Информативность это кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта:

1. Отношение информации текста к знаниям аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой — интересной и понятной − информации содержит текст, тем он более информативен.

2. Семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию.

Принято выделять несколько видов информации:

1. Фактуальная информация свойственна любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Фактуальная информация чаще всего отражается вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляет предметно-логическую основу текста. В реферировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

2. Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена и вербально, т.е. в речевом высказывании, и подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации — информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Разделение информации на фактуальную и концептуальную часто довольно условно, поскольку почти любое высказывание так или иначе отражает авторскую позицию. Даже, казалось бы, абсолютно нейтральные наименования и безоценочные высказывания о реалиях действительности способны передавать авторскую оценку ситуации и целеустановку.

Компоновка фактов в тексте и сам их отбор также отнюдь не безразличны для выражения концептуальной информации.

3. Подтекстовая информация — прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения. Например, на основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидность информации, редко встречающаяся в текстах СМИ.

По степени важности для темы и месту в смысловой и синтаксической структуре выделяется информация:

· ключевая — важнейшие уникальные сведения по теме, которые не могут быть подсказаны контекстом,

· дополнительная, уточняющая − та, что развивает и конкретизирует ключевую и обусловливается ею,

· повторная — любое второе и последующие упоминания ранее названных реалий.

· фрагменты текста, не несущие информации вообще.

В любом тексте информация разных типов чередуется.




Суть спора проста: бизнес хочет все запатентовать и со всего снимать дивиденды. Общество, напротив, – сделать исчерпывающую информацию о человеческой ДНК доступной и бесплатной для всего мира.

К концептуальной, оценочной информации можно отнести значительную часть эмоциональных характеристик программы во втором абзаце (неисчислимые плюсы, золотой век, мечтать только в сказках), оценку выступлений Клинтона и Блэра (произошло немыслимое), весь последний абзац – пассаж о Ньютоне и Архимеде.

Все остальное – это дополняющая и уточняющая информация , частично оценочного, частично конкретизирующего факты характера.

Рассмотрим небольшой фрагмент текста на предмет того, как распределены в нем основные виды информации:

Выделенные курсивом фрагменты текста — ключевая фактуальная информация, полужирным курсивом — дополнительная фактуальная, остальное — дополнительная концептуальная. Кроме того, в любом тексте есть фрагменты повторной информации. Здесь это цепочки повторных наименований: произошло немыслимое – в научный спор вклинились; президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэробаони; Архимедон.

В текстах массовой коммуникации, призванных не только информировать, но воздействовать эмоционально, наличие и фактуальной, и концептуальной информации обязательно, но в произведениях разных жанров соотношение этих ее видов различно. Например, в рекламе преобладает концептуальная, позитивно-оценочная информация, а в пресс-релизе – фактуальная.

В приведенном тексте не выделены фрагменты, не передающие информации вообще. Чаще всего их появление расценивается как стилистический порок, недостаток речевой культуры (среди них встречается группа слов, которые исчезли из языка и не употребляются даже в составе производных слов), но может быть обусловлено и сознательным желанием уйти от сути дела, в таком случае речь идет о демагогии.

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта:

1. Отношение информации текста к знаниям аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой — интересной и понятной − информации содержит текст, тем он более информативен.

2. Семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию.

Принято выделять несколько видов информации:

1. Фактуальная информация свойственна любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Фактуальная информация чаще всего отражается вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляет предметно-логическую основу текста. В реферировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

2. Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена и вербально, т.е. в речевом высказывании, и подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации — информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Разделение информации на фактуальную и концептуальную часто довольно условно, поскольку почти любое высказывание так или иначе отражает авторскую позицию. Даже, казалось бы, абсолютно нейтральные наименования и безоценочные высказывания о реалиях действительности способны передавать авторскую оценку ситуации и целеустановку.

Компоновка фактов в тексте и сам их отбор также отнюдь не безразличны для выражения концептуальной информации.

3. Подтекстовая информация — прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения. Например, на основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидность информации, редко встречающаяся в текстах СМИ.

По степени важности для темы и месту в смысловой и синтаксической структуре выделяется информация:

· ключевая — важнейшие уникальные сведения по теме, которые не могут быть подсказаны контекстом,

· дополнительная, уточняющая − та, что развивает и конкретизирует ключевую и обусловливается ею,

· повторная — любое второе и последующие упоминания ранее названных реалий.

· фрагменты текста, не несущие информации вообще.

В любом тексте информация разных типов чередуется.

Суть спора проста: бизнес хочет все запатентовать и со всего снимать дивиденды. Общество, напротив, – сделать исчерпывающую информацию о человеческой ДНК доступной и бесплатной для всего мира.

К концептуальной, оценочной информации можно отнести значительную часть эмоциональных характеристик программы во втором абзаце (неисчислимые плюсы, золотой век, мечтать только в сказках), оценку выступлений Клинтона и Блэра (произошло немыслимое), весь последний абзац – пассаж о Ньютоне и Архимеде.

Все остальное – это дополняющая и уточняющая информация , частично оценочного, частично конкретизирующего факты характера.

Рассмотрим небольшой фрагмент текста на предмет того, как распределены в нем основные виды информации:

Выделенные курсивом фрагменты текста — ключевая фактуальная информация, полужирным курсивом — дополнительная фактуальная, остальное — дополнительная концептуальная. Кроме того, в любом тексте есть фрагменты повторной информации. Здесь это цепочки повторных наименований: произошло немыслимое – в научный спор вклинились; президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэробаони; Архимедон.

В текстах массовой коммуникации, призванных не только информировать, но воздействовать эмоционально, наличие и фактуальной, и концептуальной информации обязательно, но в произведениях разных жанров соотношение этих ее видов различно. Например, в рекламе преобладает концептуальная, позитивно-оценочная информация, а в пресс-релизе – фактуальная.

В приведенном тексте не выделены фрагменты, не передающие информации вообще. Чаще всего их появление расценивается как стилистический порок, недостаток речевой культуры (среди них встречается группа слов, которые исчезли из языка и не употребляются даже в составе производных слов), но может быть обусловлено и сознательным желанием уйти от сути дела, в таком случае речь идет о демагогии.

Информативность — Количество видов извещений, передаваемых (принимаемых, отображаемых и т.п.) техническим средством охранной, пожарной или охранно пожарной сигнализации Источник: ГОСТ 26342 84: Средства охранной, пожарной и охранно пожарной сигнализации. Типы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

информативность — и, ж. informatif, ve adj. Количество сведений, знаний, элементов содержания; насыщенность содержанием. СМ 60. Лекс. МАС 2: информати/вность … Исторический словарь галлицизмов русского языка

информативность — Степень насыщенности источника информацией, обычно определяемая как среднее количество битов, которое он генерирует за определенный промежуток времени. Различают высокоинформативные и низкоинформативные источники, которые требуют использования… … Справочник технического переводчика

Информативность — * інфарматыўнасць * informativity количество аллельных вариантов участка ДНК, позволяющих выявлять молекулярно генетические маркеры генов, прямо связанных с генетически детерминируемыми заболеваниями, главных генов количественных признаков. И.… … Генетика. Энциклопедический словарь

информативность — informatyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Informacijos apie objektą, įvykį, reiškinį sutikimas su informacijos vartotojo poreikiais, tikrosiomis tiriamojo objekto, reiškinio ypatybėmis. kilmė plg. informacija atitikmenys … Sporto terminų žodynas

Информативность — ж. отвлеч. сущ. по прил. информативный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

информативность — насыщенность содержанием, информацией; количество сведений, знаний. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

информативность — информат ивность, и … Русский орфографический словарь

информативность — Насыщенность содержанием, плотность информации; количество сведений и знаний, передаваемых в единицу времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

информативность — (3 ж), Р., Д., Пр. информати/вности … Орфографический словарь русского языка

полезность данных, сведений, знаний, их важность, насыщенность содержанием в небольшом по объему документе, микрофильме, видеокассете или в других носителях информации.

Смотреть что такое ИНФОРМАТИВНОСТЬ в других словарях:

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

информативность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: информативный.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Информативность — количество видов извещений, передаваемых (принимаемых, отображаемых и т.п.) техническим средством охранной, пожарной или охранно-пож. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Масон Марьин Марь Марфин Мартинист Мартини Мартин Марти Март Марс Маронит Марино Маринист Маринин Марин Маори Маоист Мао Манто Мант Манси Манс Манор Маннит Маниот Манин Ман Маис Маврист Мавр Итр Истрина Истрин Истратов Истра Истора Истомно Истомин Истома Истмат Истинно Истина Иса Ирон Ирмос Ирма Ирита Ириса Ирина Иранист Иран Иосиф Ионон Ионность Ионит Ионина Ионатор Ион Иов Иоаннит Иоанн Инь Информативность Информант Инфант Интина Интимность Интимно Интим Инта Инстант Инст Инофирма Иностр Иномир Инна Инвар Имитатор Иврит Ивонна Ивина Ивась Иван Втора Встать Встарь Вростать Врио Врать Врасти Востро Ворсит Ворсина Ворс Воротить Воротин Ворот Воронь Воронин Ворона Ворон Вор Вонь Вона Вон Воин Вносить Внос Вмф Вмс Вить Витторио Витта Витт Витстон Витрина Витость Витин Витим Витаон Витаминность Витамин Вита Вит Вист Вис Вирион Вира Винтимость Винт Вино Винить Вини Виан Ватт Ватин Вариофон Варин Варимость Вар Вано Афт Афронт Афон Атто Атомность Атом Атм Астроним Астрон Астро Астр Арфист Артос Артист Арт Арсин Арон Арно Арифм Аристон Арион Арин Аортит Аорист Аоот Аон Анфисин Анфис Антонов Антоно Антонио Антоним Антон Антифон Антимонит Антимир Антиминс Анти Ант Анри Анортит Анонс Аноним Анон Аннот Анисимов Анисим Анис Анионит Анион Анин Анимист Аним Мастиф Амфитрит Амфитрион Амт Масть Мат Матовость Матрос Матт Мать Амосов Аморфность Аморфно Мвт Амон Амниот Амнион Амин Амвон Аист Аир Автотроф Мвф Министр Минор Автор Автономист Минорит Минорность Минос Авист Минотавр Минстат Авиньон Авост Авт Авто Автоним Минорат Мина. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

1) Орфографическая запись слова: информативность2) Ударение в слове: информат`ивность3) Деление слова на слоги (перенос слова): информативность4) Фонет. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

корень - ИНФОРМ; суффикс - АТ; суффикс - ИВН; суффикс - ОСТЬ; нулевое окончание;Основа слова: ИНФОРМАТИВНОСТЬВычисленный способ образования слова: Суфф. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

информати́вность насыщенность содержанием, информацией; количество сведений, знаний. Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,2009.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

ИНФОРМАТИВНОСТЬ и, ж. informatif,-ve adj. Количество сведений, знаний, элементов содержания; насыщенность содержанием. СМ-60. - Лекс. МАС-2: информати. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

сущ. жен. рода, только ед. ч.лит.от слова: информативныйінформативність¤ информативность программы очень низка -- інформативність програми дуже низька. смотреть

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Ударение в слове: информат`ивностьУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: информат`ивность

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Насыщенность содержанием, плотность информации;количество сведений и знаний, передаваемых в единицу времени.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

сущ.; пат information value

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Начальная форма - Информативность, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

Что же это за штука такая, с помощью которой можно сколотить миллиардное состояние и управлять чужими судьбами?

Информация

Понятие информации — что это

Информация — это любые сведения, которые воспринимаются живыми организмами, электронными устройствами и другими системами, об окружающем мире, процессах, предметах и явлениях.

Сведения о чем-либо

Дезинформация

Модель передачи информации

Передача данных – это физический перенос информации в форме сигналов от одной точки к другой по каналу связи с целью последующей обработки.

Чтобы информация приносила пользу, она должна передаваться и приниматься. Это происходит по следующей схеме:

Канал связи

Чем выше уровень помех, тем сложнее передать сигнал. Для защиты информационного сигнала от внешних воздействий используют различные меры:

На стороне другого абонента происходит обратный процесс – полученные электрические сигналы преобразуются в звуковые волны. Они вылетают из динамика телефона и попадают прямо в Васино ухо.

Обработка и хранение информации

Информационный поток увеличивается на 30% каждый год, вовлекая в свои процессы даже маленьких детей, которые чуть ли не с рождения пользуются телефонами и планшетами.

Информация со временем накапливается. Человеческое сознание уже не способно обрабатывать такие объемы. Тут на помощь приходят компьютеры, которые берут на себя функции по обработке и хранению сведений.

Обработка – это процесс, при котором изменяется содержание или форма представления информации.

Например, режиссер берет готовый сценарий и снимает фильм. Он меняет форму – с текстовой на визуальную.

Хранение информации – это ее запись на запоминающие устройства для последующей обработки.

Раньше для этих целей использовались дискеты и перфокарты. Теперь же применяют лазерные диски (CD и DVD) и энергонезависимую память.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас много лживой информации, но проверить достоверность всё же можно, просто нужно перепроверить её в нескольких источниках, а ещё лучше найти первоисточник, если информация появляется из ниоткуда, значит это фейк. Сейчас за распространение фейков введена ответственность, но тут тоже тонкая грань между желанием оградить общество от недостоверной информации и затыканием рта несогласным.

Как показывает практика, даже имея под рукой интернет, и неограниченный доступ к любой информации, человек этой возможностью не пользуется. Та информация, которая ему неприятна, или вступает в конфликт с его устоявшимися убеждениями, будет игнорироваться.

Впрочем, уж лучше так, чем вовсе не иметь доступ к источникам информации. Да и вообще, сейчас полезная информация тонет в потоках спама и манипуляций.

Читайте также: