Информационная экономика это кратко
Обновлено: 25.06.2024
Новейшая отрасль экономической науки, изучающая эффективное применение современных информационных технологий в сфере электронных данных, наука об изучении экономической теории современного информационного общества.
Этапы развития
- первое применение информационных технологий в производстве;
- введение системы стандартизации IT и ее массовое внедрение во все сферы производства;
- рост уровня производства и конкуренции в сфере добычи информационных ресурсов (то, что мы наблюдаем сейчас);
- преобладание спроса на интеллектуальную собственность, понижение значения производства современного капитала (здания, автомобили, сырье и прочее).
Современная информационная экономика
Нужно понимать, что классический капитал, который можно сделать, например, на заводе, — это часть индустриального-постиндустриального общества. В настоящее время человечество находится на рубеже между этим типом общества и полностью информационным. Заводы все так же работают, там по-прежнему задействован человеческий труд, так что от индустриального общества мы пока далеко не ушли.
Впрочем, наш главный современный капитал — это деньги. Именно из-за этого фактора так возрастает важность отрасли экономики и финансов. Мы наблюдаем огромное количество банков и прочих финансовых организаций, кафедры экономических наук просто забиты студентами, а бизнес-центр сегодня можно увидеть даже в маленьком городе.
Предмет исследования
В данном случае это:
- изучение современных экономических отношений, которые взаимодействуют с научно-технической информацией;
- изучение непосредственного применения полученной информации в разных отраслях производства.
То есть главная задача информационной экономики — это изучение нынешнего состояния современного комплекса программно-технических средств и возможностей их применения в жизни: образовании, производстве капитала, медицине и прочих отраслях. Разумеется, все это никак не идет вразрез с классической экономикой, это просто вспомогательная часть к применению экономических теорий.
В отличие от аграрной стадии развития мировой экономики, где основными факторами производства были физические способности человека, ручные орудия труда и природный фактор, а также от индустриальной стадии, где к этим факторам в качестве приоритетных добавились машины и энергия, в информационной экономике основную роль в производстве и управлении на всех уровнях играют информация и информационные технологии. При соответствующем развитии производительных сил информация, в особенности её высшая форма - знания, то есть обобщённая, концентрированная, осознанная и общественно апробированная информация, из побочного превращается в основной результат производства, даже если речь идёт о производстве материальных ценностей.
Информация становится основным ресурсом не только производственной, но и транзакционной деятельности, так как поиск контрагентов, заключение сделок и контроль за соблюдением условий их выполнения требуют всё возрастающего количества информации. Это относится к сделкам как в сфере материальных благ, так и в сфере информационных обменов. Информация и в особенности знания становятся объектом инвестиций не только с целью последующего непосредственного использования, но и с целью тезаврации (накопления ценностей). В информационном обществе информация играет роль незаменимого фактора консолидации общества, сохранения, преемственности и совершенствования общественных институтов.
Вместе с изменением отношения к информации на информационной стадии развития экономики изменяется отношение к работнику и к производственному коллективу как потенциальным или реальным носителям уникальной информации, которую невозможно передать другому работнику или коллективу и которая является необходимой для успешной деятельности предприятия в конкурентной среде. Это побуждает предприятия изменить систему найма, расстановки и увольнения работников, осуществлять инвестирование в человеческий капитал.
Информационная экономика охватывает ныне всё большую часть мира: к начау 2006 года доступ к сети Интернет имели 1,3 миллиарда человек; Россия по числу пользователей Интернета занимает 11-е место в мире. Территориальная, социальная и отраслевая фрагментированность экономики России сдерживает и одновременно делает настоятельно необходимым переход к информационной стадии развития экономики.
Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, которую можно сравнить только с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах.
Правильно спроектированные автоматизированные информационные системы и актуальные информационные ресурсы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.
Базой для продуктивной работы любого менеджера являются актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы.
Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент стоит множество формулировок. Однако можно выделить наиболее распространенные трактовки данного понятия:
•информационное обеспечение (в широком смысле);
•информационные ресурсы и управление ими;
•предпринимательство и информационные услуги;
•управление и техническая поддержка информационных систем;
•организация научно-информационной деятельности;
•офис-менеджмент;
• организация коммуникаций;
• стратегическое планирование и менеджмент.
Таким образом, информационный менеджмент имеет фундаментальное значение для организаций и обладает значительным потенциалом.
Информационное общество
Информационное общество (Informationsociety) — это новая фаза исторического развития цивилизации, основными продуктами производства которой являются знания и информация. Характерные черты информационного общества:
• увеличение роли знаний и информации в жизни общества;
• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов
•создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает:
- доступ людей к мировым информационным ресурсам;
- эффективное информационное взаимодействие людей;
-удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.
Программы информатизации
Информатизация — важнейшая тенденция общественного развития, которая сопровождается переходом к новой постиндустриальной, цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века.
Государственные органы ведущих стран заняли активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою стратегию и политику по его построению и развитию.
На встрече G8 в июне 2000 года была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества.
Доминирующим фактором, который определяет ускорение процессов социальной трансформации общества, стало распространение новых информационно-коммуникативных технологий. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии позволяют расширять спектр новых возможностей и поле выбора каждого человека.
Информационная экономика
Понятие информационной экономики
Информационная экономика (Informationeconomy; Knowledgeeconomy) — экономика, которая основанана знаниях, хранению, обработке и распространению знаний и информации, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.
Понятие экономики, основанной на знаниях, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для формирования квалифицированной рабочей силы и инноваций.
В среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран приходится на сферы услуг и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности; именно эти отрасли отличает высокие темпы роста объемов производства, инвестиций и занятости. Достижения науки и техники выступают решающим фактором улучшения качества услуг и продукции, экономии материальных и трудовых затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. В конечном счете все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на мировом и внутреннем рынках.
По своим свойствам информационная экономика носит глобальныйхарактер и является основой развития и формирования информационного общества. В условиях информационного обществапроцессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни и успеть усвоить нарастающий объем информации, индивиду, персоналу и специалисту необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. При проведении в жизнь основных принципов информатизации, а также приналичие достаточно высокой информационной культуры и развитого разветвленного рынка информационных услуг такая возможность становится реальностью.
Введение
Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, которую можно сравнить только с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах.
Правильно спроектированные автоматизированные информационные системы и актуальные информационные ресурсы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.
Базой для продуктивной работы любого менеджера являются актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы.
Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент стоит множество формулировок. Однако можно выделить наиболее распространенные трактовки данного понятия:
•информационное обеспечение (в широком смысле);
•информационные ресурсы и управление ими;
•предпринимательство и информационные услуги;
•управление и техническая поддержка информационных систем;
•организация научно-информационной деятельности;
•офис-менеджмент;
• организация коммуникаций;
• стратегическое планирование и менеджмент.
Таким образом, информационный менеджмент имеет фундаментальное значение для организаций и обладает значительным потенциалом.
Информационное общество
Информационное общество (Informationsociety) — это новая фаза исторического развития цивилизации, основными продуктами производства которой являются знания и информация. Характерные черты информационного общества:
• увеличение роли знаний и информации в жизни общества;
• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов
•создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает:
- доступ людей к мировым информационным ресурсам;
- эффективное информационное взаимодействие людей;
-удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.
Программы информатизации
Информатизация — важнейшая тенденция общественного развития, которая сопровождается переходом к новой постиндустриальной, цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века.
Государственные органы ведущих стран заняли активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою стратегию и политику по его построению и развитию.
На встрече G8 в июне 2000 года была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества.
Доминирующим фактором, который определяет ускорение процессов социальной трансформации общества, стало распространение новых информационно-коммуникативных технологий. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии позволяют расширять спектр новых возможностей и поле выбора каждого человека.
Информационная экономика
Понятие информационной экономики
Информационная экономика (Informationeconomy; Knowledgeeconomy) — экономика, которая основанана знаниях, хранению, обработке и распространению знаний и информации, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.
Понятие экономики, основанной на знаниях, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для формирования квалифицированной рабочей силы и инноваций.
В среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран приходится на сферы услуг и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности; именно эти отрасли отличает высокие темпы роста объемов производства, инвестиций и занятости. Достижения науки и техники выступают решающим фактором улучшения качества услуг и продукции, экономии материальных и трудовых затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. В конечном счете все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на мировом и внутреннем рынках.
По своим свойствам информационная экономика носит глобальныйхарактер и является основой развития и формирования информационного общества. В условиях информационного обществапроцессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни и успеть усвоить нарастающий объем информации, индивиду, персоналу и специалисту необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. При проведении в жизнь основных принципов информатизации, а также приналичие достаточно высокой информационной культуры и развитого разветвленного рынка информационных услуг такая возможность становится реальностью.
Читайте также: