Индукционный регулятор напряжения и фазорегулятор кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фазорегулятор . Асинхронная машина с заторможенным фазным ротором может дать со стороны одной из обмоток постоянную по величине, но меняющуюся по фазе ЭДС. Для этого обмотки машины следует включить, как показано на рис. 5.6, а , а ротор повернуть в любую сторону на угол α .

На такой же угол окажется повернутым вектор ЭДС вторичной обмотки относительно вектора первичной ЭДС: в рассматриваемом случае результирующий поток Φ в зазоре машины набегает сначала, например, на обмотку фазы B , а позже − на обмотку фазы b , оси которых пространственно смещены на угол поворота α . Если принять для простоты, что у рассматриваемой асинхронной машины r 1 = r 2 = x σ1 = x σ2 = 0, то U 1 = E 1 и U 2 = E 2 . В этом случае диаграмма напряжений для одной из фаз примет вид, показанный на рис. 5.6, б .

5. Асинхронные машины

Рис. 5.6. Схема фазорегулятора

Фазорегулятор представляет поворотный трансформатор с регулируемой фазой вторичного напряжения относительно первичного. Поворот ротора осуществляют при помощи червячного редуктора с самоторможением, так как на ротор фазорегулятора при нагрузке действует вращающий момент. Это относится и к другим машинам с заторможенным ротором. Фазорегуляторы применяют главным образом в лабораториях, в частности, при испытании счетчиков электрической энергии различных реле и других приборов и аппаратов.

Трехфазный индукционный регулятор служит для регулирования на-

пряжения трехфазной сети переменного тока. Обмотки регулятора включают по схеме автотрансформатора, и регулятор представляет собой поворотный автотрансформатор.

Обмотки статора и ротора асинхронной машины можно соединить, как показано на рис. 5.7, а , и подключить обмотку ротора к сети напряжением U вх . Ток обмотки ротора создаст вращающееся магнитное поле, которое индуктирует в каждой обмотке ЭДС E 1 и E 2 . Эти ЭДС, оставаясь неизменными по величине, могут отличаться по фазе.

При совпадении осей обмоток статора и ротора сдвига фаз между ЭДС E 1 и E 2 нет (рис. 5.7, б ). Напряжение на выходных зажимах определится арифметической суммой векторов ЭДС Е 1 и Е 2 и достигнет макси-

мального значения ( U вых = Е max ).

При повороте ротора на некоторый угол ±α вектор ЭДС Е 2 опережает или отстает на тот же угол относительно ЭДС Е 1 . При повороте ротора на 180 ° векторы ЭДС Е 1 и Е 2 направлены встречно и выходное напряжение равно разности этих ЭДС ( U вых = Е min ).

5. Асинхронные машины

Рис. 5.7. Схема ( а ) и векторная диаграмма ( б ) напряжений индукционного регулятора

В общем случае напряжение на выходных зажимах определяется векторной суммой:

и при равенстве эффективных витков статорной и роторной обмоток может плавно изменяться от нуля (при α = ± 180 ° ) до двойного линейного напряжения сети (при α = 0).

Индукционные регуляторы по своей работе аналогичны автотрансформаторам, и их электромагнитная (расчетная) мощность тем меньше проходной (полезной), чем ниже пределы регулирования напряжения. Преимуществом регуляторов является плавное регулирование напряжения в широких пределах. К недостаткам этих машин следует отнести:

• искажение формы кривой ЭДС (и выходного напряжения) зубцовыми и высшими гармониками магнитного поля;

• возникновение вращающих моментов на валу при α ≠ 0;

• расхождение по фазе напряжений перед регулятором и за ним. Последние два недостатка устраняют, сдвоив регуляторы, т. е. же-

стко соединив их валы и изменив порядок чередования фаз в одной из машин.

5. Асинхронные машины

5.3. Работа асинхронной машины при вращающемся роторе

При вращении ротора вращающееся магнитное поле, пересекая витки его обмотки с частотой n 1 – n , индуцирует в них ЭДС частотой

где n – частота вращения ротора, об/с.

Достаточно умножить выражение (5.31) на дробь n 1 / n 1 , чтобы доказать с учетом соотношений (1.24) и (1.30), что частота тока в роторе пропорциональна скольжению:

ЭДС обмотки вращающегося ротора

E 2 s = 4,44 f 2 w 2 k oб2 Φ

или с учетом выражения (5.33)

E 2 s = 4,44 f 1 sw 2 k oб Φ = E 2 s ,

где E 2 – ЭДС обмотки неподвижного ротора, полученная по выражению (5.2), когда s = 1 и f 2 = f 1 , а обмотка ротора разомкнута (режим холостого хода при неподвижном роторе).

При замкнутой обмотке ротора по ней под действием ЭДС E 2 s проходит ток с частотой f 2 , создающий бегущую волну МДС F 2 , вращающуюся относительно ротора с частотой

n 2 F = 60 f 2 p = 60 f 1 s p = n 1 s = n 1 − n .

Направление вращения МДС ротора определяется порядком чередования максимумов токов в фазах, т. е. МДС ротора вращается в ту же сторону, что и магнитное поле статора.

Частота вращения МДС ротора относительно статора (с учетом того, что ротор вращается с частотой n )

n 2 ′ F = n + n 2 F = n 1 (1 − s ) + n 1 s = n 1 .

5. Асинхронные машины

Следовательно, при вращении ротора МДС статора F 1 и МДС ротора F 2 вращаются в пространстве с одинаковой частотой, т. е. относительно друг друга они неподвижны. Таким образом, полученные ранее для заторможенного ротора выводы о взаимодействии токов в первичной и вторичной обмотках полностью остаются в силе и для вращающегося ротора. Из сказанного следует, что в асинхронной машине магнитное поле, вращающееся с частотой n 1 , возникает в результате совместного действия бегущих волн МДС статора и ротора. Оно служит связующим звеном между статором и ротором, обеспечивая обмен энергией между ними точно так же, как переменное магнитное поле в трансформаторе осуществляет передачу энергии из первичной обмотки во вторичную. Преобразование электрической энергии, потребляемой асинхронной машиной, в механическую и связанные с этим потери мощности наглядно представляются энергетическими диаграммами.

Если к асинхронному двигателю подвести от сети электрическую мощность P 1 , то часть ее покроет потери электрические p эл1 в проводниках обмотки статора, часть – магнитные потери р мг в статоре.

Мощность Р 1 − p эл1 − р мг = Р эм − электромагнитная – передается магнитным полем через воздушный зазор ротору. Некоторая часть мощности Р эм пойдет на покрытие потерь p эл1 в проводниках обмотки ротора, другая, весьма незначительная и в большинстве случаев вовсе не учитываемая из-за малой частотыперемагничивания, р мг2 − напокрытиемагнитныхпотерьвроторе.

Разность мощностей Р эм − p эл1 − р мг = Р мх − полная механическая мощность – приведет ротор во вращение. При этом возникнут потери на трение в подшипниках и поверхности ротора об охлаждающую среду. Вычитанием из полной механической мощности потерь на трение и добавочных (покрываемых главным образом со стороны ротора) получают полезную механическую мощность на валу

Р мх − р мх − р д = Р 2 .

Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя приведена на рис. 5.8.

Выразим электромагнитную и механическую мощности через электромагнитный вращающий момент М :

где Ω 1 = 2π n 1 и Ω = 2π n – угловые скорости магнитного поля статора и ротора; n 1 и n – частоты вращения, соответственно, магнитного поля статора и ротора, об/с.

Индукционный регулятор напряжения (ИР) представляет собой асинхронную машину с фазным ротором, предназначенную для плавного регулиро­вания напряжения. Рассмотрим работу трехфазного ИР, получившего преимущественное применение. Ротор ИР заторможен посредством червячной пере­дачи, которая не только удерживает его в заданном положении, но и позволяет плавно поворачивать его относительно статора. Обмотки статора и ротора в ИР имеют автотрансформаторную связь (рис. 17.1, а), поэтому ИР иногда называют поворотным авто­трансформатором.

Напряжение сети U1подводится к обмотке ротора, при этом ротор создает вращающееся магнитное поле, наводящее в обмотке ротора ЭДС = - , а в об­мотке статора — ЭДС (рис. 17.2, а).

Фазовый сдвиг этих ЭДС относительно друг друга зависит от взаимного пространственного по­ложения осей обмоток статора и ротора, определяе­мого углом α. При α = 0 оси обмоток совпадают, вращающееся поле одновременно сцепляется с обеими обмотками и ЭДС и совпадают по фазе (при этом и находятся в противофазе). При α = 180 эл. град ЭДС и окажутся в про­тивофазе ( и совпадают по фазе). Если пре­небречь внутренними падениями напряжения, то напряжение на выходе ИР определяется геометриче­ской суммой:

= ­­+ (17.1)

При повороте ротора концы векторов и описывают окружность (рис. 17.2, б), при этом изменяется от = - при α = 0 до = + при α = 180 эл. град (рис. 17.2, в). Поворот ротора осуществляется либо вручную штурвалом, либо дистанционно включением исполнительного двигателя.

ИР применяются во всех случаях, где необходима плавная ре­гулировка напряжения, например в лабораторных исследованиях.

Фазорегулятор (ФР). Предназначен для изменения фазы вто­ричного напряжения относительно первичного при неизменном вторичном напряжении. В отличие от ИР об­мотки ротора и статора ФР электрически не соединены друг с дру­гом, т. е. имеют транс­форматорную связь (см. рис. 17.1, б),поэтому ФР иногда называют поворотным транс­форматором.

Изменение фазы вторичного напряже­ния осуществляется поворотом ротора от­носительно статора. Первичной обмоткой в ФР обычно является обмотка статора. Фазорегуляторы приме­няются в устройствах автоматики (для фазового управления) и измерительной технике

( для проверки ваттметров и счетчиков).


Рис. 17.1. Схемы соединения индукционного

регулятора напряжения (а) и фазорегулятора (б)

РЕФЕРАТ

Тема: “АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ”

РАЗРАБОТАЛ: студент группы 3РЭС

• Асинхронные машины специального назначения

Индукционный регулятор напряжения и фазорегулятор

Индукционный регулятор напряжения (ИР) представляет собой асинхронную машину с фазным ротором, предназначенную для плавного регулиро­вания напряжения. Рассмотрим работу трехфазного ИР, получившего преимущественное применение. Ротор ИР заторможен посредством червячной пере­дачи, которая не только удерживает его в заданном положении, но и позволяет плавно поворачивать его относительно статора. Обмотки статора и ротора в ИР имеют автотрансформаторную связь (рис. 17.1, а), поэтому ИР иногда называют поворотным авто­трансформатором.

Напряжение сети U1подводится к обмотке ротора, при этом ротор создает вращающееся магнитное поле, наводящее в обмотке ротора ЭДС = - , а в об­мотке статора — ЭДС (рис. 17.2, а).

Фазовый сдвиг этих ЭДС относительно друг друга зависит от взаимного пространственного по­ложения осей обмоток статора и ротора, определяе­мого углом α. При α = 0 оси обмоток совпадают, вращающееся поле одновременно сцепляется с обеими обмотками и ЭДС и совпадают по фазе (при этом и находятся в противофазе). При α = 180 эл. град ЭДС и окажутся в про­тивофазе ( и совпадают по фазе). Если пре­небречь внутренними падениями напряжения, то напряжение на выходе ИР определяется геометриче­ской суммой:




= ­­+ (17.1)

При повороте ротора концы векторов и описывают окружность (рис. 17.2, б), при этом изменяется от = - при α = 0 до = + при α = 180 эл. град (рис. 17.2, в). Поворот ротора осуществляется либо вручную штурвалом, либо дистанционно включением исполнительного двигателя.

ИР применяются во всех случаях, где необходима плавная ре­гулировка напряжения, например в лабораторных исследованиях.

Фазорегулятор (ФР). Предназначен для изменения фазы вто­ричного напряжения относительно первичного при неизменном вторичном напряжении. В отличие от ИР об­мотки ротора и статора ФР электрически не соединены друг с дру­гом, т. е. имеют транс­форматорную связь (см. рис. 17.1, б),поэтому ФР иногда называют поворотным транс­форматором.

Изменение фазы вторичного напряже­ния осуществляется поворотом ротора от­носительно статора. Первичной обмоткой в ФР обычно является обмотка статора. Фазорегуляторы приме­няются в устройствах автоматики (для фазового управления) и измерительной технике

Асинхронная машина с фазной обмоткой ротора применяется для самых различных целей. В частности, заторможенная машина мо­жет служить автотрансформатором с плавно регулируемым коэф­фициентом трансформации.

Схема замещения такого индукционного регулятора (называемо­го также поворотным автотрансформатором) показана на рис. 14.39. Обмотки статора и ротора во всех трех фазах соединены между со­бой последовательно, а на выводы обмотки ротора подано напряже­ние Unxпитающей сети. Сопоставив эту схему индукционного регу­лятора со схемой трехфазного автотрансформатора, легко убедить­ся в их принципиальной тождественности. Обмотка ротора служит первичной обмоткой автотрансформатора, а три свободных вывода обмотки статора являются вторичными выходными выводами уст­ройства. Но в автотрансформаторе отношение первичного и вторич­ного напряжений постоянно и определяется отношением чисел вит­ков обмоток, а в индукционном регуляторе отношение напряжений Unx/ UBhlxзависит также от относительного пространственного поло­жения обмоток статора и ротора. Если оси этих обмоток совпадают, то совпадают по фазе и индуктируемые в них ЭДС. Если же враща­ющееся магнитное поле пересекает обмотку статора не одновремен­но с обмоткой заторможенного ротора, то пространственный сдвиг между осями обмоток (3 обусловит пропорциональный сдвиг фаз а (см. 14.6) между ЭДС статора и ротора, а следовательно, и между напряжениями на обмотках статораUCTи ротораUp.

Фазное напряжение на вторичной стороне индукционного регу­лятора равно сумме напряжения статора и ротора:

Ротор заторможен, но посредством червячной передачи его мож­но поворачивать и таким образом изменять угол сдвига фаз между С/р иUCTв пределах от 0 до 360° (рис. 14.40). Это дает возможность изменять вторичное напряжение в пределах отU2= Up+ UCTдо


. ^ rt~ X . Ротор . СтаторСБА U,

Фазное напряжение ротора равно фазному напряжению сети Up— С/ф, а обмотка статора индукцион­ного регулятора обычно имеет число витков, равное числу витков фазной обмотки ротора, поэтомуUCT= Up= = Щ. Следовательно, пределы регули­рования вторичного напряжения ин­дукционного регулятора, т. е. напряже­ния между выводами обмотки статора ^вых = U2, составляют от 0 до 2UBX= = 2 £/,, — двойного значения линейного
напряжения сети. При значительных мощностях очень ценно, что регулирование в таких широ­ких пределах осуществляется без замыкания или размыкания контактов. Это существенно увели­чивает надежность устройства.

Взаимодействие токов ротора с магнитным полем может создавать в индукционном регуля­торе значительный вращающий момент, что свя­зано с усложнением поворотного устройства (обычно это самотормозящая червячная переда­ча) и затрудняет управление положением рото­ра. Чтобы разгрузить установку от этого неже­лательного электромагнитного момента, регуля­торы большой мощности изготовляются в виде двух соединенных общим валом асинхронных машин, причем элек­тромагнитные моменты, воздействующие на их роторы, имеют про­тивоположные направления и полностью взаимно компенсируют­ся. Обмотки роторов двух машин в таком регуляторе соединяются параллельно, а обмотки статора — последовательно.

По сравнению с трансформатором КПД индукционного регуля­тора значительно ниже из-за наличия воздушного зазора в магнит­ной цепи. По сравнению с двигателем в индукционном регуляторе кроме потерь в сердечнике статора имеют место значительные поте­ри в сердечнике ротора. Условия охлаждения в регуляторе суще­ственно хуже, чем в двигателе, из-за отсутствия вращения. Для улуч­шения теплоотдачи индукционных регуляторов средней и большой мощности применяют масляное охлаждение.


То обстоятельство, что посредством поворота заторможенного ро­тора можно плавно изменять фазу ЭДС, индуктируемых в обмотках ротора, используется в фазорегуляторах. Трехфазная обмотка ста-


тора такого фазорегулятора (ф на рис. 14.41) включается в сеть, а обмотка заторможенного ротора служит вторичной обмоткой пово­ротного трансформатора. Действующее значение ЭДС, индуктиру­емых в обмотках ротора, не зависит от положения ротора, так как вращающееся магнитное поле машины, возбуждаемое токами обмо­ток статора, постоянно по значению. Но сдвиг фаз между ЭДС в об­мотках статора и ротора зависит от положения ротора, и, поворачи­вая последний, можно изменять этот сдвиг в пределах 0 — 360°. Фа­зорегуляторы применяются при проверке счетчиков энергии и ватт­метров переменного тока (рис. 14.41), для управления работой вып­рямителей с тиристорами и т.д.

Асинхронный тахогенератор

Асинхронный тахогенератор применяется в устройствах автома­тики, телемеханики и электроприводе как датчик угловой скорости вращения вала какого-либо механизма.

Одна из схем однофазного асинхронного тахогенератора с полым ротором приведена на рис. 14.42. Если ротор тахогенератора непод­вижен (ojp= 0), то переменный магнитный поток Ф*, возбуждаемый током в катушкеwB03,подключенной к сети, индуктирует в стенках полого ротора как в короткозамкнутой вторичной обмотке транс­форматора переменные токи гтр. Эти токи создают переменный маг- литный поток Ф^, но в измерительной катушке гииз, ось которой рас­положена под углом 90° к оси катушки возбужденияwBQ3,ЭДС не индуктируется.

Если ротор тахогенератора вращается с угловой скоростью шр, то в стенках по­лого ротора, пересекающих магнитные линии потока возбуждения Ф^, будут ин­дуктироваться кроме переменных токов гтр еще и переменные токи гвр, обусловлен­ные вращением ротора. Создаваемый пе­ременными токами гвр переменный маг­нитный поток Фх будет направлен вдоль оси измерительной катушки и будет ин­дуктировать в ней переменную ЭДС, ам­плитуда которой пропорциональна угло­вой скорости вращения ротора.


Благодаря простоте и надежности асинхронных тахогенераторов они широко применяются в системах регулирования и управления.

ГЛАВА 15 СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ

Общие сведения

У синхронных электрических машин ротор в установившемся ре­жиме вращается с угловой скоростью вращающегося магнитного поля, создаваемого токами в фазных обмотках статора, подобного статору асинхронной машины. Это достигается тем, что ротор синх­ронной машины представляет собой обычно электромагнит или реже постоянный магнит с числом пар полюсов, равным числу пар полю­сов вращающегося магнитного поля. Взаимодействие полюсов вра­щающегося магнитного поля и полюсов ротора обеспечивает посто­янную частоту вращения последнего независимо от момента на валу. Это свойство синхронных машин позволяет применять их в каче­стве двигателей для привода механизмов с постоянной частотой вра­щения. Распространенность синхронных двигателей не столь ши-. рока, как асинхронных, но в ряде случаев, например в металлургии для главных приводов непрерывной прокатки, они необходимы. Единичная мощность синхронного двигателя в приводах большой мощности достигает нескольких десятков мегаватт.

Основной областью применения синхронных машин является их работа в качестве промышленных генераторов для выработки элект­рической энергии на электростанциях.

Единичная мощность современных электрогенераторов достига­ет 1500 MB А.

Устройство синхронной машины

Основными частями синхронной машины являются статор и ро­тор, причем статор не отличается от статора асинхронной машины (см. рис. 14.1). Сердечник статора собран из изолированных друг от друга пластин электротехнической стали и укреплен внутри массив­ного корпуса. В пазах с внутренней стороны статора размещена в большинстве случаев трехфазная обмотка.

Ротор синхронной машины представляет собой электромагнит — явнополюсный (рис. 15.1, где 1 — полюсы; 2 — полюсные катушки;

3 — сердечник ротора; 4 — контакт­ные кольца) или неявнополюсный (рис. 15.2, где 1 — сердечник рото­ра; 2 — пазы с обмоткой; 3 — кон­тактные кольца). Ток в обмотку ро­тора поступает через контактные кольца и щетки от внешнего источ­ника постоянного тока — возбуди­теля.

Для получения синусоидальной ЭДС в проводах фазных обмоток статора необходимо, чтобы индук­ция в воздушном зазоре, создавае­мая магнитным полем тока ротора, распределялась по синусоидально­му закону вдоль окружности рото­ра. В явнополюсной машине это до­стигается увеличением ширины воздушного зазора от середины по­люса к краям. В быстроходных ма­шинах с неявными полюсами ис­пользуется соответствующее рас­пределение обмотки возбуждения вдоль окружности ротора.

У многополюсной синхронной машины ротор имеет р пар полю­сов, а токи в обмотке статора образуют тоже р пар полюсов вращаю­щегося магнитного поля (как у асинхронной машины, см. рис. 14.10). Ротор должен вращаться с частотой вращения поля, следовательно, его синхронная частота вращения

При стандартной промышленной частоте 50 Гц максимальная ча­стота вращения, соответствующая двухполюсной (р = 1) машине, будет 3000 мин" 1 . Это частота вращения современного турбоагрега­та, состоящего из первичного двигателя — паровой турбины и не- явнополюсного синхронного генератора (турбогенератора).

У гидроагрегата гидравлическая турбина вращается относитель­но медленно. Это вынуждает изготовлять гидрогенераторы много­полюсными, с явными полюсами и в большинстве случаев — с вер­тикальным валом. Частота вращения роторов этих генераторов — от 60 до нескольких сотен оборотов в минуту, чему соответствует не­сколько десятков пар полюсов. Вследствие относительно малых ча­стот вращения генераторы к гидравлическим турбинам имеют зна­чительно большую массу на единицу мощности — свыше 8 кг/(кВ • А), чем генераторы к паровым турбинам — менее 2,5 кгДкВ- А).

Главная Асинхронный двигатель и асинхронные машины

При 5i 0,5 и S2 f\ ротор асинхронной машины приводят во вращение в направлении, противоположном вращению


Рис. 9.1. Схемы асинхронного преобразователя частоты при подключении приводного двигателя к сети (а) и к выходу преобразователя частоты (б)

ПОЛЯ. При этом преобразователь частоты работает в режиме электромагнитного торможения при s>l, а двигатель передает ему

Направления первичной Pi и вторичной Рг мощностей преобразователя частоты, механической Рмех и электрической Рэл мощностей приводного двигателя и мощности Рн, подаваемой на нагрузку, для рассматриваемого режима показаны на рис. 9.1, а сплошными стрелками.

Читайте также: