Индукция и дедукция кратко

Обновлено: 03.07.2024

На самом деле, знаменитый сыщик применял целый арсенал логических методов, подкрепляя все это дьявольской наблюдательностью и профессиональным чутьем.

Сегодня я расскажу, что такое дедукция, чем она отличается от индукции, как правильно и неправильно строить умозаключения.

Дедукция — это метод логического мышления

Термин образован от латинского слова deductio – выведение.

Есть простое определение: дедукция – это метод мышления, который предполагает переход от общего к частному.

То, что верно для целого класса вещей, также истинно и для каждого объекта, относящегося к этому классу.

Дедуктивное рассуждение начинается с посылки – общего правила, которое считается истинным. Затем с помощью логических звеньев из посылки должно выводиться частное заключение.

Поясним на примере:

Чтобы сделать такой вывод, вовсе не обязательно лично знать Петю.
Где применяется дедукция

Мы используем такое мышление ежедневно, даже не догадываясь об этом. Не замечаем, что в голове выстраиваются логические цепочки: теплая одежда защищает от холода, на улице холодно, куртка – теплая одежда, надену куртку. Все происходит автоматически за доли секунды.

Но метод дедуктивного мышления применяется осознанно во многих сферах:

Индукция – что это?

На основании отдельных фактов выводится общее правило или закономерность.

Кеша умеет разговаривать.
Гоша умеет разговаривать.
Кеша и Гоша – попугаи.
Все попугаи умеют разговаривать.

К выводам, которые получены способом индуктивных рассуждений, не стоит относиться как к абсолютной истине. Это всего лишь гипотеза, которая может быть верной или ложной.

Чем больше фактов подтверждают вывод, тем он достовернее. В нашем случае, для получения на 100% верного предположения, нужно проверить всех попугаев на свете. Если хотя бы один не разговаривает, то вывод ложный.

Дедукция и индукция

Индукция имеет огромное значение для научного познания. Многие открытия совершены благодаря этому методу. Ученый наблюдает отдельные явления, выявляет связи и закономерности между ними, обобщает и выдвигает научную гипотезу.

Например, Аристотель обнаружил:

во время затмения Земля бросает на Луну круглую тень;
корабль скрывается за горизонтом по частям – сначала уходит корпус, а паруса еще видны;
звездное небо из разных точек планеты выглядит по-разному.

Из этих фактов методом индукции греческий мыслитель сделал вывод: Земля – шарообразной формы.
История метода дедукции

Теория дедукции создана древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он сформулировал основные правила выведения умозаключений, в основе которых лежит связь между родом и единичной вещью. Такие умозаключения Аристотель называл категорическими силлогизмами.

Дедукцию постоянно пытались сравнивать с другими методами познания, стараясь выяснить, что лучше, а что хуже. Французский философ Рене Декарт противопоставлял дедукции интуицию. По его мнению, интуиция обеспечивает прямой доступ к подлинным знаниям, а дедукция лишь позволяет извлекать информацию путем рассуждения.

Фрэнсис Бэкон нещадно критиковал дедукцию. Дедуктивные рассуждения не дают новую информацию, а просто проливают свет на частный случай из общего правила. Правильным способом постижения новых истин Бэкон считал индукцию.

На самом деле, все методы познания работают в тесной связке друг с другом:

Интуиция помогает ученому понять, в каком направлении двигаться, что важно, а что нет.
С помощью индукции удается объединить набор разрозненных фактов в единое предположение.
Дедуктивная логика помогает проверить это предположение: если следствия верны, то и сама гипотеза – это истина.

Дедукция и индукция: как избежать ложных выводов

Когда плутаешь по логическим тропинкам, легко свернуть не туда. В дедукции, если общее утверждение ложно, то и выводы из него будут неправильными. В индукции недостаточное количество фактов дает ошибочное предположение. Если одно яблоко червивое, это не значит, что все остальные такие же.

Опаснее всего ошибочные выводы, которые получены путем объединения индукции с дедукцией.

Представьте девушку, которая избегает отношений с противоположным полом из-за печального опыта. Она думает так:

Индуктивное получение недостоверного вывода.
Саша мне изменял, Сережа – бил, Коля – пропивал все деньги;
Саша, Сережа и Коля – мужчины;
все мужики – козлы.
Дедуктивное получение ошибочного следствия из ложного умозаключения.
все мужики – козлы;
новый ухажер – мужчина;
значит, он козел, а козлы мне не нужны.

Пример неудачной дедукции:

Как развивать дедуктивные способности

Дедуктивное мышление – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно развивать. Как это сделать:

Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов. Оба подхода имеют различия, но важно понимать, что при использовании и того, и другого можно получить ложное суждение, особенно в случае, если исходные предпосылки аргументации неверны. Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно.

Индукция

Характерной особенностью этого способа является то, что знания, которые получены при помощи индуктивного способа, всегда носят, скорее, вероятностный характер, нежели заведомо истинный.

Индукция – свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов.

Дедукция

Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.

Дедукция – это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.

Характерной особенностью дедуктивного способа является то, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Других вариантов быть не может.

Дедуктивный метод знаком многим из произведений Конана Дойла Шерлока Холмса. Именно этот литературный персонаж регулярно говорил о методе дедукции, хотя по своей сути он наоборот должен был называться индуктивным, ведь герой романов Конана Дойла всегда шёл в своих расследованиях от наблюдений к восстановлению общей картины преступления.

В научной среде метод дедукции выглядит как процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам знаний, которые являются производными. Это способ даёт возможность путём нехитрых логический умозаключений, получить следствия в большом количестве, из относительно немногочисленных основных положений теории.

Учёные и мыслители XVII–XVII вв. занимались противопоставлением этих методов, но тот период давно прошёл и сегодня эти оба метода действуют в совокупности куда более эффективно, нежели по отдельности. Индуктивный метод может дать знания только вероятностные, в естественных науках, и то это будут знания несовершенной формы. Однако он достаточно эффективен для исследования научного познания, связанного с возникновением нового знания. Метод дедукции, в свою очередь, даёт возможность обратить внимание на содержание теории и сделать истинные выводы.

Анализ и синтез

Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.

Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.

Наблюдение. Эксперимент. Измерение

Научное познание кроме общелогических методов представлено и другими способами познания, а именно эмпирическим и теоретическим методами. Эмпирические методы это:

  • Наблюдение. Представляет собой восприятие, целенаправленно организованное на предметы и явления окружающего мира.
  • Эксперимент. Вид специфической практической деятельности, которая способствует изменению объекта, для того, чтобы открылась возможность получить определённую информацию о свойствах и связях, которые присущи ему.
  • Измерение. Познавательный процесс, посредством которого устанавливаются отношения данной величины к другой однородной величине, которая установлена как единица измерения.

Наблюдение играет важнейшую роль в науке и познании. Она заключается в том, чтобы обеспечивать науку эмпирической информацией. В свою очередь, данная информация необходима для возможности поставить новые задачи и проблемы, а также выдвинуть новые гипотезы. Кроме того, в последствие их необходимо проверить.

Процессы измерения для науки, безусловно, важны, однако несколько утрированное мнение на этот счёт высказал английский физик У. Томсон.

У. Томсон писал: "Если вы знаете, как измерить объект, значит, вы кое-что о нём знаете; если вы не знаете, как его измерить, значит, вы ничего о нём не знаете".

В свою очередь, основная задача в научном познании, которая решается посредством эксперимента – это проверка положений теории и гипотез.

Мыслительный эксперимент. Аксиоматизация. Гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный и системный методы

Кроме того, к методам исследования и познания в науке причисляют ещё и мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гипотетико-дедуктивный метод, генетически-конструктивный метод, системный метод и т.п.

Мыслительный эксперимент – это определённая теоретическая процедура, в основе которой лежит получение нового или проверка имеющегося знания, посредством конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в ситуациях искусственно созданных специально для этих целей.

Г. Галилей смог сформулировать закон инерции на основе именно мыслительного эксперимента. Он сделал вывод, что идеально гладкий шар может катиться по идеально гладкой поверхности, при условии, что силы трения между шаром и поверхностью будут полностью отсутствовать.

Самое широкое применение метод мыслительного эксперимента получил именно в физике. В науке, в которой нет ни одной дисциплины, где этот метод не применяется.

В основе аксиоматического метода построения теории лежит синтезирование основных понятий и аксиом, при этом при помощи дедуктивного метода из них фиксируются правила, по которым, в свою очередь, выводятся все остальные положения системы.

Гипотетико-дедуктивный метод – один из основных методов для построения естественно-научных теорий. Говоря о схемах, которые действуют в теории гипотетико-дедуктивного метода, можно выделить постановку определённых гипотез и выделение из них при помощи дедукции конкретных следствий.

Далее необходимо проверить эти следствия на части целого экспериментального материала, и только после проделанных манипуляций сопоставить результаты и исходные данные.

Историко-генетический метод исследования присущ естественным наукам, таким как биология, антропология, космология, геология и пр. В этих науках в основе исследования лежат сложные развивающиеся объекты. С помощью историко-генетического подхода они раскрывают свои главные закономерности развития.

Генетический метод исследования – это способ познания мира и окружающей среды, в основе которого лежит анализ развития природы и социальных явлений.

Главная задача такого познания заключается в установлении связей между изучаемых явлений во времени и исследование переходов от низших форм к высшим. Однако, несмотря на то, что генетический способ является важнейшим элементом исследования появления и эволюции объекта, при помощи его невозможно раскрыть всю сложность процесса развития. Современные учёные не используют генетический способ обособленно, а чаще всего делают это вместе с методом системного анализа и сравнительно-историческим методом.

В завершении всего вышесказанного следует отметить, что научный метод – это не просто набор последовательных действий, а скорее способ установления истины. Именно поэтому в научных исследованиях средства деятельности, метода формирования и развития научного знания должны быть под пристальным контролем исследователя.

индуктивный метод и дедуктивный метод это два противоположных подхода к исследованию. У каждого метода есть свои преимущества, и его использование будет зависеть от исследуемой ситуации, области, которую вы хотите изучить, или подхода, который вы хотите использовать..

Дедуктивное мышление работает, работая от самого общего к более конкретному. Вы можете начать думать о теории по интересующей теме. Тогда это сводится к некоторой конкретной гипотезе, которую вы хотите попробовать.


Со своей стороны, индуктивный метод работает противоположным образом: он начинается с наиболее специфичных для самых широких обобщений и теорий. В индуктивных рассуждениях мы начнем с некоторых наблюдений и конкретных мер, чтобы прийти к некоторым общим выводам.

Эти два метода очень разные и предлагают разные элементы при проведении расследования. По своей природе индуктивный метод позволяет быть более гибким и поддается исследованию, особенно в начале. Дедуктивный метод более закрыт по своей природе и более ориентирован на доказательство или подтверждение гипотез.

Хотя некоторые исследования, в частности, кажутся чисто дедуктивными, в качестве эксперимента, предназначенного для проверки гипотетических эффектов некоторого лечения или результата, большинство социальных исследований требуют как дедуктивного, так и индуктивного мышления..

Практически во всех исследованиях вероятно, что в какой-то момент к обоим процессам прибегали. Даже в самых закрытых экспериментах исследователи могут наблюдать закономерности в информации, которые могут привести их к разработке новых теорий.

Понятие индуктивного метода и дедуктивного метода

Индуктивный метод

Индуктивные рассуждения - это рассуждения, в которых предпосылки рассматриваются как способ убедительно подтвердить достоверность заключения.

Хотя заключение индуктивного аргумента является определенным, истинность этого вывода в индуктивном аргументе, вероятно, основана на предоставленных доказательствах..

Многие источники могут определить индуктивный метод как тот, в котором общие принципы получены из конкретных наблюдений.

В этом методе широкие обобщения сделаны из конкретных наблюдений, поэтому можно сказать, что он идет от конкретного к общему. Делается много наблюдений, воспринимается закономерность, делается обобщение и выводится объяснение или теория..

Этот метод также используется в научном методе; ученые используют его для формирования гипотез и теорий. Дедуктивное мышление позволяет им применять теории или предположения к конкретным ситуациям. Примером дедуктивного мышления может быть следующее:

Все известные биологические формы жизни зависят от существования жидкой воды. Поэтому, если мы обнаружим новую форму биологической жизни, это будет зависеть от существования жидкой воды..

Этот аргумент можно приводить каждый раз, когда обнаруживается биологический образ жизни, и он будет правильным. Однако было бы возможно, что в будущем будет биологический образ жизни, который не требует жидкой воды.

Типы индуктивного мышления

-обобщение

Обобщение исходит из предпосылки о выборке, из которой делается вывод о населении.

Например, скажем, в банке 20 шариков, которые могут быть белыми или черными. Чтобы оценить его количество, рисуется образец из четырех шаров - три черных и один белый. Если мы используем индуктивное обобщение, можно сделать вывод, что в банке 15 черных и пять белых шаров..

Эта предпосылка имеет уклон, так как она берет небольшую выборку из большей популяции.

Примеры обобщения
  • Я встретил богатую женщину, она довольно поверхностна. Конечно, все богатые женщины поверхностны.
  • Вчера Хуан встретил свою невестку и не понравился ему. Уверен, од не будет вызывать недовольство всей семьей своей подруги.
  • Я прочитал книгу Марио Бенедетти, которую я любил. Я собираюсь купить все ваши книги, потому что я уверен, что вы их полюбите.
  • Андрес живет в бедном районе и очень счастлив. Это означает, что все люди, которые живут в бедных кварталах, очень счастливы.
  • Вчера я встретил симпатичную голубоглазую женщину. Я думаю, что все голубоглазые женщины должны быть довольно интересными.
  • Во Франции было обнаружено несколько мусульманских религиозных фанатиков. Поэтому все мусульмане должны быть религиозными фанатиками.

-Статистический силлогизм

Статистический силлогизм происходит от обобщения до вывода об индивидууме. Например:

  • Доля Q населения P имеет атрибут A.
  • Человек X является членом P.

Следовательно, существует вероятность того, что Q соответствует X.

Примеры статистического силлогизма

  1. Большинство рабочих в сельской местности страдают от гриппа.
  2. Хуан полевой работник.
  3. Хуан может заболеть гриппом.
  1. Ни одна женщина не может дышать под водой.
  2. Дайверы дышат под водой.
  3. Не дайвер женщина.
  1. Все кошки спят.
  2. Все мужчины спят.
  3. Все мужчины кошки.
  1. 50% философов - греки.
  2. Эмилиано был философом.
  3. С вероятностью 50% Эмилиано - грек.
  1. Обычно люди едят шоколадное мороженое.
  2. Я человек.
  3. Обычно я ем шоколадное мороженое.

-Простая индукция

Он приходит из предпосылки небольшого образца к выводу о другом человеке:

  • Пропорция Q известной популяции P имеет атрибут A.
  • Физическое лицо Я является членом группы P.

Следовательно, есть вероятность, соответствующая Q, что у меня есть A.

Простые индукционные примеры
  • Моя мама дала мне пару сережек, и я пропустил одну. Мой двоюродный брат дал мне еще пару сережек, и я пропустил одну. Мой парень дал мне еще пару сережек, и я пропустил одну. Я полагаю, что каждый раз, когда я получаю пару сережек, я теряю одну.
  • Вчера они посетили нас, и моя мама убрала комнату. Сегодня приходит еще один визит, и моя мама снова его чистит. Это означает, что всякий раз, когда она приходит в гости, моя мама убирает комнату.
  • В понедельник Андреа не успел поработать и проснулся поздно. Вчера у него был выходной, и он проснулся поздно. В воскресенье ему тоже не пришлось работать, и он снова проснулся поздно. Я полагаю, что в те дни, когда Андреа не нужно идти на работу, она просыпается поздно.

-Аргумент из аналогии

Этот процесс включает в себя учет общих свойств одной или нескольких вещей и вывод из этого, что они также имеют другие свойства. таким образом:

  • P и Q аналогичны по свойствам a, b и c.
  • Было замечено, что объект P обладает свойством x.

Таким образом, Q, вероятно, также имеет свойство х.

Примеры Аргумент из аналогии
  • Шерсть - это овца, что молоко для коровы.
  • Водитель в автобусе, какой пилот в самолете.
  • Радио должно слушать, как газета читать.
  • Спи спать, как голод есть.
  • Слезы печали, смех радости..
  • Лежать - это спать, как сидеть - это сидеть на диване..
  • Холод горяч, как тьма свет.
  • Пчела - это улей, как муравей - это колония.
  • Франция для вина, а Колумбия для кофе.
  • Фин - это дельфин, а рука - человек.
  • Колумбия в Боготу, а Аргентина в Буэнос-Айрес.
  • Мыло чистое, как грязь грязи.
  • Перчатки ручные, как носки ногами.

-Случайный вывод

Случайный вывод делает вывод о причинно-следственной связи на основе условий существования эффекта.

Предпосылки о соотношении двух вещей могут указывать на причинно-следственную связь между ними, но для подтверждения должны быть установлены другие факторы.

Примеры причинного вывода
  • В исследовании по алкоголизму отмечается, что у пяти испытуемых разные жизненные обстоятельства. Однако все они видели, как их родители или отчим периодически пили перед ними. По этой причине исследователи приходят к выводу, что частое употребление алкоголя отцом является причиной алкоголизма у взрослых мужчин..
  • Исследование на верность между парами наблюдало десять пар (включая гомосексуалистов и гетеросексуалов) с различным происхождением и историей жизни. Некоторые люди в исследовании выросли в домах разведенных родителей или стали свидетелями их неверности. Те, кто был неверен своему партнеру, выросли в домах, где неверности не было места. Исследование пришло к выводу, что видение неверности родителей не является причинным фактором неверности у детей.

-прогнозирование

Вывод об индивидуальном будущем сделан из прошлого образца.

Примеры прогнозирования
  1. Каждый раз, когда Хуан встречает свою семью, он прекрасно проводит время.
  2. Хуан встретится сегодня со своей семьей
  3. Поэтому вы прекрасно проведете время.
  1. Ана была неверна своему мужу, когда он путешествовал.
  2. Муж Аны путешествует.
  3. По этой причине Ана будет неверной.
  1. Когда я поехала в Париж, я подумала, что это красиво.
  2. Завтра я еду в париж.
  3. Это будет красиво смотреться.
  1. Мой брат вложился в акции и выиграл много денег.
  2. Сегодня я собираюсь инвестировать в акции.
  3. В результате я заработаю много денег.
  1. Когда я иду в этот ресторан, самое большее.
  2. Завтра мы идем в этот ресторан.
  3. Я буду много кушать.

Дедуктивный метод

В этом процессе рассуждение начинается с одного или нескольких утверждений, чтобы прийти к заключению. Вывод связывает помещение с выводами; Если все предпосылки верны, условия ясны и правила вычета используются, заключение должно быть верным.

При выводе мы начнем с общего аргумента или гипотезы и рассмотрим возможности прийти к конкретному и логическому выводу. Научный метод использует дедукцию для проверки гипотез и теорий.

Примером дедуктивного аргумента является следующее:

  • Все люди смертны.
  • Человек х это человек.

Следовательно, индивид х смертелен.

Типы дедуктивного мышления

-Закон отрешенности

Сделано одно утверждение и предложена гипотеза (P). Вывод (Q) выводится из этого аргумента и его гипотезы:


Читай статью и узнай больше про типы мышления.

Определение индукции и дедукции

Эти научные понятия определяют логический метод, которым сделано то или иное заключение. Ученым использование этих методов позволяет переходить от теоретического обоснования к практическому и обратно.

Индукция

шпион арт

Индукция представляет с собой переход от частного положения к общему. В науке чаще всего этот метод применяют, когда на основе нескольких изученных практических примеров хотят построить широкую сложную теорию.

Например, тебе интересно: все ли девушки любят бриллианты. Опираясь на метод индукции, ты изучаешь сто девушек, и оказывается, что они все любят бриллианты.

Обобщая полученные данные, ты делаешь вывод: все девушки любят бриллианты. Все 4 миллиарда. Первым научно описал индукцию Ф. Бэкон в 17 веке, противопоставив ее дедуктивному методу Аристотеля.

Дедукция

Это противоположность индукции. Т.е. метод, который предполагает переход от общего к частному, от теории к конкретному практическому примеру.

Например, ты знаешь, что все девушки любят котят. У тебя есть подруга, у которой скоро День Рождения. Следуя методом дедукции, ты понимаешь, что она будет рада котенку в качестве подарка.

Дедукция, индукция, абдукция.

Дедукция, индукция, абдукция.

Метод дедукции известен еще с времен до нашей эры. Первым метод описал Аристотель, это была первая доказательная теория. Индукцией он тоже пользовался, но предпочитал именно дедуктивный метод.

Ограничения методов

Метод индукции даже на научных конференциях часто вызывает вопросы – ни одну кандидатскую завалили по причине низкой проверяемости метода индукции.

Помнишь пример с бриллиантом? Представь, ты проверила сто девушек, которые любят бриллианты, и сделала вывод, что все девушки – фанаты этих камней. Но где-нибудь в Африке в племени живет девушка, которая считает бриллианты страшными, уродливыми и ненужными камнями.

Вот и получается, что твой вывод ложный, и есть исключения.

Могло получится еще хуже. Так совпала, что из всех проверенных тобой девушек все оказались любительницами бриллиантов, а вот оставшиеся 4 миллиарда их терпеть не могут.

Как избежать этой проблем? Для этого существуют правила:

  • Нужно проверить как можно больше объектов, чтобы сделать общий вывод

Ты не можешь сказать, что все мужчины полигамны, пока не вступила в отношения хотя бы с половиной мужчин Земли.

  • Проверяемая тобой группа явлений должна соответствовать общей группе явлений

Ты встречалась с 30 мужчинами, и все они ушли к другой? Конкретизируй вывод! Все мужчины-холостяки города Любляна от 20 до 30 лет – непостоянные ребята.

Дедуктивный метод считается более основательным и проверенным. Но использовать его сложнее – не под любое утверждение есть готовая проверенная теория.

Развить аналитические методы мышления

Освоить дедуктивный и индуктивный метод мышления – значит лучше понять себя и окружающих, научиться предсказывать грядущие события. Самыми лучшими аналитиками по праву можно назвать гадалок, которые, основываясь на обрывках знаний об оппоненте, могут сделать выводы, которых от них и ждут.

Самое простое и сложное одновременно – пытаться понять собственные мотивы. Что заставило тебя выбрать красное пальто и отказать во встрече подруге? Прежде чем понимать других, загляни в себя.

В фильмах, книгах или жизни ищи закономерности. Что привело героя к тем или иным результатам, а какие исходы и почему можно отмести. Элементарно!

Кроссворды не в счет. Квесты и настольные детективы, карточная мафия и задачки. Шерлок тоже не сразу стал щелкать дела о преступлениях я начинал с малого.

Умение работать с новой информацией – важнейший навык. Если твой взгляд замылен, ты перестанешь замечать новое и будешь упускать детали.


Кстати, тесты IQ измеряют в большей степени способности к индуктивному и дедуктивному типам мышления. Проходя их, ты не только узнаешь свой уровень интеллекта, но и пройдешь хорошую тренировку. Вот одни из лучших тестов: тесты Айзенка, Кеттелла, Равена и Векслера.

Как бы не противопоставляли индукцию и дедукцию, это две стороны одной медали. В разные исторические периоды философы ставили во главе то один, то другой метод. Сегодня ученые уверены: ни один метод познания не существует без другого.

Чем это поможет тебе? Достаточно понять простую истину: прежде чем судить по всем людям на основе нескольких примеров, надо, чтобы твои примеры соответствовали всему человечеству. То же касается любого другого явления.

Задавай правильные вопросы и никогда не суди по одному факту, тогда ты точно будешь успешна во всех делах.

Читайте также: