Информационный шум это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Информационный шум — это неотфильтрованный поток информации. И чем больше в нём данных, тем меньше их полезность. Рекламные вывески, радио, телевидение и ленты новостей в соцсетях — источников сейчас очень много, а большие потоки информации усложняют понимание содержания. Когда человек изучает много разного контента в поиске полезных сведений, способность концентрироваться теряется, усваивать всё просмотренное становится в разы сложнее. А вот пропустить что-то действительно важное — напротив, легче.

Чем вреден большой поток ненужной информации?

Информационный мусор можно сравнить с фастфудом. Он даёт чувство насыщения, но практически не несёт пользы. Если потреблять много фастфуд-контента, мозг быстро переполнится им, но не усвоит ничего нужного. Это провоцирует усталость и стресс, а также ухудшает качество сна вследствие перегрузки.

Большинство людей не в состоянии запомнить всё, что прочитывают или просто просматривают. А пребывание в условиях, где одновременно работают телевизор, радио, смартфон, ноутбук и другие гаджеты — вполне стандартно для современного человека. При таких обстоятельствах мы частично впитываем всё то, что слышим и видим, не придавая этому особого значения. Но если разобрать подробнее, то общие способности к запоминанию и концентрации при этом теряются.

Может, стоит отказаться от новостей вовсе?

Можно ли сформировать новостную ленту самостоятельно?


В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая разработанность проблематики информационного шума практически отсутствует и обнаруживается проблема терминологической неопределенности данного феномена, автор выводит классификацию явления информационного шума для социально-гуманитарных наук и определяет его влияние на восприятие индивидом объективной реальности.

Ключевые слова:информационный шум, нерелевантная информация, постмодернизм, восприятие реальности, массовая коммуникация, информационное пространство.

Постмодернистское общество характеризуется резким возрастанием значения массовой коммуникации и знаковых систем. Увеличиваются потоки информации и потребности связи между людьми. Средства массовой коммуникации и глобальные компьютерные сети делают доступными ценности прошлого и обмен знаниями. Культура начинает рассматриваться как многослойная система текстов, которые тесно взаимодействуют друг с другом и являются самодостаточными культурными ценностями. Картина окружающей человека реальности превращается в беспрерывную циркуляцию знаков о том, что произошло в мире. Ввиду перехода к пассивному получению информации, эти знаки все чаще общество получает из средств массовой информации и средств массовой коммуникации.

Существование явления информационного шума в частности определили следующие тенденции постмодернистской эпохи:

- Фрагментация информации. В информационном поле постмодернистского пространства циркулируют разрозненные данные

- Существование текста как совокупности ранее установленных знаний, обобщенных и собранных воедино

- Свободный доступ индивида к формированию информационных потоков

- Наличие в информационном пространстве узкоспециализированных данных и текстов

- Эстетическая вторичность постмодернизма. Преобладание серийности, симуляции, цитации, пародирования

Традиционно выделяют два вида информационного шума: преднамеренный, непреднамеренный. Непреднамеренный информационный шум — это все помехи, которые влияют на восприятие картины мира аудиторией без вмешательства со стороны. Преднамеренный информационный шум занимает в современном информационном пространстве значительное место. Информационные войны, технологии черного PR — все это проявление преднамеренного информационного шума или дезинформации. Когда вокруг события преднамеренно создается ситуация, когда информации становится настолько много, что аудитория не может определить, что есть вымысел, а что есть ложь, можно говорить о присутствии преднамеренного информационного шума

Наравне с более общей классификацией явления информационного шума можно выделить и несколько классификаций более узкого характера. Так, В. П. Галкин и Ю. А. Попов предлагают классифицировать информационный шум в социально-гуманитарных науках по аналогии с акустическими шумами. Исследователи предлагают следующую его градацию: белый шум, высокочастотный шум, низкочастотный, сильный, слабый, импульсный. В представленной классификации авторы делают акцент на силу и частотность помех.

Упор на природу возникновения информационного шума в своей классификации делает А. Д. Урсул [9]. Он подразделяет шумовые элементы на возникающие в следствии информационной перегрузки реципиента нерелевантной информацией и на шумовые элементы, возникающие в результате чрезмерного накопления нужной, но повторяющейся информации.

К первому блоку информационных шумов по мнению исследователя относятся:

- Пропаганда. Прежде всего, исследователь указывает на политическую пропаганду, а также на продукты комплементарной журналистики, в которых потребителю не сообщается ничего нового и не объективно отражается действительность

Ко второй группе информационных шумов исследователь относит:

Явление информационного шума настолько многогранно, что нельзя выделять какую-либо из представленных классификаций. На наш взгляд, изучая информационный шум, следует принимать во внимание все представленные выше классификации, чтобы учесть все аспекты этого явления.

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.:ВЛАДОС, 1994. 336с.

2. Абрахам Ф. Теория Хаоса и Интернета в эпоху постмодерна//Компьютерра. 2012.№ 31 (795). С.10–13

3. Галкин В. П., Попов Ю. А. Ноосфера: информационный шум и человеческие качества//Философия культуры в начале третьего тысячелетия: сб.тр. респ. науч-практич. конф. Чебоксары. 2001. С. 21–27

5. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры / Маршал Мак-Люэн; пер. с англ. А.Юдин. Киев.: Ника Центр,2004. 432 с.

10. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962. 390 p

Основные термины (генерируются автоматически): информационный шум, информационное пространство, массовая коммуникация, явление, наука, нерелевантная информация, преднамеренный информационный шум, информационная культура, информационный поток, массовая информация.

Ключевые слова

информационный шум, нерелевантная информация, постмодернизм, восприятие реальности, массовая коммуникация, информационное пространство., информационное пространство

информационный шум, нерелевантная информация, постмодернизм, восприятие реальности, массовая коммуникация, информационное пространство.

Похожие статьи

Гиперязык как способ художественной коммуникации.

Жанровая констелляция в массово-информационном потоке дискурса. К вопросу о разновидности доминанты в художественной прозе.

Место средств массовой информации в процессе межкультурной.

межкультурная коммуникация, массовая информация, культура, межкультурный диалог, стереотип, тип культуры, страна мира, единое культурное пространство, межкультурное общение, экономическое развитие.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.

Средства массовой информации как компонент.

Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях.

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания.

Информационные технологии в развитии современного.

Информационные технологии в развитии современного информационного общества. Авторы: Сексенбаев Курманбек, Султанова Бахыт Каиркеновна, Кисина

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Средства массовой информации в сопровождении современного.

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Многие российские информационные интернет-порталы используют преимущественно внутренние ссылки.

Фактически, телевидение уже можно назвать мультимедийным каналом массовой информации, но только Интернет благодаря своим техническим возможностям.

В век информации, когда в Интернете можно найти буквально всё (от инструкции по открытию бутылки вина подручными средствами до "рецепта" создания бомбы). Хорошо ли это, плохо ли — сделать однозначный вывод мы не берёмся, однако предупреждаем: чтобы не терять драгоценное время на ненужный информационный шум, нужно выполнять ряд условий. Каких? Читайте!

Данила Трофимов, редактор 1001

Что такое информационный шум и как с ним бороться

Что такое информационный шум

В наше время можно заметить, что многие люди не очень хорошо разбираются в теме, на которую активно дискутируют. Они утверждают, что знают многое по этому вопросу, но почему-то во время беседы чувствуются только поверхностные знания, даже не так — обрывочные. Люди в большинстве своём не понимают причинно-следственных связей в огромном объёме получаемой информации.

Сейчас происходит информационная революция, информация перестала быть недоступной, ценной и фундаментальной. Раньше, чтобы получить крутую книгу, необходимо было отстоять в очереди или достать её через десятые руки — такое издание было на вес золота. Специальных обучающих курсов для обычных людей практически не было. Рецепты приготовления еды передавались по наследству, а к советам старших прислушивались как к самому важному.

Теперь в один клик можно изучить Вселенную, понять правила ведения бизнеса, узнать 25 рецептов салата оливье, осилить технологию монтажа гипсокартона. Приправьте это сверху блогами, лайками, цитатами, почтой, сериалами и самым вкусным с ТВ.

Информационный шум — это неотфильтрованный поток информации, в котором полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных.

Для того чтобы улучшить качество приёма, в инженерии ставят фильтры или улучшают источник (приёмник). В ситуации с людьми можно выполнять похожие действия.

В чём заключается опасность

Раньше ценилось умение хорошо воспринимать информацию, усваивать, а главное, использовать её. Сейчас всё немного по-другому: надо уметь упорядочивать и фильтровать потоки информации, а главным становится её поиск. Чувствуете разницу?

Не зря появились Evernote, Pocket, закладки, облачные хранилища. Человеческий мозг не может уже усвоить всю информацию, он просто помнит, где она и как хранится. Он уже не хочет запоминать причинно-следственные связи. Мозг превращается в быстрый компьютер.

Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнёт мыслить как компьютер.

Сидни Харрис (Sydney Harris)

Человек теперь не хочет анализировать и воспринимать информацию, он начинает привыкать к простому инфопотоку, не вникая, что там (вспомните чтение по диагонали). Но в этом и кроется главная опасность: вырабатывается зависимость от информации. Курсы, блоги, статьи, видео, фотографии — на это тратится много энергии и времени, а толку на выходе зачастую ноль.

Источники шума

Телевидение

Интернет

Второй по величине генератор информационного шума. С появлением интернета разрушились все барьеры на пути к нужной и ненужной информации.

Человек полагает, что он владеет ситуацией в интернете, что попадает именно туда, куда он хочет. А вы не замечали, как за поиском ответа на свой вопрос вы перелопатили десяток сайтов, прочитали несколько липовых отзывов, просмотрели пару рекламных блоков, а ещё частенько проверяли почту и отвечали в чате социальной сети? И вы думаете, что ваш мозг отфильтровал необходимую информацию хорошо? Скорее всего, нет.

Радио

Газета

Раньше газеты являлись единственным источником внешней информации, они были не так забиты хламом. Сейчас же страшно открывать газету, особенно рекламного типа. Даже в хорошем журнале National Geographic 30% информации составляет элитная реклама, и всё равно её приходится читать: очень сложно этого не делать.

Реклама

Она везде и всюду, она обволакивает нашу жизнь: баннеры, билборды, буклеты, бегущие строки, контекст. С ней по-настоящему сложно бороться: на неё все равно обращаешь внимание, как ни крути, она въедается уже на подсознательном уровне.

Информационный фон

Сюда относятся все остальные источники: разговоры, книги, смартфоны, указатели, инструкции и так далее. Из всего можно сделать простое заключение: мы живём с информацией каждый день, мы ей буквально пропитаны.

Как бороться с информационным шумом

Главная рекомендация — понять, что всё знать и за всем уследить нельзя. Мозг не компьютер, он, к сожалению, не многозадачен. Нужно уменьшить спектр необходимых для вас знаний на текущем этапе жизни.

Ограничьте использование интернета

Если вы блогер. Многие сейчас пишут об интернет-зависимости: люди не могут без почты, чтения статей, подписок, других блогеров. И эту зависимость очень сложно побороть. Да, они правы, но главная причина проблемы, как ни парадоксально, — это блог. Уберите блог — исчезнет проблема.

Как уменьшить шум: почистите информационную ленту, закладки, подписки по почте, любимые группы в соцсетях, сайты до того минимума, с которым вам станет комфортно. Оставьте только необходимую информацию. Делать это надо жёстко: убрали и забыли.

Создайте свою буферную информационную зону, оградите себя от всего лишнего. Не стоит бесполезно читать и общаться с другими из-за блогерской вежливости.

Перестаньте читать по диагонали. Так вы расслабляете свой мозг. Прекратить читать то, что не относится к вашему направлению развития. Хотите почитать что-то другое — сохраните информацию в закладках, и если она не будет востребована в ближайшее время, то смело удаляйте навсегда, даже не читайте.

Должен быть режим проверки почты и комментирования. Кто как хочет: либо утром, либо вечером с кофе и печеньками — но этот режим должен быть обязательно.

Теперь представьте: есть люди, у которых более 1 000 друзей, более 60 групп в избранных, более 300 фото и видео. Сколько из-за этого забито информационных кластеров в голове? Если бы не моя профессиональная деятельность, я бы давно удалился из социальных сетей.

Прекратите комментировать всё подряд и вести пустую переписку на форумах. Больше гуляйте, занимайтесь спортом, используйте интернет только для профессионального и творческого роста и не забывайте о жёстком фильтре.

Исключите телевидение

Рекомендация простая: убрать ТВ из жизни в принципе. Поверьте, ничего вы от этого не потеряете. Всю важную информацию вы и так будете узнавать, проверено на практике. Детям телевизор противопоказан вдвойне.

Иногда поражает гонка за большими ТВ-комбайнами, и чем меньше доходы семьи, тем большего размера дома телевизор.

Фильтруйте радио

Это момент спорный. Есть хорошие радиопередачи, с рассуждениями и интересными историями. Но большинство всё же имеет развлекательный характер и сопровождается рекламой.

Можно слушать аудиокниги и свою музыку, причём из готовых плей-листов, по настроению. Слушайте минимум передач, которые действительно вам будут полезны. Когда попадаете в среду, где играет чужое радио, попросите выключить (приглушить) или слушайте свою аудиоколлекцию.

Устраивайте дни тишины

Отдыхайте иногда от информации: гуляйте, выберитесь за город, сходите на выставку, займитесь спокойным хобби или ремонтом. Или просто поспите столько, сколько хочется, никуда не торопясь (это очень полезно). Ограничьте поток входящей информации до нуля, отлично в этом помогает деревня или дача.

Читайте полезные книги

Простой совет, но многие даже его не выполняют. При этом читать надо в спокойной обстановке, когда никто и ничто не отвлекает. Чтобы во время чтения работала память, творческое мышление, появлялись аналитические выводы. Читайте полезную литературу, но не в гигантских количествах. Не используйте скорочтение. Избегайте бульварного чтива.

Осознавайте информацию

Поймите, всего знать нельзя, за всем не успеть, всё не прочитать. Лучше осознать фундаментальную информацию по одному важному вопросу, чем поверхностную по пяти. Сёрфить в интернете — это плохо, а вот понять и установить причинно-следственную связь — действительно круто.

Если вы это осознаете, то поймёте, какая информация вам нужна, а на что даже не стоит тратить драгоценное время. Не думайте, что чтение 150 сайтов или блогов вас развивает. Боритесь с рассеянностью.

Не генерируйте шум

Напоследок самое интересное: важно не генерировать шум самим. Мы сами зачастую являемся спамерами в информационном пространстве. Лайки, ссылки, комментарии, письма, фотографии, видео. Не надо делать действие ради действия, потому что все так делают или из вежливости. Подумайте, а нужна ли эта ваша информация другим? Не засоряете ли вы информационный канал?

Помните: каждое слово должно быть на вес золота. (прим. ред. 1001 — о том, что слово имеет вес золота вы можете узнать из курса "Учимся говорить публично").

информационный шум в квартире

Далее мы рассмотрим источники звуков - музыки, информации, созданные для этого специально. Но посмотрим на это с точки зрения смешения акустического и информационного шума. Основные источники такого вида шумов - это заполонившие нашу жизнь гаджеты - электронные устройства - телевизоры, планшетники, телефоны, ПК, радио, которые преследуют нас не только в квартире, но и на работе, и в транспорте. Как оградиться?;

Шум информационный опасен не менее производственного

Влияние их очень многогранно, но мы рассматриваем только звуковой аспект влияния их на нашу с вами жизнь. С этой точки зрения уровень воздействия каждого из указанных устройств мы, казалось бы, можем отрегулировать до комфортного лично для нас состояния, и таким образом ограничить их воздействие на наш организм, но не так все просто.

На самом деле мы не всегда реально можем своевременно ограничить уровень (громкость) воздействия источника на нас. Рассмотрим несколько примеров:

  • меняется программа телевизора и она передается с другим уровнем громкости, нежели предыдущая (например реклама и анонсы всегда немного громче основных программ);
  • переключение радио, телевизора и т.д. на другую волну, программу, на которой уровень громкости иной;
  • неожиданное включение, выключение источника, как следствие — перепад уровня звукового воздействия;
  • технические помехи связи;
  • неожиданные отключения и включения электроэнергии в сети;
  • несанкционированное Вами (без разрешения) изменение громкости и других параметров источника.

Вспомните, все это неоднократно происходило с вами, поскольку мы практически никак не ограничиваем потребление источников звуковой информации для себя. А ведь это - немалый источник звукового раздражения для мозга.

Все больше людей находится под воздействием информационного шума практически целый день - дома, в транспорте, на работе. То есть по длительности воздействия эти шумы можно возвести на первое место уже в целом ряде профессий.

А самое коварное заключается в том, что этот шум - не просто звуковое воздействие, но и информативная нагрузка на мозг.

Шум гаджетов нагружает организм сильнее обычного

Информационный шум воздействует на мозг

Итак, еще об одном аспекте данного звукового воздействия необходимо знать — это информативность.

В зависимости от объема той информации, которая так или иначе нагружает Ваш мозг, заставляя его постоянно анализировать, эмоциональной загруженности этой информации, эффект от воздействия на организм давления указанных источников так же может сильно различаться и угрожать повышенной утомляемостью.

Приведем пример:

Вы постоянно будете просматривать и прослушивать передачи с содержанием о причинении тяжкого вреда здоровью, убийствах, изнасилованиях, войнах, где изобилуют звуки страдания, крики помощи, стоны, взрывы, выстрелы, плач и подобные. При этом Ваш мозг, инстинктивно переживая часть эмоций, и даже перетягивая их на себя, гораздо раньше выключиться на отдых (включая свой защитный механизм) или вскипит от полученного негатива.

Будет наоборот, если Вы будете в течение дня прослушивать чтение любовного романа, музыку или молитвы.

Итак, не нарушить баланс звукового восприятия за день Вам может помочь более внимательное отношение к прослушиваемому Вами и вашими близкими контенту в программах.

Некоторое ограничение и небольшие перерывы в потоке выливающейся информации на негромкую классическую музыку, спектакли, тишину так же значительно разгрузят сознание.

Ведь не даром, ни в больницах, ни в библиотеках, ни в других общественных местах Вы не услышите не только громких раздражающих звуков, но и сами инстинктивно будете вести себя соответствующе.

Исключите часть информационного шума, делайте перерывы на спокойствие - стресс уйдет от Вас сам собой.

Влияние электронного шума на организм человека:

Специалист Портала

Специалист Портала

Читайте также: