Информационная экономика это кратко

Обновлено: 25.06.2024

Новейшая отрасль экономической науки, изучающая эффективное применение современных информационных технологий в сфере электронных данных, наука об изучении экономической теории современного информационного общества.

Этапы развития

  • первое применение информационных технологий в производстве;
  • введение системы стандартизации IT и ее массовое внедрение во все сферы производства;
  • рост уровня производства и конкуренции в сфере добычи информационных ресурсов (то, что мы наблюдаем сейчас);
  • преобладание спроса на интеллектуальную собственность, понижение значения производства современного капитала (здания, автомобили, сырье и прочее).

Современная информационная экономика

Нужно понимать, что классический капитал, который можно сделать, например, на заводе, — это часть индустриального-постиндустриального общества. В настоящее время человечество находится на рубеже между этим типом общества и полностью информационным. Заводы все так же работают, там по-прежнему задействован человеческий труд, так что от индустриального общества мы пока далеко не ушли.

Впрочем, наш главный современный капитал — это деньги. Именно из-за этого фактора так возрастает важность отрасли экономики и финансов. Мы наблюдаем огромное количество банков и прочих финансовых организаций, кафедры экономических наук просто забиты студентами, а бизнес-центр сегодня можно увидеть даже в маленьком городе.

Предмет исследования

В данном случае это:

  • изучение современных экономических отношений, которые взаимодействуют с научно-технической информацией;
  • изучение непосредственного применения полученной информации в разных отраслях производства.

То есть главная задача информационной экономики — это изучение нынешнего состояния современного комплекса программно-технических средств и возможностей их применения в жизни: образовании, производстве капитала, медицине и прочих отраслях. Разумеется, все это никак не идет вразрез с классической экономикой, это просто вспомогательная часть к применению экономических теорий.

В от­ли­чие от аг­рар­ной ста­дии раз­ви­тия ми­ро­вой эко­но­ми­ки, где основными фак­то­ра­ми про­изводства бы­ли фи­зические спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, руч­ные ору­дия тру­да и при­род­ный фак­тор, а так­же от ин­ду­ст­ри­аль­ной ста­дии, где к этим фак­то­рам в ка­че­ст­ве при­ори­тет­ных до­ба­ви­лись ма­ши­ны и энер­гия, в информационной экономике основную роль в про­изводстве и управ­ле­нии на всех уров­нях иг­ра­ют ин­фор­ма­ция и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. При со­от­вет­ст­вую­щем раз­ви­тии про­из­во­дительных сил ин­фор­ма­ция, в осо­бен­но­сти её выс­шая форма - зна­ния, то есть обоб­щён­ная, кон­цен­три­ро­ван­ная, осоз­нан­ная и об­ще­ст­вен­но ап­ро­би­ро­ван­ная ин­фор­ма­ция, из по­боч­но­го пре­вра­ща­ет­ся в основной ре­зуль­тат про­изводства, да­же ес­ли речь идёт о про­изводстве ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей.

Ин­фор­ма­ция ста­но­вит­ся основным ре­сур­сом не толь­ко про­из­вод­ст­вен­ной, но и тран­зак­ци­он­ной дея­тель­но­сти, так как по­иск контр­аген­тов, за­клю­че­ние сде­лок и кон­троль за со­блю­де­ни­ем ус­ло­вий их вы­пол­не­ния тре­бу­ют всё воз­рас­таю­ще­го ко­ли­че­ст­ва ин­фор­ма­ции. Это от­но­сит­ся к сдел­кам как в сфе­ре ма­те­ри­аль­ных благ, так и в сфе­ре ин­фор­мационных об­ме­нов. Ин­фор­ма­ция и в осо­бен­но­сти зна­ния ста­но­вят­ся объ­ек­том ин­ве­сти­ций не толь­ко с це­лью по­сле­дую­ще­го не­по­средственного ис­поль­зо­ва­ния, но и с це­лью те­зав­ра­ции (на­ко­п­ле­ния цен­но­стей). В ин­фор­мационном об­ще­ст­ве ин­фор­ма­ция иг­ра­ет роль не­за­ме­ни­мо­го фак­то­ра кон­со­ли­да­ции об­ще­ст­ва, со­хра­не­ния, пре­ем­ст­вен­но­сти и со­вер­шен­ст­во­ва­ния об­щественных ин­сти­ту­тов.

Вме­сте с из­ме­не­ни­ем от­но­ше­ния к ин­фор­ма­ции на ин­фор­мационной ста­дии раз­ви­тия эко­но­ми­ки из­ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние к ра­бот­ни­ку и к про­из­водственному кол­лек­тиву как по­тен­ци­аль­ным или ре­аль­ным но­си­те­лям уни­каль­ной ин­фор­ма­ции, ко­то­рую не­воз­мож­но пе­ре­дать другому ра­бот­ни­ку или кол­лек­ти­ву и ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой для ус­пеш­ной дея­тель­но­сти пред­при­ятия в кон­ку­рент­ной сре­де. Это по­бу­ж­да­ет пред­при­ятия из­ме­нить сис­те­му най­ма, рас­ста­нов­ки и уволь­не­ния ра­бот­ни­ков, осу­ще­ст­в­лять ин­ве­сти­ро­ва­ние в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал.

Информационная экономика ох­ва­ты­ва­ет ны­не всё большую часть ми­ра: к начау 2006 года дос­туп к се­ти Ин­тер­нет име­ли 1,3 миллиарда человек; Рос­сия по чис­лу поль­зо­ва­те­лей Ин­тер­не­та за­ни­ма­ет 11-е ме­сто в ми­ре. Тер­ри­то­ри­аль­ная, со­ци­аль­ная и от­рас­ле­вая фраг­мен­ти­ро­ван­ность эко­но­ми­ки Рос­сии сдер­жи­ва­ет и од­но­вре­мен­но де­ла­ет на­стоя­тель­но не­об­хо­ди­мым пе­ре­ход к ин­фор­мационной ста­дии раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, которую можно сравнить только с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах.

Правильно спроектированные автоматизированные информационные системы и актуальные информационные ресурсы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.

Базой для продуктивной работы любого менеджера являются актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы.

Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент стоит множество формулировок. Однако можно выделить наиболее распространенные трактовки данного понятия:

•информационное обеспечение (в широком смысле);
•информационные ресурсы и управление ими;
•предпринимательство и информационные услуги;
•управление и техническая поддержка информационных систем;
•организация научно-информационной деятельности;
•офис-менеджмент;
• организация коммуникаций;
• стратегическое планирование и менеджмент.

Таким образом, информационный менеджмент имеет фундаментальное значение для организаций и обладает значительным потенциалом.

Информационное общество

Информационное общество (Informationsociety) — это новая фаза исторического развития цивилизации, основными продуктами производства которой являются знания и информация. Характерные черты информационного общества:

• увеличение роли знаний и информации в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов

•создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает:

- доступ людей к мировым информационным ресурсам;

- эффективное информационное взаимодействие людей;

-удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Программы информатизации

Информатизация — важнейшая тенденция общественного развития, которая сопровождается переходом к новой постиндустриальной, цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века.

Государственные органы ведущих стран заняли активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою стратегию и политику по его построению и развитию.

На встрече G8 в июне 2000 года была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества.

Доминирующим фактором, который определяет ускорение процессов социальной трансформации общества, стало распространение новых информационно-коммуникативных технологий. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии позволяют расширять спектр новых возможностей и поле выбора каждого человека.




Информационная экономика

Понятие информационной экономики

Информационная экономика (Informationeconomy; Knowledgeeconomy) — экономика, которая основанана знаниях, хранению, обработке и распространению знаний и информации, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для формирования квалифицированной рабочей силы и инноваций.

В среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран приходится на сферы услуг и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности; именно эти отрасли отличает высокие темпы роста объемов производства, инвестиций и занятости. Достижения науки и техники выступают решающим фактором улучшения качества услуг и продукции, экономии материальных и трудовых затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. В конечном счете все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на мировом и внутреннем рынках.

По своим свойствам информационная экономика носит глобальныйхарактер и является основой развития и формирования информационного общества. В условиях информационного обществапроцессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни и успеть усвоить нарастающий объем информации, индивиду, персоналу и специалисту необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. При проведении в жизнь основных принципов информатизации, а также приналичие достаточно высокой информационной культуры и развитого разветвленного рынка информационных услуг такая возможность становится реальностью.

Введение

Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, которую можно сравнить только с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах.

Правильно спроектированные автоматизированные информационные системы и актуальные информационные ресурсы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.

Базой для продуктивной работы любого менеджера являются актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы.

Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент стоит множество формулировок. Однако можно выделить наиболее распространенные трактовки данного понятия:

•информационное обеспечение (в широком смысле);
•информационные ресурсы и управление ими;
•предпринимательство и информационные услуги;
•управление и техническая поддержка информационных систем;
•организация научно-информационной деятельности;
•офис-менеджмент;
• организация коммуникаций;
• стратегическое планирование и менеджмент.

Таким образом, информационный менеджмент имеет фундаментальное значение для организаций и обладает значительным потенциалом.

Информационное общество

Информационное общество (Informationsociety) — это новая фаза исторического развития цивилизации, основными продуктами производства которой являются знания и информация. Характерные черты информационного общества:

• увеличение роли знаний и информации в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов

•создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает:

- доступ людей к мировым информационным ресурсам;

- эффективное информационное взаимодействие людей;

-удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Программы информатизации

Информатизация — важнейшая тенденция общественного развития, которая сопровождается переходом к новой постиндустриальной, цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века.

Государственные органы ведущих стран заняли активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою стратегию и политику по его построению и развитию.

На встрече G8 в июне 2000 года была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества.

Доминирующим фактором, который определяет ускорение процессов социальной трансформации общества, стало распространение новых информационно-коммуникативных технологий. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии позволяют расширять спектр новых возможностей и поле выбора каждого человека.

Информационная экономика

Понятие информационной экономики

Информационная экономика (Informationeconomy; Knowledgeeconomy) — экономика, которая основанана знаниях, хранению, обработке и распространению знаний и информации, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для формирования квалифицированной рабочей силы и инноваций.

В среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран приходится на сферы услуг и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности; именно эти отрасли отличает высокие темпы роста объемов производства, инвестиций и занятости. Достижения науки и техники выступают решающим фактором улучшения качества услуг и продукции, экономии материальных и трудовых затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. В конечном счете все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на мировом и внутреннем рынках.

По своим свойствам информационная экономика носит глобальныйхарактер и является основой развития и формирования информационного общества. В условиях информационного обществапроцессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни и успеть усвоить нарастающий объем информации, индивиду, персоналу и специалисту необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. При проведении в жизнь основных принципов информатизации, а также приналичие достаточно высокой информационной культуры и развитого разветвленного рынка информационных услуг такая возможность становится реальностью.

Читайте также: