Институт гражданства в древнем риме кратко

Обновлено: 25.06.2024

Тога была характерной и исключительной одеждой римских граждан. Его использование было запрещено как гражданам латинского права , так и женщинам, а также peregrini (иностранцам) и любым другим негражданам (рабам, незаконным детям и т. д.).

Римское гражданство было привилегированным социальным положением по отношению к законам , социальному статусу , собственности и доступу к государственным должностям , которое предоставлялось определенным лицам на протяжении всей истории Древнего Рима и, за пределами Италии , [ 1 ] . житель территории, находящейся под римским правлением, до Constitutio Antoniniana 212 года нашей эры. э., когда римское гражданство было предоставлено всем свободным людям в империи. [ 2 ]

группы

Трудно обобщить такое состояние на весь период истории Древнего Рима , учитывая, что и характер, и критерии вступления в гражданство видоизменялись законодательным путем с течением времени, в ходе развития римской истории. Однако, в самом общем виде, как в период Республики , так и позже, во времена Империи , жителей римских территорий можно было разделить на следующие основные группы:

  • cives romani : римские граждане, то есть жители территории, подпадающей под действие римского права (например, municipia optimo iure или римские колонии , в дополнение к тем, кто родился в Риме ), которые в полной мере пользовались всеми правами, вытекающими из статуса римского гражданина. [ 3 ] Это условие может при определенных обстоятельствах быть утраченным. [ 4 ]
  • cives latini : латинские граждане, то есть жители территории, на которую распространяется латинское право (например, municipia sine suffragio или колонии латинского права , не обязательно относящиеся к региону Лацио ), которые пользовались более низким статусом[ 5 ]

Эти два примера гражданства первоначально распространились в пределах римской Италии (метропольная территория Рима, населенная как италийскими жителями в колониях и муниципалитетах римского и латинского права, так и другими союзными и федеративными италийскими обществами Рима, которые после Социальной войны [ 6 ] [ 7 ] они все получили полное римское гражданство) и, [ 8 ] позднее и более ограниченным и постепенным образом, в провинциях , которые были всеми территориями вне итальянского полуострова . [ 9 ] ​

Некоторым муниципалитетам и колониям, расположенным в провинциях, можно было присвоить особое признание в соответствии с ius italicum (итальянским законом), который предоставил некоторым общинам, расположенным за пределами Италии, юридическую фикцию нахождения на итальянской земле, факт, который де-юре , он освободил своих жителей от уплаты некоторых налогов ( tributum soli и tributum capitis ), как будто их община находилась не на провинциальной территории, а в самой Италии, что является высшей привилегией, которую может получить община провинций. [ 10 ]

Другими основными группами были:

  • Перегрини : термин , используемый для обозначения свободных провинциальных подданных, но не имеющих какой-либо степени гражданства; в первом и втором веках подавляющее большинство (80-90%) жителей провинций были перегринами. [ 11 ]
  • Женщины: они составляли отдельный класс, права которого менялись, как и права гражданства, с течением времени. Женщины, каким бы ни был их статус, никогда не обладали всеми гражданскими правами, предоставленными мужчинам. Например, они не могли голосовать или быть избранными на выборные должности. Теоретически женщины находились под контролем своих отцовских семей , которые, по крайней мере, в течение одного исторического периода даже имели право принуждать их к разводу и повторному браку. Во времена республики и среди высших классов было обычной практикой использовать браки для укрепления политических отношений. Однако женщины имели право на личную собственность. [ 12 ]
  • Рабы: Рабы считались собственностью и обладали лишь некоторыми очень ограниченными правами, но могли купить свою свободу или получить ее по указу владельца. Рабов можно было продать, оскорбить или даже казнить по желанию их владельцев. Смерть раба - владельцем или кем-либо еще - рассматривалась как уничтожение собственности, а не как убийство. Однако освобожденный раб, вольноотпущенник , мог получить полное гражданство. [ 13 ]

Получение и потеря римского гражданства

получение гражданства

потеря гражданства

Гражданство может быть утрачено по разным причинам, например:

  • Если гражданин добровольно переселился жить в город, освобожденный от римского права .
  • Если гражданин совершил измену.

В легионах могли служить только римские граждане. Однако легионер во время службы утрачивал часть своих прав: он не мог, например, жениться и, следовательно, возможные дети от таких союзов не были гражданами, если - вернувшись к гражданской жизни - они не вступили в законный брак. [ 16 ]

Права гражданина

Как уже отмечалось, права, связанные с различными типами статуса , менялись с течением времени, в зависимости от происхождения людей и услуг, которые они оказывали государству. Однако различные права включали - на протяжении длительного периода римской истории - следующее:

  • Ius suffragiorum : право голоса на собраниях и т. д.
  • Ius honorum : право баллотироваться и быть избранным.
  • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть имуществом.
  • Ius connubii : право вступать в брак с другим римским гражданином, иметь права отца семьи и иметь детей от таких браков, которые считаются римскими гражданами.
  • Ius migrationis : право на сохранение уровня гражданства при поездке или переселении в другой муниципалитет или колонию с сопоставимым статусом . Например, римские граждане сохраняли свое гражданство, если переселялись в римскую колонию, обладавшую всеми законными правами таковых ( cologne civium romanorum ).

Граждане колоний латинского права также имели эти права и сохраняли свои условия по ius latii , если они переезжали в другой муниципалитет или латинскую колонию ( cologne civium latinorum ). Это право не применялось, если человек переезжал в муниципалитет или колонию с более высоким или более низким статусом , чем тот, который он покинул (при условии, что такой переход был добровольным), например, римский гражданин, переехавший жить в латинскую колонию, переходил в подчиняться jus latii . [ 17 ]

Кроме того, появился ряд прав, которые, не охваченные специальным законодательством ( ius ), стали считаться частью прав граждан:

Эволюция гражданства

Гражданство как инструмент романизации


Надпись о предоставлении императором Клавдием римского гражданства жителям города Волюбилиса (на территории современного Марокко).

Первоначально, во времена монархии и в начале республиканской стадии, у римлян было распространенное в то время ограниченное представление о том, кто является гражданами: оно предназначалось для тех, кто был прямыми потомками мифических основателей Рима. Эта группа — патриции — группировались в роды, ревностно охраняли свои права и привилегии, запрещались даже смешанные браки с теми, кто не был полноправными римскими гражданами. (см. ниже optimo iure en cives romani ). Однако даже в начале римской истории были и другие жители города: плебеи, обладавшие лишь некоторыми правами, принадлежащими патрициям. Позже простолюдины, с 497 г. до н.э. э., они предприняли серию сражений (см. Secessio plebis ), кульминацией которых стало получение юридического равенства или распространение гражданских прав на всех рожденных в законном браке в Риме. [ 22 ]

Таким образом, фактически дарование гражданства — как союзникам, так и побежденным — стало политическим методом романизации или привлечения в область римского влияния не только различных этнических или национальных слоев, интегрировавшихся в Рим, но и также народы и нации, которые граничили с ним. Утверждалось, что такая политика была одним из великих новшеств, введенных Римом, и одной из главных причин успеха римской политической и культурной экспансии.

Начиная с 28ч. э., право гражданства было предоставлено постепенно либо частным лицам или семьям, главным образом из высших слоев покоренных народов за пределами Италии, либо целым местным общинам в провинциях. После 212 г. н.э. э., все свободные жители, жившие в Империи, были признаны гражданами императорским указом Каракаллы, так называемой Constitutio Antoniniana . [ 24 ]

Виды гражданства

Хотя типы законного гражданства и связанные с ним права и обязанности менялись на протяжении римской истории , следующие были довольно распространены:

римские граждане

Латинские граждане

Другая распространенная ассоциация была основана на принятии римского правления без серьезных попыток сопротивления. Города или штаты, придерживавшиеся такой позиции, как правило, освобождались от уплаты дани. Римский обычай в этом смысле заключался в том, чтобы при первом завоевании народа получить единовременную компенсацию за военные расходы и получить мирный договор, гарантирующий права римских граждан (например, свободный проход римским купцам). Попытки отречься от этих соглашений жестоко наказывались, заканчиваясь обращением в рабство всего покоренного населения и даже полным разрушением городов.

Всегда в республиканскую эпоху недовольство правами, предоставленными италийским партнерам ( socii ), которые после того, как они сыграли фундаментальную роль в завоевании провинций, требовали полного права на римское гражданство, в дополнение к растущему спросу на солдат, завербованных между ними, в конечном итоге привело к Социальной войне между Римом и его итальянскими союзниками, [ 29 ] которая привела к Lex Julia (в частности, Lex Iulia de Civitate Latinis Danda , от 90 г. до н.э.), предоставляющему права cives romani (римское гражданство) на все итальянские партнеры (среди тех, кто еще не получил такой статус ) чьи города приняли немедленный мир или не участвовали в такой войне; [ 30 ] Однако всего год спустя, в 89 г. до н.э., посредством Lex Plautia Papiria , полное римское гражданство было предоставлено всем жителям Италии , [ 31 ] таким образом фактически положило конец юридическим категориям римлян. римские граждане. [ 32 ] ​[ 33 ]

Провинциальный

Те лица, которые находились под римским влиянием или контролем в провинциях , [ 34 ] т. е. на всех территориях за пределами Италии , [ 35 ] и которые не имели каких-либо конкретных прав, по существу имея только права jus gentium . [ 36 ]

Паломники

Romanitas , римский национализм и его угасание

С заселением романизацией и сменой поколений внутри римской территории стало зарождаться новое объединяющее чувство, romanitas или римский образ жизни , некогда племенное чувство, разделявшее Европу, начало исчезать (хотя никогда полностью) и слиться с новым клином патриотизма, привезенным из Рима, чтобы возвыситься на всех уровнях. [ 38 ]

Romanitas , романизм или католицизм просуществовали бы до последних лет единства pars occidentalis , когда старые трайбализм и протофеодализм кельтского происхождения, до того дремлющие, всплыли бы на поверхность, смешавшись с новой элитой немецкого образца. . Наблюдая это в трудах Григория Турского , который не использует галло- римско - франковскую дихотомию , а использует название каждой из галльских этнических групп, существовавших в то время в Галлии (арверны, турони, лемовики, турнацены, битуриги, Franci и др.), считая себя арвернцем а не галло-римлянин. [ 39 ]

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, — а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones — см. § 18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Римского гражданства можно было и лишиться — в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения — infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

§ 4. Империя, этнонация, гражданство: поиск прошлого или будущего?

§ 4. Империя, этнонация, гражданство: поиск прошлого или будущего? Можно ненавидеть социализм или капитализм, любить или не любить тех или иных политических деятелей, свергать или восхвалять политические режимы, критиковать или не критиковать существующие или прошлые

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Бартошек M. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Ярославль, 2004.Дигесты Юстиниана / Пер. с лат., отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2008. Т. 1.Дождев Д.В. Основание

Римское завоевание

Римское завоевание Завоевав Галлию (Францию), римский полководец Юлий Цезарь счел необходимым лишить бриттской поддержки кельтов, все еще оказывавших сопротивление римлянам. Вероятно, бритты действительно помогали венетам в Бретани. Кроме того, возможно, Цезарь

Гражданство в Древней Греции

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Древнеримское гражданство

Древнеримское гражданство В Римской империи, простиравшейся от края до края обозримого мира, сложилась куда более прагматичная система предоставления гражданства, нежели в Древней Греции. Статус гражданина там всегда считался великой привилегией, но свою истинную роль

Римское вооружение III в. до н. э.

Римское вооружение III в. до н. э.

РИМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Римское управление

Гражданство и сословия

Гражданство и сословия Римские граждане в главном были едины в своем правовом положении. Однако со временем, начиная с периода республики, традиционная принадлежность к слоям наиболее богатых граждан (и потому, в соответствии с римской политической цензовой системой,

Римское общество

Римское общество Нерон представляет собой родоначальника нового общества, отвечающего luxus и agon. Ответ Рима на его попытки реформы нравов меняется в зависимости от различных сословий и слоев населения. Какова во времена Нерона расстановка социальных сил? С одной стороны,

Джейн Бёрбэнк Местные суды, имперское право и гражданство в России

Джейн Бёрбэнк Местные суды, имперское право и гражданство в России Может ли закон служить опорой гражданства, когда его содержание различно для разных людей? Этот роковой вопрос возникал на протяжении всей истории России, однако, он также весьма важен для понимания

6 Империя, законодательство и гражданство

Глава II. Невозможное гражданство женщин

Римское время

Римское время Римское завоевание части Британских островов в I в. н.э. оказало лишь опосредованное влияние на развитие народов, населявших Шотландию, поскольку большая её часть не была романизирована. Вторгшись в 80 г. н.э. в Южную Шотландию, римские войска встретили

Часть Вторая. Гражданство Союза

Часть Вторая. Гражданство Союза Статья 171. Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство.2. Граждане Союза наделяются

Гражданство в древний Рим (латинский: civitas) был привилегированным политическим и правовым статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имел ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись со временем. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
  • Состояние клиента граждане и союзники (socii) Рима мог получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как Латинское право. Такие граждане не могли голосовать или быть избранными в Римские выборы. [1]
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование исполнительные магистратуры. Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Гораций был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и отсутствовали юридическое лицо. Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены отпуск за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в Римская мифология; когда Ромул победил Сабины в битве он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

Содержание

Возможные права

  • Ius Suffragii: Право голоса в Римские собрания.
  • Ius honorum: Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
  • Ius commercii: Право делать законные контракты и владеть собственностью как римский гражданин.
  • Ius gentium: Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. В ius gentium был поэтому римской правовой кодификацией широко распространенных Международный закон того времени и основывалось на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемые ius gentium считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепция права человека а не права, связанные с гражданством.
  • Ius conubii: Право иметь законную брак с римским гражданином в соответствии с римскими принципами, [4] иметь законные права отец над семьей, и чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
  • Ius migrationis: Право на сохранение своего уровня гражданства при переезде в полис из сопоставимый положение дел. Например, члены cives Romani (см. ниже) сохранили свою полную civitas когда они переехали в Римская колония с полными правами по закону: Colonia civium Romanorum. Латиняне также имели это право и сохраняли свои ius Latii если они переехали в другое латинское государство или латинскую колонию (Латинская колония). Это право сделало нет сохранить свой уровень гражданства, если переехать в колонию меньший легальное положение; полные римские граждане, переезжающие в Латинская колония были снижены до уровня ius Latii, и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
  • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
  • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
  • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
  • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
  • После начала II века до нашей эры Порцианские законы, гражданин Рима не мог быть замученный или взбитый и мог ездить приговоры к смерти к добровольное изгнание, если он не был признан виновным в измена.
  • Если римский гражданин обвиняется в государственной измене, он имеет право быть судимым в Риме, и даже в случае приговора к смертной казни ни один римский гражданин не может быть приговорен к умереть на кресте.

Для вступления в римские легионы требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионы и старшие офицеры по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилия и получил гражданство через службу.

Классы гражданства

Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:


Оратор, c. 100 г. до н.э., Этруско-Римский бронзовая скульптура с изображением Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), Этрусский человек в римском тога пока занят риторика; на статуе есть надпись в Этрусский алфавит

Cives Romani

В cives Romani были полноправными римскими гражданами, которые пользовались полной правовой защитой римского права. Cives Romani были подразделены на два класса:

  • В non optimo iure кто держал ius commercii и ius conubii (право собственности и брак)
  • В optimo iure, который обладал этими правами, а также ius Suffragii и ius honorum (дополнительные права голосовать и занимать должность).

Латини

В Латини были классом граждан, которые держали Латинское право (ius Latii) или права ius commercii и ius migrationis, но нет то ius conubii. Период, термин Латини первоначально упоминалось Латиняне, граждане Латинская лига кто попал под римский контроль в конце Латинская война, но со временем стало юридическим описанием, а не национальным или этническим. Вольноотпущенники рабы, те из cives Romani этот статус могли быть предоставлены по закону осужденным за преступления или гражданам, оседающим в латинских колониях.

Socii

Socii или федераты были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства по римскому праву были обменены на согласованный уровень военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для Римские легионы из этих штатов. Однако, федераты государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

Растущее недовольство правами, предоставленными Socii, и с растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжных Югуртинская война и Кимбрийская война) привело в конечном итоге к Социальная война 91–87 гг. до н.э., когда итальянские союзники восстали против Рима.

В Лекс Джулия (в полном объеме Лекс Юлия де Сивитате Латинис Данда), принятый в 90 г. до н.э., предоставил права cives Romani все Латини и Socii государства, которые не участвовали в Социальной войне или были готовы немедленно прекратить боевые действия. Это было распространено на все итальянские Socii государства, когда война закончилась (кроме Галлия Цизальпина), эффективно устраняя Socii и Латини как юридические определения и определения гражданства.

Provinciales

Provinciales были те люди, которые подпали под римское влияние или контроль, но не имели даже прав Foederati, по сути имея только права ius gentium.

Перегрини

А перегрин (множественное число перегрини) изначально был любым человеком, который не был полноправным гражданином Рима, то есть кем-то, кто не был членом cives Romani. С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин перегрини включены те из Латини, Socii, и Provinciales, а также субъектов иностранных государств.

Гражданство как инструмент романизации


Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, по военной или гражданской службе, получил римское гражданство и право носить имя Юлии

Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе Романизация. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

Идея заключалась не в том, чтобы ассимилировать, но чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того, чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства) вроде Спарта и покоренные ИлотыРим пытался заставить тех, кто находился под его властью, чувствовать, что они заинтересованы в системе.

Эдикт Каракаллы

В Книга Деяний указывает, что Апостол Павел был Гражданин Рима по рождению - хотя четко не указывается, какой класс гражданства - факт, который оказал значительное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую религию христианства.

Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство.

По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима.

Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки.

Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

Читайте также: