Институции гая содержание кратко

Обновлено: 06.07.2024

с. 6 Имен­но эту цель самым бле­стя­щим обра­зом и реша­ет скром­ная кни­жи­ца Инсти­ту­ций Гая. Пожа­луй, Инсти­ту­ции — это один из немно­гих учеб­ни­ков, сумев­ших сохра­нить свою акту­аль­ность на про­тя­же­нии без мало­го двух тысяч лет. По наше­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию Инсти­ту­ции Гая и сего­дня явля­ют­ся наи­луч­шим учеб­ным посо­би­ем для вся­ко­го изу­чаю­ще­го осно­вы рим­ско­го пра­ва.

В сред­не­ве­ко­вье так­же встре­ча­ют­ся ссыл­ки на Инсти­ту­ции Гая, одна­ко имен­но в это вре­мя основ­ной их текст был пол­но­стью утра­чен. Но счаст­ли­вый слу­чай воз­ро­дил Инсти­ту­ции к новой жиз­ни. Так, в один из дней сво­его путе­ше­ст­вия в Рим в 1816 году зна­ме­ни­тый немец­кий исто­рик Нибур работал в биб­лио­те­ке Верон­ско­го собо­ра с древним ману­скрип­том на пер­га­мен­те, пред­став­ляв­шем собой пись­ма Свя­то­го Иеро­ни­ма (Epis­to­lae et Po­le­mi­ca). Неожи­дан­но для себя уче­ный обна­ру­жил под тек­стом Иеро­ни­ма следы дру­го­го, стер­то­го ману­скрип­та, напи­сан­но­го, судя по все­му, где-то в V в. н. э. По этим едва замет­ным следам уда­лось вос­ста­но­вить пер­во­на­чаль­ный текст, кото­рый и ока­зал­ся Инсти­ту­ци­я­ми Гая. Одна­ко пол­ное вос­ста­нов­ле­ние и пере­вод тек­ста пред­став­ля­ли зна­чи­тель­ные труд­но­сти. Дело в том, что в тек­сте исполь­зо­ва­лись обыч­ные в доюсти­ни­а­нов­скую эпо­ху сокра­ще­ния, рас­шиф­ров­ка кото­рых была затруд­ни­тель­на даже для опыт­ных иссле­до­ва­те­лей. К это­му сле­ду­ет доба­вить, что при­мер­но чет­вер­тая часть тек­ста была в употреб­ле­нии три­жды, то есть два­жды на место ста­ро­го соскоб­лен­но­го тек­ста нано­сил­ся новый. Поэто­му неко­то­рые фраг­мен­ты так и не были вос­ста­нов­ле­ны. Тем не менее, бла­го­да­ря скру­пу­лез­но­му тру­ду немец­ких уче­ных Нибу­ра, Бек­ке­ра, Геше­на, Бет­ма­на-Голь­ве­га и Студе­мун­да уда­лось вос­ста­но­вить боль­шую часть тек­ста (при­мер­но 94 %). Зна­чи­тель­ные лаку­ны оста­лись в основ­ном в чет­вер­той кни­ге Гая, посвя­щен­ной искам.

Впер­вые Инсти­ту­ции Гая были изда­ны Геше­ном в 1820 г., далее извест­ны немец­кие изда­ния Блю­ме в 1821 и 1822 гг. и Студе­мун­да в 1874 и 1884 гг. С тех пор Гай мно­го­крат­но изда­вал­ся и выдер­жал сот­ни изда­ний и пере­из­да­ний в раз­ных стра­нах мира.

О самом Гае, его жиз­ни и дея­тель­но­сти мы прак­ти­че­ски ниче­го не зна­ем. Незна­чи­тель­ную инфор­ма­цию о нем мож­но почерп­нуть из его соб­ст­вен­ных Инсти­ту­ций и неко­то­рых дру­гих юриди­че­ских сочи­не­ний, ссы­лав­ших­ся на Гая. Так, в эпи­то­мах Гая вест­гот­ско­го кодек­са употреб­ле­но с. 7 выра­же­ние Ti­ti Gaii, из чего мож­но сде­лать вывод, что Гая зва­ли Титом. Одна­ко неко­то­рые уче­ные под­вер­га­ют эти сведе­ния сомне­нию, счи­тая, что Ti­ti — это сокра­ще­ние от ti­tu­li. Место рож­де­ния и жиз­ни Гая так­же неиз­вест­но, одна­ко частое упо­ми­на­ние в Инсти­ту­ци­ях назва­ний горо­дов и наро­дов Малой Азии поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что родом он был из како­го-либо горо­да Малой Азии. Осно­вы­ва­ясь на том, что лишь у Гая есть про­из­веде­ние, посвя­щен­ное про­вин­ци­аль­но­му эдик­ту, Тео­дор Момм­зен даже утвер­ждал, что Гай все­гда был лишь про­вин­ци­аль­ным юри­стом. С этим труд­но согла­сить­ся хотя бы пото­му, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство дошед­ших до нас тек­стов Гая посвя­ще­но исклю­чи­тель­но рим­ско­му граж­дан­ско­му пра­ву, при­чем автор про­яв­ля­ет в них неор­ди­нар­ное зна­ние древ­ней­шей исто­рии сакраль­ных и юриди­че­ских инсти­ту­тов Рима, о чем будет ска­за­но ниже. Таким обра­зом, мож­но пред­по­ло­жить, что Гай, будучи родом из Малой Азии, почти всю свою жизнь про­вел в Риме и имен­но там при­об­рел дале­ко пере­жив­шую его извест­ность бле­стя­ще­го юри­ста. Одна­ко боль­ших постов он, види­мо, не добил­ся. По край­ней мере, имя его не упо­ми­на­ет­ся исто­ри­ка­ми, писав­ши­ми био­гра­фии импе­ра­то­ров (Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae), при пере­чис­ле­нии при­двор­ных юри­стов.

О харак­те­ре дея­тель­но­сти Гая так­же мож­но судить лишь из его про­из­веде­ний. Несо­мнен­но, он имел хоро­шее обра­зо­ва­ние, при­чем юриди­че­ские зна­ния он, види­мо, полу­чил у юри­стов, при­над­ле­жав­ших к так назы­вае­мой шко­ле Саби­на, то есть при­дер­жи­вав­ших­ся уче­ния Масу­рия Саби­на, жив­ше­го при импе­ра­то­рах Авгу­сте и Тибе­рии. Несо­мнен­но, Гай поль­зо­вал­ся обыч­ной юриди­че­ской прак­ти­кой, актив­но зани­мал­ся тео­ре­ти­че­ской раз­ра­бот­кой пра­ва и, нако­нец, вел пре­по­да­ва­ние пра­ва, что сле­ду­ет из само­го учеб­но­го харак­те­ра его Инсти­ту­ций. Пред­по­ла­га­ют даже, что дошед­ший до нас текст есть не что иное как студен­че­ский кон­спект его лек­ций, что может объ­яс­нить оби­лие сокра­ще­ний в ману­скрип­те.

Он про­яв­лял суро­вость по отно­ше­нию к сво­им рабам и воль­ноот­пу­щен­ни­кам, пре­се­кая их попыт­ки исполь­зо­вать свое вли­я­ние при дво­ре, что было в то вре­мя обыч­ной прак­ти­кой. В то же вре­мя, он запре­тил гос­по­дам уби­вать сво­их рабов, пере­не­ся реше­ние об их нака­за­нии в суд. Адри­ан часто был непо­мер­но щед­рым и в то же вре­мя весь­ма подо­зри­тель­ным к сво­им сограж­да­нам, осо­бен­но к близ­ким и дру­зьям. Тай­но или откры­то он мно­гих из них лишил жиз­ни, а иму­ще­ство кон­фис­ко­вал. Он создал инсти­тут сво­их тай­ных аген­тов, следив­ших за импе­ра­тор­ским окру­же­ни­ем. В наслаж­де­ни­ях он был неуме­рен, рав­но питая страсть к жен­щи­нам и юно­шам. К сена­ту он стре­мил­ся отно­сить­ся с ува­же­ни­ем, одна­ко мно­гие из них были им уби­ты за незна­чи­тель­ные про­ступ­ки. Умер Адри­ан 10 июля 138 г. н. э., нена­види­мый все­ми.

Прав­ле­ние его было отно­си­тель­но мир­ным, так как, испы­ты­вая отвра­ще­ние к войне, он стре­мил­ся решать отно­ше­ния с дру­ги­ми стра­на­ми на осно­ве спра­вед­ли­во­сти и дого­во­ра. Тем не менее, он был вынуж­ден вое­вать про­тив мав­ров и бри­тан­цев, а так­же пода­вить оче­ред­ное воз­му­ще­ние бес­по­кой­ных иуде­ев. Смерть его 7 мар­та 161 г. н. э. опе­ча­ли­ла мно­гих и ни у кого не вызва­ла зло­рад­ства.

На вре­мя его прав­ле­ния при­шлись навод­не­ние Тиб­ра, вос­ста­ния бри­тан­цев и гер­ман­цев, вой­ны с пар­фя­на­ми и мар­ко­ма­на­ми; все они были счаст­ли­во закон­че­ны его сопра­ви­те­лем Луци­ем Вером, а после смер­ти Вера самим Мар­ком. Во внут­рен­ней жиз­ни импе­рии Марк Авре­лий про­дол­жал линию на огра­ни­че­ние рос­ко­ши, бла­го­устрой­ство про­вин­ций, орга­ни­за­цию адми­ни­ст­ра­тив­но­го управ­ле­ния и, глав­ное, — на уве­ли­че­ние роли сена­та в обще­стве. Авре­лий сам при­ни­мал уча­стие в заседа­ни­ях сена­та, под­чер­ки­вая тем самым важ­ность обсуж­де­ния государ­ст­вен­ных дел в сена­те и при­ня­тия по ним сенат­ских поста­нов­ле­ний.

Итак, загля­нув кра­еш­ком гла­за в эпо­ху прав­ле­ния Анто­ни­нов, мы можем пред­по­ло­жить, какое вли­я­ние ока­за­ла эта эпо­ха на жизнь и твор­че­ство юри­ста Гая. Несо­мнен­но, все это вре­мя весь­ма спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию рим­ско­го про­фес­сио­наль­но­го правотвор­че­ства, при­чем име­ли место не толь­ко чисто фор­маль­ные момен­ты (учреж­де­ние и содер­жа­ние государ­ст­вом учеб­ных заведе­ний, рас­ши­ре­ние кру­га при­двор­ных юри­стов), но и глу­бин­ные про­цес­сы раз­ви­тия фило­со­фии пра­ва, не в послед­нюю оче­редь обу­слов­лен­ные стрем­ле­ни­ем Анто­ни­нов к гар­мо­ни­за­ции соци­аль­ной жиз­ни Импе­рии.

Пер­вый пери­од жиз­ни Гая, свя­зан­ный с прав­ле­ни­ем Адри­а­на, крас­но­ре­чи­во свиде­тель­ст­во­вал о пагуб­но­сти для обще­ства про­ти­во­ре­чия жесто­кой воли и стра­стей каприз­но­го пра­ви­те­ля с зако­на­ми, фор­маль­но обя­за­тель­ны­ми для всех граж­дан, вклю­чая прин­цеп­са. К тому же, у рим­лян с. 11 нача­ла II в. н. э. еще све­жи были в памя­ти мас­со­вые репрес­сии, бес­ко­неч­ные кон­фис­ка­ции, двор­цо­вые интри­ги, заго­во­ры и бес­чин­ства импе­ра­тор­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков I в. н. э. В этих усло­ви­ях вся­кий беру­щий­ся за изу­че­ние рим­ско­го пра­ва юно­ша дол­жен был решить для себя, кому и чему он наме­рен слу­жить. Стрем­ле­ние к спра­вед­ли­во­сти (по-латы­ни — юсти­ция) все­гда было силь­но в рим­ском пра­ве, а по сему в усло­ви­ях соци­аль­ной сму­ты дея­тель­ность насто­я­ще­го юри­ста была отнюдь не без­опас­ной. При­ме­ров тому из рим­ской исто­рии мож­но при­ве­сти мно­го, но доста­точ­но упо­мя­нуть тра­гич­ную судь­бу Мар­ка Тул­лия Цице­ро­на. Лишь отруб­лен­ная голо­ва зна­ме­ни­то­го юри­ста на обеден­ном сто­ле Мар­ка Анто­ния успо­ко­и­ла нена­висть послед­не­го. Дума­ет­ся, что свой выбор сде­лал и юрист Гай, что вид­но хотя бы из его соб­ст­вен­ных трудов, про­ни­зан­ных не при­твор­ной лестью к власть пре­дер­жа­щим, но духом спра­вед­ли­во­сти и закон­но­сти, уна­сле­до­ван­ным от пред­ков. Но Гаю повез­ло боль­ше, чем Цице­ро­ну. Рас­цвет его твор­че­ства при­шел­ся на прав­ле­ние про­све­щен­ных импе­ра­то­ров Анто­ни­на Пия и Мар­ка Авре­лия. Мы уже отме­ча­ли, что они соб­ст­вен­ным при­ме­ром и всей сво­ей поли­ти­кой спо­соб­ст­во­ва­ли гар­мо­ни­за­ции соци­аль­ных отно­ше­ний. Это не мог­ло не отра­зить­ся в про­из­веде­ни­ях Гая, на рас­смот­ре­нии кото­рых мы и закон­чим наш крат­кий обзор эпо­хи и харак­те­ра твор­че­ства Гая.

А теперь обра­тим­ся крат­ко к содер­жа­нию Инсти­ту­ций. Они пред­став­ля­ют собой систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние все­го рим­ско­го част­но­го пра­ва, как цивиль­но­го, так и пре­тор­ско­го. Общая систе­ма Инсти­ту­ций опре­де­ля­ет­ся самим Гаем: « Все пра­во, кото­рым мы поль­зу­ем­ся, отно­сит­ся или к лицам, или к вещам, или к искам (I. 8). Эта идея ста­ла, как извест­но, осно­вой инсти­ту­ци­он­ной систе­мы постро­е­ния совре­мен­но­го граж­дан­ско­го пра­ва, в част­но­сти — фран­цуз­ско­го. Инсти­ту­ции Гая разде­ле­ны на четы­ре части (кни­ги): о лицах (I); о вещах (II— III) и об исках (IV). В свою оче­редь каж­дая часть (кни­га) разде­ле­на на пара­гра­фы. Так, кни­га I насчи­ты­ва­ет 200 пара­гра­фов, кни­га II — 289, кни­га III — 225 и, нако­нец, кни­га IV — 187 пара­гра­фов.

Пер­вая часть кни­ги III про­дол­жа­ет и завер­ша­ет изло­же­ние пра­ва наслед­ства: о насле­до­ва­нии без заве­ща­ния (то есть, о насле­до­ва­нии по зако­ну). Имен­но здесь окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­но Гаем пред­став­ле­ние об агна­ти­че­ском род­стве. Основ­ная часть кни­ги III посвя­ще­на обя­за­тель­ствам. Гай имен­но здесь дает извест­ное деле­ние обя­за­тельств (ob­li­ga­tio­ne) по их источ­ни­кам: обя­за­тель­ства из кон­трак­тов и из делик­тов. Здесь же и юриди­че­ская харак­те­ри­сти­ка кон­трак­тов по четы­рем груп­пам (реаль­ным, вер­баль­ным, лит­те­раль­ным и кон­сен­су­аль­ным). Конец третьей кни­ги посвя­щен обя­за­тель­ствам из делик­тов (воров­ства и, осо­бен­но, повреж­де­ния и уни­что­же­ния вещей по зако­ну Акви­лия).

Нако­нец, послед­няя, чет­вер­тая кни­га Инсти­ту­ций цели­ком посвя­ще­на искам (ac­tio). Рас­смат­ри­ва­ют­ся виды исков, подроб­но опи­сы­ва­ют­ся юриди­че­ские сред­ства защи­ты в граж­дан­ском про­цес­се. В этой кни­ге содер­жат­ся цен­ные сведе­ния о древ­нем леги­сак­ци­он­ном про­цес­се и, весь­ма подроб­но, о про­цес­се per for­mu­la. Поми­мо все­воз­мож­ных исков, исполь­зу­е­мых в про­цес­се, в том чис­ле извест­ных вин­ди­ка­ци­он­ном и нега­тор­ном, Гай рас­ска­зы­ва­ет и о дру­гих юриди­че­ских сред­ствах защи­ты — об экс­цеп­ци­ях и интер­дик­тах.

Итак, нам оста­лось лишь сде­лать неко­то­рые общие заме­ча­ния по пред­ла­гае­мо­му тек­сту Инсти­ту­ций Гая. Дан­ное изда­ние пред­став­ля­ет собой учеб­ное посо­бие для студен­тов юриди­че­ских факуль­те­тов, чем и опре­де­ля­ют­ся неко­то­рые его осо­бен­но­сти. Латин­ский текст и ком­мен­та­рии к нему даны по изда­нию Ф. Дыдын­ско­го 1892 г. В тек­сте сохра­не­но пра­во­пи­са­ние руко­пи­си. Новые пред­ло­же­ния начи­на­ют­ся со строч­ной бук­вы, если толь­ко они не начи­на­ют ново­го пара­гра­фа. Бук­вы u и v не раз­ли­ча­ют­ся, то есть в обо­их слу­ча­ях пишет­ся u, заглав­ная же бук­ва в обо­их слу­ча­ях V. Сред­не­ве­ко­вая j так­же почти не употреб­ля­ет­ся в сло­вах типа ius, iam, iudi­cium и т. д. Кур­си­вом дает­ся утра­чен­ный, либо сокра­щен­ный пис­цом, а затем вос­ста­нов­лен­ный иссле­до­ва­те­ля­ми текст, в скоб­ках же дают­ся встав­лен­ные Ф. Дыдын­ским сло­ва. Ком­мен­та­рии к латин­ско­му тек­сту пред­став­ля­ют собой отсыл­ки к сочи­не­ни­ям дру­гих древ­них авто­ров и само­го Гая, содер­жа­щим допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию по кон­крет­но­му юриди­че­ско­му инсти­ту­ту. Систе­ма отсыл­ки на Диге­сты сохра­не­на ста­рая, по Ф. Дыдын­ско­му.

Что каса­ет­ся рус­ско­го пере­во­да Ф. Дыдын­ско­го Инсти­ту­ций Гая, то с ним про­веде­на опре­де­лен­ная редак­тор­ская работа. Заме­не­ны уста­рев­шая сти­ли­сти­ка XIX в. и неко­то­рые шеро­хо­ва­то­сти или неточ­но­сти пере­во­да. с. 14 Опу­ще­ны так­же доста­точ­но подроб­ные ком­мен­та­рии Ф. Дыдын­ско­го к рус­ско­му пере­во­ду. Они, без­услов­но, сохра­ня­ют свою акту­аль­ность, одна­ко мно­гое, осо­бен­но исто­рио­гра­фи­че­ская часть, в неко­то­рой сте­пе­ни уста­ре­ло. К тому же цель и харак­тер дан­но­го изда­ния не тре­бу­ют подроб­ных фило­ло­ги­че­ских штудий. Поэто­му новый ком­мен­та­рий учи­ты­ва­ет лишь самую необ­хо­ди­мую для студен­тов инфор­ма­цию — дают­ся пояс­не­ния к упо­ми­наю­щим­ся в тек­сте зако­нам, исто­ри­че­ским лич­но­стям и неко­то­рым исто­ри­ко-пра­во­вым тер­ми­нам, если суть их не ясна из объ­яс­не­ний само­го Гая.

К основ­но­му тек­сту Инсти­ту­ций при­ла­га­ет­ся латин­ский текст и рус­ский пере­вод новых фраг­мен­тов Гая, еще не извест­ных во вре­мя изда­ния Ф. Дыдын­ско­го. Тек­сты фраг­мен­тов пред­ва­ря­ют­ся крат­кой инфор­ма­ци­ей об исто­рии нахож­де­ния этих фраг­мен­тов и отсыл­кой на новей­шую лите­ра­ту­ру по ним. Латин­ский текст и рус­ский пере­вод фраг­мен­тов сде­ла­ны по изда­нию Fon­tes Iuris Ro­ma­ni An­tejus­ti­nia­ni. Pars II. Flo­ren­tiae, 1968.

Представляет собой конспект лекций юриста ГАЯ подготовленного в 250-260-е годы н.э. были изданы учеником или другом автора после его смерти. Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. Общая система Институций определяется самим Гаем: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам (I. 8). Эта идея стала основой институционной системы построения современного гражданского права, в частности – французского.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по игпзс 7.2.docx

Общая характеристика институций ГАЯ.

Представляет собой конспект лекций юриста ГАЯ подготовленного в 250-260-е годы н.э. были изданы учеником или другом автора после его смерти. Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. Общая система Институций определяется самим Гаем: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам (I. 8). Эта идея стала основой институционной системы построения современного гражданского права, в частности – французского. Институции Гая разделены на четыре части (книги): о лицах (I); о вещах (II-III) и об исках (IV). В свою очередь каждая часть (книга) разделена на параграфы. Так, книга I насчитывает 200 параграфов, книга II – 289, книга III – 225 и, наконец, книга IV – 187 параграфов. Первая книга начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов (ius gentium). Затем Гай перечисляет все источники римского частного права. Основная масса материала первой книги посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Не меньшее значение римский юрист уделяет другому принципиальному "делению в праве лиц" (I. 48): на лиц самовластных и подвластных. И далее подробно рассматриваются три вида частной власти, свойственной римскому праву – potestas, manus, mancipium и, собственно, различия в правовом положении подвластных лиц. Здесь рассматриваются юридические институты брака, отцовской власти (знаменитой patria potestas), опеки и попечительства, регулировавшие правовое положение лиц подвластных. Вторая и третья книги посвящены вещам (res), их видам и способам их приобретения. Из различных категорий вещей, описываемых Гаем, наиболее известными, бесспорно, являются res mancipi и res nec mancipi. Именно в этих книгах содержатся немногочисленные, но весьма ценные характеристики основных терминов, обозначавших римскую собственность – dominium и proprietas. Во второй книге Гай сообщает важные данные о так называемой "бонитарной собственности" (in bonis esse) и о duplex dominium. Здесь же сосредоточены основные сведения о других институтах вещного права; это, прежде всего, possessio и сервитуты. Вторая часть книги II и первая часть книги III посвящены наследственному праву. Гай начинает с изложения наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonorum possessio, правила, касающиеся наследников, в частности, подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования. Завершается вторая книга подробным рассмотрением завещательных отказов (легатов и фидеикоммиссов). Первая часть книги III продолжает и завершает изложение права наследства: о наследовании без завещания (то есть, о наследовании по закону). Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Основная часть книги III посвящена обязательствам. Гай здесь дает известное деление обязательств (obligatione) по их источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же и юридическая характеристика контрактов по четырем группам (реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным). Конец третьей книги посвящен обязательствам из деликтов (воровства и, особенно, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия). Четвертая книга Институций целиком посвящена искам (actio). Рассматриваются виды исков, подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. В этой книге содержатся ценные сведения о древнем легисакционном процессе и, весьма подробно, о процессе per formula. Помимо всевозможных исков, используемых в процессе, в том числе виндикационном и негаторном, Гай рассказывает и о других юридических средствах защиты – об эксцепциях и интердиктах.

Свод гражданского права императора ЮСТИНИАНА.

Дигест является важнейшей частью свода Юстиниана так, как они были новыми по своему характеру официальным сборником. Составлены на латинском языке. Дигесту было придана сила закона. Дигесты делятся на семь частей:

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловливо широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь – в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни, в соответствии с интересами господствующего класса.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина).Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во 2 веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могла затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Это своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются прежде всего лица, вещи и иски.




Содержание Институции Гая.

Возникновение Институций Гая.

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития. Это обусловливо широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь – в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни, в соответствии с интересами господствующего класса.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина).Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во 2 веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могла затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Это своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются прежде всего лица, вещи и иски.

Содержание Институции Гая.

Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Содержание

Введение
1. Римское право
2. Институции Гая. Возникновение содержание и значение
3. Книга Институций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из 1 файл

Институции Гая как источник права.doc

1. Римское право

2. Институции Гая. Возникновение содержание и значение

3. Книга Институций

Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов - из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).[1]

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I - начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых - Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие - для практического использования.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

1. Римское право

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название “Законов XII таблиц”. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis public! privatique juris).[3]

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог “отговариваться незнанием закона”. По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы ХП таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана,Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора “Институций” - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. “Институции” Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам". Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.[4]

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов - дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II - III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере - Павел и Ульпиан и т.д.[5]

Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

2. Институции Гая. Возникновение содержание и значение

Труд римских юристов – это многовековой и лишь в незначительной степени дошедший до нас труд, приведший в первые века нашей эры к детальной разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы и правотворцы предали римскому частному праву тот вид, который обеспечил римскому праву его место в истории.

Начиная с 12 века в Западной Европе начинается процесс рецепции Римского частного права. Это выразилось в том, что была признана сила закона за римским частным правом.

В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина).Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во 2 веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.[6]

Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могла затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Это своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются прежде всего лица, вещи и иски.

Институция Гая говорит:

«Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям [искам].

Итак, “Институция Гая” построена по институционной системе, “всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах”. Институционная система – о лицах, вещах и формах. [7]

Виды источников права.

Читайте также: