной собственности.

Должностных лиц назначают избирательным методом после выборов и тайного голосования граждан. Местный институт системы органов государственной власти самостоятельно:

  • управляет муниципальной собственностью;
  • формирует, утверждает, исполняет местный бюджет;
  • устанавливает порядок по налогам и сборам;
  • охраняет общественный порядок;
  • решает все проблемы, возникшие в субъекте.

Местному самоуправлению даны широкие полномочия. Здесь могут даже разрабатывать свои законы при условии, что эти законодательные акты ни в чем не противоречат Федеральному законодательству и Конституции. Если региону положены отдельные государственные полномочия по закону, чтобы передать материальные финансовые средства, они становятся подконтрольны федералам.

Как создавали новый политический институт?

Вместе с высшей должностью во властных структурах с 1991 года появился новый институт - президентский. Было трудное время для страны, менялась ее форма, а новой ветвью старались создать действительное управление государством, чтобы законы не только утверждались, но и исполнялись. Президентство формировалось при экономическом и политическом кризисе, когда обострились межнациональные отношения, ослабло единство властных органов. Не было взаимодействия институтов государственной власти, так как произошло расслоение в союзном и республиканском законодательстве. Своего опыта в отношении организации президентской власти не было. Тогда попытались сформировать понятие из зарубежных примеров. Происходили постоянные корректировки, они вносились в Конституцию, пока Президент не получил устойчивый правовой статус с усиленными правомочиями. В настоящее время глава государства успешно управляет страной. Он гарантирует основные положения Конституции:

  • гражданские права и свободы;
  • суверенитет страны;
  • независимость и государственную целостность;
  • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия властных государственных органов;
  • определение политических направлений.

Президент представляет государство во всех отношениях. На этот пост гражданин может быть утвержден после избрания на всеобщих, равных выборах по принципу тайного голосования. Должность можно занимать два срока по шесть лет, если население выберет.

Президентский институт власти

Чем занимаются законодатели?

Законотворчество - основная функция законодательной власти. Двухпалатный парламент представлен Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. В основном их заседания проходят отдельно друг от друга. Вместе они собираются, чтобы узнать о новых президентских указаниях, решениях, посланных Конституционным судом или заслушать выступление посетившего их иностранного руководителя. Формируют палаты депутатами после выборов на основании федерального законодательства. Зарплаты члены парламента получают равные министерским окладам.

Логотип Совета Федерации

Практическое исполнение законов

Если законодатели разрабатывают законы, то институты государственной власти, исполнительная власть в частности, претворяет их в жизнь. Ее управленческая деятельность направлена на удовлетворение общественных интересов по запросам и гражданским нуждам. Реализация происходит посредством властных полномочий и административных прав. Штат сотрудников формируют выборочно на основании избирательных прав с последующим назначением. Структура содержит государственных служащих:

  • грамотных;
  • компетентных;
  • образованных юридически;
  • осведомленных в правовых нормах.

Исполнительная власть состоит из федеральных и региональных органов:

  1. Министерств.
  2. Федеральных служб и агентств.
  3. Комитетов.
  4. Департаментов.
  5. Главных управлений.

Властные органы отличаются критериями:

  • государственная власть одновременно ограниченная и самостоятельная ветвь;
  • выполняет подзаконные задачи;
  • хорошо организована;
  • исполнительно-распорядительные действия по характеру постоянные, непрерывные;
  • обладает материальными ресурсами и властными полномочиями.

Исполнительные институты государственной власти и управления предназначены для выполнения:

  • подзаконного регулирования;
  • реализации политики государства в различных жизненных сферах, осуществляя управленческую деятельность;
  • административного правоприменения;
  • лицензирования, регистраций, сертификаций;
  • контроля над правовыми нормами и общеобязательными правилами;
  • создания порядка, его охраны с обеспечением безопасного существования граждан;
  • предоставления информации властным органам.

Исполнительными ведомствами теория претворяется в практику.

Российская Федерация

Принципы судебной власти

Власть судов состоит из упорядоченной системы с общими целями и задачами, основой которых являются демократические принципы. Судебные институты разделены административно-территориальным и национально-государственным соответствием. Властная ветвь отличается своими признаками и критериями по сравнению с другими:

  • исключительностью;
  • самостоятельностью;
  • процессуальным порядком.

Этот орган существует в судах, где власть реализуют судьи. Управлением их занимается процессуальное законодательство. Приговоры выносятся и оглашаются в соответствии с законом и компетентностью. Материальные и социальные гарантии способствуют поддержке судебной независимости и самостоятельности. Институт состоит из федеральных и региональных судебных органов. Структура власти содержит юрисдикцию:

  • конституционную;
  • общую;
  • арбитражную.

Все юридические элементы в целях взаимодействия соединены единой системой, что обеспечивает соблюдение законности и защиты гражданских прав.

Власть судов

Социальный институт государственной власти

В деятельность социальных и общественных институтов включено осуществление, организация нормальной жизнедеятельности граждан. Властная структура обеспечивает население нуждами:

  • социальными;
  • экономическими;
  • политическими;
  • культурными.

Власть оказывает влияние на граждан установленными правилами поведения. По мнению социологов, во многом зависит от действия социального института долгосрочное существование государства. Эти органы удовлетворяют потребности:

  • безопасной жизни;
  • материальные;
  • учебные;
  • духовные.

Ведомства данного образования содержат:

  • предписания по выполнению ролевых моделей в поведении и статусе;
  • обоснования теоретического, идеологического, религиозного, мифологического мировоззрения;
  • трансляцию опыта материального, идеального, символического, а также способы, стимулирующие один поведенческий характер и репрессирующие другое поведение;
  • социальную позицию.

Следует исключить из понятия общественных институтов:

  • коллективные субъекты;
  • социальные группы;
  • предприятия.

Они действуют с помощью особых социальных механизмов, которые воспроизводят определенные отношения.

Социальный властный орган создан в стране для решения задач по:

  • удовлетворению отдельных лиц и обществ необходимыми потребностями;
  • регулированию желательного поведения;
  • определению и поддержанию общего социального порядка с помощью социальных регуляторов;
  • интеграции намерений для обеспечения внутренней сплоченности.

Общественные институты решают не только специфические задачи, им свойственно выполнять универсальные действия, которые:

  1. Закрепляют и воспроизводят общественные отношения. В их распоряжении находятся стандартные нормы и правила.
  2. Обеспечивают регулировку отношений членов общества, выбирая образцы и шаблоны поведения.
  3. Интегрированием создают сплоченное, взаимозависимое, ответственное общество. Оно помогает достичь цели, обеспечить институализированные нормы, ценности, правила, санкции.
  4. Передают социальный опыт транслирующей функцией. Для нормальной деятельности необходимо обновление людьми, которые усвоили правила, происходит смена поколений. Для этого предусмотрен инструмент социализации с ценностями и нормами.
  5. Коммуникативным способом распространяют необходимую информацию внутри одного органа и между научными учреждениями, осуществляя формальную связь.

Качественные признаки и взаимодействие

Существуют разные институты социальной направленности. Их отличают качественные критерии. Для политических государственных институтов, профсоюзных или партийных, любых общественных организаций, преследующих политическую цель, характерно направлять, устанавливать, поддерживать определенную форму политики власти. В совокупности создается политическая система в конкретном обществе. С помощью политических институтов осуществляется обеспечение устойчивого сохранения идеологических принципов. Происходит стабилизация доминирующей у населения социальной и классовой структуры.

Культурными и образовательными институтами осваиваются основные ценности. Нормативно-ориентирующими механизмами проводится морально-этическая ориентация для управления поведением, чтобы привить мотивацию с этической основой, утвердить человеческие ценности по специальным кодексам. Нормативами и санкциями регулируется правопорядок и ответственность. Государство использует принудительную силу и законодательную систему.

После ликвидации СССР в стране годы шла структуризация властной системы, процесс еще не закончен. Сейчас законодатели больше не ориентируются на опыт западных стран, считают, что достаточно собственных навыков.

Понятие и отличительные свойства института государства

Государство представляет собой в известном смысле абстракцию, поскольку не имеет материального, предметного воплощения. Говоря о действиях, функциях, политике государства, обычно имеют в виду конкретные его институты или совокупность таких институтов.

Под социальным институтом принято понимать форму организации совместной деятельности людей, с помощью которой реализуется какая-либо общественная функция.

В более узком значении институтом обозначают общественные учреждения либо организации. Так, социальными институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, церковь, средства массовой информации и т. п. институциональную составляющую можно выделить и применительно к феномену государства.

Институт государства (или государственный институт) – форма организации государственно-властной деятельности, посредством которой достигаются поставленные перед государством цели и задачи.

Можно назвать следующие свойства институтов государства:

  • стабильность их существования, т. е. данные институты с теми или иными особенностями функционирует в большинстве государств, находящихся на одной ступени развития;
  • направленность на реализацию функций государства;
  • единство и дифференциация институтов (каждый из них имеет собственную сферу деятельности, однако совместные усилия институтов направлены на достижение общей цели);
  • историческая изменчивость (с изменением сущности и назначения государства претерпевают изменения и его институты).

Классификация институтов государства

Институты государства классифицируются в основном по сфере их деятельности (выполняемой функции государства).

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Правотворческие институты государства. Основная задача данных институтов – обеспечение народного представительства при формировании государством правовых норм в форме законодательства. Данные институты представлены парламентом, его комиссиями, референдумом.
  2. Исполнительные институты государства. Их цель – проведение в жизнь политики и законов государства в различных сфера жизни (экономика, здравоохранение, природопользование). К числу институтов исполнительной власти относятся министерства, ведомства, службы и агентства, комитеты. Специфическую группу составляют институты, связанные с управлением государственным имуществом, и пенитенциарные институты.
  3. Судебные и контрольно-надзорные институты государства. Данная группа институтов осуществляет разрешение правовых споров и контролирует соблюдение законов государства. Значимые институты – суд, прокуратура, органы финансового надзора.

Помимо данных традиционных институтов, нередко выделяются также армия (институт, обеспечивающий территориальную целостность и неприкосновенность государства) и церковь (в теократических и клерикальных государствах).

Роль институтов в механизме государства

Как известно, механизм государства включает в себя систему органов государства и их деятельность (в том числе принципы этой деятельности и обеспечивающие ее ресурсы).

Государственные институты, как правило, представляют собой крупные группы органов государственной власти. В отличие от последних, институты – более стабильная категория, в то время как конкретные образующие институт органы власти могут возникать и ликвидироваться.

Следовательно, институт государства соответствует значимым направлениям государственной деятельности безотносительно сферы такой деятельности. В рамках механизма государства категория института позволяет более абстрактно представить функционирование государственной власти.

Читайте также: