Информационная открытость это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Информационная открытость образовательной организации в настоящее время является одним из главных аспектов для участников образовательных отношений. Для каждого из участников образовательных отношений информационная открытость выполняет определенную функцию: для обучающихся и их законных представителей – выбор образовательной организации для получения образования, а для образовательных учреждений – освещение важных направлений деятельности, привлечение обучающихся.

Т.А. Мерцалова определяет информационную открытость как обеспечение двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение потребностей стейкхолдеров в информации о деятельности образовательной системы и позволяющего образовательной организации и /или органу управления образованием получать обратную связь [1, с. 49].

- отсутствует в полном объёме необходимая информация;

- недостоверность информации, размещенной на сайте образовательной организации [4].

На оф ﮦ иц ﮦ иа ﮦ ль ﮦ но ﮦ м сайте Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Манскийского Автономного Округа – ЮГРЫ опубликован пе ﮦ ре ﮦ че ﮦ нь выявленных ти ﮦ пи ﮦ чн ﮦ ых нарушений тр ﮦ еб ﮦ ов ﮦ ан ﮦ ий законодательства Ро ﮦ сс ﮦ ий ﮦ ск ﮦ ой Федерации об об ﮦ ра ﮦ зо ﮦ ва ﮦ ни ﮦ и при ос ﮦ ущ ﮦ ес ﮦ тв ﮦ ле ﮦ ни ﮦ и федерального государственного ко ﮦ нт ﮦ ро ﮦ ля (надзора) в сф ﮦ ер ﮦ е образования. Из оп ﮦ уб ﮦ ли ﮦ ко ﮦ ва ﮦ нн ﮦ ой справки, ти ﮦ пи ﮦ чн ﮦ ым нарушением в об ﮦ ла ﮦ ст ﮦ и информационной от ﮦ кр ﮦ ыт ﮦ ос ﮦ ти является:

- отсутствие ко ﮦ пи ﮦ й документов и ин ﮦ фо ﮦ рм ﮦ ац ﮦ ии на оф ﮦ иц ﮦ иа ﮦ ль ﮦ но ﮦ м сайте об ﮦ ра ﮦ зо ﮦ ва ﮦ те ﮦ ль ﮦ но ﮦ й организации в се ﮦ ти Интернет;

- на сайте образовательной организации отсутствует обязательная информация (либо информация представлена на сайте не в полном объеме) [3].

Информационная открытость напрямую зависит от выполнения образовательными организациями тех требований, которые им выдвигает государство. Например, для полноценного функционирования сайта и выполнение всех задач, которые перед ним поставлены, со стороны образовательной организации требуется комплексная работа. Обязательным для каждой образовательной организации должно быть наличие ответственного за работу с сайтом. В таком случае, ежегодно директор школы приказом должен назначать администратора сайта, который несёт ответственность за решение вопросов о размещении информации, об удалении и обновлении устаревшей информации. Но, к ак было уже сказано, практика показывает наличие большого количества нарушений требований законодательства образовательными учреждениями.

В случае если образовательная организация использует механизмы взаимодействия школы и общества: государственно-общественное управление, публичный доклад, сайт, результаты самообследования, а также обеспечивается эффективная работа сайта и учитываются информационные запросы потребителей образовательных услуг, только тогда информационная открытость способна обеспечить развитие образовательного учреждения и стать одним из факторов его конкурентоспособности.

Список использованной литературы

Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: Вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. №2.

это организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

Найдено научных статей по теме — 15

Спрос на информационную открытость власти в молодежной среде

В данной статье рассматривается феномен информационной открытости власти. Выявляются основные особенности спроса на информационную открытость власти в молодежной среде (на примере студенчества).

Информационная открытость как принцип государственной молодежной политики

В статье рассматривается принцип информационной открытости государственной молодежной политики, как открытый режим функционирования органов власти с молодым поколением и доступность информации, находящейся в их распоряжении.

Об информационной открытости и повышении квалификации инженерных кадров для ОПК

В статье приведены результаты анализа информационной открытости российских вузов в отношении дополнительного профессионального образования, выполнена экспертная оценка качества программ повышения квалификации инженерных кадров Пре

Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита

Цели статьи проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению. Методика и методы.

Организация независимой оценки информационной открытости образовательных организаций

В связи с выходом российского образования на международный рынок образовательных услуг разрабатываются новые алгоритмы и модели образовательной деятельности, которые предполагают не только отказ от неактуальных подходов, но и разв

Как выполнить требование ВАК об информационной открытости с пользой для издательства?

В статье рассматривается одно из главных требований ВАК об информационной открытости научного издания, его включения в подписные каталоги. Представлена информация о федеральных каталогах, их особенностях.

Информационная открытость муниципальных органов власти: современное состояние и проблемы

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития местного самоуправления в условиях реформирования. Особое внимание уделяется информационной открытости муниципальных органов власти.

Информационная открытость системы образования: Вопросы эффективности государственной политики

На основании данных различных исследований информационного спроса и предложения, сложившихся в российской системе образования в течение последних 3-5 лет (мониторингов, охватывающих население большей части регионов РФ, а также соц

Информационная открытость депутатов Саратовской городской думы четвертого созыва и Саратовской облас

В статье содержатся результаты исследования уровня информа-ционной открытости городских и областных депутатов Саратова и Саратовской области.

Информационные жанры периодической печати как средство достижения информационной открытости судебной

Рассматривается и анализируется проблема жанровых приоритетов информационной деятельности пресс-службы Управления Судебного департамента в Республике Адыгея.

Совершенствование деятельности по информационной открытости учреждений социального обслуживания насе

На современном этапе основной задачей социального обслуживания населения является развитие как государственного, так и негосударственного сектора на основании единых правовых требований.

Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытости и общественной оценки современ

Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

Публичный доклад достаточно активно применяемая форма обеспечения информационной открытости государственных или муниципальных общеобразовательных учреждений.

Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытости и гласности профессиональных о

В статье приводятся результаты мониторинга публичных докладов профессиональных образовательных организаций Московской области, размещенных на сайтах организаций (далее ПОО МО).

Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытостии гласности профессиональных об

В статье приводятся результаты мониторинга публичных докладов профессиональных образовательных организаций Московской области, размещенных на сайтах организаций (далее ПОО МО).

Потребительские практики современного высшего образования в условиях информационной открытости вузов

В работе приведен обзор литературы по вопросу о взаимосвязи между явлением информационной открытости вузов и практиками потребительского поведения в системе высшего образования, которые детерминируются влиянием информации.

Похожие термины:

Информационная открытость государственных органов

Президент РФ В. Путин: «Мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. ‹…› В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информ

Справедливость и информационная открытость государства

Президент РФ В. Путин: «Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государстве

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

ГАРАНТ:

См. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена подпунктом "г.1" с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

г.1) о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;

д) о языках образования;

Информация об изменениях:

Подпункт "е" изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

Информация об изменениях:

Подпункт "з.1" изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

з.1) о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых в соответствии с настоящим Федеральным законом не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

Информация об изменениях:

Подпункт "л" изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

Информация об изменениях:

Подпункт "м" изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки, научной специальности (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

Информация об изменениях:

т) о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности);

а) устава образовательной организации;

Информация об изменениях:

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, организации дополнительного образования, подлежащих самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения самообследования образовательной организацией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

Информация об изменениях:

4.1) документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Методы обеспечения информационной открытости государственных органов – это инструментарий, позволяющий населению получать полную и достоверную информацию о действиях органов государственного управления при решении общественно значимых вопросов.

Сущность информационной открытости государственных органов

Российская федерация стала на путь развития концепции информационного общества.

Концепция информационного общества – это информационная открытость государственных и муниципальных органов управления перед гражданским обществом.

Население Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает правом на информацию относительно решений государственных и муниципальных органов управления.

Информированность общества относительно решений публичной власти обеспечивает защиту прав населения на достоверность информации о действиях органов государственного и муниципального управления. Доступность информации государственных органов характеризует степень открытости и демократичности общества.

Для правового общества информационная открытость государственных органов является первоочередным вопросом. Благодаря информационной открытости органов государственного управления общество обеспечено адекватным представлением и возможностью формирования мнения о состоянии социально-экономического развития государства и эффективности действий органов государственного управления. Информационная открытость составляет основу для организации общественного контроля за действиями органов государственного управления.

Препятствование информационной открытости органов государственного управления приводит к следующим отрицательным последствиям для общества:

  • во-первых, развивает, увеличивает и обеспечивает процветание коррупции в системе государственного управления;
  • во-вторых, снижает число квалифицированного персонала, стремящегося нести государственную службу;
  • в-третьих, создает негативный образ государства у различных слоев населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Прозрачность и открытость государственных органов управления выступает в качестве характерных черт демократичности общества.

Уровни информационной открытости государственного управления

Информационная открытость государственного управления может классифицироваться на следующие уровни:

  • во-первых, уровень начального доступа к информации о деятельности органов государственного управления. Открытость государственного управления проявляется в возможности структурирования получения информации о деятельности органов государственной власти за счет гарантированного доступа к информационным источникам, хранящим итоги решений вопросов, имеющих общественную важность;
  • во-вторых, уровень возможности контроля, наделенных правом принятия решений в отношении общественно значимых вопросов. этот уровень информационной открытости органов государственного управления характеризуется большей глубиной, обусловленной наличием свободного доступа субъектов России реформации данного вида. в результате граждане получают возможность и не только потреблять информацию, но и регулировать процесс принятия решений;
  • в-третьих, уровень возможности открытого участия представителей общества в процессе принятия решений.

Информационная открытость органов государственного управления обеспечивает вовлечение населения в принятие государственных решений.

Характеристика методов обеспечения информационной открытости государственных органов

В качестве основного метода обеспечения информационной открытости государственных органов выступает наличие официальных сайтов государственных органов управления, отражающих структуру и содержание информации, законодательно закрепленной в нормативно-правовых актах.

Информационные сайты государственных органов власти позволяют населению ознакомиться с нормативной документацией, планами действий органов государственного управления, отчетами о результатах реализации этих планов, иной информацией. В свою очередь, органы государственного управления могут использовать сайты как инструмент диагностики реакции населения на действия органов государственного управления.

Также к методам обеспечения информационной открытости государственных органов можно отнести формирование организационно-правового режима, обеспечивающего предоставление общественно значимой информации о действиях органов государственного управления в достаточном и необходимом объеме.

Информационная открытость органов государственного управления обеспечивается такими методами как взаимодействие должностных лиц органов государственного управления с населением в форме встреч, работы с обращениями граждан, проведения опросов и так далее.

Реализация методов обеспечения информационной открытости органов государственного управления позволяет:

  • усилить степень вовлеченности граждан в процесс принятия государственных управленческих решений;
  • стимулировать привлечение высококвалифицированных специалистов в систему государственной службы;
  • предоставить гражданам возможность осуществления контроля деятельности органов государственного управления;
  • наладить каналы обратной связи органов государственного управления с населением;
  • повысить прозрачность и уровень доверия населения к органам государственного управления.

Обеспечение информационной доступности органов государственного управляется является приоритетом деятельности этих органов, поскольку население не должно прилагать усилия для получения сведений о действиях государственной власти. Обеспечение информационной доступности государственного управления является задачей этой власти, население лишь должно быть информировано о том, каким способом оно может получить интересующие его сведения.

Также государство должно стремиться к обеспечению роста внимания граждан к его действиям, поскольку это обеспечивает вовлеченность населения в общественную жизнь, государственное управление, формирование активной гражданской позиции.

Читайте также: