Институт федерального вмешательства в дела субъектов российской федерации кратко

Обновлено: 17.05.2024

Гончаров И.В., заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

К основным задачам, которые необходимо решать в процессе реформирования Федерации, относится выявление характера взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, основных конституционно-правовых аспектов, принципов и механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов, так как их оптимальное определение является важнейшим условием эффективного функционирования федеративного государства.

В этом аспекте очень важным представляется закрепление законодательством в качестве одного из элементов конституционного механизма государства системы норм, предполагающих различные средства правового принуждения со стороны Федерации в отношении ее субъектов. Это происходит в случае наличия в их действиях конституционных правонарушений в виде принятия нормативно-правовых актов, не соответствующих федеральной Конституции и законодательству, действий и решений должностных лиц субъектов Федерации, противоречащих федеральному законодательству или нарушающих территориальную целостность и неприкосновенность Российской Федерации, и др.

Федеральное вмешательство является важнейшим институтом государственного права большинства федераций мира, "и содержание этих средств определяется самой природой федерального устройства. которая предполагает необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепление соответствующих механизмов интервенции" .

Домрин А.Н. Федеральная интервенция в деле субъекта Федерации. Зарубежный опыт правового регулирования // Независимая газета. 1995. 28 февраля.

В условиях федеративного государства верховенство и независимость государственной власти определяются в том числе существующей субординацией в деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации, основанной на разграничении предметов ведения и полномочий, и верховенством федерального законодательства на всей территории страны. Федеративное государство независимо от конституционного или договорного характера своего образования функционирует на основе общей государственности и суверенитета, принятия федеральной конституции, в которой разграничены предметы ведения и полномочия органов государственной власти Федерации и субъектов, определен механизм взаимного контроля и ответственности. Этот механизм не исключает равенство и независимость между Федерацией и ее субъектами в осуществлении своих конституционно очерченных предметов ведения и полномочий. В то же время он предполагает определенную подчиненность субъектов Федерации федеральной власти. Только за счет этого обеспечиваются эффективное функционирование федеративного государства как целостного государства и совместное осуществление Федерацией и ее субъектами общегосударственной суверенности.

Необходимость введения института федерального вмешательства определяется тем, что далеко не всегда, как показывает практика, "договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Российской Федерацией и ее субъектами, являются оптимальными. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Российской Федерации требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного и правового единства страны" .

Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы // Правоведение. 2000. N 2. С. 62.

Формы реализации института федерального вмешательства могут иметь место в рамках обычных и чрезвычайных форм контроля за действиями субъектов Федерации. В рамках данной статьи представляется целесообразным рассмотрение только обычных форм контроля Федерации за действиями своих субъектов, то есть способов, не предусматривающих применение на территории субъекта Российской Федерации особых чрезвычайных мер обеспечения конституционной безопасности России, к числу которых относится введение на территории субъекта Федерации режима чрезвычайного положения либо прямое использование Вооруженных сил страны для наведения конституционного порядка на территории субъекта Федерации.

До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала нормативно-правовая база, определяющая возможность вмешательства федерального центра в дела субъектов Федерации в случае наличия в их действиях конституционных правонарушений. Но с принятием 29 июля 2000 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в России стал формироваться правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации. Впервые о нем было сказано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2000 г., где отмечалось, что "подобные институты вмешательства есть во многих государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения Конституции и федеральных законов" .

Государство Россия. Пути к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2000. С. 29.

Президент Российской Федерации играет особую роль в реализации федерального вмешательства в дела субъектов Федерации в рамках обычных форм контроля. Это обусловливается его местом в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является главой государства, и в этой связи на него как на высшее должностное лицо возложены полномочия по "принятию мер по охране суверенности Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти". Кроме того, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Для решения этих важнейших задач Конституция Российской Федерации наделяет Президента России полномочиями, в том числе и по контролю за действиями органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации. К числу этих полномочий относится возможность приостановления Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до решения этого вопроса соответствующим судом.

Одним из видов федерального вмешательства федеральных органов государственной власти в рамках осуществления обычных форм контроля за действиями субъектов Российской Федерации является установленная Федеральным законом N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ) возможность досрочного прекращения полномочий (роспуска) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Это происходит в случае отклонения парламентом субъекта Федерации представленной Президентом РФ кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.

Кроме того, Президент России вправе отрешить от должности главу субъекта Федерации в связи с утратой им доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; а также временно отстранить главу субъекта Федерации от исполнения его обязанностей.

Одно из важнейших мест в механизме федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации занимают федеральные органы судебной власти. Во-первых, неисполнение решения суда о несоответствии правового акта органа государственной власти субъекта Федерации либо должностного лица Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации является основанием для применения федеральными органами государственной власти мер федеративной ответственности согласно ст. 9, 19, 29, 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Во-вторых, федеральные суды общей юрисдикции играют важную роль в механизме досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации федеральными органами государственной власти, принимая соответствующие решения о том, что соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; а также подтверждая в необходимом случае уклонение органа государственной власти субъекта Российской Федерации от исполнения первоначального судебного решения. Одновременно суд подтверждает также, что признанный незаконным нормативный правовой акт создает угрозу конституционной безопасности государства и существует необходимость федерального вмешательства в целях его исполнения .

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. // Российская газета. 2002. 17 апреля.

К перечню федеральных органов государственной власти, наделенных различными полномочиями по инициированию применения мер федерального вмешательства по отношению к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, за соответствием Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству издаваемых ими правовых актов.

В зависимости от характера нарушений федерального законодательства, допускаемых органами государственной власти субъектов Федерации, степени их опасности конституционной безопасности государства органы прокуратуры имеют право, во-первых, внести представление об устранении нарушений закона в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или его должностным лицам, правомочным устранить допущенные нарушения, подлежащее безотлагательному рассмотрению.

Во-вторых, в случае издания представительным (законодательным) либо исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, органы прокуратуры вправе принести протест в орган государственной власти субъекта Федерации или должностному лицу, издавшим этот акт.

Невыполнение требований органов прокуратуры об устранении нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и о приведении в соответствие с ними правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации служит основанием федерального вмешательства с привлечением к ответственности соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 9, 19, 29.1).

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г., устанавливает в качестве одной из задач, возлагаемых на Министерство юстиции, реализацию государственной политики по обеспечению прав и законных интересов личности и государства.

Министерство юстиции в определенных случаях тоже может инициировать применение мер правового принуждения по отношению к соответствующим органами государственной власти субъектов Российской Федерации со стороны федеральных органов государственной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации формируется и развивается правовой механизм, предусматривающий возможность федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законодательством. Его развитие будет определяться в целом характером развития федеративных отношений в России. Как представляется, поступательное развитие российского федерализма, основанного на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, четком разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, приведет в конечном итоге к тому, что со временем согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в Российской Федерации будет достигаться не использованием федерального принуждения, а прежде всего с помощью целого комплекса согласительных и координационных процедур, предполагающих достижение их совместных целей. Но тем не менее данный правовой институт - институт федерального вмешательства - должен быть закреплен в государственно-правовом механизме Российской Федерации и использоваться только тогда, когда будет исчерпан весь комплекс различного рода согласительных процедур, мер политического, экономического, финансового и правового давления федерального центра на соответствующий субъект Федерации при разрешении противоречий, неизбежно возникающих между ними.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Федеральное вмешательство – это режим осуществления федеральными ОГВ специальных мер принуждения по отношению к региональным ОГВ в порядке и пределах, определяемых ФЗ, в случае нарушения субъектом федерации ОКС и целостности федерации, превышения закрепленных в федеральной К пределов ведения субъекта федерации.

К РФ предусматривает запрет сецессий, прямое действие К РФ, верховенство ФЗ.

К РФ не предусматривает реакции.

Домрин: содержание правововго института федерального вмешательства определеяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, НО и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политико-правовой организации союзного государства, закрепление механизмов государственной интеграции, объединяющей субъектов федерации. Данный институт является признаком подлинно федералистских отношений в федеративном государстве.

Институт федерального вмешательства должен включать:

· Меры превентивного воздействия;

· Меры экономического воздействия;

· Меры политического воздействия;

Внести поправку в К РФ:

Ст 76 1. В случае нарушение субъектом РФ ОКС, превышения закрепленных в К РФ пределов ведения субъектов РФ на территории данного субъекта могут быть введены меры федерального вмешательства.

2. Режим федерального вмешательства определяется ФЗ.

Конкретные меры федерального вмешательства, предусмотренные действующим законодательством.

1. Что явилось поводом к рассмотрению дела?

2. Что явилось основанием к рассмотрению дела?

3. Какие акты первоначально были предметом рассмотрения?

4. Какие акты рассматривались КС по существу?

5. Почему КС прекратил производство в отношении 2 указов Президента?

6. Вводилось ли Президентом РФ ЧП или ВП в ЧР?

7. Какие конституционные полномочия использовал Президент для реализации федеральной интервенции в ЧР?

8. Какие аргументы привёл КС в пользу признания Указа Президента РФ № 2166 не противоречащим Конституции РФ?

9. Какие положения Постановления правительства № 1360 признаны неконституционными?

10. Какие международно-правовые документы использовал КС для усиления своей аргументации?

11. Какие рекомендации были даны КС Федеральному Собранию?

12. О нарушении каких основных прав и свобод человека и гражданина идёт речь в данном решении?

2. Какие вопросы правомочна разрешать палата КС?

3. Сколько особых мнений было высказано по делу?

4. Что такое особое мнение? В каких случаях судья КС высказывает особое мнение? В каком порядке оно подлежит опубликованию?

5. Назовите судей КС, высказавших особое мнение

6. Сколько голосов не хватило при голосовании

8. Какое решение должен был принять КС по мнению судьи Зорькина?

Статус субъектов РФ.

2. Особенности отдельных видов субъектов. Анализ решений по чукотскому делу и по делу о толковании ч. 4 ст. 66 К РФ

3. Классификация субъектов РФ.

4. Порядок изменения состава субъектов РФ.

5. Статус столицы РФ.

6. Институт автономии в РФ.

7. Административно-территориальное устройство субъектов

Саликов КПСС РФ вопросы 1-3 самостоятельно




Федеральное вмешательство – это режим осуществления федеральными ОГВ специальных мер принуждения по отношению к региональным ОГВ в порядке и пределах, определяемых ФЗ, в случае нарушения субъектом федерации ОКС и целостности федерации, превышения закрепленных в федеральной К пределов ведения субъекта федерации.

К РФ предусматривает запрет сецессий, прямое действие К РФ, верховенство ФЗ.

К РФ не предусматривает реакции.

Домрин: содержание правововго института федерального вмешательства определеяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, НО и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политико-правовой организации союзного государства, закрепление механизмов государственной интеграции, объединяющей субъектов федерации. Данный институт является признаком подлинно федералистских отношений в федеративном государстве.

Институт федерального вмешательства должен включать:

· Меры превентивного воздействия;

· Меры экономического воздействия;

· Меры политического воздействия;

Внести поправку в К РФ:

Ст 76 1. В случае нарушение субъектом РФ ОКС, превышения закрепленных в К РФ пределов ведения субъектов РФ на территории данного субъекта могут быть введены меры федерального вмешательства.

2. Режим федерального вмешательства определяется ФЗ.

Конкретные меры федерального вмешательства, предусмотренные действующим законодательством.

1. Что явилось поводом к рассмотрению дела?

2. Что явилось основанием к рассмотрению дела?

3. Какие акты первоначально были предметом рассмотрения?

4. Какие акты рассматривались КС по существу?

5. Почему КС прекратил производство в отношении 2 указов Президента?

6. Вводилось ли Президентом РФ ЧП или ВП в ЧР?

7. Какие конституционные полномочия использовал Президент для реализации федеральной интервенции в ЧР?

8. Какие аргументы привёл КС в пользу признания Указа Президента РФ № 2166 не противоречащим Конституции РФ?

9. Какие положения Постановления правительства № 1360 признаны неконституционными?

10. Какие международно-правовые документы использовал КС для усиления своей аргументации?

11. Какие рекомендации были даны КС Федеральному Собранию?

12. О нарушении каких основных прав и свобод человека и гражданина идёт речь в данном решении?

2. Какие вопросы правомочна разрешать палата КС?

3. Сколько особых мнений было высказано по делу?

4. Что такое особое мнение? В каких случаях судья КС высказывает особое мнение? В каком порядке оно подлежит опубликованию?

5. Назовите судей КС, высказавших особое мнение

6. Сколько голосов не хватило при голосовании

8. Какое решение должен был принять КС по мнению судьи Зорькина?

Статус субъектов РФ.

2. Особенности отдельных видов субъектов. Анализ решений по чукотскому делу и по делу о толковании ч. 4 ст. 66 К РФ

3. Классификация субъектов РФ.

4. Порядок изменения состава субъектов РФ.

5. Статус столицы РФ.

6. Институт автономии в РФ.

7. Административно-территориальное устройство субъектов

Саликов КПСС РФ вопросы 1-3 самостоятельно

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в дела субъектов федерации, основанием чего являются неправомерное поведение органов власти субъектов федерации, а также восстания, массовые беспорядки. В США неоднократно федеральные власти вводили войска для наведения порядка, в Индии в аналогичных целях вводилось прямое президентское правление.

В литературе используются термины "федеральное вмешательство", "интервенция", хотя целесообразно использовать более гибкий термин "федеральное воздействие", который отражает его необходимость, легальность и правовой характер.

Под федеральным воздействием понимается правовой институт, содержащий систему норм, регулирующих основания, порядок и формы действия федеральных государственных органов, адресованных региональным государственным органам, в случае совершения ими конституционных правонарушений или при угрозе наступления последних в целях охраны интересов общества и союзного государства*(78). Причем федеральное воздействие иногда понимается и в более широком контексте, включающем не только меры принуждения федерации по отношению к субъектам РФ, но и формы и способы их взаимодействия и сотрудничества в целом*(79).

Суть федерального воздействия состоит в понуждении субъектов РФ к исполнению возложенных на них обязанностей или применение к их органам или должностным лицам дополнительных лишений. Разумеется, создание конституционного института федерального воздействия не всеми субъектами РФ будет принято с пониманием. Но именно этот институт является важным элементом конституционного права большинства федераций. Как подчеркнул В. Путин в Послании Федеральному Собранию, ". подобные институты есть во многих федеративных государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения конституции и федеральных законов"*(80).

Главный способ обеспечения воздействия Российской Федерации на ее субъекты - это конституционно-правовое регулирование федеративных отношений. Однако в Конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального воздействия. Вместе с тем, некоторые конституционные положения (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80, 85 Конституции РФ) позволяют федеральным органам, и в первую очередь Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека, оказывать решительное влияние на субъекты РФ.

В Конституции РФ закрепляется важнейшая роль Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ), что свидетельствует о выступлении его в качестве арбитра не только в горизонтальном, но и в вертикальном разделении властей. Конституционные полномочия по воздействию Президента РФ на субъекты РФ проявляются и в его правах: использовать согласительные процедуры при разрешении разногласий между федеральными и региональными органами; при недостижении компромисса передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия Конституции и законодательству (ст. 85 Конституции РФ).

В федеральном законодательстве Российской Федерации предусмотрен весьма широкий круг федерального воздействия с целью обеспечения единства правовой системы: введение военного и чрезвычайного положения; применение разнообразных превентивных мер, мер пресечения и иных мер ответственности, установленных федеральным законодательством (приостановление и отмена актов, вынесение главой государства предупреждения, роспуск законодательного органа субъекта РФ и отрешение главы исполнительной власти субъекта РФ от должности и др.). Причем важно отметить расширение законом оснований для воздействия Президента РФ на региональные органы государственной власти (возможность отстранения от должности главы субъекта РФ при утрате доверия Президента РФ). К числу средств такого воздействия можно отнести и реализацию "скрытых" полномочий Президента РФ, конституционность чего подтверждена Конституционным Судом РФ (напр., введение войск в Чеченскую республику)*(81).

В другом решении Конституционный Суд РФ признал конституционной возможность вмешательства федерации в дела субъектов Российской Федерации при наступлении неблагоприятных последствий, указанных в законе, а предупреждение парламенту региона назвал "профилактической мерой, которая призвана побудить органы государственной власти субъектов РФ к добровольному исполнению решения суда, способствовать выполнению ими конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для субъекта РФ в процедуре применения федерального воздействия"*(82).

Наряду с применением данных мер особым институтом федерального воздействия можно определить институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе, полномочия которых расширены в направлении обеспечения единства правовой системы РФ и федеративных отношений.

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает возможность законодательного закрепления института федерального воздействия. В ст. 26.9 закона предусмотрены случаи и основания временного осуществления федеральными органами отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, среди которых:

- стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия, когда органы регионов отсутствуют или не могут быть сформированы. Решение о возложении на федеральные органы региональных полномочий в таком случае принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации в форме указа, где должны быть четко определены перечень адресуемых федеральным органам полномочий и то, каким органам и должностным лицам, а также указан срок, на который возлагаются эти полномочия. На федеральные органы не могут быть возложены вопросы, связанные с принятием учредительных актов регионов, установлением системы органов государственной власти, по изменению статуса субъекта и по изменению границ между ними (п. 3 ч. 2 ст. 26.9 закона);

- наличие бюджетной задолженности свыше 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году. В данном случае по ходатайству Правительства России решением Верховного Суда России вводится временная финансовая администрация. Законодатель пока предусматривает лишь одну самую общую гарантию: временная финансовая администрация не может вводиться в течение одного года со дня начала срока полномочий парламента субъекта РФ;

- нарушение субъектом, реализующим дотационные полномочия, Конституции РФ и федеральных актов, что подтверждено соответствующим судом. Временное осуществление федеральными органами исполнительной власти региональных полномочий производится по решению Правительства РФ.

Обозначенные меры федерального воздействия достаточно радикальны. Для субъектов РФ введение таких мер является несомненным показателем усиления роли федерального центра в механизме осуществления предметов ведения и полномочий. Важной гарантией остается возможность субъектов РФ обжаловать в суд решения федеральных органов во всех трех случаях.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение понятия "государственное устройство".

2. Что такое федерация? В чем отличие от конфедерации?

2. Какие виды федерации существуют?

3. Каковы основные признаки России как федерации? К каким видам она относится и почему?

4. Обладают ли национальные меньшинства национальным суверенитетом?

5. Как вы оцениваете идею превращения России в унитарное государство?

6. Какие федеральные округа образованы в России? Влияют ли они на государственное устройство?

7. Каковы основные этапы становления федерализма в России?

8. Какие принципы российского федерализма закреплены в Конституции РФ?

9. Какие формы федерального воздействия закреплены в законодательстве?

Дополнительная литература к теме

1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия: учебное пособие. СПб, 2004.

2. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России: в 3 кн. / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. М., 1992-1993.

3. Безруков А.В. Эволюция и перспективы российского федерализма. Красноярск, 2003.

4. Безруков А.В. Правовые позиции Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений. Федерализм. 2008. N 1.

5. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006.

6. Глигич-Золотарева М.В. Федеральное право / М.В. Глигич-Золотарева, Н.М. Добрынин. Государство и право. - 2008. - N 11.

7. Киселева А.В. Теория федерализма / А.В. Киселева, А.В. Нестеренко. М., 2002.

8. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции России. Государство и право. 2000. N 2.

9. Кокотов А.Н. Об идеальной и реальной формах государственного устройства. Российский юридический журнал. 1995. N 3.

10. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004.

11. Лексин И.В. Территориальное устройство современного государства: конституционно-правовые проблемы: монография. М., 2013.

12. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.

13. Теория федерализма. М., 2001.

14. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб. 2002.

15. Федерализм. Теория, институты, отношения / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

16. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005.

17. Чертков А.Н. Субъекты федерации как государственно-территориальные единицы. Журнал российского права. 2011. N 1.

19. Филиппова Н.А. Федеративная реформа в России. Право и политика. 2008. N 5.

20. Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. Екатеринбург, 2009.

21. Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма. Российский юридический журнал. 2009. N 4.

22. Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве. Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9.

23. Шушпанов Б.Ю. Об изменениях российского законодательства в сфере наименования географических объектов. Российский юридический журнал. 2010. N 6.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Это режим осуществления федеральными органами государственной власти специальных мер принуждения по отношению к органам власти субъектов в порядке и пределах, определённых федеральным законом в случае нарушения субъектом федерации основ конституционного строя, целостности РФ, превышения закреплённых в Конституции пределов ведения субъектов.

Предпосылки для введения института федерального вмешательства:

Ч. 4 ст.3 Конституции РФ;

Ч.1 и 2 ст.4 Конституции РФ;

Ч.1 ст.8 Конституции РФ;

Ч.5 ст.13 Конституции РФ;

Ч.2 ст.15 Конституции РФ;

Ч.5 ст.76 Конституции РФ;

Ч.2 ст.90 Конституции РФ.

Основания для установления мер федерального воздействия:

Ч.3 ст.4 Конституции РФ;

Ч.4 ст.78 Конституции РФ;

Ч.1,2 и 3 ст.80 Конституции РФ;

Ч.2 ст.85 Конституции РФ;

Ч.2 ст.87 Конституции РФ;

Ст.88 Конституции РФ.

Меры федерального вмешательства:

Объявление военного или чрезвычайного положения;

Право Конституционного суда признать закон субъекта неконституционным;

Право Президента отрешать главу субъекта от должности;

Возможность роспуска законодательного органа субъекта;

Право Президента приостановить действие актов субъекта;

Введение временной финансовой администрации;

Вооружённое вмешательство в дела субъекта (прямое Президентское правление). Постановление Конституционного суда от 31.07.95: в период Чеченской кампании на территории Чеченской республики сложилась экстраординарная ситуация, связанная с осуществлением государственного переворота. На территории Чечни отрицалось действие Конституции, федеральных законов, шли разрушена система законных органов власти, созданы незаконные вооружённые формирования, массово нарушались права и свободы граждан. Указы Президента и постановление Правительства предписывали вооружённым силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности России на территории Чеченской республики. Конституционный суд подтвердил конституционность актов, ссылаясь на ч.4 ст.78, ч.2 ст.80, ч.3 ст.90 и другие положения Конституции.

Постановление Конституционного суда РФ от 04.04.2002.

8. Правовой статус столицы.

9. Государственный флаг, герб, гимн.

Описание, использование и ответственность самостоятельно.

10. Государственный язык.

Тема 10. Конституционно правовой статус субъекта РФ.

1. Эволюция статуса субъекта.

Январь 1918 – Россия провозглашена в качестве Федерации. С этого же периода происходит образование автономных республик в составе России в рамках административно-территориальных единиц.

Процесс образования федерации шёл снизу, т.к. В момент провозглашения у РСФСР не было субъекта. Они выделялись постепенно, на основании решения местных органов, которое закреплялось декретами высших органов власти.

1922 год приостановил развитие территории в составе РСФСР. Более того, многие автономии в составе РСФСР утратили свой статус субъекта, став союзными республиками, отдельные субъекты, такие, как автономные области стали республиками.

Субъекты по конституции РСФСР:

1918 – субъекты РСФСР национальные республики.

1925 – тоже национальные республики.

1937 – новый вид субъекта автономная область.

1978 – республики, автономные области и автономные округа.

31 марта 1992 года принимается федеративный договор, который признает в качестве субъектов административно-территориальные единицы, входившие в состав России, такие как край, область и города федерального значения.

По конституции 1993 года в состав России входит 89 субъектов (на момент принятия), шести видов, определены ст.5,65. С марта 2004 происходят территориальные преобразования, связанные с образованием новых субъектов в составе России: Пермский край (2004), Красноярский край (2005), Камчатский край (2006), Иркутская область (2006), Забайкальский край (2007). В марте 2014 в состав России было принято два новых субъекта на основании международного договора между Россией и Крымом. Таким образов сегодня в составе России 85 субъектов, из них:

Национальные государственные образования:

Территориальные государственные образования:

Город федерального значения (3).

Национально-территориальные государственные образования:

Автономная область (1);

Автономный округ (4).

Новеллы конституции 1993 регулирующие статус субъектов Федерации:

Положение ч.3 ст.5 Конституции РФ, провозглашающее равноправие субъекта;

Вся территория России без исключений включена в федеративные отношения, в том числе, бывшие административно-территориальные единицы;

Установлена новая схема распределения полномочий между федеральными и региональными органами.

Предусмотрены формы преобразований внутри Федерации (объединения субъектов), а также возможно изменение статуса субъекта по взаимному согласию России и субъекта.

Субъекты РФ – это территориальные единицы, находящиеся в составе России и обладающие определенной государственной самостоятельностью.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: