Бухгалтер экономист обязанности кратко

Обновлено: 14.05.2024

Многие, когда встречают в Интернете или в другом источнике вакансии бухгалтера-экономиста, задаются вопросом: неужели есть отдельная профессия бухгалтер-экономист? Какие тогда обязанности лежат на этом специалисте? Отвечаем далее.

Правовые основы работы бухгалтером-экономистом

Действительно, в штате предприятия может быть отдельная должность бухгалтера-экономиста. Она, в частности, предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Он утверждён постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Только официальное её название здесь – экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности.

Как видно из названия, формально экономист может работать бухгалтером.

А вот отдельный профстандарт для бухгалтера-экономиста законодательно не утверждён.

Учтите, что должностная инструкция бухгалтера-экономиста не должна противоречить документу Минтруда.

Основные обязанности бухгалтера-экономиста

Базовый перечень должностных обязанностей специальности экономист-бухгалтер следующий:

  • выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета на предприятии, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности;
  • учет поступающих денежных средств, ТМЦ, ОС и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
  • составляет отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг);
  • следит за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления внутрихозяйственных резервов, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
  • на основе данных бухучета и отчетности проводит комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений, подготавливает предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии;
  • участвует в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов;
  • подготавливает данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств на производство продукции, об использовании бюджетных средств, прибыли;
  • выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций;
  • участвует в работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки бухгалтерской информации;
  • проводит работу по совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов бухучета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники, упорядочению первичной учетной документации, применению типовых унифицированных форм;
  • обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности предприятия, его имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах;
  • составляет в установленные сроки бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
  • выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия;
  • вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
  • участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки бухгалтерской информации;
  • изучает передовой опыт организации бухгалтерского учета.

Необходимые знания

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности должен знать:

Должностная инструкция бухгалтера – документ, который определяет перечень обязанностей, прав и ответственность специалистов бухгалтерских отделов.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции бухгалтера

Должностная инструкция бухгалтера

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности бухгалтера: должностные функции и задачи, условия работы, права, полномочия, ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение бухгалтера происходит через выпуск руководством организации соответствующего приказа либо распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.

1.3. Непосредственный начальник бухгалтера – главный бухгалтер организации.

1.4. В период отсутствия бухгалтера на рабочем месте его функции переходят на лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками и компетенцией и назначенное в установленном внутренними правилами порядке.

1.5. Требования, предъявляемые к бухгалтеру: образование не ниже среднего специального, со стажем работы не менее двух лет, либо высшее профессиональное со стажем работы от полугода.

1.6. Бухгалтер должен быть ознакомлен с:

  • основами гражданского и трудового законодательства РФ;
  • основами экономики и управления;
  • правилами внутреннего распорядка, правилами по охране труда; пожарной безопасности и пр. видами безопасности на предприятии;
  • внутренними нормативными актами, распоряжениями, приказами и прочей документацией, имеющей прямое отношение к деятельности бухгалтера;
  • организацией бухгалтерского документооборота компании;
  • шаблонами, образцами и формами различного рода бланков и документов, принятых в организации, а также правилами по их составлению, систематизации и хранению;
  • способами и методами ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетностью.

1.7. Бухгалтер должен владеть:

  • навыками по ведению и составлению бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • методами экономического анализа работы организации;
  • планами и корреспонденцией бухгалтерских счетов.
  • навыками работы с компьютером и вычислительной техникой, пакетом программ Microsoft Office, специализированными бухгалтерскими сервисами, а также всей офисной оргтехникой.

ІІ. Должностные обязанности бухгалтера

2.1. В круг должностных задач и функций бухгалтера входит:

ІІІ. Права

3.1. Бухгалтер организации обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные письменные предложения по улучшению и оптимизации работа как себя лично, так и предприятия в целом;
  • участвовать в совещаниях, планерках, собраниях, обсуждениях и прочих мероприятиях, непосредственно касающихся его деятельности;
  • повышать свой профессиональный уровень, в том числе посещать курсы, семинары, вебинары, конференции, тренинги и т.д.;
  • запрашивать документы (в т. ч. архивные), методические пособия и пр. материалы, нужные для решения текущих вопросов и задач;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявляемых в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • подписывать документы, входящие в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

IV. Ответственность

Дисциплинарная ответственность грозит бухгалтеру на следующие действия:

4.1.Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.2. Злостное, регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности и пр.регулирующих нормативных актов.

4.3. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.4. Причинение (умышленное или неумышленное) материального ущерба компании.

4.5. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.6. Все вышеописанные пункты строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

V. Условия работы

5.1. Бухгалтер обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, подробно регламентирующим условия его работы.

5.2. При необходимости бухгалтер может быть отправлен в служебные поездки.

Для чего нужна должностная инструкция

Данный документ имеет большое значение, как для руководства предприятия, так и для самих бухгалтеров. Первым он позволяет грамотно координировать и управлять работой подчиненных, вторым – четко понимать рабочий функционал и ответственность. Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций, требующих разрешения в суде, должностная инструкция может служить доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя. Чем тщательнее и точнее будут прописаны требования к работнику, а также его права, ответственность и прочие пункты должностной инструкции, тем лучше.

Основные правила должностной инструкции бухгалтера

Унифицированной формы данного документа нет, поэтому предприятия могут разрабатывать должностную инструкцию бухгалтера самостоятельно. В силу отсутствия утвержденного образца, на разных предприятиях сотрудники, занятые на одних и тех же должностях, могут исполнять несколько различные обязанности, хотя основные функции все же стандартны и похожи.

Документ делится на четыре основных части:

но, по желанию, руководство предприятия может добавлять и другие разделы.

Составляется должностная инструкция в одном экземпляре, а если бухгалтеров в организации несколько, то затем распечатываются ее копии, в количестве, равном числу бухгалтеров. Каждый бухгалтер, чьи функции соответствуют прописанным в документе должностным обязанностям, должен поставить под ним свою подпись. Точно также каждый документ должен заверить сотрудник, который несет ответственность за соблюдением правил и функционала, прописанных в должностной инструкции и руководитель организации.

Составление должностной инструкции бухгалтера

Правая верхняя часть документа отведена для утверждения руководителем предприятия. Здесь следует вписать его должность, наименование организации, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой. Затем по центру строки пишется название документа.

Основная часть инструкции

Далее в этом же разделе нужно перечислить все нормативные акты, правила, распоряжения, с которыми бухгалтер обязан быть знаком: стандарты и формы документов, принятых в организации, правила ведения счетов и корреспонденции, организацию бухгалтерского документооборота, правила по технике безопасности, охране труда и внутреннему распорядку и т.д.

Второй раздел

Третий раздел

Четвёртый раздел

Пятый раздел

В завершение документ должен быть согласован с сотрудником, который несет ответственность за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции бухгалтера (это может быть непосредственный руководитель, начальник кадровой службы и т.п.). Здесь нужно вписать его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, знания, умения, права и ответственность бухгалтера-экономиста учреждения.

1.2. Должность бухгалтера-экономиста относится к группе специалистов по финансовой деятельности.

1.3. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимает ____________ учреждения.

1.4. Бухгалтер-экономист подчиняется непосредственно ___________________.

1.5. На время отсутствия бухгалтера-экономиста (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) его права и обязанности выполняет _______________________________, назначенный на замещение приказом руководителя учреждения.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность бухгалтера-экономиста назначается лицо, имеющее:

2.2. Бухгалтер-экономист должен знать:

– законодательство о бухучете, о налогах и сборах, официальном статистическом учете, архивном деле, гражданское законодательство;
– Общероссийский классификатор управленческой документации в части финансовой документации, планово-учетную документацию;
– бюджетное законодательство: ________________________________________________;
– отраслевое законодательство ___________________;
– законодательство в сфере проведения государственных закупок (Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д.);
– практику применения указанного законодательства;
– основы экономики в ___________________________;
– организацию плановой работы;
– порядок разработки ___________________________________________ учреждения;
– внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
– нормативные и методические материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам планирования и прогнозирования;
– методические документы по финансовому анализу, планированию, составлению _____________;
– методы финансового анализа и финансовых вычислений;
– методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения, выявления внутрихозяйственных резервов;
– методы оптимизации налогообложения;
– порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
– современные технологии автоматизированной обработки информации;
– основы информатики и вычислительной техники;
– Правила защиты информации;
– Правила трудового распорядка;
– требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

2.3. Бухгалтер-экономист должен уметь:

1) Пользоваться компьютерными программами для планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения и контроля за исполнением плановых показателей, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

2) Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в части плановых (прогнозных) и аналитических показателей, в том числе:

– разрабатывать формы документов, содержащих плановые (прогнозные) и аналитические показатели, формы финансовой отчетности, составлять график документооборота;
– составлять финансовую отчетность в части плановых (прогнозных) и аналитических показателей;
– оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, принятые в учетной политике учреждения;
– владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем.

3) Вести внутренний контроль составления финансовой отчетности в части плановых (прогнозных) и аналитических показателей, в том числе:

– осуществлять внутренний контроль совершаемых учреждением фактов хозяйственной жизни;
– осуществлять внутренний контроль составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– применять методы проверки качества составления регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– составлять отчеты о результатах внутреннего контроля.

4) Вести налоговое планирование в учреждении, в том числе:

– разрабатывать предложения по налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;
– оценивать изменение налоговых обязательств и рисков от принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике учреждения;
– формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);
– вести мониторинг законодательства о налогах и сборах;
– разрабатывать предложения по корректировке налоговой политики учреждения в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах.

5) Планировать доходы и расходы учреждения, анализировать выполнение плановых показателей, в том числе:

– определять источники информации для проведения анализа финансового состояния учреждения;
– проверять качество аналитической информации, полученной в процессе финансового анализа, обобщать информацию;
– формировать аналитические отчеты и предоставлять их заинтересованным пользователям;
– оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость учреждения, прибыльность и рентабельность его приносящей доход деятельности;
– формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в ходе финансового анализа деятельности учреждения;
– разрабатывать предложения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики учреждения;
– разрабатывать предложения по финансовым программам развития учреждения;
– прогнозировать структуру источников финансирования деятельности учреждения;
– составлять _________________________________________ учреждения, вносить в него изменения;
– применять результаты финансового анализа учреждения для планирования доходов и расходов учреждения;
– владеть методами финансовых вычислений;
– определять общую потребность учреждения в финансовых ресурсах;
– ________________________________________________________________________.

3. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

3.1. Бухгалтер-экономист составляет и представляет финансовую отчетность учреждения, в том числе:

– составляет финансовую отчетность;
– ведет налоговое планирование;
– планирует доходы и расходы учреждения, анализирует результат выполнения плановых показателей;
– ведет налоговое планирование;
– проводит финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Бухгалтер-экономист выполняет обязанности:

4.1. В целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в части плановых (прогнозных) и аналитических показателей:

– формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой), статистической отчетности, проводит их счетную и логическую проверку;
– формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
– представляет контрольным органам документы бухучета при проведении ревизий и проверок, подготавливает документы о разногласиях по результатам проверок;
– передает в архив бухгалтерскую (финансовую) отчетность в установленные сроки и обеспечивает ее сохранность до передачи в архив.

4.2. В целях налогового планирования:

– составляет прогнозы исполнения налоговых обязательств исходя из планируемых сделок, финансовых поступлений;
– определяет способы и условия формирования налоговой базы по видам налогов и сборов, источники их выплаты;
– готовит предложения по оптимизации налоговой политики учреждения.

4.3. В целях планирования доходов и расходов учреждения, анализа выполнения плановых показателей:

– планирует доходы и расходы учреждения;
– составляет _________________________________________ учреждения;
– анализирует и оценивает финансовые риски, разрабатывает меры по их минимизации;
– составляет отчеты об исполнении ________________________________________, ведет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
– участвует в разработке плановых затрат на оказание услуг, работ, изготовление продукции;
– обеспечивает хранение документов по финансовому анализу, планированию;
– __________________________________________________________________________.

5.1. Бухгалтер-экономист имеет право:

– принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его должностные обязанности;
– вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с его должностными обязанностями;
– в пределах своей компетенции сообщать _______________________________________ обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;
– запрашивать лично или по поручению _______________________________________ от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
– привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него должностными обязанностями;
– требовать от руководства учреждения оказывать содействие в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
– повышать квалификацию.

6.1. Бухгалтер-экономист привлекается к ответственности:

– за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
– нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении;
– причинение учреждению ________________________________________ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей;
– разглашение известных ему персональных данных, сведений, содержащих государственную (коммерческую) тайну;
– невыполнение или ненадлежащее выполнение приказов, распоряжений и поручений ________________________________________.

6.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, трудовой дисциплины бухгалтер-экономист несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

6.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, бухгалтер-экономист несет ответственность в пределах, определенных действующим налоговым, бюджетным, административным и уголовным законодательством РФ.

6.4. За ущерб, нанесенный учреждению, бухгалтер-экономист привлекается к материальной ответственности в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

6.5. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности бухгалтер-экономист привлекается к дисциплинарной ответственности.

Должностные обязанности бухгалтера-экономиста


Данная должностная инструкция представлена как образец для разработки аналогичного документа для бухгалтера-экономиста на предприятии любой отрасли.

Документ содержит необходимые сведения о том, что должен знать бухгалтер, выполняющий обязанности экономиста, его функции, права и ответственность, возникающую при ненадлежащем исполнении им работы.

Должностная инструкция должна быть составлена только таким образом, чтобы все предложения и фразы читались четко — вопросов и недопонимания, касающихся их сути, оставаться не должно.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Порядок приема и увольнения, принадлежность к категории персонала.
Бухгалтер-экономист — персонал из категории специалистов, принимаемый и увольняемый только по приказу руководителя предприятия. Предложить кандидатуру для приема в организацию может как специалист отдела кадров, так и руководитель бухгалтерской службы.

1.2. Порядок подчинения
Бухгалтер с экономическим уклоном (экономист бухгалтерской группы) находится в непосредственном подчинении у главного бухгалтера, если на предприятии не предусмотрена какая-либо иная система организации труда (не созданы секторы и прочие подструктуры).

1.3. Нормативная база
Производственная деятельность бухгалтера-экономиста основывается на знании и исполнении:

  • специальных нормативных документов, регламентирующих финансовую, производственно-хозяйственную или экономическую деятельность организации;
  • положений налогового законодательства;
  • методических материалов, рекомендаций, пособий, касающихся оперативного учета и статистического анализа;
  • внутренних документов организации, в том числе Устава и документов, направленных на ознакомление работников с производственными планами компании;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • приказов и распоряжений руководителя своего предприятия или вышестоящих головных организаций, а также своего непосредственного руководства;
  • положений своей должностной инструкции.

1.4. Требования к компетенции
Работник, выполняющий обязанности бухгалтера-экономиста, должен знать и уметь грамотно и безукоризненно использовать в работе:

  • требования нормативных документов, которые обязывают предприятие выстраивать экономическую деятельность законным порядком;
  • все виды типовых форм необходимой в работе документации;
  • правила разработки финансовых планов;
  • методы регулирования сложных финансовых ситуаций;
  • правила организации действующего на предприятии документооборота;
  • правила отражения в специализированных программах результатов своей работы;
  • методы выполнения всех видов экономического анализа, обязанности которого возложены на бухгалтера-экономиста;
  • основы организации труда;
  • общие правила работы на предприятии: охраны труда, работы с ПЭВМ, внутреннего распорядка и другие (на усмотрение руководства).

1.5. Замещение
В этом пункте указываются порядок замещения и должности соответствующих работников (их должностная инструкция должна содержать аналогичный пункт!), которые исполняют обязанности бухгалтера-экономиста во время его отсутствия. Чаще всего замещающий — это главный бухгалтер или ведущий экономист.
[goo_mid]

2. Функции

В этом пункте должностная инструкция должна содержать разделе все функциональные обязанности бухгалтера-экономиста.

В качестве примера бухгалтер-экономист должен:

  • успешно содействовать реализации экономических планов организации;
  • оперативно сообщать руководству о возникающих по роду своей деятельности проблемных моментах;
  • предлагать собственные новаторские идеи и пути для их внедрения, если это поможет улучшить ФЭД.

3. Обязанности

Этот раздел — практически самый важный. Без него или при его неграмотном составлении должностная инструкция потеряет свой главный смысл — регулирование рабочих отношении руководства и бухгалтера-экономиста.

Примерный перечень обязанностей, который должен выполнять бухгалтер-экономист:
3.1. Разработка финансовой и экономической составляющих политики компании.
3.2. Анализ текущей деятельности предприятия в рамках своей компетенции.
3.3. Разработка всех видов мероприятий, краткосрочных и долгосрочных, направленных как на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке предоставляемых услуг, так и на улучшение ее финансовой и хозяйственной деятельности.
3.4. Участие в разработке комплексных мероприятий, целью внедрения которых будет являться улучшение деятельности предприятия в целом.
3.5. Обеспечение правильности и своевременности введения информации по роду своей деятельности в специализированные автоматизированные системы учета.
3.6. Качественное решение текущих вопросов и выполнение насущных задач, обязанности по контролю которых возложены на такого специалиста, как бухгалтер-экономист.
3.7. Предоставление документации по роду своей деятельности как внутри организации по запросу пользователей, так и по требованию сторонних уполномоченных лиц.

4. Взаимоотношения внутри предприятия

5. Ответственность

  • Дисциплинарная — в случае, если бухгалтер-экономист нарушает правила трудового распорядка.
  • Материальная — в случае, если по вине экономиста организации причиняется материальный ущерб, выражающийся в наложении штрафных санкций со стороны государственных надзорных структур.
  • Административная — в случае если бухгалтер-экономист умышленно или неумышленно нарушил срок предоставления отчетной документации по своей деятельности в налоговый орган.
  • Уголовная — при совершении данным работником преступных (попадающих под санкции УК РФ) действий, связанных с уклонением от уплаты налогов, совершенных как самостоятельно, так и под воздействием руководства (очень редко встречающийся вид наказания для рядовых сотрудников).

После составления должностная инструкция согласовывается у непосредственного руководителя экономиста бухгалтерской группы. Утверждает инструкцию только руководитель организации. Оригиналов документа должно быть два: одна должностная инструкция передается под роспись работнику, назначенному на соответствующую должность, вторая должностная инструкция остается в отделе кадров организации.


Должностная инструкция экономиста — один из первых внутрифирменных документов, с которым знакомится специалист, поступающий на должность экономиста. Познакомимся с ним подробнее.

Должностная инструкция экономиста

Должностная инструкция экономиста — это комплексный документ организационно-правового характера, содержащий описание основных функций, прав, обязанностей и ответственности этого специалиста.

Основное назначение должностной инструкции экономиста (ДИЭ) — очертить круг обязательных действий занимающего данную должность работника и разграничить сферу его деятельности в общей совокупности обязанностей специалистов компании.

Кроме того, ДИЭ позволяет реализовать следующие важные организационные задачи:

  • конкретизировать обязанности и права специалиста;
  • равномерно распределить трудовые обязанности среди работников планово-экономической службы;
  • добиться от работника выполнения поставленных задач в срок и в полном объеме;
  • структурировать функциональные взаимосвязи работника с остальными специалистами;
  • повысить ответственность работника;
  • обозначить четкую зависимость стимулирования экономиста (как морального, так и материального) от полноты и качества выполняемых обязанностей;
  • обеспечить объективность при аттестации специалиста;
  • улучшить психологический климат в трудовом коллективе и исключить конфликты.

Профессия экономиста сочетает в себе как унифицированные, общие для всех отраслей экономики, так и индивидуальные особенности, характерные только для определенной области. Так что ДИЭ на разных предприятиях и в разных сферах деятельности будет выглядеть по-разному. Об этом расскажем в следующих разделах.

Должностная инструкция и профстандарты

При разработке должностных инструкций необходимо учитывать утвержденные для разных сфер деятельности профессиональные стандарты.

Профстандарты представляют собой строго структурированные документы с описанием требований к уровню квалификации и функциональным обязанностям специалистов разнообразных направлений в различных сферах деятельности, утверждаемые приказами Минтруда и соцзащиты РФ.

К примеру, профстандарт для специалистов планово-экономического сопровождения деятельности организаций водоснабжения и водоотведения утвержден приказом от 19.03.2015 № 166н, а профессиональный стандарт для специалистов в области планово-экономического обеспечения строительного производства — приказом от 18.07.2019 № 504н.

Структура ДИЭ

Общее строение разделов ДИЭ можно представить следующим образом:

  • требования к квалификации;
  • структура подчиненности;
  • что должен знать экономист (НПА, инструкции, отраслевые тарифы и др.);
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Первый раздел ДИЭ может быть достаточно кратким и содержать всего 1–2 строки, выражающие требования, предъявляемые руководством фирмы к специалисту на данной должности.

Либо работодатель допускает наличие у специалиста среднего специального образования по экономической специальности, но уже с повышенными требованиями к стажу и уровню занимаемых ранее должностей.

Важно! Уровень квалификации экономиста, указанный в его должностной инструкции, должен соответствовать требованиям, установленным соответствующими профстандартами.

К примеру, уровень квалификации для специалистов планово-экономического профиля определен профстандартами от 4-го и выше. При этом на 4-м и 5-м уровнях квалификации допускается среднее специальное образование плюс практический опыт, а начиная с 6-го уровня в дополнение к практическому опыту специалист должен иметь высшее образование по программе бакалавриата.

Если фирма имеет большой штат и разветвленную систему управления в ДИЭ, лучше подробно описать схему общей и непосредственной подчиненности работника.

Следующий раздел ДИЭ содержит перечисление нормативки: инструкций, положений и иных необходимых в работе экономиста документов. Обширность этого раздела зависит от намерений руководства требовать от своего специалиста общих планово-экономических знаний и владения узкоспециализированными теоретическими вопросами и практическими навыками.

Об обязанностях, правах и ответственности экономиста расскажем в следующем разделе.

Права, обязанности и ответственность экономиста

Раздел ДИЭ, посвященный правам работника, позволяет придать должностной инструкции статус полноценного документа во взаимоотношениях работника и работодателя. Знание работником своих прав облегчает процесс взаимодействия специалиста с руководством и позволяет достичь понимания работником своей роли в общем производственном процессе.

Для ДИЭ достаточно простого перечисления прав.

«Экономист имеет право:

Обязанности экономиста могут быть представлены в ДИЭ в виде перечня или текста. Форма подачи информации не имеет особого значения, главное — полнота отражения всего объема обязательных трудовых действий, требуемых от работника.

Как выглядит раздел ДИЭ, посвященный обязанностям, а также полный текст этого документа, вы можете увидеть и скачать, кликнув по картинке ниже:

В разделе, посвященном ответственности работника, должны перечисляться виды его ответственности за результаты и последствия своей деятельности (дисциплинарная, материальная и др.). При этом не лишним будет отметить, какое наказание ждет специалиста за медлительность при решении производственных вопросов (непринятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям).

ВАЖНО! Предусматривая в ДИЭ меры ответственности, необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства и не превышать предоставленные работодателю полномочия.

Заполнить данный раздел ДИЭ поможет должностная инструкция экономиста, образец которой размещен на нашем сайте.

Как учесть специфику отрасли: ДИЭ бюджетного учреждения

Рассмотренные выше разделы ДИЭ в равной степени могут применяться и коммерческими компаниями, и бюджетными учреждениями. Однако специфика бюджетных учреждений накладывает на содержание этого документа свой отпечаток.

Своеобразие работы экономиста-бюджетника будет прослеживаться в каждом разделе ДИЭ, начиная с квалификационных требований, где работодатель может поставить условие об обязательном стаже работы на аналогичной должности именно в бюджетной, а не коммерческой структуре, включая обязательные теоретические знания бюджетного законодательства.

Срочный трудовой договор имеет свою особенности. Как не ошибиться при его составлении, знают эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и формируйте срочные трудовые договоры без ошибок.

Градация должностей: нюансы составления инструкции для главного и ведущего экономиста планово-экономического отдела

При разветвленной структуре должностей в компании может потребоваться разработать инструкции для экономистов разного уровня подчиненности. Это могут быть экономисты различных категорий или наименований (экономист по труду и зарплате, экономист по финансовой работе). Кроме того, могут понадобиться инструкции для ведущего или главного экономиста.

Каждой должности должна соответствовать своя ДИЭ. Чем выше уровень экономиста, тем шире круг отражаемых в инструкции обязанностей, специфичнее сфера решаемых вопросов. И тем сложнее разработчикам ДИЭ. Необходимо учесть все нюансы разграничения полномочий, подчинения и соподчинения, внутриструктурных взаимосвязей и взаимодействия с руководством.

Составляйте должностные инструкции для своих работников с помощью материалов нашего сайта:

Итоги

Должностная инструкция экономиста состоит из стандартных разделов: квалификационных требований, структуры подчиненности, прав, обязанностей и ответственности.

Инструкция видоизменяется и дополняется, если в компании предусмотрено несколько экономических должностей с разным кругом ответственности и структурой подчинения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: