Инновационные игры их сущность и назначение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Специфика условий жизнедеятельности каждой организации требует серьезной модификации средств и методов принятия соответствующих управленческих решений, адекватных сложившимся условиям функционирования и развития. Это, в свою очередь, требует поиска и разработки таких научно-методических и теоретических средств, которые могли бы послужить основой построения искомого средства изучения организации и воздействия на неё. Вся эта работа должна осуществляться в рамках инновационного подхода, рассматриваемого как принципиальная методологическая ориентация исследовательской и практической деятельности на обновление, развитие организаций, как принцип, руководящий общей стратегией этой работы.

Одной из наиболее эффективных технологий решения указанных задач является проведение инновационных деловых игр.

Инновационная деловая игра представляет собой метод исследования и развития организации, специальный вид социальной технологии, включающий программы решения проблем, исследования и развития участников и всей организации в целом.

Инновационные игры нашли свое применение на практике для решения самых разнообразных вопросов:

1) оптимизация организационных и управленческих структур;

2) решение вопросов взаимодействия различных подструктур внутри организации;

3) разработка новых схем ведения бизнеса;

4) создание и вывод на рынок нового бренда;

5) создание новых структурных подразделений;

6) психологическое сопровождение реструктуризации;

7) оптимизация взаимодействия внутри дилерской сети;

8) аудит персонала и формирование управленческого резерва.

требуют обширной цифровой информации;

ориентированы на рациональные действия участников;

ориентированы на выработку навыков действий в нестандартных ситуациях;

ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников;

каждый участник знаком с решаемой проблемой;

выработка решений основывается на использовании активных методов обучения, теории деятельности, системном анализе и т.п.

Инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством рабочего процесса (групповой работы) - вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников и самой этой деятельности.

Содержание инновационных игр как метода развития организации проявляется в нескольких аспектах:

1. Как процесс применения некоей рациональной системы к разнообразным предметам во время теоретической и практической деятельности субъекта;

2. Как система правил или приемов, выработанных для познания и практики;

3. Как конкретное средство достижения новых результатов в материальном производстве.

Рассматривая с указанных позиций инновационную игру, можно сказать, что данный метод своим объективным основанием имеет знание о природе социальной организации и человеческого поведения в ней. Это основание отразилось в структуре проведения игры, уровень сложности которой определяется уровнем сложности предмета, к которому она применяется.

Организация проведения игры включает ряд последовательных этапов:

1. Подготовка к игре. С заказчиком (руководителем организации) уточняются задачи, стоящей перед игрой; составляется списка участников (по группам); определяется дата и длительность игры; готовится приказ с указанием ответственных лиц.

1.1. Анализ исходного состояния объекта:

проведение диагностического обследования специфики протекания процессов;

изучение нововведений в данной организации;

подготовка информации для решения задачи;

замер исходного состояния и ориентации будущих участников.

1.2. Подготовка материально-технической базы игры:

планирование помещения и места проведения;

методическое обеспечение (анкеты, бланки).

1.3. Подготовка участников игры:

1.4. Подготовка организаторов игры:

информационная подготовка (вхождение в проблемную ситуацию, изучение документов, анализ перспектив развития ситуации, моделирование поведения участников;

методическая подготовка (овладение методами и техникой проведения групповой работы, обучения участников, тренинга, рекреации);

рефлексивный тренинг (моделирование и проигрывание ситуаций содержательного столкновения с различными стратегиями участников, овладение методами и техникой регулирования групповых конфликтов, игровой режиссуры);

социально-психологическая подготовка (тренинг психологической устойчивости организаторов в ситуациях групповой деятельности высокой интенсивности, тренинг эффективных техник взаимодействия организаторов в игре, создание консолидированной группы организаторов).

2. Проведение деловой игры:

2.1. Введение в игру:

введение в игру (вступительная беседа ведущего);

разминка по Тавистокской модели (предоставление участникам самим определить технологию и организационные формы решения задачи).

2.2. Групповая работа:

уточнение задачи и целей;

формулирование (переформулирование) проблемы;

поиск решения на материале событий в группе;

объективация технологий поиска решений;

освоение новых средств;

выработка новых средств и их использование.

2.3. Тренинг сенситивности; инновационный тренинг.

2.4. Рекреация: релаксация (расслабление, отдых); активация (возбуждение творческой активности).

2.5. Межгрупповая дискуссия: доклад групп; вопросы на понимание; критика и выступления членов другой группы; подведение итогов дискуссии штабной группой.

2.6. Клуб (психологически раскрепощенное общение по интересам).

3. Завершение игры.

3.1. Выведение из игры.

3.2. Обработка и анализ результатов: социологических и психологических; содержательных (по проблемам); игровых.

3.3. Подготовка результирующих документов: для заказчика; для участников; для организаторов игры.

4. Постигровая фаза.

4.1 Создание инициативной группы по доведению результатов игры до уровня распорядительных документов;

4.2. Контрольный замер эффективности игры.

Субъектами инновационных игр являются:

1) заказчики, для которых наиболее важны выработка решений, проектирование и моделирование их внедрения;

2) участники, которые преследуют цель овладеть новыми средствами и методами работы на предприятии или в организации;

3) исследователи, которые проводят исследования изучаемого объекта, пользуясь игрой как особым инструментом;

4) организаторы игры, призванные создавать психологические и организационные условия для построения конструктивных отношений между всеми участниками игры; ориентирующиеся на постоянное обогащение и развитие всей системы целей в игре.

Процедура проведения игры состоит в следующем:

1. Игра проводится в течение трех-пяти дней. Режим работы - 12 часов.

2. Количество участников — не менее 18 человек.

3. Игру лучше всего проводить в обстановке, изолированной от города и производства.

4. Процесс игры включает обсуждение в группах и пленарные заседания. Задача пленарных заседаний: согласование подходов, наработанных в группах и продвижение их к конечной цели. Все игротехники специально обучены, имеют опыт групповой работы.

Для проведения инновационной игры должна быть создана высокоинтегрированная группа организаторов, прошедшая полный курс подготовки и обучения. Неподготовленным лицам проведение инновационных игр должно быть запрещено. Инновационные игры должны организовываться вне привычных производственных и бытовых условий. В противном случае создание необходимого игрового пространства оказывается практически невозможным. Группы участников должны подбираться из работников, затронутых решаемой проблемой и, желательно, находящихся в конфликте, либо, не имеющих возможности самостоятельно наладить необходимое для работы эффективное взаимодействие.

Преимущества использования инновационных деловых игр состоят в следующем:

создание оптимальных условий для согласования различных интересов участвующих сторон;

получение результата за ограниченное время;

эффективная организация процесса группового анализа, что обеспечивает качественный общий результат и, вместе с тем, каждый участник имеет возможность познакомиться и овладеть новыми приемами работы;

коллективное пошаговое согласование позиций формирует у участников приверженность выработанным решениям, что обеспечивает реальное их выполнение за счет эмоционального отношения к ним;

формирует у участников игры навыки эффективной совместной работы и выработки групповых решений, что может быть использовано ими в последующей реальной деятельности на местах.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях

Общими признаками инновационных игр являются:

- Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

- В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности.

- В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

- В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

- Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

- Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Для организации инновационных игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность - не менее пяти, максимальная - одиннадцать дней.

4. Рабочий день - не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешаются опоздания к началу работы и досрочный уход.

6. Общая численность участников игры - 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые семь игроков).

7. Численность группы - не более 9 человек. Число групп - 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным.

9. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования.

10. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

12. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

- формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:

1) Системность, заключающаяся в программировании и развертывании инновационной игры как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

2) Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

3) Единоначалие руководителя игры.

6) Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

7) Принцип развивающего обучения, ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задачи консультантов - не найти решение проблемы, а научить этому игроков.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях

Общими признаками инновационных игр являются:

- Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

- В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности.

- В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

- В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.




- Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

- Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Для организации инновационных игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность - не менее пяти, максимальная - одиннадцать дней.

4. Рабочий день - не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешаются опоздания к началу работы и досрочный уход.

6. Общая численность участников игры - 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые семь игроков).

7. Численность группы - не более 9 человек. Число групп - 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным.

9. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования.

10. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

12. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

- формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:

1) Системность, заключающаяся в программировании и развертывании инновационной игры как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

2) Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

3) Единоначалие руководителя игры.

6) Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

7) Принцип развивающего обучения, ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задачи консультантов - не найти решение проблемы, а научить этому игроков.

Инновационная игра (ИНИ) особый метод развития организаций, используемый в ходе процессного (а также проектного, экспертного и обучающего) консультирования. В отличие от имитационных, "деловых игр" относится, наряду с организационно-деятельностной игрой (ОДИ), к классу "игр открытого типа". Метод ИНИ был разработан в 1980-ых годах в СССР под руководством В.С. Дудченко (1940-2007). За рубежом данный метод был оценен как незаурядное социальное изобретение [1] .

Содержание

Цели и результаты ИНИ

На первоначальных этапах в инновационных играх выделяли три типа результатов: 1) содержательные - идеи, решения сложных, слабоструктурированных проблем, проекты, программы; 2) социальные - консолидированные группы, команды руководителей и специалистов; 3) учебные - освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений.

В дальнейшем круг решаемых задач и соответствующих им методических средств был расширен. ИНИ позволяет получать следующие результаты [2] :

1) содержательные результаты; 2) социальные; 3) психологические - лучшее понимание себя и других людей; устойчивая ориентация на личностное развитие, на непрерывное приращение своего творческого потенциала, на наиболее полное использование своих сил и способностей; 4) психофизические - формирование навыков психофизической саморегуляции; 5) методические - появление новых методов, приемов, техник; 6) духовные постижения, помогающие участникам игры осуществлять самоопределение, по новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности ("аксиреакция"); 7) энергетические результаты - приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение уровня социальной активности за счет возникновения общего биополя группы; 8) эстетические результаты - участники игры часто включаются в художественную деятельность: пишут стихи, сценарии, делают рисунки, т.е. используют художественные средства; 9) методологические результаты - появление новых методологических подходов, идей, направлений консалтинговой работы.

Генезис метода

Метод ИНИ прошел в своём становлении ряд этапов. Первая "Программа инновационной игры" была опубликована в Ярославле в 1982 году. Метод Инновационных игр "второго поколения" оформился к 1987 году [3] . Первая коммерческая инновационная игра была проведена в Алма-Ате в августе 1988 года. Одним из зафиксированных её результатов стало создание, по инициативе одного из участников, Республиканского Центра изучения общественного мнения Казахстана - ЦИОМ. В 1990-ые годы В.С.Дудченко при характеристике разрабатываемой им методической системы отказался от самого слова "игра", относя на 1990-1993 годы становление т.н. "инновационного метода", в котором "игровая специфика и форма уходят полностью" [4] . В современных условиях Игровое сообщество рассматривает метод ИНИ как актуальный для управленческого консультирования.

ИНИ, как метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.

1. Системо-мысле-деятельностная методология Г.П.Щедровицкого, а также идеи системного и ситуационного анализа и деятельностного подхода.

3. Методология и инструментарий "организационного развития" - "исследование действием" (action research), "обучение действием", а также Тавистокская модель тренировки групповых отношений, предполагающая работу по формированию лидерских качеств участников "резиденциальных (т.е. выездных) сессий".

4. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в имитационном игровом моделировании.

5. Разработанная болгарским ученым Г. Лозановым методология интенсивного обучения иностранным языкам, активно используемая в нашей стране Г.А.Китайгородской и В.В.Петрусинским. ИНИ заимствовали метод "психологического погружения" в содержание работы и принцип усвоения информации сверхкрупными объемами, минуя каналы рационального восприятия.

6. Идеи и методики созданного при участии К.Роджерса социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия. В России инициатива использования тренинговых методов в практической психологии принадлежит Л.А.Петровской.

Определение метода

Метод ИНИ, представляющий собой целую систему методических модулей, является открытым. Имея в своей основе ряд устойчивых алгоритмов и методологических принципов, он постоянно обогащается и видоизменяется под каждую конкретную задачу. Кроме того, это глубоко индивидуализированный, персонализированный и тонко настраиваемый метод. Результативность и качество его использования в огромной мере зависят от личных качеств руководителя и участников консалтинговой команды, а также от субъективных человеческих особенностей заказчиков работы.

ИНИ - это целостная форма совместной деятельности людей, которая "создавалась как системный метод решения сложных проблем деятельности, социальных групп и человека, как метод организации опыта саморазвития систем деятельности, групп, личности человека" [5] .

Игра называется инновационной потому, что ориентирована на выработку нового (в широком смысле): "новых идей-решений для проблем продуктивной деятельности, новых форм и способов жизни и развития групп, а также новых установок, позиций, понимания, умений участников". (Там же). Однако новизна не является самоцелью. При оценке эффективности ИНИ важно другое - чтобы люди, не видевшие раньше реалистичного способа разрешения своих трудностей, нашли его в ходе работы. Даже уже известные решения, апробированный чужой опыт, если они перенесены на новую ситуацию, заново переосмыслены - приобретают новое содержание. Для участников ИНИ свое решение будет не только новым, но и продуманным, "примеренным к себе".

Принципы организации

1. Принцип системности. ИНИ программируется и реализуется как система человеческой деятельности:

  • одновременно происходят работа по содержанию,
  • содействие группообразованию,
  • содействие обучению,
  • содействие самоопределению участников.

2. Коллективная ответственность. Результаты игры в равной степени зависят как от заказчика, так и от команды консультантов.

3. Единоначалие. Руководитель игры держит в поле своего внимания все происходящие на семинаре события в целом: и содержательную, и методическую, и организационную работу, и групповую динамику, следит за психологическим состоянием участников и команды, поэтому он имеет приоритетное право принятия решений относительно хода работы.

4. Принцип самопрограммирования позволяет по инициативе участников вводить новые правила, выбирать формы и методы работы. Формы ситуационного программирования задают консультанты, затем в эту деятельность включаются и участники.

5. Принцип саморазвития. ИНИ как метод и как самоценный феномен культуры постоянно "выращивает себя". Каждая последующий семинар не похож на предыдущий. Он включает в принципы собственной организации новые подходы, концепции, идеи и апробирует их.

6. Принцип контролируемой борьбы заключается в конкурсности и соревновательности взаимодействия участников, а также в использовании, когда это целесообразно, конструктивного конфликта.

7. Принцип развивающего обучения. ИНИ ориентирован не только на поиск конкретных решений, и не только на обучение участников методам самостоятельно решать проблемы, но и дает импульс к их личностному развитию, к самоактуализации.

Специальные техники.

При проведении ИНИ, как и ряда других форм работы, генетически связанных с оргдеятельностными играми, используется ряд особых техник, к числу которых можно отнести: распредмечивание, проблематизацию, целеполагание, самоопределение, рефлексию, схематизацию и позиционный анализ.

Распредмечивание - отказ от жесткого предметно-профессионального взгляда на действительность. В своих крайних проявлениях такой взгляд называется психологами "профессиональным кретинизмом", он не позволяет человеку целостно воспринимать реальность, адекватно оценивать ситуацию и правильно понимать других людей. Наиболее его распространенные формы: технократизм - рассмотрение людей и организаций как "винтиков", деталей некоего механизма; экономизм - абсолютизация экономических интересов в ущерб социальным; дирижизм или бюрократический утопизм - преувеличенное представление о возможностях административно-командных методов недооценка возможностей самоуправления; сциентизм - абсолютизация роли науки и исследовательского подхода в управлении, в сфере культуры (за образец берутся естественные науки и математика). Распредмечивание достигается путем организации столкновения собственных позиций игроков (в продуктивном конфликте) и обсуждения проблем с "чужих" позиций.

Проблематизация - выявление реальных затруднений в деятельности, причем не внешних, а внутренних препятствий, проистекающих, например, из неорганизованности поведения, мышления, дел. Эти затруднения фиксируются так, чтобы стало возможным их осознание и работа с ними. Основное средство проблематизации - поиск оснований, глубинных причин, лежащих в основе затруднений.

Целеполагание - определение главных целей, за реализацию которых берут на себя ответственность участники игры. Несмотря на кажущуюся простоту постановка целей вызывает значительные затруднения. Во-первых, цели иногда противостоят стереотипам и нормам, через которые человек смотрит на свою работу и которые могут подменить его цели. Во-вторых, выбор главной цели не всегда конкретизирован.

Самоопределение - фиксация собственной позиции в общем пространстве игры. Строится на основе индивидуальных целей, их соотношения с целями и позициями других участников. Консультант помогает выделить элементы самоопределения и "собрать их в систему".

Рефлексия - одно из основных методологических средств, основанное на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и "увидеть" себя, свое сознание, свое мышление, и действия других людей. Это расширяет диапазон осознаваемых элементов деятельности, способствует пониманию причин затруднений.

Рефлексия - механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы деятельности и отстраняющий неудачные.

Схематизация - в ИНИ ей также как и рефлексии придается принципиальное значение. Применяется как вспомогательный и как основой (самостоятельный) способ развития мышления. Метод строится на посылке, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные наглядно легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно, если в работе участвуют несколько человек.

Позиционный анализ ("позиция" - одно из ключевых в методологии деятельности). Определяется как место в структуре деятельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действий.

Алгоритм ИНИ

Этапы. Если не появляется потребность в ином варианте, соответствуют последовательности процедур в "Технологии группового решения проблем":

а) диагностика задачи,

б) анализ ситуации,

в) формулирование проблем,

г) определение целей,

д) выработка решений,

е) разработку проекта,

ж) формирование программы реализации проекта.

ИНИ ориентирована на разностороннюю проработку возможных решений и их обоснование. Эта работа осуществляется в форме проектирования. Содержание проектов - картина желаемого состояния социально-экономической системы, например, промышленного предприятия. Проект задает перспективу развития и является результатом усилий всех участников работы.

В ходе ИНИ организуется соревнование между несколькими (2-6) группами за лучший проект и такое соперничество повышает требовательность к качеству работы. Разработка проекта не гарантирует его реализации. Для внедрения необходима специальная программа деятельности, которая также намечается в ходе игры и включает указание способов и путей претворения проекта в жизнь.

Обучение является важной составной частью ИНИ. Решение совместно с заказчиком его проблем, разработка проектов и программ предполагает и обучение соответствующим средствам и методам. Инновационное обучение формирует умение находить нестандартные эффективные решения в сложных ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Примечания

  1. ↑ Лапин Н.И., Садовский В.Н. Советско-американские научные связи по методологии, теории и практике системных исследований // Вопросы философии, 1985, N 11, с. 82-91.
  2. ↑ Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  3. ↑ Программа инновационной игры./ В.С.Дудченко и др.- Ярославль: ЯФ ИПК Нефтехим, 1987.
  4. ↑ Дудченко В.С. Методология исследования и преобразования социальных систем. Инновационный подход. Автореф. дис. докт. социологических наук, М., 1994
  5. ↑ Дудченко В.С. Инновационные игры. Практика, методология, теория.- Таллинн: Валгус, 1989. с. 25.

--Макаревич Владимир 02:38, 15 мая 2009 (UTC)

После смерти В.С.Дудченко, остались его последователи (ученики), которые продолжают развиваеть его идеи в теории и практике. Четко определились со своими направлениями - Е.В.Дудченко (развивает идеи онтосинтеза), Л.Н.Цой разрабатывает социальные технологии разрешения конфликтов в процессе реализации инновационных проектов, формирования инновационной среды и инновационной активности.

Начало организационно-деятельностным играм было положено в 1979 г. коллективом под руководством Г.П. Щедровицкого. В дальнейшем это направление развивалось как классическая линия становления деловых игр, связанная с именами СВ. Попова, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкого, СВ. Наумова, В.Л. Авксентьева, А.П. Зинченко, О.С. Анисимова, Н.Г. Алексеева и др. Главной целью проведения ОДИ являлись перестройка и развитие деятельности посредством овладения участиками навыками коллективной мыслительной деятельности. Развитие последней противопоставлялось ее тиражированию, простому воспроизводству, отношению к деятельности как к функционированию.

Специфика ОДИ состоит в том, что проблематизируются прежде всего сами участники игры, а не только предмет их размышления и деятельности, т.е. нечто внешнее по отношению к ним. Суть состоит не только в том, чтобы выяснить (продемонстрировать) неадекватность средств некоторой задаче, но и в том, чтобы показать, что ранее игроки просто не задумывались над этим, воспринимая задачи и средства их решения как нечто само собой разумеющееся. Обнаружение того, что нуждается в изменении, есть начало перевода проблемы в совокупность задач, которые необходимо решить.

Обычно в игре различают три процесса — рабочий, игровой и коллективную мыследеятельность — каждый из которых отличается относительной самостоятельностью. Потребность в игровом процессе обусловлена тем, что участников игры необходимо вывести из привычного им мира представлений, мешающего породить принципиально новые решения и построить единое пространство игры либо ряд связанных между собой пространств. Взаимодействие в игре потенциально задается внеигровой жизнью участников и осуществляется за счет столкновения жанров групповой и пленарной работы. Получив задание дня, каждая группа работает самостоятельно и готовит свой ответ, который затем представляется на пленуме. Важнейшим требованием, предъявляемым к группам, является подробная графическая фиксация процесса работы. Группы выступают на пленуме, вступая в дискуссии. Анализ взаимной критики групп, выяснение намеченных в ходе дискуссий противоречий позволяют представить общую проблемную ситуацию и наметить пути преодоления возникших трудностей. Задачей игротехников является заставить игроков осознать бесперспективность старого и необходимость нового подхода, переход к которому осуществляется благодаря процессу постоянного рефлексирования действий.

Инновационная игра представляет собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение, раскрытие творческого потенциала участников, принимающих решения в ситуациях неопределенности. Общие признаки инновационных игр таковы:

С помощью ИНИ можно получить результаты нескольких типов:

  • содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;
  • социальные — консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;
  • учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;
  • психологические — лучшее понимание себя и других людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего творческого потенциала;
  • духовные — участники игры могут по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;
  • энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возникновения общего биополя группы;
  • эстетические;
  • методологические — создание новых методов управления и самоорганизации участниками своей деятельности.


Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является самоцелью. Главное, чтобы участники, не видевшие раньше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.

Инновационная игра организуется в соответствии со следующими принципами:

  1. диагностику задачи;
  2. анализ ситуации (в итоге создается схематический, графический и иллюстративный образ реальной ситуации);
  3. формулирование проблем;
  4. определение целей;
  5. выработку решений;
  6. разработку проекта (т.е. модели решения проблемы; по правилам игры, группа обязана принимать только те решения, которые могут быть реализованы самими участниками);
  7. формирование программы реализации проекта;
  8. практическое осуществление программы.

В процессе проведения инновационных игр особое внимание уделяется формированию рабочих групп (как правило, формируются 5 — 8 групп но 7—8 человек). Основные требования к формированию групп таковы: группы должны быть приблизительно равны по своим возможностям; состоять из участников, разных по возрасту, полу, профессии и опыту; представители конфликтующих сторон включаются в одну группу.

В инновационной игре используются различные средства осуществления соответствующих видов деятельности. Для получения содержательного результата — решения проблемы — используются технология группового решения проблем, система особых техник мыслительной работы, а также эвристические методы выработки новых идей. Эти средства относятся к классу мыслетехнических средств . Одной из совокупности мыслетехнических средств организации рабочего процесса является в ИНИ технология группового решения проблемы, представляющая собой набор процедур и операций, выполнение которых обеспечивает содержательное решение стоящей перед участниками первичной задачи.

Для организации интенсивной групповой динамики и создания творчески работающей на семинаре и на практике группы используются социотехнические (группотехнические) средства. Социотехнические средства — это прежде всего техники групповой, межгрупповой и общегрупповой работы. Специфика групповой работы состоит в организации взаимодействия между участниками и работе с противоречиями позиций одного или разных участников. Межгрупповая работа проводится в основном в форме дискуссий, содержанием которых выступают результаты групповой работы за день. Общегрупповая работа ведется в доигровой, игровой и послеигровой периоды: основное назначение ее — создать из участников коллектив единомышленников, способный действовать как в игре, так и после нее в соответствии с выработанной стратегией.

При проведении инновационных игр используется также ряд специальных техник, к числу которых можно отнести:

Таким образом, очевидно, что ИНИ является сложным сочетанием развитых технологий, выбор которых предполагает чувствительность к разной длительности игры, разным уровням подготовки участников и сложности решаемых проблем. B.C. Дудченко предлагает для решения этих проблем модульный принцип построения игры. Большинство процедур и операций могут быть представлены в виде отдельных методических или технологических блоков — модулей, которые можно отбирать и использовать для решения определенных задач, возникающих в конкретных ситуациях. Модульный принцип организации ИНИ превращает все ее средства в гибкую систему, наиболее соответствующую особенностям как макро-, так и микроситуаций, в которых сегодня применяются игры.

Даже поверхностный анализ принципов организации и проведения организационно-деятельностных и инновационных игр позволяет говорить о том, что они имеют много сходных черт: работа проводится в нескольких рабочих группах, каждая из которых выступает затем с докладом. Широко применяются приемы распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации и позиционного анализа.

Выше мы уже упоминали о том, что организационно-деятельностные и инновационные игры имеют наибольшее распространение среди игр открытого типа. Однако существуют и другие типы игр, связанные с ОДИ и ИНИ. Остановимся кратко на некоторых из них.

Проектные игры , впервые организованные в сфере культуры И.В. Жежко. Специфика данного типа игр состоит в акцентировании проектного аспекта игротехнической деятельности. Отметим, правда, тот факт, что хотя проектные игры и не имеют специальной направленности на получение принципиально новых результатов, иногда удается их достигнуть.

Учебно-проблемно-практическая игра (УППИ) (создатель С.Н. Железко) направлена на выявление реальных и потенциальных деятелей, а также на выработку и освоение ими новых навыков профессиональной деятельности, Эта задача реализуется в три этапа: первый – приглашение на игру, второй — собственно игра, представляющая собой слабоформализованный процесс совместной деятельности людей по решению актуальных общих, групповых и индивидуальных проблем, возникающих в их практике. Участники, которые, преодолевая преграды, расширяли свой профессиональный багаж и проявляли это в игре через действие, характеризуются как люди с деятельностной ориентацией, что и является целью игры. Третий этан осуществляется приблизительно через месяц после завершения игры: через почтовый опрос всех участников определяется самооценка полученных в ходе УППИ личных результатов, а также готовность принять участие в игре подобного типа. Тех корреспондентов, которые демонстрируют аргументированную готовность к игре (при совпадении с экспертной оценкой команды успешности их участия в прошедшей игре), можно с высокой долей вероятности отнести к группе лиц, способных при некотором содействии развернуть эффективную деятельность по нормализации процесса культурного воспроизводства.

Опыт проведения УППИ показал, что приобретения и устойчивого закрепления широкого круга новых навыков профессиональной работы невозможно достичь за одну игру, поэтому рекомендуется проводить развернутый цикл игр. В основе УППИ лежит процесс самообучения, дающий возможность за относительно короткий срок (7—10 дней) расширить границы профессионального опыта.

Метод продуктно-ориентированных игр был разработан группой новосибирских ученых во главе с В.А. Заргаровым. Так же как и в проектных играх, главный упор здесь делается не столько на образование команды и обучение, сколько на конечный продукт — детально проработанный социальный проект. Практически-деловые игры, предложенные А.И. Пригожиным, имеют сходные черты с ИНИ. Отличительная особенность их состоит в серийности проведения: так, например, в рамках одного коллектива на первой игре подводятся итоги углубленной диагностики организационных проблем, а вторая игра посвящается непосредственно выработке решений.

Читайте также: