Индоевропейцы и проблема их прародины кратко

Обновлено: 07.07.2024

ИНДОЕВРОПЕ́ЙЦЫ, древ­няя эт­нич. общ­ность, но­си­те­ли ин­до­ев­ро­пей­ско­го пра­язы­ка, пред­ка ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ков . Вре­мя и аре­ал су­ще­ст­во­ва­ния И. со­став­ля­ет од­ну из важ­ней­ших проб­лем ин­до­ев­ро­пе­ис­ти­ки . По совр. пред­став­ле­ни­ям, рас­пад ин­до­ев­ро­пей­ской общ­но­сти про­изо­шёл не позд­нее 4-го тыс. до н. э. Во­прос о мес­те оби­та­ния И. мо­жет быть ре­шён на ос­но­ве линг­ви­стич. ре­кон­ст­рук­ций с при­вле­че­ни­ем дан­ных ар­хео­ло­гии. На пра­ро­ди­не И. бы­ли, не­сом­нен­но, рас­про­ст­ра­не­ны волк (рус. волк, то­хар­ское Б walkwe и др.) и мед­ведь [греч. ἄρϰτος , хет­тское hart(ag)ga- и др.], ве­ро­ят­но, ло­сось (рус. ло­сось, то­хар­ское Б laks – ры­ба и др.), ро­сли ель или пих­та (древ­не­верх­не­не­мецкое tan­na, хет­тское ta­nau), боя­рыш­ник [др.-ирл. aide – боя­рыш­ник (род. п.), хет­тское hat(t)-alk í s­nas – колючий кустарник], воз­мож­но, так­же клён (лат. acer, хет­т­ское hikkar-). Из-за не­до­ста­точ­но­сти на­дёжных данных такого рода су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во ги­по­тез о воз­мож­ной пра­ро­ди­не индоевропейцев. Т. В. Гам­кре­лид­зе и Вяч. Вс. Ива­нов по­ме­ща­ют пер­вич­ную пра­ро­ди­ну И. в Ма­лой Азии – ис­то­рич. ареа­ле хет­то-лу­вий­ских язы­ков . По мне­нию И. М. Дья­ко­но­ва , О. Н. Тру­ба­чё­ва , рос. фи­ло­ло­га Л. А. Гин­ди­на, пра­ро­ди­ну И. сле­ду­ет ис­кать на се­ве­ре Бал­кан­ско­го п-ова; нем. ис­сле­до­ва­тель В. П. Шмидт и польск. учё­ный В. Мань­чак по­ме­ща­ют её в бас­сей­не Вис­лы; с точ­ки зре­ния рос. ар­хео­ло­гов Е. Н. Чер­ных и Н. Я. Мер­пер­та , она на­хо­ди­лась в Цир­кум­пон­тий­ской зо­не, по мне­нию амер. ар­хео­ло­га М. Гим­бу­тас, – в Вол­го-Кас­пий­ском ре­гио­не. Дру­гие сто­рон­ни­ки ев­роп. про­ис­хо­ж­де­ния И. по­ме­ща­ют их пра­ро­ди­ну на юге Вост. Ев­ро­пы и За­ура­лья и свя­зы­ва­ют её с ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра­ми осед­лых зем­ле­дель­цев ( гу­мель­ниц­кая куль­ту­ра , три­поль­ская куль­ту­ра и др.) и по­движ­ных ско­то­во­дов ( хва­лын­ско-сред­не­сто­гов­ская куль­ту­ра, но­во­да­ни­лов­ская куль­ту­ра); с по­след­ни­ми и их на­след­ни­ка­ми – пер­вы­ми строи­те­ля­ми кур­га­нов брон­зо­во­го ве­ка (4–3-е тыс.: ям­ная куль­ту­ра на юге Вост. Ев­ро­пы, ке­ми-обин­ская куль­ту­ра в Кры­му, воз­мож­но, но­во­сво­бод­нен­ская куль­ту­ра и май­коп­ская куль­ту­ра на Сев. Кав­ка­зе, а так­же Март­ко­пи-Бе­де­ни в За­кав­ка­зье и др.) – пред­по­ло­жи­тель­но ото­жде­ст­в­ля­ют пред­ков ари­ев . С рас­се­ле­ни­ем И. из это­го оча­га со­от­но­сят куль­ту­ры ев­ра­зий­ско­го степ­но­го поя­са 2-го тыс. ( аба­шев­ская куль­ту­ра , син­таш­тин­ская куль­ту­ра , сруб­ная куль­ту­ра , ан­д­ро­нов­ская куль­ту­ра ) и сформи­ро­вав­шие­ся на их ос­но­ве куль­ту­ры фи­на­ла брон­зо­во­го ве­ка ( ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ра ). В это же вре­мя сле­ды И. об­на­ру­жи­ва­ют к югу от Кав­ка­за (име­на на близ­ком к пра­ин­до­иран­ско­му язы­ке в кли­но­пис­ных до­ку­мен­тах Ми­тан­ни, 14 в. до н. э.); им при­пи­сы­ва­ют не­ко­то­рые куль­ту­ры 2–1-го тыс. до н. э. Сев. Ира­на и Бак­трий­ско-Мар­ги­ан­ско­го ре­гио­на. С зап. груп­па­ми И. свя­за­ны шну­ро­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ры [ фать­я­нов­ская куль­ту­ра , ба­ла­нов­ская куль­ту­ра, сред­не­днеп­ров­ская куль­ту­ра , уне­тиц­кая куль­ту­ра, сак­со­но-тю­ринг­ская куль­ту­ра, Зло­та , бое­вых (ладь­е­вид­ных) то­по­ров куль­ту­ра и др.].

Истории всех народов уходят своими корнями в глубокую древность. Зачастую люди преодолевали большие расстояния в поисках подходящих условий для своих жилищ. Подробнее о том, кто такие индоевропейцы и как они связаны со славянами, вы сможете узнать из этой статьи.

Кто это?

Индоевропейцами называют носителей индоевропейского языка. В настоящее время к этой этнической группе относят:

  • Славян.
  • Германцев.
  • Армян.
  • Индусов.
  • Кельтов.
  • Греков.

Почему же эти народы называют индоевропейскими? Почти два столетия назад было обнаружено огромное сходство между европейскими языками и санскритом – наречием, на котором говорят индийцы. В группу индоевропейских языков входят практически все европейские языки. Исключение составляют финский, тюркский и баскский языки.

кто такие индоевропейцы

Исконным местом обитания индоевропейцев была Европа, но в связи с кочевым образом жизни большинства народов, распространился далеко за первоначальную территорию. Сейчас представителей индоевропейской группы можно встретить на всех континентах мира. Исторические корни индоевропейцев уходят далеко в прошлое.

Прародина и предки

Вы можете спросить, как же получилось так, что санскрит и европейские языки имеют похожее звучание? Существует множество теорий того, кто такие индоевропейцы. Некоторые ученые предполагают, что предком всех народов с похожими языками были арийцы, которые в результате переселений и образовали различные народы с разными наречиями, которые остались схожи в главном. Мнения расходятся и насчет прародины индоевропейцев. Согласно курганной теории, распространенной в Европе, родиной этой группы народов можно считать территории Северного Причерноморья, а также земель между Волгой и Днепром. Почему же тогда так различается население разных стран Европы? Все обуславливается различием климатических условий. После освоения технологий одомашнивания лошадей и изготовления бронзы, предки индоевропейцев стали активно мигрировать в разные направления. Различие территорий и объясняет отличия в расово-антропологических типах европейцев, которые формировались много лет.

прародина индоевропейцев

Исторические корни

Кого же все-таки можно считать предками индоевропейцев? Это зависит от территории, с которой берет начало индоевропейский язык. Более или менее серьезных теорий несколько:

  • Первый вариант – Передняя Азия или Западный Азербайджан.
  • Второй вариант, который мы уже описали выше – это определенные земли Украины и России, на которых располагалась так называемая курганная культура.
  • И последний вариант – восточная или центральная Европа, а более точно – долина Дуная, Балканы или Альпы.

как связаны индоевропейцы и славяне

Следы былой общности

Несмотря на обособление народов, следы общности легко прослеживаются у разных потомков индоевропейцев. Какие следы былой общности индоевропейцев можно привести в доказательство?

какие следы былой общности индоевропейцев

Генетические маркеры индоевропейцев

Главной отличительной особенностью индоевропейцев является только языковая общность. Несмотря на некоторую схожесть, разные народы индоевропейского происхождения весьма сильно отличаются друг от друга. Но существуют и другие доказательства их общности. Генетические маркеры хоть и не доказывают единого происхождения этих народов на 100%, но все же добавляют больше общих признаков.

Больше всего среди индоевропейцев распространена гаплогруппа R1. Ее можно встретить у народов, населявших территории Центральной и Западной Азии, Индии и Восточной Европы. Но у некоторых индоевропейцев это ген обнаружен не был. Ученые считают, что язык и культура праиндоевропейцев передавались у этих людей не с помощью браков, а с помощью торговли и социально-культурных коммуникаций.

современные народы потомки индоевропейцев

Кто относится

Многие современные народы – потомки индоевропейцов. К таковым можно отнести индо-иранские народы, славяне, балты, романские народы, кельты, армяне, греки и германские народы. Каждая группа, в свою очередь, делится на другие, более мелкие группы. Славянская ветвь подразделяется на несколько ответвлений:

Южная, в свою очередь, делится на такие известные народы, как сербы, хорваты, болгары, словенцы. Есть среди индоевропейцев и полностью вымершие группы: тохары и анатолийские народы. Самой древними народами считаются хетты и лувийцы, которые появились на Ближнем Востоке за две тысячи лет до нашей эры. Есть среди индоевропейской группы и один народ, который не владеет индоевропейским языком: это баски. Баскский язык считается изолированным и до сих пор точно не установлено, откуда он берет свое начало.

современные потомки индоевропейцев

Проблемы

расселение индоевропейцев

Расселение

Индоевропейцы изначально были оседлыми народами, а основным их занятием считалось пашенное земледелие. Но с климатическими изменениями и пришедшим холодом им пришлось начать осваивать соседние земли, которые были более благоприятны для жизни. С начала третьего тысячелетия до нашей эры кочевой образ жизни стал нормой для индоевропейцев. В ходе переселений они часто вступали в военные конфликты с племенами, проживавшими на землях. Многочисленные стычки нашли отражение в легендах и мифах многих европейских народов: иранцев греков, индийцев. После того как народы, населявшие Европу, сумели приручить лошадей и изготавливать изделия из бронзы, переселение набрало еще большие обороты.

Как связаны индоевропейцы и славяне? Понять это можно, если проследить за расселением индоевропейских народов. С юго-востока Евразии началось их распространение, которое затем продвинулось на юго-запад. В результате индоевропейцы заселили всю Европу до Атлантики. Часть поселений находилась на территории угро-финских народов, но дальше них не пошла. Уральские горы, которые являлись серьезным препятствием, остановили индоевропейское расселение. На юге они продвинулись значительно дальше и расселились на территории Ирана, Ирака, Индии и Кавказа. После того как индоевропейцы расселились по Евразии и снова стали вести оседлый образ жизни, их общность начала распадаться. Под влиянием климатических условий народы становились все более и более непохожими друг на друга. Сейчас мы можем заметить, какое сильно влияние на антропологию оказали условия проживания индоевропейцев.

Итоги

Современные потомки индоевропейцев населяют многие страны мира. Они говорят на разных языках, едят разную пищу, но все же имеют общих далеких предков. У ученых до сих пор осталось много вопросов о предках индоевропейцев и их расселении. Остается надеяться, что со временем все же на них будут получены исчерпывающие ответы. Равно как и на главный вопрос: "Кто такие индоевропейцы?".

Какое странное слово – индоевропейцы. Где Индия и где Европа. Вряд ли кто может перепутать, например, норвежца с представителем какого-либо из народов Индостана. Тем не менее, это понятие существует и используется даже в строгой академической науке. К индоевропейцам относятся шведы и таджики, русские и армяне, англичане и курды, и множество других, казалось бы, абсолютно несхожих и не связанных друг с другом народов. Так что же их объединяет, откуда они взялись и почему рассеяны по такой огромной территории?

На данный момент индоевропейцы действительно составляют примерно треть человечества. На сегодняшний день их численность достигает 2.5 миллиардов. Это самое крупное сообщество в населении земли, которое включает в себя множество различных народов. Объединяют их языки, точнее говоря, не сами языки, а их происхождение. Все они ведут свое начало, по-видимому, из одного источника. Языка, который называют праиндоевропейский .

Существовал он в V-IV тыс. до н. э. и на данный момент уже реконструирован. Здесь надо отметить, что большинство языков земли делится на семь крупных языковых семей, то есть языков имеющих общее происхождение. Индоевропейская семья входит в это число и является самой большой из них. И самой загадочной. Неизвестны ни исходная территория обитания, ни пути миграций индоевропейских племен, которые привели к заселению огромных пространств и сопровождавшиеся покорением и ассимиляцией местных племен. Ответы на эти вопросы являются основными задачами отдельного раздела истории – индоевропеистики .

Проблема прародины индоевропейцев находится в центре внимания историков, археологов и лингвистов уже более ста лет. Было выдвинуто и отброшено множество различных гипотез. На сегодняшний день в индоевропеистике рассматриваются всего лишь три возможных варианта. Нет, конечно, существуют еще несколько гипотез, но всерьез они не рассматриваются ввиду отсутствия достойной внимания аргументации и используются, скорее, в идеологических целях.

Очень распространена теория происхождения индоевропейцев на Балканском полуострове. Эта гипотеза подкреплена большим массивом археологических материалов, но вызывает серьезные возражения лингвистов.

Не уступает ей по популярности теория, локализующая индоевропейскую прародину в степях северного Причерноморья. Большим подспорьем этой гипотезы выступает факт, что на территории северного Причерноморья найдены самые ранние следы одомашнивания лошадей. То, что именно индоевропейцы первыми одомашнили лошадь и изобрели верховую езду, уже давно не вызывает никаких сомнений.

Есть и третья, достойная внимания гипотеза – анатолийская. Она размещает исходную территорию индоевропейцев в западной Анатолии и на Армянском нагорье. Эта версия очень серьезно обоснована с языковой, лингвистической, точки зрения.

Можно констатировать, что единодушия, по вопросу происхождения индоевропейцев, нет. Но, если присмотреться, то можно заметить, что все три гипотезы объединяет один географический объект – Черное море. Все они располагают прародину индоевропейцев на территориях вокруг него. И, наверное, уже можно сказать, что индоевропейцы появились на территориях, прилегающих к Черному морю и отсюда начали свое распространение.

Движение индоевропейцев привело к появлению огромного количества народов говорящих на языках имеющих общее происхождение. Эта семья языков делится на 12 групп, и только одна из них, германская, включает в себя более 15 живых языков и не меньшее количество мертвых. Другие группы не уступают ей, а то и превосходят. Но не надо думать, что все эти народы прямые потомки тех самых древних индоевропейцев. Нет, скорее всего, сами индоевропейцы давно растворились среди массы местного населения территорий, куда они приходили, но передали свой язык и культуру.

На основе этого языка и этой культуры возникли в дальнейшем великие цивилизации – индийская, греческая, европейская, русская, и многие другие. Небольшая группа племен из районов, прилегающих к Черному морю оставила свой след в истории. Огромный. И навсегда.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.


Нельзя не признать, что эти основания являются достаточно веским аргументом в пользу нордической теории для локализации географического ареала прародины индоевропейцев.
Правда, самые ранние представители нордической теории (Куно в 1883 г., Заборовски в 1898 г.) полагали, что весь район от Северного до Каспийского моря должен рассматриваться как континуум, в котором сформировался индоевропейский праязык и развилась культура протоиндоевропейцев.

Таким образом, здравый смысл подсказывает, что следует искать более ограниченный ареал прародины индоевропейцев, где могла бы развиться гомогенная культура и откуда может быть
прослежено её распространение.


Г. Бендер предложил в качестве колыбели индоевропейцев район между Неманом и Вислой, который играл второстепенную роль во времена европейской протоистории. (Bender H. H. The Home of Indo-Europeans. Princetown, 1922. P. 55). Однако, по мнению Г. Бендера, преимущество этого района состоит в том, что он населён в настоящее время литовцами — народом, который в течение целого ряда веков сохранил индоевропейский язык в чрезвычайной чистоте и который принадлежит к нордической расе.

Л. Козловски, помещавший прародину индоевропейцев также в Литву, высказал предположение, что Литва была в доисторические времена более крупным культурным центром, чем это предполагалось ранее. (Kozlowski L. Mlosa epoqua kamienna w Polsce. Wars’zawa, 1924.)
Тем не менее археологические свидетельства, происходящие из Литвы, показывают, что этот район, густо покрытый лесом, за исключением немногих дюн, являвшийся убежищем протонеолитических охотников, стал центром неолитической цивилизации поздно и не был
крупным центром концентрации населения.

По мнению Г. Чайлда, культура и, вероятно, колонисты пришли туда,
уже обладая достаточно высоким уровнем развития, из каких-то других мест. Имея в виду нордическую гипотезу происхождения индоевропейцев, Г. Чайлд полагал, что двумя возможными центрами, куда можно поместить индоевропейскую прародину, были Скандинавия и Южная Россия. (Child V. G. The Aryans… P. 166.)



Южная Россия укладывается в нордическую гипотезу, как индоевропейская прародина потому, что в обнаруженных там
самых ранних могилах послеледникового периода, увенчанных курганами, содержащих скорченные скелеты, покрытые красной охрой, были похоронены в основном люди нордического типа — высокие долихоцефалы. Число же брахицефалов было невелико.
Климат и другие природно-географические черты южнорусских степей в большой степени соответствуют природно-географическим характеристикам индоевропейской колыбели, реконструированной по
данным лингвистики. Точно так же археологическая культура южнорусских курганов напоминает праиндоевропейскую культу.


По Геродоту, Геррос — курганы царских скифов- сколотов (сколт = кельт)

Праиндоевропейцы занимались земледелием и имели развитое скотоводство. Они приручили лошадь, которая играла важную роль в их жизни. Праиндоевропейцы знали один металл — медь,
и, без сомнения, им были знакомы изделия из металла.



Повозка , запряжённая квадригой коней. Курган Куль-Оба, Керчь, Крым

Люди нордического типа, похороненные в южнорусских курганах, занимались скотоводством, поскольку в могилах найдены кости домашних животных, не только овец и другого мелкого скота,
но и кости лошади. В одной из охровых могил была найдена глиняная модель повозки, подобной тем, которые использовали праиндоевропейцы. Такие же крытые повозки служили жилищами. Это обстоятельство наряду с бедностью могил подтверждает предположение, что люди из южнорусских курганов были частично кочевниками подобно скифам и гетам.


Однако большое число погребений, расположенных на различных уровнях в одном и том же кургане, предполагает продолжительную оккупацию некоторых районов на более-менее долгое время. Обитатели Южной России начинали понемногу осваивать земледелие: в некоторых
курганах было найдено зерно. В зрелый период развития их цивилизации некоторые из них стали вести оседлый образ жизни, поселяясь в деревнях, построенных в плодородных долинах или на
побережье. Эта нордическая народность из южнорусских курганов жила в периоде халколита (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень) — медно-каменный век (4300 — 3300 г.г. до н.э.).


В самых старых погребениях южнорусских курганов медно-каменного века преобладают орудия труда и оружие, выполненные из камня, кремня, дерева и кости, но почти повсюду находят маленькие вещицы из чистой меди. Серебро в южнорусских курганах распространено гораздо более широко, чем в любом другом районе Европы в это время.
Золото встречается только а долине Кубани.

Южнорусское вооружение близко соответствует вооружению праиндоевропейцев, воссозданному с помощью индоевропейского лингвистического словаря. Особенно характерны сверлёные каменные или медные топоры. Кремневые наконечники стрел так же явно указывают на знакомство с луком, как и данные лингвистики.
Г. Чайлд отмечал также относительное единообразие археологического материала и погребального ритуала, характерное для южнорусских курганов по всей территории от Каспия до Днепра.


Как известно, уже давно стала традиционной точка зрения, что носителями индоевропейских языков в Европе явились племена, принадлежавшие к кругу археологической культуры Боевых топоров, миграции которых начались в конце III тыс. до н. э. Экспансию этих культур считают движением индоевропейцев с прародины. Ряд исследователей полагает, что исходным ареалом экспансии культур
боевых топоров были южнорусские степи, а существовавшая здесь в III тыс. до н. э. древнеямная или курганная археологическая культура представляла собой общую праиндоевропейскую культуру,
продвижение которой на запад являлось рассеянием индоевропейцев.



У этой точки зрения имеются, однако, противники. В статьях Л. С. Клейна доказывается невозможность выведения культур боевых топоров из южнорусских степей. Он показывает, что в этом ареале у культур боевых топоров отсутствовали генетические корни-прототипы, а также переходные звенья для них из более ранних местных культур. К тому же Л. С. Клейн придерживается поздней хронологии в отношении культур бронзового века, существовавших в древнерусских степях. В его работах, а также в работах других исследователей приводятся
аргументы в пользу противоположного направления миграции культур боевых топоров: не с востока на запад, а с запада на восток. Приводятся центрально-европейские прототипы для
основных элементов культур боевых топоров: амфоры, кубки, топоры, шнуровая керамика. (Клейн Л. С. Новые данные о хронологических взаимоотношениях ямной и катакомбной культур // ВЛУ, I960. № 20. С. 144-148; он же. Краткое обоснование миграционной гипотезы о происхождении катакомбной культуры // ВЛУ, 1962. № 2. С. 74-87; он же. Генераторы народов // Бронзовый и железный век Сибири / Под ред. В. Е. Ларичева. Новосибирск, 1974. С. 126-134)

Сам Г. Чайлд, склонявшийся к мысли, что культура южнорусских курганов энеолита и бронзового века напоминает культуру индоевропейской прародины, вынужден был допустить, что
достоинства южнорусских степей как ареала предполагаемой прародины сводятся на нет неясностью датировок, характерных для южнорусских курганов.

М. И. Ростовцев по стилю вещей датировал могилы медного
века на Кубани временем до 2500 г. до н. э. Б. В. Фармаковский на том же основании датировал их временем на 1000 лет позже. Обратив внимание на столь значительное различие, Г. Чайлд отмечал, что если датировка Б. В. Фармаковского верна, то оказывается, что северные культуры медного века в Ютландии и Центральной Германии старше, чем аналогичные культуры в Южной России. (Child V. G. The Aryans… P. 199.) В таком случае южнорусский ареал теряет свой приоритет в качестве возможной прародины индоевропейцев.

Соответствие природно-географических характеристик южнорусских степей природно-географической картине индоевропейской прародины, восстанавливаемой по данным лингвистики, также является достаточно зыбким основанием для каких-либо бесспорных утверждений.

Дело в том, что изыскания в области лингвистической палеонтологии допускают самые различные толкования. Достаточно привести несколько примеров. Ещё со времен О. Шрадера, основываясь на данных лингвистического индоевропейского словаря, полагали, что климат прародины индоевропейцев был суров. Снег и дождь были хорошо знакомыми явлениями, в то время как лето было жарким. Одним словом, климат был континентальным. Однако такой климат царит повсюду на евроазиатском континенте севернее евроазиатской горной оси и восточнее Альп. (Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история. С. 123.)

Г. Чайлд считал, что вряд ли прародина индоевропейцев была высокогорным краем. Ссылаясь на О. Шрайдера, он писал, что индоевропейцы скорее жили в окружении лесов, чем высоких гор. (Child V. G. The Aryans… P. 89.)

Флора прародины индоевропейцев, восстанавливаемая по данным индоевропейского словаря, также допускает различные толкования по поводу местоположения ареала их первоначального обитания. Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. В. Иванов восстанавливают названия следующих деревьев и растений, характерных для индоевропейской прародины: дуб, береза, бук, граб, ясень, осина, ива, ветла, тис, сосна, пихта, ореховое дерево, вереск, роза, мох.
Такой характер растительности как будто свидетельствует о южном расположении прародины.




То обстоятельство, что берёза и дуб были самыми распространёнными видами флоры, придаёт прародине индоевропейцев более северный характер, чем тот, который вытекает из горной гипотезы Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. В. Иванова.

Существуют ещё соображения экономического и географического порядка, дающие представление о том, что южнорусские степи не могли быть исходной областью рассеяния индоевропейцев. Эти соображения четко изложены Л. С. Клейном (Клейн Л. С. Генераторы народов… С. 126-134).


Скифо-сибирский мир Евразии и города-государства Причерноморья (V)

Монгольский и семитский генераторы народов адекватно подходят под это определение.

Изначальный очаг рассеяния татаро-монгольских племён был окружен кольцом безжизненных пустынь. Крышкой этого котла служили густые таёжные леса Сибири, непригодные для пастбищ. С востока его ограничивал не слишком далеко находящийся берег Тихого океана, с юга — Великая Китайская стена и китайские пограничные гарнизоны. Оставался единственный выход — на запад.


Таким образом, если по приведенным выше основаниям исключить южнороссийский ареал как возможную прародину индоевропейцев, то в рамках нордической теории происхождения индоевропейцев, остается лишь север Европы — Скандинавия и скандинавская гипотеза. С антропологической точки зрения скандинавская гипотеза безупречна. Нордический этнический тип прослеживается во все времена протоисторической иисторической эпохи в самых ранних человеческих останках из поселений на севере Европы. Как известно, и сегодня скандинавы сохраняют его в чистоте, равной которой нет ни в одном другом месте.

Читайте также: