Индустриальная цивилизация в начале 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

История знает четыре фазы модернизации: мануфактурная (XVI-середина XVIII века), индустриальная (начавшаяся с промышленного переворота в конце XVIII века и закончившаяся в большинстве европейских стран к концу XIX века), позднеиндустриальная (первая половина XX века) и постиндустриальная (начавшаяся после Второй мировой войны и продолжающаяся по настоящее время).

К концу XIX века завершилось ускоренное развитие тяжёлой промышленности и завершилась эпоха угля и стали. Главным направлением стали новые технологии и новая техника. Машиностроение, автомобильная и авиационная промышленность, производство средств связи начинают определять экономическое развитие. Использование новых технологий позволило производить более дешёвую и качественную продукцию. Внедрение новых технологий требовало огромных средств, что было доступно лишь крупным предприятиям. Мелкие предприятия разорялись, круг конкуренции снижался, производство укрупняется, а капиталы концентрируются. Это вело к такому состоянию рынка, которое известно как монополии. В итоге целые отрасли оказались оказывались подконтрольны небольшому количеству предпринимателей и банкиров.

Важной политической силой в странах Европы и США становится рабочее и социалистическое движение. Политические партии – социал-демократические, социалистические, лейбористсткие – к этому времени были во многих странах мира. В ведущих западных станах утверждается конституционный строй. Укрепляются принципы парламентаризма и демократии. В качестве главных идейных течений в XX веке оформляется консерватизм, либерализм и социализм, что находит выражение в соответствующих партиях. Усиливается процесс секуляризации общества.

Франция. Четвёртое место в мире по темпам экономического роста (после США, Германии, Англии). Второе место (после Англии) по вывозу капитала. Но Франция вывозила капиталы не в колонии, как Англия, а в европейские страны. Предоставление займов под большие проценты. Французский капитализм – ростовщический. Время активного формирования французской колониальной империи. Захват Индокитая, африканских территорий – Туниса, Берега Слоновой кости, Гвинеи, острова Мадагаскар. Ведущая тенденция политической жизни – борьба между монархистами и республиканцами. Значительное влияние социалистических учений. 1905 г. – создаётся Объединённая социалистическая партия. Партия выступала против колониализма и милитаризма. В отличие от Англии Франция была аграрно-индустриальной страной, половина населения занята в сельском хозяйстве.

Германия. В ходе франко-прусской войны завершилось объединение Германии. С 1888 г. во главе государства встал Вильгельм II. Полуавторитарная монархия и слабая система представительной власти. Император Германской империи являлся верховным главнокомандующим армии, имел право назначать и смещать главу правительства (канцлера). Парламент (Рейхстаг) лишь обсуждал проекты новых законов и бюджет, а утверждал их император. Первое место в Европе и второе в мире (после США) по объёму промышленного производства. Быстрый рост военной промышленности. Причины экономического успеха Германии: получение контрибуции от Франции, захват Эльзаса и Лотарингии, богатых природными ресурсами, высокий уровень эксплуатации собственных рабочих, использование индустриального опыта других стран. В сельском хозяйстве сохранялась полуфеодальная система помещичьих (юнкерских) хозяйств и малоземелье наёмных работников-батраков. Передовая мощная военная индустрия (1914 г. – военный бюджет Германии составлял почти половину всех государственных расходов). Борьба за колониальный передел мира: участие в разделе Китая, агрессивные планы в отношении Ближнего Востока, Балкан и России.

Международные отношения в начале XX века. Завершился раздел Африки. Англия оккупировала Египет, колонии на западе и востоке Африки, а после победы в англо-бурской войне (1899-1902) англичане стали полными хозяевами и юга африканского континента. Франции помимо давно захваченного Алжира достался Тунис, территории на западе и в центре Африки и остров Мадагаскар. Германия захватила земли на западе Африки (Камерун, Того), востоке и юго-западе. Во владении Португалии находились Ангола и Мозамбик. У итальянцев – Ливия и Восточное Сомали. Бельгия имела богатейшую колонию – Конго. В условиях противоборства интересов особое значение приобретало формирование влиятельных союзов и блоков. Сложились два блока. Ещё в 1879 г. Германия заключила союз с Австро-Венгрией, в 1882 г. к енму присоединилась Италия. Возник Тройственный союз. В то время Россия была связана с Германией и Австро-Венгрией Союзом трёх императоров (договор о военном нейтралитете на случай войны с другими державами). В то время как Тройственный союз уже предполагал военную взаимопомощь союзников. Поэтому Россия увидела в Тройственном союзе угрозу для себя. Франция помнила поражение во франко-прусской войне. 1891 г. Франция и Россия заключили союз, который в 1893 г. был дополнен военной конвенцией. 1904 г. Англия вступила в союз с Францией, а в 1907 г. и с Россией. Возник тройственный блок – Тройственное согласие (Антанта). Война была неизбежна. Противоречия блоков проявились в ходе Балканских войн. Конфликт в 1908 г., когда Австро-Венгрия объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. Австрию поддержала Германия. Россия вынуждена признать захват. 1911-1912 гг. итало-турецкая война - поражение Турции. Сербия, Болгария, Греция и Черногория заключили Балканский союз и начали войну против Турции. Разгром Турции, которая лишилась своих владений в Европе. Основная часть бывших османских территорий досталась Болгарии, это вызвало недовольство вчерашних её союзников. Они образовали новый блок, к которому присоединилась Румыния. Болгария первой атаковала Сербию и Грецию. Но на стороне последних выступила Турция, а Германия и Австро-Венгрия предпочли не вмешиваться в разгоревшийся конфликт. Болгары остались в одиночестве и потерпели поражение. После Балканских войн Болгария сблизилась с Германией и Австро-Венгрией. Сербия пыталась занять часть Албании, но после ультиматума Австро-Венгрии сербам пришлось увести войска. После очередного конфликта летом 1914 г. разразилась Первая мировая война. У всех участников были свои цели. Секретные соглашения. Россия в случае победы должна была получить Стамбул с Черноморскими проливами, плюс территории в Закавказье и у своей западной границы. Россия соглашалась на уступку входивших в её состав польских земель, т.к Англия и Франция настаивали на независимости Польши. Англия и Франция рассчитывали разделить германские колонии в Африке и османские на Ближнем Востоке. Франция рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию. Боснию и Герцеговину намечалось передать от Австро-Венгрии к Сербии. Итальянцам за поддержку Антанты были обещаны юго-западные земли Австро-Венгрии, Албания.

Строили планы и представители Германского блока. Немцы надеялись заполучить французские и английские колонии в Африке. Добиться протектората над Бельгией и частью территории Франции с выходом к Атлантике. Австро-Венгрия планировала получить земли на Балканах и севере Италии.

На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, — электроэнергетика, машиностроение и химия.

Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования электричества. Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, — динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении — электротехника.

Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение двигателя внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу нефти. Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.


Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке

Из истории автомобилизма

Развитие различных областей промышленности

Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.

Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.

Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.

Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.

Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.

Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и радио буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.

Развитие военной промышленности

На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.

В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.

Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка — марганца и меди.

С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи угля и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.

К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.

Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.

А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века:

Cтраны лидеры индустриального развития 20 века

Cтраны лидеры индустриального развития 20 века

XIX века в Западной Европе и США. Таким образом, установилась индустриальная цивилизация, основным преимуществом которой являлось техническое развитие.

Развитие городов

Города стали приобретать особое значение в процессе индустриального развития. Промышленное производство имелось почти во всех городах. Основные общественные идеи, важные политические события тоже происходили в городах, которые росли очень быстрыми темпами. К середине XIX века в индустриальных государствах почти половина населения проживала в городах. В период мануфактурного производства города были не очень крупными.

Бурное развитие городов стало результатом промышленного переворота, создавшего основу индустриализации, развития работы фабрик и заводов. В Великобритании этот процесс начался несколько раньше. В других местах — позже, например, в Германии — в 70-х годах XIX века. Процесс урбанизации в США также приходится примерно на этот период. Вообще, в конце XIX — начале XX века очень быстро росло городское население в индустриальных государствах.

Рост старых городов и развитие новых были связаны с развитием промышленности. Большинство населения приезжало в города в надежде найти работу. Особенно быстро росли столицы. Например, население Парижа в 1850 г. составляло один миллион человек, а к 1880 г. оно выросло до двух миллионов. И в других странах население городов тоже быстро росло.

С середины XIX века происходят изменения и в строительстве городов. Например, Париж, начиная с 1853 года, в течение 20 лет представлял собой строительную площадку. Он строился заново, по-современному: были построены широкие улицы, большие площади, парки и сады. К концу XIX века город был оснащен водопроводной и канализационной системами, функционировали трамваи и метро.

Старая и новая аристократия

В середине XIX века 489 человек из 652 членов общественной палаты Парламента Англии являлись владельцами земель. В 1906— 1916 гг. две трети министров Великобритании были выпускниками элитных учебных заведений. Но с развитием индустриальной цивилизации аристократия постепенно стала терять свое господствующее положение. Часть земель была отдана для строительства городов, значительно сократились и лесные владения.

Новое время ставило перед уважаемыми членами общества новые требования. Аристократы, являвшиеся землевладельцами, стали занимать руководящие должности в банках, промышленных компаниях, администрациях колоний. Родство старой аристократии, потерявшей имущество, с новыми богачами привело к слиянию аристократии с буржуазией.

В XIX веке буржуазия стала играть все большую роль в экономической и политической жизни государства. Во главе крупных промышленных предприятий и банков стояли представители буржуазии, имевшие миллионные состояния. Наиболее яркие представители буржуазии стали добиваться и большого политического влияния.

Средним класс

Рабочий класс

В начале XX века США заняли первое место по количеству рабочих — 10,4 млн. В Германии количество рабочих в 1907 году достигло 8,6 млн человек. Рабочие в Европе и Северной Америке составляли около 40 млн человек. Число работающих в сельском хозяйстве, сферах услуг, транспорта, различных отраслях промышленности приближалось к 80 млн человек.

В квалификации наемной рабочей силы происходили серьезные изменения. Новые отрасли промышленности требовали квалифицированного труда. Все квалифицированные рабочие машиностроения Великобритании составляли 70—75% от общего числа рабочих, кораблестроения — 50—60%. 2/3 от общего числа рабочих, занятых в промышленности

США, и больше половины в промышленности Германии составляли квалифицированные рабочие.

До 70-х годов XIX века в индустриальных странах продолжительность рабочего дня составляла 10—16 часов.

Труд женщин и детей был мало оплачиваем. На фабриках трудились в основном девушки в возрасте 13—14 лет. 10—12-летние дети трудились на табачных фабриках, угольных шахтах. Они получали за свой труд еще меньше, чем женщины.

В этот период женщины вели борьбу за равноправие. К началу XX века идеи свободы и независимости женщин, их борьба за равноправие стали определяющими факторами нового цивилизованного общества.

Иммигрант (лат. immigrans — вселяющийся) — иностранец, прибывший в другое государство на постоянное или длительное жительство.
Индустрия (лат. industria — деятельность) — промышленность, в частности, тяжелая промышленность.
Миграция (лат. migration — переселение) — переселение, перемещение населения внутри страны или из одной страны в другую.

Для Запада XIX век стал эпохой торжества индуст­риальной революции, которая одерживала одну побе­ду за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.

Рождение индустриальной цивилизации

С XIX в. начинается особый этап в развитии циви-лизационного процесса, который историки называют . индустриальным, или машинным. Это название ука­зывает не только на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствова­ния машин невозможно существование такой цивили­зации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его эконо­мическое благополучие, военный потенциал, между­народный статус.

В аграрных доиндустриальных цивилизациях важ­нейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация дик­тует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являют­ся основой жизни цивилизации нового типа. Темп изменений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами.

Было время, когда человек ощущал свой мир как непреходящий. В этом мире человек строил свою жизнь, не пытаясь изменить его. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей и небом.

К. Ясперс. Смысл истории

Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря постепенно формирующемуся тесно­му союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Он создавал огромные возможности для наращивания производст­ва и для удовлетворения материальных нужд в масш­табах, каких человечество еще не знало.

Машинная цивилизация, как представлялось тем, кто стоял у ее истоков, должна была освободить лю­дей, преодолеть зависимость человека от сил природы, устранить вечную угрозу неурожаев и голода, смерто­носных эпидемий, стихийных бедствий.

Чем же ограничиваются темпы экономического роста? И Мальтус, и другой выдающийся английский экономист Д. Рикардо (1772—1823) считали главным ограничением то, что развитие экономики зависит от одного неизменного фактора — земли. Можно, конеч­но, увеличить капиталовложения, усовершенствовать орудия труда, но все эти меры не изменят главного: наступит день, когда человек поймет, что производя­щие силы природы ограничены.

В те времена, когда Мальтус и Рикардо давали свои пессимистические прогнозы, перспективы развития индустриальной революции были еще неясны. Земля являлась тогда единственным источником не только пропитания, но и сырья. Зависимость от земли ощу­щалась очень остро. Например, чтобы увеличить про­изводство шерсти, нужно было все больше земли ис­пользовать под пастбища, а не под посевы.

Не менее важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энер­гии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлись уголь и дерево, запасы которых отнюдь не бесконеч­ны. Для того чтобы произвести одну тонну железа, требовалось сжечь четыре гектара леса. Исходя из этих цифр, разумеется, можно было сделать самые устрашающие выводы.




. Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята.

Е. А. Баратынский. Последний поэт. 1835 г.

§1

Для Запада XIX век стал эпохой торжества индуст­риальной революции, которая одерживала одну побе­ду за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.

Рождение индустриальной цивилизации

С XIX в. начинается особый этап в развитии циви-лизационного процесса, который историки называют . индустриальным, или машинным. Это название ука­зывает не только на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствова­ния машин невозможно существование такой цивили­зации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его эконо­мическое благополучие, военный потенциал, между­народный статус.

В аграрных доиндустриальных цивилизациях важ­нейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация дик­тует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являют­ся основой жизни цивилизации нового типа. Темп изменений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами.

Было время, когда человек ощущал свой мир как непреходящий. В этом мире человек строил свою жизнь, не пытаясь изменить его. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей и небом.

К. Ясперс. Смысл истории

Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря постепенно формирующемуся тесно­му союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Он создавал огромные возможности для наращивания производст­ва и для удовлетворения материальных нужд в масш­табах, каких человечество еще не знало.

Машинная цивилизация, как представлялось тем, кто стоял у ее истоков, должна была освободить лю­дей, преодолеть зависимость человека от сил природы, устранить вечную угрозу неурожаев и голода, смерто­носных эпидемий, стихийных бедствий.

Чем же ограничиваются темпы экономического роста? И Мальтус, и другой выдающийся английский экономист Д. Рикардо (1772—1823) считали главным ограничением то, что развитие экономики зависит от одного неизменного фактора — земли. Можно, конеч­но, увеличить капиталовложения, усовершенствовать орудия труда, но все эти меры не изменят главного: наступит день, когда человек поймет, что производя­щие силы природы ограничены.

В те времена, когда Мальтус и Рикардо давали свои пессимистические прогнозы, перспективы развития индустриальной революции были еще неясны. Земля являлась тогда единственным источником не только пропитания, но и сырья. Зависимость от земли ощу­щалась очень остро. Например, чтобы увеличить про­изводство шерсти, нужно было все больше земли ис­пользовать под пастбища, а не под посевы.

Не менее важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энер­гии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлись уголь и дерево, запасы которых отнюдь не бесконеч­ны. Для того чтобы произвести одну тонну железа, требовалось сжечь четыре гектара леса. Исходя из этих цифр, разумеется, можно было сделать самые устрашающие выводы.

Читайте также: