Информационные коммуникации это кратко

Обновлено: 05.07.2024

· передача информации от человека к человеку,

· акт передачи информации,

· процесс передача информации от одной системы к другой,

· обмен информацией любого вида между различными системами связи,

· передача информационных сигналов, знаков, как вербального, так и невербального общения,

· обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками,

· тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

· обмен "сухой", деловой информацией и т.д.

Ряд авторов в своих определениях правильно, на наш взгляд, акцентируют тот момент, что коммуникация - это не просто информационный обмен, информационное взаимодействие, а

Ø смысловой идеально-содержательный аспект, сторона социального взаимодействия.

Итак подчеркнем, что социальная коммуникация – это именно смысловая, идеально-содержательная сторона, аспект информационного взаимодействия субъектов. Причем, определяющее значение имеет не физическое пространство и время, в которой осуществляется коммуникация, а социальное пространство и социальное время ее осуществления.

Для человека важна не информация сама по себе, а ее смысловое содержание. Ее качества и ценностб становятся очевидными лишь тогда, когда полученная информация является доступной, понятной, осмысленной.

Услышав или увидев фразу, произнесенную или написанную на языке, которого человек не знает, он получает информацию, но не может определить её смысл и должным образом воспользоваться ею. Такая коммуникация обессмысливается и не приносит ожидаемого результата. Чтобы избежать этого необходимо договориться о смысловом содержании слов или др.знаков, в которых заключено содержание и смысл информации, о правилах кодирования информации.

Таким образом, говоря о соотношении информации и коммуникации, будем считать, что коммуникация есть движение (передача, обмен) информации, но не всякое такое движение является социальной коммуникацией. Отсюда следует, что важнейшим признаком человеческой коммуникации является движение, передача или обмен смыслов между коммуникантами.

Краткие выводы

1. Информация является одним из основных универсальных и неотъемлемых свойств материи. Она есть отражение реального мира, отраженное разнообразие, обозначение содержания. Информация существует в любом материальном объекте или процессе в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

2. Для передачи информация (коммуникации) необходимо наличие материального носителя информации и ряда свойств у источника и приемника информации, обеспечивающих реальное информационное взаимодействие.

3. Информация объективна, но нематериальна. Она существует независимо от нашего сознания и присутствует в нем только как результат нашего взаимодействия с внешним миром. На бытовом уровне информация – это сведения, знания, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования.

4. Информация, в виде принимаемых нами сигналов, имеет определенный смысл, фиксируемый в понятиях (словах) и других формах. Смысл это не информация. Если информация существует только на материальном носителе, то смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Они составляют вторичную, или семантическую информацию, которая кодирует смысл полученной первичной информации




6. Для передачи смыслового содержания информации необходимы кроме всего прочего общие правила информационного взаимодействия между источником и приемником, которые устанавливаются в процессе общения.

7. Способом информационного обмена являются различные знаковые системы и прежде всего – речь, а так же другие средства передачи информации.

Литература

1. Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.

3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова - Москва.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Информация // Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1999.

7. Стратонович Р. Л. Теория информации. М.: Сов. радио, 1975.

8. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. Под ред. А.П.Ершова, Н.М.Шанского.­ - М.: Просвещение, 1991.

9. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М.: Наука, 1975.

10. Шрайберг Я.Л, Гончаров М.В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Лекция 3.

· передача информации от человека к человеку,

· акт передачи информации,

· процесс передача информации от одной системы к другой,

· обмен информацией любого вида между различными системами связи,

· передача информационных сигналов, знаков, как вербального, так и невербального общения,

· обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками,

· тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

· обмен "сухой", деловой информацией и т.д.

Ряд авторов в своих определениях правильно, на наш взгляд, акцентируют тот момент, что коммуникация - это не просто информационный обмен, информационное взаимодействие, а

Ø смысловой идеально-содержательный аспект, сторона социального взаимодействия.

Итак подчеркнем, что социальная коммуникация – это именно смысловая, идеально-содержательная сторона, аспект информационного взаимодействия субъектов. Причем, определяющее значение имеет не физическое пространство и время, в которой осуществляется коммуникация, а социальное пространство и социальное время ее осуществления.

Для человека важна не информация сама по себе, а ее смысловое содержание. Ее качества и ценностб становятся очевидными лишь тогда, когда полученная информация является доступной, понятной, осмысленной.

Услышав или увидев фразу, произнесенную или написанную на языке, которого человек не знает, он получает информацию, но не может определить её смысл и должным образом воспользоваться ею. Такая коммуникация обессмысливается и не приносит ожидаемого результата. Чтобы избежать этого необходимо договориться о смысловом содержании слов или др.знаков, в которых заключено содержание и смысл информации, о правилах кодирования информации.

Таким образом, говоря о соотношении информации и коммуникации, будем считать, что коммуникация есть движение (передача, обмен) информации, но не всякое такое движение является социальной коммуникацией. Отсюда следует, что важнейшим признаком человеческой коммуникации является движение, передача или обмен смыслов между коммуникантами.

Краткие выводы

1. Информация является одним из основных универсальных и неотъемлемых свойств материи. Она есть отражение реального мира, отраженное разнообразие, обозначение содержания. Информация существует в любом материальном объекте или процессе в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

2. Для передачи информация (коммуникации) необходимо наличие материального носителя информации и ряда свойств у источника и приемника информации, обеспечивающих реальное информационное взаимодействие.

3. Информация объективна, но нематериальна. Она существует независимо от нашего сознания и присутствует в нем только как результат нашего взаимодействия с внешним миром. На бытовом уровне информация – это сведения, знания, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования.

4. Информация, в виде принимаемых нами сигналов, имеет определенный смысл, фиксируемый в понятиях (словах) и других формах. Смысл это не информация. Если информация существует только на материальном носителе, то смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Они составляют вторичную, или семантическую информацию, которая кодирует смысл полученной первичной информации

6. Для передачи смыслового содержания информации необходимы кроме всего прочего общие правила информационного взаимодействия между источником и приемником, которые устанавливаются в процессе общения.

7. Способом информационного обмена являются различные знаковые системы и прежде всего – речь, а так же другие средства передачи информации.

Литература

1. Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.

3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова - Москва.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Информация // Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1999.

7. Стратонович Р. Л. Теория информации. М.: Сов. радио, 1975.

8. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. Под ред. А.П.Ершова, Н.М.Шанского.­ - М.: Просвещение, 1991.

9. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М.: Наука, 1975.

10. Шрайберг Я.Л, Гончаров М.В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Коммуникации в информационном обществе – это процесс передачи и восприятия информации, имеющий социальную обусловленность, протекающий в ходе межличностного и массового общения и реализуемый посредством различных каналов и средств вербального и невербального характера.

Значение коммуникации в информационном обществе

Общение для человека на любых этапах развития общества играет чрезвычайно важную роль, однако в условиях развития информационного общества значимость коммуникаций существенно возрастает за счет их масштабности, доступности и разнообразных возможностей в этой сфере.

Проблема коммуникации в информационном обществе стала объектом активного изучения различных специалистов. Роль получателя информации существенно возросла в условиях информатизации. Коммуникация выступает средством налаживания связей населения и власти, хозяйствующих субъектов и клиентов, производителей и потребителей. Прямая связь, существующая уже достаточно давно, дополняется обратной связью, резко повышающей значимость получателя информации.

Информационное общество выступает в качестве оптимального способа развития коммуникации. На современном этапе развития информационных технологий для некоторых стран экономическое благополучие обеспечивается именно работой с информацией и знаниями. Успешное функционирование разнообразных структур требует все больше информации, управление которой способно приносить успех.

Организация коммуникации в условиях информатизации общества является объектом особого интереса со стороны государства, в том числе в военной сфере.

Характеристика видов коммуникации в информационном обществе

Коммуникации в информационном обществе можно классифицировать по ряду критериев. К их числу относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективно-оценочные коммуникации направлены либо на самого себя, либо вовне. Эффективно-оценочные коммуникации могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Реактивный вид коммуникации подразумевает передачу творческой, развлекательный, отвлекающей, юмористической информации, основная цель которой состоит в расслаблении, отдыхе, пробуждении фантазии.

Убеждающий вид коммуникации подразумевает передачу информации в таких формах как приказы, советы, просьбы. Данный вид коммуникации призван стимулировать определенные действия за счет влияния на действия и убеждения других людей. Этот вид коммуникации представляет собой процесс осуществления социально предписанных действий.

Ритуальный вид коммуникации в условиях информационного общества используется мало, однако для некоторых людей несоблюдение ритуальных коммуникаций в связи с их незнанием является оскорбительным поступком.

Письменная коммуникация предполагает передачу информации посредством письменных символов. В условиях информатизации общества возникает возможность преодоления языковых барьеров, облегчается процесс познания языковых норм других государств и народов.

Характеристика форм коммуникации в информационном обществе

Формы коммуникации в информационном обществе различаются в рамках различных видов коммуникаций. Например, в рамках вербальной коммуникации информационное общество различает такие формы как диалог и монолог. В условиях информатизации диалог может протекать посредством обмена высказываниями между различными сторонами с помощью средств информатизации, таких как ЗУМ, Ватсапп и так далее. В форме монолога в рамках информационного общества коммуникация осуществляется посредством записи лекций, выступлений на онлайн-конференциях и так далее.

Современные формы коммуникации в условиях информатизации общества способствуют активизации обмена информацией, преодолению преград в общении между людьми на разных участках планеты, глобализации культурных и иных ценностей.

Для того чтобы получать и передавать информацию нам нужно общаться друг с другом. Между нами устанавливается так называемая коммуникация. Коммуникации бывают материальными и информационными.

К материальным коммуникациям относятся процессы, которые связаны с передачей каких-либо физических объектов. Например, водные коммуникации, транспортные магистрали, газопроводы и т. п.

Информационные коммуникации объединяют процессы, передающие информацию. Это печатные коммуникации, когда общение происходит через книги, журналы, газеты и т. д. Лектории, театры, церкви, концертные залы и пр. определяют аудиторные коммуникации. Видеокоммуникации – это телевидение, кино, видеофильмы. Аудиокоммуникации связаны с радио, звукозаписями, телефоном. Наконец, компьютерные коммуникации – это универсальный вид общения, который обеспечивает передачу информации от текстов до компьютерных программ с помощью носителей (жестких, гибких и лазерных дисков), а также с помощью современных средств связи, включающих компьютеры.

Компьютерные коммуникации позволяют быстро передавать информацию на большие расстояния. Для этого компьютеры объединяются между собой в единую среду. Так появились компьютерные сети.

Компьютерная сеть – это система обмена информацией между компьютерами.
Небольшие по масштабам компьютерные сети, работающие в пределах одного помещения, здания, на сравнительно небольшом расстоянии называются локальными сетями (ЛС).

Примером локальной компьютерной сети может служить сеть компьютеров в классе, соединённых между собой.

Существует несколько целей в использовании локальных сетей:

1) Обмен файлами между пользователями сети;

2) Использование общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, централизованной базы данных, программного обеспечения и др.

3) Объединение компьютеров в сеть позволяет значительно экономить денежные средства за счет уменьшения затрат на содержание компьютеров

Дадим несколько определений:

Рабочая группа – пользователи одной локальной сети.

Рабочая станция – компьютер, подключённый к сети.

Топология сети - общая схема соединения компьютеров в локальной сети.

Аппаратные ресурсы сети – это дополнительное оборудование, которое можно подключать к сети и разделять между пользователями. Аппаратные ресурсы расширяют возможности сети

Наиболее распространенные топологии сетей это:

Рассмотрим каждую схему соединения компьютеров в сеть более подробно.

Вариант соединения компьютеров между собой, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой ,называется линейной шиной.

При таком соединении компьютеров информация по шине передается на все ПК сети, но принимает ее только тот ПК, для которого эта информация предназначена.

При кольцевой топологии данные передаются от одного компьютера другому по эстафете Если некоторый компьютер получает данные, предназначенные не ему, он передает их дальше по кольцу. Адресат предназначенные ему данные никуда не передает.

Компьютеры сети могут находиться на разных уровнях (этажах). В этом случае может быть применена такая конфигурация, которую часто называют "снежинка".

Когда и где применяют ту или иную топологию? Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо рассмотреть все достоинства и недостатки соединений компьютеров в локальные сети .

Топология сети

Достоинства

Шинная топология

  • выход из строя одной станции или кабеля не повлияет на работу других
  • требуется большое количество кабеля;
  • надежность и производительность определяется центральным узлом, который может не справится с потоком информации (поэтому часто это оборудование дублируется).

Кольцевая топология

  • низкая стоимость;
  • высокая эффективность использования моноканала;
  • простота расширения;
  • простота в управлении.
  • в случае выхода из строя хотя бы одного компьютера вся сеть парализуется;
  • на каждой рабочей станции необходим буфер для промежуточного хранения передаваемой информации, что замедляет передачу данных;
  • подключение новой станции требует отключения сети.

Древовидная топология

  • высокая эффективность использования;
  • выход из строя одной станции или кабеля не повлияет на работу других.
  • экономия рабочего времени.
  • требуется большое количество кабеля;
  • надежность и производительность определяется центральным узлом;

Все указанные схемы могут в свою очередь быть организованы двумя способами:

1. Одноранговая сеть – построена так, что все компьютеры в сети равноправны. С каждого компьютера есть доступ к информации находящейся на любом компьютере в сети.

2. Сеть с выделенным сервером. Это когда в сети существует центральный компьютер – сервер, с него происходит управление работой в сети. Остальные компьютеры сети называются рабочими станциями и их доступ к информации полностью зависит от сервера.

Объединение компьютеров в единую сеть предоставляет пользователям сети новые возможности, несравнимые с возможностями отдельных компьютеров. Сеть – это не сложение, а умножение возможностей отдельных компьютеров. Локальная сеть позволяет организовать передачу файлов из одного компьютера в другой или другие, совместно использовать вычислительные и аппаратные ресурсы, совмещать распределенную обработку данных на нескольких компьютерах с централизованным хранением информации и многое другое.

Компьютерные сети делятся на три основных типа:

Основными видами локальных вычислительных сетей являются Ethernet и ARCNET .

региональная вычислительная сеть (РВС) - это города, объединенные в сеть посредством расположенных в них компьютеров. Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).

Корпоративные компьютерные сети. Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные, так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft, MSN).

ü глобальная вычислительная сеть (Internet) – это сеть, объединяющая целые государства. Интернет — это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров.

Отличительной особенностью глобальной сети является значительное удаление компьютеров друг от друга. Для их связи широко используются телефонные линии и модемы. Телефонная сеть передает звуки человеческих голосов (в виде аналоговых сигналов). Цифровые сигналы от компьютера модем преобразовывает (модулирует) в сигналы, которые могут передаваться по телефонной сети, и на другом конце соединения они принимаются другим модемом и преобразуются (демодулируются) из аналоговых в цифровые сигналы компьютера.

Модем — устройство, производящее модуляцию (преобразование цифровых сигналов в аналоговые) и демодуляцию (преобразование аналоговых сигналов в цифровые).

Модем соединяет компьютер с телефонной линией. Для работы с ним в оперативную память должна быть загружена специальная управляющая программа — драйвер модема. С ее помощью производится настройка соответствующих параметров модема (установка модема), без чего работа с ним, а значит, и связь с сетью невозможна.

На другом конце телефонной линии должен быть также подключен модем, присоединенный к другому компьютеру. Тогда компьютер-приемник сможет принимать сигналы из сети, то есть модем используется в глобальной сети вместо сетевого адаптера. Если компьютер является клиентом сети, то у него должен быть определен адрес компьютера, к которому он обращается как к серверу. Эти установки выполняются при настройках протокола и программного обеспечения.

Для того чтобы информация, переданная одним компьютером, была понята другим компьютером после ее получения, необходимо было разработать единые правила передачи данных в сети, называемых протоколами.

Протоколы – единые правила передачи данных в компьютерной сети.

При разработке протоколов учитывались все проблемы связи и вырабатывались стандартные алгоритмы доставки информации.

При любой транспортировке необходимо строго соблюдать прави­ла.

Порядок нужен для того, чтобы библиотекарь быстро мог отыскать необходимую книгу, не затрачивая на это массу времени. При расстановке книг работники библиотеки используют определённые правила. То же самое и с информацией.

Передача данных одним сплошным потоком может привести к их потере или искажению. Поэтому они разделяются на блоки (пакеты) информации строго определенной длины. Каждый такой блок сопро­вождается служебной информацией, включая опознавательные знаки его начала и конца. Протоколы передачи содержат механизм распознавания начала и конца блока. Они управляют потоками дан­ных, распределяют их, выстраивают в очереди. На другом конце при­емник информации должен работать по тем же правилам (протоко­лам). Только тогда компьютеры поймут, что передают друг другу.

Каждый пакет получает номер, чтобы распознать ошибочно пере­данную или потерянную во время связи информацию, а также чтобы запросить заново именно тот пакет, с пересылкой которого возникли проблемы. Можно сравнить передачу этих пакетов с доставкой посы­лок по почте в одинаковых ящиках и со стандартным оформлением адреса. Ведь каждая посылка тоже сопровождается служебной ин­формацией. Если вам присылают несколько посылок и одна из них не дошла, вы ее, конечно, можете запросить.

Компьютерная коммуникация — это часть информационной коммуникации, куда входят еще:

Компьютерные коммуникации, что это?

Интернет — это глобальная сеть, которая объединяет все компьютеры, имеющие доступ к нему. При этом есть и другие более мелкие компьютерные сети, которые дают возможность наладить компьютерную коммуникацию между ограниченным числом устройств. Компьютерные сети настолько бывают разные, что им придумали собственную классификацию, чтобы можно было их как-то идентифицировать.

Компьютерные коммуникации, что это?

Компьютерные коммуникации — это разнообразие компьютерных сетей

  • охваченной площади;
  • функциональному взаимодействию;
  • сетевой топологии;
  • функциональному назначению;
  • операционным системам;
  • способу соединения и передачи данных.

По охваченной площади

По функциональному взаимодействию

По сетевой топологии

По функциональному назначению

  1. Сеть для хранения данных. Эта сеть образуется, когда внутри нее подключены только устройства, используемые для хранения информации.
  2. Серверная ферма. Это сеть из объединенных серверов, которые работают как единое устройство.
  3. SOHO. Это сеть из устройств, которые не предназначены для высоких нагрузок, например локальные сети домашнего или офисного пользования.

По операционным системам

  1. Windows.
  2. Linux (или UNIX).
  3. NetWare.
  4. Объединенные.

По способу соединения и передачи данных

  1. Пакетная сеть по типу Fidonet и UUCP.
  2. Онлайн-сеть по типу Интернет и GSM.

Заключение

Компьютерные коммуникации — это часть нашей современной цифровой жизни. На сегодняшний день очень многое в деятельности человека завязано именно на компьютерах и обмену информации, поэтому важность компьютерной коммуникации невозможно переоценить.

Читайте также: