Индонезия при сукарно и сухарто кратко

Обновлено: 05.07.2024

После капитуляции Японии во Второй мировой войне 17 августа 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии. На следующий день президентом Республики Индонезия стал Сукарно.

В основу государственной идеологии были положены теория мархаэрнизма и выработанные накануне провозглашения независимости принципы Панча шила, которые в новых условиях трактовались следующим образом:

  1. национализм как принцип унитарного государства, утверждающий идеалы общеиндонезийской нации;
  2. интернационализм (единство человека) - подчеркивал равноправие Индонезии на мировой арене и отрицание шовинизма;
  3. суверенитет народа (народовластие) - внедрение традиционной общинной системы (обсуждение спорных проблем вплоть до достижения консенсуса);
  4. социальное благоденствие - означало справедливость для всего народа;
  5. вера в единого Бога - свободу вероисповедания и веротерпимость.

Первые четыре принципа являлись развитием теории мархаэрнизма, а последний был сформулирован Сукарно впервые.

Голландия, не успевшая вернуться в Индонезию после ухода японцев, не смирилась со сложившейся ситуацией и попыталась силой восстановить положение, существовавшее до Второй мировой войны. Осенью 1945 г. начались военные действия, так и не давшие голландцам ощутимых результатов. В ноябре 1946 г. между двумя странами было подписано соглашение, по которому Индонезия получала статус субъекта международного права .

С началом холодной войны военные действия вновь были продолжены, и лишь в августе 1949 г. Голландия признала независимость Соединенных Штатов Индонезии (СШИ), президентом которых стал Сукарно. СШИ входили в так называемый Голландский Индонезийский союз и обязаны были ограничить свой суверенитет. Такое положение не могло устроить индонезийских лидеров, и 15 августа 1950 г. было провозглашено создание унитарной Республики Индонезия, которую вскоре признали СССР, КНР и их союзники.

Легальная политическая деятельность началась в Индонезии сразу после августа 1945 г. Согласно принятой конституции высшим законодательным органом объявился Народный консультативный конгресс (НКК), в полномочия которого входило избрание президента, утверждение конституции, определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Из политических партий в тот период значительную роль играла коммунистическая (КИИ), но после неудачных попыток захвата власти в 1948 и 1951 г. она оказалась ослабленной. В январе 1946 г. была воссоздана Национальная партия (НПИ). Ее идеологической основой стали принципы Панча шила и мархаэрнизма. НПИ пользовалась поддержкой значительной части населения. Вскоре на политической арене укрепилась и партия Мушуми, лидеры которой ставили основной своей задачей создание в Индонезии мусульманского теократического государства.

Всего к началу 1950-х гг. в Индонезии насчитывалось порядка 30 партий.

3.2.6. Индонезия в период 1950-1965 гг. Направляемая демократия

Окончание войны с Голландией ознаменовало новый этап политической истории Индонезии. К тому времени значительно возрос авторитет армии, и ее верхушка стала претендовать на роль самостоятельной политической силы.

В начале 1950-х гг. наиболее влиятельными были НПИ и Машуми, представители которых и формировали коалиционные правительства. Но к середине 1950-х гг. постепенно возродились как значительная сила коммунисты, руководство которых во главе с Д. Айдитом выступило за более умеренный курс, чем предшественники.

В октябре 1952 г. часть армии потребовала роспуска парламента и передачи всей полноты власти президенту. И вплоть до 1959 г. страна представляла собой арену острейшей борьбы различных политических группировок за власть. На парламентских выборах 1955 г. больше всех голосов получили НПИ, Машуми, Надхатул улама (НУ группировка, отколовшаяся от Машуми) и КПИ. Через два года, на следующих выборах КПИ вышла на первое место , оттеснив другие партии. Это обстоятельство не мог не учитывать Сукарно, начавший конфликтовать с Западом и в политическом плане сближаться с СССР и КНР.

В конце 1950-х гг. в Индонезии налицо был кризис парламентской системы, а в политической жизни в качестве главных центров выделились коммунисты, армия и мусульманские партии. В этих условиях Сукарно решил взять на себя инициативу и выдвинул теорию президентской формы правления - так называемой направляемой демократии, в основе которой лежала его концепция функциональных групп. Согласно рассуждениям Сукарно члены таких групп связаны между собой общей сферой деятельности, религией, уровнем образования и т. д. Отсюда их общие интересы.

Большинство политических партий, включая КПИ, поддержало Сукарно. В апреле 1959 г. он выступал с речью в Учредительном собрании, где изложил главные принципы своей новой политики. В марте 1960 г. был распущен парламент и президент соединил в своем лице функции законодательной и исполнительной власти. Новые выборы в парламент были отложены на неопределенный срок, а до этого времени Сукарно сам назначал депутатов. Все высшие властные органы получали лишь совещательные функции. Правительство преобразовывалось в институт помощников президента.

Составной частью новой теории стал лозунг НАСАКОМ (сокращение индонезийских слов, означающих национализм, религию, коммунизм), на практике предполагавший сотрудничество сторонников трех основных идеологических доктрин тогдашней Индонезии. С начала 1960-х гг. было объявлено о строительстве индонезийского социализма, основой которого должны были стать все те же принципы Панча шила. Буржуазной демократии противопоставлялась идея построения общенародного государства, а рыночным отношениям - направляемая экономика. В целом эта теория была весьма неясной и расплывчатой, позволявшей Сукарно и его единомышленникам трактовать ее отдельные положения в зависимости от конкретных обстоятельств.

При активном участии армии, ставшей одной из функциональных групп, Индонезия присоединила в 1963 г. остававшуюся за Голландией территорию Западного Ириана. Это способствовало поднятию авторитета армии среди населения. Более того, военным удалось объединить под своим контролем часть функциональных групп и создать в 1964 г. Объединенный секретариат (Голкар). В то же время усилились позиции КПИ, особенно в связи с помощью Индонезии со стороны СССР и КНР. По словам ее лидеров, в то время в КПИ насчитывалось около 3,5 млн членов (больше в мире было только в рядах КПСС и КПК). Стремясь развить свой успех, коммунисты в период проведения аграрной реформы выступили за так называемые односторонние действия, подразумевавшие самозахват крестьянами земли и разделение полученного урожая, принадлежавшего крупным собственникам. Буржуазные партии открыто обвинили коммунистов в попытках раскола национального единства и навязывании стране марксистского пути развития. Сукарно в этой обстановке выступил в роли третейского судьи, заставив буржуазные партии прекратить нападки на КПИ, а коммунистов отказаться от односторонних действий. В тот период президент все больше в политическом отношении эволюционировал в сторону КНР. Не без влияния китайского руководства он провозгласил в 1963 г. политику сокрушения Малайзии. В 1965 г. Индонезия вышла из ООН, обосновывая это теорией о конфликте в мире новых нарождающихся и старых устоявшихся сил. Под влияние КПК все в большей степени попадало и руководство КПИ.

Напуганная таким развитием событий часть военных в союзе с рядом лидеров правых партий попыталась устранить Сукарно и КПИ с политической арены. Этому могло способствовать все более ухудшавшееся экономическое положение Индонезии. В свою очередь левые силы также стремились вооруженным путем устранить своих политических противников. Их опорой в армии было движение прогрессивного офицерства, противостоявшее правым, объединенным в Совет генералов.

В ночь на 1 октября 1965 г. так называемое "движение 30 сентября" во главе с подполковником Ушунгом предприняло попытку военного переворота, но отсутствие координации действий с руководством КПИ привело в конечном итоге к его поражению. Созданный заговорщиками Революционный совет не сумел взять власть в свои руки. В стране начался террор против левых сил. Его развязало руководство армии во главе с генералом Сухарто. Жертвами террора стали сотни тысяч человек.

Созданный 4 октября фронт правых сил потребовал запрещения деятельности КПИ и других левых радикальных организаций. Сукарно оказался заложником этой политики. Продолжая формально оставаться на посту президента до 1967 г., он уже не контролировал развитие внутриполитической ситуации.

Толстяк на связи решил обратиться к истории Юго-Восточной Азии и рассказать о судьбе Индонезийского президента Сукарно.

Свою политическую деятельность он начал в юном возрасте в 1920-х. После поражения восстания против голландских колонизаторов 1926-1927, организованного коммунистической партией Индонезии, в политической жизни Индонезии на первую роль вышли левые националистические силы. Лидером Национальной партии Индонезии и Партии Индонезии как раз и стал Сукарно. В эти же годы он приступил к разработке своего учения - мархаэнизма, которое окончательную форму приобрело в 1930-х, и стало идеологией целого блока социальных и политических сил. Учение носило антиколониальную, националистическую направленность и основывалось как на традиционных яванских, так и на западных социалистических идеях.
В 1930-1931 году Сукарно был арестован и осужден, в 1933-1942 снова оказался в заключении или ссылке.

Усилились и правые силы. Сукарно приходилось постоянно лавировать между различными политическими силами, опираясь то на коммунистов, то на армию. Но экономическое положение Индонезии, не смотря на внешнеполитические успехи, было тяжелым: вокруг национализированных предприятий коррумпированными чиновниками создавались теневые предприятия, заказы отдавались своим частным предпринимателям, импортное оборудование уходило на черный рынок.
Сукарно опирался на антиимпериалистические лозунги.
Лавируя между разными силами Сукарно укреплял режим личной власти. Основой идеологии Сукарно в 1950-1960-х годах стало отрицание классовой стратификации общества, и деление его на функциональные группы, а основой отношений объявлялся "совместный напряженный труд". Было объявлено, что политические партии раскололи гармоничное и единое в 1945 году общество на враждующие группировки. Для возвращения единства Сукарно должен был возглавить правительство (а не только быть президентом). Эти предложения были выдвинуты в 1957 году и означали начало постепенного государственного переворота. Сукарно должен был стать единственным верховным арбитром, человеко определявшим экономическую, политическую и социальную жизнь Индонезии.
Все это получило название "направляемой демократии".
9 июля 1959 года Сукарно сформировал новое правительство. Оппозиция все отчетливее выражала недовольство авторитарным курсом президента и нарушением законодательных процедур. В феврале 1960 года она заблокировала принятие в парламенте проекта бюджета, предложенного правительством, в ответ на что 5 марта 1960 года Сукарно распустил парламент. Его заменил Совет народных представителей (готонг-ройонг), в котором все решения предполагалось принимать единодушным одобрением, а не голосованием, что исключало какую-либо оппозицию. Высшим органом власти стал Временный народный консультативный конгресс, сформированный 15 августа 1960 года. Согласно конституции, этот орган должен был определять основное направление государственной политики и на своих сессиях раз в пять лет избирать президента и вице-президента. С его созданием Национальный совет был упразднён.

Однако формирование "бюрократического каптала" и соперничество между военной и гражданской бюрократией разрушали "направляющую демократию". Для укрепления своей власти Сукарно пытался выдвинуть на повестку дня внешнеполитические вопросы, в ом числе освобождения от голландцев Западного Ириана. В мае 1963 года территория была включена в состав Индонезии. Но тогда нужно было искать новую глобальную проблему для сплочения нации и отвлечения внимания от ухудшающихся условий жизни. Началась компания против образования Малайзии и присоединения к ней британских владений на Северном Калимантане. На территорию Малайзии через границу в разных местах просачивались индонезийские партизаны.

Правительство Сукарно заключило союз с рядом коммунистических стран (Северный Вьетнам, Северная Корея и демонстрировало всё более враждебное отношение к государствам Запада. Сукарно трижды посещал СССР: в 1956, 1958, 1960. В связи с избранием Малайзии в Совет Безопасности ООН Сукарно объявил 7 января 1965 года о выходе Индонезии из ООН.

Но эта кампания не принесла поддержки Сукарно, несмотря на назначение в 1963 году Сукарно пожизненным президентом. Армия и связанные с ней круги требовали широкой приватизации и о ослабления роли государства в экономике, и налаживания экономических связей со странами Запада. Им противостояли левые, которые стали внушительной силой (в том числе коммунисты). На все это накладывалось противостояние с Малайзией, которое съедало львиную долю бюджета. Руководство армии резко выступило против активной деятельности коммунистической партии.

Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. Москва 2004

Новейшая история Азии и Африки ХХ век, т. 1 1900-1945, Т 3 1945-2000. Москва, 2001
Автор Владислав Семенов.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, оставляйте комментарии подписывайтесь на наш канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте и еще раз комментируйте, конструктивная критика принимается.

СУКАРНО (Sukarno) (ок. 1902–1970), президент Индонезии. Родился 6 июня 1901 в Сурабайе (Ява) в семье учителя. В 1926 окончил Бандунгский технический колледж, получив диплом инженера. В 1927 возглавляемый им Бандунгский клуб знаний основал Национальную партию Индонезии (НПИ). В 1929 Сукарно и его соратники были арестованы, а партия объявила о своем роспуске, но немедленно была воссоздана под новым названием – Партия Индонезии. По выходе из тюрьмы в 1932 Сукарно стал лидером Партии Индонезии, но уже в 1933 был арестован и сослан, оставался в ссылке на Суматре до 1942, когда его страну захватили японцы, которых он приветствовал как освободителей.

Сукарно А. Индонезия. Краткий очерк. М., 1956
Сукарно А. Индонезия обвиняет. Сборник статей и речей. М., 1957
Сукарно А. Картины из коллекции президента республики Индонезия д-ра Сукарно. Альбом, тт. 1–2. Пекин, 1957
Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно: Политическая биография. М., 1980

СУКА́РНО (Sukarno, Soekarno) (6.6.1901, Су­ра­бая – 21.6.1970, Джа­кар­та), гос. и по­ли­тич. дея­тель Ин­до­не­зии. Пер­вый пре­зи­дент Ин­до­не­зии (1945–67). Отец Су­кар­но­пут­ри Ме­га­ва­ти . Из се­мьи учи­те­ля. В 1926 окон­чил Тех­но­ло­гич. ин-т в г. Бан­дунг (Зап. Ява), ин­же­нер. В 1927 ос­но­вал На­цио­наль­ную пар­тию Ин­до­не­зии , вы­сту­пав­шую за дос­ти­же­ние не­за­ви­си­мо­сти Ин­до­не­зии. В 1929 и 1933 аре­сто­вы­вал­ся ни­дерл. ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми, до 1942 на­хо­дил­ся в ссыл­ке. В пе­ри­од япон. ок­ку­па­ции (1942–45) со­труд­ни­чал с ок­ку­па­ци­он­ны­ми вла­стя­ми.

Читайте также: