Информационная демократия это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Электронная демократия — это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Электронная или интернет-демократия – не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и в то же время не просто техническое нововведение, позволяющее гражданам удобно общаться со своим правительством, а последнему – оперативно получать информацию о своих гражданах. Интернет-демократия – это способ поставить вопрос о демократии заново, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие опасности готовит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации массовой политики.

С середины 90-х годов прошлого столетия Э-демократия (Интернет-демократия) вступила на путь своего развития, хотя до конца этого пути еще очень далеко. Развитие началось именно с организации электронных правительств различного рода. Больших успехов в этой области достигли Канада, Сингапур, Голландия, Финляндия, Норвегия, Австралия и Эстония.

Постепенно, с осознанием учеными возможностей Глобальной сети стали появляться различные теории электронной или облачной демократии. Существует одноименная книга Л. Волкова и Ф. Крашенинникова, выпущенная в 2011 году в Екатеринбурге. Авторы предлагают создать инновационную интернет систему, в которой каждый гражданин сможет принимать участие в политических процессах страны. Каждый политически активный гражданин, благодаря индивидуальной электронной подписи, получит возможность не только голосовать за законопроекты, но и предлагать их самому. Так же этот гражданин будет иметь право делегировать свой голос по той или иной проблеме более компетентному человеку – эксперту. Так, творцом и держателем власти и закона, в определенном смысле, станет народ.

Однако помимо технических трудностей установления электронной демократии существуют и другие.

Обеспеченное интернетом увеличение уровня политического участия сопровождается упадком политической ответственности. Информационные технологии снимают социальные барьеры, препятствующие ранее не представленным группам принимать участие в политической жизни. Такое участие на фоне низкой политической интернет культуры может привести к тяжелым последствиям. Как часто мы видим в сети ругань, ни на йоту, не приближающую нас к решению конкретных вопросов? Для перехода к электронной демократии нужно, что бы общество было не только технически, но и психологически готово к этому шагу.

Это те риски, которые необходимо учитывать. На данный момент политический контингент уже представлен в сети, политики ведут блоги, партии создают сайты. Есть и вовсе акторы, организации и движения, существующие только в Сети. Существуют порталы государственных услуг. Несмотря на все это, я с трудом могу представить что в России будет сформирована электронная демократия в ближайшие годы. Переход к ней с одной стороны действительно неизбежен. Общество уже давно перешагнуло черту информационности и в бизнесе и в образовании. Но, с другой, для перехода именно к электронной демократии простой технической готовности, как оказывается, недостаточно. Во-первых, многим людям сложно выработать доверие к интернету, но это больше вопрос времени. Во-вторых, электронная демократия должна базироваться на определенной политической и интернет культуре. В нашей стране этого пока нет. Интернет дает ощущение анонимности и свободы, и люди к этому привыкли и ведут себя соответственно. Но такое поведение и ставит под вопрос возможность развития электронной демократии. Пока не сформируются определенные основы культуры политической активности в Сети, представляется маловероятным формирование действенной системы сетевой демократии. В-третьих, нельзя отметать фактор психологической готовности не только членов общества, но и представителей власти. На данный момент этой готовности нет. Сетевая демократия предполагает открытое, неограниченное общение между властью и обществом. Как может быть установлено такое общение когда в социальных сетях и блогах за политика пишет специально нанятый человек, или более того какая-то фирма или контора.

Электронная демократия – это инициатива с низу. И для того, что бы она установилась и функционировала, нужно что бы все население знало о тех возможностях, которые предоставляет интернет, для политически активных людей. Сейчас этого, увы, нет. И сомневаюсь, что я ошибусь, если скажу, что основная проблема электронной демократии в нашей стране – это отсутствие информированности и заинтересованности. И с этим предстоит бороться всем идеологам этого инновационного процесса.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Новизна этой формы демократии состоит в том, что ее со­ставляющими выступают всеобщее избирательное право и сво­бодная информация. При этом соблюдается условие, что обе со­ставляющих применяются честно, без манипуляций и политического обмана политтехнологов. Естественно, что народ может реализовать свое право выбора только в условиях свобод­ного распространения информации, когда отсутствуют полити­ческие запреты и политический террор. Если ранее демократия строилась почти исключительно на избирательных бюллетенях, то теперь между избирателем и его актом выбора находится ин­формация.

Информация определяет демократические действия граждан. Они обладают всей полнотой информации и на этом основании делают выбор. Таким образом, между избирателем и избираемым стоит информация, причём не приукрашенная деятельностью политтехнологов. Пиар запрещён для более демократического выбора. Люди начинают больше внимания обращать на общественное мнение, избирательные технологии теряют эффективность. Общественное мнение начинает выполнять роль классовой борьбы. Но борьбы импульсивной, зависящей от настроений избирателей. Поэтому для существования правового демократического государства необходимо 5 властей: законодательная, исполнительная, судебная, информационная и интеллектуальная. Причём 2 последние должны пронизывать 3 первых. В данном случае власть информации – это свобода печати, гласность, обилие общедоступных баз данных. В информационной демократии отсутствуют политические запреты и политический террор. Избиратель может выявить всю информацию о кандидате и принять взвешенное решение.

11.3. Плюсы и минусы информационной демократии

1. Очень быстрый обмен информацией.

3. Взгляд со всех сторон на политика или политическую партию.

4. Отсутствие политтехнологий, то есть выбор не навязывается.

5. Повышение информатизации и общего интеллектуального уровня.

1. Сложно разобраться в огромном потоке информации.

2. Дезинформацию случайно можно принять за правду.

3. Государственных секретов нет, страна беззащитна.

4. Средства передачи информации могут быть выведены из строя мгновенно.

5. Из за огромного потока информации потребитель становится дилетантом в некоторых вопросах.

6. Нужна информатизация всего общества, а это накладно, может произойти упадок в экономике.

7. Случайная ошибка может изменить всё.

8. Доверие к компьютерной информации может быть использовано в корыстных целях.

Теория рыночной демократии

12.1. Основы рыночной демократии

Рыночная демократия подразумевает под собой не только свободную частную собственность на средства производства, но и справедливость экономических отношений. Рыночная демократия исходит из того, что в число необходимых условий демократии должно входить равенство в распределении экономических ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена эффективность экономической системы.

По теории рыночной демократии вся система предприятий находится в руках частных владельцев или коллективов работников предприятий. Управляются предприятия на основе демократии.

Политическое равенство граждан осуществляется защитой прав работающих внутри предприятия или фирмы. При голосовании всем членам обеспечивается равенство. Голосование принимается решение из перечня выдвинутых альтернатив. Голосование распределяются доходы и инвестируются в развитие предприятия прибыли.

Система самостоятельных предприятий должна сложиться в единый организм на основе широкого компромисса, который обеспечивает справедливое распределение богатств и ресурсов. Именно это считается всеобщей справедливостью.

Государство при рыночной демократии необходимо для обеспечения системы самоуправления предприятий. Оно обеспечивает военную безопасность, ведёт внешнюю политику, обеспечивает регулирование социального обеспечения и здравоохранения, обеспечивает защиту национальных экономических интересов от внешних воздействий, несёт ответственность за состояние окружающей среды. Также государство ведёт антимонопольную профилактику, обеспечивает доступ на рынок малым и средним предприятиям, или предприятиям недавно созданным.

При рыночной демократии существуют различные формы собственности:

- частная – предприятия принадлежат одному собственнику или группе;

- индивидуальная – совладельцами являются работающие на предприятии;

- кооперативная – собственник один – коллектив предприятия;

- государственная – оперативное управление осуществляет коллектив, но стратегию его развития разрабатывает государство;

- общественная – предприятие принадлежит обществу и не может служить объектом купли-продажи, а доходы от его деятельности распределяются между членами всего общества.

Несмотря на разработанность теория рыночной демократии не нашла применения, за исключением некоторых моментов, которые были применены в советский период в Югославии и Венгрии.

Рыночная демократия склонна к тому, что индивид, обладающий низким показателем доступа к одним социальным благам, мог компенсировать этот дефицит широким доступом к другим благам.

12.2. Критика рыночной демократии.

В современных США существуют деформированные элементы рыночной демократии. В разных областях производства или сферы услуг выделяются ведущие компании, люди от бизнеса приходят во власть и составляют политические элиты, которые не только и не сколько взаимодействуют друг с другом, но конкурируют.

По принципу антимонопольного законодательства происходит и разделение властей. Причём чиновники разных статусов имеют разные сроки полномочий. Это позволяет всегда кому-то из легитимно избранных быть у власти.

Общая политика государства выглядит как заключение компромиссных сделок при попытках продвинуть свои интересы, Политику диктуют различные элитарные группировки, каждая из которых преследует свои цели.

У меньшинства всегда есть право вето, которое используется элитами для блокирования интересов большинства, формальное соблюдения буквы демократии становиться рычагом контроля элиты над большинством. Такое положение дел вызывает у большинства мысль о том, что их право большинства всё равно будет заблокировано элитой, которая настоит на своём, поэтому у большинства наблюдается политическая апатия, которая способствует тому, что фактическую власть в свои руки берут промышленные или финансовые группировки.

Пассивность и безразличие большинства к политике дают повод меньшинству закрепиться во властных структурах. По подсчётам политолога Паренти в США властная элита благодаря выборам обновлялась наполовину в начале ХХ в., на треть в середине, а в конце века обновляемость элиты составляет всего лишь 2 %, то есть нынешние власть держащие, несмотря на демократические декларации попросту не пускают во власть альтернативные силы, причём не только своих противников, но и сторонников.

В рыночной демократии теряют свой вес практически все человеческие ценности – мораль, нравственность и т.д. – всё сводится к рыночным отношениям, поиску выгоды. Любое сотрудничество строится по принципу следователь-обвиняемый, когда индивид, группа индивидов или организация идёт на сотрудничество, чтобы облегчить свою участь и получить какие-то блага, которых другие будут лишены, несмотря на декларируемое равное распределение благ.

Таким образом, теория рыночной демократии, возникшая в период противостояния двух политических систем, и наиболее точно, но в виде некоторых элементов, проявившаяся именно в советском строе, на данном этапе превращается в подмену демократических отношений экономическими выгодами.

Электронная демократия (э-демократия) — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

В основе представления об эффективности э-демократии лежат как теоретические исследования (информационная теория демократии), так и экспериментальные данные, полученные, например, в ходе исследований коллективного разума.

Содержание

Терминология

Следует различать э-демократию и электронное правительство. Стивен Клифт (Steven Clift) подчёркивает:

Некоторые исследователи (например, социолог И. Эйдман) вместо термина э-демократия употребляют термин сетевая демократия.

Электронная демократия в России

Электронная демократия в России делает свои первые шаги. Ниже приводится список недавно возникших проектов, находящиеся в разных стадиях работоспособности.

Экспертный центр электронного государства

В 2012 году создан Экспертный центр электронного государства. Руководитель Экспертного центра – Павел Хилов. Основные задачи деятельности Экспертного центра электронного государства:

развитие и распространение экспертизы в сфере региональной и муниципальной информатизации, формирования информационного общества и электронного правительства;

организация профессиональных обсуждений инициатив и подготовка предложений по формированию приоритетных направлений развития информационных технологий и государственной политики в сферах электронного правительства, электронной демократии и региональной информатизации;

формирование независимого механизма мониторинга и оценки текущих результатов деятельности субъектов Российской Федерации в сфере применения информационных технологий, реализации проектов в сфере создания и внедрения инструментов электронной демократии и электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях;

развитие кадрового ресурса для решения задач развития информационных технологий на региональном и муниципальном уровнях;

содействие повышению места России в международных рейтингах развития ИКТ.

В ноябре 2012 года Экспертным центром был проведен первый в России масштабный краудсорсинг среди специалистов в области информационных технологий по определению приоритетов в региональной информатизации. [1]

Волков сообщил, что технологически система для реализации проекта будет создана уже в октябре 2011 года.

Присутствовавший на презентации книги юрист и блогер Алексей Навальный заявил о своей поддержке идей облачной демократии. [3]

16 января 2012 года состоялся запуск бета-версии сайта, в которой будет реализована вся необходимая функциональность [10] .

Проект финансируется на средства бизнесмена Сергия Колесникова [11] , который ранее обвинил Путина в коррупции; в настоящее время Колесников скрывается в США. По словам Леонида Волкова, Колесников взял на себя обязательства не вмешиваться в дела проекта и передать все права на него в руки сообщества его пользователей [11] .

В феврале 2010 года в России был запущен сайт Демократор, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям.

Координационный Совет российской оппозиции

Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами — граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внёсшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей.

В выборах участвовали кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий — левой, либеральной и националистической. Всего было избрано 45 человек. Всего на места в КС претендовали 211 кандидатов. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Политическая сеть прямой электронной демократии

Сетевой парламент

На первых этапах голосования возникли большие накрутки определённых кандидатов (в основном с еврейскими фамилиями, чтобы дискредитировать проект) с использованием ботов. Потом организаторы в какой-то мере отчистили результаты от голосов ботов, ввели капчу и ограничили многократное голосование с одного IP-адреса (не более раза в час). Результаты стали более адекватными. [19]

По результатам голосований в Сетевой парламент были избраны (в порядке числа поданных голосов):

Фонд развития электронной демократии

30 марта 2011 года состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено о планах создания Фонда развития электронной демократии (ФРЭД) и представлены две системы LiquidDemocracy (дословно жидкая демократия) — модели демократии с делегированием голосов: LiquidFeedback PPRu.b30 и Liquidizer [21] . Учредителями Фонда выступили депутат И. Пономарёв, социолог И. Эйдман, активисты Пиратской партии России П. Рассудов, С. Шакиров и В. Чижевский, специалист по открытым данным И. Бегтин, историк А. Шубин, общественные деятели Г. Жуков, В. Бианки и А. Семёнов [22] .

Интернет Партия Российской Федерации

Пиратская партия России

Электронная демократия и открытое правительство является одним из главных направлений деятельности Пиратской партии России, а также её основной политической целью. [30]

Портал Гражданских прав и обязанностей Куда-Кому

Электронная демократия на этом портале реализуется посредством сервиса составления жалоб и заявлений в любой орган власти на территории России, бесплатное онлайн-составление исковых и других заявлений. [31]

Портал дает возможность жителям области сообщать органам власти, силовым структурам о возникающих затруднительных ситуациях, внести свои предложения и инициативы публично, минуя бюрократические препоны. Здесь можно посмотреть представителям всех саратовских ветвей власти, что называется, в глаза. И не только посмотреть, но и задать вопрос и даже получить вразумительный ответ, что в условиях нашей подчас совершенно глухой к мнению народа власти само по себе уникально. Здесь можно принять участие в голосовании и собственноручно поднять или опустить рейтинг того или иного политика. По сути, это полноценная общественная приемная, аналогов которой в области пока нет [32] .

1. Персонализация личности в структуре власти. Гражданин обращается посредством портала к конкретному чиновнику или депутату, а не к обезличенному бюрократическому аппарату.

Деятельность органов власти России в области электронной демократии

  • формировать и отправлять в органы власти всех уровней публичные, в том числе коллективные, обращения, отслеживать их статус, получать ответы;
  • привязывать к карте проблемы, о которых сообщается в орган власти;
  • проводить публичные обсуждения документов, сбор замечаний и предложений;
  • вести блоги органов власти;
  • оценивать качество принятых органом власти мер или ответа на обращение;
  • формировать статистику качества работы органов власти на основании оценок граждан.

Особого внимания заслуживает эксперимент с проведением в Интернете опросов при назначении тех или иных руководителей в ХМАО. В августе 2011 года губернатор Н. В. Комарова назначила директора департамента физкультуры и спорта по результатам публичного обсуждения кандидатур [36] . Аналогично проходило назначение директора окружного департамента образования и молодёжной политики в ноябре того же года. При этом в проводившемся в блоге губернатора опросе приняли участие 80.318 человек [37] . В июне 2012 года был принят регламент назначения главного врача Окружной клинической больницы в Ханты-Мансийске, согласно которому на утверждение будут внесены 2 кандидатуры, набравшие наибольший рейтинг среди телезрителей в ходе теледебатов [36] .

Деятельность Президента Российской Федерации по развитию электронной демократии в России

Важное значение для развития электронной демократии в Российской Федерации оказывает деятельность Президента Российской Федерации.

создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения;

использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет; предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;

обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;

- утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую: создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.; рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества;

- обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации. [38]

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Законодательную власть осуществляет Парламент, в котором работают 2 партии: консерваторы и прогрессисты.

В повести показано, что при такой системе власти и управления, нужда в милиции (полиции) и прокуратуре будет уменьшаться вплоть до их исчезновения из жизни общества. Это произойдет на фоне резкого падения уровня преступности.

Парламент

Рассмотрим подробнее оптимальную модель законодательной ветви власти (Парламент).

Избранный депутат не будет представлять, и лоббировать интересы округа, от которого избран, как территории. Территориальная конфигурация округа не будет иметь значения. Главное – там будет проживать 1 млн. граждан.

Проблемы, которые предстоит решать парламентарию, будут иметь общегосударственный характер.

Партийные структуры в центре и на местном уровне – будут финансироваться из бюджета государства, как необходимые инструменты управления.

Для каждой из парламентских партий будут предоставлены: 1 газета, 1 журнал, 1 телеканал и книжное издательство с типографией. Их работа будет оплачиваться из бюджета государства.

Особой строкой в бюджетном финансировании, будут выделены затраты на партийный научно-исследовательский Центр, охватывающий проблематику управления страной во всех отраслях и сферах.

Парламент избирается на срок 5 лет. Каждая из партий к выборам должна будет представить (согласно Конституции) свой План развития страны на этот срок и перспективу.

План будет должен соответствовать жестким критериям: конкретность, определенность по срокам и средствам, обязательность выполнения, подробность по разделам и сферам управления обществом и государством.

Функционеры правящей партии получают в 3 раза более высокую зарплату (аппарат в центре и на местах) по сравнению с оппозицией. Это будет стимулировать борьбу партий за доверие избирателей.

Легко заметить, что в предложенной модели законодательной власти, парламентарии превращаются в госслужащих, которые будут обязаны заниматься законотворчеством на профессиональной основе, как специалисты. Разумеется, депутаты начнут ставить во главу угла интересы общества и государства, которые их будут содержать за свой счет и контролировать посредством референдумов.

В настоящее время, депутаты Парламента - скорее предприниматели на ниве Власти, чем законодатели.

Сам Парламент, представляет собой удивительное собрание людей, весьма далеких от законотворчества.

Разумеется, им некогда заниматься всякой ерундой и ходить на сессии Парламента. Поэтому за них голосуют однопартийцы, переданными им карточками.

Должно быть очевидным, что называть такую систему власти и управления демократией, невозможно.

Вопрос: Почему в оптимальной модели Парламента только 2 партии?

Ответ: 1) Невозможно финансировать за счет бюджета много партий

2) Все интересы граждан будут учитываться за счет общественных организаций, поддерживающих ту или иную партию.

Такая самодеятельность граждан, как объединение в общественную организацию, выражающую их интересы, - будет облегчаться, и поощряться государством.

Задача будет осложняться конституционным запретом на любые формы принуждения граждан. Будут разрешены только материальное и моральное поощрение ради достижения цели.

Предложенная тут система управления обществом и государством вынуждена будет руководствоваться интересами граждан страны. Их недооценка прямиком приведет к потере власти.

Управлять будут коллективы высококлассных специалистов в интересах народа и под контролем граждан.

Во - вторых, референдум, осуществляемый с помощью мобильной связи, нельзя считать голосом толпы.

Это индивидуальное решение, принимаемое каждым гражданином свободно и без давления извне.

Партии будут иметь равные возможности (впервые в нашей истории) в пропаганде своих идей и предложений.

Кто из них будет более убедителен – решит народ.

Для этого придется разработать систему индивидуальных коэффициентов гражданского участия в управлении. Коэффициенты должны носить объективный характер и учитывать степень готовности гражданина к принятию решений государственного значения (выборы, референдумы).

Поскольку разработка управляющих алгоритмов и постановка целей развития переходит к партии, победившей на выборах, то она и становится субъектом выработки внешней и внутренней политики страны. Это большая ответственность. Поэтому общество будет обязано уделить самое пристальное внимание структуре партийной организации и процедурам принятия решений.

И оно будет иметь на это полное право, так как партийные структуры будут содержаться на деньги налогоплательщиков, граждан страны.

Что касается оптимальной структуры местных органов власти в областях, городах и районах, то они будут организованы подобным образом. Так же, как и Верховная власть в стране.

Из предложенной модели осуществления власти в стране, можно сделать ряд вполне очевидных выводов:

1. Управление будет работать только в интересах граждан

2. Станет возможным эффективный контроль

3. Полностью будет ликвидирована сама возможность коррупции

4. Затраты на управление резко, многократно уменьшатся при возросшем качестве

5. Граждане приобретут много новых возможностей и удобств, положительно влияющих на качество жизни.

Эти глупые домыслы пугают читателей самыми нелепыми фантазиями.

Это неизбежно, как восход солнца!

Если в "современную эпоху", в России, реализовать этот проект, то жизнь станет ещё более ужасной, ибо у власти (прообраз "Отца") стоит криминал и антипатриотичные личности, прямо враждебные России.

Компьютерные технологии это хорошо, но если реализуются в приемлемой для основной массе народа форме доминирующего способа воспроизводства жизни. (Из истории известны такие способы как Первобытность, Рабовладение, Феодализм, Капитализм, Социализм.) Поэтому архиважен избираемый способ воспроизводства. Сегодня прогрессивен СОЦИАЛИЗМ, ГУМАНИЗМ, Информационное общество. Вот этот тип общества и следует строить на основе "Компьютерной демократии", иначе будет ещё хуже.

Понятие электронной демократии

Под электронным государством подразумевают организацию работы органов государственной власти с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для повышения оперативности и качества государственных услуг и для донесения до населения результатов работы органов власти . Теоретическая основа электронного государства — идея о социальном государстве, а именно — о сервисном государстве, одной из важнейших функций которого считается именно оказание услуг .

Электронная демократия же — это форма общественной и политической деятельности граждан с использованием информационно-коммуникационных технологий для качественного и оперативного взаимодействия людей друг с другом, с органами власти, муниципалитетатми, общественными и коммерческими организациями и прочими участниками политического процесса .

Механизмы электронной демократии

    ;
  • механизмы коммуникации граждан с помощью электронных сетей для обсуждения социальных, общественных и политических вопросов и проблем;
  • механизмы создания онлайн-сообществ, в том числе — для продвижения гражданских инициатив;
  • механизмы коммуникации граждан с целью воздействия на государственные органы и контроля за их действиями;
  • механизмы общественного онлайн-управления на уровне муниципалитетов .

Электронная демократия в России

Правовые акты

Механизмы электронной демократии в России

Кроме того, в форме электронного голосования были организованы выборы в Координационный совет оппозиции в 2012 году .

История электронной демократии

Ресурсы сети интернет изначально были использовани для нужд электронного правительства: в 1993 году свой сайт появился у американского Белого дома. Однако в 1995 году федеральные органы власти США завели электронные почтовые ящики, на которые могли отправлять письма обычные граждане, и к 1998 году такой способ воздействия на власть окончательно прижился .

Электронное голосование через Интернет спорадически использовалось в США, а в Эстонии в октябре 2005 года впервые в мире прошло интернет-голосование — на выборах в органы местного самоуправления, причем параллельно было организовано и традиционное голосование. В итоге через интернет отдали свой голос менее 10 тысяч избирателей, при общей численнности населения страны в 1, 4 миллиона человек .

Читайте также: