Инновационные циклы шумпетера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальная теория связана с приоритетом человеческих отношений в управлении инновационной деятельностью. Основное место в ней занимают проблемы роли личности, уровень образования, анализ социально-психологических и организационных факторов. Для этой теории главным является выделение определенной группы людей, как особых носителей инноваций.

Creative Commons License


This work by Koroteev. M. is licensed under a Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License.


Йозеф Шумпетер, американский экономист австрийского происхождения (а кроме этого ещё политолог и социолог), родился в 1883 году в небольшом городке Тршешть (сейчас это территория Чехии, но на тот момент она относилась к Австро-венгерской империи).

Учился на юридическом факультете Венского университета, затем в Берлине и Лондоне. После этого преподавал, сначала в Австрии (Грацский университет, Черновицкий университет), затем в Германии (Рейнский университет), а с 1932 года в США (Гарвардский университет).

По Шумпетеру, динамика экономических процессов берёт свои истоки от нововведений, распространяемых во всех сферах экономической деятельности. Нововведения – это движущая сила, порождающая всё новые и новые волны цикличного развития экономики, а предприниматель – это тот элемент системы, функцией которого, как раз и является внедрение нововведений в жизнь.

Типы нововведений в циклах Шумпетера

Основные типы нововведений:

  1. Принципиально новый тип продукции;
  2. Внедрение новых технологий;
  3. Внедрение иной организационной формы производства;
  4. Новые рынки сбыта;
  5. Новые источники ресурсов.

Функцией предпринимателя в процессе развития экономики считается именно воплощение всё новых и новых комбинаций существующих процессов (именно существующих, а не вновь изобретённых). Изобретения это вотчина изобретателей, а предприниматель лишь применяет их на практике.

Также, предприниматель по Шумпетеру, это не то же самое что капиталист. Капиталист — это тот, кто рискует своими деньгами при внедрении нововведений предпринимателем (который, к слову, может вообще не обладать правами на то имущество, которое использует в своей деятельности).

Основными чертами, характеризующими предпринимателя, Шумпетер называет развитую интуицию (сродни дару предвидения), волю к победе, непоколебимую уверенность в собственных силах, независимость от мнения большинства, ну и конечно, стремление к нововведениям и умение рисковать, смело внедряя их в существующий уклад производства.

На основании своих исследований, а также анализируя работы ведущих экономистов первой половины двадцатого века, Йозеф Шумпетер создал так называемую теорию мультицикличности лежащую в основе современной классификации циклов в экономике.

Согласно его теории экономика развивается по большим циклам Кондратьева (55 лет), в состав которых входят циклы Жюгляра (10 лет) состоящие в свою очередь из малых циклов Китчина (3-4 года). Сделанные им выводы говорят о том, что то, что ранее относили к дестабилизирующим факторам (монополизация, конкуренция и, собственно, сама цикличность развития экономики), на деле как раз и является движущей силой экономического развития.

· создание нового продукта;

· использование новой технологии производства;

· использование новой организации производства;

· открытие новых рынков сбыта;

· открытие новых источников и видов ресурсов.

Понятие об инновациях

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности (новое знание, метод, изобретение). Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей и рыночного признания превращает его в инновацию (нововведение)(рис.3).


Рисунок 3 Связь инновации и новшества

Таким образом, инновация (нововведение) означает практическое применение данного новшества. Это значит, что если создан новый продукт или технология, разработана новая концепция организации труда или управления и т.д., но все эти новшества не находят своего применения, то они не являются инновациями.

Когда изменение происходит только на уровне технологии, Й.Шумпетер называет его изобретением,а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.Образно говоря, с точки зрения Й.Шумпетера, инновация –это встреча идеи и предпринимателя.

Й. Шумпетер существенно развил теорию предпринимательства, уделяя значительное место роли предпринимателя в инновационном процессе. Он впервые в теории экономического анализа дифференцировал экономических субъектов (предпринимателей) на два вида:инноваторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, продукты и рынки, создающих новые или модернизирующих старые фирмы, влияющих на изменение в институциональной структуре;

консерваторов, эксплуатирующих наличные технологии, производящих старые виды продукции, действующих в рамках сложившихся фирм, стремящихся к неизменности институтов (рис.4).


Рисунок 4-Роль предпринимателя в инновационном процессе

В соответствии со взглядами Й.Шумпетера, предприниматель-инноватор является связующим звеном между изобретением и нововведением, а его деятельность способствует качественному изменению развития экономики Функциональная роль инноватора-предпринимателя в экономике сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках

Признаки инноваций

К какому бы виду ни относились инновации, их объединяют общие свойства, раскрывающие их сущность. Сформулируем эти основные свойства, которые в то же время являются и условием того, что рассматриваемые продукты (услуги, процессы) признаются инновациями.

Признаками инноваций являются: во-первых, все внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть новыми (или значительно усовершенствованными).

Во-вторых, созданный продукт должен обладать таким свойством, как производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт.




В-третьих, непременным и важнейшим свойством созданного продукта является его способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Другими словами, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю.

Подчеркнем, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства:

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ)— период времени от зарождения идеи нововведения у новатора через процесс его внедрения и коммерциализации, увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих ее вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли до прекращения процесса распространения (диффузии) инновации в народном хозяйстве. Жизненный цикл инновации, определяемый периодом от зарождения идеи инновации до ее замены более совершенным и эффективным продуктом или процессом, в значительной степени зависит от скорости диффузии инновации.

Жизненный цикл инновации состоит из семи стадий:

  • разработка нового продукта;
  • выход на рынок;
  • развитие рынка;
  • стабилизация рынка;
  • уменьшение рынка;
  • подъем рынка;
  • падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка. Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.


Йозеф Шумпетер, американский экономист австрийского происхождения (а кроме этого ещё политолог и социолог), родился в 1883 году в небольшом городке Тршешть (сейчас это территория Чехии, но на тот момент она относилась к Австро-венгерской империи).

Учился на юридическом факультете Венского университета, затем в Берлине и Лондоне. После этого преподавал, сначала в Австрии (Грацский университет, Черновицкий университет), затем в Германии (Рейнский университет), а с 1932 года в США (Гарвардский университет).

По Шумпетеру, динамика экономических процессов берёт свои истоки от нововведений, распространяемых во всех сферах экономической деятельности. Нововведения – это движущая сила, порождающая всё новые и новые волны цикличного развития экономики, а предприниматель – это тот элемент системы, функцией которого, как раз и является внедрение нововведений в жизнь.



Основные типы нововведений:

  1. Принципиально новый тип продукции;
  2. Внедрение новых технологий;
  3. Внедрение иной организационной формы производства;
  4. Новые рынки сбыта;
  5. Новые источники ресурсов.

Функцией предпринимателя в процессе развития экономики считается именно воплощение всё новых и новых комбинаций существующих процессов (именно существующих, а не вновь изобретённых). Изобретения это вотчина изобретателей, а предприниматель лишь применяет их на практике.

Также, предприниматель по Шумпетеру, это не то же самое что капиталист. Капиталист – это тот, кто рискует своими деньгами при внедрении нововведений предпринимателем (который, к слову, может вообще не обладать правами на то имущество, которое использует в своей деятельности).

Основными чертами, характеризующими предпринимателя, Шумпетер называет развитую интуицию (сродни дару предвидения), волю к победе, непоколебимую уверенность в собственных силах, независимость от мнения большинства, ну и конечно, стремление к нововведениям и умение рисковать, смело внедряя их в существующий уклад производства.

На основании своих исследований, а также анализируя работы ведущих экономистов первой половины двадцатого века, Йозеф Шумпетер создал так называемую теорию мультицикличности лежащую в основе современной классификации циклов в экономике.

Согласно его теории экономика развивается по большим циклам Кондратьева (55 лет), в состав которых входят циклы Жюгляра (10 лет) состоящие в свою очередь из малых циклов Китчина (3-4 года). Сделанные им выводы говорят о том, что то, что ранее относили к дестабилизирующим факторам (монополизация, конкуренция и, собственно, сама цикличность развития экономики), на деле как раз и является движущей силой экономического развития.

Бинарные опционы считаются высокодоходным финансовым инструментом. Как и вся торговля на биржах, бинарные опционы также имеют высокие риски потерять все деньги с депозита.

Читайте также: