Индустриализация в башкирии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В результате революционных событий 1917 и Гражданской войны 1917—22 промышленность Башкирии понесла большие потери. В 1918—19 территория края оказалась в кольце фронтов. Вследствие интенсивных военных действий ухудшилось положение и без того слабой отрасли хозяйства. Отступая, белогвардейцы вывезли промышленное оборудование, транспорт, сырьё из Белорецких, Таналык-Баймакских, Тубинских, Уфимских предприятий. Был нанесён огромный ущерб народному хозяйству: сожжены и взорваны многие промышленные объекты, затоплены шахты, рудники, из строя выведены целые участки железных дорог. Из-за отсутствия сырья и топлива прекратили деятельность кузнечно-слесарные мастерские, 13 лесопильных заводов, Тирлянский красочный завод, предприятие по заготовке жерновых камней и кислотоупорной глины, остановилась разведка нефти в районе д. Ишимбаево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне г. Ишимбай), выварка соли на р. Усолке. Остановилась торговля, росла инфляция, поднялись цены на продукты питания. Авзяно-Петровский, Зигазинский, Инзерский, Лапыштинский металлургические заводы были законсервированы решением Правительства республики. Пришла в упадок также мелкая и кустарная промышленность. Всё это негативно отразилось не только на экономике Башкирии, но и на положении рабочих и их семей: росла безработица, шёл процесс деклассирования. Многие рабочие переезжали из городов в деревни. В результате массового ухода рабочих с предприятий перестали функционировать канатно-верёвочная, кондитерская фабрики, пивоваренный, дрожжевой, кожевенные и другие заводы Уфимской губернии.

Для развития промышленности огромное значение имело образование Большой Башкирии. Новое административно-территориальное образование потребовало от руководства республики перестройки управления экономикой. Начался поиск оптимальных путей развития промышленности путём сосредоточения денежных, материальных, технических средств в одних руках. Согласно постановлению Башкирского экономического совещания от 24 ноября 1922 20 крупных предприятий, производственно не связанных между собой, вошли в состав промышленного объединения государственных предприятий БАССР “Башпром”. 4 января 1923 Президиумом ВСНХ РСФСР утверждено положение о Башкирско-Оренбургском лесотряде “Башорлес”, объединившем 11 предприятий и 2 завода Киргизского (Казахского) промышленного бюро. 19 января 1924 на основании постановления Правительства Таналык-Баймакский горный округ реорганизован в Башкирский горный трест “Башгортрест”. С переходом на новую экономическую политику во второй половине 1921 началась перестройка управления промышленностью, проведены отбор, трестирование наиболее крупных предприятий, находившихся в распоряжении совнархозов автономной республики и Уфимской губернии. Созданы силикатно-химический, кожевенный и деревообрабатывающий тресты. Ежегодно росли государственные капиталовложения в промышленность республики: в 1923—24 составляли 958 тысяч, в 1924—25 — 2,4 млн. рублей. В результате были восстановлены предприятия чёрной металлургии г. Белорецка, которые уже в 1925 превысили дореволюционный уровень производства чугуна, проката. Также возобновила деятельность Тубинская бегунная фабрика [“бегунная” — механизм с постоянно движущейся (бегущей) лентой, отделяющий благородный металл от примесей]. В 1924 была построена золотопромывная фабрика на Байкаринском руднике, сдан в эксплуатацию Баймакский медеплавильный завод. Постепенно улучшилась техническая оснащённость восстанавливаемых и строящихся предприятий (Стерлитамакский кожевенно-овчинный, Красноусольский стекольный заводы, предприятия “Башлеса”, полиграфической промышленности). К середине 20-х гг. в республике функционировало 100 восстановленных предприятий. Росло число рабочих, увеличивалась производительность труда. Трудовой энтузиазм тех лет был на уровне самопожертвования, т.к. восстановление старых и строительство новых промышленных объектов осуществлялись параллельно. Правительство страны призвало осуществить индустриализацию ускоренными темпами. 18—31 декабря 1925 в г. Москве прошёл 14-й съезд Коммунистической партии, где была дана установка держать курс на индустриализацию страны, создать на этой основе материально-техническую базу социализма. На съезде была поставлена задача: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. 7-й Всесоюзный съезд ВЛКСМ (11—12 марта 1926), на котором делегатами от Башкирской комсомольской организации были Н. Алексаков, Г. Г. Амантай, Е. Анфёров, И. Бронников, Г. Х. Галин, Р. Гумеров, Л. Егоров, Г. Иосэм, Н. Кадкин, З. Каипкулов, С. Кузич, Б. Кузнецов, Х. Насибуллин, П. Чернуха, призвал комсомольские организации активно участвовать в индустриализации страны. На съезде было принято решение о переименовании РЛКСМ в ВЛКСМ.

В Башкирии задачи социалистической индустриализации осуществлялись в основном в годы довоенных пятилеток, частичная реконструкция — в последние годы восстановления народного хозяйства, которое затянулось в связи с голодом в 1921. К 1928 промышленность БАССР достигла довоенного уровня. 15-й съезд Коммунистической партии (2—19 декабря 1927), принимая директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, указал на огромную роль комсомола: “Комсомол должен быть инициатором и проводником новых начинаний в городе и деревне по рационализации хозяйства, труда и быта”. Перед комсомольскими организациями были поставлены задачи: обеспечить активное участие молодёжи в социалистическом соревновании за досрочное выполнение пятилетнего плана, подготовку кадров для народного хозяйства, особенно национальных кадров рабочего класса Башкирии.

Комсомол Башкирии принимал активное участие во всех проводимых партийными органи­зациями мероприятиях по повышению эффективности социалистического соревнования. На Белорецких сталепроволочном и металлургическом, Красноусольском стекольном, Уфимском паровозоремонтном заводах и др. предприятиях республики созданы ударные комсомольские и молодёжные, сменно-встречные, хозрасчётные бригады и т.д., трудившиеся под лозунгом “Выполним пятилетку в четыре года!”. На заводах и фабриках успешно применялось сменно­встречное планирование. В апреле 1932 одна из ударных бригад Белорецкого металлургического завода получила задание закончить реконструкцию доменной печи № 1 за 56 дней. Рабочие выдвинули встречный план — выполнить эту работу за 48 дней и сдержали слово. Применяя метод сменно-встречного планирования, бригады мастеров-прокатчиков Н. Г. Корина и Г. К. Семавина систематически перевыполняли сменные задания. На Белорецком сталепроволочном заводе высоких показателей добивалась ударная комсомольско-молодёжная бригада имени 16-й годовщины Международного юношеского дня; другая молодёжная хозрасчётная бригада стала давать в смену по 25 тысяч м стальных канатов вместо 18 тысяч по норме. Ударные и хозрасчётные бригады были созданы также на Уфимском механическом и Стерлитамакском кожевенном заводах, Уфимской обувной фабрике имени К. Е. Ворошилова и Нижне-Троицкой суконной фабрике. К концу 1932 в промышленности Башкирии различными видами соревнования было охвачено более 17 тысяч рабочих. На 9-м Всесоюзном съезде ВЛКСМ (16—26 января 1931) за проявленную инициативу в деле организации ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение страной пятилетнего плана, комсомолу был вручён орден Трудового Красного Знамени.

В августе 1935 в стране зародилось стахановское движение, получившее название по имени своего зачинателя, молодого шахтёра Донбасса Алексея Стаханова, установившего всесоюзный рекорд по добыче угля (за смену выполнил 14 норм, вырубив 102 т угля). Новаторы и передовики производства подхватили его начинание в разных отраслях промышленности. В Башкирии инициаторами стахановского движения выступили комсомольцы Г. Х. Рахматуллин, А. Г. Гурин, кузнец Уфимских железнодорожных мастерских И. А. Воронин, рабочий Уфимской обувной фабрики В. И. Лоскутов и др.

К середине 30-х гг. были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации Башкирии: выполнены основные задания первого пятилетнего плана, началась работа по осуществлению задач второй пятилетки (1933—37). За эти годы все крупные промышленные предприятия республики были переоборудованы и расширены. Успехи, достигнутые в середине 30-х гг., явились основой для дальнейшего индустриального развития Башкирии.


  • Начало социалистической индустриализации Башкирии
  • Социалистическая индустриализация - всенародное дело
  • Решающие успехи
  • Начало социалистической индустриализации Башкирии.

VII Всебашкирский съезд Советов (март 1929 г.) обобщил итоги десятилетнего существования БАССР и определил задачи дальнейшего развития народного хозяйства и культуры республики. Был принят пятилетний план развития народного хозяйства Башкирии на 1929-1933 годы. По этому плану намечалась техническая реконструкция существующих предприятий, увеличение добычи и обработки черных и цветных металлов, строительство новых предприятий машиностроительной, деревообрабатывающей, лесохимической и создание нефтедобывающей промышленности. Башкирская АССР с её несметными природными богатствами должна была сыграть большую роль в создании крупного угольно-металлургического района на Востоке страны -Урало-Кузбасского комбината (УКК). В октябре 1930 года СНК СССР принял постановление "О развитии промышленности Башкирии". В нем предлагалось лучше изучить и использовать местные богатства края, усилить разведочные работы в районе Ишимбаево, принять меры по электрификации республики. Правительство СССР отпустило большие средства для развития индустрии края. XVI Всесоюзная партийная конференция, проходившая в апреле 1929 года, обратилась ко беем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза с призывом развернуть социалистическое соревнование за выполнение плана первой пятилетки. Трудящиеся Башкирии горячо откликнулись на это обращение. По примеру ленинградских заводов "Красный пути ловец" и "Красный выборжец" на Белорецких сталепроволочном и металлургическом, Красноусольском стекольном, Уфимском паровозоремонтном и ряде других предприятий республики возникли ударные комсомольские и молодежные бригады, сменно-встречные, хозрасчетные бригады и т. д. Они трудились под лозунгом: "Выполним пятилетку в четыре года!"

На заводах и фабриках успешно применялось сменно-встречное планирование. В апреле 1932 года одна из ударных бригад Белорецкого металлургического завода получила задание закончить реконструкцию доменной печи № 1 за 56 дней. Рабочие выдвинули встречный план - выполнить эту работу за 48 дней, и они сдержали свое слово. Применяя метод сменно-встречного планирования, бригады мастеров-прокатчиков Н. Г. Корина и Г. К. Семавина систематически пе-ревыполняли сменные задания. На Белорецком сталепроволочном заводе высоких показателей добивалась ударная комсомольско-молодежная бригада имени 16 годовщины Международно-го юношеского дня. Другая молодежная хозрасчетная бригада стала давать в смену по 25 тысяч метров стальных канатов вместо 18 тысяч по норме. Ударные и хозрасчетные бригады были созданы также на Уфимском механическом и Стерлитамакском кожевенном заводах, на Уфимской обувной и Нижне-Троицкой суконной фабриках. К концу 1932 года в промышленности, строительстве и на транспорте Башкирии различными видами соревнования было охвачено более 17 тысяч рабочих. Трудовая активность рабочих республики особенно ярко проявилась в борьбе за нефть, которую упорно искали в районе деревни Ишимбаево. Трудная шла тогда работа. Громоздкое оборудование перевозили на лошадях за 120 километров. Да и геологические усло-вия здесь были иные, чем в старых нефтяных районах страны. Но трудности не испугали энтузиастов башкир-ской нефти. Невзирая на тяжелые условия, разведчики настойчиво, метр за метром бурили недра земли. И вот одержана замечательная победа: всю страну облетела весть о том, что в мае 1932 года на буровых № 702 и 703 около башкирской деревни Ишимбаево забили первые фонтаны нефти!

была открыта нефть, бакинские нефтяники взяли шефство над башкирскими нефтеразведчиками. Из Грозного и Баку приехали сюда специалисты и квалифицированные рабочие. Это они построили и обслуживали первые скважины в Ишимбаево.

Срочным порядком отгружались для Башкирии необходимые машины: из Москвы - грузовики, из Харькова и Челябинска - тракторы. Московский нефтяной институт ускоренно готовил проект Ишимбаевского нефтепромысла.

Большие усилия проявляли и трудящиеся самой Башкирии. Колхозы республики обеспечивали строительство нефтепромысла рабочей силой и гужевым транспортом. Проводились "ударные месяцы" помощи строящемуся промыслу. Особенно большую помощь нефтяникам оказывали колхозы Стерлитамакского, Мелеузовского, Макаровского, Красноусольского (ныне Гафурийского) районов.

Партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о социалистической индустриализации Башкирии. В центре их внимания были все новостройки на территории Башкирской АССР. На строительство заводов Уфимского промышленного узла советское государство выделило большие средства и направило сюда крупных специалистов и квалифицированных рабочих. Это строительство сразу же было объявлено всенародным. Областной комитет партии при-звал всех трудящихся республики принять участие в новостройках. Промышленные предприятия выделили для них часть квалифицированных рабочих. Колхозы Башкирии посылали на стройки своих производственников. В июне 1931 года на строительную площадку под Уфой прибыло более четырех тысяч колхозников. Значительную часть среди них составляли комсомольцы. Через краткосрочные курсы и школы срочно ве-лась подготовка каменщиков, штукатуров, плотников и рабочих других специальностей.

По всей республике устраивались в эти годы комсомольские субботники, проводились декады индустриализации под лозунгом: "Строит вся Башкирия!".

По инициативе рабочих Белорецкого сталепроволочного завода 8 ноября 1931 года было объявлено днем новостроек. Белорецкие заводы послали на новостройки целый эшелон железа, проволоки, гвоздей и других строительных материалов. Много материалов для новостроек дали лесозаводы, стройтрест, кирпичные заводы и другие предприятия Башкирии.

Всенародным стало также строительство железной дороги Уфа - Ишимбаево, начатое по постановлению Советского правительства осенью 1933 года. Областная партийная и комсомольская организации мобилйзовали на стройку сотни коммунистов и тысячи комсомол-цев. В ноябре на трассу прибыла первая группа комсомольцев из Уфы. Много комсомольцев и молодежи прибыло из сельских районов республики. Строительство дороги требовало большого упорства и напряжения сил. Рабочие развернули социалистическое соревнование, в ходе которого в 2-3 раза перевыполняли нормы. Проводились также месячники с участием большого количества колхозов из многих районов республики. Особенно много людей участвовало в месячнике, объявленном Башкирским обкомом партии в июне 1934 года. За этот месяц колхозники выполнили 1 миллион Кубометров земляных работ. Дорога была построена в установленный срок- за 1 год. 1 октября 1934 го-да в Уфу из Ишимбаево прибыл первый эшелон нефти.

К середине 30-х годов были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации Башкирии. Успешно были выполнены основные задания первого пятилетнего плана, начиналась работа по осуществлению задач второй пятилетки (1933-1937 годы).

Так, на Белорецком металлургическом заводе реконструкции подверглись две доменные печи и весь мартеновский цех. Началось сооружение линии электропередачи Магнитогорск - Белорецк, были улучшены энергетическое хозяйство и заводской транспорт. Завод начал производить сталь высшего качества, имеющую большое значение для отечественного машиностроения.

Коренным образом был реконструирован Белорецкий проволочно-гвоздильный завод. На месте небольшого предприятия здесь возник крупнейший в стране сталепроволочно-канатный завод (СПКЗ), оборудованный новейшей техникой. Завод начал производить специальную стальную проволоку высшего качества, получаемую ранее только из-за границы. Было освоено также производство стальных канатов для авиационной и автотракторной промышленности, кордной проволо-ки и стальных сеток для автомобильных покрышек. Производительность завода только за первую пятилетку увеличилась в 4 раза.

На Тирлянском листопрокатном заводе были установлены мощные клетки со стальными станинами, построены травильная и механическая мастерские, произведен капитальный ремонт зданий цехов. Наряду с кровельным железом завод стал производить качественные сорта стали - декапированную и динамную.

Дальнейшее развитие получила и цветная металлургия. Были переоборудованы Баймакский медеплавильный завод, Тубинский, Бурибаевский и другие рудники; строились новые предприятия цветной металлургии. В 1929 году в Башкирии впервые в стране началась разработка хромистого железняка, а несколько позже - марганцевой руды. В 1935 году вступил в строй бокситовый рудник, дававший ценнейшую руду для алюминиевой промышленности.

Выросла техническая вооруженность паровозовагоноремонтного, судоремонтного и механического заводов в Уфе. Реконструкции подверглись Красноусольский стекольный завод, Нижне-Троицкая суконная фабрика, Стерлитамакский и Уфимский кожевенные заводы.

Успешно осуществлялось новое промышленное строительство под Уфой. Севернее Уфы одно за другим вступили в строй несколько крупных предприятий, связанных в единый производственный комплекс. Это - ЦЭС мощностью в 10 тысяч киловатт, крупный лесопильный и фанерный заводы, завод дубильных экстрактов и спичечная фабрика. Они были созданы на базе новейшей техники, снабжены высокопроизводительными современными машинами.

Решающую роль в индустриализации Башкирии сыграло создание нефтяной промышленности. Первоначально строительство нефтепромысла шло медленно, но с конца 1934 года оно пошло более быстрыми темпами. Резкий скачок делает и добыча нефти: 1933 год - 20 тысяч тонн, 1934 год - 62 тысячи тонн, 1935 год - 400 тысяч тонн.

Первая пятилетка и последующие годы отмечены появлением в Башкирии целого ряда новых предприятий легкой и пищевой промышленности, а также промышленности строительных материалов. Так, было построено 7 крупных кирпичных заводов, 5 заводов по производству алебастра и извести, завод пишущих машин, кожгалантерейная фабрика, хлебозавод, молочный завод, кондитерская и макаронная фабрики в Уфе, мясокомбинаты и птицекомбинаты в районах.

Значительные изменения произошли и на транспорте республики. Были проложены вторые пути на Куйбышевской железной дороге (на территории БАССР протяженностью в 380 километров), проведена реконструкция путевого хозяйства и железнодорожных станций. Увеличилось количество паровозов и вагонов; грузооборот железных дорог возрос более чем в два раза. Значительно выросли также водный и автомобильный транспорт. В жизнь входил новый вид транспорта - авиация.

Успехи, достигнутые в середине 30-х годов, явились основой для дальнейшего индустриального развития Башкирии на путях социализма.

ХIV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 года, взял курс на индустриализацию СССР. Она проводилась с 1928 по 1941 год и имела целью ликвидацию технико-экономической отсталости страны, организацию мощной оборонной промышленности, развитие базовых отраслей народного хозяйства, техническое перевооружение предприятий и достижение экономической независимости от других стран. Особенность индустриализации – высокие темпы и комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства страны, всех видов транспорта, использование иностранных займов, сплошная коллективизация сельского хозяйства. Большую роль в индустриализации нашей республики сыграла и Уфа.

Старая Черниковка

Первенец индустриализации

Развитие крупной промышленности в Уфе было невозможно без создания мощной энергетической базы. Поэтому 16 сентября 1928 года вблизи железнодорожной станции Черниковка (на Непейцевской горе) в торжественной обстановке заложили первую в республике паротурбинную Центральную электростанцию (ЦЭС) мощностью 4 тысячи киловатт для обеспечения энергией строящихся рядом предприятий будущего Черниковского промышленного узла, жилых домов и культурно-бытовых объектов. Финансирование строительства велось из Фонда местной электрификации (350 тысяч рублей, что составляло 70% по трехлетнему плану) и местного бюджета (367500 рублей, или 66,8% плана).

Сооружение ЦЭС положило начало индустриализации столицы республики. 1 сентября 1931 года в город подали переменный ток, что значительно улучшило энергоснабжение предприятий промышленного комбината и жилых домов южной части города. В то же время электростанция инженера Николая Коншина, работавшая на постоянном токе с 1898 года, полностью прекратила свою работу.
В 1931 году, согласно переписи населения Уфы, в поселке ЦЭС проживало 525 человек. В 1932 году в связи с пуском в эксплуатацию ЦЭС потребление электроэнергии на одного жителя Уфы возросло с 10,24 кВт/час до 278,3.

Три предвоенные пятилетки

Башкирская АССР, в том числе и Уфа, с задачами индустриализации успешно справилась в ходе пятилетних планов. Для организации современной промышленности использовались бюджетные средства из централизованных и республиканских источников, займы индустриализации, взятые у населения.

6 сентября 1931 года 17-й государственный трест начал строить моторный завод. Для подвоза стройматериалов, механизмов и оборудования построили железнодорожную ветку от Транссиба протяженностью 5,3 километра, а на берегу реки Уфы – пристань. Завод имел свое кирпичное производство. Все станки и механизмы для оснащения УМЗ изготовлены в СССР. Только в инструментальном цехе использовались 160 наименований инструментов и приспособлений (всего 5 тысяч). В первой пятилетке в Уфе началось строительство макаронной и кондитерской фабрик.

5 июля 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве железной дороги Уфа – Ишимбаево (для перевозки нефти с промыслов на Транссибирскую магистраль). На ее возведении трудилась вся республика. Каждый сельский район, прилегающий к стройке, выполнил большой объем земляных работ.

1 октября 1934 года открыта железная дорога Уфа (от Демы) – Стерлитамак – Ишимбаево, по которой осуществлялись грузовые и пассажирские перевозки. В 1937 году параллельно построен подземный магистральный нефтепровод Ишимбаево – Уфа, чтобы транспортировать нефть на переработку на крекингзавод.

15 июля 1933 года открылась первая в БАССР регулярная авиационная линия, соответственно в Уфе базировалась сельскохозяйственная и санитарная авиация. С помощью крылатых машин боролись и с нашествием саранчи на сельскохозяйственных полях, а врачи могли оказать экстренную медицинскую помощь жителям отдаленных районов республики.
В 1934 году механическая мас-терская (располагалась на углу улиц Достоевского и Социалистической, ныне – Мустая Карима) преобразована в завод пишущих машин. Ему присвоено имя КИМ (Коммунистического интернационала молодежи). Все детали здесь изготавливались вручную. В 1931 году собрано 8 машинок, в 1932-м – 30, в 1933-м – 70, в 1934-м – 144. Причем, более 50 из них отправили в Москву. Стало быть, качество продукции полностью устраивало даже привередливую столицу. За десять лет (1930–1940) завод увеличил производство пишущих машин во много раз и улучшил качество продукции.

Уфанефтеоргсинтез

Ввод в эксплуатацию пятиэтажного Дома связи (Главпочтамт) позволил поднять на новый уровень почтовую, телефонную и телеграфную связь, оборудовать радиоузел и студию для вещания Башкирского радио. В 1930-е годы смонтированы первые два пассажирских лифта (в домах Башсоюза и связи). С возведением крупных предприятий в Черниковке улучшались и расширялись автомобильные дороги между Уфой и новостройками, осуществлялись автобусные перевозки, прокладывались трамвайные линии до ЦЭС, между Уфой, Моторстроем и поселком Крекингстроя курсировали пассажирские речные суда.

В 1937 году на заводах и фабриках Уфы трудились уже 17 тысяч человек, а по новому генеральному плану города, предложенному в 1939 году, предполагалось, что численность работающих через 5–7 лет достигнет свыше 220 тысяч.

В конце 1938 года в СССР ввели трудовые книжки для рабочих и служащих.

В 1939-м завершилось строительство первой очереди нефтеперерабатывающего завода, в 1940-м – второй и третьей, в 1941-м приступили к возведению четвертой очереди. 9 марта 1939 года Наркомат химической промышленности СССР принял указ о строительстве Уфимского химического завода. По словам заместителя председателя Башсовнаркома А. Симонова, его проектная мощность составила 22 тысячи тонн этилового спирта, что в свою очередь послужило бы базой для производства синтетического каучука. Предусматривалось, что это предприятие будет получать сырье с местного крекингзавода, кстати, на территории которого 19 мая организована контора по строительству нового предприятия.

Уфимские специалисты вышли из положения: сами разработали несложное подъемное приспособление, позволившее без особых усилий поднять многотонную колонну. Фундамент под колонну выполнили московские метростроевцы, которых прислал заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР, нарком тяжелой промышленности Лазарь Каганович. Ректификационная колонна, установленная на одной из самых высоких точек северной части Уфы, выдержала сильные порывистые ветры и ураганы. На американском оборудовании многие годы из ишимбайской и туймазинской нефти вырабатывали высококачественное топливо для самолетов, тракторов и танков.

Забор питьевой воды осуществлялся на реке Уфимке в 20 километрах к северу от города – в районе деревни Максимовка. Там же моторный завод обустроил свой ведомственный аэродром. В 1939-м сдана в эксплуатацию трамвайная линия от улицы Пермской до железнодорожного вокзала. Таким образом, от Горсовета (от Дома связи) можно было доехать до вокзала. В 1940-м протяженность трамвайных линий одиночного пути увеличилась до 21 километра, перевозки осуществляли 32 пассажирских вагона.

Индустриализация привела к увеличению численности населения Уфы: в 1920-м она составляла 92,8 тысячи человек, на 17 декабря 1926 года (по переписи) – 98537 человек, в 1931-м – 125 тысяч, в 1932-м году – 153,2 тысячи, в 1933-м – 172263, в апреле 1936-го – 182889 (без Черниковского поселка, в котором проживали 29635 человек), на 17 января 1938 года – 245863), в 1939-м – 250 тысяч.
Уфа в 1939-м занимала 29-е место среди городов СССР с населением менее 500 тысяч жителей. В итоге с 1926 по 1939 год население столицы выросло на 249,5%, в период активной индустриализации (с 1931-го по 1939-й) увеличилось ровно в два раза.

В 1930-е годы освоена огромная территория к северу от Уфы, где прежде были пустыри и села. Образована мощная промышленная зона с большим жилым фондом и объектами социально-культурного назначения. Впервые в Уфе созданы новые крупные отрасли народного хозяйства (сельскохозяйственное моторостроение, нефтепереработка). Новый импульс получили производство черной и цветной металлургии, пищевая, легкая промышленность, индустриальное строительство жилья, шоссейных и асфальтированных дорог, тротуаров, речное судоходство, производство стройматериалов с использованием местного сырья, началась автомобилизация и радиофикация. Образована муниципальная жилищно-коммунальная служба с широкими полномочиями и возможностями.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ — ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания кр. машинного произ-ва во всех отраслях нар. хоз-ва, обеспечивающий преобладание в экономике пром. произ-ва, превращение агр. (агр.-индустриальных) стран или отд. р-нов в индустриально-аграрные. В Башкирии И. началась в 70-е гг. 19 в. в горной пром-сти (см. Горно-заводские округа, Горные заводы, Золотые прииски). Она сопровождалась созданием акционерных обществ и компаний. Одновр. происходило проникновение иностр. (англ., бельг., франц.) капитала в горную пром-сть. Строятся новые чугуно- и медеплавильные з-ды, открываются золотые прииски. В результате в 1860-89 выплавка чугуна выросла в 2,3 раза, стали - почти в 18 раз, произ-во железа - в 1,4 раза, добыча золота - в 1,5 раза. Процесс И. в горнозаводской отрасли ускорился в 90-е гг. в связи со стр-вом Самаро-Златоустовской жел. дороги. Значит. развитие получает фабрично-заводская пром-сть. К кон. 19 в. в Башкирии действовало 310 пр-тий, по объему валового произ-ва фабрично-заводской продукции она заняла 3-е место по Уралу. Дальнейшее развитие получили пищевая промышленность (мукомольно-крупяная, винокуренная, пивоваренная и др.), кожевенное, суконное и кирп. произ-ва. Быстрыми темпами развивался транспорт.

И с т.: Социалистическое строительство Башкирии за пятнадцать лет. Экономико-статистический справочник. М., 1936; Народное хозяйство Башкирской АССР. Стат. сб. Уфа, 1967.

Лит.: А х м а д е е в Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Уфа, 1984.

ИБН-ФАДЛАН Ахмед ибн-аль-Аббас ибн-Рашид ибн-Хаммад, арабский путешественник и писатель 1-й пол. 10 в. В 921-923 в качестве секр. багдадского посольства совершил путешествие через Хорезм, плато Устюрт и Приуральские степи в Булгарию Волжскую.

ИБРАГИМОВ Анвар Камилевич (р.27.11. 1965, Уфа), спортсмен. Засл. мастер спорта по фехтованию на рапире (1988). Олимп. чемп. в командном зачете (1988), чемп. Всемирной Универсиады в команде (1985), РСФСР (1986), 9-х летних Спартакиад народов СССР (1987) и РСФСР (1986), бронз.

ИБРАГИМОВ Гали Гизетдинович (16.1. 1919, Стерлитамак - 26.11.1989, Уфа), баш. писатель. Засл. работник культуры РСФСР (1979) и БАССР (1969). Окончил Баш. гос. пед. ин-т им. К.А.Тимирязева (1951), Высшие лит.

ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович (12.3.1887, д.Султанмуратово Стерлитамакского у. Уфимской губ., ныне Аургазинского р-на РБ, - 21.1.1938, Казань), тат. писатель, ученый, публицист, обществ. деятель. Род.

ИБРАГИМОВ Рахим Киреевич (15.8.1904, д.Иткул Усерганской вол. Орского у. Оренб. губ., ныне д.Юлдашево Зианчуринского р-на РБ, - 20.12.1971, Уфа), гос. деятель. Член ВКП(б) с 1930. Окончил объединенную тат.

ИБРАГИМОВ Хабибулла Калимуллович (29.12.1894, Оренбург, - 16.3.1959, Уфа), баш. композитор, драматург, муз.-обществ. деятель. Засл. деятель иск-в СССР (1951). Член Союза композиторов БАССР с 1941. Учился в медресе "Хусаиния" в Оренбурге в 1910-х гг.

ИБРАГИМОВ Шамиль Шамильевич (15.7. 1922, пос. Чишмы Уфимского кантона Уфим. губ., ныне Чишминского р-на РБ, - 20.4.1993, Уфа), баш. композитор, хоровой дирижер, педагог. Засл. деят. иск-в БАССР (1972).

ИВАНОВ Валентин Тимофеевич (р.1.1.1929, д.Гайтанкино Октябрьского р-на Татарской АССР), математик. Чл.-корр. АН РБ (1991), д-р техн. наук (1977), проф. (1978). Засл. деят. науки и техники РФ (1989), науки БАССР (1983).

ИВАНОВ Владимир Александрович (р.28.4.1950, Уфа), археолог. Д-р ист. наук (1989). Окончил Башкирский государственный университет (1972). С 1976 работает в Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, с 1991 вед.

ИВАНОВ Владимир Николаевич (1.2.1938, г.Белебей - 9.7.1993, Уфа), тренер. Засл. тренер РСФСР по лег. атлетике (1991), засл. работник физ. культуры БАССР (1988). В 1960-61 инструктор-методист физ. культуры Белебеевской конторы бурения №4, в 1963-72 тренер-преподаватель Баш.

ИВАНОВ Константин Васильевич (15.5. 1890, с.Слакбаш Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Белебеевского р-на РБ, - 13.3.1915, там же), поэт, классик чуваш. лит-ры. Учился в Симбирской чуваш. учит. школе (1903-07).

ИГЕБАЕВ Абдулхак Хажмухаметович (р.2.7.1930, д.Кусеево Баймакского р-на БАССР), баш. поэт. Окончил Баш. гос. пед. ин-т им.К.А.Тимирязева (1950). В 1950-69 лит. сотрудник ред. газ. "Совет Башкортостаны" (см.

ИГЛИНСКИЙ РАЙОН (Иглин районы) находится в пригородной зоне Уфы. Образован в 1935. Пл. 2454 км2. Районный ц. - пгт Иглино, находящийся в 49 км от Уфы. Нас. 42,8 тыс. чел. в 1995 (57,6 тыс. в 1970, 48,1 - в 1979, 43,6 - в 1989).

ИГНАТЬЕВ Руф Гаврилович (7.9.1818, Московская губ., - 2.1.1886, Оренбург), историк, археолог, этнограф, фольклорист, архивист, журналист. Окончил Ин-т вост. языков, Парижскую консерваторию. С сер. 50-х гг.

ИГРЫ НАРОДНЫЕ БАШКИРСКИЕ, импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме. И.н.б. связаны с историей народа, его трудовой и обществ. деят-стью, бытом и обычаями. Содержат элементы муз.

"ИДЕЛЬ", женская футбольная команда в Уфе, одна из сильнейших в России. Создана в апр. 1992 на базе расформированного клуба "Олимп" (Ишимбай). Участница всех чемпионатов России. Выиграла зональные турниры (1993-94) и заняла 2-е место в финальном турнире команд 1-й лиги России (1994).

ИДЕЛЬБАЙ Нажип [(псевд., наст. ф.и.о. Идельбаев Нажип Сафиевич), 12.3.1912, д. Идельбаево Орского у. Оренб. губ., ныне Баймакского р-на РБ, - 1.10.1991, Уфа], баш. поэт, переводчик. По окончании Баймакского горного техникума (1929) работал на Баймакском медеплавильном з-де.

ИДЕЛЬГУЖИН Карим Абдуллович (2.10. 1895, с.Мрясово Кыпчакской вол. Оренб. губ., ныне Новосергиевского р-на Оренб. обл., - 27.11.1937, Уфа), один из идеологов и участник баш. нац.-освободит. движения. Член РКП(б) с 1919.

ИДРИСИ Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100, Сеута, Марокко - 1161 или 1165, там же), араб. географ, путешественник и историк. Жил при дворе сицилийского короля Рожера II (правил в 1130-54). По его поручению И.

ИДРИСОВ Мухамет Рамазанович (р.18.2. 1920, д. 2-е Мурзино Зилаирского кантона БАССР, ныне Хайбуллинского р-на РБ), баш. танцовщик. Засл. арт. РСФСР (1955). Труд. деят-сть начал в 1939 на руднике Юлалы Баймакского р-на.

Читайте также: