Иногородние крестьяне и их положение кратко кубановедение

Обновлено: 01.07.2024

Получив дворянство, а вместе с ним и право владеть крестьянами, донские чиновники стали приобретать последних путем покупки и браков с русскими помещицами, в силу чего число крестьян увеличивалось. С 1796 года крестьяне, жившие при помещиках, обращены были в крепостную зависимость. Освобожденные затем манифестом 19 февраля, они получили земельные наделы и ныне живут особыми поселениями. Крестьян же, поселившихся при станицах еще в 1811 году, велено было причислить к казакам.

В станице Аннинской мне довелось быть свидетелем следующего разговора, в котором, как мне кажется, довольно ясно выразилось воззрение казаков на пришлых иногородних. В праздник около шинка столпились казаки, уже несколько подвыпившие. В это время к шинку пробирался один из иногородних крестьян, живущих при станице. Завидя его, некоторые из казаков стали браниться.

-Ишь - русь то. Русь ты проклятая! Крестьянин остановился и, обернувшись, обратился к стоявшему ближе всех казаку:

-Ну, русь; добро. Да ты то кто? Ведь и ты оттуда же, и ты русь.

-Как это я русь?! удивился казак.

-Ругаться лезешь. Русь! ишь ты. Мы тебе такую русь покажем — зашумели в толпе.

-Расея ты, говорю — продолжал крестьянин, обращаясь все к тому же казаку: — что ж, коли не Расея?

-Расея. Нечего финтить то: казак - так и называй, а то знаем и сами, что Расея.

-Ну, значит, все одно.

-Все одно да не то. прыток больно!

-Что ж, коли не одно?

-Что ж?! Мы Расея, да не то, что вы: вы — мужики, а мы казаки, царские, значит, слуги. Вот оно что!

-Все ныне Царю то служим, возражал крестьянин.




-Эх горе, - воскликнул в стороне стоявший старик-казак, - ныне на тихом Дону три земли.

-Не так ты говоришь, перебил его другой казак: так оно. то есть вот как. земля то, значит, одна, да фамилия то не одна: то - казак, то - русский, а то - и вовсе хохол.

- Справедливо. так. справедливо говорит, зашумели в толпе: это так. земля то все одна - Расея. так оно и есть.

Взглянем теперь на отдельные стороны быта донских казаков.

Получив дворянство, а вместе с ним и право владеть крестьянами, донские чиновники стали приобретать последних путем покупки и браков с русскими помещицами, в силу чего число крестьян увеличивалось. С 1796 года крестьяне, жившие при помещиках, обращены были в крепостную зависимость. Освобожденные затем манифестом 19 февраля, они получили земельные наделы и ныне живут особыми поселениями. Крестьян же, поселившихся при станицах еще в 1811 году, велено было причислить к казакам.

В станице Аннинской мне довелось быть свидетелем следующего разговора, в котором, как мне кажется, довольно ясно выразилось воззрение казаков на пришлых иногородних. В праздник около шинка столпились казаки, уже несколько подвыпившие. В это время к шинку пробирался один из иногородних крестьян, живущих при станице. Завидя его, некоторые из казаков стали браниться.

-Ишь - русь то. Русь ты проклятая! Крестьянин остановился и, обернувшись, обратился к стоявшему ближе всех казаку:

-Ну, русь; добро. Да ты то кто? Ведь и ты оттуда же, и ты русь.

-Как это я русь?! удивился казак.

-Ругаться лезешь. Русь! ишь ты. Мы тебе такую русь покажем — зашумели в толпе.

-Расея ты, говорю — продолжал крестьянин, обращаясь все к тому же казаку: — что ж, коли не Расея?

-Расея. Нечего финтить то: казак - так и называй, а то знаем и сами, что Расея.

-Ну, значит, все одно.

-Все одно да не то. прыток больно!

-Что ж, коли не одно?

-Что ж?! Мы Расея, да не то, что вы: вы — мужики, а мы казаки, царские, значит, слуги. Вот оно что!

-Все ныне Царю то служим, возражал крестьянин.

-Эх горе, - воскликнул в стороне стоявший старик-казак, - ныне на тихом Дону три земли.

-Не так ты говоришь, перебил его другой казак: так оно. то есть вот как. земля то, значит, одна, да фамилия то не одна: то - казак, то - русский, а то - и вовсе хохол.

- Справедливо. так. справедливо говорит, зашумели в толпе: это так. земля то все одна - Расея. так оно и есть.

Усиление феодально-крепостнической эксплуатации в России активизировало побеги крепостных на юг - на Терек, Куму, Кубань и Ставрополье еще задолго до массовой правительственной колонизации. Особенно они усилились после поражения крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева. В последней четверти XVIII века побеги на Кавказ стали обычным явлением.

Содержание

1. Переселение русских на Кубань ……………………………………1
1.1 Иногородние…………………………………………………………….2
1.2 Ф. А. Щербина об иногородних на Кубани в 60-90-е гг. XIX века… ……………………………………………………………………. 4
2. Состав населения………………………………………
3.Социальная структура…………………………………..
4.Образ жизни……………………………………………….
5.Семейные отношения……………………………………
6.Культура (эпос- былины, сказания)……………………
7.Традиции гостеприимства……………………………….

Работа содержит 1 файл

Русские иногородние на Кубани.docx

Русские иногородние на Кубани

1. Переселение русских на Кубань ……………………………………1

1.2 Ф. А. Щербина об иногородних на Кубани в 60-90-е гг. XIX века… ……………………………………………………………… ……. 4

6.Культура (эпос- былины, сказания)……………………

Переселение русских на Кубань

Усиление феодально-крепостнической эксплуатации в России активизировало побеги крепостных на юг - на Терек, Куму, Кубань и Ставрополье еще задолго до массовой правительственной колонизации. Особенно они усилились после поражения крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева. В последней четверти XVIII века побеги на Кавказ стали обычным явлением. Нередко случалось, когда местные власти "открывали" целые селения беглых спустя много лет после их основания. Например, села Найденное, Привольное и др. Беглые крестьяне, спасаясь от преследования властей, находили приют и защиту именно в таких селениях. Массовое основание крестьянских сел было положено в 1782 году указом Екатерины II о разрешении заселения края гражданским населением. По этому указу земли на Кавказе предполагалось "раздавать желающим под поселение без различия рода и звания". Уже к 1784 году в будущей Кавказской губернии насчитывалось 14 казенных селений. За 5 лет, с 1784 по 1788 годы, было основано 36 сел. Государственные крестьяне к концу XVIII века стали основным колонизационным элементом, с помощью которого началось широкое освоение новых районов Российского государства. Переселением на Кавказ государственных крестьян правительство пыталось решить две проблемы - заселить малонаселенный край, что привело бы хозяйственному освоению новой территории, а также создать отток населения из центральных черноземных губерний, в которых особенно острым стало крестьянское малоземелье. Право получения здесь земель правительство предоставило только государственным крестьянам, преимущественно однодворцам.

Однодворцы представляли собой категорию государственных крестьян, которые ранее (в XVI - первой половине XVIII вв.) несли пограничную службу на окраинах Русского государства, оберегая его от набегов ногайцев и крымских татар. В состав однодворцев вошли самые различные группы так называемых "служилых людей" - это были стрельцы, драгуны, пушкари, казаки, засечные сторожа, обедневшие дворяне.

Основной поток однодворцев шел из Курской, Воронежской, Слободско-Украинской губерний.

Первыми переселенцами были крестьяне из Курской и Орловской губерний, за ними пришли крестьяне из Воронежской, Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Полтавской, Черниговской. Значительно меньше их было из Рязанской, Тульской, Калужской, Казанской, Киевской, Саратовской, Владимирской, Вологодской губерний.

Первые села возводились на берегах рек, где был строевой лес и плодородные почвы. Так на Куме образовались села Прасковеевское, Нины, Новозаведенное, Привольное, Обильное и др., на Буйволе - Высоцкое и Медвецкое, на Томузловке - Новосельцы, Александровское, Чернолесское, на Ташле - Надежда, Пелагиада, Михайловское. С конца XVIII века села начинают основываться преимущественно в западной части Ставропольской губернии - Ставропольском уезде, где были хорошие черноземы и климат. В 90-е годы XVIII века здесь появляются села Новомарьевское, Новотроицкое, Рождественское, Николаевское, Богоявленское, в первые годы XIX века - Расшеватское, Дмитриевское, Ильинское, Архангельское.

Особое внимание правительство обращало на заселение Черкасского тракта, соединявшего Кавказ с Россией, Здесь были основаны села Безопасное, Преградное, Медвеженское, Летницкое, Песчаноокопское, Новоалександровское, Среднеегорлыцкое. Положение крестьян в этих селах было хуже, чем в других, так как приходилось нести тяжелые гужевые, постойные и дорожные повинности, а также оборонять дорогу от нападений.

Положение государственных крестьян, переселявшихся на Кавказ в самом начале освоения края, было нелегким. Большие опустошения приносили нападения горцев. Велика была смертность от различных болезней: лихорадки, чумы, холеры. Случался и голод во время неурожаев.

В 1840 году в Кавказской области уже насчитывалось 41 казенное селение (13 волостей), в которых проживало 112413 государственных крестьян. Заселение северокавказских земель государственными крестьянами продолжалось и в последующие годы, а в 1845 году в Предкавказье их уже насчитывалось 162549.

Наряду с переселениями государственных крестьян здесь проходила также помещичье-крепостническая колонизация, однако в значительно меньших размерах. Правительство раздавало на Северном Кавказе земли помещикам, которые переселяли сюда крестьян из внутренних губерний, где находились их поместья. Однако переселение крестьян на Кавказ было под силу только крупным помещикам. Другие же добивались указов, по которым им передавались земли вместе с государственными крестьянами, живущими на них. Например, помещик Зотов, купив бывшее имение князя Г.А. Потемкина, и сумел добиться, чтобы Екатерина II подарила ему и находившихся там ранее свободных крестьян, живших в с. Маслов Кут.

Наиболее крупными помещичьими селами были Воронцово-Александровское, Маслов Кут, Владимировка. Остальные помещичьи имения были значительно меньше сел государственных крестьян.

Число крепостных крестьян в губернии было весьма невелико - к середине 50-х годов XIX века они составляли по отношению ко всему населению края всего 2 %.

так Казаки называют Русских и Украинцев, пришедших на их землю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному роду, не казачьему и не кавказскому (Кавказцы иногородними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские акты. Напр., в указе 1680-го года о разборе людей, записавшихся в казачьи сотни г, Красноярска, говорится: "которые верстаны в службу из иногородних служилых людей." - все должны быть "от службы отставлены", а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных" (С. В. Бахрушин, Очерки по истории Красноярского уезда в XVII в.).

На Дону И. стали появляться только в том ж семнадцатом веке. Это был временные рабочие приходившие для заработков, после возвращавшиеся в Россию. Церковная реформа патриарха Никона послужил причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев из Московии, но после поражения атамана Булавина царские карательные отряды их всех изъяли и отправили назад в Россию, прихватив и многих Казаков старожилов. После этого на Дону долгое врем. И-них не было, а жили одни Казаки.

В 1775 г. царица признала права русского дворянства и за классом донских старшин. Новые дворяне получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных "на вывод" в соседних губерниях. Одновременно с этим в станицах и в крепостных посадах стало появляться все больше русских и украинских торговцев, ремесленников арендаторов свободных казачьих земель и постоянных рабочих. От того же времени на Дон стали приходить толпы Казаков-Черкасов, недавних граждан разрушенной Сичевой республики. Эти иногородними не считались Станицы принимали их в качестве свободных землепашцев, иногда приписывали к своим общинам. В 1795 г. 912 семейств таких Черкасов зачислены по приказу свыше в задонские станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечетенскую и Егорлыцкую. Они растворились без следа в основном казачьем населении. Начиная с царствования Александра II власти, "решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и (облегчали им покупку в собственность казачьих земель". "Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданым не Казакам право приобретать, сушествующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни станичного. Но земли должны были остаться собственностью казачьей - Войска, станиц в находиться лишь в постоянном пользовании приобретателя недвижимости за ежегодную посаженную плату" (Сватиков).

Иногородние жители стали множиться на казачьих землях не пропорционально жителям Казакам. Они умножались новоприходцами и их семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. Таким образом к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось И-них больше, чем самих Казаков.

"Взаимные отношения Казаков и И-них никогда не были особенно хорошими. Прикованные к военной службе, Казаки видели в И-них представителей торгового и ростовщического капитала. Приписывая им и их работе разрушение старого земледельческого уклада жизни и свое разорение". Казачья войсковая администрация (как и казачья масса) не могла никогда отказаться от воззрения на донских крестьян, как на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа". В свою очередь И., обжившись на новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, Казаков. В наше время эти антагонизмы во многом помогли советской власти завладеть Казаками и их землей.

И. делились на коренных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только полные гражданский права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде. Этим правом воспользовались только единицы. Остальные стали на сторону власти советов или оказались пассивными зрителями борьбы Казаков за свой Присуд.

Ф. А. Щербина об иногородних на Кубани в 60-90-е гг. XIX века

Ф. А. Щербина – известный историк казачества – в своих работах затрагивал вопросы и об иногородних на Кубани – так в тот период называлось не казачье и не кавказское население [1. С. 12].

Переселение иногородних до начала 60-х гг. XIX века было незначительным. Объяснялось это и тревожными условиями существования, когда война с горцами была в разгаре, и господствовавшим в России крепостным правом, и неприкосновенностью казачьего землевладения… [2. С. 289].

Иногородние начали переселяться на Кубань сразу после отмены крепостного права. Ф. А. Щербина называл этот поток "колонизационным" [3. С. 221]. До этого, как отмечал исследователь, иногородних было мало. Они считались "желанными гостями", пополнявшими ряды казачества. "Были ли это представители свободных сословий, или торговцы, ремесленники и рабочие, или беглые крестьяне, или даже скрывающиеся от властей и суда преступники - все они охотно принимались в войско, если казаки находили их подходящими для службы и совместной жизни" [4. С. 688].

В мае 1862 года издано "Положение о заселении западной предгорной части Кавказского хребта кубанскими казаками и переселенцами из России". Данное Положение предоставляло денежное пособие, надел из общинных земель, получение земли. Это привлекало немало охотников, желавших поселиться в Закубанском крае [5. C. 27]. По подсчетам Ф. А. Щербины, из общей массы переселенцев 58,9 % приходилось на долю кубанских казаков, 25,5 % составляли представители из других войск и отставных солдат, 15,8 % - государственные крестьяне и др. [5. С. 27]. Например, колонизация Майкопского отдела началась в 1864 г., и в это время здесь насчитывалось "иногородних с оседлым проживанием 34 349 душ обоего пола, неоседлого – 17 289 душ обоего пола" [6. C. 60].

В 1868 г. издан закон "О дозволении русским подданным невойскового сословия селиться и приобретать какую-либо собственность в землях казачьего войска", уплачивая посаженную плату. По нему иногородним также предоставлялось право пользоваться общим выгоном для скота, вступать в члены общины с ограниченными правами (участвовать в сходах по делам, касающимся только их). Со своей стороны эти лица должны были нести определенные повинности. По мнению Щербины, "сама земля под усадьбами юридически являлась общественной собственностью, а фактически уже носила характер частного владения, при условии постоянного пользования" [3. C. 240].

С конца 60-х гг. прилив иногородних начинает быстро увеличиваться. Этому способствовало и появление в крае железнодорожного транспорта. "Получив возможность жить оседло в Кубанской области, крестьяне преимущественно южнорусских губерний двинулись целыми тысячами на Кубань, и в течение последних 15 лет общее их количество в области возросло до 250 000 душ", что составило 25 % казачьего населения [5. C. 29].

Наплыв крестьян шел из Харьковской, Полтавской, Курской, Воронежской и других губерний. Вся эта масса, по словам Щербины, "взялась главным образом за земледелие, арендуя войсковые, общинные и частные земли" [3. C. 232]. Вслед за ними устремилось немало торговцев и ремесленников, в которых ощущалась потребность. Исследователь считал: иногородние "внесли в жизнь казачества более сильную экономическую струю" [4. C. 29], но в то же время в числе пришлых лиц насчитывался значительный процент "хищников во всех всевозможных видах и людей наживы" [3. C. 257].

Ф. А. Щербина проводил сравнения иногородних и с населением села Армавир – черкесо-гаями. Он считал, что здесь "в числе иногородних не было ни крупных капиталистов, ни выдающихся торговцев" [7. C. 159]. По его мнению, иногородние – "слабые экономические элементы, не игравшие никакой роли в хозяйственной и торговой жизни села". Пришлое население состояло "из рабочего люда, не имевшего никаких обзаведений и собственности", а к торговле иногородние "имели отношение, скорее как потребители и рабочий класс, чем как активные торговые посредники" [7. C. 160–162].

Кубань — не отдельный субъект в составе России и не республика с определенным национальным составом, но совершенно особое место. Это исторически сложившийся этнос, расселившийся по берегам одноименной реки. Здесь проживают представители многих народов и религиозных концессий, из которых постепенно и была сформирована особая общность — казачество, со своими устоями и обрядами. Традиции и обычаи Кубани настолько уникальны и самодостаточны, что сегодня их можно назвать отдельной достопримечательностью края.

Традиции Кубани

Религиозные традиции народов Кубани

Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.

Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.

Религиозные традиции народов Кубани

Семейные традиции Кубани — отношение к старшим

Семейные традиции Кубани

Поощрения и наказания

Традиции жителей Кубани за трапезой

Особое место в вопросах внутрисемейных отношений и воспитания подрастающего поколения занимает у кубанцев поведение за столом. Вне зависимости от того, были ли члены семьи дома или пришли с улицы, все обязательно банили (мыли) перед трапезой руки. После этого глава семьи читал молитву, и лишь тогда семья садилась за стол. Обычай этот во многих семьях сохраняется до сих пор, как и нарезание хлеба отцом семейства. При этом уделялось внимание тому, чтобы крошки от хлеба при резке не падали на пол. И дело здесь не в экономии или высокой цене хлеба, а в том, что он считается прообразом тела Христова, и топтать его на полу недопустимо.

Кубанское застолье

Когда на столе стояла общая миска, брать из нее ложкой положено было по старшинству. Этот обычай сейчас ушел в прошлое.

Экологические традиции Кубани

Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.

Отношение к лесам

Кубанский лес

На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.

Отношение к источникам воды

С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.

Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.

Праздник Вардавар

Это армянский национальный праздник, но, поскольку на Кубани проживает многонациональное население, и все уважают традиции и обычаи друг друга, независимо от вероисповедания, в этом веселом и шумном праздновании, принимают участие многие жители. Вардавар приходится на середину лета, с 28 июня до начала августа. По поверью, в этот день вода приобретает необыкновенные, магические свойства, в том числе и способность очищать человеческие грехи. Люди выходят с ведрами на улицы с веселыми шутками и песнями обливают друг друга. Подобные обряды помогают снять негатив, сплотить население и закрепить нерушимость многовекового жизненного уклада.

Праздник Вардавар

Рождественская традиция

Одна из красивых давних традиций населения Кубани — предрождественский обряд. За десять дней до самого праздника глава семьи выходит в сад и срезает веточку вишневого дерева. Ее ставят в наполненный водой глиняный кувшин под образа и смотрят, успеют ли распуститься листочки до светлого Христова Рождества. Если успеют, делается вывод, что предстоящий год будет благополучным и принесет в семью много радости.

Кулинарные традиции Кубани

Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.

Кулинарные традиции Кубани

А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.

Народная медицина

На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д. Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов. Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.

Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.

Народная медицина

Гостеприимство

Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.

Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.

В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

История Кубани

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.


Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища


Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Языковые особенности

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром — они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Читайте также: