Институт брака история вопроса кратко

Обновлено: 05.07.2024

С 2008 года в нашей стране празднуется Всероссийский день семьи, любви и верности. Его связывают с именами Петра и Февроньи Муромских, брак которых прошел через огонь, воду и медные трубы, но не разрушился, а только укрепился от трудностей. В сегодняшней статье мы бы хотели рассказать о том, как развивались семейно-брачные отношения на протяжении многих веков.

Исторические типы браков

Семья является наиважнейшим социальным институтом, включающим в себя другие, более частные институты, такие как институт брака, институт родства, и проч. Брачные отношения подразделяются на разновидности браков по отношению к государственной власти и на виды браков по цели заключения. К последним относятся фиктивный, политический брак, брак по любви, по расчёту, по принуждению и проч.

По отношению к законодательной власти можно говорить о гражданском, церковном, однополом браке. Наибольший интерес представляют собой многоженство — разновидность брачного союза, при котором мужчина может вступать в брак сразу с несколькими женщинами, и полиандрия — брак, где женщина может выходить замуж сразу за нескольких мужчин.

В нашей стране заключается исключительно на добровольных началах при достижении определенного возраста (18, в исключительных случаях 16 лет) в органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). Не допускаются браки между представителями одного пола, браки между родственниками, не признается многоженство и полиандрия. Усыновленные дети не могут жениться на своих родителях.

Семья и брак в древности

В Древнем Вавилоне, в Древнем Египте и других богатейших государствах древности брак считался выгодной экономической сделкой: за невесту нужно было платить выкуп, чаще всего размер его был не малый. Цари выдавали своих дочерей за правителей соседних государств, чтобы в случае войны иметь союзника, т. е. политические браки существовали уже в то время. О любви и привязанности, как правило, речи не шло. Кроме того, в древности разрешалось вступать в брак кровным родственникам, например, брату и сестре (у Древних Греков даже Зевс был женат на своей родной сестре Гере!), чтобы упрочить свою власть. Такой путь чаще всего избирали египетские фараоны.


Красота, сила и здоровье ценились во все времена. Из-за прекрасных женщин начинали войны (достаточно вспомнить Троянскую войну), совершали подвиги, подавались безумным поступкам. В Древней Греции за красивую женщину предлагали несколько голов рогатого скота — вполне достойная уплата. В Древней Спарте к брачным отношениям подходили практично: женщина нужна была для того, чтобы рожать мальчиков, которые становились славными воинами, поэтому несмотря на то, что она была в браке, ей разрешалось рожать детей от других мужчин. В Древнем Риме брак также имел экономическую и политическую подоплеку, никто не думал о счастье молодожен, максимум, что требовалось от молодой жены — родить наследника.

Семья и брак в языческую эпоху

Еще до того момента, как на Руси было принято христианство, семейные отношения высоко чтились нашими предками, потому что такого понятия, как развод просто-напросто не существовало. Муж и жена считались одним целым, так как они давали богам клятву, что будут жить вместе до конца дней.


Главой в семье был муж, однако к женщине относились уважительно, она пользовалась относительной свободой. Ключевые вопросы принимались сообща. Ценились сильные, здоровые женщины, которые могли бы много работать, вести хозяйство и рожать детей. Часто после смерти мужа его брат должен был взять в жены его вдову, поэтому в дохристианскую эпоху на Руси наряду с моногамией существовала еще и полигамия.

Семья и брак с точки зрения христианской морали

После принятия христианства на Руси запретили многоженство, ценнейшим качеством мужчины и женщины стала супружеская верность и любовь друг к другу. Как и прежде, муж и отец стоял во главе семьи, его мнение было главенствующим. Женщина хлопотала по хозяйству, много работала, воспитывала детей. На Руси было принято обучать родных чад своему мастерству. Если все в роду были кузнецами, то отец должен был обучить сына кузнечному делу. К слову, в Древней Греции существовал закон, который разрешал детям не заботиться о своем престарелом отце, если тот не обучил его никакому мастерству.

Христианская вера привнесла в институт семьи и брака осознание того, что между мужем и женой должны быть глубокие духовные узы, они должны ценить и уважать друг друга, не ссориться между собой. Муж должен заботиться о жене и детях, супружеская измена не допускается. В христианском доме должна царить любовь и мир.

Семья и брак в СССР

В результате революции 1917 года в России изменилось не только политическое устройство, но и коренным образом сменился весь уклад жизни. Семейные устои, веками закладываемые православной церковью, стали считаться поповским мракобесием. Все церковные ритуалы стремились заменить светскими: перестали крестить детей, упразднили церковные праздники, вместо венчания ввели акт гражданской регистрации. Церковный брак не признавался.


В 60-е гг. при вступлении в брак молодым людям предоставлялись кратковременные отпуска, в ЗАГСах стали обмениваться кольцами. В дальнейшем институт брака только развивался: варьировались по длительности испытательные сроки, наступавшие после того, как молодые подали в ЗАГС заявления, назначались свидетели, появились свадебные приглашения, свадебные кортежи и все те элементы, которые существуют и по сей день.

Семья и брак в наши дни

Современный институт брака фактически не менялся с 70-80-ых гг. XX в. Правда, сейчас вернулись патриархально-свадебные традиции и обряды, однако не все молодожены их придерживаются. Вошли в моду выездные регистрации, невероятно усложнилась свадебная атрибутика.

С семейным институтом дело обстоит куда сложнее. Патриархальная форма семьи уступает место партнерской. Первой была свойственна большая численность, прочные семейно-родственные связи (дети, родители и другие родственники часто жили в одном жилище), авторитет мужа и отца, совместное ведение большого хозяйства. С развитием классового общества все изменилось. Современная нуклеарная семья, как правило, живет обособленно от родителей, государство вмешивается в ее дела (чего стоит один только брачный договор). Редко встречаются многодетные семьи. Муж и жена — равноправные партнеры, стремящиеся построить карьеру.



Рассмотрены этапы развития института брака в России. Показана тенденция изменения правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным.

Ключевые слова: институт брака, заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака.

The development of the institution of marriage in Russia. Сonsidered stages of development in Russia. Shown tendencies of change of legal norms, regulatory relationships at the conclusion, termination and annulment of the marriage.

Keywords: the institution of marriage, marriage, the termination of marriage, marriage annulment, participants of family relations, the conditions of marriage, the ways of marriage.

Институт брака — это правовой институт, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным. Проследив изменения, вносимые в эти три составляющие, мы можем рассмотреть историю развития института семьи в России. По классификации правовых институтов, институт брака относиться к материально-правовой отрасли права, хотя включает в себя отдельные процессуальные нормы и имеет регулятивно-охранительный характер.

Нормативно-правовая база, регулирующая семейно-брачные отношения, подвергалась изменениям на протяжении всей истории становления и развития семейного права. Развитие института семейного права России началось с периода становления русской государственности, когда участников семейных отношений начали наделять определенным статусом, и они стали приобретать некоторые права и обязанности.

Именно условия заключения и расторжения брака, а также их способы заключения и расторжения брака играют важнейшую роль в семейном законодательстве, т. к. с момента заключения брака возникают правоотношения, регулируемые государством и соответственно обстоятельства, влияющие на права и обязанности супругов и других участников семейно-брачных отношений.

В России до начала XX века существовал только церковный брак и поэтому условия заключения брака регулировались церковным брачным законодательством. В дореволюционной России постановления русского церковного права, касающиеся заключению или прекращению брака носили религиозный характер и регулировались религиозными правилами конфессий, к которым относились брачующиеся. При смешанных браках одному супругу приходилось подчиняться правилам вероисповедания другого.

В виду воззрения на брак, как на таинство формой заключения брака был религиозный обряд венчания. Венчание рассматривалось законом не только как формальное, но и как материальное условие брака. Русское законодательство XIX — начала XX веков знало только церковную форму брака, и только эта форма имела силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством.

Условий для вступления в брак были следующими:

 добровольное согласие лиц, вступающих в брак;

 согласие родителей лиц, вступающих в брак, их опекунов и попечителей, если они состоят под опекою или попечительством, и начальства, если они состоять на государственной службе;

 лица, вступающие в брак, не должны были состоять между собою в известных степенях родства и свойства, и брак между лицами, состоящими в таких степенях родства или свойства, признавался недействительным;

 препятствие для заключения брака составляло монашеское звание лица;

 для лиц православного исповедания допускалось последовательно только три брака;

 если лицо состояло уже в браке, то заключение нового брака не дозволялось;

 лицам православного и римско-католического исповеданий запрещались браки с нехристианами.

Все способы прекращения брака можно было свести к двум видам: или брак прекращался непосредственно сам собою, например — смерть лица, или брак должен был признан прекратившимся со стороны общественной власти, например — лишение лица всех прав состояния. Однако до вынесения приговора судом о прекращении брака, вследствие лишения супруга всех прав состояния, брак считался существующим.

Кодексом законов о браке, семье, и опеке (КЗоБСО) введенным в действие с 1 января 1927 года, регулировались семейные отношения в послереволюционной России. Были введены правила об общности имущества, нажитого супругами в процессе совместной жизни. Процедура расторжения брака проводилась только в ЗАГСе и отсутствовали правила о признании брака не действительным. Кодекс установил единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет.

Условия необходимые для заключения брака:

 взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

 достижение ими брачного возраста.

Взаимное добровольное согласие на вступление в брак выражается в письменном заявлении о регистрации брака в органах ЗАГСа, в личном присутствии при регистрации заключения брака, в устном согласии на вступлении в брак непосредственно при регистрации заключения брака и подтверждение этого их подписями [5].

Семейное законодательство устанавливает брачный возраст в 18 лет. Лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть возраста 18 лет на момент заключения брака, а не на момент подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака. Верхний предельный возраст регистрации брака не ограничен.

Брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии уважительных причин (рождении ребенка, беременности невесты и т. п.) с согласия органов местного самоуправления [5].

Условия, при которых заключение брака не допускается:

 желающие вступить в брак являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей линии и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

 лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства [5]. Вопросы признания гражданина недееспособным регулирует 29 статья Гражданского кодекса Российской Федерации.

Свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга и решение суда о признании брака недействительным являются документами, подтверждающими прекращение прежнего брака.

Орган ЗАГСа может отказать в государственной регистрации заключения брака, если наличествует хотя бы один из вышеперечисленных фактов [6].

При несоблюдении условий статьи 12 Семейного кодекса и выявлении обстоятельств, перечисленных в статье 14, а также установлении факта заключения брака без намерения создать семью как со стороны обоих супругов, так и одного из супругов к признанию брака фиктивным и к аннулированию брака и всех его правовых последствий с момента регистрации брака в органах ЗАГСа. Брак признается недействительным только судом в порядке искового производства.

Несмотря на столь длительную историю развития семейного права России оно по настоящее время подвергается изменениям под влиянием тенденций развития общественных отношений. Появляются новые нормы семейного права, ранее действовавшие нормы права прекращают свое существование, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство. Для сохранения института семьи и брака главное не утерять веками наработанные традиционные правила, переросшие в правовые нормы.

Основные термины (генерируются автоматически): брак, заключение брака, признание брака, Россия, лицо, орган ЗАГСа, отношение, расторжение брака, брачный возраст, Российская Федерация.

Ключевые слова

заключение брака, институт брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака., способы заключения брака

Похожие статьи

Брак с иностранцем: современное состояние правого регулирования

брачный договор, брак, заключение брака, расторжение брака, иностранный элемент, форма и условия заключения брака, недействительность брака.

брачный договор, СК РФ, супруг, договор, брак, расторжение брака, российское законодательство, Россия, развод, брачный.

брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган.

Развитие института брака в России | Статья в сборнике. брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган ЗАГСа, лицо, расторжение брака, отношение, брачный возраст, Российская Федерация.

брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган.

Развитие института брака в России | Статья в сборнике. брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган ЗАГСа, лицо, расторжение брака, отношение, брачный возраст, Российская Федерация.

Особенности заключения церковного брака в Российской Империи

брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган ЗАГСа, лицо, расторжение брака, отношение, брачный возраст, Российская Федерация. Брак с иностранцем: современное состояние правого регулирования.

Актуальные проблемы правового регулирования порядка.

2) подтверждается отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, расторжению брака в загсе; 3) сообщаются и документально подтверждаются необходимые для составления актовой записи сведения о лицах, вступающих в брак (ст.

Правовое регулирование фактических брачных отношений.

Ключевые слова: брак, заключение брака, расторжение брака, иностранный элемент, форма и условия заключения брака, брачный договор, недействительность брака. Гражданский брак, фактический брак, сожительство: соотношение понятий.

Гражданский брак как репетиция законных отношений

Ключевые слова: институт брака, заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака. Значение и содержание семейно-брачных отношений.

Некоторые особенности доказывания при рассмотрении.

Процедура расторжения брака в органах судебной системы регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.

Социально-правовые вопросы гражданского брака

Таким образом, понятие гражданский брак подразумевает под собой фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

Если же молодые люди хотят заключить брачный договор, то он вступит в силу только после заключения брака в соответствии со ст.

Ранним прообразом брака в первобытном обществе были слабо организованные группы примерно из 30 человек — нескольких лидеров-мужчин, женщин и множества детей. Но постепенно на первый план вышел союз одного мужчины и одной женщины. В каменном веке наши предки объединялись в пары, чтобы контролировать сексуальное поведение, воспитывать детей и эффективнее выполнять повседневные задачи.

В первых цивилизациях заключение брака было основой стабильности, а также средством сохранения власти. Согласно обычаям Древней Месопотамии, для законного союза был необходим договор между женихом и отцом девушки и выкуп за невесту . После помолвки, выкупа и передачи приданого устраивалось застолье. Затем невеста переезжала в дом свекра и вскоре должна была забеременеть. Если хотя бы одно из условий не выполнялось, брак признавали недействительным: девушка уезжала домой вместе с приданым, а жениху возвращали выкуп.

Новые традиции и ранние отношения

В следующие несколько столетий брак стал широко распространенным явлением, принятым древними евреями, греками и римлянами. В библейский период союзы заключались только между представителями одного клана: считалось, что женщина из чужой семьи может привнести нежелательные традиции.

А в Древней Греции брак рассматривался как инструмент для создания непрерывной родословной. Девушки выходили замуж в 13–15 лет , больше всего ценилось их тихое поведение. После свадьбы древние греки жили раздельно и практически не общались.

Жены нередко делили мужей с другими женщинами, а закон не позволял им выходить из дома и общаться с незнакомцами. Кроме того, муж мог развестись с женой и предложить ее другому мужчине без ее согласия.

Римляне разграничивали браки плебеев (низшего сословия) и патрициев (аристократов). Для заключения обычного брака нужно было выкупить невесту, а церемония аристократов сопровождалась более утонченными традициями: женились сразу после восхода, что символизировало вступление в новую жизнь, в окружении десяти свидетелей. Девушка произносила клятву, после чего вместе с женихом съедала пшеничный пирог. Традиция обмена кольцами появилась еще в Древнем Египте, однако именно римляне связали ее с бракосочетанием. На таких украшениях часто был узор с двумя сплетенными руками из золота или драгоценных камней.

Многоженство и вмешательство церкви

В начале зарождения и последующего развития христианство (30–200 годы) не влияло на заключение договоров и проведение свадеб. Это оставалось частным, семейным вопросом, не требующим вмешательства религии. Однако в 398 году на Карфагенском соборе священники призвали родителей будущих женихов и невест, а также представителей духовенства благословлять пары. Это был первый случай обрядового церковного влияния.

Впрочем, в течение первого тысячелетия брак все еще был отстранен от церкви. Эпоха Средневековья, ознаменовавшаяся христианизацией Западной Европы и Византии, изменила ситуацию: влияние религии распространилось и на институт семьи. Сакраментальная доктрина брака стала формироваться еще в начале XII века, и в последующие столетия церемония вступления в брак воспринималась священным событием, связанным с переживанием присутствия Бога. Выбор спутника жизни стал инициативой, принадлежащей молодым людям, а не их родителям. Изменилась и форма проведения свадебных церемоний: теперь они переместились в церковь.

В позднем Средневековье и раннем Новом времени брак был чем‑то вроде соглашения, которое легко можно было нарушить и расторгнуть. Были распространены многоженство и беспорядочные связи, чего не одобряло духовенство. В XVI веке католическая церковь постановила, что свадебные союзы должны заключаться в присутствии священника и хотя бы двух свидетелей. Так брак взял на себя функцию спасения мужчин и женщин от греховных поступков .

Союзы для спасения династии

К заключению брака по политическим мотивам (позже такие союзы назовут династическими) прибегали еще в первых цивилизациях. Так, в 1245 году до нашей эры египетский фараон Рамсес II женился на принцессе Маатнефруре из Хеттского царства, чтобы укрепить политический союз между враждующими государствами. В Древнем Риме подобные браки инициировались для рождения наследника, что нередко приводило к ситуациям, когда свадьба объединяла девочку-подростка и взрослого мужчину .

В эпохи Средневековья и Нового времени династические браки были важным инструментом в борьбе за власть. Они позволяли создавать военные коалиции, заключать мирные договоры и расширять сферы влияния. Так, брак наследника английского престола Артура и испанской принцессы Екатерины Арагонской (1499) был нужен королю для подтверждения законности династии Тюдоров. А женитьба императора Священной Римской империи Карла VI на немецкой принцессе Елизавете Кристине (1708) — для обретения политического союзника и продолжения династии.

Подобные браки не были чужды и представителям российской короны. К примеру, во второй половине XIX века Романовы стремились укрепить отношения с Грецией, а также помешать германскому и австрийскому влиянию в Балканском регионе. В итоге они заключили сразу три династических брака: дочь великого князя Константина Николаевича вышла за короля Греции Георга I, а дети сына Николая I женились на княжнах Черногорских.

Иногда на основе династических союзов возникали могущественные государственные образования — например, империя Габсбургов. Она сформировалась в середине XV века после женитьбы сына императора Священной Римской империи на бургундской принцессе. Впоследствии их династические связи с множеством европейских государств привели к крупным конфликтам, например, к Войне за испанское наследство (1701–1714) и к Войне за австрийское наследство (1740–1748).

Любовь и новые взгляды на отношения

Многие предпосылки революции взглядов на супружество были заложены в Викторианскую эпоху (Великобритания, 1837–1901). В это время начал ослабевать политический и экономический ореол, окружающий институт брака, — идея романтической основы отношений приобретала все больший вес. Это привело к тому, что некоторые женщины предпочитали не выходить замуж вовсе, чем вступать в брак без чувств . Идея о любви как о лучшей основе союза распространялась одновременно с осознанием преимуществ от контроля рождаемости.

Сексуальные отношения перестали восприниматься только как возможность зачать ребенка, что сыграло роль в их сепарации от института брака.

Промышленная революция и рост среднего класса позволили людям выбирать партнеров и оплачивать свадьбу независимо от одобрения родителей, а разводы стали более частыми. Закон о семейных отношениях, принятый парламентом Великобритании в 1857 году, расширил список причин, по которым можно подавать прошение о разводе, и упростил процедуру, благодаря чему она стала доступна людям с низким достатком. Однако при расторжении брака все еще были трудности, особенно для женщин.

Идеалы Викторианской эпохи повлияли и на традицию выходить замуж в белом: платье такого цвета было на королеве Виктории в день ее свадьбы с принцем Альбертом в 1840 году.

Смена гендерных ролей

Начало Первой мировой войны положило конец династическим союзам как важнейшему элементу политического и социального благополучия, а церковь утрачивала позицию основного места для заключения браков. XX столетие в корне изменило взгляды на большинство социальных норм и повлияло на институт брака.

До этого брачный союз представлял собой отношения, построенные на иерархии. Замужние женщины большинства стран практически не имели прав: им не разрешалось владеть имуществом, получать собственный доход, подавать в суд.

Фактически муж и жена признавались одним финансовым субъектом, причем у супруга было право единолично распоряжаться всеми активами. С каждым новым десятилетием XX века эти устои потеряли актуальность: женщины получали право голоса, новые рабочие места и право на развод. Однако вступление в брак все еще предписывало соблюдение четких гендерных ролей: мужчина — кормилец, женщина — хранительница очага.

Радикальная смена взглядов на семью связана с сексуальной революцией, захлестнувшей Запад в 1960–1970-е. Распространение противозачаточных средств позволило парам решать, хотят ли они детей и сколько. Деторождение стало добровольным, а роль взаимного сексуального влечения и удовлетворения возросла.

Произошли социальные и культурные изменения, женщин перестала устраивать роль домохозяйки. В последующее десятилетие в странах западной демократии приняли новые законы, которые помогли изменить роли в отношениях.

В СССР укреплению института брака уделяли особое внимание. Семейное положение человека определяло многое — от возможности продвинуться по карьерной лестнице до предоставления очереди на жилье и права выезда за границу. Хорошая репутация часто зависела от того, состоит ли человек в законном браке и имеет ли детей. С распадом СССР эта общественная установка начала терять актуальность.

Однополые браки и отношение к ним

Ученые, изучающие историю первых цивилизаций, установили, что общества Древнего Египта и Месопотамии не запрещали и не осуждали союзы между людьми одного пола. На артефактах египетской эпохи нашли рисунки с однополыми парами в тех же местах, что и с традиционными, а на одной из гробниц придворных из Пятой династии (около 2600 года до н. э.) обнаружили барельефы с изображениями мужчин, обнимающихся, держащихся за руки и соприкасающихся носами.

До установления европейского господства африканская, азиатская и коренная американская культуры официально признавали однополые союзы. В Индии были распространены браки между женщинами, поровну распределяющими обязанности (включая охоту и защиту жилья). В африканских странах заключались союзы между политическими лидерами и мужчинами, носящими женскую одежду и прически. В азиатской культуре было много однополых браков, в которых один из партнеров выполнял функции жены: одевался в платья, ухаживал за детьми и занимался рукоделием.

XX век стал поворотным в истории моногамных отношений. В 1920-е возникли ЛГБТ-субкультуры, в 1970-е внимание западной общественности привлекли первые иски с требованием признания однополых браков. А в 1989 году Дания стала первой страной, которая предоставила однополым парам почти те же права, что и у гетеросексуальных. Эту тенденцию подхватили и другие государства, однако такие браки признали официальными только в 2001-м в Нидерландах. Сейчас они легализованы в 29 странах с совокупным населением более миллиарда человек.

Что ждет нас в будущем?

Последние опросы и исследования показывают, что средний возраст вступления в брак увеличивается (как среди мужчин, так и среди женщин), в числе мотивов узаконивания отношений лидирует любовь и все больше представителей молодежи предпочитают не заключать брак вовсе. Мы поговорили с социологом о том, что представляет из себя современная модель оформления отношений и как она трансформируется в ближайшем будущем.

Специалист в области гендерных и семейных отношений, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Для начала стоит разграничить институт брака и институт семьи. Семья была, есть и будет — вопрос только в том, какая она, как формируется, надолго ли создается. А брак, юридическое закрепление союза, трансформируется параллельно. Ведь это история еще и про определенные юридические обязательства, в том числе по отношению к детям партнеров (если они есть). Поэтому институт брака, как и институт семьи, еще долго будет актуален. Отношение к институту брака будет меняться на фоне развития правовой грамотности и того, что разные контракты между физическими лицами станут нормой. Пока же юридическая сторона личной жизни регулируется семейным кодексом.

В целом партнеры, которые вступают в брак, становятся более автономными . Женщины уже давно стали значимыми и независимыми единицами на рынке труда. Они зарабатывают и способны себя содержать, поэтому брак для них становится менее критичным с точки зрения обеспечения. Однако семьи, личные и экономические отношения, союзы бывают разными. Для кого‑то брак очень актуален, для кого‑то — нет.

Помимо объективных причин, влияющих на брачные отношения, есть субъективные, связанные с восприятием нетрадиционных брачных отношений. Общество модернизируется, и взгляды на брак становятся более толерантными, хотя установка на его оформление все еще доминирует.

Можно сказать, что в будущем будет заключаться меньше браков. Сегодня союзы оформляются позже, партнеры зачастую уже имеют экономический багаж и хотят сохранить свою финансовую независимость, поэтому брак может усложнять ситуацию, но вряд ли его отсутствие станет нормой. В любом случае какие‑то нормы, связанные с документированием, с закреплением союзов, останутся.

Во всем мире будет развиваться разнообразие типов отношений в семье и задач, которые люди решают в партнерствах и браках. Почему они вместе? О чем договорились — и в экономическом, и в эмоциональном плане? Какие у них отношения между собой и какова роль детей? Партнеры будут искать ответы на эти вопросы.

Партнеры будущего — те, кто сам решает, как строить отношения. Рожать ли детей, следовать ли традициям моногамного брака, жить вместе или порознь, каким образом тратить деньги. Нормализуется и легализуется множество вещей, которые раньше не принимались в обществе. Например, брачный договор и раздельное проживание были чем‑то крайне непривычным, а сейчас это нормально.

Вопреки широко распространенному мнению, брак не обусловлен биологически. Для воспроизводства человечества, как биологического вида, брак не нужен - необходимы половые отношения. Рождение детей возможно вне брака и без брака. А вот воспитание психологически здоровых детей возможно только в рамках семьи. Между браком и семьей есть принципиальная разница. История подтверждает возможность существования брака без семьи и семьи без брака.

Брак - результат эволюции

Брак возник как способ регуляции отношений между полами, и его современная форма является результатом эволюции.

Первые запреты

В формирующейся архаичной общине неконтролируемое проявление полового инстинкта расстраивало хозяйственную жизнь. Поэтому для создания сплоченности между членами общины возник запрет на половые отношения перед охотой и во время охоты . Далее появился запрет половых отношений между членами одного рода . И таким образом, сексуальная связь допускалась только с членами другого рода (общины).

Первые правила

Кто становился сексуальным партнером и как долго длилась эта связь, партнеры определяли самостоятельно и добровольно . Такие отношения могли быть прекращены по желанию любой из сторон . В начале половые связи между людьми были кратковременными и эпизодическими. Со временем образовывались условно постоянные пары. Причем, какими бы длительными или прочными эти отношения не представлялись, права и обязанности по отношению друг к другу не возникали . Не возникало и совместное проживание пары. Обеспечение детей происходило в той общине, где проживала женщина. И пока роль мужчины в зачатии ребенка не признавалась, женщина , будучи производительницей, доминировала в обществе.

Избыточный продукт как основа брака

Возникновение индивидуального брака связано с изменением экономической организации первобытного общества. А именно, с появлением избыточного продукта, которым члены общины могли распоряжаться по своему усмотрению. Люди стали дарить излишки членам другой общины, а именно, постоянному сексуальному партнеру. Таким образом, обмен дарами между мужчиной и женщиной привел к возникновению прав и обязанностей в сфере интимной жизни и стал выступать как способ стабилизации половых отношений. Так появился индивидуальный брак. Суть этой формы брака состояла в равенстве мужчины и женщины. Оба супруга в равной степени принимали участие в общественном производстве, оба трудились и имели равные права на получение доли общественного продукта.
На этом этапе развития общества брак становится единственной формой регулирования отношений между полами .
В связи с тем, что брак был союзом равных , сохранялась возможность его расторжения по желанию любого из супругов. В доклассовом обществе развод не требовал формальностей. Люди, расторгнувшие брак, быстро вступали в новый. Как мужчины, так и женщины создавали новые брачные отношения более 3 раз в течение жизни. При этом добрачные и внебрачные отношения не рассматривались как отступление от норм и, соответственно, никак не порицались.

Подведем итог, брак возник как способ регулирования половых отношений между людьми не имеющих родственной связи. Он включает сексуальные отношения, но не ограничивается ими. Это добровольный союз между дееспособными, равноценными, свободными, половозрелыми людьми разного пола, возникающий на основе договоренности. Брак предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Брачные права и обязанности не регулируют вопросы имущественного характера или деторождения. Так как совместное проживание, имущество и воспитание детей возможно в рамках семьи или рода.

Семья появилась, когда обмен избыточным продуктом в паре перестал быть эквивалентным и мужчина смог давать женщине больше, чем получать от неё, направляя излишек на содержание детей. Появилась экономически обусловленная возможность совместного проживания мужчины, женщины и их детей, отдельно от братьев, сестер и родителей.

Таким образом, семья - это экономически самостоятельная форма передачи культурного наследия, традиций и наследственного имущества из поколения поколению. В семье есть родственные связи (по крови) между родителями, детьми и внуками и есть не родственные связи между супругами. Семья может быть как однополой (мать, дочь, внучка) так и двуполой. При отсутствии одного из супругов, в воспитании детей могут принимать участие другие родственники (братья, сестры, дедушки, бабушки и т.д.)

С развитием общества экономическая зависимость женщины от мужчины стала усугубляться. И в докапиталистическом классовом обществе мужчины, будучи собственниками средств производства, господствовали и в семье и в обществе. Женщины были отстранены от участия в политической жизни и лишены не только гражданских прав, но и права расторгнуть брак.

Господство мужчин определило характер брака и семьи и в классовом обществе

Возникновение частной собственности на средства производства привело к необходимости передачи прав путем наследования от отца к сыну. Основанием для социального отцовства (права наследования) стало отцовство биологическое. Это породило у мужчин стремление обеспечить достоверность своего биологического отцовства. Эта мужская потребность еще сильнее ухудшила положение женщины, обязав её иметь сексуальные отношения только с мужем и сохранять девственность до брака.
Хотя создание семьи на основе моногамного брака могло бы стать формой взаимовыгодного сотрудничества. Благодаря которому, мужчина будет уверен, что дети жены его истинные наследники. А женщина получит гарантированные выгоды для себя и своих детей от их отца.

Сексуальная революция не явилась способом улучшения положения женщин с точки зрения отношения полов в современном обществе. Старая половая мораль рухнула, а новая до сих пор не возникла. В сфере отношений полов результатом уравнивания стало признания права женщины вести себя как мужчина.

На мой взгляд, такое положение является абсурдным. Женщина не мужчина, она равноценна, а не равна в буквальном смысле. Важно признавать, что женщина биологически, психологически и физически принципиально отличается от мужчины. Уважать право женщины на проявление женской природы, которая не хуже мужской. Создать нормы сексуального, брачного и семейного поведения обязательные для обоих полов.

Научитесь строить гармоничные отношения в браке на тренинге "Спаси свой брак"

Читайте также: