Институционализация в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

- англ. institutionalization; нем. Institutionalisierung. 1. Образование стабильных образцов соц. взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. И. делает возможным прогнозирование соц. поведения в определенных соц. ролях (таких, как роль родителей, служащего, священника и т. п.). 2. Правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д. 3. Образование института. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009

Смотреть что такое ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ в других словарях:

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Сицилия Сицилиана Сицзян Сиу Ситул Ситуация Сито Сити Сион Синуит Синузия Синтол Синто Синтин Синица Син Силон Сило Силицит Силан Сила Сизин Сауна Сау Сатина Сати Саня Сантолина Сантал Сант Санин Сани Санация Сан Салун Салуин Салон Сало Салицин Салат Сазан Саз Оун Отунит Отталина Отит Ося Остит Остин Остан Ост Ослятина Ослица Осанна Оса Онисия Онанист Оля Олин Озу Оазис Нутация Нут Нус Нтц Нто Ноу Нотница Нотис Нотация Нота Нос Нониус Нона Нло Нияз Ницца Ниц Нитон Нитинол Нит Нистатин Нина Нилот Нил Нии Низина Низ Ниацин Наян Нация Нацист Националист Национал Наци Наус Натянуто Нато Натан Наталия Натали Настя Настия Настил Наст Насилу Наос Нант Нанси Нанос Наниза Нана Налицо Нал Наин Назол Назло Наз Лян Лутон Лусон Лунница Лунин Луна Луис Луизиана Луиз Луи Лузина Лузин Луза Лоция Лот Лосятина Лозина Лозанна Лоза Лицо Литуанист Литота Литания Лита Лист Лисица Лис Лион Линц Линт Линон Линия Линза Лина Лизун Лизис Лизин Лизат Лиза Лиана Лиаза Латиница Латинист Латинизация Латин Латания Лата Ласт Ласина Ласа Лаотянин Лаос Лантан Ланита Ланина Лана Лаз Итл Италия Истица Истинно Истина Иса Ионит Ионина Ионизация Ион Иолит Иоланта Иол Иоаннит Иоанн Иняз Иня Инулин Интуиция Интонация Интина Инталия Инта Инсулин Институция Институционализация Инстанция Инстант Инст Инсинуация Инозит Инозин Инна Иния Инициация Инициализация Инициал Илот Илона Илитон Изоцианат Изот Изолиния Изол Изоант Износ Изатин Зятнин Зоя Зот Зонт Зона Золя Зола Зоил Знатно Зло Златоуст Злато Злата Зинулин Зинин Зина Зилот Зилант Зил Заяц Затулин Затон Застолица Застил Засол Заслон Засл Зао Занятно Занос Зало Зал Аят Аутолиз Аутист Аут Аул Атто Аттил Атония Атлас Атлант Атас Ася Асцит Асуан Асу Астатин Астат Астан Астазия Аста Аслан Асан Аон Аозт Аня Анус Антуан Антоциан Антония Антон Антина Антиаон Анти Ант Анонс Анон Анолис Аноа Аннотация Аннот Аннат Анналист Анна Анис Анионит Анион Анин Слитно Слон Слот Анилин Анизол Снизу Солан Анатолия Анат Анания Анани Анализ Соланин Алунит Сонант Соната Сонин Сотня Алиса Алин Азу Азот Азол Азия Азин Азиат Азат Азан Азалия Аант Соул Аил Соузница Аист Алан Аланин Алинин Соня Сонатина Алу Аля Сон. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс формирования различн. типов соц. деятельности в качестве соц. ин-тов. Важнейшими предпосылками этого процесса являются: 1) возникновение определенных обществ. потребностей в новых типах соц. деятельности и соответствующих им соц.-экономич. и политич. условий; 2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними соц. норм и регулятивов поведения; 3) интернализация индивидами новых соц. норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий. Завершением процесса И. является интеграция нового вида соц. деятельности в существующую структуру производст-венно-экономич. отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью к-рых осуществляется соц. контроль за соответствующими типами поведения. И. может быть исследована с двух основных т.зр. Во-первых, как историч. процесс зарождения и установления новых соц. ин-тов, что позволяет раскрыть причины и условия их возникновения. Во-вторых, в качестве функционирования соц. ин-тов в рамках соц. системы в связи с процессом адаптации индивидов и коллективов к ее нормативным требованиям, в ходе к-рого формируются соц.-психологич. механизмы, обеспечивающие стабильность и устойчивость обществ. организации. Лит.: Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки//Социологические проблемы науки. М., 1974; Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985; Кудрявцев В.Н. Механизм социальной деформации//Вопр. филос. 1989, №11; Turk H., Simpson R.L. Institutions and social exchange. N.Y., 1971. M.C. Комаров. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: институционализация2) Ударение в слове: институционализ`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): институционализ. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

институционализа́ция учреждение каких-л. новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Но. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений (объединений, соглашений. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Институционализация Институционализация - постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на финансо. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(лат. institutum) 1. процесс развития устойчивых и формальных образцов поведения, которые составляют институт; 2. привыкание человека к моделям поведения, принятым в рамках определённого института. Иногда привыкание достигает такой степени принятия его ограничений и требований, что человек становится неспособным функционировать вне института, как если бы он превратил факторы внешнего воздействия в свои внутренние качества (в медицине это госпитализм – см.); 3. процесс помещения кого-то в некий институт, например, принудительная госпитализация в психиатрический стационар; 4. учреждение новых социальных институтов. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Ударение в слове: институционализ`ацияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: институционализ`ация

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(institutionalization) состояние человека, возникающее после его длительного пребывания в какомлибо специализированном учреждении (например, в больнице или приюте для сирот). Человек принимает ту модель поведения, которая характерна для этого учреждения, в результате чего ему сложно бывает приспособиться к какому-либо другому окружению при смене обстановки. Это проявляется в его апатии, развитии зависимости, а также в отсутствии личной ответственности. Крайне распространена в этом случае, например, стереотипия. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

- - англ. institutionalization; нем. Institutionalisierung. 1. Образование стабильных образцов соц. взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. И. делает возможным прогнозирование соц. поведения в определенных соц. ролях (таких, как роль родителей, служащего, священника и т. п.). 2. Правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д. 3. Образование института . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(institutionalization) 1. Процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности. См. также Институт. 2. Процесс и возникающее из него состояние социальных акторов, заключаемых на длительный период в тотальные учреждения, — тюрьмы или психиатрические больницы — неспособности или неприспособленности к независимой социальной жизни вне учреждения. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. Процесс развития устойчивых и формальных образцов поведения, которые составляют институт. Способ употребления здесь очень широк и происходит из социологии. 2. Привыкание человека к моделям, имеющимся в рамках института, часто до такой степени, что человек становится не способным к нормальному функционированию вне института. 3. Процесс помещения кого-то в институт. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

- постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на финансовых рынках.Словарь бизнес-терминов.Академи. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Rzeczownik институционализация f instytucjonalizacja f

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс формирования Устойчивых ценностно-нормативных образцов Деятельности, социальных статусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения различных индивидов, групп и общностей. . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс формирования Устойчивых ценностно-нормативных образцов Деятельности, социальных статусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения различных индивидов, групп и общностей. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности [10. – С. 368]. . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. Образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. 2. Правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д. . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответствующих социальных отношений. . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

лат. institutum - установление, учреждение) Учреждение каких-либо новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление их или иных общественных отношений. . смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на финансовых рынках. Этот процесс характерен для высокоразвитых стран. смотреть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ж.(ассимиляция, привыкание к существующему порядку вещей) institutionalization

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

институционализация - учреждение каких-л. новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

от лат. institutum - установление, учреждение), оформление в виде чего-то самостоятельного и официально признаваемого, организационно оформленного.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. институционализа/ции

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, а также результат процесса, в котором политическое (социальное) явление становится упорядоченным, стандартизируется с помощью норм.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, а также результат процесса, в котором политическое (социальное) явление становится упорядоченным, стандартизируется с помощью норм.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

учреждение каких-либо новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс упорядочения и формализации социальных связей, что невозможно без возникновения соответствующих социальных потребностей.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Начальная форма - Институционализация, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(увеличение доли организаций в числе инвесторов и уменьшение доли физических лиц) institutionalization

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(institutionalization). Долговременное, обычно непрерывное помещение в некое учреждение.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(учреждение институтов, придание правовой и организационной формы) istituzionalizzazione

Место и роль институционализации в социальной жизни определяются местом и ролью социальных институтов. Институционализация в обществе – это та же социализация в жизни личности. Объединяет их то, что должны быть отрегулированы, упорядочены пути жизни общества. Социолог Фролов считает, что институционализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества. Он определил этапы институционализации:

1) для удовлетворения возникшей потребности необходимы организованные действия; 2) формируются цели, которые являются общими для всех;

3) возникновение определенных норм и правил в ходе социального взаимодействия; 4) возникновение процедур, которые связаны с этими правилами и нормами; 5) утверждение найденных норм и правил, их применение в реальной жизни, т. е. собственно институционализация;

6) определение санкций в случае невыполнения установленных норм;

7) возникновение в обществе статусов и ролей, которые касаются всех членов института. С. С. Фролов говорил, что окончанием процесса институционализации будет установление статусно-ролевой структуры со своими правилами и нормами, которая будет удовлетворять большинство людей. Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:

1) для каждого института должны быть четко определены функции и цели;

2) деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции.

3) любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;

4) очень важна координация действий всех социальных институтов.

Очень важно выполнение всех этих условий, так как то, как функционируют социальные институты, отражается на всей общественной жизни.

Если рассмотреть пример института – семью, то мы знаем, что это один из древнейших институтов, но и сейчас он тоже актуален, хотя нередко этот институт переживал кризисы. Институционализация семьи определяется тем, что сейчас ее основу составляет брачный союз, санкционированный государством.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Эффективность институционализации определена тем, слаженно ли работает ценностно-нормативная система, которая была принята и является социокультурным контекстом деятельности институтов, индивидов.

16. Образование как социальный институт. Его институционализация, функции и связь с наукой и культурой.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.




С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

1 Социальные функции системы образования

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

2 Функции образования в производственно-экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии “на месте” без научных основ и творческих навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей.

17. Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. П. Бергер и Т. Лукман, феноменология, определяют религиозность как неизменное свойство человеческой природы, которое меняет лишь социальные формы, но не качество.Структура религии включает следующие элементы: доктрину – теоретическая форма передачи рел. Опыта; миф – символическую её форму; ценности – система идей о назначении человека и требований к нему; ритуал – упорядоченная система действий, выражающая культурные ценности, символическая форма участия индивида в сакральных событиях; религиозное объединение.

Типология религиозных организаций.

Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем.Вебер и Трельч проводили различие между церквями и сектами. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общ

Под институционализацией обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.

Важнейшим элементом процесса институционализации социологии является формирование особой инфраструктуры, призванной обеспечить воспроизведение и трансляцию социологического знания посредством:

1) создания системы социологического образования и научных учреждений;

2) развития специализированной печати;

3) формирования профессиональных научных сообществ, с присущими им разделением труда, формами обмена научной информацией и нормами профессиональной этики;

4) проведения социологических исследований, с выработкой общепринятых критериев выбора проблемы исследования и оценки его результатов.

Таким образом, институционализация социологии - это такое развитие данной науки, которое предполагает вхождение в ее систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы научно-исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организацию различных форм общения между социологами - учреждение профессиональных ассоциаций с целью проведения конференций и семинаров для общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.

По сравнению со странами Западной Европы и США, процесс институционализации социологии в России имел существенные отличия.

Главная особенность институционализации социологии в России заключалась в том, что, несмотря на то, что во второй половине XIX - начале XX вв. социология в ней получила достаточно широкое распространение, она не была признана на государственном уровне и соответственно, не была представлена в университетах в качестве учебной дисциплины.

В 1877 г. профессором Киевского университета И.В. Лучицким было организовано чтение курса лекций о О.Конте и Г.Спенсере на дому. Данный факт привлек внимание общественности к вопросам разработки системы самообразования в области социологии, а Н.И. Кареев и С.Н. Южаков выступили инициаторами составления и издания первых специализированных программ.

В 1899 г. было разрешено открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждались различные проблемы социологии. В Петербургском университете под руководством профессора Л.И. Петражицкого был организован кружок философии права, а под руководством профессора А.С. Лаппо-Данилевского - исторический кружок.

С 1908 г. ММ. Ковалевский, Е.В. де Роберти и К.М. Тахтарев начали чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX веке в России появилось много социологических книг и статей оригинального содержания. Их авторами были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И .Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и другие ученые.

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М.М.Ковалевского , президентом которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.А. Сорокин. Это общество запланировало широкую программу социологических исследований, однако, Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили его работу.

Развитие научных школ и направлений в отечественной социологии начиналось с того, что здесь, как и в других странах, преобладали теоретические исследования. Однако потребность в рассмотрении конкретных фактов возникла в России значительно раньше.

Социологи самых разных направлений признавали необходимость развития эмпирической социологии. Так, один из теоретиков неокантианской социологии В.М. Хвостов связывал с развитием эмпирических исследований успех развития социологии в будущем. Вместе с В.М. Бехтеревым и П.А. Сорокиным этот ученый проводил исследования в области социологии труда, занимался изучением уровня благосостояния жителей Петрограда, собирал эмпирический материал по социальным перегруппировкам населения города в годы войны и революции.

Различного рода конкретные данные и статистические материалы широко использовались в трудах представителей марксистской социологии, в частности, в социально-экономических произведениях и устных выступлениях В.И.Ленина.

Рост эмпирических исследований в России заметно ускорился в начале ХХ века, когда появилось большое количество научных работ, обобщающих эмпирический материал, полученный при изучении различных сфер общественной жизни. В частности, появились работы по результатам изучения жизни молодежи, деятельности политических партий в России, выборов в Государственную Думу[3].

Следует отметить, что многие выводы, к которым пришел известный ученый, весьма актуальны для современного этапа жизни российского общества.

В известной степени данный прогноз оказался созвучен и судьбе отечественной социологии в последующие годы….

Автор – профессор Н.Г. Осипова

[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2003. Т. 1. С. 629.
[2] Смотри об этом: Гальперин С.И. Обзор социологической литературы за 1901 год. Екатеринославль, 1902.
[3] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 60 - 62.
[4] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[5] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[6] Сорокин П.А. Существует ли единая Россия? // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С. 205.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти, регламентацией соответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией, если это возможно и необходимо. Организация и формализация общения, отношений и деятельности превращает их в институт семьи, школы, учреждений и т. д. Институционализация представляет собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое "ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

Институционализация — постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на финансовых рынках. Институционализация характерна для высокоразвитых стран. По английски: Institutionalization См. также: Институциональные… … Финансовый словарь

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — англ. institutionalization; нем. Institutionalisierung. 1. Образование стабильных образцов соц. взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. И. делает возможным прогнозирование соц. поведения в… … Энциклопедия социологии

Институционализация — постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на финансовых рынках. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Институционализация — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

институционализация — учреждение каких л. новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. институционализация и, мн. нет, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

институционализация — ж. 1. Учреждение каких либо новых общественных институтов [институт II 2.]. 2. Правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

институционализация — институционализ ация, и … Русский орфографический словарь

институционализация — (1 ж), Р., Д., Пр. институционализа/ции … Орфографический словарь русского языка

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — (institutionalization) состояние человека, возникающее после его длительного пребывания в какомлибо специализированном учреждении (например, в больнице или приюте для сирот). Человек принимает ту модель поведения, которая характерна для этого… … Толковый словарь по медицине

Читайте также: